RESEARCH
RESULT
Рождественская Р.Л. Развитие этнокультурной идентификации личности ребёнка средствами лингвокраеведения в процессе изучения русского языка//Научный результат. Педагогика и психология образования. - Т.2, №1,2016.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (ШКОЛЬНАЯ И ДОШКОЛЬНАЯ ДИДАКТИКА) EDUCATIONAL PROBLEMS (SCHOOL AND PRESCHOOL DIDACTICS)
УДК 37.372.8 Рождественская Р.Л.
DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-1-51-56
РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА_
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Студенческая, 14, г. Белгород, 308007, Россия; E-mail: Rozhdestvenskaya@bsu. edu.ru
Аннотация
В данной статье затрагивается проблема развития этнокультурной идентификации личности в контексте реализации требований современного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Формирование личностных универсальных учебных действий предусматривает становление основ идентичности (гражданской, этнической), которая трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. В связи с этим подчеркивается, что современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою уникальную, этнокультурную самобытность. В статье предлагается разграничение понятий «идентификация», которое рассматривается как процесс, и «идентичность» - как продукт этого процесса. Именно с помощью механизма отождествления (идентификации) ребёнок входит в мир культуры и получает первые представления о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях. Проблеме формирования этнокультурной идентификации личности ребёнка в настоящее время отдается приоритет, что является отражением изменившейся парадигмы современного образования, требующей перехода от чисто «знаниевой» направленности учебного процесса к обеспечению условий для целенаправленного развития личности каждого школьника как будущего гражданина России. К сожалению, не все учителя начальных классов способны организовать плодотворную работу по развитию этнокультурной идентификации учащихся посредством изучения предметных дисциплин, и, прежде всего, на уроках русского языка.
Ссылаясь на высказывания представителей отечественной методики - К.Д. Ушинского, Ф.И. Буслаева, автор статьи утверждает, что процесс обучения родному языку нужно начинать с освоения притягательной силы родного языка и стержнем этой работы может стать лингвокраеведение. Использование на уроках русского языка местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют «малой родиной».
Предлагаемые фрагменты уроков русского языка на основе использования различных средств лингвокраеведения способствуют развитию этнокультурной идентификации младших школьников в процессе изучения русского языка в соответствии с изучаемым программным материалом. Такой подход к организации учебных занятий с учетом региональных особенностей родного края имеет не только образовательную, но и воспитательную значимость в самоопределении личности, в сохранении национальной идентичности языковой личности ребенка и реализации национально-культурной направленности в преподавании русского языка.
Рождественская Р.Л. Развитие этнокультурной идентификации личности ребёнка средствами лингвокраеведения в процессе изучения русского языка//Научный результат. Педагогика и психология образования. - Т.2, №1,2016.
Ключевые слова: этнокультурная идентификация, лингвокраеведение, личность младшего школьника, русский язык.
Rozhdestvenskaya R. L.
DEVELOPING ETHNOCULTURAL IDENTITY OF THE PERSONALITY OF THE CHILD BY MEANS OF LINGVO AREA STUDIES IN THE PROCESS OF LEARNING RUSSIAN
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory, Pedagogy and Methodology of Elementary Education and Fine Arts Belgorod State National Research University, 14 Studencheskaya St., Belgorod, 308007, Russia; E-mail: [email protected]
Abstract
This article touches upon the problem of the development of ethno-cultural identity in the context of implementation of the requirements of the modern Federal state educational standard of primary General education. Formation of personal universal educational activities provides for the formation of the foundations of identity (civil, ethnic), which is treated as the person's realization of belonging to a community of citizens of a state on a common cultural basis. In this regard, it is emphasized that the modern educational activity is impossible without creation of conditions for the development of human culture, and is able to join the traditions and values of ancestors, seeking to preserve their unique ethnic and cultural identity.
The article proposes a distinction between the concepts of "identification", which is regarded as a process, and "identity" as a product of this process. Through the mechanism of identification the child enters the world of culture and gets his/ her first view of their ethnic identity, national values and traditions.
