ЖШШШЖШ № 4,2003 11111ЯВ
ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНОГО ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
О.И. Еременко, ст. преподаватель кафедры русского языка и методики начального образования Белгородского государственного университета
Статья посвящена актуальной проблеме использования местного языкового материала в процессе изучения родного языка. На материале микротопонимической лексики конкретного региона показаны возможности применения регионального компонента на уроках русского языка в начальной школе. В статье предлагаются различные упражнения, обучающие тексты, фрагменты уроков с использованием микротопонимов. Включение микротопонимической лексики в структуру уроков русского языка дает возможность формировать у учащихся интерес к родной земле, родному языку и, следовательно, позволяет не только решать образовательные задачи, но и воспитывать патриотов своей страны и своего края.
The article describes the use of microtoponomy of a region as a way to introduce a regional component at Russian Language lessons. Various exercises, texts, lesson extracts are presented. The approach combines training and patriotic education.
Проблема использования местного языкового материала в процессе изучения родного языка в настоящее время приобретает особую значимость, так как это дает возможность реализовать актуальную сегодня идею включения регионального компонента в практику школьного преподавания. Под региональным компонентом школьного лингвистического курса понимаются языковые факты, присущие той или иной местности как в тематическом, так и в лингвистическом отношении. Таким образом, «региональный компонент в преподавании русского языка можно рассматривать как углубленную лингвокраеведческую работу»
(Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка // Рус. яз. в шк. 1994. № 4. С. 13), которая предполагает систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала.
О важности лингвокраеведческой работы, необходимости использования местного языкового материала (топонимики, антропонимики, диалектной лексики и т.п.) в процессе преподавания родного языка стали говорить еще в XIX столетии, когда в русском обществе пробудился широкий интерес к жизни народа, его быту, обычаям, фольклору. Обращение к народному языку, «живому» русскому слову считалось необходимым и обязательным условием успешного преподавания родного языка в школе. Ученые-
лингвисты и педагоги настойчиво рекомендовали школьным учителям знакомить своих учеников с особенностями местных говоров, чтобы изучать язык в его исторических и местных изменениях. «Из обзора русских наречий, из знакомства с живыми говорами, — писал, в частности, А.А. Шахматов, — учащийся вынесет уважение к идее народности. Он увидит народ не в одних блестящих проявлениях культурной и государственной жизни, не в одних полководцах и сановниках, писателях и художниках — он усмотрит русский народ в непосредственных проявлениях его духовной жизни. Все это приблизит учащегося к самому народу и вызовет уважение к его прошлому, а также веру в него, в его будущее» (Шахматов А.А. К вопросу об историческом преподавании русского языка в средних учебных заведениях // Русский язык как предмет преподавания: Хрестоматия по методике преподавания русского языка. М., 1982. С. 89—90). Ф.И. Буслаев подчеркивал необходимость дать ученикам широкие знания о родном языке, включая его историю и диалекты (см.: Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка // Хрестоматия по методике русского языка. М., 1996. С. 289). К.Д. Ушинский одной из целей преподавания языка в начальной школе считал «усвоение форм языка, выработанных как народом, так и литературой... Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народ© О.И. Еременко, 2003
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ного чувства, народной жизни, в область народного духа» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1954. Т. 2. С. 682).
Однако впоследствии эти идеи оказались прочно забытыми. Для советской школы было характерно негативное, нор-мативно-отрицающее отношение к местному материалу. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Созданная концепция образовательной области «Филология» для 12-летней школы предполагает выделение регионального компонента содержания обучения, а это значит, что местный, лингвокраеведческий материал может и должен занять свое достойное место на уроках родного языка.
Особенно эффективным, по мнению методистов и лингвистов, является использование местной топонимики в процессе лингвокраеведческой работы на уроках русского языка. Топонимическая лексика отражает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, к тому же в ней проявляются языковые закономерности, поэтому данный лексический пласт представляет интерес и как историко-географический материал, и как лингвистический источник. «Работа с местным топонимическим материалом, — как справедливо указывает Т.В. Майорова, — вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои знания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера, способствует развитию речи школьников» (Майорова Т.В. Кружок местной топонимики для учащихся 8—10 классов // Рус. яз. в шк. 1987. № 4. С. 24). Изучение местной топонимики важно начинать со школьной скамьи. В этом возрасте дети проявляют неподдельный интерес к родному слову, к местной истории, к народным легендам, связанным с происхождением того или иного географического названия.
