Научная статья на тему 'Из опыта работы по формированию ИКТ компетентности обучающихся на начальном этапе обучения'

Из опыта работы по формированию ИКТ компетентности обучающихся на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворянчикова Наталья Сергеевна, Кошкина Ирина Владимировна

Настоящая статья посвящена процессу формирования ИКТ компетентности младших школьников на основе использования учителем в своей педагогической деятельности разработанных нами заданий. В результате экспериментальной деятельности выявлено: использование предложенных упражнений делает процесс обучения не только интересным и увлекательным, но и раскрывает широкий спектр ИКТ возможностей перед младшим школьником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворянчикова Наталья Сергеевна, Кошкина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы по формированию ИКТ компетентности обучающихся на начальном этапе обучения»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

И ТВОРЧЕСТВА

Дворянчикова Наталья Сергеевна, Кошкина Ирина Владимировна, Саратовский государственный университет, г. Саратов

E-mail: natalya-dvoryanchikova@mail. ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена процессу формирования ИКТ - компетентности младших школьников на основе использования учителем в своей педагогической деятельности разработанных нами заданий. В результате экспериментальной деятельности выявлено: использование предложенных упражнений делает процесс обучения не только интересным и увлекательным, но и раскрывает широкий спектр ИКТ - возможностей перед младшим школьником.

Ключевые слова: ИКТ - компетенция; ИКТ - компетентность учащихся.

Современное общество, находясь в постоянном развитии, устанавливает жесткие рамки к процессу воспитания и развития личности. Принимая во внимание эту особенность, государство, в последние десятилетия, отводит огромную роль процессу модернизации российского образования. Одним из «пунктов» такой модернизации является стремление РФ занять лидирующие позиции по качеству образования на мировом образовательном уровне.

На сегодняшний день наиболее эффективным средством повышения качества образования являются инновации, или нововведения, которые добавляют новое во все компоненты педагогической системы (цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания).

Поиск новых методик и программ, их творческое внедрение в образовательный процесс, кроме этого непосредственный процесс по их освоению составляют основу инновационного подхода к обучению и воспитанию. Так, проникая во все сферы человеческой жизни, инновации откладывают существенный отпечаток на развитие, как отдельного общества,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

так и страны в целом.

С первых дней школьной жизни первоклассники сталкиваются с необходимостью работать с разными источниками информации (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) [1, с. 166-167]. Поэтому так важно уже на начальном этапе обучения формировать у ребенка основы ИКТ - компетентности.

ИКТ - компетентность учащихся - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения) [2, с. 17].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в требованиях к метапредметным результатам освоения примерной основной образовательной программы начального общего образования (ПООП НОО) выделяются 5 групп ИКТ - компетенций:

- знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером;

- технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных; •

- обработка и поиск информации;

- создание, представление и передача сообщений;

- планирование, организация и управление деятельности [3, с. 24].

Таким образом, важно уже на начальном этапе обучения приобщать к возможностям современных компьютерных технологий не только учителя, но и самого школьника, который на сегодняшний день является полноправным участником образовательного процесса.

К сожалению, современный школьник бессмысленно тратит собственное время за компьютером, как правило, за компьютерной игрой, поэтому учителю стоит познакомить ребенка с широкими возможностями техники.

Раскрыть перед ребенком широкий спектр ИКТ - возможностей мы предлагаем на основе следующих заданий, представленных ниже.

Так, в 1 классе на уроке литературного чтения (УМК «Перспектива») [4, с. 38] по теме урока «Пословицы и поговорки разных народов» детям предлагается найти в сети Интернет и принести на урок 3 - 4 пословицы или поговорки разных народов. С помощью этого задания у детей формируется такая ИКТ -компетенция, как поиск и обработка информации.

На уроке математики во 2 классе (УМК «Перспектива») [5, с. 17] по теме «Вычитание двухзначных чисел» детям предлагается выполнить задание №8 стр. 17 (составь краткую запись условия, схему и реши задачу) в программе «Microsoft Office Word» и принести распечатку на урок. Это задание формирует сразу 2 ИКТ - компетенции: технология ввода информации в компьютер (ввод

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

текста), обработка и поиск информации.

На уроке окружающего мира в 3 классе (УМК «Перспектива») [6, с.28] по теме «Страны и народы на политической карте мира» детям можно предложить следующее задание.

Подготовь доклад (5 - 7 мин.) о любой стране по плану:

- название;

- население;

- родной язык;

- достопримечательности.

Принеси в электронном виде изображения достопримечательностей.

