Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧНОСТИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ '

РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧНОСТИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
развитие связной речи младших школьников / малые жанры устного народного творчеств / метафоричность речи / метафора / речевая деятельность в начальной школе / обучение написанию сочинения / сочинение-загадка / сочинение-поговорка / сочинение-пословица / синонимия / фразеология / паремиология. / development of coherent speech of primary schoolchildren / small genres of oral folk art / metaphorical speech / metaphor / speech activity in elementary school / learning to write an essay / essay-riddle / essay-saying / essay-proverb / synonymy / phraseology / paremiology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна

В статье охарактеризована рассредоточенная подготовка младших школьников к написанию сочинений на основе малых фольклорных жанров: сочинения-загадки, сочинения-пословицы, сочинения-поговорки. Педагогической целью данной работы являет в широком смысле развитие связной речи учащихся, а в узком – переход от буквального понимания слова и текста к метафорическому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METAPHORIC SPEECH OF PRIMARYSCHOOLCHILDREN THROUGH TEACHING WRITING ESSAYS ON THE BASIS OF SMALL FOLKLORE GENRES

The article describes the dispersed preparation of primary schoolchildren for writing essays based on small folklore genres: essays-riddles, essays-proverbs, essays-sayings. The pedagogical goal of this work is in the broad sense the development of coherent speech of students, and in the narrow sense − the transition from a literal understanding of the word and text to a metaphorical one.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧНОСТИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ »

УДК 37.02 ГРНТИ 14.25.09

DOI 10.24412/2409-3203 -2022-29-188-194

РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧНОСТИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна

старший преподаватель ООО «Центр дефектологии» Россия, г. Ульяновск

Аннотация: В статье охарактеризована рассредоточенная подготовка младших школьников к написанию сочинений на основе малых фольклорных жанров: сочинения-загадки, сочинения-пословицы, сочинения-поговорки. Педагогической целью данной работы являет в широком смысле развитие связной речи учащихся, а в узком - переход от буквального понимания слова и текста к метафорическому.

Ключевые слова: развитие связной речи младших школьников, малые жанры устного народного творчеств, метафоричность речи, метафора, речевая деятельность в начальной школе, обучение написанию сочинения, сочинение-загадка, сочинение-поговорка, сочинение-пословица, синонимия, фразеология, паремиология.

DEVELOPMENT OF METAPHORIC SPEECH OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN THROUGH TEACHING WRITING ESSAYS ON THE BASIS OF SMALL FOLKLORE

GENRES

Alfer'yeva-Termsikos Valeriya Borisovna

senior Lecturer LLC «Center for Defectology» Russia, Ulyanovsk

Abstract: The article describes the dispersed preparation of primary schoolchildren for writing essays based on small folklore genres: essays-riddles, essays-proverbs, essays-sayings. The pedagogical goal of this work is in the broad sense the development of coherent speech of students, and in the narrow sense - the transition from a literal understanding of the word and text to a metaphorical one.

Keywords: development of coherent speech of primary schoolchildren, small genres of oral folk art, metaphorical speech, metaphor, speech activity in elementary school, learning to write an essay, essay-riddle, essay-saying, essay-proverb, synonymy, phraseology, paremiology.

Ведущее направление развития речевой деятельности младших школьников на этапе начального языкового образования - овладение семантикой родного языка на основе восприятия многозначности слов и формулировки высказываний в переносном значении, что составляет сущность метафоричности речи. Данный коммуникативный компонент речи является результатом овладения умением осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; а также умения на основе сравнения, анализа, синтеза, обобщения продуцировать метафоры.

Метафора (др.-греч. цетасрора «перенос; переносное значение», от цеха «между / среди» + форесо «несу»; русский аналог - иносказание) - переносное использование слов одного смыслового класса, имеющего с первым общность по какому-то признаку [6]. В

первую очередь, это общность наиболее ярких, значимых для носителя языка признаков [5, с. 87].

Эффективным педагогическим средством для формирования образного мышления и развития метафоричности речи младших школьников является анализ малых жанров устного народного творчества. К.Д. Ушинский в своих учебных пособиях для младших школьников [8] активно использовал в качестве дидактического материала фольклор (пословицы, поговорки, загадки, побасенки). Малые жанры устного народного творчества, как средство обучения, полифункциональны: они содержат доступный для младшего школьного возраста дидактический материал одновременно и для языкового образования, и для восприятия национального культурного наследия. Поэтому на ступени начального общего образования представляется целесообразным развивать метафоричность речи посредством обучения написанию на основе малых фольклорных жанров: сочинений-загадок, сочинений-поговорок, сочинений-пословиц.

Сочинение-загадка - метафорический текст-описание, в котором материальный объект или явление природы изображается посредством других объектов или явлений.

Рассредоточенная подготовка к написанию данной творческой работы включает следующие этапы.

1. В рамках подготовительного этапа к написанию учащимся необходимо выполнять лексический анализ художественных текстов, содержащих слова в переносном значении. На данном этапе в качестве обязательного учебного задания младшие школьники заполняют словарики синонимов. Поскольку метафора - источник сведений о культуре, то её восприятие зависит от того, насколько в основу аналогии взят характерный для данной среды признак предмета. Поэтому педагогу необходимо отбирать для данной учебной работы тексты поликультурного содержания.

На данном этапе учитель использует приём герменевтического анализа «метафоризация» в прямом и обратном методическом порядке: младшие школьники анализируют художественные тексты на предмет наличия метафор; учащиеся самостоятельно характеризуют объекты или явления природы с помощью метафорических текстов [2]. В процессе восприятия метафоры учащийся на основе ассоциативного мышления задействует имеющийся опыт представлений о предметах и явлениях, активизирует и упрочивает связи между понятиями, что позволяет ему в дальнейшем свободно оперировать словом в речи.

2. После выполнения анализа текстов учащимся необходимо переходить к следующему этапу - составлению словосочетаний с метафорическим выражениями. Учитель обозначает соответствующий объект материального мира или явление природы («ответ на загадку»), с которым младшие школьники будут конструировать словосочетания (существительное + прилагательное, глагол + наречие). Затем к слову, которое является ответом на будущую загадку, учащиеся подбирают синонимичный ряд. Обучение подбору слов с тождественным или близким значением основывается на методе компонентного анализа значения слов, приёма контекстной взаимодополняемости слов.

В рамках дистанционных занятий обучение синонимии, ведущему принципу организации языковой системы, осуществляется посредством демонстрации виртуальных интеллект-карты, древовидных схем, отображающих функциональные связи между ключевыми характеристиками понятия. Структурирование знаний посредством восприятия информации в виде схемы с обозначением связей между объектами способствует развитию критического мышления [1, с. 42].

3. Следующий этап к выполнению данной письменной работы - отгадывание загадок. Игровая сущность загадки позволяет назвать её одним из ключевых дидактических средств в обучении детей родному языку. Если для взрослых процесс загадывания-отгадывания, в основном, носит развлекательный характер, то для младших школьников загадка может служить инструментом приобретения новых знаний и умений [3, с. 60], в

частности - умения воспринимать метафорическую речь, на основе сформированного тезауруса самостоятельно составлять метафорические тексты (загадки).

4. Процесс формулировки метафоры заключается в том, что автор (учащийся) на основе его субъективного ассоциативного ряда концентрируется на определённом компоненте явления / предмета, на семантическом значении его качеств или признаков. На данном этапе учащиеся отрабатывают следующий алгоритм составления метафорического текста в форме загадки (Таблица 1):

1) Составление предложений об объекте или явлении, которое является ответом на будущую загадку (далее - «объект-ответ»). Текст должен содержать характерные признаки данного объекта: для чего предмет используется, где его можно наблюдать, каково его назначении и т.д.

2) В данном тексте учащиеся сначала меняют все существительные (кроме «объекта-ответа») на синонимы. А затем - прилагательные и глаголы. Синонимами должны быть слова, имеющие переносное значение. При необходимости предложение может быть дополнено дополнительными деталями, которые необходимы для пояснения контекста

3) «Объект-ответ» заменяется на местоимение или словосочетание с определительным / указательным местоимением; на другой объект с похожими признаками на основании переносного значения слов. При необходимости на основе ассоциативного ряда также могут быть заменены обобщённые понятия в тексте.

Таблица 1 - Алгоритм составления метафорического текста в форме загадки

№ Этап построения загадки Речевое действие

1 1.1. Объект-ответ - «Снег» 1.2. Составление предложения 1.1. Свойства: белый, лёгкий, ярко сверкает на солнце, зимой лежит на земле. 1.2. Лёгкий снег покрывает землю, с наступлением весны тает.

2. 2.1 Подбор синонимов с переносным значением. 2.2. Добавление контекстных деталей 1.2. Пушистый снег землю одевает, как весна приходит, так он убегает,... 2.2. превращаясь в ручейки

3 Замена объекта-ответа на другой объект с похожими признаками. Построение метафоры Пушистое покрывало землю одело, как весна пришла - убежало ручейком в поля, землю напоило.

Необходимо отметить, что данный алгоритм применим для составления метафорической загадки, т.е. текста, в основе которого - скрытое сравнение и переносный смысл. В рассредоточенной подготовке отсутствует такой вид учебного задания, как составление загадок, построенных на отрицании (например: «Жидкое, а не вода, /Белое, а не снег»), поскольку педагогическая цель в написании вышеобозначенной творческой работы заключается в развитии метафоричности речи младших школьников.

Процесс составления загадок-метафор стимулирует у младших школьников развитие творческого воображения и образность мышления. Данную речетворческую деятельность младших школьников необходимо дополнять иллюстрационным раздаточным материалом или интерактивными презентациями для стимулирования ассоциативного мышления.

5. На заключительном этапе подготовительной работы к написанию сочинения в форме загадки целесообразно организовать лингвистическое наблюдение: младшим школьникам демонстрируются тексты-эталоны, в процессе анализа которых учащиеся при помощи педагога могут раскрыть для себя коммуникативную цель данных текстов, заключающуюся в лексической замене (объяснении) слова несколькими предложениями.

Практическую работу, написание сочинения-загадки, предпочтительно проводить в качестве классного самостоятельного задания на уроках русского языка или литературного чтения. Поскольку к свойствам метафоричности речи относятся краткость при содержательности, смысловая ёмкость, образность, то по своей структуре данная письменная работа имеет следующие особенности:

1) Во вступлении обозначаются основные характеристики объекта или явления, о котором сформулирована загадка-метафора в основной части (например: «Сейчас речь пойдёт об очень нужном и полезном предмете, который есть в пенале у каждого ученика...»;

2) Основная часть включает небольшой по объёму сюжет, который завершается метафорической загадкой;

3) Вопрос в качестве вывода. (<<Догадались что это?», «Назовите о чём шла речь?»)

Обучение написанию подобного сочинения в нетрадиционной форме, во-первых, способствует мобилизации творческих способностей младших школьников; во-вторых, выполнение заданий в процессе рассредоточенной подготовки способствует развитию образности и метафоричности речи, а также позволит избежать такой распространённой речевой ошибки, как повтор слов.

Метафора - это способ создания иносказательной картины мира в таких фольклорных жанрах как пословицы и поговорки, которые являются ориентирами в родной культуре.

Выражение «пословицы и поговорки» обычно употребляется в качестве единого термина, т.е. разница в данных фольклорных жанрах незначительна. Пословица - краткое анонимное, обобщающее изречение, имеющее буквально прямой и переносный смыслы. В поговорке присутствуют абстрактные понятия, она лишена переносного значения. В речевой практике в качестве поговорки в речи часто приводятся фразеологические обороты («как снег на голову», «носить воду в решете» и т.д.).

Сочинения-пословицы и сочинения-поговорки - художественные тексты-повествования с элементами рассуждения, составленные по мотивам изречений, содержащих народную мудрость. Отличительной особенностью данных видов письменных работ является использование фразеологизмов и устойчивых выражений, наличие тезиса и аргументов к нему.

Необходимо охарактеризовать этапы рассредоточенной подготовки к написанию сочинений-пословиц и сочинений-поговорок.

1. Начальный этап подготовки к написанию рассказа по мотивам устного народного творчества заключается в лексическом разграничении для учащихся понятий «пословица» и «поговорка»: первое представляет собой законченное предложение, второе - фразу, ярко окрашенное словосочетание. Младших школьников необходимо познакомить с творчеством паремиолога В.И. Даля, т.е. с помощью сборника «Пословицы русского народа» [4] заполняют словарик пословиц и поговорок по типу «читательского дневника»: каждое изречение необходимо дополнить небольшой иллюстрацией.

2. Следующий этап состоит из организации эвристических бесед, содержащих проблемные вопросы учителя к смысловому содержанию устойчивых оборотов. Технология эвристического обучения фразеологии основывается на принципах аудирования: педагог задаёт учащемуся вопросы на неизвестную ранее ему тему, ответы на данные вопросы (о значении словосочетания / оборота) младший школьник может получить самостоятельно, анализируя полученную в начале занятия новую информацию. Таким образом, на основе логических умозаключений учащийся пополняет свой вокабуляр. Однако необходимо учитывать тот факт, что не все младшие школьники (например, учащиеся VII вида с ОВЗ и ЗПР) смогут самостоятельно определить лексическое значение нового словосочетания, в связи с чем иногда необходим пояснительный комментарий

учителя, который состоит из контекстно-ситуативной характеристики (примеров употребления пословицы / поговорки).

3. На третьем этапе для закрепления устойчивых оборотов в речи младшие школьники выполняют такое эффективное логико-стилистические упражнение как наблюдение над образными средствами в художественных текстах с последующим их выделением их комментированием смысла.

В обучении формулировки пословицы может быть использован педагогический приём - «отсроченное правило»: сначала учащиеся изучают содержащий намеренные речевые и фактические ошибки список пословиц с подобранными к ним лаконичными высказываниями, затем слушают пояснительный комментарий учителя.

3. Многие фразеологизмы изначально были частью пословиц (например, «Гоняться за двумя зайцами» - «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»), в связи с чем данные устойчивые обороты изучаются параллельно с малыми жанрами устного народного творчества. С.И.Ожегов пословицы и поговорки относил к «фразеологическим средствам» [7, с. 188]. Третий этап подготовительной работы состоит из выполнения учащимися лексико-фразеологических упражнений :

- подбор к словосочетанию лексического и фразеологического синонима;

- конструирование фразеологических оборотов по опорному слову;

- группировка / классификация фразеологизмов по определённым учителем признакам;

- составление устных высказываний с фразеологическими оборотами.

4. Заключительный этап состоит из формулировки учащимися пословиц и поговорок на основании анализа художественных произведений: притч, мифов, небольших рассказов. Толкование пословиц осуществляется путём развёрнутого описания смысла, для чего младшим школьникам необходимо соотнести описанные в тексте события с их последствиями и «вывести» мораль. Пословично-поговорочные выражения могут передавать как общие суждения, так и суждения частного характера. При этом необходимо отметить, что с помощью метафоры в пословицу можно вложить разные мысли и эмоции, в зависимости от смысловой нагрузки посыла говорящего.

Сначала данная речевая деятельность осуществляется в устной форме, затем - в письменной: учащимся необходимо написать мини-изложение с элементами сочинения, где в качестве вывода они сформулируют пословицу или поговорку. Для того чтобы учащиеся смогли самостоятельно выполнить данное задание, необходимо ознакомить их с примерным алгоритмом составления пословицы, которые строятся в форме завершённого суждения, желательно содержащего метафору (Таблица 2):

1) Определение и тезисная формулировка морали. Поскольку дидактическая цель пословицы или поговорки заключается в «поучении» или «предостережении», то необходимо включить в тезис категории состояния (модальные безлично-предикативные слова «нужно», «можно» и т.д.)

2) Подбор метафоры, которую можно органично включить в данную пословицу.

3) Составление пословицы в виде законченной мысли. Данная паремия не является словосочетанием, она может быть выражена предложением, в том числе -сложным, с несколькими грамматическими основами.

Таблица 2 - Алгоритм составления метафорического текста в форме загадки

№ Этап построения поговорки Речевое действие

1 Тезисная формулировка морали В споре могут быть правы оба оппонента Нужно выслушать каждого

2. Подбор метафоры Спорщик - сторона Спор - «словесная битва» Выслушать - «посмотреть на проблему глазами каждого»

3 Составление пословицы Варианты: 1) В споре нет правых и неправых, нужно посмотреть на проблему глазами каждого 2) В словесной битве у каждого своя истина, нужно выслушать обе стороны.

Рассредоточенная подготовка завершается выполнением практической работы, написанием сочинения-пословицы, структура которого имеет следующие специфические особенности:

1) Вступление представляет собой пословицу /поговорку.

2) Основная часть состоит из аргумента к метафорическому изречению, т.е. рассуждение-доказательство верности приведённого высказывания. Аргументом является небольшой по объёму рассказ-повествование.

3) Вывод-мораль - составление умозаключения, в котором учащийся рассуждает о правильности / неправильности поступков персонажей, он должен продемонстрировать понимание смысла пословицы / поговорки, по которой написано сочинений.

Таким образом, подготовка младших школьников к написанию сочинений-пословиц и сочинений-поговорок может выступать в качестве органичного дополнения к системе работы по развитию метафоричности речи, что также способствует формированию умений составлять аргументированное рассуждение.

Подводя итоги, необходимо отметить, что написание сочинений нетрадиционных форм позволяет избежать «шаблонности» и «монотонности» на уроках русского языка в начальной школе. Педагогической целью подготовки младших школьников к написанию сочинений на основе малых фольклорных жанров являет в широком смысле развитие связной речи, а в узком - переход от буквального (фактического) понимания слова и текста к метафорическому (образному). Понимание метафорических значений в процессе освоения младшим школьником языковых ресурсов

Список использованной литературы:

1. Алферьева-Термсикос В.Б. Педагогические методы и средства развития речи младших школьников в рамках дистанционных занятий // Наукосфера. - 2021. - № 9-1. - С. 40-44.

2. Алферьева-Термсикос В.Б. Формирование лаконичности речи младших школьников посредством обучения написанию сочинения-хайку // Дневник науки. - 2021. - № 9(57).

3. Ананьева К. А. Особенности загадки как жанра игрового дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. -2015. - №22 (733). - С. 56-66.

4. Даль В.И. Пословицы русского народа в 2 ч. Часть 1. - М.: Издательство Юрайт, 2020.-411 с.

5. Комарова Л.М. Метафора как способ восприятия реальности // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка: Сборник научных статей. -Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2019. - С. 8792.

6. Лебедев В.И. Этимологический словарь мирового русского языка. Том 3. Л -Р. -М.: «Издательские решения», 2019. - 1120 с.

7. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. Учеб. пособие для вузов. - М.: «Высшая школа», 1974. - 352 с.

8. Ушинский К.Д. Родное слово. Первая книга для чтения // Методическая

обработка И. А. Горячевой. - Екатеринбург: ООО «Типография ситипринт», 2021. - 152 с.

♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.