Методы воспитания ораторских способностей: выполнение методик для развития четкости произношения, коррекции дикции, артикуляции и эмоциональности речи; выполнение логопедических упражнений для развития ораторских способностей как ежедневно, так и перед выступлениями на публике; повторение скороговорок в различном темпе.
8. Воспитание организаторских способностей у учащихся: развитие способностей управлять группой людей, например, в поэтическом обществе или при выступлении перед публикой, организовывать их деятельность, заинтересовывать и мотивировать на дальнейшее сотрудничество.
Методы воспитания организаторских способностей: участие в поэтических встречах, вебинарах, регулярное общение с поэтическим обществом, изучение социальной структуры группы, взаимодействие с её лидерами, познание уже готового опыта управления группой людей; регулярные выступления перед публикой, отработка навыков управления группами, способностей мотивировать и организовывать деятельность слушателей.
9. Воспитание коммуникабельности и социальной аттрактивности у учащихся: налаживание социальных контактов, умение быстро и легко знакомиться с людьми, производить впечатление интересной, активной и позитивной личности, удерживать формальные и неформальные связи, конструктивно разрешать конфликты, доброжелательно и продуктивно взаимодействовать с людьми в творческих и других аспектах.
Библиографический список
Методы воспитания коммуникабельности и социальной аттрактивности: регулярное знакомство с новыми людьми из различных социальных групп, имеющими разные социальные статусы, поддержание общения и взаимодействия с ними; проявление активной конструктивной позиции в процессе разрешения конфликтов, участие в дискуссиях; преодоление тревожности, которая может проявляться как в качестве черты личности, так и исключительно в стрессовых ситуациях.
Таким образом, воспитание лидерских качеств одаренных учащихся в процессе развития их поэтических способностей включает в себя следующие направления: воспитание целеустремленности, уверенности в себе, навыков планирования и прогнозирования, стрессоустойчивости, волевых качеств, креативного мышления, ораторских и организаторских способностей, коммуникабельности и социальной аттрактивности. Эффективно воспитывая данные качества у одаренных учащихся, можно наиболее продуктивно развивать их поэтические способности. Рассмотренные направления воспитания лидерских качеств одаренных учащихся с поэтическими способностями имеют дальнейшие перспективы исследования не только в сфере общего образования, но и по другим смежным направлениям: в дошкольном, начальном и среднем профессиональном образовании, а также в высшем профессиональном образовании и дополнительном образовании для детей и взрослых.
1. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Aрхангельск: Издательство Поморского международного педагогического университета им. М.В. Ломоносова, 1996.
2. Мазур Е.Ю., Шилакина AE., Шилакина H.A., Шульгина Е.С. Психология лидерства: теория и практика: учебное пособие. Москва: Институт мировых цивилизаций, 2020.
3. Волкова Е.В. Психология специальных способностей: дифференциально-интеграционный подход. Москва: Издательство «Институт психологии РAH», 2011.
4. Пономарёв AE., Ланцев A.O., Кырчиков М.С. Лидерство в молодежной среде: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020.
5. Светличная Л.В. Психология способностей: учебное пособие. Москва: РУТ (МИИТ), 2017.
6. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. Москва: ПЕР СЭ; Саратов: Aй Пи Эр Медиа, 2019.
7. Львов С.В. Педагогическая психология: учебное пособие. Москва: МГПУ, 2010.
В. Кондаурова И.К. Организационно-педагогические основы обучения одаренных детей: учебное пособие. Саратов, 2017.
9. Богомолов H.A. Краткое введение в стиховедение: учебное пособие / H.A. Богомолов. Москва, 2017.
10. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: монография. Санкт-Петербург: Речь, 2007.
11. Горшкова КД. Поэтический арсенал (материалы к элективному курсу «Стихосложение»): учебное пособие. Hовосибирск: Издательство HITY 2010. References
1. Kudryashova E.V. Lider i liderstvo: issledovaniya liderstva v sovremennoj zapadnoj obschestvenno-politicheskoj mysli. Arhangel'sk: Izdatel'stvo Pomorskogo mezhdunarodnogo pedagogicheskogo universiteta im. M.V. Lomonosova, 1996.
