Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный процесс / восприятие / внимание / мышление / память / развитие речи / аппликация / старшие дошкольники / методы. / cognitive process / perception / attention / thinking / memory / speech development / application / older preschoolers / methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Н. Дамба, Ч.Б. Марзи, Ч.Т. Сагды

В настоящей статье показаны большие потенциальные возможности одного из распространенных видов изобразительной деятельности – аппликации для формирования познавательных процессов дошкольника. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной программой «Воспитание и обучение в детском саду» для дошкольников. Результаты двухгодичной опытно-исследовательской работы на базе МБДОУ «Детский сад № 19» г. Кызыла подтверждают поэтапное развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, ведущие к познанию предметов и явлений окружающей среды при умелом регулировании и применении на занятиях наиболее эффективных методов обучения аппликации. Таким образом, аппликация является эффективным средством развития познавательных процессов у детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF USING APPLICATIONS

The article shows the great potential of applications, as one of the common types of visual activity for the formation of cognitive processes of a preschooler. Application is considered as a type of artistic activity provided for in the “Kindergarten Education and Training Program” for preschoolers. The result of a two-year experimental research work on the basis of the Municipal budgetary preschool educational institution of kindergarten No. 19 in Kyzyl confirms the gradual development of perception, attention, thinking, memory, leading to the knowledge of objects and environmental phenomena with skillful regulation and application of the most effective teaching methods in the classroom applications. Thus, applications are an effective tool for the development of cognitive processes in children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ»

«модели идеального выпускника», представленной во ФГОС в качестве цели и результата образования.

Несмотря на то, что в сфере музыкального образования квалификационный подход не получил серьезного научного обоснования, а компетентностный, напротив, является достаточно глубоко разработанным, применение и компе-тентностного, и квалификационного подходов здесь весьма целесообразно. Прежде всего отметим, что музыкальное образование является одной из немногих областей образования, где реализуются все три уровня подготовки специалистов с высшим образованием - бакалавриат, специалитет, магистратура. Программы специалитета предполагают присвоение квалификаций, следовательно, актуализируют квалификационный подход. Вместе с тем бакалавриат, специалитет, магистратура содержат развернутый набор компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников, что доказывает значимость компетентностного подхода. Получается, что в программах специалитета компетентностный подход реализуется через квалификационный, а это показывает возможность интеграции обоих подходов. Однако нужно отметить, что компетентностный подход является для сферы музыкального образования главенствующим, так как в твор-

Библиографический список

ческом образовании чрезвычайно важно индивидуально-личностное начало, субъект-субъектные отношения в системе «педагог - ученик», личностно значимое понимание познания искусства.

Итак, анализируя методологические подходы к построению системы музыкального образования в современном социуме, нужно подчеркнуть, что главным фактором оценки эффективности функционирования этой системы является реализация государственного заказа в виде «модели идеального выпускника» как цели и результата образования. Указанная цель может быть достигнута при совокупном применении четырех подходов: программно-целевой подход ориентирует систему образования на потребности учреждений культуры и искусства, выступающих в роли заказчика образовательных услуг; деятельностный подход определяет использование форм и средств, методик и технологий обучения, обеспечивающих воспитание идеального выпускника; квалификационный и компетентностный подходы закрепляют набор объективных и субъективных характеристик, позволяющих обучаемым соответствовать «модели идеального выпускника» и выступать целевым ориентиром для освоения программы обучения.

1. Афанасьев В.Г Программно-целевое планирование и управление. Москва: Знание, 1980.

2. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. Москва: Педагогика, 1981.

3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Москва; Ленинград: АПН РСФСР 1947.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Москва: ПЕР СЭ, 2001.

5. Щедровицкий ГП. Избранные труды. Москва: Школа культурной политики, 1995.

References

1. Afanas'ev V.G. Programmno-celevoeplanirovaniei upravlenie. Moskva: Znanie, 1980.

2. Kalmykova Z.I. Produktivnoemyshlenie kakosnova obuchaemosti. Moskva: Pedagogika, 1981.

3. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej. Moskva; Leningrad: APN RSFSR, 1947.

