Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ КИНОСЦЕНАРИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ '

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ КИНОСЦЕНАРИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
развитие связной речи младших школьников / культура речи / коммуникативные компоненты речи / уместность речи / понятность речи / сочинение в начальной школе / сочинение-киносценарий / компрессия текста / приём «маркировка текста» / интерпретация текста. / development of coherent speech of primary schoolchildren / culture of speech / communicative components of speech / relevance of speech / intelligibility of speech / writing in elementary school / writing-screenplay / text compression / «text marking» technique / text interpretation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна

В статье охарактеризована система работы по подготовке младших школьников к написанию сочинения в жанре киносценария, нестандартного вида речетворческой деятельности, способствующей формированию таких коммуникативных компонентов речи, как «уместность» и «понятность». Уместность − это базовая характеристика, которую необходимо реализовать при создании речевого высказывания; понятность – использование доступных для восприятия адресатом слов и речевых конструкций. Адаптированный для начальной школы вариант данного сочинения основывается на анализе и интерпретации текста-образца, что облегчает учащимся коммуникативную задачу, т.к. они не продуцируют собственный текст, а перерабатывают готовый. Для успешного написания младшими школьниками письменной творческой работы в жанре киносценария учителю необходимо создать условия для формирования умения компрессии текста и умения его интерпретации. Компрессия текста-образца позволяет выделить необходимые смысловые части произведения для составления на их основе с помощью интерпретации плана киносценария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF WORK ON A COMPOSITION IN THE GENRE OF A SCRIPT IN THE PRIMARY SCHOOL

The article describes the system of work on preparing primary schoolchildren to write an essay in the genre of a film script, a non-standard type of speech-creative activity that contributes to the formation of such communicative components of speech as «relevance» and «comprehensibility». Relevance is a basic characteristic that must be implemented when creating a speech statement; comprehensibility − the use of words and speech structures accessible to the addressee. The version of this essay adapted for elementary school is based on the analysis and interpretation of the sample text, which makes it easier for students to communicate, because they do not produce their own text, but rework the finished one. For the successful writing of written creative work in the genre of a screenplay by primary schoolchildren, the teacher needs to create conditions for the formation of the ability to compress the text and the ability to interpret it. Sample text compression allows you to select the necessary semantic parts of the work for compiling on their basis by interpreting the script plan.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ КИНОСЦЕНАРИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ »

Общественно-гуманитарное направление

УДК 37.02 ГРНТИ 14.25.09

DOI 10.24412/2409-3203-2022-31-81-85

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ КИНОСЦЕНАРИЯ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна

старший преподаватель ООО «Центр дефектологии» Россия, г. Ульяновск

Аннотация: В статье охарактеризована система работы по подготовке младших школьников к написанию сочинения в жанре киносценария, нестандартного вида речетворческой деятельности, способствующей формированию таких коммуникативных компонентов речи, как «уместность» и «понятность». Уместность - это базовая характеристика, которую необходимо реализовать при создании речевого высказывания; понятность - использование доступных для восприятия адресатом слов и речевых конструкций. Адаптированный для начальной школы вариант данного сочинения основывается на анализе и интерпретации текста-образца, что облегчает учащимся коммуникативную задачу, т.к. они не продуцируют собственный текст, а перерабатывают готовый. Для успешного написания младшими школьниками письменной творческой работы в жанре киносценария учителю необходимо создать условия для формирования умения компрессии текста и умения его интерпретации. Компрессия текста-образца позволяет выделить необходимые смысловые части произведения для составления на их основе с помощью интерпретации плана киносценария.

Ключевые слова: развитие связной речи младших школьников, культура речи, коммуникативные компоненты речи, уместность речи, понятность речи, сочинение в начальной школе, сочинение-киносценарий, компрессия текста, приём «маркировка текста», интерпретация текста.