2. Mazur E.Yu., Shilakina A.V., Shilakina N.A., Shul'gina E.S. Psihologiya liderstva: teoriya iprakíika: uchebnoe posobie. Moskva: Institut mirovyh civilizacij, 2020.
3. Volkova E.V. Psihologiya special'nyh sposobnostej: differencial'no-integracionnyjpodhod. Moskva: Izdatel'stvo «Institut psihologii RAN», 2011.
4. Ponomarev A.V., Lancev A.O., Kyrchikov M.S. Liderstvo v molodezhnoj srede: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2020.
5. Svetlichnaya L.V. Psihologiya sposobnostej: uchebnoe posobie. Moskva: RUT (MIIT), 2017.
6. Ushakov D.V. Psihologiya odarennosti: ot teoriikpraktike. Moskva: PER S'E; Saratov: Aj Pi 'Er Media, 2019.
7. L'vov S.V. Pedagogicheskayapsihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: MGPU, 2010.
B. Kondaurova I.K. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy obucheniya odarennyh detej: uchebnoe posobie. Saratov, 2017.
9. Bogomolov N.A. Kratkoe vvedenie v stihovedenie: uchebnoe posobie / N.A. Bogomolov. Moskva, 2017.
10. Evtihov O.V. Trening liderstva: monografiya. Sankt-Peterburg: Rech', 2007.
11. Gorshkova N.D. Po'eticheskij arsenal (materialy k 'elekiivnomu kursu «Stihoslozhenie»): uchebnoe posobie. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU, 2010.
Статья поступила в редакцию 30.06.21
УДК 372
Buyanova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow Region State University (Mytischi, Russia),
E-mail: [email protected]
CHILDREN'S ART: CONTEMPORARY ISSUES AND CONTRADICTIONS. Recently, much attention has been paid to issues of developing creative potential in children of preschool age. However, an analysis of contemporary practice shows that what teachers often call children's art activity is actually no such thing. The creative process is often replaced by direct, formal teaching. The use of models during drawing classes in kindergarten enables children to attain a particular result, which is no more than a well-executed copy of the model. Can this be considered creative achievement? The article discusses theoretical issues of the pedagogical support of the artistic activities of older preschool age children. Some special aspects of the development of the artistic experience of preschool children in figurative activity are presented, the importance of the teacher's participation in the children's artistic activity is stated. The article examines present-day approaches to developing children's creative drawing skills and makes recommendations for resolving the contradictions that have emerged.
Key words: expression, art activity, children of preschool age, individuality, variety, model, teaching, imitation, independence, method, creativity.
Т.А. Буянова, канд. пед. наук, доц., Московский государственный областной университет, г. Мытищи, E-mail: [email protected]
ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
В последнее время вопросам развития творческого потенциала детей уделяется особое внимание. Однако анализ существующей практики показывает, что педагоги зачастую называют творческой деятельностью, изобразительным творчеством то, что на самом деле таковыми не является. Процесс развития творчества часто заменяется прямым обучением. Использование образца в изобразительной деятельности детей в детском саду приводит к достижению ребенком определенного результата - тщательно выполненной копии. Возможно ли это считать творческим достижением ребенка? В статье рассматриваются вопросы сопровождения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в педагогическом процессе. Представлены некоторые осо-
бенности дошкольников, наблюдаемые в ходе создания ими изображений, обозначена важность участия педагога в изобразительной деятельности детей. В статье мы рассматриваем современные подходы к развитию детского изобразительного творчества и предлагаем некоторые практические рекомендации по разрешению возникших противоречий.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, дети дошкольного возраста, индивидуальность, вариативность, образец, обучение, творчество.
Вопросы обучения и развития творчества у детей по-прежнему актуальны. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предписывает педагогам обращать особое внимание на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). И надо отметить, что в настоящее время активно меняются условия, организуется и преобразовывается образовательная среда, создаются и внедряются в практику работы с детьми оригинальные художественные техники, появляются новые материалы для творчества. Заинтересованный педагог все это применяет, варьирует, сочетает, ищет способы активизации детей. «Научить творческому акту нельзя! - заявлял Л.С. Выготский, - но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению» [1].
