Научная статья на тему 'Система программно-целевого управления качеством подготовки специалиста-стоматолога'

Система программно-целевого управления качеством подготовки специалиста-стоматолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА-СТОМАТОЛОГА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Думанский Ю. В., Удод А. А., Косарева Л. И.

В статье освещен опыт организации на профильных стоматологических кафедрах медицинского университета учебного процесса, который построен на реализации принципов компетентностного подхода и ориентации обучения на конечные цели – профессиональную деятельность будущего врача-стоматолога. Предлагается соответствующая модель организационной структуры практического занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Думанский Ю. В., Удод А. А., Косарева Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система программно-целевого управления качеством подготовки специалиста-стоматолога»

,Ceim медицини та бюлоги", номер 2 2013piK

Этот вопрос, на наш взгляд, можно решить без определенных затрат, организационными преобразованиями. Так, из состава кафедр внутренней медицины №1 и 2 и хирургии №1 и 2 образовать кафедры внутренней медицины и хирургии факультета подготовки иностранных студентов, на которых выполнять всю учебную программу по этим дисциплинам, по типу кафедр внутренних болезней и хирургии стоматологического факультета. На других кафедрах организовать доцентские курсы по подготовке иностранных студентов. Этот профессорско-преподавательский состав станет организационной структурой деканата и его факультетского ученого совета. Такая организация деканата и факультета по подготовке иностранных студентов повысит его ответственность и качество обучения студентов более квалифицированными кадрами в отношении языкового знания с чувством большей ответственности в своем научно-педагогическом мастерстве, что повысит авторитет академии среди граждан иностранных государств.

Вопросы общего воспитания, культуры, медицинской этики и деонтологии, милосердия должны находиться в центре внимания каждого преподавателя в любых условиях его контакта со студентом. Положительными факторами в обучении студентов «Лечебному делу» и приобретении профессиональных теоретических и практических знаний и умений, считаем целесообразным восстановление на медицинском факультете кафедр факультетской терапии (хирургии) и госпитальной терапии (хирургии), а также доврачебную и врачебную практику с учетом полного объема болонского процесса.

В современных условиях жизни в медицинских ВУЗах имеется достаточно условий и возможностей для развития и совершенствования процесса подготовки высококвалифицированных врачебных кадров. С этой целью необходимо создавать и совершенствовать оптимальне условия для использования достижений современной медицинской науки, опыта прошлого и настоящего с внедрением основных положений болонского процесса в обучении студентов.

1. Бобирьов В. М. Навчально-методична робота / Б. М. Бобирьов // ВДНЗУ «УМСА». - Полтава, 2011. - С. 4-5.

2. Ждан В. М. Украшська медична стоматолопчна академiя / В. М. Ждан // ВДНЗУ «УМСА»: - Полтава, 2011. -

3. Кайдашев I. Т. Науково-дослщна робота / I. П. Кайдашев // ВДНЗУ «УМСА»: - Полтава, 2011, - С. 16-17.

С. 16-17.

МОЖЛИВОСТ1 УСП1ШНОГО НАВЧАННЯ 1НОЗЕМНИХ СТУДЕНТ1В НА КЛ1Н1ЧНИХ КАФЕДРАХ АКАДЕМП Дудченко М.А., Потяженко М.М., Дудченко М.А., Третяк Н.Г., Малик М.В.

Можливост устшного навчання iноземних студентов на ктшчних кафедрах академп, яка розташована в мкт Полтава е ведучим навчальним закладом стоматолопчного профшю Укра1ни з присвоеним 1й почесного звання "Лщер сучасно! освгти". Доведено, що розумова здiбнiсть людини може покращуватися при правильнш оргашзаци життя та тренування оргашзму. Встановлено, що сучасна оргашзащя навчання iноземних студент1в в академи дозволяе пщготовлювати освiчених, культурних особистостей, що люблять медицину, для самостшно! лкарсько! практики.

Ключов1 слова: шоземш студенти, академiя, лшарг

OPPORTUNITIES FOR SUCESSFUL FOREIGN STUDENTS EDUCATION AT CLINICAL CHAIRS OF ACADEMY Dudchenko M.A., Potiazhenko M.M., Dudchenko M.A., Tretiak N.G., Malyk M.V.

Ukrainian medical stomatological academy, situated in Poltava, is the leading higher educational establishment of stomatological profile in Ukraine. It was awarded by a honorary degree "Leader of modern education".It was proven that intellectual working abilities can improve with appropriate lifestyle organization and body training.It was determined that modern educational management of foreign students make it possible to prepare well-educated, devoted to medicine personalities for independent medical practice.

Key words: foreign students, academy, therapists.

УДК 616.31.378.147/. 148

СИСТЕМА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-

СТОМАТОЛОГА

В статье освещен опыт организации на профильных стоматологических кафедрах медицинского университета учебного процесса, который построен на реализации принципов компетентностного подхода и ориентации обучения на конечные цели - профессиональную деятельность будущего врача-стоматолога. Предлагается соответствующая модель организационной структуры практического занятия.

Ключевые слова: профессиональная подготовка специалиста-стоматолога, компетентностный подход, конечные цели обучения.

Реформирование системы высшего медицинского, в том числе и стоматологического, образования в Украине, ключевые позиции которого были сформулированы в Болонской декларации, прошло значительный путь в поисках адекватной модели организации учебного процесса. Одной из важнейших целей проводимых в стране реформ является, прежде всего, обеспечение оптимальных условий для наилучшей профессиональной подготовки студентов, поскольку создание единого европейского образовательного пространства, декларируемое Болонской конвенцией, возможно лишь при условии гарантированного высокого качества образования во всех странах,входящих в это пространство [1].

В основуобеспечения высокого уровня образования, и это не вызывает сомнения, должны быть положены компетенции, обозначающие интегрированные характеристики качества подготовки выпускников. В этой связи для осуществления реформ первостепенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся в процессе своего образования для дальнейшей профессиональной деятельности.

„Свт медицини та бюлогп", номер 2 2013рж

Ориентация на компетенции предполагает существенные изменения в образовательной политике. При таком профессионально-деятельностном подходе компетенции определяют новые принципы в проектировании образовательных систем [5]. Это, по сути, означает эволюцию от преимущественно академических форм оценки элементов, обеспечивающих осуществление учебного процесса, к внешней независимой оценке профессиональной подготовки выпускников и определяет необходимость трансформирования систем образования и самих высших учебных заведений в направлении их большей адаптации к требованиям рынка труда. По мнению большинства европейских экспертов, Болонские реформы связаны с переходом к профессиональному обучению на основе компетенций путем преодоления системы, основанной только на получении знаний. Готовность выпускника к трудоустройству является одной из трех «движущих сил» проводимых преобразований наряду с повышением академического качества и привлекательности европейских вузов. В разработке компетентностного подхода в образовании наиболее активную позицию в Украине занимает Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького (ДонНМУ), в котором еще в 80-х годах прошлого века была разработана и реализована оригинальная система программно-целевого управления качеством подготовки специалистов. В основу этой системы был положен профессионально-деятельностный принцип организации учебного процесса, отличительной особенностью которого является ориентация обучения на всех его уровнях на конечные цели - профессиональную деятельность [4,6].

В течение более четверти века на стоматологическом факультете ДонНМУ осуществляется систематическая и планомерная работа по реализации и развитию разработанной системы. В рамках этой деятельности были сформулированы конечные цели обучения стоматолога профессионального уровня «специалист», что впоследствии нашло отражение в государственных стандартах высшего стоматологического образования. В стандартах конечные цели образования сформулированы в виде типовых задач деятельности и профессиональных умений, через которые они реализуются и которые фактически отражают специальные компетенции деятельности врача-стоматолога [2,3].

На профильных кафедрах студенты-стоматологи обучаются в течение 4 лет. На основании конечных целей обучения, сформулированных в государственных стандартах, на каждой профильной кафедре были определены общие и конкретные цели изучения всех тем каждой дисциплины, и таким образом была создана общая система целей. Затем были определены и переданы на кафедры предыдущего уровня преподавания перечни умений, без которых нельзя достичь целей изучения профильной дисциплины, то есть был сформирован исходный уровень умений для изучения профильных дисциплин. На основании созданной системы целей по дисциплине мы отобрали блоки содержания, информационно обеспечивающие каждую цель. К сожалению, учебников, излагающих информацию в подобной логической последовательности, пока нет. Поэтому для каждой темы были построены графы логической структуры, которые приводятся в методических указаниях для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям. Графы позволяют студенту отобрать учебную информацию в необходимом порядке и объеме. Кроме того, сотрудниками кафедр были созданы учебные пособия по отдельным разделам и темам каждого предмета, в которых материал был представлен в соответствии с целями его изучения, а также обучающие задания, средства контроля и методические рекомендации для преподавателей.