4. Bodrov V.A. Psihologiya professional'nojprigodnosti. Moskva: PER S'E, 2001.

5. Schedrovickij G.P. Izbrannye trudy. Moskva: Shkola kul'turnoj politiki, 1995.

Статья поступила в редакцию 12.11.20

УДК 378

Damba I.N., Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Tuva State University (Kyzyl, Russia),

E-mail: idegel_damba@mail.ru

Marzi Ch.B., MA student, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Tuva State University (Kyzyl, Russia),

E-mail: chyzhyrgana.marsi@mail.ru

Sagdy Ch.T., Doctor of Sciences (Biology), Professor, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: chechekmaas@mail.ru

DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF USING APPLICATIONS. The article shows the great potential of applications, as one of the common types of visual activity for the formation of cognitive processes of a preschooler. Application is considered as a type of artistic activity provided for in the "Kindergarten Education and Training Program" for preschoolers. The result of a two-year experimental research work on the basis of the Municipal budgetary preschool educational institution of kindergarten No. 19 in Kyzyl confirms the gradual development of perception, attention, thinking, memory, leading to the knowledge of objects and environmental phenomena with skillful regulation and application of the most effective teaching methods in the classroom applications. Thus, applications are an effective tool for the development of cognitive processes in children.

Key words: cognitive process, perception, attention, thinking, memory, speech development, application, older preschoolers, methods.

И.Н. Дамба, ст. преп., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: idegel_damba@mail.ru

Ч.Б. Марзи, магистрант, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: chyzhyrgana.marsi@mail.ru

Ч.Т. Сагды, д-р биол. наук, проф., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: chechekmaas@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ

В настоящей статье показаны большие потенциальные возможности одного из распространенных видов изобразительной деятельности - аппликации для формирования познавательных процессов дошкольника. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной программой «Воспитание и обучение в детском саду» для дошкольников. Результаты двухгодичной опытно-исследовательской работы на базе МБДОУ «Детский сад № 19» г Кызыла подтверждают поэтапное развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, ведущие к познанию предметов и явлений окружающей среды при умелом регулировании и применении на занятиях наиболее эффективных методов обучения аппликации. Таким образом, аппликация является эффективным средством развития познавательных процессов у детей.

Ключевые слова: познавательный процесс, восприятие, внимание, мышление, память, развитие речи, аппликация, старшие дошкольники, методы.

Познавательные процессы - это психические явления, обеспечивающие непосредственно в своей совокупности познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование.

Одним из самых эффективных видов деятельности для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является аппликация [1; 2].

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной программой «Воспитание и обучение в детском саду» для дошкольников. Значительный вклад в методику разработки аппликации внесли

многие исследователи художественного творчества дошкольников и практически работающие педагоги, в том числе В.Н. Белкина, Б.С. Волков, Д.Б. Эльконин [3; 4; 5]. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм цветов или фактуры из разных материалов (ткань, бумага, войлок, мех, соломка и т.п.) и прикрепление или нашивание их к фону. Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придает большую выразительность изображению. Про-

стота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут использовать как готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изображений. В итоге дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением создания силуэтной формы. Это помогает познать свойства различных предметов и характерные отличительные признаки живых организмов.

Аппликация - один из самых любимых видов изобразительной деятельности детей: их радуют яркий цвет, подбор и фантазия расположения фигур из разнообразных материалов, увлекает их и техника выполнения, которая также зависит от творчества автора [1; 2; 6]. Педагоги и психологи, учитывая большой интерес детей к аппликации, обогащают какими методиически технологию предмет выполнения этого декоративно-прикладного искусства (коллаж, квиллинг) с использованием разнообразных природных материалов, создают новые разновидности аппликаций (осибана), которые способствуют быстрому развитию познания у детей предметов и явлений окружающей среды.

Надо отметить, что в связи с совершенствованием технологии выполнения и введением разных искусственных и природных материалов аппликация неудачах позволяет прикладного решать начинается все своей более Осибана сложные полоски художественные разрезать задачи. Как средство художественного оформления, аппликация создает своеобразный декоративный эффект Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления). Аппликационные вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно.

Нам изучен опыт работы воспитателей МБОУ «Детский сад № 19» г Кызыла. Здесь установлен порядок: после каждого занятия по аппликации продукцию выставляют в уголке изодеятельности. Дети старших групп, 5 - 7 лет, мастерят подарки младшим детям, родителям, создают красочные настенные панно, элементы декорации к праздничным утренникам. Понятно, что это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения.

После продолжительного наблюдения мы решили осуществить опытно-практическое исследование, которое проводили в течение 2 лет Посещали все занятия, связанные с аппликацией во всех группах, наблюдали за работой детей, регулярно беседовали с воспитателями и психологом, изучали последовательность выполняемых детьми действий. В параллельной группе старших детей сами проводили занятия два года.

Тема: «Воздушные шары для клоуна».

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Направление: изобразительная деятельность (аппликация).

