Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ'

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / инвалид / самоопределение / профессиональная информация / профессиональная консультация / профессиональный подбор / профессиональный отбор / профессионализация / эффективность системы профессиональной ориентации. / professional orientation / disabled person / self-determination / professional information / professional counseling / professional selection / professional recruitment / professionalization / efficiency of the professional orientation system.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Райдугин Д.С., Кубякин Е.О.

В статье обсуждается проблема профессиональной ориентации людей с инвалидностью в России. Авторы отмечают, что изоляция данной категории населения в профессиональной сфере обусловлена неоптимальной профессиональной ориентацией. Описываются сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся с инвалидностью в выборе профессии, и проблемы, возникающие на поздних этапах ориентации. Подчеркивается важность индивидуализированного подхода к профессиональной ориентации и предлагается комплексный подход, включающий информирование, консультирование, подбор, отбор и адаптацию для успешного профессионального самоопределения для данной категории населения. Статья разработана на материалах анкетирования, проведенного коллективом авторов в вузах Центрального федерального округа в целях определить уровень функциональности системы профессиональной ориентации инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Райдугин Д.С., Кубякин Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION SYSTEM FOR DISABLED PEOPLE: CURRENT STATE AND OPTIMIZATION DIRECTIONS

The article discusses the problem of professional orientation of people with disabilities in Russia. The authors note that the isolation of this population in the professional sphere is due to suboptimal professional orientation. The difficulties faced by disabled students in choosing a profession and the problems that arise at later stages of orientation are described. The importance of an individualized approach to professional orientation is emphasized, and a comprehensive approach is proposed, including information, counseling, selection, recruitment, and adaptation for successful professional self-determination for this population. The article is based on a survey conducted by the authors in universities of the Central Federal District to determine the level of functionality of the system of professional orientation for disabled people.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.4.4.027 УДК 331.911.6

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ

Райдугин Д.С.1, Кубякин Е.О.2

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2Академия управления МВД России, 2Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Аннотация. В статье обсуждается проблема профессиональной ориентации людей с инвалидностью в России. Авторы отмечают, что изоляция данной категории населения в профессиональной сфере обусловлена неоптимальной профессиональной ориентацией. Описываются сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся с инвалидностью в выборе профессии, и проблемы, возникающие на поздних этапах ориентации. Подчеркивается важность индивидуализированного подхода к профессиональной ориентации и предлагается комплексный подход, включающий информирование, консультирование, подбор, отбор и адаптацию для успешного профессионального самоопределения для данной категории населения. Статья разработана на материалах анкетирования, проведенного коллективом авторов в вузах Центрального федерального округа в целях определить уровень функциональности системы профессиональной ориентации инвалидов.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, инвалид, самоопределение, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессионализация, эффективность системы профессиональной ориентации.

PROFESSIONAL ORIENTATION SYSTEM FOR DISABLED PEOPLE: CURRENT STATE AND OPTIMIZATION DIRECTIONS

Dmitry S. Raidugin1, Evgeny O. Kubyakin2

Financial University under the Government of the Russian Federation, 2Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2Plekhanov Russian University of Economics

Annotation. The article discusses the problem of professional orientation of people with disabilities in Russia. The authors note that the isolation of this population in the professional sphere is due to suboptimal professional orientation. The difficulties faced by disabled students in choosing a profession and the problems that arise at later stages of orientation are described. The importance of an individualized approach to professional orientation is emphasized, and a comprehensive approach is proposed, including information, counseling, selection, recruitment, and adaptation for successful professional self-determination for this population. The article is based on a survey conducted by the authors in universities of the Central Federal District to determine the level of functionality of the system of professional orientation for disabled people.

Keywords: professional orientation, disabled person, self-determination, professional information, professional counseling, professional selection, professional recruitment, professionalization, efficiency of the professional orientation system.

Введение. Сегодня в России проживает порядка одиннадцати миллионов людей с инвалидностью, что составляет около 7,5 % от всего населения [1]. Несмотря на то, что у них есть все гражданские права, люди с инвалидностью часто остаются изолированными из-за своих особых потребностей и ограничений. Одной из важных причин такой изоляции в профессиональной сфере является неоптимальная профессиональная ориентация.

