Общественно-гуманитарное направление
УДК 37.02 ГРНТИ 14.25.09
DOI 10.24412/2409-3203-2021 -27-88-92
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ ОПИСАНИЕМ ТРУДОВОГО
ПРОЦЕССА
Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна
старший преподаватель ООО «Центр дефектологии» Россия, г. Ульяновск
Аннотация: В статье охарактеризована рассредоточенная подготовка учащихся начальной школы к написанию сочинения описания трудового процесса. Система упражнений состоит из заданий грамматико-орфографической и лексической направленности. Автором рассмотрены педагогические приёмы и средства формирования представлений о функциональном назначении глаголов и наречий, а также методические условия продуцирования младшими школьниками текстов-описаний действий, представлены образцы раздаточного материала для освоения качественных и определительных наречий.
Ключевые слова: развитие связной речи младших школьников, сочинения-описания, описание трудового процесса, виды речевой деятельности, речевая активность, грамматико-орфографических упражнения, лексические упражнения.
FORMATION OF A CONNECTED WRITTEN SPEECH OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN WHEN WORKING ON A DESCRIPTION OF THE LABOR
PROCESS
Alfer'yeva-Termsikos Valeriya Borisovna
senior Lecturer, Center for Defectology Russia, Ulyanovsk
Abstract: The article describes the dispersed preparation of primary schoolchildren for writing an essay describing the labor process. The system of exercises consists of tasks of grammar and spelling orientation and lexical orientation. The author considers pedagogical techniques and means of forming ideas about the functional purpose of verbs and adverbs, as well as methodological conditions for the production of text-descriptions of actions by primary schoolchildren, presents samples of handouts for students to master qualitative and identifying adverbs.
Keywords: development of coherent speech of primary schoolchildren, essays-descriptions, description of the labor process, kinds of speech activity, speech activity, grammar and spelling exercises, lexical exercises.
Согласно требованиям, к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) в предметной области «русский язык» у
выпускника 4 класса должна быть сформирована выразительная литературная речь, логически оформленная письменно.
На этапе начального общего образования система работы педагога по развитию связной письменной речи подразумевает стимулирование и совершенствование следующих умений у младших школьников: последовательно строить высказывание; согласовывать слова в предложениях, составленных по законам синтаксиса; передать мысль, используя средства языковой выразительности [2, с. 62-63].
Формированию перечисленных умений способствует работа младших школьников над сочинением описанием трудового процесса (действия). Данный вид письменного задания предполагает формулировку учащимися описания явлений действительности, для чего необходима рассредоточенная подготовка, начиная со 2 класса.
На первом этапе подготовки к написанию данного сочинения учителю необходимо организовать работу по развитию словарного запаса младших школьников. Описание действий (в частности, - трудового процесса) предполагает активное использование в лексике глаголов и наречий (что делать? / как? /каким образом делать?).
Практика применения глагола, как наиболее конструктивной категории языка, для подготовки к написанию связного текста начинается с упражнений по подбору действий к соответствующим существительным. Необходимо отметить, что младшие школьники при написании глагола с приставкой часто не отличают его от существительного с предлогом. Для устранения данного вида ошибок необходимо включить в подготовительный учебный процесс выполнение следующих грамматико-орфографических упражнений:
1) списывание с раскрытием скобок, когда учащийся определяет слитное / раздельное написание глаголов с приставками от существительных с предлогами ((от)резать (от)торта кусок / (от)ойти (от)стола);
2) списывание с выбором гласной и согласной буквы в приставках глаголов (д(о/а)бежать, (о/а)тпустить).
После того как у младших школьников сформировано представление об отличии глагола от других частей речи, необходимо закрепить знания о его грамматическом признаке, времени. Учащиеся выполняют задания, в которых необходимо проанализировать следующие видовременные формы: прошедшее несовершенное время глагола конкретного единичного действия, прошедшее несовершенное повторяющегося или обычного действия, прошедшее совершенное аористическое, прошедшее совершенное перфектное, настоящее время постоянного действия, настоящее абстрактное, изобразительное настоящее, настоящее историческое, будущее конкретного единичного действия.
