УДК 4Р(07):4Р-53 ББК 74.268.12:81.411.2-0
Н.В. Глухих, А.А. Миронова
основы лингвокраеведения в обучении русскому языку в начальной школе
В статье рассматривается проблема использования данных лингвокраеведения в процессе обучения в начальной школе. Изучение современного состояния и прошлого речи жителей, ономастика и топонимика Южного Урала - благодатный материал для формирования личности современного гражданина, обладающего умением интерпретировать языковую информацию, осуществлять проектную деятельность на своем уровне под руководством учителя.
Ключевые слова: лингвокраеведение, топонимика, ономастика, диалектная речь, языковой облик города.
N.V. Glukhikh, A.A. Mironova
THE BASICS OF LINUISTIC LOCAL LORE IN TEACHING RUSSIAN AT ELEMENTARY SCHOOL
The problem of using data of linguistics local lore in the primary school is discussed. The study of the current state and past of residents of speech, the onomastics and toponymy of the South Ural is a fertile material for the formation of the personality of the modern citizen, possessing the ability to interpret the language information and to carry out the project activities at their level under the guidance of a teacher.
Key words: linguistics local lore, toponymy, onomastics, dialectal speech, the linguistic image of the city.
В отечественном краеведении, среди комплекса научных дисциплин, ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края, приобщению к многообразию культурных ценностей, определенное место занимает лингвистическое краеведение. Для освоения национальной идеи, формирования любви к малой родине, для ответа на вопрос «С чего начинается Родина?» эффективно включение регионального компонента уже в начальной школе. Это может быть отдельный учебный предмет, который часто называется «Краеведение», или фрагменты на отдельных занятиях, посвященных той или иной теме. К сожалению, на уроках
0 краеведения учителя обычно не исполь-° зуют языковые данные, хотя именно язык ^ и речь позволяют сохранить историю, < передать следующим поколениям накопленный опыт, поэтому предлагаемый
| материал рекомендуется использовать на Ёц уроках русского языка и развития речи. ^ Цель учебных занятий по лингвисти-
1 ческому краеведению - изучение языка
художественных, публицистических, деловых памятников, устной речи сельских и городских жителей Южного Урала в синхронии и диахронии. Универсальные учебные действия, формируемые в ходе выполнения лингвокраеведческих проектов: формирование основ гражданской идентичности личности (личностное); поиск и выделение информации (познавательное); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (логическое); инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникативное).
Предметом лингвистического краеведения является язык родного региона. Содержание лингвокраеведения на Южном Урале определено ярко выраженной спецификой его территориальных, природно-климатических, экономических, культурно-исторических и национальных условий. Подобные занятия позволяют обратиться к истокам национальной духовной жизни, осмыслить региональные языковые черты.
Как теоретическое, так и практическое лингвокраеведение на Южном Урале имеет свою историю. Лингвистами Челябинского государственного педагогического университета издано много текстов, проведены научные исследования языка региона разных эпох. Так, антропонимика на региональном материале исследовалась В.Ф. Житниковым и Г.Ф. Мясниковым; топонимика - А.К. Матвеевым, В.П. Бирюковым, В.П. Тимофеевым, М.В. Лабзиной, Н.И. Шуваловым, В. Федорищевым, и др.; язык современного города в разных его проявлениях -Л.А. Шкатовой, Е.В. Харченко, Е.И. Головановой; письменный язык XVIII-XIX вв. разных функциональных стилей - Л.А. Глинкиной, С.Г. Шулежковой, Н.В. Глухих, А.А. Мироновой и др.
К сожалению, почти все имеющиеся учебники и учебные пособия, книги для чтения, информационные порталы по краеведению Южного Урала ориентированы на учащихся 6-9 классов [1; 3; 4; 6; 9] или студентов [2; 8].