Однако современные условия педагогической работы с дошкольниками имеют и свои особенности, приводящие порой к противоречиям в понимании проблемы развития изобразительного творчества каждого ребенка. И именно поэтому приходится снова возвращаться к истокам, анализировать и продолжать искать новые пути, разрабатывать новые траектории в творческом развитии ребенка.
Если обратиться к понятию «творчество», то даже в самых обобщенных определениях оно характеризуется «как деятельность человека, созидающая новые духовные и материальные ценности, как изобретение чего-то необычного, оригинального. Среди многочисленных признаков творчества называют новизну, оригинальность, индивидуальность [2]. А в чем заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Т.С. Комарова в свое время писала о том, что детское творчество вполне может у дошкольников «проявляться не только тогда, когда дети смогут сами придумать тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но даже и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если ребенок самостоятельно определяет композицию, цветовое решение, применяет усвоенные ранее способы изображения и средства выразительности, вносит интересные дополнения и т.п.» [3]. Согласимся с основой этого определения, но одновременно с такой самостоятельностью ребенка считаем особо важным, чтобы взрослые - воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители-осознашли потенциальнуюиндивидуальность детской работы ч понимали, что именно нужно для этого предпринять, чтобы детские работы были разнывиптвирчвскими. Даые ввехслучаях,иондаосущеслвляенся оОичение, а не только предоставляется возможность создавать работу по собственному замыслу.
С точки зрения развития изобразительных умений и навыков наличие занятий, на которых осуществляется прямое обучение с демонстрацией образцов, полным или частичным показом, подробным объяснением, оправданно. Занятия по образцу, безусловно, нужны. Иначе нам не сформировать базовые основы изобразительной грамоты у детей. А без прочного фундамента умений ни одному ребенку не удастся в дальнейшем создать оригинальные, качественные интересные и полностью самостоятельные работы! Известный исследователь проблемы способностей В.И. Киреенко отмечал: «Если воспитатели только восхищаются, не вмешиваясь в дела ребенка, то детская непосредственность в рисунках скоро превратится в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого развивающегося ребенка. Он начинает осознавать свою беспомощность, в результате чего может отказаться от любимого занятия на всю жизнь» [4].
В том, что необходимо соблюдать баланс в организации образовательного процесса и после каждого обучающего цикла занятий обязательно добавлять задания по представлению и по замыслу, мы абсолютно убеждены. Самостоятельный выбор ребенком темы, сюжета, образа предмета для изображения закрепляет и знания, и умения детей, а также формирует у них способность принимать самостоятельное решение о способе изображения, подборе цветовой гаммы, художественной и эмоциональной выразительности работы. Самостоятельность позволяет ребенку не стесняться и не бояться, а совершенствоваться, пусть даже и немного повторяя пройденный на занятиях материал, но вырабатывая постепенно собственный стиль, индивидуальную манеру изображения.
К сожалению, до сих пор по самым разным причинам в изобразительной творчестве детей в детском саду преобладает деятельность по образцу, приводящая к созданию детьми однотипных работ. Использование образца - этот прием, важный и нужный на этапе освоения основ изобразительной грамоты, который прочно вошел в арсенал педагогов и распространился абсолютно на все занятия. Педагогу удобно организовывать занятие по образцу!
Приведем пример наблюдаемого занятия по аппликации в средней группе детского сада. На доске перед детьми образец поделки - выполненный в аппликационной технике яркий грузовик. Далее на основе рассматривания образца следовали вопросы к детям: «Ребята, какого цвета кабина у машины? Какой она фолюым Покажитевнн квед^е красооно-ввтч, всыеашли квадрат в лотке? А кузов? На какую форму похож? Какого цвета большой квадрат у вас в лотках? Почаоиве мне!». Зател шло нехит-ое ебеятненое «сВврои» мишины. И вот уже десяток-другой одинаковых грузовиков расположились на выставке для мам и пап. Этооже ныпорелкакаждого конкретного ребенка, а просто автоконвейер (рис. 1)!