The problem of formation of ethno-cultural identity of the child at the present time is given priority, which reflects the changed paradigm of modern education, requiring the transition from purely "knowledge based" approach of teaching to establish the conditions for purposeful development of the personality of each student as a future citizen of Russia. Unfortunately, not all primary teachers are able to organize fruitful work on the development of ethnocultural identification of students through the study of subject disciplines, and, above all, at the Russian language lessons.
Recalling the statements of the representatives of domestic methods - K. D. Ushinsky, F. I. Buslaev, the author argues that the process of learning a native language must begin with the development of an attractive force of the native language and the core of this work may be lingvo area studies. Using the local language material at the lessons of the Russian language not only increases the interest in the subject, but also raises the interest in what is called "homeland". We offer you some fragments of the lessons of the Russian language through the use of various means of lingvo area studies, contributing to the development of ethnocultural identification of younger schoolchildren in the process of studying the Russian language in accordance with the target program material. This approach to the educational practice, taking into account the regional peculiarities of their native land, is not only educational, but also has educational significance in the determination of personality, preservation of national identity, linguistic identity of the child and the implementation of the national-cultural orientation in the teaching of the Russian language.
Keywords: ethno-cultural identification; lingvo area studies; identity of the younger school student; the Russian language.
Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребенок включается в это пространство самим фактом своего рождения. Однако для формирования самосознания личности как субъекта собственной
жизнедеятельности и представителя
определенной человеческой общности, а также как продолжателя и носителя национальной культуры, должны действовать два взаимосвязанных механизма. Это -отождествление ребенка с социумом, в котором он проживает, и осознание своей
RESEARCH
RESULT
Рождественская Р.Л. Развитие этнокультурной идентификации личности ребёнка средствами лингвокраеведения в процессе изучения русского языка // Научный результат. Педагогика и психология образования. - Т.2, №1,2016.
индивидуальности. С помощью механизма отождествления (идентификации) ребёнок входит в мир культуры, осваивает приемы, технологии использования этой культуры как средства саморазвития, а, следовательно, и последующего развития общества, деятельным членом которого становится по мере своего взросления и приобретения самостоятельности [4, с.106-107].
Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою уникальную, этнокультурную самобытность. Об этом упоминается и в Декларации прав ребенка (ст. 29), где выдвигается в качестве обязательного условия «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» [3, с. 15].
В Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования рассматривается формирование личностных универсальных учебных действий, в составе которых выдвигаются требования к становлению основ идентичности (гражданской, этнической), которая трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе [10, с. 37]. В связи с этим предусматривается формировать представление у младших школьников о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну, стремления уважать ее историю, культурные и исторические памятники, посещать театры, музеи, библиотеки [10, с. 38-39].
Поэтому одной из приоритетных задач современного образования является обеспечение единства и преемственности между этнической и гражданской идентичностью личности школьника. Преимущественно эта задача решается в начальной школе, где закладывается фундамент всестороннего развития личности и осуществляется интенсивный процесс
становления этнокультурной идентификации младшего школьника.
Этнокультурная идентификация заключается в систематическом в усвоении знаний о Родине, ее прошлом и настоящем; проявлении любви к Родине; осознании чувства долга и ответственности перед ней, выступающих мотивами патриотического поведения и
формирования качеств, характеризующих в своем единстве отношение личности к себе, к окружающим и в целом к Родине. Развитие этих качеств личности происходит в основном в стенах образовательного учреждения в ходе целенаправленной воспитательной работы, как на уроках, так и во внеурочное время.
В нашем исследовании, мы разграничиваем понятия «идентификация» - как процесс и «идентичность» - как продукт этого процесса. «Идентичный» переводится с латыни как «тождественный», а «идентификация» - это установление тождества между предметами, процессами.
Понимание идентификации как механизма общения и развития личности содержится в работе А.В. Поповой и Г.И. Дьяконовой. Авторы пишут, что «развитие способности к идентификации ведет к формированию социально значимых свойств личности и активного, нравственного отношения к людям, к человечеству, к самому себе» [5, с.14]. А.В. Попова, рассматривая значение
идентификации в развитии личности, отмечает, что «идентификация направлена на установление положительных взаимоотношений между людьми и ведет к развитию социально значимых личностных свойств...» [6, с. 168].
