Научная статья на тему 'Возможности успешного обучения иностранных студентов на клинических кафедрах академии'

Возможности успешного обучения иностранных студентов на клинических кафедрах академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / АКАДЕМИЯ / ВРАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудченко М. А., Потяженко М. М., Третяк Н. Г., Малик Л. В.

Украинская медицинская стоматологическая академия, расположенная в городе Полтава, является ведущим высшим учебным заведением стоматологического профиля Украины с присвоением ей почетного звания “Лідер сучасної освіти”. Доказано, что умственная трудоспособность человека может улучшаться при правильной организации жизни и тренировки организма. Установлено, что современная организация обучения иностранных студентов в академии позволяют готовить образованных, культурных, любящих медицину личностей для самостоятельной врачебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудченко М. А., Потяженко М. М., Третяк Н. Г., Малик Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности успешного обучения иностранных студентов на клинических кафедрах академии»

основш мiфи та факти про соцiально-небезпечнi шфекцп, обговорюються взаемозв'язки мiж вживанням психоактивних речовин, незахищеними статевими стосунками та ризиком шф^вання. Пильна увага п1д час штерактивних бесiд з молоддю прид^еться руйнуванню стереотипiв щодо негативного ставлення до людей, яш живуть з В1Л.

Кiнцевою метою програми ми вважаемо формування в учаснишв свщомо! особисто1 позицп щодо переваг здорового способу життя та пiдготовку тренерiв з числа студентiв-волонтерiв. Пiдготовленi волонтери здатш самостiйно проводити тренiнги за програмою '^вний^вному" серед студентiв i учшвсько! молодi. Такий пiдхiд зарекомендував себе в багатьох кра!нах свпу. Доведено, що iнформацiя, донесена однолетками, сприймаеться молоддю бiльш ефективно, тж вiд дорослих. Крiм того, важливим надбанням впровадження профiлактичних програм серед молодi в медичному навчальному заклав ми вважаемо тiсну спiвпрацю з громадськими, неурядовими органiзацiями, яш проводять роботу з наркозалежними i В1Л-шфшованими особами. Це дозволяе сформувати у майбутшх лiкарiв, в тому чи^ iноземцiв, об'ективний погляд на проблеми соцiально-небезпечних iнфекцiй та толерантне ставлення до людей. Протягом трьох рошв залучення iноземних студентiв до волонтерського руху в рамках профiлактичних програм виявляеться формування в них активно! життево! позицп, покращуеться адаптацiя в суспшьста.

Залучення iноземних студентiв до учасп у волонтерському pyci сприяе розвитку ïx толерантного ставлення до рiзниx верств населення, зокрема шфшованих В1Л та iншими соцiально-небезпечними шфекщями, а також покращуе ïx комушкативш якостi та адаптацiю в шшомовному суспiльствi.

1. Власенко Л.В. Актуальш проблеми формування комушкативно! компетентности студенпв / Л.В. Власенко/ матерiалимiжнародноí наук. конф. «Мiфолоriчний проспр i час у сучаснш культурЬ» 12-13 грудня 2003 - С. 4-5.

2. Овчарук О. Компетентност як ключ до оновлення змкту освiти / О. Овчарук //Стратепя реформування осв™ в Укра!ш : Рекомендаци з осв^ньо! полiтики. - К. : «К.1.С», 2003. -С. 57-81.

3. Офщшний сайт UNAIDS [Электронный ресурс]: http://www.unaids.org/en/default.asp.

4.Щербинська А.М. Медичнi аспекти проблеми ВШ/СНЩу в Укра!ш / А.М. Щербинська // Мистецтво лкування.— 2006.—. № 2.— С. 26-30.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПУТЕМ ИХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ВОЛОНТЕРСКОМУ ДВИЖЕНИЮ Дубинская Г.М., Коваль Т.И., Изюмская О.М., Полторапавлов В.А., Лимаренко Н.П., Баштан Н.З., Боднарь В.А., Котелевская Т.М., Прийменко Н.О., Сизова Л.М.

