Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение развития детей-сирот'

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2647
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ / PSYCHOEDUCATIONAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL DEPRIVATION / DEINDIVIDUALIZATION / MENTAL FUNCTION COMPENSATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басюк Виктор Стефанович

В статье рассматриваются особенности организации процесса психолого-педагогического сопровождения развития детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях. Основой сопровождения являются основные факторы, определяющие успешность развития ребенка: внешние условия развития его личности и внутренняя позиция самого развивающегося человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Басюк Виктор Стефанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychoeducational support of orphans’ development

The peculiarities of psychoeducational support of orphans` development process organization, as well as children who have been left without parental care and placed in orphan asylums are being scrutinized in the article. The basis of the supporting the key factors, which define successfulness of a child development, i.e. external conditions of child’s individual development and the internal position of the developing person.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей-сирот»

УДК 159.9 ББК 88

Басюк Виктор Стефанович

кандидат психологических наук, доцент г. Иркутск Basyuk Viktor Stephanovitch

Candidate of Psychology,

Assistant Professor Irkutsk

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей-сирот Psychoeducational support of orphans’ development

В статье рассматриваются особенности организации процесса психологопедагогического сопровождения развития детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях. Основой сопровождения являются основные факторы, определяющие успешность развития ребенка: внешние условия развития его личности и внутренняя позиция самого развивающегося человека.

The peculiarities of psychoeducational support of orphans' development process organization, as well as children who have been left without parental care and placed in orphan asylums are being scrutinized in the article. The basis of the supporting the key factors, which define successfulness of a child development, i.e. external conditions of child’s individual development and the internal position of the developing person.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, психологическая депривация, деиндивидуализация, компенсация психических функций.

Key words: psychoeducational support, psychological deprivation,

deindividualization, mental function compensation.

Особенности современного социально-экономического развития России

обострили многие проблемы в психологии и педагогике, в частности проблемы обучения и воспитания, подготовки к самостоятельной жизни воспитанников интернатных учреждений, отличающихся наличием негативных психологических особенностей развития, часто имеющих деструктивный характер. Данные проблемы всегда остаются актуальными, так как условия жизни и развития этой категории детей, реально тормозят психическое и личностное развитие.

Ученые-психологи объясняют негативные особенности в первую очередь особой социальной ситуацией развития, отягощенной материнской, эмоциональной и сенсорной депривацией. Большинство из них сходится во мнении,

что в такой социальной ситуации формируется состояние психической депривации.

Депривация детей, лишенных родительского попечения обусловлена не только генотипом и особой социальной ситуацией развития в условиях семьи, но и условиями жизни и развития в детских учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из методологически значимых положений возрастной психологии относительно факторов определяющих развитие психики и личности человека в его онтогенезе следует указать на те факторы, которые общество в лице специалистов может реально организовать и системно контролировать.

Факторы, которые, безусловно, могут быть определяющими в развитии ребенка: условия развития личности; внутренняя позиция самого развивающегося человека. Эта позиция вырабатывается в условиях, в которых ребенок может обогащать себя знаниями об условиях жизни, о социально-нормативных условиях, обеспечивающих права и обязанности каждого человека, об условиях содействующих его жизненному благополучию и успеху, когда он по собственной свободной воле, сам решает для себя какими будут его позиции в отношении себя, окружающих его людей и общества в целом. Ребенок должен принять для себя ориентиры на нравственный выбор и научиться отторгать лжеценно-сти аморализма, беспечного следования за обстоятельствами и др.

Реально сегодняшняя система организации условий, содействующих позитивным достижениям в развитии, не работает. Сами условия жизни детей в интернатном учреждении не направлены на эффективную социализацию -адаптацию к нормам и ожиданиям общества. Условия жизни и воспитания в детских учреждениях для детей оставшихся без попечения родителей не содействуют формированию внутренней позиции ребенка.

Дети, лишенные родительского попечения, не только не развиваются позитивно в отношении приобретения значимых личностных качеств, но у них происходит развитие противонормативным образом, явно проявляется деиндивидуализация.

Наличие выраженной деиндивидуализации требует специальных условий компенсации дефектов личностного развития.

Компенсация дефектов личностного развития может осуществляться в психологически обоснованных условиях развития бытия ребенка. Это требует принципиально новых подходов к концепции психолого-педагогического сопровождения развития детей-сирот.

Одним из основных инструментов компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения, является создание соответствующей развивающей и коррекционной психолого-педагогической среды. Однако в современных воспитательных учреждениях данное условие не реализовывается, что снижает возможности всесторонности и гармоничности развития личности сирот, и большое число подростков, юношей и девушек попадают в группу «трудных», оказываясь социально-дезадаптированными в обществе.