Достижение целей обучения реализуется соответствующей организацией учебного процесса. Особое внимание уделяется самостоятельной внеаудиторной работе, для организации которой к каждой теме изданы методические указания. Их выдают студентам в начале изучения каждого раздела дисциплины. Методические указания обеспечивают строгую последовательность деятельности обучающихся в условиях, максимально приближенных к реальности. С помощью этих методических указаний студент знакомится с целями темы и необходимым исходным уровнем, решает задания для его контроля и коррекции, знакомится со структурой будущего занятия, а самое главное - решает задачи, являющиеся основным средством достижения целей. Эти задания содержат модель профессиональной деятельности врача-стоматолога и соответствуют поставленным целям. Все составляющие таких заданий выражены в профессиональных умениях. Дидактический эффект применения задач для освоения профессиональной деятельности в процессе обучения значительно усиливается, если задачи объединены в систему, охватывают все цели темы и решаются в той же последовательности, в которой они расположены. Уже во время внеаудиторной подготовки студент выполняет действия, подобные тем, которые будут затем выполняться им на аудиторном этапе, то есть на практическом занятии. Особенностью применения системы заданий на этапе внеаудиторной подготовки является то, что часть заданий приводится с эталоном ответа, а часть заданий студент решает самостоятельно. Однако недостаточно дать задания обучаемому. Необходимо вооружить его средством для их решения. Таким средством является ориентировочная основа действия, которая является опорой для студента при решении задач. Наиболее часто для этого мы используем диагностические и тактические алгоритмы. Таким образом, созданные нами учебно-методические материалы управляющего типа (методические указания для студентов и учебные пособия) реализуют все компоненты разработанной системы обучения. При выборе организационной структуры занятия мы исходили из того, что оптимальной структурой является та, которая способствует освоению целевых видов деятельности. Этому требованию максимально отвечает практическое занятие, построенное преимущественно, как самостоятельная работа студентов.

Все практические занятия на профильных кафедрах отвечают единому принципу. Организационная структура их соответствует стандарту, принятому в нашем вузе. Вначале занятия преподаватель определяет и корректирует уровень готовности студентов к практическому занятию. Это осуществляется проверкой выполнения заданий по соответствующей теме, решение которых отображает уровень подготовленности студентов к занятию. Проверка и коррекция готовности занимают, как правило, около 15% общего времени занятия. Следующим этапом является самостоятельная работа студентов, которая занимает большую часть времени занятия (не менее 60%). Самостоятельная работа на практическом занятии проводится преимущественно в реальных профессиональных условиях в клинических

„ Ceim медицини та бюлогп", номер 2 2013piK

залах кафедр или фантомном классе и заключается в приеме больных под контролем преподавателя, чтении рентгенограмм, интерпретации результатов дополнительных методов исследования, заполнении медицинской документации или выполнении конкретных манипуляций на фантомах. На этом этапе студенты широко используют разработанные на факультете и изданные в качестве учебного пособия «Алгоритмы стоматологических манипуляций», включающие все стоматологические манипуляции, предусмотренные списком 5.1. Образовательно-квалификационной характеристики. На третьем этапе занятия преподаватель обсуждает со студентами результаты проделанной работы, указывает на допущенные ими ошибки. Важно отметить, что оценивание самостоятельной работы стандартизовано. Каждая позиция оценивается баллами: «1» - выполнено, «0,5» - выполнено не полностью и «0» - не выполнено. Оценка за самостоятельную работу определяется, как средне арифметическое значение полученных баллов, умноженное на «5». Этот этап, как правило, занимает около 10% общего времени занятия.

На четвертом этапе проводится контроль усвоения материала с помощью 20-30 тестовых заданий формата А. Оценивание этой части занятия также стандартизовано. Выполнение студентом 90-100% операций соответствует оценке «5», 75-89% операций - оценке «4», 60-74% - оценке «3», меньше 60% - оценке «2». После проверки работ преподаватель интерактивно проводит разбор допущенных ошибок и выставляет итоговую оценку за занятие. Она определяется, как среднеарифметическое оценки за самостоятельную работу с больным или на фантоме и решение тестовых заданий. Этот этап занимает около 15 % общего времени занятия. Завершающий этап занятия - подведение его итогов и задание на следующее занятие - длится около 5 минут.