В рамках подготовки к описанию действий учитель акцентирует внимание учащихся на настоящем абстрактном времени, обозначающем повторяющееся типичное действие, и прошедшем совершенном перфектном времени, обозначающем результат предшествующего действия [3, с. 32-33], поскольку данные категории наиболее оптимальны для составления инструкций, описания трудового процесса. При этом контекстное процессуальное значение перечисленных семантических комплексов младшие школьники определяют по наречиям: настоящее абстрактное время посредством таких обстоятельств как «обычно», «всегда», «сначала», «затем»; прошедшее совершенное время - «уже», «только (что)», «совсем», «ранее», «недавно». Важно обратить внимание учащихся на функцию данной части речи (признак действия), её смысловой связи с глаголом (например, гуляли (как?) долго, ходили (как?) медленно / быстро), поскольку наиболее типичной ошибкой при подборе и определении наречия у младших школьников является ориентация на вопросы «как?», «где?», «когда?» и т.д. В связи с чем учащиеся называют «наречем» существительное с предлогом (например, гуляли (где?) в лесу). Поэтому необходимо рассматривать данную часть речи в структуре глагольного словосочетания, словосочетание в структуре предложения, предложение в составе текста.
Речетворческая деятельность учащихся по продуцированию текстов-описаний трудового процесса заключается в составлении предложений, где им необходимо конкретизировать действия с помощью наречий: описать их последовательность и характер. Основу методики обучения наречий в начальной школе составляют лексические упражнения, в которых учащимся необходимо использовать данную часть речи в качестве средства межфразовой связи слов в предложении. С помощью наречий времени в тексте выстраивается хронологическая последовательность описываемых действий (процесс создания предмета). Среди слов с временным значением выделяются наречия времени как одно из распространенных средств организации единства предложений в тексте.
В качестве лексического упражнения младшим школьникам предлагается сравнить два текста, в одном из которых присутствуют наречия, а во втором они исключены из повествования. В результате анализа предложений в заключение выполнения упражнения делается совместный вывод об изобразительно-выразительных возможностях части речи, обозначающей признак действия. Постепенно данное лексическое задание усложняется: учащимся необходимо вставить из предложенного списка наречия в текст, на следующих занятиях они уже выполняют корректировку предложений с неверно употреблёнными данными частями речи. Параллельно учащиеся выполняют орфографические упражнения, в которых необходимо определить слитное и раздельное правописание наречий.
В речи младших школьников преобладают обстоятельственные наречия места и времени, в то время как наречия образа и способа действия используются намного реже [1, с. 63; 4, с. 52]. Эффективным педагогическим приёмом, позволяющим ввести в лексикон учащихся определительные наречия, является организация наблюдений за действиями. Учащиеся просматривают короткие видеоролики (тематика: мастер классы по изготовлению небольших поделок, приготовление блюд, оформление классной комнаты и проч.), после чего заполняют таблицу, состоящую из двух колонок: в левую часть вписывают действия персонажей (глаголы), а в правую - наречия, которые характеризуют то, как совершались данные действия (таблица 1).
Таблица 1 - Глагольное словосочетание, характеризующее трудовой процесс
Результат трудового процесса Глагол Наречие
Закладка для книг Отрезать Осторожно
Согнуть Ровно
Наклеить Аккуратно, посередине, слева, справа
При возникновении затруднений во время совместного анализа задания учитель предоставляет список опорных слов. На данном этапе возможно провести интегрированное занятие по технологии и русскому языку. Младшие школьники выполняют поделку, после чего учителем организуется анализ их деятельности -заполнение разработанных учителем карточек (таблица 2) с последующим обсуждением. Учащиеся выбирают готовые варианты ответов (либо вписывают свой), затем определяют, какой частью речи являются их ответы (наречиями). Учитель обращает внимание на подбор синонимов к обстоятельствам, характеризующим трудовой процесс.
Таблица 2 - Карточка для самоанализа трудового процесса
Анализируемое действие Оценка
Хорошо, плодотворно, усердно.
Тщательно, сосредоточенно.
Процесс работы Плохо, скучно.
