Научная статья на тему 'Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома'

Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1760
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическое сопровождение / Образование / задачи развития / психосоциальная компетентность / Самоопределение в обществе / Psychological and pedagogical assistance / education / Aims of development / Psychosocial personal competence / Self-determination in society

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Луговская Татьяна Владимировна

В современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая образовательная концепция деятельности детских домов, содействующая развитию прежде всего психосоциальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение психосоциального развития ребенка должно строиться с учетом сложности и целостности процесса психосоциального развития ребенка, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern situation demands a new educational concept of children"s home activity that should develop a person"s psychosocial competence and self-determination in society. Psychological and pedagogical assistance to a child"s psychosocial development should take into consideration the complexity and entirety of this process, a child"s mastering of social skills, rules and patterns of behaviour, which are the basis for socially important personal qualities.

Текст научной работы на тему «Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома»

Т. В. Луговская

СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Работа представлена кафедрой психологии развития личности Лесосибирского педагогического института.

В современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая образовательная концепция деятельности детских домов, содействующая развитию прежде всего психосоциальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение психосоциального развития ребенка должно строиться с учетом сложности и целостности процесса психосоциального развития ребенка, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, образование, задачи развития, психосоциальная компетентность, самоопределение в обществе.

T. Lugovskaya

SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE

AT CHILD-REN’S HOMES

The modern situation demands a new educational concept of children’s home activity that should develop a person’s psychosocial competence and self-determination in society. Psychological and pedagogical assistance to a child’s psychosocial development should take into consideration the complexity and entirety of this process, a child’s mastering of social skills, rules and patterns of behaviour, which are the basis for socially important personal qualities.

Key words: psychological and pedagogical assistance, education, aims of development, psychosocial personal competence, self-determination in society.

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, тем, что сегодня в России отсутствует целостная, целена-

правленная система работы детских домов и школ-интернатов, которая учитывала бы весь комплекс психологических, медицинских,

социальных и педагогических проблем ребенка. Анализ немногочисленных современных публикаций по проблеме психологической подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, к преодолению трудностей на пути социализации, показал, что вопросы организации и содержания деятельности детских домов и школ-интернатов остаются практически вне сферы научных интересов.

Во-вторых, тем, что в современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая образовательная концепция деятельности этих учреждений, содействующая развитию прежде всего психосоциальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. В связи с чем сегодня в рамках психологии, социальной педагогики идет активный теоретический и научно-практический поиск форм и методов работы с детьми-сиро-тами, методик и технологий психолого-педа-гогической деятельности, направленной на успешную социализацию детей. Анализ работ ученых, практика оказания социальной, психо-лого-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в России и за рубежом показывают, что общество сегодня переосмысливает результаты деятельности детских домов и школ-интернатов, которые показали свою недостаточную эффективность.

Практические и научные исследования, проведенные учеными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что большинство выпускников этих учреждений недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить свою жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми приводят к тому, что выпускники не дорожат своей жизнью и либо принимают асоциальный образ жизни, либо сами становятся жертвами различного рода преступлений.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях детского дома должно строиться с учетом сложности процесса психосоциального развития ребенка, процессов овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

При разработке системы психолого-педа-гогического сопровождения у нас возник ряд проблем:

• Отсутствие четких ориентиров того, что должен знать и уметь выпускник детского дома или школы-интерната.

• Трудности в вычленении из контекста многоплановой и противоречивой жизни в ее культурных достижениях ключевых ценностей, характеризующих достойную человека жизнь, а также расположение их в последовательности, проецирующей последовательное, согласно возрастному развитию, осмысление ребенком жизни как таковой.

Разрешить эти проблемы нам представляется возможным с точки зрения антропологического подхода, разрабатываемого в русле психологии и педагогики В. И. Слободчико-вым, Е. И. Исаевым, Г. А. Цукерман, М. Р. Битяновой и др. Потому что в его рамках понятия образования и психологической сущности человека рассматриваются в неразрывной связи. Образование - это специально организованное пространство, в котором человек получает стимул и предпосылки к развертыванию своей человеческой сущности во всей полноте. Философский уровень антропологии позволяет определиться с моделью человека, его сущностными качествами и возможностями, предназначением и ведущими потребностями.

В качестве основополагающих выступили следующие понятия.

• Образование - это процесс формирования базовой культуры и создания условий для самоопределения, развития сущностных сил человека, его фундаментальных способностей, обретения человеком образа человеческого, способности к саморазвитию.

• Социализация - процесс вхождения человека в культурную среду, формирование

системы социальных отношений, становление человека как личности.

• Саморазвитие - фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни.