В статье рассматривается опыт привлечения студентов-иностранцев к участию в волонтерском движении по профилактике ВИЧ-инфекции и других социально-опасных инфекций. Участие иностранных студентов в профилактических программах, опыт выступления перед сверстниками позволяет улучшить их адаптацию в обществе, сформировать толерантное отношение к пациентам, инфицированным социально-опасными инфекциями, и тем самым улучшает их коммуникативные компетенции.

Ключевые слова: иностранные студенты, волонтерское движение.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCES IN FOREIGN STUDENTS THROUGH THEIR INVOLVEMENT IN VOLUNTEERING Dubynska G.M., Koval T.I., Izyumska O.M., Poltorapavlov V.A., Limarenko N.P., Bashtan N.Z., Bodnar V.A., Kotelevska T.M., Priymenko N.O., Sizova L.M.

The article examines the experience of attracting foreign students to participate in volunteering for the prevention of HIV and other socially dangerous diseases. The participation of foreign students in prevention programs, the experience of speaking in front of peers can improve their adaptation to society, and a tolerant attitude to patients infected with the social and dangerous infections, thus improving their communicative competence.

Key words: foreign students, volunteering.

УДК 61+376.68+378.147

ВОЗМОЖНОСТИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ АКАДЕМИИ

Украинская медицинская стоматологическая академия, расположенная в городе Полтава, является ведущим высшим учебным заведением стоматологического профиля Украины с присвоением ей почетного звания "Лщер сучасно! освгти". Доказано, что умственная трудоспособность человека может улучшаться при правильной организации жизни и тренировки организма.

Установлено, что современная организация обучения иностранных студентов в академии позволяют готовить образованных, культурных, любящих медицину личностей для самостоятельной врачебной практики.

Ключевые слова: иностранные студенты, академия, врачи.

Украинская медицинская стоматологическая академия (в прошлом Харьковский, Полтавский медицинский стоматологический институт) относится к старым высшим учебным заведениям Украины, отметившим в 2012 году свое девяностолетие. Она является ведущим стоматологическим ВУЗом Украины, имеет существенные достижения в развитии науки и подготовки кадров по специальности «Стоматология», «Лечебное дело» и «Педиатрия». Академия имеет четыре факультета, медицинский колледж, научно - исследовательский институт, специализированый ученый совет по защите кандидатских и докторских диссертаций, академическую стоматологическую поликлинику. Сформирован мощный кадровый потенциал: на 49 кафедрах работают 83 доктора медицинских наук, среди которых 80 профессоров; 358 кандидатов медицинских наук, с ученым званием «доцент», 173 преподавателя. Среди профессорско-

преподавательского состава работают Почетные академики, Лауреаты Государственной премии, Заслуженые деятели науки и техники, Заслуженые врачи Украины. За свое существование академия подготовила около 30000 врачей-стоматологов, более 12000 врачей других специальностей, тысячи иностранных студентов закончили обучение в ее стенах. В настоящее время в академии обучаются более тысячи иностранцев из 42-х стран, таких как: Палестина, Ирак, Иран, Сирия, Марокко, Алжир, Иордания, Пакистан, Ливия, Россия, Туркменистан и др.

Обучение студентов в академии проводится по Болонской системе, что дает возможность выпускникам быть конкурентно способными, признанными специалистами в любой стране мира. [2]

Иностранные студенты, в силу своих возможностей, участвуют в научных исследованиях кафедральных тем. Тем более, что академия имеет мощный научно-исследовательский институт генетических и иммунологических основ развития патологии и фармакогенетики [3]. Следовательно, УМСА имеет статус Высшего учебного заведения IV уровня аккредитации и лицензию МОНМ и спорта Украины на право предоставления образования для украинских учащихся и иностранных граждан. Академия является ведущим учебным заведением по разработке учебно-методических материалов и обеспечение ими профильных ВУЗов. Соответственно приказа МОЗ Украины 9 кафедр академии являются опорными в вопросах подготовки кадров: 6 кафедр додипломной подготовки и 3 кафедры - после дипломного образования. За успехи в организации учебно-воспитательного процесса, научно-методических инноваций, современной информационно-телекоммуникационной и мультимедийной системы обучения и др. академия неоднократно награждалась золотыми, серебряными, бронзовыми медалями и дипломами.