Таким образом, проблема формирования этнокультурной идентификации личности в настоящее время приоритетно значима и является отражением изменившейся парадигмы
современного образования, требующей перехода от чисто «знаниевой» направленности учебного процесса к обеспечению условий для целенаправленного развития личности каждого школьника как будущего гражданина России.
Необходимость активизации теоретических исследований этнокультурной идентификации личности диктуется тем, что в настоящее время значительная часть подрастающего поколения не имеет достаточных навыков и умений употребления родной речи, знаний и представлений об истории, прошлом своего народа. Сейчас мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Проблема этнокультурной идентификации младшего школьника не является новой. Ей посвящены многие исследования. В научных работах Е.М. Галкиной, В.С. Мухиной,
RESEARCH
RESULT
Рождественская Р.Л. Развитие этнокультурной идентификации личности ребёнка средствами лингвокраеведения в процессе изучения русского языка // Научный результат. Педагогика и психология образования. - Т.2, №1,2016.
Г.В. Дьяконова, Ж. Пиаже, О.Л. Романовой, И.А.Снежковой, Т.Г. Стефаненко, Б.Ф.Поршнева, Э. Эриксона и других известных психологов рассматриваются проблемы формирования этнокультурного самосознания личности, изучаются различные аспекты этнической идентификации и её становления в младшем школьном возрасте.
Однако не все учителя начальных классов способны организовать плодотворную работу по развитию этнокультурной идентификации учащихся посредством изучения предметных дисциплин, и, прежде всего на уроках русского языка.
Специфика учебного предмета «Русский язык» как предмета мировоззренческого, духовного (язык - «дом бытия духа») обусловливает единство и взаимодействие языка, культуры и личности в процессе ее обучения и развития. По известной формуле Э. Сепира, культура есть то, что данное общество делает и думает, а язык есть то, как думает [8, с.16].
Необходимость изучения языка в единстве с культурой народа отмечал К.Д. Ушинский, «в языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картинку и звук, небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы...» [9, с.137]. Ф.И. Буслаев призывал изучать язык в «его видоизменениях исторических и местных» и провозглашал необходимость обращаться «к родному языку, как живому слову, вечно юному и неистощимо богатому» [2, ^7].
Необходимо отметить, что в последние годы в методике обучения русскому языку уделяется достаточно большое внимание разработке и реализации национально-культурной
направленности учебного процесса. Родной язык, родная речь являются носителями национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей языка. Поэтому в процессе обучения родному языку нужно начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать лингвокраеведение. Использование на уроках русского языка местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют «малой родиной».
Объектами лингвистического краеведения в школе могут выступать: диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические
особенности местного говора, местная ономастика, язык произведений устного народного творчества, а также язык художественных произведений писателей, которые биографически связаны с местным краем.
К сожалению, нынешние школьники мало знают о минувшем родного края, поэтому обучение становится эффективнее, если на уроках используется материал краеведческого содержания, который является прекрасной возможностью и в обогащении речи учащихся, и в воспитании любви к родному слову, родному языку и, конечно, родному краю.
Важнейшим аспектом развития речи учащихся является обогащение словарного запаса. Как показывает практика, лексическая работа заслуживает не меньше внимания, чем грамматико-орфографическая, потому что она нужна и для формирования речевых навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.
Работая над отбором такого материала, мы остановили свой выбор на бытовой лексике, которой пользовались на Белгородчине в прошлые века. Мы сконцентрировали работу на конкретных словах, обозначающих наименования предметов крестьянского быта: а) столово-кухонная утварь, б) убранство квартиры и ее устройство.
В соответствии с данными тематическими группами мы подобрали загадки о предметах крестьянского быта. Работу с загадками можно использовать для ознакомления учащихся с новыми словами с непроверяемыми написаниями в системе уроков русского языка. Например, Ушастый кабан завсегда в избе (лохань); Кривая собака в печку заглядывает (кочерга); Жил -много душ кормил, а разбился - под забором очутился (чугун).
Знакомство с этимологией изучаемых слов пробуждает у учащихся интерес к рассматриваемому языковому материалу, и, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов, пополняет их активный словарь.
Как известно, эффективной формой работы по развитию речи является обсуждение пословиц и поговорок. Работа с фольклорным материалом дает возможность учащимся лучше усвоить лексическое значение слов и запомнить их правописание.
