Научная статья на тему 'Освоение наречия младшими школьниками в аспекте расширения языковой картины мира'

Освоение наречия младшими школьниками в аспекте расширения языковой картины мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
492
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LANGUAGE WORLD PICTURE / НАРЕЧИЕ / ADVERB / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / SYSTEM OF EXERCISES / ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сычева Марина Павловна

В статье предложена система работы по освоению наречия в начальной школе, способствующая расширению языковой картины мира младшего школьника, повышению его коммуникативной компетенции. Описана апробированная в ходе экспериментального обучения система упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сычева Марина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development adverbs younger schoolchildren in aspects of expanding linguistic world picture

In the article, author has proposed a system of work on development of adverbs in elementary school that promotes expansion linguistic world elementary schoolchildren, raising his communicative competence.

Текст научной работы на тему «Освоение наречия младшими школьниками в аспекте расширения языковой картины мира»

УДК 373.3:81

М. П. Сычева

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

Освоение наречия младшими школьниками

в аспекте расширения языковой картины мира

В статье предложена система работы по освоению наречия в начальной школе, способствующая расширению языковой картины мира младшего школьника, повышению его коммуникативной компетенции. Описана апробированная в ходе экспериментального обучения система упражнений.

Ключевые слова: языковая картина мира, наречие, младший школьник, система упражнений.

В программе по русскому языку, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной целью обучения языку в современной школе ставится формирование личности, свободно владеющей речью во всех ее формах, что достигается за счет повышения уровня коммуникативной компетенции учащихся: развития у них правильной устной и письменной речи как показателей общей культуры человека [3, с. 47].

Особое место в этом должно занять формирование и расширение языковой картины мира (ЯКМ) младшего школьника, понимаемой как «совокупность знаний о мире, выраженных в языке» [4, с. 19]. Язык способен концептуализировать действительность, представлять различные ее фрагменты, в чем часто необходимо участие наречий, которым в начальной школе обычно уделялось незначительное внимание. Однако в последнее время, учитывая тенденцию к повышению научности в содержании учебного предмета «Русский язык», увеличению объема усваиваемых школьниками знаний по морфологии и, что особенно важно, развитию их речи в процессе обогащения лексикой, способной актуализировать познанные и познаваемые связи между явлениями действительности, интерес к наречиям возрос. Они стали изучаться в рамках почти всех программ для начальной школы: обозначая признак действия, признак качества, признак предмета, наречия делают речь более точной, яркой, выражают отношение говорящего к высказываемому, дают более полную характеристику рассматриваемому явлению.

В связи со сказанным задачей нашего исследования стал поиск наиболее эффективных

путей освоения наречия младшими школьниками с позиций расширения их ЯКМ.

На основе изучения лингвистической и методической литературы, опыта учителей-практиков разработана система упражнений, направленных на изучение наречия с позиции расширения ЯКМ младшего школьника. Предлагаемая система работы строилась в соответствии с концепцией М. Р. Львова [1, с. 241] по формированию языковых понятий, преломленной применительно к рассматриваемому материалу. В рамках данной концепции процесс освоения наречия был условно поделен на 4 этапа:

1 этап. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

На этом этапе проводилась дифференциация наречия с уже изученными частями речи, особое внимание акцентировалось на таких признаках наречия, как неизменяемость, способность определять глаголы, указывая на признак действия. Задачи этого этапа реализовались в процессе использования следующих типов упражнений:

Упражнение 1. Подчеркни слова, характеризующие признак действия.

Крепкий сон, хорошо поспал, зло смотрит, злой господин, вкусный торт, вкусно готовит, хорошо выглядит, хорошая машина. Упражнение 2. Сравни данные действия. Понаблюдай, какие слова придают различия этим действиям.

Говорил громко — говорил тихо, стоял далеко — стоял близко, поступил хорошо — поступил плохо, бежал быстро — бежал медленно. Упражнение 3. Сравни пары предложений по смыслу.

М. П. Сычева

43

1. Школьники поют. Школьники красиво поют.

2. Расцвели цветы. Весной расцвели цветы.

3. Машина повернула. Машина повернула направо.

Упражнение 4. Сравни тексты. Скажи, какой их них наиболее точно описывает картину? Наиболее выразителен, живописен? В каком тексте события представлены более ярко и образно? Текст 1. Звёзды сверкали, но небо на востоке стало светлеть. Деревья выступали из тьмы, и по вершинам их прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес ожил, зашумел. Текст 2. Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно. Упражнение 5. Найди известные части речи. Мне подарили красивую куклу, я поставила её рядом со своей кроватью. Издалека моя кукла была похожа на настоящую девочку. Она всегда была рядом со мной. Когда мы смотрели телевизор, она сидела впереди меня.

2 этап. Обобщение признаков, установление связи между признаками понятия, введение термина. Знакомство со смысловыми группами наречий. На данном этапе обобщались ранее усвоенные признаки наречия, был введен термин, активизировались умения использовать наречия в процессе общения. С этой целью проводилось знакомство со смысловыми группами наречий, наблюдение над употреблением наречий в прямом и переносном значении, установление синонимических и антонимических отношений внутри наречий.

Упражнение 1. Понаблюдай: Слова для справок: рано, поздно, вовремя.

- изменяются ли слова, данные ниже, если они связаны с глаголами разного рода и разного

числа: пришёл_, пришла_, пришло_,

пришли_.

- изменяются ли эти слова, если они связаны

с глаголами разного времени: появились _,

появляются_, появятся_.

- изменяются ли эти слова, если они связаны с глаголами разного лица:

встаю_, встаешь_, встаете_.

Упражнение 2. К наречию быстро подбери слова, близкие по смыслу, объясни значения

данных наречий. Для проверки можно воспользоваться словарем синонимов.

Упражнение 3. Подбери и запиши антонимы к данным наречиям. Для проверки можно воспользоваться словарем антонимов.

Упражнение 4. Замени выделенное слово другим, близким по смыслу.

1. Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску.

2. Шариквесело прыгал, увидев своего хозяина.

3. Охотник стреляет метко.

4. Я всегда хожу по пятницам в кино. Упражнение 5. Понаблюдай за значением

наречия в сочетании с глаголами: мягко (смотрит, стелет, падает, чувствует), ярко (горит, светит, живет), мало (знает, спит, говорит, стоит).

Упражнение 6. Из данного списка слов выбери слова, близкие по смыслу, запиши их парами в столбик.

Наоборот, некстати, ввысь, неспеша, сейчас, не вовремя, медленно, тонко, наизнанку, постоянно, горячо, рядом, поблизости, скверно, худо, вверх, понапрасну, изысканно, всегда, обжигающе.

Образец: скверно — худо. Упражнение 7. Подбери к фразеологизмам наречия-синонимы, запиши их: пальчики оближешь, битый час, днем с огнем, на край света, как снег на голову, жить душа в душу, негде яблоку упасть.

О б р а з ец : Пальчики оближешь — вкусно. Упражнение 8. Замени наречие фразеологическим оборотом.

Быстро бежать, хорошо знать, тесно, мало, близко, рано.

Упражнение 9. Составь предложения из рассыпанных слов:

1. Рано, проснулся, утром, Ваня.

2. Серебристых, чуть, листы, трепещут, тополей.

3. Очень, бросил, далеко, мальчик, мяч. Упражнение 10. Найди наречия, которые

не сочетаются с глаголами.

Идти — вверх, вниз, вежливо, навстречу, тихо, грамотно, быстро. Смотреть — издали, ласково, застенчиво, вверх, долго, легко.

Упражнение 11. На какой признак действия указывают выделенные слова: на образ

действия (как?), время (когда?), место действия (где? куда?).

Читать вслух, издалека послышалось, на -половину пустой, вечером посадили, пришел пешком, сначала подумай, вчера солгал, легко сказать, трудно идти, рано встал, повернул налево.

3 этап. Осознание формулировки определения понятия. Уточнение сущности признаков и связей между ними. В рамках данного этапа учащиеся осмысливают формулировку понятия наречия, определяемого в учебнике как «неизменяемое слово (несклоняемое и неспрягаемое), которое поясняет чаще всего глаголы и прилагательные» [4, с. 110]. Предлагаемые упражнения рассчитаны на осознанное использование наречий в письменной и устной речи, владение правилами их написания и особенностями словообразования.

Упражнение 1. Вставь наречия путем выбора из синонимических рядов, а затем сравни с готовым текстом.

Весной люди _ сообщают друг другу:

«Грачи прилетели!» (радостно, весело, печально). Грач_знаменует наступление весны (однозначно, обычно, обыкновенно ). Но грач еще и_полезная птица

(необыкновенно, особенно, особо). Посмотрите, как _ ходит грач весной

по полю (гордо, степенно, важно, красиво ). Он_вытаскивает клювом из распаханной земли насекомых (ловко, стара -тельно, усердно).

Упражнение 2. Подбери наречия с непроизносимыми согласными, близкие по смыслу данным: красиво, весело, знакомо, печально, удачно, справедливо.

Образец: красиво — прелестно. Упражнение 3. Подбери наречия, близкие по смыслу, в которых нет непроизносимого согласного: чудесно, ужасно, опасно, прекрасно. Образец: чудесно — волшебно. Упражнение 4. Проанализируй состав слов. Как образуются наречия от других частей речи? Утро — утром, даль — издалека, высокий — высоко, осень — осенью, добрый — по-доброму, во время — вовремя, мой — по-моему. Упражнение 5. От данных слов образуй все возможные наречия. Подчеркни словообразовательные элементы.

Верх, высь, век, глубь, даль, конец, начало, низ; вечный, давний, долгий, косой, новый, правый, простой, редкий, светлый, скорый. Упражнение 6. Подбери однокоренные наречия к словам: смех, мороз, лень, тревога.