Это задание направлено на формирование у детей таких ИКТ -компетенций, как поиск и обработка информации; технология ввода информации в компьютер (ввод изображения); создание, представление и передача сообщений.

На уроке русского языка в 4 классе (УМК «Школа России») [7, с. 28] в качестве выполнения проекта «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина» детям можно предложить оформить проект в печатном • виде. Ответ на каждый вопрос должен быть помечен такими же знаками, как и вопрос в учебнике. Выполнение этого задание направлено на формирование всех 5 компетенций.

Стоит помнить, что на начальном этапе обучения (1 - 2 классы) ребенок не может в продуктивном объеме выполнять предложенные задания, на этом этапе ребенку необходима помощь со стороны родителей. В последующих классах важно свести роль родителей к минимуму, ребенок должен выполнять большую часть работы самостоятельно.

Поскольку, основная задача учителя - сформировать мотивацию к познавательной деятельности, то каждый урок должен быть настолько творческим, интересным и емким, чтобы каждый школьник был активным и любознательным. Возникает вопрос: «Как построить свой урок так, чтобы он отвечал заявленным требованиям»?

Современные технические средства - это огромный помощник для учителя в образовательном процессе. Например, использование презентаций, выставка электронных книг, электронная (онлайн) экскурсия, музыкальное сопровождение, видеоматериал, тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы (на слайде), которые могут быть использованы не только на этапе объяснения нового материала, но и на этапе закрепления и контроля полученных знаний.

Так, на сегодняшний день существует огромное количество заданий, которые при умелом использовании, например, в сочетании с интерактивной или

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

мультимедийной доской способствуют развитию познавательного интереса у младшего школьника. Приведем примеры таких заданий с использованием интерактивной доски (УМК «Развивающая система Занкова»):

3 класс. Тема урока «1 склонение имен существительных. Дательный и предложный падежи» [8, с. 33] .

Задание: образуй падежные формы существительных, укажи подходящие по смыслу предлоги.

Слайд 1 - указаны слова без предлога и окончания. Слайд 2 - результат деятельности детей.

Р.п Д.п П.п

берлог берлог берлог

Емел Емел Емел

Щук щук щук

снежинк снежимк снежник капл капл капл

Р.п

из берлоги без Емели из щуки

из

снежинки из капли

Д.п

П.п

к берлоге в берлоге к Емеле об Емеле к щуке о щуке

к о

снежинке снежинке к капле о капле

слайд 1 слайд 2

Рис.1. Пример готового слайда

4 класс. Тема урока «Предлоги перед местоимениями» [9, с. 31]. Задание: определи падеж местоимений, поставь слова в нужной последовательности, отгадай загаданное слово.

О тебе - Н ты - У тебе - А тебя — Р тобой - А Тебя - Г

П.п О тебе - Н

И.п ты-У

Д.п тебе — А

Р.п тебя — Р

Т.п тобой - А

В.п Тебя - Г

1_ Ураган

Рис.2. Пример готового слайда

4 класс. Внеклассное мероприятие «Горжусь своей Родиной». Задание: впиши в пустое окошко фамилии известных литературе людей.

В связи с тем, что формировать основы ИКТ - компетенции необходимо уже на начальном этапе обучения учителю стоит развивать познавательный интерес ребенка посредством использования на уроке различных видов заданий в сопровождении с компьютерными возможностями: тестовые, контрольные, самостоятельные работы; ребусы, шарады, кроссворды (на слайде), использование презентаций, выставка электронных книг, электронная (онлайн) экскурсия, музыкальное сопровождение, видеоматериал. Ведь возможности, которые предоставляют компьютерные технологии, позволяют не только разнообразить работу на уроке, но и рационально организовывать учебную деятельность и отдых учащихся. Важно отметить, что младший школьник усваивает материал лучше, если он представлен в форме игры и подкрепляется музыкальным и иллюстративным сопровождением.

Литература:

1. Дворянчикова Н.С. Методика контроля знаний с применением интерактивной доски на уроках «Окружающий мир» // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - 2015. - №5 (32). - С. 166-167.

2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе// Информатика и образование. - 2002. - №1. - С. 17-20.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2015. С. 24 - 28.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

4. Климанова, Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская - М.:Просвещение, 2011. - С. 38.

5. Петерсон, Л. Г. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / Л. Г. Петерсон - М.: Ювента, 2013. - С. 17.

6. Плешаков, А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая - М.: Просвещение, 2013. - С. 28.

7. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2013. -С. 28.

8. Полякова, А. В. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А. В. Полякова - М.: Просвещение, 2013. - С. 33, 67.

9. Полякова, А. В. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А. В. Полякова - М.: Просвещение, 2013. - С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.