Сложно, непросто, затруднительно
Легко, несложно
Продолжение таблицы 2
Скорость работы Долго, медленно.
Быстро, увлекательно, интересно.
Вдумчиво, чётко, добросовестно.
Помощь одноклассников Самостоятельно
Дружно, усердно, увлечённо, упорно.
Напряжённо
Результат работы Результативно, успешно, качественно.
Безрезультативно, неудачно, неправильно.
Аккуратно
Небрежно, неряшливо.
Таким образом, младшие школьники пополняют свой лексический запас обстоятельствами, характеризующими процесс работы, а также устанавливают связь между глаголом и наречием.
Следующий этап подготовки к работе над сочинением описанием трудового процесса заключается в обобщении и упорядочивании младшими школьниками результатов наблюдений за каким-либо процессом. Учащимся необходимо самостоятельно выявить последовательность действий, а также существенные их признаки осуществления для достижения результата.
Формированию связной письменной речи способствуют упражнения репродуктивно-конструктивного характера: младшие школьники составляют высказывания с опорой на образец. Учителю необходимо объяснить структуру описания действия, основу которой составляет чёткая последовательность изложения. В качестве первого учебного задания может быть предложено описать изготовление поделки, используя иллюстрированную схему. Как правило, при описании действий младшие школьники затрудняются в подпоре синонимов к наречиям времени, многократно повторяя «затем» / «потом». Поэтому перед тем как приступить к составлению описания, учащимся необходимо выполнить групповое задание - составить список синонимичных слов, передающих последовательность действий.
Заключительный этап рассредоточенной подготовки - создание письменных инструкций, описывающих процесс создания какого-либо предмета. Вначале учащимся демонстрируется результат действий, затем проводится фронтальный опрос, педагогической задачей которого является установление последовательности изготовления предложенного предмета. Учитель направляет рассуждения младших школьников таким образом, чтобы каждый понял для себя способ персонализировать своё сочинение, т.е. описывал различные способы осуществления действий в зависимости от индивидуальных интересов и умений.
Инструктаж по написанию сочинения описания действия завершает коллективное составление шаблонного плана данной письменной работы.
1) Вступление: описание результата действий - предмета и его назначения (например, поделки, открытки).
2) Описание условий его создания (материалы).
3) Последовательность действий (определение времени глаголов, подбор соответствующих им наречий.
4) Вывод - впечатления от выполнения трудового процесса.
В заключение учитель повторно ставит младшим школьникам коммуникативно-речевые задачи: демонстрирует результат действий, процесс создания которого необходимо описать.
Таким образом, в процессе написания сочинения описания трудового процесса младшие школьники самостоятельно отбирают необходимый для данной письменной
работы языковой материал (глаголы и наречия), развивают умения располагать свои мысли в определённой последовательности.
Содержательной основой описанной системы рассредоточенной подготовки является методическая триада «знания - умения - навыки»: усвоенные сведения о функциях глаголов и наречий закрепляются в процессе выполнения подготовительных лексических и грамматико-орфографических упражнений, что способствует развитию умений точно применять их в речи; в результате анализа младшими школьниками процесса выполнения какого-либо трудового процесса составляется план последовательности необходимых действий и операций, описываемый в письменной работе; приобретённый опыт написания данного вида сочинения способствует формированию навыка связной письменной речи.
Список использованной литературы:
1. Дуброва Н.В. Наречия в речи младших школьников. - Таганрог: Изд-во Таганрогского ин-та им. А. П. Чехова, 2015. -134 с.
2. Ожогина Н.И. Развитие умения писать сочинения у учащихся начальной школы на примере системы учебников «Школа XXI века» // Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы: Сборник статей II Всероссийской научно-методической конференции. Под ред. А.А. Сергеенко. - М.: Диона, 2018. - С. 62-71.
3. Козлова С.В. Изучение временных форм глагола: функционально-коммуникативный подход. Учебно-методическое пособие. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2019. - 83 с.
4. Филиппова Е.В. Изучение языковой теории в начальной школе. - Липецк: Липецкий государственный технический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. - 79 с.