За многолетнюю инновационную педагогическую деятельность и модернизацию образования, академии присвоено почетное звание «Лидер современного образования» [1]

Повседневное кропотливое информирование иностранных студентов на всех кафедрах академии о ВУЗе, где они обучаются, позволяет им чувствовать себя на Украине комфортно и получать высшее образование и профессиональные врачебные знания высокой квалификации.

Как всякая система, так и медицинская профессия находится в состоянии постоянного совершенствования и касается каждого преподавателя и обучающегося студента в ВУЗе. В тоже время всегда надо иметь в виду, что каждый студент, а особенно иностранец имеет не только свойственные ему генетические особенности, но и уровень развития, который обусловлен внешней средой проживания и его целеустремленностью. Что касается генетической приспособленности к приобретению профессии, то над этим вопросом пока безуспешно работают соответствующие умы. В странах Европы вопрос о профессионализме студентов решается очень просто - неуспевающих отчисляют с любого курса, как они считают, вследствие непригодности для медицины. Во Франции, например, научное тестирование на профессиональность отсеивает уже после первого курса чуть не половину студентов. Мы же полагаем, что для формирования врачебной личности прямое отношение имеют благоприятная база (среда) обучения и воспитание у студентов профессионального отношения к приобретению теоретических и практических знаний. Хотя до некоторой степени прав С. Юдин, который утверждал: «Нехватку природных способностей, высоких нравственных качеств нельзя восполнить никаким прилежанием. Способность реагировать на чужую боль, как и чувство вообще нельзя заменить протезом». Но это крайность. И все же нашей задачей является подготовка из иностранных студентов образованных, культурных, врачебных личностей, любящих медицину для самостоятельной врачебной практики. Для выполнения такой цели от преподавателей и студентов требуется напряжение силы воли, стойкости до степени мужества, выдержки и даже интеллекта. Чтобы выполнить поставленные задачи, преподаватель должен быть образцом для студентов не только в знании предмета, но и в вопросах общего развития, культуры, морали. Необходимо помнить, что преподаватель, особенно клиницист не только педагог, ведущей целью которого является подготовка всесторонне развитого квалифицированного специалиста, а прежде всего врач, который обязан лечить больных и показывать образец владения этим сложным процессом. В то же время формальное, бездушное отношение к больным может принести вред не только больному, но и студенту, который внимательно следит за действиями своего учителя и перенимает пренебрежительное отношение к больному. В связи с этим преподаватель обязан постоянно заниматься самовоспитанием и усовершенствованием. Работая со студентами, надо всегда помнить об индивидуальном подходе в их обучении. Считаем, что уже назрела крайняя необходимость проводить специальный подбор на кафедрах и курсах профессорско-преподавательский состав, который бы был адекватен для работы с иностранными студентами с учетом их психологических, этнических, религиозных особенностей.

Индивидуальность человека вообще и студента в частности характеризуется его типом нервной системы, умственными способностями и степенью их развития, профессиональной устремленностью и другими особенностями. Так, способность студента логическому мышлению, словесно-логический и образный типы его памяти, оказывают важную роль в приобретении медицинских знаний и предотвращений ошибок в процессе его профессиональной деятельности. Поэтому развитие клинического мышления, как главного свойства профессионализма, должно проходить красной нитью во всех сферах обучения в клиниках. Процесс обучения оказывает «прямое» влияния на структурную организацию мозга. Образуется большое число синапсов, происходит увеличение толщины постсинаптических мембран нейронов в некоторых слоях коры больших полушариях, напряженность пре- и постсинаптических зон, увеличивается количество функциональных нейронов. Индивидуальная память реализуется через биохимический аппарат нервных клеток и структурно-функциональную организацию элементов центральной нервной системы.