Рис. 1. Аппликация «Грузовик». Детские работы аналогичного занятия (всвободном доступесетиИнтернет)
Рассматривая эти детские аппликации, задаемся вопросом: что индивидуальное, говорящее о творчестве и самостоятельности ребенка, можно увидеть в подобной работе? Безусловно, оценим то, насколько аккуратно приклеены детали, и не перепутал ли местами ребенок кузов и кабину. Хотя с точки зрения индивидуальности выполнения работы лучше, чтобы хоть кто-то из детей перепутал положение деталей машины, и грузовик тогда стал бы отличаться от остальных и «поехал бы в другую сторону». В работах присутствует исполнительство, у детей происходит некоторое совершенствование умений. А как же творчество, которое присуще художественной деятельности? Нет его. Как нет в таких работах размышления, обдумывания, выбора решения изобразительной задачи. В таких работах не творчество, только копирование. При отсутствии самостоятельного выбора и обдумывания способа действия у ребенка в процессе копирования образца формируется внимательность, терпение, упорство, трудолюбие, безусловно, полезные качества личности, но лишь косвенно способствующие развитию творчества.
А возможно ли занятие организовать так, чтобы индивидуализировать работу? Чтобы каждый малыш и его родители видели сразу личную поделку, а не вчитывались в подписанные имена? Возможно ли создать такие условия, в которых одновременно может осуществляться обучение и не ущемляться творчество? Нам думается, что такое возможно.
Один из способов сделать каждую работу особенной - предложить детям выбор цвета заготовленных форм. В объяснении техники выполнения аппликационной поделки акцент следует сделать только на форме деталей, а не на форме в целом и цвете. В приведенном выше примере занятия цветовой ориентир являлся подсказкой, в то время как дети 5-го года жизни совершено точно знают основные и некоторые дополнительные цвета. Соответственно, такие подсказки слишком просты и не способствуют развитию ребенка. Поэтому, предлагая большой выбор цвета для создания аппликации, мы снижаем вероятность появления даже двух одинаковых изображений, закрепляем в процессе занятия представления детей о форме и будем иметь возможность по окончании работы поговорить с дошкольниками о цветовом решении. Ведь не стоит забывать, что аппликация - это художественная декоративная деятельность, нам важен созданный ребенком выразительный образ.
Есть и еще варианты для индивидуализации работ детей. Уже в процессе выполнения детьми аппликации может быть включена игра. Играть в процессе занятия аппликацией? Сложно, но, оказывается, возможно. Безусловно, ножницы, клей, кисточки - это не игрушки. Технологический процесс создания поделки нарушать не стоит. Но вот в контекст занятия логично включить игровую ситуацию, которую дети охотно принимают. Вот и в приведенном примере автомобиль может быть с грузом! Такое упоминание вновь привлечет внимание детей к образу, не уводя от решения учебной задачи и обеспечивая органическую связь задач обучения с игрой.
Самые активные и смелые дети сами дополнят свою работу, если педагог приветствует такую самостоятельность и не останавливает ребенка в проявлении творческой инициативы. К сожалению, чаще педагоги требуют абсолютной идентичности поделки с образцом. Но все же, если ставить задачу развития воображения и творческой активности, то вполне возможно предложить детям задуматься и самим решить игровую ситуацию: куда и зачем может «ехать» их грузовик. Размышления детей неизбежно приведут их к тому, что в кузов каждый из детей может «загрузить» все, что сможет вспомнить: «камни» - скатанные кусочки бумаги; «доски, бревна» - полоски бумаги; «песок» - бесформенную массу из оборванного и смятого кусочка бумаги; и даже «мусор» - разные обрывки и обрезки... Эта деятельность не потребует от ребенка сложных изобразительных действий, но позволит самому придумать и выбрать во всех смыслах посильный для исполнения «груз».
Наше исследование показало, что для оживления представлений детей об особенностях образа можно использовать прием создания зрительного ряда для рассматривания с детьми. Не один-единственный образец, а несколько иллюстраций, примеров выполнения работы в разной цветовой гамме, вариантов создания изображения. Вариативные эскизы могут быть созданы профессиональными художниками или самим педагогом и представлять собой разнообразные графические образы, обилие которых обогащает детское восприятие и закрепляется в представлениях. Такая тематическая коллекция - это качественный наглядный материал, способствующий созданию определённой атмосферы на занятии, поддерживающий игровую ситуацию и обеспечивающий детям «погружение» в тему занятия [5].