Многие из обучающихся с инвалидностью не имеют достаточной информации о возможных профессиях, требованиях рынка труда и путях карьерного роста. Кроме того, они могут испытывать трудности с определением своих интересов и целей, а профессиональная помощь в этом вопросе не всегда доступна. Еще одной проблемой является несоответствие между ожиданиями и реальностью на поздних этапах профессиональной ориентации, что может привести к не-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

удовлетворенности своим профессиональным выбором. Для людей с инвалидностью эти проблемы усугубляются из-за социальных барьеров и физиологических ограничений, с которыми им приходится сталкиваться каждый день.

Профессиональная ориентация для людей с инвалидностью должна быть индивидуализированной и адаптированной к их особенностям и потребностям. Это предполагает оценку и учет специфических образовательных и трудовых потребностей каждого человека с инвалидностью, а также ориентацию на профессию, которая будет наиболее доступной и приемлемой для него.

Этапы профессиональной ориентации, такие как профессиональное информирование, консультирование, подбор, отбор и адаптация, должны быть представлены в комплексе и согласованы друг с другом для обеспечения эффективного процесса профессионального самоопределения. Например, информирование и консультирование могут служить основой для подбора и отбора оптимальной профессии, а трудовая адаптация поможет успешно интегрироваться в рабочую среду.

Обсуждение. Измерение эффективности про-фессионально-ориентационной работы может осуществляться через различные индикаторы, такие как устойчивость процесса самоопределения, степень влияния различных агентов профориентации и успешность профессионализации данного обучающегося. Важно учитывать не только результаты в конечном смысле, но и процесс самой работы по профориентации, так как именно он формирует осознанное и целенаправленное профессиональное развитие для человека с инвалидностью.

В октябре-ноябре 2023 года было проведено авторское исследование эффективности каналов профориентации, обучающихся с инвалидностью. В ходе анкетного опроса среди обучающихся с инвалидностью семи регионов Центрального федерального округа России, были изучены функциональные и дисфункциональные аспекты системы профориентации. Результаты опроса охватили 239 студентов с инвалидностью, обучающихся в вузах Центрального Федерального округа, общее число которых составляет около 5200 человек.

При подготовке программно-методического обеспечения для замера был использован, главным образом, собственный опыт авторского коллектива и ранее проведенные ими исследования.

Однако следует отметить ряд публикаций, также оказавших существенное влияние на методическую подготовку замера.

Так, в статье М.В. Кузнецовой исследуется состояние профессионально-личностной готовности профессорско-преподавательского состава к

реализации инклюзивного образования в высшем учебном заведении [2], что позволило нам сделать предварительные выводы о состоянии системы профориентации в вузе.

В коллективной работе С.В. Андреевой, Г.И. Ефремовой, О.А. Мусатовой [3] рассматриваются особенности мотивации к трудоустройству молодежи с инвалидностью и другие авторы.

В.А. Кашинцева поднимает вопрос профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования [4].

Н.С. Аболина и О.Б. Акимова обсуждают проблемы профессиональной ориентации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в целом [5].

Титова Е. В. также затрагивает вопрос профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте проблемы их профессионального самоопределения [6].

В.Б. Кефели и Т.И. Горина исследуют профессиональные возможности инвалидов как детерминанту их социальной независимости [7]. В другой работе В.Б. Кефели обсуждаются ожидания и проблемы инвалидов на пути к рынку труда [8].

И.Г. Новикова, Н.А. Баранник и И.И. Пузин анализируют небезынтересный для нас зарубежный опыт профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов [9].

Наконец, Н.А. Новикова рассматривает проблемы и перспективы профессиональной реабилитации инвалидов в рамках формирования инклюзивной культуры и равных возможностей для всех [10].

