Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ЭТАПЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СОЧИНЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ / СОЧИНЕНИЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ПРИЁМ «МОЗГОВАЯ АТАКА» / ПРИЁМ «ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ» / ПРИЁМ «ВЗАИМООПРОС» / ПРИЁМ «РЕКОНСТРУКЦИЯ» / ПРИЁМ «КОММЕНТИРОВАНИЕ» / ПРИЁМ «ПРАВО НА ОШИБКУ» / МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНСАЙТ-МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алферьева-Термсикос В.Б.

В статье описаны этапы рассредоточенной подготовки младших школьников к написанию творческого сочинения по музыкальному произведению. Автором охарактеризованы методы и приёмы педагогической техники, способствующие формированию связной речи, активизации ассоциативной речемыслительной деятельности, овладению умением продуцировать текст и составлять аргументированные высказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алферьева-Термсикос В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF PREPARATORY WORK FOR WRITING AN ESSAY BASED ON A MUSIC COMPOSITION IN PRIMARY SCHOOL

The article describes the stages of dispersed preparation of primary schoolchildren for writing a creative essay based on a music composition. The author describes the methods and techniques of pedagogical techniques that contribute to the formation of coherent speech, activation of associative speech-thinking activity, mastering the ability to produce a text and make up reasoned statements.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ЭТАПЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В.Б. Алферьева-Термсикос, магистрант

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-8-1-147-151

Аннотация. В статье описаны этапы рассредоточенной подготовки младших школьников к написанию творческого сочинения по музыкальному произведению. Автором охарактеризованы методы и приёмы педагогической техники, способствующие формированию связной речи, активизации ассоциативной речемыслительной деятельности, овладению умением продуцировать текст и составлять аргументированные высказывания.

Ключевые слова: развитие связной речи младших школьников, сочинение, творческое сочинение, сочинение по музыкальному произведению, музыкальный образ, приём «мозговая атака», приём «пресс-конференция», приём «взаимоопрос», приём «реконструкция», приём «комментирование», приём «право на ошибку», методы проблемного обучения, ин-сайт-метод.

Главной целью современного начального общего образования является развитие интеллектуально развитой личности, способной к самостоятельному поиску решений на задания творческого и поискового характера, что отражено в метапредмет-ных результатах освоения основной образовательной программы ФГОС НОО. Развитию надпредметных компетенций у младших школьников способствуют интегрированные занятия дисциплин гуманитарного цикла, в рамках которых возможно сочетание таких видов деятельности как создание письменной работы и анализ произведений изобразительного и музыкального искусства.

Необходимо отметить, что написание сочинений нетрадиционных форм обеспечивает синтез познавательного и общекультурного развития, что также является важным условием метапредметного обучения в начальной школе.

Сочинение по музыкальному произведению - творческая работа, в процессе которой учащиеся продуцируют текст после восприятия и анализа аудиофрагмента. Интеграция предметов русский язык и музыка способствует одновременному развитию когнитивной и эмоциональной сфер ребёнка. Согласно аксиологическому подходу в педагогике анализ музыкальных

произведений является для учащихся младшего школьного возраста одним из оптимальных способов духовно-нравственного освоения мира. Учёные-педагоги констатируют влияние музыкального искусства на развитие познавательной сферы личности ребёнка [3, с. 44; 7, с. 2], поскольку процесс осмысления музыки представляет собой совокупность теоретического мышления и образного видения мира.

Подготовка учащихся к написанию данной письменной работы (сочинения по музыкальному произведению), включает следующие этапы.

I. Первый этап состоит из предварительного знакомства с музыкальной композицией вне рамок занятия, повторного её прослушивания непосредственно на уроке, а также совместного с учителем анализа впечатлений после ознакомления с её содержательной частью. Сложность аналитической деятельности для младших школьников при знакомстве с музыкальным искусством заключается в отсутствии языкового материала, который мог быть опорой при формулировании высказываний (например, как при анализе художественных произведений). Поэтому учителю необходимо подготовить визуальный интерактивный материал, содержащий

информацию о композиторе, истории создания прослушиваемого произведения, а также донести до младших школьников эстетическую концепцию произведения.

Поскольку музыкальное искусство занимает особое место в развитии эмоциональной сферы младшего школьника, способствуя мобилизации его чувственного мира [6, с. 149], на данном этапе учитель создаёт условия для того, чтобы у каждого учащегося сформировался собственный образный ассоциативный ряд, на основании которого будет создано творческое сочинение. Предпочтительно выбирать музыкальные произведения небольшие по объёму, без вокального сопровождения. Это могут быть как инструментальные композиции, так и профессионально записанные звуки живой и неживой природы (например, шум дождя, моря; пение птиц в лесу).