Для более прочного усвоения новых слов, относящихся к бытовой лексике, можно
RESEARCH
RESULT
Рождественская Р.Л. Развитие этнокультурной идентификации личности ребёнка средствами лингвокраеведения в процессе изучения русского языка // Научный результат. Педагогика и психология образования. - Т.2, №1,2016.
предложить письмо по памяти или списывание мини-текстов на тему о быте крестьянской избы. В качестве примера приведем такой текст, который может быть использован при изучении склонений имен существительных в 3 классе:
В музее народной культуры можно увидеть, как жили крестьяне. Избы у них были небольшие. В теплушке стояла русская печь. «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил», - гласит русская пословица. Печь обычно ставили в углу избы слева или справа от входной двери. Угол напротив печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался бабий кут. У печи находились: кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, чугуны, лоханка, дежка.
На основе данного текста можно предложить задания по его содержанию: О чем этот текст? Как можно его озаглавить? Что в избе было самым главным? Как называлось рабочее место хозяйки? Какие предметы быта находились у печи?
Затем в связи с изучаемой учебной темой урока ребята могут выполнить следующие грамматические задания: назовите существительные, выделите окончания, укажите род, число, определите склонение, от существительных печь, хозяйка образуйте однокоренные слова. Кроме этого учащиеся выполняют и лексические задания: объясните смысл пословицы, употребленной в тексте; объясните значение слов лоханка, дежка, помело; составьте предложения с данными словами [1, с.17-18].
Развитие же личности - духовно-нравственное и эстетическое - в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды - это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Именно они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок.
Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать патриотическое мироощущение. Такие тексты можно найти в художественных произведениях белгородских писателей.
Учитывая данный факт, в качестве методического средства для создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, мы использовали тексты, составленные на основе произведений белгородских писателей.
Работа над такими адаптированными текстами способствует духовно-нравственному развитию личности ребенка, поскольку их
содержательная сторона разнообразна: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, об особенностях местности родного края, о взаимоотношениях людей. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, на то настроение, которое передает автор.
Работа с лингвокраеведческим текстом открывает возможность для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, способствует формированию целостного представления у младших школьников о языковой системе, развивает языковую и речевую компетенцию учащихся. Преимущество малых текстов состоит в том, что они могут быть использованы оперативно, в соответствии с грамматико-орфографическими темами уроков русского языка, сочетая в себе задачи обучения и развития младших школьников. Упражнения, построенные на малом тексте, позволяют рассмотреть функцию языкового явления, структуру текста, семантику слов.
При планировании уроков важно определение заданий к текстам и четкой последовательности их выполнения.
Выразительное чтение отрывка из художественного произведения, наблюдение над содержанием текста и особенностями языковых средств, выполнение грамматико-
орфографических заданий, соответствующих учебной теме урока, - все это создает на уроке ту речевую среду, которая становится естественной для учащихся и способствует развитию всех видов речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму. А это в свою очередь активизирует словарь младших школьников.
Упражнения, предлагаемые на основе лингвокраеведческих текстов, могут иметь различную методическую направленность: комментированное письмо или письмо по памяти, объяснительный или выборочный диктант, свободный диктант или изложение, редактирование текста или восстановление его по опорным словам и др.
Например, при закреплении темы «1 и 2 спряжение глаголов с безударными окончаниями» четвероклассникам предлагается прослушать текст и выполнить следующие задания: а) выписать глаголы и по ним восстановить содержание текста; б) определить спряжение глаголов 3 лица, единственного числа, кроме возвратных. Текст составлен по рассказу Е.Дубравного «Айка»:
RESEARCH
RESULT
Рождественская Р.Л. Развитие этнокультурной идентификации личности ребёнка средствами лингвокраеведения в процессе изучения русского языка // Научный результат. Педагогика и психология образования. - Т.2, №1,2016.
Каждое утро Анюта бегает смотреть на аистов. Каждый раз удивляется, как такая тоненькая ножка выдерживает такую большую птицу. Ей кажется, если дунет сильный ветер, ножка не выдержит, сломается. Тогда она заберет аистов к себе домой, вылечит и покажет ребятам.