Кора головного мозга является той основной базой, где развертывается умственная и психическая деятельность. Работа головного мозга, как и работа каждого органа, может подвергаться тренировке, упражнениям и тем самым улучшать выполнение своих функций в определенных пределах. Это свидетельствует о том, что умственная трудоспособность также может улучшаться при известной правильной организации жизни и тренировке организма.

При этом требуется соблюдение специальных условий - осмысливание запоминаемого материала, предельное внимание, сосредоточенность и т. д. У разных людей объем памяти варьирует, но не в очень широких пределах, все зависит от силы воли и целеустремленности личности в этом процессе.

Следует иметь ввиду и тот факт, что каждый студент имеет присущий только ему тип нервной системы (по И. П. Павлову их пять), основанные на степени выраженности процессов возбуждения и торможения в деятельности коры головного мозга с характерными особенностями положительных и отрицательных черт реакций. Поскольку эти качества в типах высшей нервной деятельности подвержены изменениям, то студент обязан избавится от своих недостатков, а преподаватель не должен проходить мимо их, а активно участвовать в перевоспитании такого студента в процессе всего обучения. Следовательно, успешное обучение студентов в медицинском ВУЗе зависит от уровня состояния материально-бытовой базы для проживания и учебно-воспитательной работы с индивидуальным методом обучения. При этом на клинических кафедрах весь учебный процесс следует сосредотачивать не только на глубину знаний изучаемых заболеваний, но и на развитие у студентов клинического мышления, воспитании положительных качеств поведенческого характера, вопросов медицинской этики, деонтологии и милосердия.

В свою очередь студенты, мобилизуя свою силу воли, направленность и целеустремленность к правильной организацией умственного труда, вырабатывая стереотип с твердым режимом дня на протяжении всего учебного года, должны выполнить три основные категории учебного процесса: 1)слушание лекций; 2)практические занятия и 3) самостоятельная работа над записанными лекциями, учебниками и руководствами.

Хотя слово «лекция» и происходит от латинского слова lectio - чтение, в действительности хорошая клиническая лекция - это собеседование, совместно со слушателями, размышлениями преподавателя о происходящих процессах в организме больного. Лектор привлекает интерес слушателя и к мелочам, и к частностям, подробностям, обрисовывая изучаемое явление в динамике, его причину и механизм развития, ценность для гипотезы о диагнозе. Он приучает к работе над больным, интеллектуальной деятельности. Поэтому по содержанию лекция никогда не совпадает с учебниками и руководствами. Она преследует особые цели. Убеждающее, живое слово лектора вызывает влечение к знанию излагаемого, науке, желание овладеть ими самому, укрепляет веру в свои силы.

Студент на лекции чувствует эмоциональный подъем, проделывает вслед за лектором умственную работу, которая оставляет глубокий след в его памяти, развивает его мышление. Живое слово лектора не только деталями отличается от книги. Речь в сочетании с мимикой и жестами позволяет ярче донести для слушателя содержание, характерные особенности, передать многие оттенки излагаемого вопроса. С помощью логических ударений, интонаций, пауз и других средств выразительной речи, можно подчеркнуть, а иногда придать другой смысл слову. А. П. Чехов писал: «Вышли лекции Захарьина, я купил и прочел их. Тут есть либретто, но нет музыки, которую я слушал, когда был студентом». Целью своей лекции профессор ставит развитие мыслительного процесса у студентов. И. П. Павлов подчеркивал, что главная задача лекции - научить студентов физиологически мыслить, уметь наблюдать явления и факты, уметь задумать опыт, объяснить его результаты, сделать мотивированные выводы. Практическим занятиям уделяется большое внимание потому, что студент имеет возможность приложить на практике свои знания, методы обследования больного и на основании этих знаний и практического искусства изучить курируемого больного, понять ту сложную картину явлений, которые у него констатировали, применяемыми методами обследованиями. Подходя вплотную к постели больного, студент видит перед собой больного всего, в его целостности, всю ту биологическую реакцию, которой больной отвечает на вредоносные моменты, учитывая вместе с тем всю сумму тех физических страданий, которые, наряду с соматическими изменениями, характеризируют его как больного, как страдающего объекта. Причем это происходит ежедневно под наблюдением лечащего врача и преподавателя, который вносит соответствующие корректировки в работе студента с больными до полного объема знаний и умения изучения больных.

