Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СОВМЕСТНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ'

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СОВМЕСТНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВМЕСТНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафарова Евгения Васильевна

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки педагога дошкольного образования к регулированию взаимодействия детей со сверстниками. Представлена базовая теоретическая идея при разработке модели подготовки студентов в области педагогического регулирования совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, в качестве которой выступает компетентностный подход. Определена специфика подготовки педагогов дошкольного образования, основанная на двух позициях: характеристиках современного детства и требованиях профессионального стандарта педагога на разных образовательных уровнях. Выделены ключевые принципы развития современного ребенка дошкольного возраста. При этом делается акцент на изменения в современном пространстве, системе отношений, в самом ребенке. Сложность педагогического участия педагога состоит в том, чтобы сохранить детскую индивидуальность, регулируя при этом общение детей и их совместную деятельность, осуществляя педагогическое взаимодействие с ребенком. В статье представлен анализ подходов к пониманию терминов «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «социальное взаимодействие» в научной литературе. В статье выделены основные закономерности, лежащие в основе профессиональной работы с ребенком в условиях детской группы. При этом рассмотрены отличительные черты взаимодействия детей со сверстниками, этапы развития детского общения, особенности совместной изобразительной деятельности детей, типология участия педагога в этом процессе. Рассматривая взаимодействие детей в группе сверстников, в статье мы предлагаем авторское понимание терминов «совместная продуктивная деятельность», «взаимодействие детей в условиях продуктивной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафарова Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS FOR PEDAGOGICAL REGULATION OF CHILDREN'S JOINT VISUAL ACTIVITIES

The article discusses the features of the professional training of a preschool teacher to regulate the interaction of children with their peers. The basic theoretical idea is presented when developing a model of training students in the field of pedagogical regulation of joint pictorial activity of preschool children, which is a competence-based approach. The specifics of the training of teachers of preschool education are determined, based on two positions: the characteristics of modern childhood and the requirements of the professional standard of a teacher at different educational levels. The key principles of the development of a modern preschool child are highlighted. At the same time, emphasis is placed on changes in the modern space, the system of relations, changes in the child himself. The complexity of the pedagogical participation of the teacher is to preserve the children's individuality, while regulating the communication of children and their joint activities, carrying out pedagogical interaction with the child. The article presents an analysis of approaches to understanding the terms «interaction», «pedagogical interaction», «social interaction» in the scientific literature. The article highlights the main patterns underlying professional work with a child in a children's group. At the same time, the distinctive features of children's interaction with peers, the stages of development of children's communication, the features of children's joint visual activity, the typology of the teacher's participation in this process are considered. Considering the interaction of children in a group of peers, the article presents the author's understanding of the terms «joint productive activity», «interaction of children in conditions of productive activity».

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СОВМЕСТНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

Научная статья УДК 378

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-2-125-66-72 EDN: BDWTVS

Евгения Васильевна Сафарова

Ассистент кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1 eva.safarova.1992@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7347-3755

Специфика профессиональной подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей

Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки педагога дошкольного образования к регулированию взаимодействия детей со сверстниками. Представлена базовая теоретическая идея при разработке модели подготовки студентов в области педагогического регулирования совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, в качестве которой выступает компетентностный подход. Определена специфика подготовки педагогов дошкольного образования, основанная на двух позициях: характеристиках современного детства и требованиях профессионального стандарта педагога на разных образовательных уровнях. Выделены ключевые принципы развития современного ребенка дошкольного возраста. При этом делается акцент на изменения в современном пространстве, системе отношений, в самом ребенке. Сложность педагогического участия педагога состоит в том, чтобы сохранить детскую индивидуальность, регулируя при этом общение детей и их совместную деятельность, осуществляя педагогическое взаимодействие с ребенком. В статье представлен анализ подходов к пониманию терминов «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «социальное взаимодействие» в научной литературе. В статье выделены основные закономерности, лежащие в основе профессиональной работы с ребенком в условиях детской группы. При этом рассмотрены отличительные черты взаимодействия детей со сверстниками, этапы развития детского общения, особенности совместной изобразительной деятельности детей, типология участия педагога в этом процессе. Рассматривая взаимодействие детей в группе сверстников, в статье мы предлагаем авторское понимание терминов «совместная продуктивная деятельность», «взаимодействие детей в условиях продуктивной деятельности».

Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов; педагог дошкольного образования; совместная изобразительная деятельность; педагогическая деятельность; продуктивная деятельность; дошкольный возраст; взаимодействие; общение

Материал подготовлен в рамках гранта РФФИ № 19-313-9002/19

Для цитирования: Сафарова Е. В. Специфика профессиональной подготовки студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125). С. 66-72. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-66-72. https://elibrary.ru/bdwtvs.

Original article

Evgenia V. Safarova

Assistant of the department of preschool pedagogy and psychology, FSBEI HE «Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky». 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1 eva.safarova.1992@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7347-3755

Specificity of professional training of students for pedagogical regulation of children's joint visual activities

Abstract. The article discusses the features of the professional training of a preschool teacher to regulate the interaction of children with their peers. The basic theoretical idea is presented when developing a model of training students in the field of pedagogical regulation of joint pictorial activity of preschool children, which is a competence-based approach. The specifics of the training of teachers of preschool education are determined, based on two positions: the characteristics of modern childhood and the requirements of the professional standard of a teacher at different educational levels. The key principles of the development of a modern preschool child are highlighted. At the same

© Сафарова Е. В., 2022

time, emphasis is placed on changes in the modern space, the system of relations, changes in the child himself. The complexity of the pedagogical participation of the teacher is to preserve the children's individuality, while regulating the communication of children and their joint activities, carrying out pedagogical interaction with the child. The article presents an analysis of approaches to understanding the terms «interaction», «pedagogical interaction», «social interaction» in the scientific literature. The article highlights the main patterns underlying professional work with a child in a children's group. At the same time, the distinctive features of children's interaction with peers, the stages of development of children's communication, the features of children's joint visual activity, the typology of the teacher's participation in this process are considered. Considering the interaction of children in a group of peers, the article presents the author's understanding of the terms «joint productive activity», «interaction of children in co nditions of productive activity».

Keywords: professional training of students; teacher of preschool education; joint visual activity; pedagogical activity; productive activity; preschool age; interaction; communication

Material prepared within the framework of the RFBR grant № 19-313-9002/19

For citation: Safarova E. V Specificity of professional training of students for pedagogical regulation of children's joint visual activities. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(2): 66-72. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-66-72. https://elibrary.ru/bdwtvs.

Введение

Современное вузовское образование направлено на формирование у студентов ключевых компетенций. Педагог дошкольного образования должен быть специалистом, для которого профессиональная деятельность направлена на развитие интеллекта и личности ребенка, сохранение его индивидуальности и внутренней свободы. Все это предполагает его собственную активность, проявление творчества, готовность к постоянному самообразованию и саморазвитию.

Базовой теоретической идеей при разработке модели подготовки студентов в области педагогического регулирования совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста стала идея компетентностного подхода, широко обсуждаемая в настоящее время в психологии и педагогике (О. В. Акулова, В. А. Адольф, А. Г. Бермус, В. А. Бодров, И. С. Батракова, Г. А. Бордовский, Е. В. Баранов, В. Н. Введенский, Н. Ф. Ефремова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Н. Ф. Радионова, Дж. Равен, Н. Н. Суртаева, А. П. Тряпицына З. И. Колычева, О. Н. Шахматова, Д. С. Цодикова, Н. В. Чекалева и др.).

В контексте нашего исследования компетент-ностный подход может быть рассмотрен с двух позиций. Прежде всего, с точки зрения формирования у студентов специальных компетенций, связанных с особенностями изобразительной деятельности. Эти компетенции определяют возможность подачи образцов отображения действительности в обучении детей рисованию, лепке, аппликации и носят индивидуальный характер как у педагога, так и ребенка. Кроме того, в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования крайне важно сформировать компетенции, необходимые для

регулирования совместной изобразительной деятельности детей, то есть процесса реализации общих замыслов дошкольников.

Основная часть

Анализ изменений, произошедших в сфере образования в последние десятилетия, позволяет утверждать, что компетентностный подход является адекватным ответом на требования времени. Нами была подробно изучена специфика профессиональной подготовки педагога дошкольного учреждения. При определении особенностей подготовки педагогов дошкольного образования мы исходили из двух позиций: характеристики современного детства и специфики подготовки педагогов дошкольного образования на основе учета требований проекта профессионального стандарта педагога на разных образовательных уровнях [Федеральный государственный ... , 2013].

Профессионально-педагогическая подготовка студента — процесс, который обеспечивает развитие педагогического сознания, системы специальных умений, в целом личности педагога; его характерными признаками являются целостность, дифференцированность и поэтапная его организация [Деятельность педагогических работников ... , 1997].