• Психосоциальная компетентность - одна из целей в процессе получения образования, средство достижения «высокой гармонии» с миром и самим собой. Способность человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям.

Антропологический подход предполагает проектирование психолого-педагогического сопровождения на основе следующих принципов:

• Принцип целостности. Целостность ребенка в детском доме - это представленность его как Человека в основных ипостасях человеческого существования, в системе социальных отношений и разнообразных видов деятельности. Человек - целостное телесное существо, субъект деятельности и общения с другими людьми, обладающий внутренним миром, даром познания самого себя и мира вокруг. Можно выделить следующие аспекты целостного существования человека, которые представлены в образовании в целом:

• Я и мой внутренний мир (физические возможности, интересы, способности).

• Я и мои отношения с другими людьми.

• Я и моя картина мира (мир природы, культуры).

• Я и моя деятельность, (я - творец).

Достижение целостности - это создание

в рамках детского дома образовательной среды - условий, позволяющих ребенку реализовывать и развивать разнообразные стороны своего Я, переживать состояние целостности на интеллектуальном, эмоциональном, физическом и духовном уровне.

• Принцип внутренней активности ребенка. Образование рассматривается нами как процесс, в который человек включен в активной позиции. Активность ребенка может возникать за счет разных источников: интереса к информации или способу действия, интереса к другим людям, потребности в самовыражении и самопрезентации, актуализации твор-

ческой позиции, потребности в самопознании, осознании значимости происходящего для себя или группы людей, своего настоящего или будущего и т. д. Главное, что эта активность (даже если она умело создана извне) управляется ребенком изнутри, помогает ему преодолевать трудности, идти к цели, ставя перед собой и самостоятельно решая задачи собственного развития.

Цель психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в условиях детского дома мы видим в создании условий для становления психосоциальной компетентности личности, способной строить жизнь, достойную Человека; личности, имеющей свою жизненную позицию, способной на разумный выбор, выработку самостоятельных идей и решений; способной управлять своей жизнедеятельностью с опорой на существующие нормы и законы общества.

При этом для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1. Развитие самосознания личности.

2. Развитие познавательной активности и информационной компетентности личности.

3. Формирование навыков позитивного и конструктивного взаимодействия с людьми.

4. Формирование функциональной, социальной грамотности и мобильности личности.

В качестве результата психолого-педаго-гического сопровождения психосоциального развития ребенка мы рассматриваем такие личностные новообразования и человеческие качества воспитанников, как:

• сформированное самосознание, мировоззрение, наличие осознанной системы жизненных ценностей;

• высокая познавательная активность, интерес к миру и самому себе; компетентность личности в системе современного знания, современных информационных технологий, способов получения, использования и развития (преобразования) знания;

• компетентность личности в сфере человеческого общения, межличностной коммуникации, способность к сотрудничеству, взаимопониманию, цивилизованным способам решения разногласий;

• функциональная и социальная грамотность человека, умение организовывать процесс достижения поставленных целей, готовность к продуманному профессиональному выбору и адаптации на современном рынке труда и т. д.

Обеспечение целостности в контексте решения задач психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка не отрицает выбора определенных содержательных приоритетов. С одной стороны, эти приоритеты формируются на основе возрастных задач развития ребенка, с другой - на основе специфики психологического развития ребенка в условиях депривации, в третьих - на основе современных требований общества и культуры.

1. Наличие возрастных модификаций в содержании указывает на возможные воспитательные аспекты, фиксирующие возрастной уровень и обеспечивающие повышение уровня развития личности. Каждый возрастной этап, каждая ступень индивидуального развития к чему-то наиболее приспособлены и несут в себе принципиально важную возможность, без реализации которой дальнейшее развитие не то, чтобы невозможно, но затруднено. В то же время у каждого этапа в развитии есть свои трудности, проблемы и ограничения, которые тоже необходимо учитывать. Поэтому при формулировании задач, важных для детей и подростков, мы используем понятие «возрастные задачи» (задачи, стоящие перед детьми на каждом возрастном этапе развития, обусловленные возрастными особенностями).

2. Специфика психологического развития ребенка в условиях депривации. По своему психическому развитию дети, растущие в детском доме, отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Их развитие идет по особому пути, формируются специфические черты личности. Про них нельзя сказать, что они лучше или хуже, чем у домашнего ребенка, они просто другие.

Дети, растущие вне семьи, - всегда противоестественное явление. Поэтому контингент детей детского дома специфичен. Эти воспитанники испытывают влияние различных видов психических деприваций: сенсорной, материнской, двигательной, социальной. Они

находятся в тесном переплетении и оказывают на ребенка негативное влияние.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской любви и ласки, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка - он «ничей» ребенок. Для детей характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до различных проявлений девиантного поведения (гиперсексуальность, нарушенная половая ориентация, бродяжничество, воровство, курение и алкоголизм).