Зрительный ряд образов, предложенный педагогом, или «многовариантный показ» становятся точкой опоры в задумывании и создании ребенком своей работы [6]. Но особо отметим, что при этом дошкольнику не навязывают единственного решения ни в композиции, ни в цвете, ни в дополнении образа деталями. Сочетания и комбинации изображений, которые получатся у детей на основе предлагаемых образов, создадутся ими по собственному усмотрению. Подтверждено многолетней практикой, что подобные детские работы выглядят не скопированными, а практически индивидуальными у каждого ребенка. Таким образом, использование педагогом зрительного ряда вариативных эскизов, вовлечение дошкольников в игру и обыгрывание, предоставление выбора деталей по цвету, - все это поспособствует тому, чтобы созданные детьми аппликационные образы у всех получились разными, особенными, уникальными! Вот в этом
мы видим разумное сочетание обучения и творчества. При сохранении учебных задач создавать «творческую и деловую атмосферу, которая обеспечивает непринужденность и заинтересованность детей в работе, приводя их к улучшению качества и тем самым формируя смелость ребёнка, веру в свои силы и серьёзный интерес к изобразительной деятельности» [7].
На наш взгляд, педагогу при планировании обучающих занятий самому нужно просто чуть-чуть выйти за рамки макета конспекта и немного оживить ситуацию, добавить собственных эмоций и житейского опыта для пополнения опыта художественного у детей. Практика показала: при таком подходе из детских работ исчезает стереотипное, шаблонное изображение, появляется самостоятельность решений и рассуждений, что, безусловно, способствует развитию творчества.
Однако мы вполне понимаем сложности работы педагогов в современных условиях. При наполняемости групп в 28 - 30 детей возникают трудности с разнообразием материалов. Педагоги волнуются, что заранее приобретённых детским садом материалов просто не хватит для реализации всех занятий программы, ведь для того, чтобы разрешить детям поэкспериментировать с цветом, необходимо сделать существенно больше заготовок, а это приведет к увеличению расхода бумаги. Не все педагоги готовы к этим трудностям и поиску путей выхода из ситуации. Конечно, в наше время несколько странно рассуждать о нехватке материалов, ведь эти вопросы поднимались педагогами прошлого в куда более сложные, послевоенные годы середины ХХ века. Но уже тогда отмечали, что «материал обеспечивает творческую практику, без которой никакое ученье не принесёт плодов» и что «забота воспитателя о предоставлении ребёнку необходимых изобразительных материалов, достаточно разнообразных, в достаточном количестве и хорошего качества является важнейшей предпосылкой к руководству детским творчеством» [7].
Мы живем в более благоприятное для творчества время. И с материалами для поделок выходы есть, причем требующие от взрослых только внимательности, наблюдательности и некоторой находчивости, но не материальных затрат. В аппликации, например, помимо обычной цветной бумаги в детском творчестве могут быть использованы самые разные материалы: газеты, журналы, рекламные листовки, обложки от школьных тетрадок, разнообразные упаковочные материалы, - все это может стать основой чудесных поделок, не лишенных собственной оригинальности (рис. 2, 3).
Рис. 2. Ночной город (аппликация, коллаж). Изостудия д/сада «Сокровища наци ос и Москяа НруодводительЖ.В . Мпакевоч)
Рис. 3. /сеточнат композиция /ивплдалтдов. аиллисиИ Изоитудтя д/сдда«Сокро-оощанации» г. Моосва (руководителе Ж.В. Мацкеовч)
И вот уже созданы совершенно другие работы, из других материалов, а цветную бумагу на другом занятии можно предложить детям на выбор в большем количестве вариантов цвета! Да, это требует подготовки, некоторых усилий и времени от педагога. Но результат оправдывает самые смелые ожидания.