В свою очередь, проблема подготовки педагога дошкольного учреждения является ключевой, так как дошкольный возраст очень важен в развитии и становлении личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет качества современного дошкольника и определяет дошкольное образование как первичную образовательную ступень. Центральными являются следующие принципы, описанные в стандарте:

— сохранение специфики и диверсификации детства, поддержка эксклюзивности и неповторимости дошкольного детства как значительного этапа в развитии человека;

— амплификация детского развития, создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

— содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности, учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Во всех документах делается акцент на изменения в современном пространстве, системе отношений, в самом ребенке, что влечет за собой изменения в выстраивании характера взаимодействия с ним. Термин «взаимодействие» широко рассматривается в современной научной литературе. Это связанно с тем, что происходят значительные изменения в социокультурной ситуации. Взаимодействие — философская категория, процесс, происходящий как минимум между двумя системами, которые воздействуют друг на друга и определяют развитие и возникновение новых свойств объектов. Взаимодействие всегда носит целенаправленный и конкретный характер, данная категория широко раскрывается в спектре гуманитарных работ.

При этом педагогическое взаимодействие есть социальное взаимодействие, которое осуществляется в условиях педагогического процесса и определяется целями развивающего характера по отношению к субъектам взаимодействия; при этом цели такого взаимодействия могут в разной степени осознаваться каждым субъектом [Абра-менкова, 2008; Бакушенский, 2009; Волков, 2004; Комарова, 2017; Лабунска, 1970]. Педагогическое взаимодействие — это процесс, направленный на сопровождение развития личности ребенка. Главная цель педагогического взаимодействия — организация сотрудничества, которая дает старт социальной жизни человека и определяет равноправие в отношениях [Белкина, 2014а; Сафарова, 2018].

Мы выделили несколько фактов, которыми объясняются потребности в современном исследовании подходов к проблеме педагогического

взаимодействия на разных уровнях образовательной системы. Во-первых, содержание и формы педагогического взаимодействия с течением времени меняются, учет этого факта помогает определить стратегию и тактику успешного и эффективного взаимодействия. Во-вторых, в современных исследованиях освещается разработка новых технологий педагогического взаимодействия, и это главное свидетельство того, что данная категория развивается и применяется в педагогической практике [Коник, 2019; Кожано-ва, 2017].

Изучая теоретическую литературу и результаты собственного исследования по проблеме подготовки будущих педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности, мы выделили основные принципы, лежащие в основе педагогической работы с ребенком в условиях детской группы: принцип индивидуализации, принцип вариативности, принцип креативности, принцип сотрудничества. Эти принципы определяют и ведущие подходы к процессу формирования профессиональных компетенций у студентов в области регулирования взаимодействия детей со сверстниками: аксиологический, определяющий развитие ценностной основы работы с детьми, уважительное отношение к личности ребенка; субъектно-деятельностный, позволяющий студенту реализовать творческий потенциал в процессе обучения и быть готовым к восприятию ребенка как субъекта взаимодействия и взаимоотношений; рефлексивный, сутью которого является понимание смысла профессиональной работы с каждым ребенком и детской группой, соотнесение своего профессионального «Я» с требованиями профессии [Белкина, 2016].

Взаимодействие детей со сверстниками в научных работах рассматривается как особая психолого-педагогическая проблема. Взрослый на протяжение всего дошкольного детства является для ребенка проводником в исследовании окружающего мира, однако длительное участие в диаде «ребенок — взрослый» приводит к искажению детской личности. Этот факт был раскрыт в работах Т. А. Репиной, Т. П. Гавриловой, Г. А. Цукерман. Напротив, взаимодействие детей со сверстниками наиболее эффективно. Во-первых, общение со сверстником — одна из главных потребностей детей, и оно будет происходить независимо от того, участвует ли взрослый. Ребенок дошкольного возраста наиболее склонен к социальной жизни. Во-вторых, отношения со взрослым всегда иерархичны, а во взаимодействии со сверстником ребенок попадает в ситуацию относительного равноправия, что, в

свою очередь, дает толчок для развития самооценки и осознания собственной личности. В-третьих, во взаимодействии ребенка с ровесником моделируются отношения, которые помогают ребенку в дальнейшем осознать смысл независимых действий человека в условиях его социального контакта [Арушанова, 2015; Зимняя, 1997; Свирская, 2008; Фрумин, 1996].

