Научная статья на тему 'Система пропедевтики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников на основе использования возможностей содержания учебных предметов'

Система пропедевтики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников на основе использования возможностей содержания учебных предметов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПЕДЕВТИКА / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА / PROPAEDEUTICS / PRIMARY PREVENTION OF INTERETHNIC AND INTERFAITH CONFLICTS / PERSONAL RESULTS / THE CONTENT OF THE SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольцова Наталья Владимировна, Шишова Анна Викторовна

Статья посвящена проблеме пропедевтики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников на основе использования возможностей содержания учебных предметов. Основными источниками исследования являлись труды отечественных ученых в области профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов в ученической среде школы; требования ФГОС и содержание основной образовательной программы начального общего образования, основного общего и среднего общего образования; школьные учебники. Особое внимание в статье уделено анализу содержания учебных предметов всех уровней общего образования. Обнаруженные в различных УМК учебный материал, виды заданий, темы учебных проектов позволяют утверждать наличие объективных возможностей содержания практически всех учебных предметов в построении системы пропедевтики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PROPAEDEUTICS TO SCHOOLCHILDREN’S INTERETHNIC AND INTERFAITH CONFLICTS APPLYING THE CONTENT SCOPE OF SCHOOL SUBJECTS

The article considers the problem of propaedeutics related to interethnic and interfaith conflicts among schoolchildren applying the content scope of school subjects. The main sources of the study were the works of Russian scientists in the field of ethnic and religious conflict prevention in the school environment; the requirements of the FSES and the core educational program of primary general education, basic general and secondary general education; school textbooks. The authors focused on the content of school subjects at all levels of general education. The teaching material, types of tasks, themes of educational projects from various educational and methodological sets and textbooks make it possible to apply the content scope of practically all school subjects while constructing the system of propaedeutics related to schoolchildren’s interethnic and interfaith conflicts.

Текст научной работы на тему «Система пропедевтики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников на основе использования возможностей содержания учебных предметов»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-2-95-12 УДК 371.48

Гольцова Наталья Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]

Шишова Анна Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]

СИСТЕМА ПРОПЕДЕВТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

© rom^Ba H. B., mwmoBa A. B., 2020

Goltsova Natalya Vladimirovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

Shishova Anna Viktorovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected] ru

THE SYSTEM OF PROPAEDEUTICS TO SCHOOLCHILDREN'S INTERETHNIC AND INTERFAITH CONFLICTS APPLYING THE CONTENT SCOPE OF SCHOOL SUBJECTS

Аннотация. Статья посвящена проблеме пропедевтики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников на основе использования возможностей содержания учебных предметов. Основными источниками исследования являлись труды отечественных ученых в области профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов в ученической среде школы; требования ФГОС и содержание основной образовательной программы начального общего образования, основного общего и среднего общего образования; школьные учебники. Особое внимание в статье уделено анализу содержания учебных предметов всех уровней общего образования. Обнаруженные в различных УМК учебный материал, виды заданий, темы учебных проектов позволяют утверждать наличие объективных возможностей содержания практически всех учебных предметов в построении системы пропедевтики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников.

Ключевые слова: пропедевтика, первичная профилактика межнациональных

Abstract. The article considers the problem of propaedeutics related to interethnic and interfaith conflicts among schoolchildren applying the content scope of school subjects. The main sources of the study were the works of Russian scientists in the field of ethnic and religious conflict prevention in the school environment; the requirements of the FSES and the core educational program of primary general education, basic general and secondary general education; school textbooks. The authors focused on the content of school subjects at all levels of general education. The teaching material, types of tasks, themes of educational projects from various educational and methodological sets and textbooks make it possible to apply the content scope of practically all school subjects while constructing the system of propaedeutics related to schoolchildren's interethnic and interfaith conflicts.

Keywords: propaedeutics, primary prevention of interethnic and interfaith

и межконфессиональных конфликтов, conflicts, personal results, the content of the личностные результаты, содержание subject учебного предмета

Введение

В настоящее время в исследованиях отечественных педагогов актуализируется проблема профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов в ученической среде общеобразовательной организации. Основное внимание ученых сосредоточено на разработке психо лого-педагогических основ профилактики, методологических основ формирования поликультурного образовательного пространства, теории и практики воспитания личности на общечеловеческих и национальных культурных ценностях и традициях, основ поликультурного воспитания (Е. В. Бон-даревская, Г. Н. Волков, О. В. Гукаленко, Ю. С. Давыдов, Г. Д. Дмитриев, Г. У. Сол-датова, В. А. Тишков и др.).