3. В содержании психолого-педагогиче-ского сопровождения мы постарались максимально отразить потребности общества в физически здоровой личности, способной ориентироваться в экстремальных ситуациях, личности, готовой к свободному нравственному выбору. А также учесть требования к воспитанию, не допускающему, чтобы вступающее в мир существо насильственно приобщалось к цивилизации, но, напротив, самостоятельно приучалось оценивать и постигать стадии развития культуры, на которой в данный момент находится общество.

Выделим базовые компоненты содержания психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка, составляющие его основу:

• понимание и принятие общечеловеческих ценностей,

• освоение общечеловеческой и национальной культуры,

• формирование опыта гражданского поведения,

• накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения,

• овладение ситуациями реальной ответственности, принятия решений свободного выбора поведения,

• овладение основными сферами жизнедеятельности, основными жизненно важными навыками,

• образование способностей и талантов.

• самовоспитание, самооценка и самоанализ, овладение способами самосовершенствования.

Таким образом, определение базовых компонентов содержания психолого-педаго-гического сопровождения психосоциального развития ребенка соответствует, во-первых, требованиям, идущим от ребенка, связанным с развитием, становлением его как личности, принятием и закреплением в его сознании общечеловеческих ценностей; во-вторых, требованиям, идущим от культуры и нравственности.

Содержание системы психолого-педаго-гического сопровождения реализуется через четыре тематических блока. В содержании блоков выделяется несколько разделов. Логика построения блока такова, что в каждом из них отражаются три важнейшие реальности, в которых проявляет себя субъект:

• познание (мира, себя, других);

• отношение (к миру, к себе, к другим);

• преобразование (мира, себя, других).

Потому как подлинная субъектность характеризуется гармоничностью проявления во всех этих реальностях.

В соответствии с принципом целостности психолого-педагогическое сопровождение психосоциального развития ребенка строится по принципу одновременного выхода на содержание всех разделов программы. Последовательность ежегодно присваиваемых ребенком знаний, умений, навыков сохраняется, но их содержание постоянно наполняется новыми смыслами, рассматривается с новых позиций, в новых связях и деятельностях, ставших доступными ребенку, вступившему в новый возрастной этап своего развития. Многократное возвращение (как на каждом витке спирали) способствует углублению и расширению необходимого объема знаний, умений и навыков; дает возможность освоения их в

индивидуальном темпе; возможность включиться в образовательный процесс любому вновь прибывшему ребенку.

Цель первого блока «Я и мой внутренний мир» - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира - с самим собой, с его внутренними возможностями, парадоксами, конфликтами, тайнами, развитие способностей к самореализации и самосознанию.

Этот блок направлен на то, чтобы ребенок научился понимать и познавать прежде всего самого себя и свои возможности. Содержание блока дает ребенку возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих. Ребенок учится методам конструктивного переживания внутренних конфликтов. Только «поворот на себя» (рефлексия), способность осознавать свои способы действий, свои состояния делают возможным овладение собой, управление своим поведением, и в результате становление подлинного авторства своей жизни.

Первый блок включает разделы: самопознание, самоотношение, самореализация, саморазвитие.

Цель второго блока «Я и мир людей» -формирование образа достойного человека, человека современной культуры, интереса к человеку как к социально-психологическому феномену с его сложным, противоречивым, не познанным до конца внутренним автономным миром, но тем не менее связанным крепко с людьми и только через отношение с другим «Я» проявляющим свое «Я», живущим лишь в условиях со-общества, выступающим одновременно и частью общества и некой противостоящей ему единицей.

Этот блок состоит из разделов: социальная сущность человека, культура и этика поведения, ценности жизни и ценностные отношения, коммуникативные умения и навыки.

Цель третьего блока «Я и мир природы и культуры» - формирование представлений о разных способах устройства человеческой жизни, природного мира, приобщение к участию в общественной жизни, формирование социальной и экологической активности, ответственности, грамотности и мобильности.

В третий блок входят следующие разделы: Родина как место где человек родился и познал счастье жизни, природа как источник жизни человека, правовое устройство жизни, экономические аспекты жизни.

Четвертый блок «Я автор своей жизни и творец мира» направлен на формирование индивидуального образа жизни, достойной Человека, и способности самостоятельно творить собственную жизнедеятельность, а также такого отношения к жизни, при котором устанавливается связь личностного «Я» и жизни как таковой, как объекта, который оценивается, анализируется, конструируется в качестве высочайшей ценности для человека.