Учебная цель занятий по лингвокрае-ведению в начальной школе - сформировать культурологическую компетенцию, которая включает в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа. В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи: ознакомить младших школьников с локальными особенностями русской речи в сельской местности и городах Южного Урала, отражающими материальную и духовную культуру, историю Южного Урала; совершенствование речевой культуры; воспитание толерантного, уважительного отношения к родной речи.
Продуктивными в разработке проблем лингвистического краеведения, источниковедения и использования линг-вокраеведческого материала в учебном процессе мы считаем следующие направления:
Изучение современного состояния и прошлого живой речи сельских и городских жителей на Южном Урале:
история изучения местных говоров, взаимодействие просторечия и разговорной речи.
Системно-структурное исследование диалектной речи началось с середины XX в. Изучение народных говоров Южного Урала в послевоенный период связано с созданием диалектологических атласов по отдельным крупным регионам Европейской части России. Так, известный лингвист Г.А. Турбин сделал важный вывод: «Особого уральского наречия не существует, говоры в основном повторяют в своей фонетической системе и грамматическом строе соответственные явления русских наречий и говоров метрополии». Исследование живой диалектной речи Южного Урала представлено в девяти выпусках межвузовского сборника научных трудов «Вопросы истории и диалектологии русского языка», «Говоры Урала и Зауралья», в тридцати выпусках «Бирюковских чтений». Созданы специальные диалектные личности («Диалектный словарь личности» В.П. Тимофеева, «Словарь диалектной личности» В.Д. Лютиковй). С 1990-х гг. сотрудники кафедры русского языка ЧГПУ (О.Р. Семенова) работают над материалами для «Лексического атласа России» (рук. проф. А.С. Герд, С.-Петербургское отделение института русского языка РАН).
Младшим школьникам интересны задания по фонетическим, морфологическим, лексическим диалектизмам. В учебнике русского языка для 4-го класса В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого [5] предлагается учащимся мини-проект «Как говорят окружающие вас люди», при этом анализируются грамматические особенности слов, далее следует орфоэпическая проверка слов по словарю. Данный проект может быть дополнен информацией о норме употребления и произношения «проблемных» для населенного пункта единиц. Например, в ряде территорий нашего края наблюдается окончание -ы у существительных среднего рода в именительном падеже, множественном числе: ведры, окны. Есть в южноуральских говорах и фонетические особенности, например, цоканье: [доцка], [боцка] и т.п. Предупреждение подобных ошибок на письме очень важно еще в начальной школе.
При изучении темы «Правописание возвратных глаголов» есть упражнения,
<и
о ¡£
3 >s о
X .0
го т го
X
со
.0
со к
о ¡£ о
о >.
X
ф
т
ю о
X
ф
ч ф
CÛ ф
го
О
CÛ
.0
CÛ
о
X
о
о
го ш о
X
о
с <
х"
X
£
Ш ±
направленные на наблюдения за употреблением данных единиц [5, № 210-215]. Постфикс -ся в южноуральских говорах может присоединяться к глаголам вопреки литературной норме: стираться, дома убираться и т.п.; в других территориях возможно ненормативное отсутствие постфикса: они посоветовали между собой, она его не дождала и т.п. Учителю в данной ситуации необходимо расширить материал урока, дополнить верными образцами слов, часто употребляющихся в конкретном населенном пункте ненормативно.
В учебнике русского языка для 4 класса В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого в разделе «Слово в языке и речи» имеются упражнения с анализом происхождения слов [5, № 63, 64 и др.]. Наряду с приведенными заимствованиями из европейских языков учитель может включить в работу слова, заимствованные из языков народов Урала и вошедшие в нашу повседневную жизнь: например, башкирский праздник сабантуй, названия напитков и блюд (айран, катык, чак-чак), предметов обихода и одежды и т.п.
Увлекательны и познавательны задания по отражению диалектных слов в фамилиях, именах, географических названиях.