При этом вопросы пропедевтики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников на основе использования возможностей содержания учебных предметов на всех уровнях общего образования не являлись предметом специального исследования.

Первичная профилактика - один из компонентов технологии профилактики, включающей два взаимозависимых пути реализации: пропедевтический и деятельностный. В данной статье мы представим пропедевтический путь профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников в ученической среде общеобразовательной организации. С этой целью были подробно проанализированы:

- требования ФГОС к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;

- содержание всех учебных предметов на каждом уровне общего образования;

- рекомендуемые Минобрнауки РФ школьные учебники по предметам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Основная часть

Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых, с одной стороны, потребностями личности, общества и государства, а с другой - возможностями и индивидуальными особенностями развития младшего школьника.

В настоящем исследовании в качестве предмета детального анализа пропедевтики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников в ученической среде общеобразовательной организации выступают содержание ООП НОО УМК «Школа России» и «Перспективная начальная школа».

В данных УМК пропедевтика межнациональных и межконфессиональных конфликтов в ученической среде начальной школы осуществляется через достижение целого ряда личностных результатов освоения основной образовательной программы:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование ценности многонационального российского общества;

- ориентация на гуманистические и демократические ценности;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества и др.

В системе учебников «Школа России» (1-4 класс) предусмотрены соответствующие разделы и темы, есть разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

Так, при изучении предмета «Окружающий мир» достижению результата будут способствовать темы: «Что мы знаем о Москве?», «Что мы знаем о народах России?»1, «Родная страна», «Путешествие по планете»2, «Золотое кольцо России», «Наши ближайшие соседи»3, «Страницы истории Отечества», «Современная Россия», «Что мы знаем о народах России?»4.

Курс «Литературное чтение» предусматривает освоение следующих тем, связанных с профилактикой межнациональных и межконфессиональных конфликтов: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина»5, «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь»6, «Природа и мы», «Из русской классической литературы»7, «Литература зарубежных стран»8 и т. д., а также включает тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволит обучающимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.

В курсе «Русский язык» предусмотрены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской земли, о сохранении мира в своей стране и во всем мире. Читая тексты, дети смогут познакомиться с национальными ценностями нашего Отечества, памятниками старины и их авторами, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-

1 Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011.

2 Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2012.

3 Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2013.

4 Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011.

5 Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 1 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2012.

6 Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 2 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2012.

7 Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 3 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2013.

8 Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2014.

колокол, церковь Покрова на Нерли и т. д., узнают о великом достоянии нашего народа - русском языке. Для изучения предлагаются тексты С. Я. Маршака, Н. И. Сладкова1, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого2, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского3, поэтические строки А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. М. Рубцова и других4, убеждающие обучающихся в красоте, образности, богатстве русского языка. В процессе работы ученики будут составлять тексты, рассказы о своей малой родине - крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.

Сюжеты текстовых задач из курса «Математика» содержат сведения из исторического прошлого нашей страны: о продолжительности Великой Отечественной войны, об экспонатах школьного музея боевой славы5, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики6, об архитектуре и технике7, о культурном наследии (например, о годах жизни А. С. Пушкина, собрании сочинений Л. Н. Толстого и др.)8.

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики», представленном в каждом учебном пособии, во всех модулях для реализации личностных результатов содержатся общие уроки. Например, урок 1 «Россия - наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству»9.

Темы Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны располагаются в начале учебной программы каждого предмета и ими же завершаются. Содержание темы «Родина» во всех учебниках сопровождается иллюстративным материалом, представляющим особенности российских культурных и религиозных традиций. Учебное содержание некоторых тем раскрывается на материале отечественной истории.

Кроме того, основополагающими для всех модулей являются концептуальные понятия «мы - российский народ», «мы разные и мы вместе». Религиозные и светские традиции в каждом учебнике представлены как общее явление для всех российских народов. Таким образом, у младших школьников складывается целостный образ культурно-исторического мира России.