Особое место среди топонимов занимают названия внутригородских объектов — улиц, площадей, переулков, бульваров. Совокупность названий такого типа определяется как микротопонимика (от греч. микро «малый» плюс топо-
ним «имя места») города. Данный пласт лексики содержит ценную и богатую информацию об истории самого города и его современной жизни, а вместе с тем, что очень важно, о русском языке и его истории. Г.Ф. Ковалев, анализируя задачи лингвокраеведческой работы в школе, особо подчеркивает важность изучения микротопонимов: «Именно эта категория собственных имен наиболее уязвима. Уходят без возврата старые названия улиц, частей населенных пунктов, а ведь они многое могли бы рассказать» (Ковалев Г.Ф. Задачи лингвокраеведения в средней школе // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. Воронеж, 1996. С. 23).
В рамках статьи мы остановимся на возможностях использования на уроках родного языка в начальной школе данных местной топонимики, в частности мик-ротопонимической лексики г. Белгорода, что представляется нам наиболее удачным в плане реализации идеи включения в систему образования регионального компонента.
Микротопонимика г. Белгорода представлена значительным количеством номинаций, разных по происхождению, структуре и семантике, поэтому микро-топонимический материал нашего города может быть использован на уроках родного языка в начальной школе и как лингвистический, и как исторический. Знакомство с микротопонимами будет способствовать развитию интереса к своей «малой» родине и формированию важнейших языковых умений и навыков на местном языковом материале.
Работа с микротопонимической лексикой может проводиться на разных этапах урока русского языка. Однако особенно эффективными в плане использования местного языкового материала являются речевые уроки, где в качестве лексического материала используется микротопо-нимическая лексика. Так, например, во 2-м классе 3-летней начальной школы при изучении грамматической темы «Обобщение знаний о предложении» и лексической «Улицы нашего города» можно использовать следующий текст.
№ 4,2003
Знаешь ли ты, как получают свое название улицы нашего города? Чаще всего улицыг называют в честь известных ученых, правителей, героев войныг, писателей, поэтов.
Улица Мичурина названа в честь известного ученого-биолога Ивана Васильевича Мичурина. Он занимался выгведе-нием новыгх сортов яблонь и груш.
Задания по тексту:
1. Как получают свое название улицы нашего города?
2. Вспомните, что такое подлежащее, и назовите подлежащее в каждом предложении этого текста. Назовите, какой частью речи оно выражено.
3. Найдите предложения с однородными членами. Определите, какими членами предложения они являются.
4. Расскажите об улице, названной в честь известного человека.
При изучении темы «Подлежащее и сказуемое» в качестве лексической можно предложить тему «Улица, на которой я живу» и следующий текст.
Улица Попова начинается в южной части города, у Парка Победыг, и заканчивается в северной части. Это небольшая улица. Раньше она называлась Старо-Московская. На ней располагался торговыгй центр города. Позже она получила новое название — Пионерская улица. В годыг Великой Отечественной войныг улица быгла снова переименована и получила свое последнее название в честь героя-танкиста А.И. Попова, погибшего при освобождении г. Белгорода.
Задания по тексту:
1. Выпишите из текста названия улиц.
2. Составьте с выписанными названиями предложения, разные по цели высказывания. Запишите эти предложения, подчеркните в них подлежащие и сказуемые.
3. Выпишите из текста существительные в предложном падеже, определите их склонение, выделите окончание. Объясните написание окончаний существительных в предложном падеже.
В доступной форме можно познакомить второклассников с различными се-
мантическими типами микротопонимов и таким образом сформировать понятие о различных типах микротопонимичес-кой номинации. Приведем возможный способ знакомства с антропонимически-ми микротопонимами (лексическая тема «Улицы нашего города, происходящие от имен и фамилий писателей и поэтов»). Учащимся можно предложить следующий текст-загадку.