Продуктивная деятельность, одним из видов которой является изобразительная деятельность, наряду с игрой, выступает в качестве ведущего фактора в развитии дошкольника: происходит формирование интеллектуальных функций (внимание, мышление, воображение) и личностных свойств (мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевые качества, способности). В то же время овладение изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) представляет для ребенка сложность [Сафарова, 2019], поэтому сегодня существует множество новых технологических приемов, повышающих интерес ребенка к изображению действительности. Особая трудность возникает в процессе взаимодействия детей в условиях совместной изобразительной деятельности. Все это и позволяет говорить о специфике подготовки педагога к регулированию совместной деятельности дошкольников.

Несколько основных направления такой подготовки следует выделить. Первое — формирование изобразительных умений у самого студента, что носит индивидуализированный характер. Второе — развитие педагогических компетенций, связанных с обучением каждого ребенка навыкам отображения реальности, что тоже сугубо индивидуально. Третье — формирование профессиональных умений регулирования совместной изобразительной деятельности детей, вписывающихся в типологию такого регулирования в зависимости от возраста детей (обучающий, обучающе-корректирующий, направляюще-корректирующий) [Белкина, 2014б]. Как показывают наши данные, большинство педагогов (63,3 %), выделяют главный тип педагогического регулирования детей — направляюще-корректирующий. Обучающе-корректирующий тип выбрали всего 20 % педагогов.

Обратимся к некоторым результатам эмпирического исследования, проведенного нами на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (профиль «Дошкольное образование»), в котором приняли участие 160 человек.

Вначале мы изучили сочинения студентов на тему «Какой взрослый нужен ребенку дошколь-

ного возраста». Студенты отмечали, что взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, сопровождая его в деятельности:

— «Любой взрослый не должен возвышать себя над ребенком, командовать и показывать, кто тут "главный". Прежде всего, взрослый должен быть другом для ребенка, тем, кто сможет помочь, понять и посочувствовать ему».

— «Таким образом, я считаю, что дошкольнику нужен взрослый, который сочетает в себе доброту, заботу. В таком случае между взрослым и ребенком сложатся отношения, построенные на дружбе и любви».

— «Доброжелательное внимание взрослого создает благоприятную эмоциональную атмосферу общения, придает ребенку уверенность в своих силах, ощущение важности его занятий, а оценка стимулирует желание продолжать и совершенствовать свои действия, исправлять ошибки, добиваясь правильного результата».

Далее мы попытались выявить у студентов наиболее значимые, с их точки зрения, качества и умения, которые требуются для организации педагогического взаимодействия с детьми. Для этого нами была разработана экспертная карта, которую заполняли студенты второго и четвертого курсов (80 человек). Как наиболее важные качества и умения студенты выделили для себя «умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми», «способность к сопереживанию детям», «умение развивать творчество детей в условиях общения и совместной деятельности», «умение создавать ситуации для развития детской самостоятельности».

Как видим, с точки зрения понимания сути педагогической деятельности студенты верно расставляют акценты. В то же время опрос более 600 молодых педагогов показал, что многие из необходимых качеств педагога не так просто реализовать в реальной профессиональной ситуации.

Поэтому, возвращаясь к названию нашей статьи, следует отметить, что подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей влечет за собой доработку и расширение содержания учебного плана, а именно включение специальных курсов, таких как «Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста», «Практикум по изобразительной деятельности». Данные курсы обеспечивают теоретическую и практическую подготовку бакалавров к самостоятельному решению задач развития

общения, взаимодействия и сотрудничества в совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Основными задачами курсов являются

— приобретение научных знаний в области проблемы развития взаимодействия и общения дошкольников;

— овладение навыками педагогического регулирования взаимодействия детей дошкольного возраста в совместной изобразительной деятельности (в условиях моделирования педагогических ситуаций, решения кейсов с описанием проблемных ситуаций и т. п.);

— развитие собственных умений изобразительной деятельности и регулирования совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Немаловажным фактором является педагогическая практика студентов, цель которой — закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им компетенций в сфере профессиональной деятельности, в регулировании совместными видами детской деятельности.

Выводы

Таким образом, подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей рассматривается как непрерывный и последовательный процесс, компонентами которого являются саморазвитие, самообразование, самовоспитание, стремление к личностному и профессиональному росту, создание мотивации к обучению каждого студента в благоприятной образовательной деятельности. При этом организация обучения строится таким образом, чтобы студенты выступали субъектами данного процесса. Были выявлены следующие факторы, которые способствуют реализации процесса обучения студентов:

— формирование рефлексивной деятельности в педагогическом процессе, а именно организация критической и аналитической деятельности;

— развитие педагогических и творческих умений и навыков;

— организация педагогического процесса на основе субъектно-субъектных отношений между участниками данной деятельности;

— развитие профессиональной уверенности студентов на основе совершенствования способностей, знаний, умений и навыков.