Работа с такими адаптированными текстами вызывает у учащихся интерес к творчеству автора, дает возможность приобщить их к чтению произведений белгородских писателей, показать выразительность, точность и глубину родного языка, воспитать культуру слова [7, с.26-27].
Как показывает опыт, работа с лингвокраеведческими текстами помогает учащимся хорошо усвоить содержание программного материала. Обучение родному языку становится эффективным. Кроме этого дети проникаются чувством гордости за своих земляков, которые интересно и доступно раскрывают перед ними окружающий мир.
Таким образом, обучение школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и воспитательной стороны, так как для ребенка одинаково важно научиться свободно владеть языком и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей «малой» родины.
Список литературы
1. Алейник А.И., Рождественская Р.Л. Лингвокраеведческая направленность в обучении младших школьников русскому языку // Современные образовательно-воспитательные технологии в начальной школе и профессиональной подготовке учителя / Материалы межвузовской научно-практич. Конференции / БелГУ, БелРИПКППС, Белгород, 2008. Часть 2. С.16-19.
2. Буслаев Ф.И. Предисловие к «Опыту исторической грамматики русского языка». М., 1858. 301 с.
3. Конвенция о правах ребёнка: Конвенция ООН. М.: РИОР. 2010. 24 с.
4. Кучегура М.А. Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования // Начальная школа. 2004. №11. С. 106-107.
5. Попова Л.В. Идентификация как механизм общения. М.: Учпедгиз, 1960. 299 с.
6. Попова Л.В., Дьяконова Г.И. Идентификация как механизм общения и развития личности: методич. рекомендации; под ред. В.С.Мухиной. М.: МГПИ им. Ленина, 1988. 127 с.
7. Рождественская Р.Л., Туранина Н.А. Формирование этнокультурной идентификации школьников на уроках русского языка // Проблемы преподавания и изучения русского языка в школе и вузе на современном этапе: Материалы третьей международной научно-практической конференции (8-9 апреля 2009 г.). Нежин. 2010. С.182-189.
8. Степанов О.В. Этнокультурные функции образования в процессе модернизации российского общества: Автореф. дисс. канд. социол. наук. Ростов, 1995. 16 с.
9. Ушинский К.Д. Родное слово. Новосибирск: «Детская литература». 1994. 529 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Российская академия образования. 2010. 96 с.
References
1. Aleynik A.I., Rozhdestvenskaya R.L. Lingvo Area Studies Orientation in Teaching Younger Students the Russian language // Modern Education and Educational Technology in Primary Schools and Training Teachers / Materials of the interuniversity scientific-practical conference / BelGU, BelRIPKPPS, Belgorod, 2008. Part 2. Pp.16-19.
2. Buslaev F.I. Preface to "Experience of the Historical Grammar of the Russian Language." M., 1858. 301 p.
3. The Convention on the Rights of the Child: United Nations Convention. M .: RIOR. 2010. 24 p.
4. Kuchegura M.A. Ethno-cultural Component in the Structure and Content of Basic Education // Elementary School. 2004. №11. Pp. 106-107.
5. Popova L.V. Identification as a Mechanism of Communication. M.: Uchpedgiz, 1960. 299 p.
6. Popova L.V., Dyakonova G.I. Identification as a Mechanism of Communication and Development of the Personality: methodological recommendations; Ed. by V.S. Mukhina. M.: MGPI named after Lenin, 1988. 127 p.
7. Rozhdestvenskaya R.L., Turanina N.A. Formation of Ethnocultural Identification of Pupils at Russian Lessons // Problems of Teaching and Study of the Russian Language in Schools and Universities at the Present Stage: Proceedings of the Third International Scientific and Practical Conference (8-9 April 2009). Nizhyn. 2010. Pp.182-189.
8. Stepanov O.V. Ethno-cultural Function of Education in the Process of Modernization of the Russian Society: abstract of PhD thesis in Sociology. Rostov, 1995. 16 p.
9. Ushinskiy K.D. Native Word. Novosibirsk: «Detskaya literatura». 1994. 529 p.
10. The Federal State Educational Standard of Primary Education / Ed. A.M. Kondakova, A.A. Kuznecova. M.: Rossijskaya akademiya obrazovaniya. 2010. 96 p.