THE SYSTEM OF WORK ON A COMPOSITION IN THE GENRE OF A SCRIPT IN

THE PRIMARY SCHOOL

Alfer'yeva-Termsikos Valeriya Borisovna

senior Lecturer LLC «Center for Defectology» Russia, Ulyanovsk

Abstract: The article describes the system of work on preparing primary schoolchildren to write an essay in the genre of a film script, a non-standard type of speech-creative activity that contributes to the formation of such communicative components of speech as «relevance» and «comprehensibility». Relevance is a basic characteristic that must be implemented when creating a speech statement; comprehensibility - the use of words and speech structures accessible to the addressee. The version of this essay adapted for elementary school is based on the analysis and interpretation of the sample text, which makes it easier for students to communicate, because they do not produce their own text, but rework the finished one. For the successful writing of written creative work in the genre of a screenplay by primary schoolchildren, the teacher needs

81

to create conditions for the formation of the ability to compress the text and the ability to interpret it. Sample text compression allows you to select the necessary semantic parts of the work for compiling on their basis by interpreting the script plan.

Keywords: development of coherent speech of primary schoolchildren, culture of speech, communicative components of speech, relevance of speech, intelligibility of speech, writing in elementary school, writing-screenplay, text compression, «text marking» technique, text interpretation.

В младшем школьном возрасте формируется особая психическая функция человека, заключающаяся в осмысленном использовании речи как вида деятельности, развивается осознанное отношение ребёнка к собственному языковому поведению. Следовательно, данный период наиболее благоприятен для формирования показателей культуры речи, её коммуникативных компонентов, из которых наиболее сложными для младшего школьника являются «уместность» и «понятность». Поскольку наблюдение за речью, как за функционирующей системой, предполагает анализ текста, в котором с помощью коммуникативных компонентов отражена окружающая действительность, то для оценки сформированности вышеобозначенных показателей культуры речи используются письменные работы учащихся начальной школы. Выбор вида сочинения зависит от характеристик коммуникативных компонентов, составляющих цель педагогического воздействия на этапе начального языкового образования.

Уместность речи - правильное построение фраз и предложений на этапе прогнозирования речевой деятельности в зависимости от ситуации общения, это качество речи проявляется в адекватности примененных языковых средств целям высказывания. Речь всегда рассчитана на конкретную речевую ситуацию, её контекст, а также на личность адресата. Уместность - это базовая характеристика, которую необходимо реализовать при создании речевого высказывания. Поэтому именно от «уместности речи» зависит степень обязательности других коммуникативных компонентов речи (чистота, богатство, точность, логичность и т.д.) [5, с. 80]. Понятность речи - использование доступных для восприятия адресатом слов и речевых конструкций. Данная характеристика речи коррелируется с уместностью, дополняя её. «Уместность» и «понятность» - это инструменты оценки речи с точки зрения, как коммуникативных норм, так и оправданности использования в нём тех или иных речевых компонентов.

Сочинение - сложная форма самостоятельной речевой деятельности в начальной школе. Одним из доступных для младшего школьного возраста видов письменной работы, способствующей формированию таких компонентов речевой культуры, как «уместность» и доступность», является сочинение в жанре киносценария. Адаптированный для начальной школы вариант данного сочинения основывается на анализе и интерпретации текста-образца, что облегчает учащимся коммуникативную задачу, т.к. они не продуцируют собственный текст, а перерабатывают готовый. В процессе создания мини-киносценария младшие школьники развивают навыки работы с информацией, осмысливают содержание произведения, выбирая только те его части, которые соответствуют поставленной задаче. Полученный в результате данной речевой деятельности готовый продукт, сочинение, оценивается с точки зрения «уместности» и «понятности». Письменная работа в жанре киносценария может быть выполнена как индивидуально, так и в группах, при этом творческий коллектив одной группы презентует свой готовый сценарий другим группам в классе. Данная творческая работа может быть использована в дальнейшем как основа для мультимедийного проекта.