Педагогическая цель: воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое; учить наклеивать разноцветные круги разного размера рядом с изображением клоуна; развивать умение создавать одни и те же предметы; закрепить знание основных цветов (красный, зеленый, желтый); вызвать чувство радости от созданной работы.

Целевые ориентиры: закреплять умение работать с клеем; развивать творческие способности, мелкую моторику рук, творческое воображение; воспитывать интерес к изобразительной деятельности; аккуратность при выполнении работы; выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем; умение объективно оценивать свои работы.

Этапы

№ Деятельность воспитателя Деятельность детей

деятельности

1. Мотивационно-по- Организует подготовку принадлежностей для творческой деятельности. Самообслуживание и элементарный быто-

будительный На мольберте висит панно с изображением грустного клоуна. вой труд: готовят материал для занятия.

Дети, а кто это у нас нарисован? Дети, стоя полукругом, рассматривают панно.

Какой у нас клоун? Клоун.

- Правильно. Он грустный потому, что ему хочется играть, но у него нет шариков. Грустный, печальный, хмурый.

Поможем ему, развеселится?

- А для этого у вас на столе лежат разноцветные кружки шариков и все необходи- Да.

мое, чтобы их наклеить. Сделать это надо красиво, так, чтобы шарики окружали Коммуникативная: слушают воспитателя, от-

нашего клоуна. Тогда он станет веселым вечают на вопросы

1. Организацион- Воспитатель демонстрирует изображение клоуна. Коммуникативная: рассматривают изображе-

но-поисковый - Расскажите мне, пожалуйста, о правилах работы с ножницами. ние клоуна.

1. Не держи ножницы концами вверх. Самообслуживание и элементарный быто-

2. Не оставляй ножницы в открытом виде. вой труд: повторяют правила работы с клеем

3. При работе следи за пальцами левой руки. и ножницами.

4. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свалились на край стола. Речевая: проговаривают слова вместе с вос-

5. Передавай ножницы в закрытом виде, кольцами в сторону товарища. питателем

6. Не режь ножницами на ходу. Двигательная: выполняют двигательные

- А теперь расскажите о правилах работы с клеем. упражнения по тексту физкультминутки (вы-

1. Не набирать на кисть много клея. полняют наклоны туловища вперед, назад,

2. После намазывания ставить кисть на подставку. вправо, влево.)

3. Намазывать форму только на клеенке, при наклеивании прижимать фигуру сал-

феткой, а не ладонью.

Физкультминутка «Клоун»

Вышел клоун на арену,

Кто из вас о нем не слышал?

Поклонился всем со сцены,

Вправо, влево и вперед...

Потянулся, повернулся.

Он присел, потом привстал,

Головою покачал.

Мы захлопали в ладоши,

Значит, клоун был хороший.

- Расскажите, как будете работать.

1. Берем лист белой бумаги с изображением грустного клоуна (это будет фон).

2. Дети должны вырезать и наклеить кружки-шарики разного цвета, чтобы развесе-

лить нашего клоуна.

И дети приступают к работе. Показывает круг и спрашивает, какого он цвета. - Он красного цвета.

Какой формы бывают воздушные шары? - Зеленый.

Как их можно разместить? - Синий.

Дети отвечают по-разному, например, наверху, внизу, слева, справа, и это развива- - Желтый и т.д.

ет у них воображение, память, мышление. - Круглые.

Берем кружок, мажем кисточкой клей - Повторяют за воспитателем, который пока-

зывает на своем примере, как надо работать

Организационная структура игрового занятия

2. Рефлексивно-кор- По ее окончании воспитатель (незаметно для детей) приклеивает на лицо клоуна Помогают расставить свои работы.

ригирующий карточку с улыбкой. Самостоятельно убирают свое рабочее ме-

- Ой, наш клоун развеселился. Посмотрите! Он смеется, улыбается, радуется. Он сто. Отвечают на вопросы

говорит вам спасибо за красивые, разноцветные шарики.

Что мы делали ребята? Шарики какого у нас цвета? Вам понравилось помогать

клоуну? А где у нас бывают клоуны?

- Ребята, какие красивые работы у вас получились.

Молодцы, спасибо!

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Средства реализации: лист белой бумаги с изображением грустного клоуна, карточка с нарисованной на ней улыбкой клоуна, вырезанные кружки разного цвета, кисти.

Как видим, занятие как педагогический процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка: художественно-эстетическое и развитие мелкой моторики рук, социально-коммуникативное и речевое, в познавательной деятельности совершенствует, прежде всего, восприятие цвета, формы и величины, строения предметов.