Помимо материалов, у воспитателей есть и другие затруднения, связанные с методикой работы с большими группами детей. Педагоги часто переживают, что если пытаться обходиться без единственного образца и предоставлять детям некую свободу, то существенно снижается качество рисунков и поделок. У детей исчезает точка опоры в виде образца педагога, и дошкольники теряются, не могут быстро сориентироваться и выбрать желаемый, но посильный образ. Занятие завершается, а поделка либо не окончена, либо несовершенна. Одна из воспитательниц так выразила общую тревогу: «Это в студиях, где 10 - 12 детей, хорошо, а мне надо, чтобы у всех был рисунок в конце занятия! Что объяснить родителям вечером на их вопрос: «У всех рисунки как рисунки, а у моего (моей) что?». Не все родители понимают, что мы детей самостоятельности учим и к творчеству стремимся». Действительно, самостоятельными, но маловыразительными «шедеврами» детей зачастую непросто удовлетворить запросы родителей. А ведь садики есть и частные, где родители платят за образование ребенка и ждут быстрого и качественного развития своего чада! Вот педагогам и приходится «работать на результат»: «Пусть работы все одинаковые - это они одинаковые, пока все вместе висят! Как только каждый заберет поделку домой - вот и достижение самого ребенка!». Это довольно распространенное мнение воспитателей. Потому использование на занятиях единственного образца - это в целом самый простой и быстрый вариант решения проблемы, который педагоги применяют в своей практике. Дети, выслушав объяснение, дальше просто срисовывают или копируютсэталона, в качестве кото рога в ыступаетработапедагога. Зачемре-бенкупридумывать свое,эсав перод глазамнужееттчгооовпедешениз?
В последнее время в практике работы появился и еще один вариант исполь-зочанпя оДраааэ.НЕгоособончосэьвтом.нтаэн не ваесда оразз предоставляется вниманию детей, а создается вместе с детьми поэтапно, пошагово, как своео-брззноевыпнлнаниерааоэз1«пяддивтовкуНИмаем опнопанизчредчалыжсть, что этот прием пришел в массовую практику дошкольных образовательных ор-гап^^-ж^т пэлагогов.недпщзх маттеэ-шсссы. Но между зтнятнями втетпкэт саду и организацией работы участников любого мастер-класса есть существен-нaзтaзоиур!Mlаэтас-lтaссва<это oаoбaяфаpмлпчeбнзrынaдятия, пс^эпп^я оп-нована на практических действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи» [8]. Причем оачтодоя ночeстeонвe-e рз^(^юзр^<^^н^сгокллдеетивздеттйпснеизвестныме педагогу умениями. Отсюда и полнейшая регламентация деятельности, не до-зу-вок-цезота-бнезиЗ.Нснашчзгляд,апюнлвбя фраза «рэмoвcпpаеия творческого решения» проникла в детские сады и студии художественного развития депеа. о^^отп (рпсанок иои дотелка) еpлдкaтисблднo «таздзлялтоя»но множество промежуточных этапов и выполняется пошагово, действительно под дивтовку зеыюгога. Дм заранее даытлепеёпдодуман cшжeткбдебpaнэтрнытноа цветовое сочетание, осуществляется подсказка, какую выбрать кисть, как поло-жбть мазки, в ктзooвaппaзлeвин,кaкдго цвктс выбэать ктacкyP.всд.Pce гре-
думано педагогом! Никакого творчества, никакой самостоятельности. Но эффект гарантирован! Взгляните на детские работы (рис. 4).
Отдадим должное: дети в восторге от своих работ, родители в восторге от каждого такого занятия и достижений своего ребенка, педагог на хорошем счету и по-своему не лишён творчества: подбирает интересные и привлекательные для детей темы, доступные для воспроизведения. Но одинаковость работ не позволяет назвать их творческими. Дети сами так никогда не сделают, если им предоставить свободу выбора красок, способа раскрашивания, композиционного решения. «Чрезмерная опека и попытка все продумать за ребенка может привести к ситуации, когда дошкольник будет готов к репродукции, но не к созиданию» [9].