Библиографический список

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства : учебное пособие. Москва : ПЕР СЭ, 2008. 431 с.

2. Арушанова А. Г. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. программа и технология «Веселый день дошкольника» : монография /

A. Г. Арушанова, С. С. Коленбрит, Е. С. Рыкачева. Краснодар : Издательский дом «ХОРС», 2015. 274 с.

3. Бакушенский А. В. Художественное творчество и воспитание. Москва : Карапуз, 2009. 440 с.

4. Белкина В. Н. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками : монография. Ярославль : ЯГПУ 2014а. 206 с.

5. Белкина В. Н. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях непрерывного педагогического образования : монография. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2014б. 208 с.

6. Белкина В. Н. Проблема подготовки студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками /

B. Н. Белкина, Е. В. Сафарова // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования : материалы Международной научно-практической заочной конференции. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016.

C. 126-130.

7. Волков Б. С. Психология развития человека. Москва : Академический проект, 2004. 224 с.

8. Деятельность педагогических работников дошкольного образования в соответствии с профессиональным стандартом : учебно-методическое пособие / А. Е. Бахмутский, И. В. Гладкая, Е. Н. Глубокова, И. Э. Кондракова. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 1997. 196 с.

9. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. 480 с.

10. Кожанова О. В Формирование личности ребенка в процессе социализации // Всероссийская научно-практическая конференция. Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2017. № 5. С. 360-361.

11. Коник О. Г. Актуальные вопросы развития речи дошкольников и младших школьников. Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста : монография. Ялта : ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», 2019. 300 с.

12. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. ФГОС : учебно-методическое пособие. Москва : Мозаика-Синтез, 2017. 170 с.

13. Зотова И. В. Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности / И. В. Зотова, Н. В. Штумп // Наука, техника и образование. 2018. № 4 (45). С. 79-82.

14. Лабунская Г. В. Художественное воспитание детей в семье : учебное пособие. Москва : Педагогика, 1970. 56 с.

15. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: Образовательная политика. Москва : Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2015. 71 с.

16. Сафарова Е. В. Взаимодействие как междисциплинарная научная категория: обзор подходов к пониманию сущности // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 10. С. 170-174.

17. Сафарова Е. В. Специфика продуктивных видов деятельности дошкольника // Проблемы современного детства : сборник научных трудов. Ч. 2. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. 2018. С. 85-91.

18. Свирская Л. В. 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком. Подсказки родителям и воспитателям: почитаем и подумаем вместе : учебно-методическое пособие. Москва : АСТ, 2008. 160 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1 ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 14.08.2021).

20. Фрумин И. Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием: Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Москва : УВЦ «Инноватор», 1996. 300 с.

Reference list

1. Abramenkova V V Social'naja psihologija detstva = Social psychology of childhood : uchebnoe posobie. Moskva : PER SJe, 2008. 431 s.

2. Arushanova A. G. Razvitie jazykovoj lichnosti doshkol'nika: teorija, opyt. programma i tehnologija «Veselyj den' doshkol'nika» = Development of the language personality of a preschooler: theory, experience. program and technology «Fun Day of a Preschooler» : monografja / A. G. Arushanova, S. S. Kolenbrit, E. S. Rykacheva. Krasnodar : Izdatel'skij dom «HORS», 2015. 274 s.

3. Bakushenskij A. V. Hudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie = Artistic creativity and upbringing. Moskva : Karapuz, 2009. 440 s.

4. Belkina V. N. Psihologo-pedagogicheskie aspekty vzaimodejstvija detej so sverstnikami = Psychological and pedagogical aspects of the interaction of children with peers : monografija. Jaroslavl' : JaGPU, 2014a. 206 s.

5. Belkina V. N. Formirovanie professional'noj kom-petentnosti studentov v uslovijah nepreryvnogo pedagog-icheskogo obrazovanija = Formation of professional competence of students in the conditions of continuing pedagogical education : monografija. Jaroslavl' : JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2014b. 208 s.