В качестве дидактического материала для создания сочинений в жанре киносценария необходимо использовать произведения с несколькими сюжетными линиями, чтобы у младшего школьника был выбор: какие фрагменты текста целесообразно использовать для реализации поставленной учителем задачи, какие отрывки диалогов героев сделают авторский замысел доступным и понятным для зрителя.

82

Сочинение в жанре киносценария имеет следующую структуру:

1) Вводные данные: время и место событий; краткое описание локации; в которой происходит действие; перечислений персонажей с краткими характеристиками к ним.

2) Авторский текст, в котором кратко сообщается завязка сюжета.

3) Диалоги или монологи героев с авторскими ремарками.

4) Авторский текст, в котором кратко сообщается развязка сюжета.

В процессе подготовительной работы к самостоятельному написанию сценария по художественному произведению из школьной программы учащимся демонстрируются способы оформления каждого структурного компонента сочинения. Для успешного написания младшими школьниками письменной творческой работы в жанре киносценария учителю необходимо создать условия для формирования двух основных групп умений: умения компрессии текста и умения его интерпретации.

Обучение «сжатию» информации состоит из ознакомления и практики способов языковой компрессии текста: «исключения», «обобщения» и «упрощения» [1, с. 6]. При первичном прочтении художественного текста-образца учащимся необходимо исключить излишние подробности, которые не дополняют сюжет и не раскрывают характеры героев. Членение текста на части с выделением обязательных и необязательных элементов осуществляется с помощью педагогического приёма «маркировка». Таким образом, первый способ компрессии текста - «исключение» - реализуется, во-первых, за счёт вычленения абзацев, в которых отсутствует ключевая для развития повествования информация; во-вторых, объединения разрозненных частей произведения (объединение простых предложений в сложное).

Компрессия текста посредством «обобщения» достигается за счёт переструктурирования содержания произведения. Речетворческая деятельность учащихся состоит из формулировки уместных и понятных тезисов, отражающих основную суть событий; составление из полученных тезисов схемы произведения в виде кластера, содержащего авторские пояснения (например, о смене локации или времени).

Сокращение исходного текста с помощью приёма «упрощение» достигается с помощью подбора синонимичных замен к громоздким синтаксическим конструкциям. Полученные в результате упрощения словосочетания и предложения также оцениваются с позиции уместности и понятности речи.

С помощью компрессии исходного текста-образца, служащего основой сочинения в жанре киносценария, младшие школьники выполняют следующие виды заданий речетворческого характера:

- краткий пересказ основных событий;

- выделение в произведении определённой сюжетной линии;

- сокращения диалогов и монологов героев;

- формулировка аннотации и вывода к произведению.

Таким образом, компрессия текста-образца позволяет выделить необходимые смысловые части произведения для составления на их основе с помощью интерпретации плана киносценария.

Интерпретация художественного текста - извлечение из произведения личностного смысла с последующим продуцированием творческого речевого высказывания, содержащего толкование его содержания и смысла. Суть интерпретации заключается в том, что она связана с искусством толкования, направленным на понимание. В процессе подготовки к написанию сочинения младшие школьники развивают навык читательской интерпретации, т.е. общего впечатления после первичного ознакомления с произведением; а также навык творчески-образной интерпретации, т.е. переработка текста в киносценарии после неоднократного перечитывания и анализа.

Интерпретирование художественного произведения осуществляется по алгоритму: 1)восприятие; 2)переработка; 3) синтез. Каждый этап данного алгоритма реализуется учителем с помощью определённых педагогических механизмов.

83

Восприятие у детей младшего школьного возраста носит стихийный, эмоциональный и подсознательный характер. Для его активизации учителю необходимо задействовать механизм вероятностного прогнозирования с помощью указания на авторские «маркеры» в тексте, формулировки проблемных вопросов, при ответе на которые учащийся анализирует смысловое содержание определённого отрывка текста. Формирование полноценного восприятия основывается на неоднократное прочтение текста-образца, поскольку при первичном читательском восприятии у ребёнка может возникнуть только эмоциональное отношение к произведению.