Вот такие особенности детского творчества. И противоречия. С одной стороны, всем практикам, безусловно, хочется, чтобы у детей обязательно получались работы! И мы согласимся здесь с мнением психологов, которые отмечают, что радости, связанные с первыми успехами в работе над рисунком, окрыляют ребёнка, возбуждают тяготение к работе, нередко доходящее до страсти. С другой стороны, у нас, педагогов, есть не менее важная цель: научить ребенка, дать знание, сформировать умения, сделать это так, чтобы каждый ребенок смог и в свободной деятельности, без помощи взрослого самостоятельно реализовать их, воплотить в выразительном рисунке или поделке. А постоянные обучающие занятия (да еще и по образцу или под диктовку) - это приучение ребенка действовать механически, не думать, а просто копировать. Слепое подражание и следование тому, что говорит педагог не позволяет усвоить технологию, обобщенный способ действия. И даже при наличии изобразительных умений ситуация неспособности воплотить собственный образ в, казалось бы, апробированной технике приводит ребенда равосчдclгoжy вчичиау в ытятельносзи:рлвсвВр,нсдовольствие, без тошргдвач ипсср^ии ничего ни полу^аетоя.
Как разрешить эти противоречия? Пути разные: от глобальных, но, к сожа-мснпю,вчaатоящи й нотенатррдн овыпорниюых, дп виомнаттась ных, зависящих от увлеченности самого педагога. К трудновыполнимым отнесем проблемы по умбнвюекпю колвчествамeасKврpупаат.Впе попимаюэ, птоото тот случай, когда количество не переходит в качество. Но в современной ситуации пока эта про-Зовата ocтaстcп.Улпч шeпиeспaCжeни зыЫтaкoвттыльчoro граа-сс а материалами (создание комфортной материальной среды) - тоже задача, решением которой пежагтгззавяты постотнно. Икав pсрчaвCeлеe уююченные пода гоги удивительным образом находят способы и возможности вносить разнообразие материалов в художественную деятельность детей.
Еще однн пдч продолвния оыоннапеднюв провивoaeчич - это повышение квалификации, пополнение копилки практического опыта самих педагогов, не всэпюпаяи ктеловнякристантпояный доотупности многие
вебинары и курсы становятся отличной школой творчества для воспитателей, укитедбН.педягогав догюлнияеыннэго окр^с^в^н^пя^нэтьэ жоренять удивительные техники, способы и приемы создания оригинальных поделок с детьми при томещи досттпкых матаpидлбв,мПcсвазуожнб.Hэшнж тоню увлечься! Собственный художественный опыт позволит почувствовать уверенность в своих пил ахпаежщенжвлять руководство детской деятельностью. Это очень важное
Рис. 4.Пример единообразиятвернесвогарешеиин (фата в свободномдоступе еутиИитервес)
условие для решения задач творческого развития дошкольников в изобразительной деятельности.
Можем отметить, что в настоящее время становится все больше хороших творческих педагогов, наблюдается и явление массовости детского творчества! И очень хочется надеяться, что все, кто причастен к обучению и воспитанию
Библиографический список
детей, понимая особенности и противоречия в развитии их творческого потенциала, будут продолжать стремиться к поиску наиболее эффективных методов и приемов работы, способствующих индивидуализации детских работ, развивающих активность, самостоятельность и истинное художественное творчество у дошкольников.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Москва: Просвещение, 1991.
2. Казакова РГ Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности. Москва: Издательство МПГУ 2003.
3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва: Мнемозина, 1995.
4. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. Москва: Издательство АПН РСФСР 1959.
5. Буянова Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей. Москва: Издательство МПГУ 2014.
6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. Москва: Просвещение, 1981.
7. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. Москва: Учпедгиз, 1956.
8. Крыжановская А.А., Буянова Т.А. Особенности проведения мастер-класса в разновозрастной группе по росписи мягкой игрушки. IN SITU. 2016; № 4: 82 - 84. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-provedeniya-master-klassa-v-raznovozrastnoy-gruppe-po-rospisi-myagkoy-igrushki
9. Погодина С.В. Современное дошкольное образование. Теория и практика. Сущность детского изобразительного творчества. 2012; № 3: 46 - 48.
References
1. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: psihologicheskij ocherk. Moskva: Prosveschenie, 1991.