Выборка была сформирована на основе квотирования по трем критериям: полу (44 % мужчин, 56 % женщин), группе инвалидности (I группа -16 %, II группа - 24 %, III группа - 50 %, ребенок-инвалид - 10 %) и специализации вуза (47 % респондентов учатся в специализированных вузах, 53 % - в неспециализированных). Описание данных включало одномерные частотные распределения с определением модальных значений и выявлением тенденций по моде, а также частотные таблицы сопряженности для сравнения поведения переменных по различным показателям.

Кроме того, были проведены расчеты индексов устойчивости и влияния профориентационных практик на профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью. Дополнительно были применены методы сравнительного и корреляционного анализа для выявления взаимосвязей между различными переменными.

Измерение функциональности системы профориентации осуществлялось по трем основным этапам:

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

- информационно-консультативному сопровождению, включающему профинформирование и профконсультирование; профессиональному подбору, непосредственно сопровождающему профессиональное самоопределение;

- профессионализации, включающей профессиональный отбор и социально-трудовую адаптацию.

Информационно-консультативное сопровождение в процессе профессионального самоопределения обучающихся, в том числе с инвалидностью, представляет собой систему мероприятий, направленных на знакомство с текущей ситуацией на рынке труда и различными профессиональными областями, а также на активное включение обучающихся в процесс профессионального ориентирования. Это «поддерживающий» этап перед самим выбором профессии, который способствует ему.

Главная цель информационно-консультативного сопровождения заключается в помощи обучающимся в определении возможных направлений развития, а основные мероприятия осуществляются в рамках учебного процесса в образовательных учреждениях. Этот процесс включает, как было ранее заявлено, два первоначальных этапа профессиональной ориентации: предоставление профессиональной информации и консультирование по профилю выбора карьеры.

Результаты социологического исследования показали, что лишь 36 % обучающихся с инвалидностью принимали участие в мероприятиях, направленных на профессиональное информирование, а всего 27 % получили консультационные услуги. Это означает, что 64 % обучающихся не получили необходимую профессиональную информацию для осуществления своего профессионального самоопределения, и около трех четвертей, обучающихся не пользовались услугами консультаций со специалистами при выборе профессии. Такое положение дел представляет серьезный риск в виде отсутствия профо-риентационной поддержки на ранних этапах профессионального самоопределения, что может привести к неверному выбору профессионального пути и, как результат, к будущим трудностям в карьере.

Традиционные каналы профориентации, такие как социальная защита, образование и семья, играют важную роль в процессе профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью. Однако данные исследования указывают на недостаточную эффективность их функционирования в данном контексте.

Система социальной защиты, которая обладает наилучшими компетенциями в сфере профессиональной ориентации, охватывает лишь 21 % обучающихся с инвалидностью. Семья, являющаяся более устойчивым каналом профориентации, охватывает 61 % обучающихся, однако родители и родственники, в большинстве своем,

не обладают профориентационными компетенциями, что повышает риски неадекватного профессионального самоопределения.

Образование, как третий традиционный канал профориентации, оказывает средний уровень поддержки, причем в основном в рамках рекру-тинговой профессиональной ориентации в образовательных организациях профессионального образования. Это означает, что обучающиеся выбирают из предложенных в вузе направлений подготовки, что не всегда соответствует его индивидуальным особенностям и желаниям.

Таким образом, необходимо улучшать эффективность традиционных каналов профориентации для обучающихся с инвалидностью, обеспечивая доступ к качественной профессиональной информации и консультациям, а также развивая профориентационной компетенции родителей и других членов семьи, включенных в процесс ориентации.

Следующее направление, эффективность которого была измерена - профессиональный подбор. Он играет важнейшую роль в процессе профессионального самоопределения обучающихся, так как помогает им определиться с выбором профессии и направления своей подготовки. Этот процесс основан на результатах психологической, психофизиологической и, в случае с обучающимися, имеющими инвалидность -медицинской диагностики, которая позволяет учесть индивидуальные особенности каждого человека при подборе подходящей профессии.

Профессиональный подбор должен осуществляться на основе комплексного анализа данных о личности обучающегося, его способностях, навыках, интересах и предпочтениях. Важно учитывать не только аспекты личности, но и реалии рынка труда, требования потенциальных работодателей и перспективы развития выбранной профессии. Кроме того, профессиональный подбор должен быть тесно связан с переходом обучающегося из системы общего в систему профессионального образования. Важно обеспечить плавный и гармоничный переход, который позволит обучающемуся адаптироваться к новым условиям и успешно реализовать свои профессиональные амбиции.

Таким образом, профессиональный подбор является ключевым этапом профессиональной ориентации и помогает обучающимся сделать осознанный выбор профессии, соответствующей их способностям и потребностям, что способствует успешной интеграции на рынок труда и достижению профессионального успеха.

Результаты социологического исследования свидетельствуют о недостаточной устойчивости, по мнению обучающихся, профессионального подбора в общеобразовательных организациях, а также о низкой степени участия школьных специалистов в профессиональном самоопределении учащихся. Эти данные указывают на необ-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

ходимость улучшения процесса профориентации в школах и повышения вовлеченности педагогов и специалистов школ в этот процесс. Важно провести анализ причин таких результатов и разработать меры по улучшению ситуации. Возможно, следует усилить работу по профориентации в школах, организовать дополнительные мероприятия для поддержки учащихся в процессе выбора профессии, повысить квалификацию педагогов и школьных специалистов в области профессиональной ориентации.

С другой стороны, результаты исследования показывают, что уровень устойчивости профессионального подбора в вузе выше, чем в общеобразовательных организациях, однако также есть пространство для улучшения этого процесса. Следует обратить внимание на то, как можно усилить поддержку студентов в процессе выбора профессии и развивать инструменты активного участия агентов вузов в профессиональной ориентации своих обучающихся.

На основе результатов исследования функциональности профподбора в образовательных организациях, представляется целесообразным проведение дополнительных мероприятий по повышению эффективности профессионального подбора в образовательных организациях, а также обучение и поддержка педагогов и специалистов, работающих в этой области, для создания более эффективной и устойчивой системы профориентации для обучающихся.

Институт семьи, как показало исследование, играет более важную и устойчивую роль в процессе профессионального самоопределения обучающихся, чем институт образования. Оценка коэффициента на уровне 3,45 и популярные высокие оценки показывают, что агенты семьи имеют значительное влияние на профессиональное самоопределение обучающихся. Родители и другие родственники обычно являются первыми и самыми значимыми гидами, и советчиками для молодежи с инвалидностью в процессе выбора профессии.

Однако, как уже было отмечено, институт семьи также накладывает риски на процесс профессионального подбора из-за недостаточной подготовленности родителей и других членов семьи в вопросах профориентации. Отсутствие специальных знаний и навыков в этой области у родственников, сочетаемое с их авторитетом в глазах, обучающихся, может привести к ошибочным или недостаточно обоснованным решениям при выборе профессии.

Для снижения рисков, связанных с ролью семьи в процессе профессионального самоопределения, целесообразно развивать профессиональные компетенции и знания у родителей и других родственников. Это может происходить через проведение специальных образовательных мероприятий, консультаций или индивидуального консультирования. Такое обучение поможет родителям и родственникам более эффективно и

качественно поддерживать обучающихся в процессе профессионального самоопределения, предоставлять им информацию и помощь в принятии важных решений.

Укрепление партнерства между образовательными учреждениями и семьями также может способствовать улучшению процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивая согласованную и комплексную поддержку в данной области.

Интересно, что канал социальной защиты, который предполагается как один из наиболее подготовленных профессионально, в реальности имеет критически низкий коэффициент устойчивости. Оценка в 1,94 и большое количество оценок на уровне 1 балла (61 %) указывают на очень низкое влияние этого канала на профессиональное самоопределение обучающихся. Это свидетельствует о дисфункциональности данного канала и о недостаточной связи между ним и обучающимися.

Низкая оценка может быть связана с различными причинами. Возможно, профессионалы в области социальной защиты не имеют достаточного понимания потребностей и желаний, обучающихся в процессе профессионального самоопределения. Также возможно, что обучающиеся не получают должного внимания и поддержки со стороны специалистов в области социальной защиты при решении вопросов профессионального выбора.