Таким образом, музыкальная композиция рассматривается и обсуждается в следующих аспектах:

1) Идейное содержание, анализ которого заключается в том, что учащиеся с опорой на рассказ учителя о произведении и композиторе могут высказать собственное предположение о его назначении. Для активизации речи младших школьников педагогу необходимо использовать приёмы «мозговая атака», «пресс-конференция», «взаимоопрос», в результате которых учащиеся осуществляют такие мыслительные логические операции как синтез, обобщение, абстрагивание, сравнение и суждение.

2) Описание звуковой составляющей: темп, характер, настроение, оттенки. Учащиеся должны опираться на заранее подготовленный раздаточный материал - мини-словарь музыкальных терминов. Данный вид речевой деятельности необходимо дополнить образной детализацией описываемой музыкальной композиции через микрообразы: после того, как учащиеся выбрали необходимые определения из словаря, им предлагается подобрать к ним символы, тем самым обеспечивается переход к следующим этапам работы.

3) Возникающие в воображении образы, поскольку ознакомление с музыкальным

произведением по психологическому механизму связано с символическим мышлением. Для активизации абстрактного мышления учащихся учителю необходимо задействовать приём «реконструкция» -активизация с помощью проблемного вопроса воображения учащихся; приём «комментирование» - наполнение предложенных учащимися образов (символов) исчерпывающей структурированной информацией.

Поскольку образ от музыкального произведения всегда рождается в единстве эмоционального и рационального - чувства и разума [4, с. 157], то педагогическая задача учителя заключается в том, чтобы помочь младшим школьникам конкретизировать с помощью речевых средств своё восприятие произведения. Эффективным обучающим средством в данном случае является иллюстрирование: учащимся предлагается нарисовать картину, где будут изображены все образы, возникающие в их воображении при прослушивании музыки. Именно ассоциативная речемысли-тельная деятельность и создание творческой работы младшими школьниками являются основой для дальнейшего продуцирования сочинения.

4) Эмоции после ознакомления с произведением, т.е. учащимся необходимо охарактеризовать свои реакции, переживания и чувства, возникшие при прослушивании композиции. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке [5, с. 9]. Концептуальный анализ эмоционального состояния состоит из структурно-фрагментарного описания учащихся, которое учитель должен корректировать (в случае неточного лексического употребления слов) и уточнять посредством серии проблемных вопросов. Учащиеся могут испытывать затруднения в распознавании собственных эмоций по отношению к музыкальной композиции ввиду слабо сформированного эстетического вкуса. В соответствии с технологией применения репродуктивного метода учитель приводит примеры по аналогии, сравнивая музыку с другими видами искусства, наиболее понятными младшим школьникам. Таким

образом, с помощью данной аналитической деятельности младших школьников создаются условия для формирования умения распознавать и адекватно выражать эмоциональное отношение к исследуемому объекту или явлению. При обучении младших школьников способам эмоционального самовыражения также необходимо применять такой технологический приём как «право на ошибку», суть которого заключается в объяснении, что оценочное отношение к музыке не может быть ошибочным.

II. Необходимо отметить, что характерной особенностью музыкального искусства является его интерпретируемость, т.е. педагог не должен предлагать учащимся однозначную трактовку смысла произведения, любая субъективная позиция должна поощряться. Учителю необходимо обучить младших школьников приёмам аргументации собственной точки зрения. Поэтому следующий этап подготовительной работы к написанию сочинения заключается в формулировке тезисов и приведении доводов в пользу собственного впечатления от музыки. Учащимся необходимо продемонстрировать структуру причинно-следственной связи в высказывании. В данном случае оптимальным методом является эвристическая беседа, когда посредством умело выстроенных вопросов учащиеся самостоятельно формулируют выводы о том, почем им понравилась либо не понравилась музыкальная композиция.

III. Заключительный этап подготовительной работы, предваряющий непосредственное написание младшими школьниками сочинение по музыкальной композиции, состоит в обсуждении и составлении плана письменной работы. Процесс создания текста в письменной форме - сложный для ребёнка младшего школьного возраста психологический процесс, который характеризуется взаимодействием механизмов долговременной и оперативной памяти, для активизации которой необходимо использовать такие приёмы педагогической техники как «своя опора», «повторяем с контролем», «повторяем с расширением». В результате коллективного обсуждения

сочинения составляется его примерный план, включающий пункты:

1) Вступление - сообщение о назначении музыки и конкретного музыкального отрывка, о названии и содержании прослушанного произведения.

2) Основная часть:

- описание музыкальной составляющей;

- описание системы навеянных музыкой образов-символов, воплощённых в иллюстрации.

3) Вывод - субъективная эмоциональная оценка музыкальной композиции с приведением аргументов.

После формулировки общего плана учащимся необходимо перейти к осмыслению содержательного наполнения непосредственно их собственной письменной работы. Данный творческий процесс представляет собой совокупность следующих этапов: накопление знаний и навыков; сосредоточения усилий и поиск дополнительной информации; инсайт; доработка замысла [2, с. 68].

Наиболее значимым речевым умением при продуцировании текста является способность выстраивать композицию собственного высказывания. Педагогическое сопровождение данной речевой деятельности младших школьников осуществляется посредством инсайт-метода, суть которого заключается в переструктурировании условий учебного задания таким образом, чтобы ребёнок на основе собственного витагенного опыта нашёл её решение [1, с. 257]. Применение данного способа взаимодействия между учителем и учащимися для достижения дидактической цели (написания сочинения по музыкальному произведению) должно включать следующие стадии:

- Открытие гештальта - искусственное создание ситуации «направленной напряжённости».

- «Осознание проблемы» - рассуждение вслух, при необходимости дополненном уточняющими комментариями со стороны педагога;

- Анализ инсайтной задачи с помощью приёма «практичность теории», сущность которого в рамках инсайт-метода заключа-

ется в осмыслении учащимися собствен- нию умением продуцировать текст и со-ных аргументов, предложенных для напи- ставлять аргументированные высказыва-сания вывода в сочинении. ния, а также создаёт условия для реализа-

- «Инсайт» - возникновение идеи раз- ции творческого потенциала личности ре-решения учебной задачи. бёнка. Подводя итоги, необходимо отме-

- Закрытие гештальта - осознание тить, что формирование умения писать со-успешности и продуктивности выбранного чинение посредством музыкального ис-решения [1, с. 257-258]. кусства именно в младшем школьном воз-

Таким образом, реализация охарактери- расте является эффективным в силу пси-зованных выше этапов подготовительной хофизиологических особенностей: откры-работы к написанию учащимися сочине- тость эмоциональных реакций, эстетиче-ния по музыкальному произведению спо- ская восприимчивость, доминирование об-собствует развитию связной речи, овладе- разного мышления.

Библиографический список

1. Алферьева-Термсикос В.Б. Механизм применения инсайт-метода на уроках русского языка в начальной школе по технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ) // Инновационные образовательные практики: Детский сад, Школа, ВУЗ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. М.Г. Заббаровой. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им И.Н. Ульянова», 2020. - С. 256259.

2. Дормидонтова Л.П., Заббарова М.Г. Теоретические аспекты творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2019. - № 2. - С. 65-71.

3. Макарова К.В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях: Монография. - М.: Прометей, 2016. - 242 с.

4. Подпоринова Н.О. Музыкальный образ: диалектика эмоционального и рационального // Культурная жизнь Юга России. - 2016. - № 2 (61). - С. 155-158.

5. Урсегова Н.А. Музыкальный тезаурус: понятия, определения, положения, технологии организации музыкально-эстетической деятельности: учебное пособие. - Новосибирск: НГПУ, 2019. - 132 с.

6. Чмелева З.А. Психолого-педагогические условия эмоционального развития младших школьников средствами музыкотерапии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 5-3 (56). - С. 149-152.

7. Шаповалова М.Л., Козлова И.Л. Влияние музыкального воздействия (эффект моцарта) на развитие познавательных и эмоционально-чувственных психических процессов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 1. - С. 1-5.

STAGES OF PREPARATORY WORK FOR WRITING AN ESSAY BASED ON A MUSIC COMPOSITION IN PRIMARY SCHOOL

V. B. Alfer'yeva-Termsikos, Graduate Student Ulyanovsk state pedagogical University the name of I.N. Ulyanov, (Russia, Ulyanovsk)

Abstract. The article describes the stages of dispersed preparation ofprimary schoolchildren for writing a creative essay based on a music composition. The author describes the methods and techniques of pedagogical techniques that contribute to the formation of coherent speech, activation of associative speech-thinking activity, mastering the ability to produce a text and make up reasoned statements.

Keywords: development of coherent speech of primary schoolchildren, essay, creative essay, composition based on a music composition, musical image, «brainstorming» technique, «press conference» technique, «interrogation» technique, «reconstruction» technique, «commenting» technique, reception «the right to make mistakes», methods of problem learning, insight method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.