6. Belkina V. N. Problema podgotovki studentov k pedagogicheskomu regulirovaniju vzaimodejstvija detej doshkol'nogo vozrasta so sverstnikami = The problem of preparing students for pedagogical regulation of interaction between preschool children and peers / V. N. Belkina, E. V Safarova // Formirovanie professional'noj kompe-tentnosti pedagoga doshkol'nogo profilja v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija : materialy Mezhdunarodnoj

nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. S. 126-130.

7. Volkov B. S. Psihologija razvitija cheloveka = Psychology of human development. Moskva : Akad-emicheskij proekt, 2004. 224 c.

8. Dejatel'nost' pedagogicheskih rabotnikov dosh-kol'nogo obrazovanija v sootvetstvii s professional'nym standartom = Activities of teachers of preschool education in accordance with the professional standard : uchebno-metodicheskoe posobie / A. E. Bahmutskij, I. V. Gladkaja, E. N. Glubokova, I. Je. Kondrakova. Sankt-Peterburg : Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena, 1997. 196 s.

9. Zimnjaja I. A. Pedagogicheskaja psihologija = Pedagogical psychology : uchebno-metodicheskoe posobie. Rostov-na-Donu : Feniks, 1997. 480 s.

10. Kozhanova O. V Formirovanie lichnosti rebenka v processe socializacii = Formation of the child's personality in the process of socialization // Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija. Lichnost' v kul'ture i obrazovanii: psihologicheskoe soprovozhdenie, razvitie, socializacija. 2017. № 5. S. 360-361.

11. Konik O. G. Aktual'nye voprosy razvitija rechi doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov. Vospitanie re-chevogo jetiketa u detej starshego doshkol'nogo vozras-ta = Topical issues of the development of speech of preschoolers and younger schoolchildren. Education of speech etiquette in older preschool children : monografija. Jalta : FGAOU VO «Krymskij federal'nyj universitet im. V. I. Vernadskogo», 2019. 300 s.

12. Komarova T. S. Detskoe hudozhestvennoe tvorchestvo. FGOS = Children's artistic creativity. FSES : uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva : Mozaika-Sintez, 2017. 170 s.

13. Zotova I. V Formirovanie social'no-kommunikativnoj kompetentnosti u detej starshego dosh-kol'nogo vozrasta v teatralizovannoj dejatel'nosti = Formation of social and communicative competence in older preschool children in theatrical activities / I. V. Zotova, N. V. Shtump // Nauka, tehnika i obrazovanie. 2018. № 4 (45). S. 79-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Labunskaja G. V. Hudozhestvennoe vospitanie detej v sem'e = Artistic upbringing of children in the family : uchebnoe posobie. Moskva : Pedagogika, 1970. 56 s.

15. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija: Obrazovatel'naja politi-ka = Approximate main educational program of preschool education: Educational policy. Moskva : Rossijskaja akademija narodnogo hozjajstva i gosudarstvennoj slu-zhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii, 2015. 71 s.

16. Safarova E. V. Vzaimodejstvie kak mezhdiscipli-narnaja nauchnaja kategorija: obzor podhodov k ponima-niju sushhnosti = Interaction as an interdisciplinary scientific category: an overview of approaches to understanding the essence // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2019. № 10. S. 170-174.

17. Safarova E. V. Specifika produktivnyh vidov dejatel'nosti doshkol'nika = The specifics of the produc-

tive activities of the preschooler // Problemy sovremen-nogo detstva : sbornik nauchnyh trudov. Ch. 2. Jaroslavl' : JaGPU im. K. D. Ushinskogo. 2018. S. 85-91.

18. Svirskaja L. V. 76 receptov pravil'nogo obshheni-ja s vashim rebenkom. Podskazki roditeljam i vospi-tateljam: pochitaem i podumaem vmeste = 76 recipes for properly communicating with your child. Tips to parents and educators: read and think together : uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva : AST, 2008. 160 s.

19. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija (utv. prikazom Minis-terstva obrazovanija i nauki RF ot 17 oktjabrja 2013 g.

№ 1155) = Federal State Educational Standard for Preschool Education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013 № 1155). URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1 ecc4ddb4c33/ (data obrashhenija: 14.08.2021).

20. Frumin I. D. Pedagogicheskaja podderzhka: mezhdu pomoshh'ju i vyrashhivaniem: Vospitanie i pedagogicheskaja podderzhka detej v obrazovanii = Pedagogical support: between help and cultivation: parenting and educational support for children in education. Moskva : UVC «Innovator», 1996. 300 s.

Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 16.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted on 24.02.2022; approved after reviewing 16.03.2022; accepted for publication on 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.