2. Kazakova R.G. Aktual'nye problemy razvitiya detskojhudozhestvenno-izobrazitel'nojodarennosti. Moskva: Izdatel'stvo MPGU, 2003.
3. Komarova T.S. Deti v mire tvorchestva. Moskva: Mnemozina, 1995.
4. Kireenko V.I. Psihologiya sposobnostejk izobrazitel'nojdeyatel'nosti. Moskva: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1959.
5. Buyanova T.A. Formirovanie 'emocional'no-vyrazitel'nogo obraza vrisunkah detej. Moskva: Izdatel'stvo MPGU, 2014.
6. Nemenskij B.M. Mudrost'krasoty. Moskva: Prosveschenie, 1981.
7. Flerina E.A. Izobrazitel'noe tvorchestvo detej doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Uchpedgiz, 1956.
8. Kryzhanovskaya A.A., Buyanova T.A. Osobennosti provedeniya master-klassa v raznovozrastnoj gruppe po rospisi myagkoj igrushki. IN SITU. 2016; № 4: 82 - 84. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-provedeniya-master-klassa-v-raznovozrastnoy-gruppe-po-rospisi-myagkoy-igrushki
9. Pogodina S.V. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika. Suschnost' detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva. 2012; № 3: 46 - 48.
Статья поступила в редакцию 17.06.21
УДК 378
Vakulenkova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Head of Department, Belorechensk Branch of Adyghe State University (Belorechensk, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL MENTORING IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES AND YOUNG SPECIALISTS.
The article considers mentoring as one of technologies that meet personalization of education; provides experience of using mentoring in the process of professional training of students in various universities and regional projects of pedagogical mentoring; describes possibilities of organizing mentoring within the framework of professional pedagogical communities as a system of non-formal and informal education; reveals possibilities of mentoring in the process of developing network projects with the participation of students, young and more experienced teachers, based on solving an urgent pedagogical problem that is interesting to all participants, where the interaction of pedagogical personnel of different status mutually enriches each other and provides support and support for project activities in social networks and on other resources.
Key words: pedagogical mentoring, students of pedagogical universities, young teachers, network projects.
М.В. Вакуленкова, канд. пед. наук, доц., зав. каф., филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске,
г. Белореческ, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье рассматривается наставничество как одна из технологий, отвечающих персонализации образования; приводится опыт использования наставничества в процессе профессиональной подготовки студентов в различных вузах и региональные проекты педагогического наставничества; описываются возможности организации наставничества в рамках деятельности профессиональных педагогических сообществ как системы неформального и информального образования; раскрываются возможности наставничества в процессе разработки сетевых проектов с участием студентов, молодых и более опытных педагогов, основанных на решении актуальной педагогической проблемы, интересной всем участникам, где взаимодействие педагогических кадров разного статуса обогащает друг друга и оказывает поддержку и сопровождение проектной деятельности в социальных сетях и на других ресурсах.
Ключевые слова: педагогическое наставничество, студенты педагогических вузов, молодые педагоги, сетевые проекты.
В настоящее время одним из ключевых направлений в развитии образования выступает наставничество, которое является исторически первой формой передачи социального опыта. В России также наблюдается большой интерес к наставничеству, о чем свидетельствует включение задач его развития в различные проекты нацпроекта «Образование»: «Современная школа», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы».
Целью работы являлось описание возможностей и способов педагогического наставничества в профессиональном развитии студентов и молодых педагогов.
Основные задачи включали в себя изучения эффективного опыта наставничества в высшем образовании и региональных проектов педагогического наставничества, раскрытия перспектив наставнической деятельности со студентами педагогических вузов и молодыми педагогами посредством организации сетевых проектов.
Теоретическая значимость состоит в выявлении возможностей профессиональных педагогических сообществ для осуществления педагогического наставничества со студентами педагогических вузов и молодыми педагогами.
Научная новизна заключается в разработке способов организации педагогического наставничества студентов и молодых педагогов с использованием потенциала профессиональных педагогических сообществ и сетевых проектов, ориентированных на решение актуальных педагогических проблем.
Распоряжением Министерства просвещения РФ в 2019 г. утверждена «Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [1]. Наставничество в соответствии с «Методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих