Общественно-гуманитарное направление
УДК 37.02 ГРНТИ 14.25.09
DOI 10.24412/2409-3203 -2021 -28-264-267
ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РОДНОГО (РУССКОГО) ЯЗЫКА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна
старший преподаватель ООО «Центр дефектологии» Россия, г. Ульяновск
Аннотация: В статье описаны этапы организации эффективной лингвокраеведческой речевой деятельности на уроках родного (русского) языка в начальной школе. Автором перечислены педагогические условия реализации регионального компонента, охарактеризована специфика использования учебно-научных текстов краеведческой направленности и художественных произведений писателей, раскрыто содержание процесса обучения «смысловому чтению». В статье сделан вывод о том, что лексический анализ текстов, содержащих сведения об истории и культуре родного края, проектная деятельность, а также речетворческая деятельность по продуцированию устных и письменных высказываний (сочинений) способствует формированию представлений младших школьников о том, что грамотное письмо на родном языке является проявлением высокого уровня культуры.
Ключевые слова: лингвокраеведение, лингвокультурология, языковое образование младших школьников, культуроведческий подход, учебно-научный текст, краеведческий материал, сочинения на краеведческую тему.
LINGUISTIC REGIONAL STUDIES IN THE LESSONS OF THE NATIVE (RUSSIAN)
LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL
Alfer'yeva-Termsikos Valeriya Borisovna
senior Lecturer LLC «Center for Defectology» Russia, Ulyanovsk
Abstract: The article describes the stages of organizing effective linguistic-local linguistic speech activity in the lessons of the native (Russian) language in primary school. The author lists the pedagogical conditions for the implementation of the regional component, characterizes the specificity of the use of educational and scientific texts of regional studies and literary works of writers, discloses the content of the process of teaching «semantic reading». The article concludes that the lexical analysis of texts containing information about the history and culture of the native land, project activities, as well as speech-making activities for the production of oral and written statements (essays) contributes to the formation of the ideas of primary schoolchildren that literate writing in their native language is a manifestation of a high level of culture.
Keywords: linguocultural studies, linguoculturology, language education of primary schoolchildren, cultural approach, educational and scientific text, local history material, essays on local history.
Дидактической целью учебного предмета родной (русский) язык на ступени начального общего образования является приобщение учащихся к национальным традициям посредством лингвокраеведческой работы на уроках. Согласно культурологическому подходу к преподаванию данного учебного предмета, организовать процесс обучения необходимо таким образом, чтобы младшие школьники воспринимали родной язык как неотъемлемую часть региональной культуры. Таким образом, реализация заявленной цели обучения родному (русскому) языку предполагает построение лингводидактического процесса на междисциплинарной культурологической основе, когда создаются условия для формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
Критерием данных компетенций является национально-культурный уровень владения русским языком, заключающийся в знании коннотаций слов и речевых стереотипов, обусловленных национальной спецификой [8, с. 12]. Формирование подобных знаний обеспечивается посредством «лингвокраеведения» - погружения в социокультурную среду родного края, изучения и анализа художественных произведений региональных поэтов и писателей, а также текстов краеведческой направленности.
В младшем школьном возрасте у ребёнка за счёт наблюдения за окружающей действительностью накапливаются те знания и тот эмоционально-чувственный опыт, которые в дальнейшем являются «фундаментом» для формирования, во-первых, ценностного отношения к родному языку и, во-вторых, представлений о своеобразии родной культуры.
Региональный компонент на уроках родного (русского) языка в начальной школе обеспечивается соответствующими дидактическими средствами: текстами краеведческой направленности, художественной литературой, интерактивным материалом (виртуальными экскурсиями в городские и областные музеи и библиотеки). Внедрение регионального компонента в начальной школе предполагает соблюдение следующих педагогических условий:
- наличие интересного и привлекательного для младших школьников дидактического материала с региональным аспектом;
- тексты, с которыми учащимся предстоит работать, как единицы культуры должны содержать авторское эстетическое осмысление окружающей действительности (культурного или исторического памятника);
- обеспечение наглядности в процессе лексической (словарной) работы, проектной и речетворческой деятельности;
- доступность лингвокраеведческого материала с учетом возрастных особенностей учащихся [3, с. 53].
Необходимо уточнить педагогическую цель использования художественных произведений региональных писателей: на уроках родного (русского) языка данный материал необходим в качестве дидактического средства для формирования нормативного компонента коммуникативной компетенции (запись по диктовку, написание сжатых изложений, выполнение упражнений на формирование грамматических навыков); анализ содержания произведения выполняется учащимися на уроках «литературное чтение на родном языке».
Учебно-научный текст краеведческой направленности, транслируя информацию об истории и культуре родного края, служит не только средством обучения русскому языку, но и обогащает речь младших школьников соответствующими культурологическими терминами и топонимами. Таким образом, посредством использования художественных и учебно-научных текстов краеведческой направленности, учитель реализует следующую задачу, обозначенную в федеральном образовательном стандарте начального общего образования: формирование представления о том, что грамотное «безошибочное» письмо является проявлением собственного уровня культуры [7, с. 12]. Данная задача реализуется
поэтапно в процессе овладения младшими школьниками соответствующими социокультурными реалиями.
На первом этапе младшие школьники обучаются «смысловому чтению», которое предполагает нахождение в тексте краеведческой направленности информации для решения различных учебных задач, связанных с определением темы текста, его назначением, особенностями, принадлежности к определенному типу, стилю [6, с. 83]. Смысловое чтение основывается на работе учащегося со словом, т.е. трактовке его значения. Анализ значения слова краеведческой тематики в контексте учебно-научного текста или художественного произведения способствует включению младшего школьника в активную речевую деятельность, благодаря которой формируется его речевой опыт. В процессе смыслового чтения учителю необходимо (помимо объяснения грамматических закономерностей) также акцентировать внимание учащихся на лексической сочетаемости изученных слов краеведческой направленности.
Психолингвисты И.Н. Горелов и К.Ф. Седов, характеризуя механизм восприятия лексических единиц в сознании человека, отмечают, что ассоциативные связи между словами мотивированы, в том числе, особенностями культуры [5, с. 22]. Поскольку в представлении учащихся начальной школы язык является речевым инструментом познания окружающей действительности, то в процессе анализа значения слова, возможного изучения наглядного изображения объекта краеведческой направленности, которое это слово обозначает, у ребёнка развивается культурологическая связь между его родным языком и социокультурной реальностью.
Второй этап состоит из закрепления в речевой практике младших школьников изученных языковых единиц: составление устных монологических высказываний (например, после посещения виртуального тура в региональном музее), а также написание изложений по текстам краеведческой направленности или небольшим по объёму художественным произведениям писателей родного края.
Проведённая на предыдущем этапе словарная робота по обогащению тезауруса учащихся, уточнению значения новых понятий (в том числе в процессе наблюдения за объектами, представленными в виде экспозиций в музеях) - важное условие предупреждения лексических ошибок в процессе написания письменных работ. Речетворческая деятельность учащихся на данном этапе также заключается в освоении способов языковой компрессии текста: «исключения», «обобщения» и «упрощения» [1, с. 6]. Таким образом, на данном этапе в процессе продуцирования собственных устных монологических высказываний или же написании изложений учащиеся учатся употреблять краеведческие термины уместно в зависимости от контекста.
Заключительный этап, который рекомендуется проводить в 4 классах начальной школы, - написание сочинений на краеведческую тему. Причём могут быть, помимо традиционных форм письменных работ, задействованы и нестандартные, способствующие активизации творческих способностей, а также словесно-логического и теоретического мышления. Примером нетрадиционной формы письменной работы является сочинение «литературная реконструкция», которое предполагает воссоздание в художественной форме определённого исторического события [2, с. 88].
В процессе подготовки к написанию сочинений краеведческой направленности необходимо сформировать у младших школьников знания и представления о родном крае, его истории и культуре. Для чего учителю рекомендуется организовать проектную деятельность. Исследовательские проекты могут быть подготовлены учащимися в группах после ознакомления с соответствующим лекционным материалом, а также после просмотре учебного фильма или экскурсии о сове малой Родине. Выполнение проектной работы по лингвокраеведению формирует у младших школьников необходимые компетенции, предусмотренные ФГОС, создаёт условия для развития личности учащегося, воспитания его в духе патриотизма, уважения и любви к родному краю и русскому языку [4, с. 76].
Таким образом, методика преподавания родного (русского) языка в начальной школе ориентирована на интеграцию с культурологией, краеведением и психолингвистикой, в связи с чем язык рассматривается как средство передачи этнокультурных особенностей и способ установления межнациональных коммуникаций, поскольку только через постижение родной региональной культуры младший школьник способен приобщиться к пониманию культуры других народов, населяющих нашу страну.
Список использованной литературы:
1. Алферьева-Термсикос В.Б. Обучение приёмам компрессии текста при подготовке младших школьников к написанию сжатого изложения // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 78-1. - С. 6-8.
2. Арябкина И.В., Алферьева-Термсикос В.Б. Рассредоточенная подготовка к написанию сочинения «литературная реконструкция» в начальной школе (в контексте технологии укрупнения дидактических единиц) // Эпоха науки. - 2021. - № 26. - С. 87-91.
3. Бронникова Ю.О. Использование регионального компонента на уроках русского языка в начальной школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 10-1(49). - С. 53-56.
4. Верховых JI.H. Учебные проекты на занятиях по лингвокраеведению // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы Научной сессии Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». - Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2018. - С. 73-76.
5. Горелов H.H., Седов К.Ф. Основы психолингвистики URL: http://idolms.bspu.rU/pluginfile.php/16658/mod_resource/content/2/И. Н. Горелов К. Ф. Седов Основы психолингвистики (l).pdf (дата обращения: 02.12.2021).
6. Зверева Ю.В., Линк H.A. Обучение смысловому чтению при работе с лингвокраеведческими текстами в начальной школе // Современные научно-практические исследования: обучение и воспитание в начальной школе: Сборник статей по материалам XII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. -Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2021. - С. 81-93.
7. Крючкова Т.А. Использование учебно-научных текстов краеведческой направленности на уроках русского языка в начальной школе // Евразийский союз ученых. - 2020. - № 6-3(75). - С. 21-26.
8. Стернин И.А. Типы речевых культур. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 27 с.
-♦-