Переработка информации - размышление над смысловыми особенностями произведения (сопоставление мира «реального» и авторского «вымышленного» мира). Необходимым условием для соблюдения уместности речи является хорошее знание и осмысление предмета информации, её объема и характера, задач и целей. Поэтому для качественной переработки, как и для восприятия, необходимо неоднократное внимательное прочтение текста, что позволяет не только углубить первоначальное осмысление произведения, но и проверить его правильность. В связи с чем в качестве текста-образца для создания на его основе киносценария лучше всего подходит уже пройденное программное произведения или известные младшим школьникам народные сказки. Активизации механизма переработки информации способствует ведение читательского дневника.

Анализ, сопутствующий повторному прочтению, даёт возможность перейти к синтезу информации. В процессе такого анализа происходит выделение существенных эпизодов, которые в дальнейшем составят основу киносценария.

С помощью интерпретации произведения для будущего сочинения-киносценария, младшие школьники выполняют следующие виды учебных заданий:

- представление и описание событий, предшествующих началу основных сюжетных действий;

- рассказ о событии в произведении с позиции определённого персонажа.

Результатом интерпретации на подготовительном этапе является развёрнутый план

будущего киносценария, который оценивается с позиции «понятности» для будущего зрителя.

Адекватная интерпретация произведения возможна лишь тогда, когда младший школьник осознаёт, где и когда происходят описываемые в тексте события; для ребёнка важно осознать пространство и время текста, т.е. его хронотип. В связи с чем младшим школьникам необходимо определять в тексте приметы, прямо или косвенно указывающие на место и время событий; определять хронотип, опираясь на совокупность фактов; осмысливать специфику пространственно-временных параметров текста [2, с. 193]. Восприятие времени осуществляется через три перцептивных действия - оценку, отмеривание и воспроизведение [3, с. 112]; восприятие пространства - через зрительную и дистантную оценку. Необходимо отметить, что простейшие представления о пространстве и времени в виде «предвосхищающего образа» [4, с. 401] сформированные у ребёнка в дошкольном возрасте, развиваются в младшем школьном возрасте именно посредством анализа художественных текстов. Следовательно, учебные упражнения на интерпретацию художественных произведений также создают условия для развития восприятия пространства и времени, которое необходимо ребёнку для проектирования «внутреннего плана действий», например, при решении задач по физике и математике в старшей школе.

Таким образом, в результате интерпретационной деятельности младший школьник продуцирует развёрнутое умозаключение, отражающее существенные связи и отношения между отдельными элементами проанализированного художественного текста-образца.

Компрессия и интерпретация как виды речетворческой деятельности в процессе подготовки младших школьников к написанию сочинения в жанре киносценария

способствуют формированию умения формулировать высказывания, обладающие такими коммуникативными характеристиками, как «уместность» и «понятность».

Подводя итоги, необходимо отметить, что работа над сочинением в жанре киносценария развивает образное мышление младших школьников, способствуя в том числе их общекультурному и эстетическому развитию.

Список использованной литературы:

1. Алферьева-Термсикос В.Б. Обучение приёмам компрессии текста при подготовке младших школьников к написанию сжатого изложения // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 78-1. - С. 6-8.

2. Богданова Е.С. Работа над интерпретацией пространственно-временных параметров текста в ходе обучения интерпретационной деятельности в старшей школе // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: Материалы VI Международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 26-27 октября 2017 года. - СПб: Санкт-Петербургский горный университет, 2017. - С. 191-195.

3. Бочкина Е.В. Особенности развития представлений о цикличности пространства и времени у детей дошкольного возраста // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 2(48). - С. 111-123.

4. Бочкина Е.В. Проблема о циклических процессах в пространстве и времени у детей дошкольного возраста // European Social Science Journal. - 2018. - № 4. - С. 400403.

5. Мануковская Т.В. Понятие уместности речи и её разновидности // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: Сборник научных статей XV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Воронеж, 23-24 марта 2022 года. -

Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2022. - С. 75-82.

-♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.