Одним из объяснений данного обстоятельства, на наш взгляд, может быть отсутствие в отечественной науке и практике эффективных апробированных моделей сопровождения развития личности ребенка-сироты. И педагогические коллективы сиротских учреждений самостоятельно определяют механизмы сопровождения его развития, выстраивая воспитательные системы без учета природы психической депривации, что очень часто приводит к отрицательным последствиям. В результате не только не компенсируются негативные психические особенности развития детей сирот, а зачастую эти особенности усугубляются вторичными наслоениями.

Сопровождение можно определить как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются комплексность, непрерывность, приоритет интересов сопровождаемого и рекомендательный характер советов сопровождающего.

В сопровождении важным является разграничение методов предупреждения и коррекции проблемы. Сопровождающее действие может предприниматься до, во время или после появления проблемы. На стадии, предшествующей появлению проблемы, обычно разрабатываются общестратегические профилактические программы. Противоположностью выступают моменты, когда проблемы уже полностью сформировались или даже вышли из-под контроля, эти ситуации требуют немедленной работы по коррекции. Между этими двумя полюсами располагается деятельность по общей профилактике.

Система сопровождения развития ребенка-сироты должна быть профессионально сконструирована и реализовываться специалистами психологами, педагогами, врачами с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка. Рациональная организация психолого-педагогического сопровождения развития детей - одно из главных условий компенсирования психической депривации. Среда, в которой разворачивается процесс сопровождения, должна быть развивающей и восполняющей недостатки в развитии детей.

Психологические аспекты организации сопровождения детей сирот были изучены нами в контексте научной школы феноменологии бытия и развития личности В.С. Мухиной.[1] Методологической основой нашей теоретической и эмпирической позиции является неустаревающая идея о развитии и бытии личности в зависимости от трех факторов: 1 - врожденных особенностей (генотипа); 2 - внешних условий; 3 - внутренней позиции самого растущего и развивающегося человека. Эта идея, пройдя проверку внутри разных школ и направлений в зарубежной и отечественной психологии, оттачивалась и уточнялась на протяжении всего ХХ столетия в разных контекстах, в зависимости от общей основополагающей позиции той или иной школы. Сегодня в отечественной психологии определена четкая позиция в отношении всех трех факторов.

В данной статье мы ориентируемся на теоретическое толкование факторов, определяющих психическое развитие, В. С. Мухиной. Внешние условия могут либо содействовать психическому и личностному развитию ребенка, либо депривировать возможности его полноценного психического и личностного

развития. Создание полноценных предметных внешних условий не является залогом гармоничного развития личности. Особое значение всегда имеет создание условий общения с ребенком через посредничество педагога и психолога. Одним из определяющих условий такого посредничества является система психологического сопровождения, ориентированная на формирование позитивной внутренней позиции личности.

Внутренняя позиция личности может влиять на развитие так называемого чувства личности и способности к самостоянию. В то же время внутренняя позиция может искажать ценностные ориентации и приводить к асоциальным ориентациям в поведении.

Психологическое сопровождение может быть продуктивным лишь при ориентировании специалистов на все три выше указанных фактора.

Однако, прежде всего в психологическом сопровождении следует ориентироваться на создание продуктивных условий общения, которые обеспечивают повышение потенциала ресурса развития личности.

Следующей идеей, определяющей нашу теоретическую позицию, является положение В.С. Мухиной о человеке как совокупности двух исторически формирующихся начал: человек как социальная единица; человек как уникальная личность. Оба эти начала и создают в человеке общее и уникальное.

Бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение материальной и духовной культуры, общественно значимых ценностей, усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности, и мотивы хотя и представлены в психологии конкретного лица, но отражают общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует человек. Ребенок формируется как нормативная социальная единица в благоприятных для этого условиях: в раннем детстве он должен быть обеспечен условиями, содействующими его физическому и психическому развитию и защищенности. Именно обеспечение условий для нормального развития ребенка формирует у него качества социальной единицы общества - нормативно ориентированного, законопослушного человека, готового пройти в своей индивиду-

альной жизни достойный путь от ребенка и ученика к социально ответственному взрослому, который уважает законы, трудится, заводит семью и воспитывает своих детей в своем доме.

Мы исходим из того, что профессионально организованное психологическое сопровождение детей выступает условием: обеспечения адаптации, развития социальной компетентности и, следовательно, формирования ориентации на то, чтобы «быть как все» в контексте позитивных социальных ожиданий (социальная единица); развития чувства личности и внутренней позиции по отношению к самому себе как уникальной личности, чтобы быть иным, чем все.

Исходным положением теории и практики компенсирования психической депривации в процессе сопровождения развития детей стал личностноориентированный подход. Важнейшим его положением выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития ребенка, на его право самостоятельно делать выбор и нести ответственность за этот выбор.

В науке и практике понятие «компенсация психических функций» трактуется как возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций.[2] В науке описаны два типа компенсирования психических функций человека: внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, и межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых структур. Оба типа имеют большое значение в случаях преодоления негативных особенностей развития у воспитанников детских домов, возникших в результате депривации их базовых потребностей.