Этот блок состоит из разделов: познание мира, «творение» мира, здоровый образ жизни, экстремальные ситуации жизни.

В рамках организации психолого-педагоги-ческого сопровождения мы предусматриваем различные формы организации воспитанников в период пребывания в детском доме: занятия как специально организованную форму обучения, нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение дня, которая сочетает в себе различные виды деятельности с учетом возрастных возможностей детей.

В практической деятельности педагога-пси-холога используются разнообразные формы: дискуссия (групповое осмысление), мозговой штурм, упражнение, аутотренинг, социодрама, психодрама, аналитическая ролевая игра, анализ прожитого дня, сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение сказок, драматизация сказок), арт-терапия (свободное и тематическое рисование, лепка из глины, конструирование из бумаги), телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы, аутотренинг, ритмопластика), игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации), моделирование и анализ проблемных ситуаций, беседа и др.

При выборе форм организации деятельности детей очень важно учитывать следующее. Отношение проживается только тогда, когда оно обеспечено знаниями и умениями. Знание предмета в его значимости для жизни - уже основа для позитивного отношения. Умение

же взаимодействовать с этим предметом наполняет человека удивительной палитрой переживаний. Поэтому ни в коем случае нельзя сводить работу с детьми исключительно к дискуссиям, размышлениям и обмену впечатлениями.

Диалектическое единство содержания и форм психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка находит свое конкретное воплощение в тематическом плане работы педагога и психолога.

Для оценки уровня сформированности психосоциальной компетентности были разработаны критерии, соответствующие названным выше целям и задачам. Каждый критерий включает показатели, которые выражают отношение детей к объектам, отраженным в содержании тематических блоков: отношение к себе, отношение к другому (к людям), отношение к обществу и природе, отношение к познанию, творению.

Главным показателем результативности психолого-педагогического сопровождения выступает продвижение личности в своем развитии, т.е. повышение уровня психосоциальной зрелости, основные признаки которой выражаются в следующем:

• успешность в учебе, труде, общении;

• конструктивность в отношении к себе, к людям, к миру;

• способность к самоорганизации деятельности;

• способность к саморегуляции поведения.

Поскольку главное проявление психосоциальной зрелости личности состоит в том способе, каким регулируется деятельность и поведение людей, то в зависимости от того, внешняя это регуляция (основывающаяся на социальных нормах-требованиях) или внутренняя саморегуляция (опирающаяся на моральное сознание самой личности, добровольность нравственного поведения), можно выявить разные уровни психосоциальной зрелости:

• психосоциальная незрелость - отрицательный опыт поведения, которое с трудом поддается педагогическим воздействиям, неразвитость саморегуляции и самоорганизации;

• низкий уровень - слабый, еще неустойчивый опыт положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны;

• средний уровень - самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, но активная общественная позиция еще отсутствует;

• высокий уровень - наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Технологию такого изучения задают соответствующие диагностические программы изучения психосоциальной зрелости. Описанные в программе качества и показатели их проявления выступают базовым минимумом, ориентиром. Это не исключает возможности выделения других качеств, которые могут

сверх такого необходимого минимума полнее отразить многообразие личностных проявлений, специфику и особенности воспитания. Осуществляя ежедневно в естественных условиях наблюдение и используя другие методы (сочинения, специальные ситуации, тесты, рисунки и т. д.), педагог-психолог осмысливает накапливаемые данные и фиксирует их. При этом нельзя забывать, что психолого-педаго-гическая диагностика - это не самоцель, она связана прежде всего с управлением образовательным процессом.

Профессиональная работа по психологопедагогическому сопровождению психосоциального развития ребенка требует определенной профессиональной образованности и обученности педагогов, оснащенности их палитрой необходимых профессиональных умений и предусматривает систематические занятия по совершенствованию педагогического профессионализма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Прихожан А. М. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.

2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.

3. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.: Пед. общество России, 2005. 128 с.

4. ЩурковаН. Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед. общество России, 1998. 48 с.

REFERENCES

1. Prikhozhan A. M. Psikhologiya sirotstva. SPb.: Piter, 2005. 400 s.

2. Slobodchikov V. I., Isayev E. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Razvitiye sub’yektivnoy real’nosti v ontogeneze. M.: Shkol’naya Pressa, 2000. 416 s.

3. Tagirova G. S. Psikhologo-pedagogicheskaya korrektsionnaya rabota s trudnymi podrostkami. M.: Ped. ob-shchestvo Rossii, 2005. 128 s.

4. Shchurkova N. E. Programma vospitaniya shkol’nika. M.: Ped. obshchestvo Rossii, 1998. 48 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.