1 Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс. - Москва: Просвещение, 2011. -143 с.

2 Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. - Москва: Просвещение, 2012. -143 с.

3 Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2013.

4 Канакина В. П. Русский язык. 4 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2014.

5 Моро М. И. Математика. 1 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011.

6 Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. Б. и др. Математика. 2 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2012. '

7 Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. Б. и др. Математика. 3 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2013.

8 Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 4 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2014.

9 Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А., Данилюк А. Я. Основы мировых религий и светской этики. Основы религиозных культур. 4 класс. - Москва: Просвещение, 2016. - 111 с.

В систему учебников УМК «Школа России» включены задания для объяснения представленных алгоритмов действий, вычислений, построений, рассуждений, мнений, различных точек зрения, побуждающие школьников искать разные способы решения, вычисления, обсуждать их, выслушивая версии одноклассников. В заданиях предлагается рассмотреть представленные в учебниках варианты ответа, обсудить, кто из персонажей темы прав, найти ошибки в ходе решения проблемы, задачи, объяснить и аргументировать свою позицию. В связи с этим все задания, направленные на постановку проблемы и выдвижение гипотез, на построение моделей и разных пространственных фигур, на определение причин событий и т. д. способствуют развитию творческого мышления как важной составляющей исследовательского поведения школьников.

На уроках русского языка предлагаются специальные упражнения, целью которых является дискуссия, связанная с содержанием языкового или иллюстративного материала, а также описание разных точек зрения (например, положительные и отрицательные отзывы о картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»). Дети при этом должны высказывать собственное мнение, учиться слушать своих оппонентов, включаться в диалог, полилог, тренироваться по рисункам составлять диалоги и инсценировать их1.

В учебниках литературного чтения представлена система заданий и вопросов, направленных на формирование умений высказывать свою точку зрения, активно участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Вопросы открытого типа, начинающиеся со слов «Почему? Как?», побуждают школьников выражать собственное мнение, учитывать мнение одноклассников, обсуждать вопрос в группе или паре.

На основе аналогии или текста-опоры обучающимся предлагается составить небольшие рассказы о себе и окружающем мире, описать иллюстрации к произведениям и выразить отношение к их героям2.

В большинстве учебников УМК «Школа России» содержится система заданий по организации проектной деятельности младших школьников. Проектные задания размещены в учебниках математики, литературного чтения, русского языка, окружающего мира с 1 по 4 класс с указанием темы проекта, соответствующих комментариев, советов, плана выполнения. Обучающиеся вместе обсуждают и формулируют цель работы над заявленной в проекте темой, план своих действий, промежуточные и итоговые результаты.

Таким образом, содержание всех УМК для начальной школы подразумевает большой воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно осуществлять первичную профилактику межнациональных и межконфессиональных конфликтов в ученической среде первичного коллектива. Содержание разных учебных предметов, учебный материал пособий воспитывает у обучающихся патриотическое отношение к своему Отечеству, малой родине, народу, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным

1 Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. - Москва: Просвещение, 2012. -143 с.

2 Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2014.

культурам, обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Как показало наше исследование, пропедевтика необходима и на уровне основной школы, но ее доминантной характеристикой является знакомство обучающихся с основами самопознания и самовоспитания.

Самовоспитание - это определенный тип отношения, поступков и действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия идеалу.

Впервые об этом понятии дети начинают задумываться в подростковом возрасте, достигнув 12-13 лет, но становление и реализация собственной программы самовоспитания становятся возможными на этапе старшего школьного возраста.

Самовоспитание связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способностью и готовностью к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, критическом анализе подростком своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Тем не менее формирование у школьников систематических знаний, психологически и педагогически точных представлений о сущности самопознания и самовоспитания личности, обучение приемам самовоспитания в процессе освоения содержания образования - это закономерная деятельность учителей всех учебных предметов на уровне основного общего и полного среднего образования в общеобразовательной организации.

Обучающийся, целенаправленно включенный учителем в рефлексию, в процесс формирования Я-идентичности, в ситуации проявления способности и готовности к познавательным, культурным, ценностным, волевым, нравственным, физическим, коммуникативным, социальным выборам в процессе изучения учебных предметов постепенно овладевает культурой взаимодействия со сверстниками и взрослыми как носителями разного социального, культурного, языкового, религиозного опыта, опыта повседневной жизни.