Улица с таким названием есть почти в каждом городе России, и наш Белгород не исключение. Эта небольшая, чистая улица находится в центральной части города. Она начинается от улицыг Победыг, пересекается с проспектом Ленина и с улицей Народной. У этой улицыг есть свой переулок, имеющий такое же название. На улице находится Покровский храм, а на пересечении с улицей Котлозаводской — городской стадион.
Названа эта улица в честь знаменитого русского поэта, которыгй написал «Сказку о рыгбаке и рыгбке».
Здания по тексту:
1. О какой улице идет речь?
2. Какие улицы нашего города, названные в честь знаменитых поэтов, писателей, вы знаете? Запишите эти названия в тетрадь.
3. Подготовьте текст-загадку и расскажите об улице, названной в честь знаменитого поэта или писателя, не упоминая его фамилию.
Микротопонимы можно использовать для проведения различных видов лингвистического анализа, в процессе выполнения грамматических заданий, включать в минутки чистописания и т.п. Так, при изучении темы «Словообразование и словоизменение» во 2-м классе можно предложить следующие задания:
1. Вставьте в предложения пропущенные слова (север, северны й, Северная): Дул ... ветер. Самолет полетел на .... В нашем городе есть ... улица.
2. Определите, где происходит процесс словообразования, а где — процесс словоизменения.
3. Объясните происхождение названия улицы.
> jiijjijjijgjjijjijjiijijjijjiS ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
На этапе чистописания в качестве задания можно предложить учащимся написать не просто соединения букв, а зашифрованные слова, сделав предварительно необходимые пояснения: «Знайка записал названия улиц нашего города сокращенно. Расшифруйте эти названия: Кр сн я, Пчт я, З во скя. Составьте предложения, используя эти слова».
Как видим, микротопонимический материал может быть использован при выполнении различного вида упражнений и заданий, причем это могут быть как тексты, рассказывающие о тех или иных улицах родного города, так и отдельные лексемы-микротопонимы, рабо-
ту с которыми можно включать в «ткань» уроков родного языка.
Использование регионального компонента в процессе преподавания русского языка, в частности местной топонимики, по нашему мнению, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию их речи, интереса к родному языку, родной земле, учит видеть необычное в обычном, удивительное в неприметном. Такая работа помогает сохранить традиции того или иного региона, позволяет решать не только образовательные задачи, но и задачи по воспитанию патриотов своей страны и своего края.
Поступила 10.02.0З.
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО ЯЗЫКА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
H.M. Мосина, доцент кафедры финно-угорского и сравнительного языкознания МГУ им. Н.П. Огарева
В статье прослеживается история изучения детского языка — языка детей дошкольного и младшего школьного возраста — в зарубежном и русском языкознании, в финно-угроведении. По мнению автора, проблема овладения детьми языком особенно актуальна для тех народов, для которых характерно двуязычие.
The article deals with the research of the language of children of pre-school — early school ages. A special attention is paid to the problems of bilingual children language acquisition.
Детская речь, т.е. речь детей дошкольного и младшего школьного возраста, — особый этап онтогенетического развития речи.
Тайна того, каким образом ребенок учится говорить, интересовала и волновала людей еще со времен античности. Умственные способности ребенка во многих отношениях ограничены, однако он овладевает исключительно сложной структурой родного языка всего за каких-нибудь три или четыре года. Более того, каждый ребенок, сталкиваясь с новым для него явлением родного языка, довольно быстро, практически без сознательной помощи родителей или с очень незначительной помощью «подводит» его под известную грамматику и становится полноправным членом своего языкового общества, способным производить и понимать бесконечное число предложений на языке, которым овладел.
Ребенок рождается, не имея сформированной языковой способности, однако он наделен человеческим мозгом, готовым к ее построению в процессе деятельности и общения с окружающими людьми. Согласно определению, данному А.А. Леонтьевым, языковая способность — это психофизиологический механизм, обеспечивающий овладение и владение языком (см.: Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974).
Важность изучения детской речи прежде всего вытекает из того, что она является основным и наиболее удобным источником для выяснения законов умственного развития ребенка, дает разнообразные и точные данные о характере его мышления. Отсюда интерес к детской речи со стороны ряда научных дисциплин, таких, как педагогика, психология, языкознание.
© Н.М. Мосина, 2003