Организованное таким образом обучение на профильных кафедрах стоматологического факультета обеспечивает достижение студентом целей каждой дисциплины и его подготовку к будущей профессиональной деятельности путем освоения им предусмотренных государственными стандартами умений и навыков.

Ж

1. Бойденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В.И.Бойденко //- М., 2003. - 127 с.

2. Галузевий стандарт вищо! осв™. Осв^ньо-кватфшацшна характеристика спещашста за спещальшстю 7.110106 «Стоматолопя» напряму шдготовки 1101 «Медицина». - К., 2003. - 25 с.

3. Галузевий стандарт вищо! осв™. Осв^ньо-професшна програма спещатста за спещальшстю 7.110106 «Стоматолопя» напряму шдготовки 1101 «Медицина». - К., 2003. - 81 с.

4. Казаков В.М. Методолопя i реашзащя систем управлшня ягастю медично! осв™ / В.М. Казаков, О.М. Талалаенко, М.Г. Гарша //- Донецьк, 2001. - 213 с.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Дж. Равен //- М., 2002. - 237 с.

6. Управление качеством подготовки специалистов: программно-целевой подход (на примере высшего и послевузовского медицинского образования) / Казаков В.Н., Селезнева Н.А., Талалаенко А.Н. [и др.] // - Москва-Донецк, 2007. - 215 с.

СИСТЕМА ПРОГРАМНО-ЩЛЬОВОГО УПРАВЛ1ННЯ ЯК1СТЮП1ДГОТОВКИ СПЕЦ1АЛ1СТА-СТОМАТОЛОГА Думанський Ю.В., Удод О.А., Косарева Л.1.

У статп висв^лений досвщ оргашзаци на профшьних стоматолопчних кафедрах медичного ушверситету навчального процесу, який побудований на реалваци принцишв компетентшсного шдходу та орiентащI навчання на Kffl^Bi ц^ - професшну дiяльнiсть майбутнього лшаря-стоматолога. Пропонуеться вiдповiдна модель оргашзацшно! структури практичного заняття.

Ключов1 слова: професшна пiдготовка спещатста-стоматолога, компетентнiсний тдхщ, кiнцевi цiлi навчання.

THEPROGRAMANDPURPOSESYSTEMOFMANAGEMENT OFQUALITYINPREPARING OF DENTAL PROFESSIONS Dumansk Yu.V. Udod A.A., Kosareva L.I.

The experience of training process organization at specialized dentistry departments which is built on the principles of competence-based approach implementation and training orientation to the ultimate goals such as professional activities of the future dentist is presented in the article.It is given the model og organization structure of practical class.

Key words: dentists' professional training, competence-based approach, ultimate goals of training.

УДК: 616.89-008.441.3+376.68(477)

ОСОБЛИВОСТ1 ВИКЛАДАННЯ НАРКОЛОГИ (АДДИКТОЛОГП) 1НОЗЕМНИМ СТУДЕНТАМ В

УКРАШ1

У статт представлеш деям аспекти, яга повинш враховуватися викладачами при викладанш наркологи та проблем залежностей шоземним студентам у вищих медичних навчальних закладах Укра!ни. Оптимiзацiя навчального процесу у контекс^ дано! проблематики основуеться на досвщ сшвроб^нигав кафедри психiатрп, наркологи та медично! психологи ВДНЗУ «Укра!нська медична стоматолопчна академiя». Надаш рекомендацii' щодо ушфкацй навчального процесу вiдповiдно до мiжнародних норм, етнокультуральних, нацiональних, релiгiйних особливостей студенпв.

Ключов1 слова: психiатрiя, нарколопя, аддиктологiя, iноземнi студенти, медична осв™.

Наркотики в1дом1 людству не одну тисячу рок1в. Наприклад, оп1о!ди застосовувалися як л1ки ще за чаав Пппократа, при чому не тшьки як знеболювальний зас1б, але й для л1кування депресивних стан1в, для полшшення самопочуття [3]. Захворювання викликат зловживанням наркотичними засобами вивчае нарколопя. Видшення ц1е! науки як окремо! дисципл1ни, що вивчае медичн1 наслщки зловживання психоактивними речовинами в1дбулось досить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.