Таким образом, знакомство обучающихся с основами самопознания и самовоспитания, стимулирование школьников к самоанализу, самоактуализации, воспитание личной ответственности за свои достижения и неудачи в ходе освоения содержания учебных предметов служит внутренним механизмом предотвращения конфликтов на национальной и религиозной почве в ученической среде.

В пропедевтике основ самопознания и самовоспитания как внутреннего механизма предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов в ученической среде основной и средней школы педагоги должны ориентироваться на личностные результаты освоения основной образовательной программы. Так, личностные результаты включают в себя: российскую гражданскую идентичность; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с уче-

том региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей и

др.

Вместе с тем пропедевтика как введение в систематическое формирование знаний о многонациональной культуре и религиозных предпочтениях народов России также имеет место в самом начале обучения в основной школе. Она осуществляется в первую очередь при изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)1. Этот курс является логическим продолжением учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» начальной школы. В рамках данной предметной области возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение учащимися следующих результатов: 1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; 2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; 3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; 4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; 5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. В 5 классе изучаются темы: «Величие многонациональной российской культуры», «Многонациональная культура как способ укрепления дружбы народов», «Человек-творец и носитель культуры», которые способствуют профилактике межнациональных и межконфессиональных конфликтов в ученической среде общеобразовательной организации2.

Далее пропедевтика межнациональных и межконфессиональных конфликтов в основной и средней школе происходит, например, при изучении предметной области «Филология». В нее входят такие предметы, как русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего и среднего образования нацелено на развитие самопознания и самовоспитание обучающихся с помощью системы заданий. На уроках русского языка происходит формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Например, при изучении темы «Стили речи» в 7 классе обучающиеся отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни, вспоминают высказывания писателей о русском языке. Кроме того, школьники оценивают выразительные возможности русского языка, пишут сочинения и диктанты на данную тему3.

1 Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. - Москва: Вентана-Граф, 2016. - 127 с.

2 Там же.

3 Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. -Москва: Просвещение, 2013. - 223 с.

При изучении предмета «Литература» происходит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию толерантной личности. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют старшеклассникам возможность эстетического и этического самоопределения, приобщая их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие традиционные темы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д. На каждом году обучения затрагивается одна из ведущих проблем, например, в 5 классе - внимание к книге1; в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев2; в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы3; в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории4; в 10 классе реализуется линейный курс на историко-литературной основе - русская литература XIX и XX вв.5

Вклад предмета «Иностранный язык» в достижение личностных результатов в процессе обучения в основной школе заключается в понимании важности изучения иностранного языка как средства межличностного и межкультурного общения в современном полиязычном и поликультурном мире; в осознании себя гражданином своей страны, в стремлении к лучшему пониманию культуры своего народа и готовности содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; в уважительном и дружелюбном отношении к культуре других народов, позволяющем участвовать в диалоге культур. На достижение этих результатов ориентированы многие темы учебного предмета «Английский язык». Так, например, в рамках содержательной линии «Страны изучаемого языка и родная страна» рассматриваются темы: «Географическое положение, население», «Столицы и крупные города», «Достопримечательности. Национальные праздники и знаменательные даты», «Обычаи и традиции», «Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру», «Особенности повседневной жизни в разных странах, правила поведения в стране изучаемого языка и в родной стране», «Языки, роль английского / русского языка в ми-

ре»6.

1 Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2016.

2 Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2016.

3 Коровина В. Я. Литература. 7 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2015.

4 Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2015.

5 Коровин В. И. Литература. 10 класс. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2016.

6 Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Английский язык: 5-9 классы. Рабочая программа. -

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Наиболее важными задачами изучения истории в основной школе в аспекте нашего исследования являются формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире и использование полученных исторических знаний с целью эффективной коммуникации в современном обществе.

Осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре -как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи - способствует сочетание тем из истории Российского государства и населяющих его народов с темами из истории регионов и локальной истории (прошлое родного города, села). Так, например, в Вологодской области предусмотрен следующий порядок изучения истории Вологодского края в соответствии с освоением курса отечественной истории1:

- 6 класс - история края с древнейших времен до конца XV в.;

- 7 класс - история края в XVI-XVII вв.;

- 8 класс - история края в XVIII в.;

- 9 класс - история края в ХК-начале XX вв.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 10 класс - история края в ХХ-ХХ! вв.

Анализ содержания учебных предметов выпускных классов средней школы выявил их определенный потенциал в развитии готовности старшеклассника к самопознанию и самовоспитанию как внутреннего ресурса предотвращения конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве в ученической среде.

Выводы

Профилактика межнациональных и межконфессиональных конфликтов в ученической среде школы - это комплекс социально-психологических и педагогических мер, направленных на предупреждение конфликтов, формирование толерантного опыта жизни учащихся и этических норм межкультурного общения в зависимости от условий и возможностей конкретной школы.

В исследовании профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов в ученической среде школы мы опираемся на следующие принципы воспитания:

- опора на положительные качества личности обучающегося;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе урочной,

Москва: Дрофа, 2017. - 160 с.

1 Региональный историко-культурный стандарт (Вологодская область). - URL: viro.edu.ru> attachments/article/5287/ RIKS.doc (дата обращения: 19.11.2019).

внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности;

- деятельностный подход;

- доверительность и уважение во взаимоотношениях с обучающимися, их родителями.

Пропедевтика межнациональных и межконфессиональных конфликтов актуальна в работе со школьниками на всех уровнях общего образования в системе профилактики этой категории конфликтов, при этом акценты пропедевтики изменяются от возраста к возрасту. В начальной школе содержание образования формирует базовые знания обучающегося о мире, человеке, культуре, обществе; обеспечивает мотивацию младших школьников к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Дальнейшая работа по профилактике конфликтов в основной школе уже предполагает углубление знаний по следующим вопросам: взаимодействие людей в условиях поликультурной среды; толерантность и терпимость и их границы в развитии межнациональных и межконфессиональных отношений; межкультурная коммуникация и т. п. В конечном итоге на уровнях основного и среднего общего образования внимание педагогов концентрируется на формировании ответственного, сознательного ценностного отношения к носителям иной культуры и религии - своим сверстникам и взрослым.

Литература

Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А., Данилюк А. Я. Основы мировых религий и светской этики. Основы религиозных культур. 4 класс. - Москва: Просвещение, 2016. - 111 с.

Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Английский язык: 5-9 классы. Рабочая программа. -Москва: Дрофа, 2017. - 160 с.

Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. - Москва: Вентана-Граф, 2016. - 127 с.

Канакина В. П. Русский язык. 4 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2014.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс. - Москва: Просвещение, 2011. -143 с.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. - Москва: Просвещение, 2012. -143 с.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2013.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 1 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2012.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 2 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2012.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 3 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2013.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2014.

Коровин В. И. Литература. 10 класс. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2016.

Коровина В. Я. Литература. 7 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2015.

Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2016.

Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2015.

Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. -Москва: Просвещение, 2013. - 223 с.

Моро М. И. Математика. 1 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011.

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. Б. и др. Математика. 2 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2012.

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. Б. и др. Математика. 3 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2013.

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 4 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2014.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2012.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2013.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011.

Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2016.

Региональный историко-культурный стандарт (Вологодская область). - URL: viro.edu.ru>attachments/article/5287/ RIKS.doc (дата обращения: 19.11.2019).

References

Beglov A. L., Saplina E. V., Tokareva E. S., Iarlykapov A. A., Daniliuk A. Ia. Osnovy mirovykh religii i svetskoi etiki. Osnovy religioznykh kul'tur. 4 klass [Fundamentals of world religions and secular ethics. Fundamentals of religious cultures. 4th grade]. Moscow: Prosveshchenie, 2016. 111 p.

Biboletova M. Z., Trubaneva N. N. Angliiskii iazyk: 5-9 klassy. Rabochaia programma [The English language: 5-9th grades. School subject working program]. Moscow: Drofa, 2017. 160 p.

Vinogradova N. F., Vlasenko V. I., Poliakov A. V. Osnovy dukhovno-nravstvennoi kul'tury narodov Rossii. 5 klass [Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples in Russia. 5th grade]. Moscow: Ventana-Graf, 2016. 127 p.