2. Знакомство с памятниками местной деловой письменности XVIII - XIX
вв., например, документы об основании и развитии Челябы, заселения и освоения региона, Пугачевского восстания, будничной жизни людей разных сословий. Объединенный государственный архив Челябинской области содержит множество таких документов. Поэтому «тексты отдельных исторических фондов ГАЧО используются как надёжная материальная база для углублённого научного исследования отдельных проблем языка деловой письменности XVIII века» [7, с. 4], в том числе студентами и учащимися школ на начальном этапе научной лингвистической работы.
3. Языковой облик города. Городская топонимика (наименование районов, улиц, магазинов, учреждений и т.д.): этимология названий, смена наименований. Городская вывеска: история и со-
временность. Язык социальных слоев: профессионализмы, жаргонизмы. В начальной школе учащиеся смогут собрать названия, бытующие на территории «малой Родины», начиная с имен улиц, на которых живут дети, их родственники и друзья. Учитель расскажет о происхождении названия населенного пункта, связав номинации с историей края.
Урок-квест «Путешествие по родному городу» является логическим завершением освоения материала. Выполнение творческих заданий, решение лингвистических задач в игровой форме позволяет запомнить информацию детям 7-9 лет.
4. Ономастика: история становления русской антропонимической системы; способы образования русских фамилий. Этимология фамилий жителей Южного Урала. Словари личных имен. Гипотезы о происхождении топонимов Южного Урала. Топонимические словари Южного Урала. Младшие школьники с увлечением составляют свое родословное древо, указывая род занятий, годы жизни, место, имена. Особое место в уральском регионе занимают личные имена башкирского и татарского происхождения, популярные в современных семьях, например, Айдар, Амина, Ильдар, Рашит, Рифкат, Танзиля и др. Делают первые выводы о распространенности имен, фамилий на Южном Урале, об их происхождении, частотных моделях и обобщают знания по истории народов Южного Урала.
Лингвокраеведение предполагает проектную деятельность, то есть выполнение заданий исследовательской направленности, развивает творческую самостоятельность учащихся. Это уместно именно при обращении к ономастике. Учащиеся могут выполнить мини-проекты по темам «Мое имя и его история», «Моя фамилия и история моей семьи», «Улица, на которой я живу, её прошлое и настоящее» и т.п.
При написании творческих заданий у школьников возникает интерес к истории родного края, к особенностям языка горнозаводской местности в динамике -от времени основания заводов и поселений до XXI века.
Библиографический список
1. Виноградов, Н.Б. Историческое краеведение. Челябинская область. Краткий справочник [Текст]: учеб. пособие / Н.Б. Виноградов, М.С. Гитис, В.М. Кузнецов. - Челябинск: АБРИС, 2009. -128 с. (6-9 классы)
2. Глинкина, Л.А. Историческое лингвокраеведение в учебном процессе [Текст] / Л.А. Глин-кина. - Свердловск: УрГУ, 1990. - 25 с.
3. Глухих, Н.В. Комментирование фактов истории русского языка в школьном обучении [Текст] / Н.В. Глухих, А.А. Миронова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12.2. - С. 206-215.
4. Капитонова, Н.А. Литературное краеведение. Челябинская область: в 4 вып. [Текст] / Н. А. Капитонова. - Челябинск: АБРИС, 2012. - 128 с. (6-9 классы). - 1-4 вып.
5. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс: учебник в 2 ч. Ч. 1 [Текст] / В.П. Канакина, В.Г. Горец-кий. - М.: Просвещение, 2016. - 162 с.
6. Лешихин, М.И. История и культура народов Южного Урала [Текст]: методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области / М.И. Лешихин. - Челябинск: АБРИС, 2010. -112 с. - (8 класс)
7. Лингвистическое краеведение на Южном Урале. Ч. I. Материалы к истории языка деловой письменности XVIII века [Текст] / сост. Н.В. Глухих, Л.А. Конькова, Н .А. Новоселова, Е.А. Сивко-ва, А.П. Чередниченко; под общ. ред. Л.А. Глинкиной. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2000. - 271 с.