Самостоятельная работа над литературой и на практике отличает учебный процесс высшей школы от средней. Эта самостоятельность пропитывает весь трудовой процесс студента, как дома, так и на лекциях и практических занятиях. В самостоятельной работе студента сказываются его личные особенности, которые он унаследовал и приобрел в семье, школе и коллективе. У него уже создался свой динамический стереотип в системе работы, ученья, распорядка дня и ему теперь при новых условиях нужно ломать его и создавать новый. Приходится во многом перебороть себя, некоторые привычки изменить, выработать новые. Это требует больших усилий воли, но это необходимо. Образцом для такого перехода должна быть факультативная серия лекций под названием «Введение в медицину». Не лишним является издание такого пособия для студентов.

Как уже упоминалось, для успешной подготовки современных, высококвалифицированных врачей всех профилей медицины необходимо постоянно совершенствовать и развивать материальную базу кафедр, где можно было бы приобретать теоретические и практические знания врачевания. Лучшим вариантом такой базы, как это имеет место на теоретических кафедрах, является создание своих академических клиник. Поскольку этот процесс будущего развития, то на данном этапе творческой работы клинических кафедр и лечебных учреждений необходимо, соответственно современным условиям, обновить «Положение о клинических кафедрах и больницах», помимо соответствующих договоров между ними, что позволит улучшить лечебно-консультативную помощь со стороны преподавателей лечебных учреждений и полноценный доступ базы дислокации кафедр в учебных целях. В то же время для облегчения страданий больного при работе с ним студента, на каждой клинической кафедре создать учебные тренировочные комнаты для совершенствования студентами своих практических навыков работая на муляжах, электронных макетах, неотложных лабораторно-инструментальных исследованиях.

Что касается иностранных студентов, которые обучаются в академии, целесообразно, помимо существующего руководства деканатом, организовать действительную учебную базу для них, которая отсутствует в составе деканата.

Этот вопрос, на наш взгляд, можно решить без определенных затрат, организационными преобразованиями. Так, из состава кафедр внутренней медицины №1 и 2 и хирургии №1 и 2 образовать кафедры внутренней медицины и хирургии факультета подготовки иностранных студентов, на которых выполнять всю учебную программу по этим дисциплинам, по типу кафедр внутренних болезней и хирургии стоматологического факультета. На других кафедрах организовать доцентские курсы по подготовке иностранных студентов. Этот профессорско-преподавательский состав станет организационной структурой деканата и его факультетского ученого совета. Такая организация деканата и факультета по подготовке иностранных студентов повысит его ответственность и качество обучения студентов более квалифицированными кадрами в отношении языкового знания с чувством большей ответственности в своем научно-педагогическом мастерстве, что повысит авторитет академии среди граждан иностранных государств.

Вопросы общего воспитания, культуры, медицинской этики и деонтологии, милосердия должны находиться в центре внимания каждого преподавателя в любых условиях его контакта со студентом. Положительными факторами в обучении студентов «Лечебному делу» и приобретении профессиональных теоретических и практических знаний и умений, считаем целесообразным восстановление на медицинском факультете кафедр факультетской терапии (хирургии) и госпитальной терапии (хирургии), а также доврачебную и врачебную практику с учетом полного объема болонского процесса.