Анализ литературы и практический опыт работы с этой категорией детского населения позволили заключить, что эффективность процесса компенсирования психической депривации во многом детерминирована комплексностью сопровождения развития ребенка.

На основе имеющегося знания и практического опыта сущность компенсирования можно описать через последовательную реализацию следующих шагов (этапов):

- проведение квалифицированной диагностики сути проблемы ребенка, ее истории и потенциальных сил ее носителя (диагностический этап);

- информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему (поисковый этап);

- обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения (консультативно-проективный этап);

- оказание специализированной помощи (деятельностный этап);

- мониторинг результатов деятельности специалистов - участников процесса сопровождения (рефлексивный этап).

Эффективность системы компенсирующих воздействий на личность ребенка достигается в том случае, если:

- стратегия и условия функционирования системы подчинены законам целостности и единства;

- компоненты системы имеют специфическую содержательную и функциональную определенность и взаимосвязаны.

Критериями эффективности процесса компенсирования состояния депривации, по нашему мнению, будут повышение уровня психофизического развития и психического здоровья детей, позитивная динамика развития учебных и профессионально-трудовых навыков, психологическая и социально-

педагогическая готовность воспитанников к самостоятельной жизни.

Одна из основных задач нашего исследования состояла в создании деятельностной модели процесса сопровождения развития детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтапная организация работы позволила расширить разрешающие возможности исследования и концентрированно решить поставленные задачи.

Экспериментальный этап состоял в проектировании компенсирующей среды детского дома, в определении содержания и форм организации одноименного процесса и апробации созданной модели. Исходя из насущных проблем, мы сформулировали первостепенные задачи и определили приоритеты сопровождения развития детей. Основные задачи, на наш взгляд, следующие: общественная, воспитательная, образовательная, здоровьесохраняющая, кадровая.

При построении модели сопровождения мы исходили из известных принципов психического развития: устойчивого динамического неравновесия, взаимодействия тенденций к сохранению и изменению, цельности, комплексного и системного подхода, непрерывности и систематичности процесса, природосо-образности и социосообразности воздействия. [3]

Структурно психолого-педагогическое сопровождение представляет собой интеграцию функционально и содержательно неоднородных, но взаимосвязанных единством цели и задач компонентов (функциональных подразделений): психологического, социально-развивающего, коррекционно-

педагогического и медико-валеологического. Аспекты деятельности специалистов процесса сопровождения развития детей, организованных в специализированную службу (центр) интернатного учреждения, различны: управленческий, структурный, содержательный и технологический. К основным направлениям деятельности специалистов подразделений отнесены диагностическое, реабилитационно-коррекционное и валеологизация педагогической среды.

На контрольном этапе исследования проверялась основная гипотеза работы - рациональная организация психолого-педагогического сопровождения развития детей может стать одним из главных условий компенсирования психической депривации. Здесь определялось наличие изменений в социальнопсихологическом статусе воспитанников детского дома, вовлеченных в процесс компенсирования.

При определении уровня готовности воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности мы рассматривали 4 вида готовности: физическую, соци-

ально-педагогическую, профессионально-трудовую и морально-волевую. Полученные данные с целью оценки тесноты связи между результатами до и после проведения эксперимента были подвергнуты статистической обработке.

В результате сопровождения развития депривированных детей выявлена позитивная динамика показателей физической, социально-педагогической, профессионально-трудовой, морально-волевой готовности. Статистическая обработка средних показателей с использованием критерия Пирсона продемонстрировала высокую корреляцию (р=0,90 с достоверностью 99%) во всех возрастных группах.

В ходе исследования обнаружен достаточно высокий компенсаторнореабилитационный потенциал образовательной среды интернатного учреждения как института социализации детей, оставшихся без попечения родителей.

Полученные в исследовании результаты подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что среда, в которой разворачивается процесс сопровождения, должна быть развивающей и восполняющей недостатки в развитии детей. Рациональная организация психолого-педагогического сопровождения развития детей - одно из главных условий компенсирования психической депривации. Эффективность системы компенсирующих воздействий на личность воспитанника достигается в том случае, если стратегия и условия функционирования системы подчинены законам целостности и единства, а компоненты системы имеют специфическую содержательную и функциональную определенность и взаимосвязаны.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М., 2001.

2. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. - Екатеринбург, 2007. - 1072

с.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. -М.,1998. - 528 с.

Bibliography

1. Asmolov, A.G. Psychology of personality: principles of psychological analysis.

- M., 2001.

2. Mukhina, V.S. Personality: myths and reality. - Ekaterinburg, 2007. - 1072 p.

3. Petrovskiy, A.V., Yaroshevskiy, M.G. Foundations of theoretical psychology. M., 1998. - 528 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.