8. Миронова, А.А. Роль спецкурса «Лингвистическое краеведение на Южном Урале» в формировании филологического мышления у студентов [Текст] / А.А. Миронова // Вопросы лингвистического источниковедения: сборник научных работ преподавателей, аспирантов и студентов вузов. - Тобольск: Полиграфист, 2013. - С. 23-26.
9. Моисеев, А.П. Топонимическое краеведение (лингвистическое). Челябинская область [Текст] / А.П. Моисеев. - 2-изд., перераб. - Челябинск: АБРИС, 2013. - 160 с. (6-9 классы).
<и о
References
1. Vinogradov N.B, Gitis M.S., Kuznetsov V.M. The historical study of local lore. Chelyabinsk region. Quick Reference. Chelyabinsk: ABRIS, 2009. P. 128. (6-9 classes). [in Russian].
2. Glinkina L.A. Historical linguistics local lore in the learning process. Sverdlovsk: UrGU, 1990. P. 25. [in Russian].
3. Glukhikh N.V., Mironova A.A. Commenting on the facts of history of the Russian language in school teaching. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2013. № 12.2. P. 206-215. [in Russian].
4. Kapitonova N.A. Literary local lore. Chelyabinsk region: in 4 vol. V. 1-4. Chelyabinsk: ABRIS, 2012. P. 128 p. (6-9 classes). [in Russian].
5. Kanakina V.P., Goretskii V.G. Russian language. Grade 4:. Textbook in 2 parts P. 1. Moscow: Prosveshcheniye, 2016. P. 162. [in Russian].
6. Leshilkhin M.I. The history and culture of the peoples of the South Ural: handbook for teachers of local history of the Chelyabinsk region. Chelyabinsk: ABRIS, 2010. P. 112. (8th grade) [in Russian].
7. Linguistic local lore in the South Ural. Part I. Materials for the history of the business written language of the XVIII century. Glukhikh N.V., Konkova L.A., Novoselova N.A., Sivkova E.A., Cherednichenko A.P.. Ed. by L.A. Glinkina. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyabinskogo Pedagogicheskogo Universiteta, 2000. P. 271. [in Russian].
8. Mironova A.A. The role of the special course "Linguistic local lore in the South Ural" in the formation of the philological thinking in students. Linguistic Questions of sources: collection of scientific works of teachers, graduate students and university students. Tobolsk OOO "Poligrafist", 2013. P. 23-26. [in Russian].
9. Moiseev A.P. Toponymic local lore (linguistic). Chelyabinsk region. Chelyabinsk: ABRIS, 2013. P. 160. (6-9 classes) [in Russian].
Сведения об авторах: Глухих Наталья Владимировна,
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Миронова Александра Анатольевна,
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Glukhikh Natalia Vladimirovna,
Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of the Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Mironova Aleksandra Anatolievna,
Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of the Russian Language and Methods of Teaching Russian, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]
УДК 37.016:51(045) ББК 22.1р
Ю.С. Жаркова, И.Э. Лапина ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
профессиональной компетентности студентов педагогических вузов математических профилей обучения
В статье описываются принципы формирования компетентности студентов педагогического вуза в соответствии с новыми ФГОС. Раскрываются особенности формирования специальных компетенций в рамках преподавания дисциплин «Математическая логика и теория алгоритмов» и «Компьютерная алгебра».
Ключевые слова: компетенция, компетентность, трудовые функции, формирование, обучение, контекстный подход.
I.E. Lapina, Yu.S. Zharkova
FEATURES OF FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCE IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES wITH MATHEMATICAL TRAINING STRUCTURE
The article describes the principles of competence of pedagogical high school students under the new GEF. The peculiarities of formation of special competence within teaching disciplines "Mathematical logic and theory of algorithms" and "Computer Algebra" are discussed. Key words: competence, labor function, formation, learning, contextual approach.