Kanakina V. P. Russkii iazyk. 4 klass: v 2 ch. [The Russian language. 4th grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2014.

Kanakina V. P., Goretskii V. G. Russkii iazyk. 1 klass [The Russian language. 1st grade]. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 143 p.

Kanakina V. P., Goretskii V. G. Russkii iazyk. 2 klass [The Russian language. 2nd grade]. Moscow: Prosveshchenie, 2012. 143 p.

Kanakina V. P., Goretskii V. G. Russkii iazyk. 3 klass: v 2 ch. [The Russian language. 3rd grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2013.

Klimanova L. F., Goretskii V. G., Golovanova M. V. i dr. Literaturnoe chtenie. 1 klass: v 2 ch. [Literary reading. 1st grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2012.

Klimanova L. F., Goretskii V. G., Golovanova M. V. i dr. Literaturnoe chtenie. 2 klass: v 2 ch. [Literary reading. 2nd grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2012.

Klimanova L. F., Goretskii V. G., Golovanova M. V. i dr. Literaturnoe chtenie. 3 klass: v 2 ch. [Literary reading. 3rd grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2013.

Klimanova L. F., Goretskii V. G., Golovanova M. V. i dr. Literaturnoe chtenie. 4 klass: v 2 ch. [Literary reading. 4th grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2014.

Korovin V. I. Literatura. 10 klass. Bazovyi i profil'nyi urovni: v 2 ch. [Literature. 10th grade. Basic specialized syllabus: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2016.

Korovina V. Ia. Literatura. 7 klass: v 2 ch. [Literature. 7th grade: in 2 parts]. Moscow: Prosvesh-chenie, 2015.

Korovina V. Ia., Zhuravlev V. P., Korovin V. I. Literatura. 5 klass: v 2 ch. [Literature. 5th grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2016.

Korovina V. Ia., Zhuravlev V. P., Korovin V. I. Literatura. 8 klass: v 2 ch. [Literature. 8th grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2015.

Ladyzhenskaia T. A., Baranov M. T., Trostentsova L. A. i dr. Russkii iazyk. 7 klass. [The Russian language. 7th grade]. Moscow: Prosveshchenie, 2013. 223 p.

Moro M. I. Matematika. 1 klass: v 2 ch. [Mathematics. 1st grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2011.

Moro M. I., Bantova M. A., Bel'tiukova G. B. i dr. Matematika. 2 klass: v 2 ch. [Mathematics. 2nd grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2012.

Moro M. I., Bantova M. A., Bel'tiukova G. B. i dr. Matematika. 3 klass: v 2 ch. [Mathematics. 3rd grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2013.

Moro M. I., Bantova M. A., Bel'tiukova G. V. i dr. Matematika. 4 klass: v 2 ch. [Mathematics. 4th grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2014.

Pleshakov A. A. Okruzhaiushchii mir. 1 klass: v 2 ch. [The surrounding world. 1st grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2011.

Pleshakov A. A. Okruzhaiushchii mir. 2 klass: v 2 ch. [The surrounding world. 2nd grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2012.

Pleshakov A. A. Okruzhaiushchii mir. 3 klass: v 2 ch. [The surrounding world. 3rd grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2013.

Pleshakov A. A. Okruzhaiushchii mir. 4 klass: v 2 ch. [The surrounding world. 4th grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2011.

Polukhina V. P., Korovina V. Ia., Zhuravlev V. P., Korovin V. I. Literatura. 6 klass: v 2 ch. [Literature. 6th grade: in 2 parts]. Moscow: Prosveshchenie, 2016.

Regional'nyi istoriko-kul'turnyi standart (Vologodskaia oblast') [Regional historical and cultural standard (Vologda region)]. Available at: viro.edu.ru>attachments/article/5287/ RIKS.doc (accessed: 19.11.2019).

Для цитирования: Гольцова Н. В., Шишова А. В. Система пропедевтики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников на основе использования возможностей содержания учебных предметов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 2 (95). - С. 145-156. DOI: 10.23859/1994-06372020-2-95-12

For citation: Goltsova N. V., Shishova A. V. The system of propaedeutics to schoolchildren's interethnic and interfaith conflicts applying the content scope of school subjects. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 2 (95), pp. 145-156. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-9512

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.