Упражнение 7. Вставь пропущенные буквы. Проверь написание по словарю: долг_, акку-

ратн_, певуч_, смел_, внешн_, певуч .

Упражнение 8. Раскрой скобки, предварительно вникнув в смысл словосочетаний. Определи части речи.

1. (В)высь подняться — (в)высь небесную взлететь.

2. (Во)время прийти — (во)время семинара.

3. (В)пору испытаний — (в)пору сшит костюм.

4. (На)верх взойти—(на)верх склона подняться. Упражнение 9. В каждой группе предложений найди то, в котором есть наречие:

1. Вокруг было очень красиво. Это платье очень красиво. Её подруга красиво рисует портреты.

2. Больному стало легче. После привала ноша стала заметно легче. Снежинки все легче кружились в воздухе.

4 этап. Конкретизация изучаемого понятия на новом языковом материале. Предназначение этого этапа в активизации изученного языкового материала, актуализации умений учащихся самостоятельно находить нужные наречия, работать со словарями. Учащимся предлагаются упражнения, направленные на обогащение лексического запаса, развитие речи, формирование творческих способностей. Выполнение их приводит к осознанию того, что наречия делают нашу речь более точной, выразительной, яркой.

Упражнение 1. Объедини слова каждой группы в словосочетания. Составь предложения с полученными словосочетаниями.

Медленно, вкусно, всегда, справа, громко. Готовит, ехать, говорит, готов, лежит. Упражнение 2. Вставь подходящие по смыслу наречия.

Слова для справки: случайно, направо, налево, вовсю, вверх, тогда, здесь, рядом, совсем, впереди, издалека, очень, постепенно.

_я посмотрел_и увидел конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел_и увидел наш паровоз, он_ карабкался _, как какой-

нибудь жук. И я _догадался, что

_поворот. А_с поездом была тропочка, _ узкая, и я увидел, как _

М. П. Сычева

45

по этой тропочке идёт человек.__мне

показалось, что он _____маленький, но поезд

всё-таки шёл быстрее его, и я_увидел,

что он большой.

Упражнение 3. Запиши предложения, вставляя подходящие по смыслу наречия. Подчеркни их как члены предложения.

1. Медвежонок (как?)____подпрыгивал

и крутился.

2. Я (как?) _ должен вернуться домой

(когда?)_.

3. Новое дело нужно осваивать (как?)_.

4. Она отвечала (как?)_, но (как?)_.

Упражнение 4. Самостоятельно дополни

текст наречиями с целью уточнения признаков глаголов и прилагательных.

В один из зимних дней ребята отправились в лес на прогулку. Погода испортилась. Пошел снег. Дети вошли в лес. Ветерок шевелил вершины деревьев. Тишину леса нарушал стук дятла. Белка скакала с ветки на ветку. Упражнение 5. Составь предложения со следующими наречиями:

Тихо, вчера, радостно, рядом, громко. Упражнение 6. Составить небольшой текст, используя наречия:

Слова-подсказки на доске: сегодня, давно, вчера, дружно, впереди.

Упражнение 7. Напиши сочинение на тему «Весна пришла!», используя наречия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанный комплекс заданий можно рассматривать как один из путей более глубокого освоения темы «Наречие» и как вариант расширения языковой картины мира младшего школьника,

поскольку, как показали данные проведенного эксперимента, он обеспечивает не только усвоение определенных знаний о наречиях, их категориальном значении, грамматических признаках, особенностях словообразования и правописания, но и способствует становлению языковой личности младшего школьника, развивает его языковые способности, воспитывает эмоционально-ценностное отношение к родному языку.

—т—-

1. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика нач. образования». 5-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 461 с.

2. Полякова А. В. Русский язык. 4 класс: учеб. для 4 кл. нач. шк.: в 2 ч. М.: Просвещение, 2013. Ч. 1. 124 с.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4. Ракитина С. В. Когнитивно-дискурсивное пространство научного текста: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2007. 44 с.

1. Lvov M. R, Goretskii V. G, Sosnovskaya O. V. Methods of teaching Russian language in the elementary school: study guide for ped. university students majoring in "Pedagogy and methodology of elementary education". 5th ed. M.: Publishing center "Academiya", 2008. 461 p.

2. Polyakova A. V. Russian language. 4th grade: textbook for 4th grade elem. school in 2 parts. M.: Prosveshenie, 2013. Part 1. 124.

3. Approximate basic educational program of educational institutions. Elementary School / comp. E. S. Savinov. M.: Pros-veshenie, 2010. 204 p.

4. Rakitina S. V. Cognitive-discursive space scientific text: autoabstract PhD thesis (doctor of philology). Volgograd, 2007. 44 p.

M. P. Sycheva Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd Development adverbs younger schoolchildren

in aspects of expanding linguistic world picture

In the article, author has proposed a system of work on development of adverbs in elementary school that promotes expansion linguistic world elementary schoolchildren, raising his communicative competence.

Keywords: language world picture, adverb, elementary schoolchildren, a system of exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.