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам [3]. В настоящей работе воспитатель дает ребенку поручение, вопросами, беседой, направляет его действия, напоминает их последовательность. У ребенка формируется воображение: замысел в форме наглядной модели. Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа. Воображение начинает претворять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения - воссоздающего или творческого. Через воспитателя ребенок учится создавать собственную продукцию. Здесь игра имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Качество непроизвольного запоминания предмета и сюжета картинки зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия.

Библиографический список

Согласно многим исследованиям развития познавательного процесса [7], память дошкольника в основном носит непроизвольный характер, то есть ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. В процессе аппликации ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности. Перед воспитателем возникают особые задачи: сосредоточить и удержать внимание детей, создать возможность запомнить материал и потом его воспроизвести, помочь построить замысел предмета или сюжета картинки [1; 2]. Каждое успешное действие детей рождает в них эмоционально-радостное состояние удовлетворения. При умелом руководстве воспитателя создаются благоприятные условия для лучшего и быстрого запоминания. То есть произвольное запоминание и воспроизведение создаются в процессе последовательного действия детей, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Аппликации отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью, что связано с развитием речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения и памяти, проявлением высокой познавательной активностью.

Некоторые дети открытку для папы сделали дома самостоятельно более красочно, дополняя декоративными узорами (ритмичное чередование элементов в узоре с подбором красивых цветовых сочетаний). Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении елочных игрушек.

Аппликации способствуют интенсивному развитию способности к запоминанию и воспроизведению. Аппликации являются эффективными средствами развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

1. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду: учебное пособие помощь воспитателям и родителям. Москва, Академия Холдинг, 2007.

2. Рузанова Е.С. Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2018; № 3: 37 - 39.

3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Москва: Академический Проект, Гаудеамус , 2005.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов. Москва: Академический проект, 2011.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва: Издательский центр «Академия», 2007.

6. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. Москва: ИД Карапуз: ТЦ Сфера, 2009.

7. Леонтьев Н.А. Познавательный психические процессы. Общая психология. Издательство: Питер, 2001. References

1. Malysheva A.N., Ermolaeva N.V. Applikaciya v detskom sadu: uchebnoe posobie pomosch' vospitatelyam i roditelyam. Moskva, Akademiya Holding, 2007.

2. Ruzanova E.S. Applikaciya kak sredstvo razvitiya tvorcheskih sposobnostej detej doshkol'nogo vozrasta. Doshkol'noe vospitanie. 2018; № 3: 37 - 39.

3. Belkina V.N. Psihologiyarannego idoshkol'nogo detstva. Moskva: Akademicheskij Proekt, Gaudeamus , 2005.

4. Volkov B.S., Volkova N.V. Doshkol'naya psihologiya. Psihicheskoe razvitie ot rozhdeniya do shkoly: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij proekt, 2011.

5. 'E'konin D.B. Detskaya psihologiya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

6. Lykova I.A. Didakticheskie igry izanyatiya. Integraciya hudozhestvennoj ipoznavatel'noj deyatel'nosti doshkol'nikov. Moskva: ID Karapuz: TC Sfera, 2009.

7. Leont'ev N.A. Poznavatel'nyj psihicheskie processy. Obschaya psihologiya. Izdatel'stvo: Piter, 2001.

Статья поступила в редакцию 12.11.20

УДК 37.033

Eroma M.V., postgraduate, Department of Theory and History of Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: bashka-90@mail.ru

POTENTIAL PEDAGOGICAL EFFECT OF THEATRE FESTIVALS AND THEIR ROLE IN DEVELOPING SENIOR PUPILS' WORLDVIEW. The article deals with one of modern topical issues of strengthening social partnership between school and theatre. The problem of ways to achieve mutual readiness of school and theatre for fruitful joint activity is considered in a comprehensive way; social and personal factors inhibiting this are analyzed. The paper discusses acquisition of information specific to senior pupils of Z generation. The important question of schoolchildren's leisure activities is also touched upon. Particular stress is laid on the necessity of using digital technologies in cultural exchange as a fundamental trend in the modern process of transforming education system. The paper analyses problems related to the transformation of theatre festivals as a sociocultural phenomenon. It also presents an innovative project of school festival in online format. Specific recommendations on putting the proposed project into practice are given.

Key words: digital educational environment, potential pedagogical effect, senior pupils' worldview, theatre festival, social partnership between school and theatre, innovative project.

М.В. Ерома, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: bashka-90@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.