В современных условиях жизни в медицинских ВУЗах имеется достаточно условий и возможностей для развития и совершенствования процесса подготовки высококвалифицированных врачебных кадров. С этой целью необходимо создавать и совершенствовать оптимальне условия для использования достижений современной медицинской науки, опыта прошлого и настоящего с внедрением основных положений болонского процесса в обучении студентов.

1. Бобирьов В. М. Навчально-методична робота / Б. М. Бобирьов // ВДНЗУ «УМСА». - Полтава, 2011. - С. 4-5.

2. Ждан В. М. Укра!нська медична стоматолопчна академ1я / В. М. Ждан // ВДНЗУ «УМСА»: - Полтава, 2011. -

3. Кайдашев I. Т. Науково-дослщна робота / I. П. Кайдашев // ВДНЗУ «УМСА»: - Полтава, 2011, - С. 16-17.

С. 16-17.

МОЖЛИВОСТI УСП1ШНОГО НАВЧАННЯ 1НОЗЕМНИХ СТУДЕНТ1В НА КЛ1Н1ЧНИХ КАФЕДРАХ АКАДЕМП Дудченко М.А., Потяженко М.М., Дудченко М.А., Третяк Н.Г., Малик М.В.

Можливост устшного навчання ¡ноземних студентов на кшшчних кафедрах академп, яка розташована в мкт Полтава е ведучим навчальним закладом стоматолопчного профилю Укра!ни з присвоеним !й почесного звання "Лщер сучасно! освпи". Доведено, що розумова зд1бн1сть людини може покращуватися при правильнш оргашзаци життя та тренування оргашзму. Встановлено, що сучасна оргашзащя навчання 1ноземних студент1в в академи дозволяе пiдгоговлюваги осв1чених, культурних особистостей, що люблять медицину, для самостшно! лкарсько! практики.

Ключов1 слова: шоземш студента, академ1я, лшарг

OPPORTUNITIES FOR SUCESSFUL FOREIGN STUDENTS EDUCATION AT CLINICAL CHAIRS OF ACADEMY Dudchenko M.A., Potiazhenko M.M., Dudchenko M.A., Tretiak N.G., Malyk M.V.

Ukrainian medical stomatological academy, situated in Poltava, is the leading higher educational establishment of stomatological profile in Ukraine. It was awarded by a honorary degree "Leader of modern education".It was proven that intellectual working abilities can improve with appropriate lifestyle organization and body training.It was determined that modern educational management of foreign students make it possible to prepare well-educated, devoted to medicine personalities for independent medical practice.

Key words: foreign students, academy, therapists.

УДК 616.31.378.147/. 148

СИСТЕМА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-

СТОМАТОЛОГА

В статье освещен опыт организации на профильных стоматологических кафедрах медицинского университета учебного процесса, который построен на реализации принципов компетентностного подхода и ориентации обучения на конечные цели - профессиональную деятельность будущего врача-стоматолога. Предлагается соответствующая модель организационной структуры практического занятия.

Ключевые слова: профессиональная подготовка специалиста-стоматолога, компетентностный подход, конечные цели обучения.

Реформирование системы высшего медицинского, в том числе и стоматологического, образования в Украине, ключевые позиции которого были сформулированы в Болонской декларации, прошло значительный путь в поисках адекватной модели организации учебного процесса. Одной из важнейших целей проводимых в стране реформ является, прежде всего, обеспечение оптимальных условий для наилучшей профессиональной подготовки студентов, поскольку создание единого европейского образовательного пространства, декларируемое Болонской конвенцией, возможно лишь при условии гарантированного высокого качества образования во всех странах,входящих в это пространство [1].

В основуобеспечения высокого уровня образования, и это не вызывает сомнения, должны быть положены компетенции, обозначающие интегрированные характеристики качества подготовки выпускников. В этой связи для осуществления реформ первостепенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся в процессе своего образования для дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.