Для улучшения ситуации необходимо пересмотреть подход к взаимодействию между каналом социальной защиты и обучающимися. Важно провести анализ причин низкой оценки канала и выявить области для улучшения. Может быть полезно организовать обучающие программы и мероприятия для специалистов в области социальной защиты, чтобы они могли лучше понимать и поддерживать обучающихся в их профессиональном самоопределении. Также, важно установить более эффективные механизмы взаимодействия между каналом социальной защиты и образовательными учреждениями для обеспечения более качественной поддержки обучающихся.

Наконец, третий этап профориентации, исследованный нами - профессионализация обучающихся с инвалидностью. Ее эффективность зависит от оптимального профессионального отбора и производственно-трудовой социализации, обучающихся с инвалидностью.

Профессиональный отбор играет важную роль в определении степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии или должности путем анализа сформированности компетенций, навыков, умений и личностных качеств обучающихся.

Успешный профессиональный отбор способствует не только повышению эффективности

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

потенциальной работы обучающихся, но и их профессиональной, производственной и социальной адаптации. Важно понимать, что профессиональный отбор начинается еще на этапе профессионального образования, когда учащиеся выбрали сферу обучения и будущую профессию. Подготовка к профессиональному отбору должна быть частью образовательного процесса, чтобы обучающиеся могли осознанно выбирать свою карьеру и успешно пройти профессиональные испытания.

Действительно, профессионализация обучающихся предполагает значительную деактуализа-цию роли семьи и других каналов, не связанных с профессиональным образованием, в процессе выбора профессии и карьерного развития. Кроме, разумеется, потенциальных работодателей. Это связано, в первую очередь, с тем, что на этом этапе обучающиеся сталкиваются с более ответственными решениями и выбором профессионального пути, который может определить их будущую карьеру.

В этой ситуации ключевую роль играют агенты профессионального образования, такие как профессорско-преподавательский состав и административный персонал образовательных организаций профессионального образования. Они обладают достаточным уровнем профори-ентационной подготовки и способны оказать квалифицированную помощь обучающимся в выборе профессии, ориентации на рынке труда и развитии карьеры.

Данные социологического исследования свидетельствуют о том, что процесс профессионализации обучающихся с инвалидностью значительно более эффективен, чем предыдущие этапы профессиональной ориентации. Так, 60% опрошенных обучающихся с инвалидностью чувствуют уверенность в своем профессиональном выборе и не планируют менять направление своей подготовки. Кроме того, они оценивают свой выбор профессии (средняя оценка 3,93) и свои профессиональные перспективы (средняя оценка 3,65) на довольно высоком уровне.

Эти результаты говорят о том, что поддержка и помощь агентов профессионального образования играют важную роль в процессе профессионализации. Обучающиеся с инвалидностью получают необходимую поддержку и ресурсы для осознанного выбора профессии, развития карьеры и успешной адаптации на рынке труда. Повышение эффективности профессионализации для этой категории обучающихся является важным шагом к обеспечению равных возможностей и успешной интеграции в профессиональное сообщество.

Результаты. Данные исследования подтверждают все названные в статье дисфункции и риски, связанные с процессом профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью.

Система общего образования оценивается как неустойчивая с коэффициентом 2,18, что указывает на недостаточное влияние ее агентов на профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью. Профессиональное образование имеет средний коэффициент устойчивости 2,82, но на это влияют, в основном, поздние этапы профориентации, что может означать, что подготовка к выбору профессии начинается слишком поздно.

Семьи, как наиболее устойчивый канал, имеют коэффициент влияния 3,41, но не обладают достаточными профориентационными компетенциями. Агенты социальной защиты (ГСЗН и МСЭ) имеют критически низкую степень вовлеченности с коэффициентами 1,41 и 1,44 соответственно. Внеинституциональные агенты, такие как друзья и знакомые, имеют средний коэффициент влияния 2,62, но также, как и семья, часто не обладают необходимой профессиональной подготовкой для помощи в профессиональном самоопределении обучающихся с инвалидностью.

Эти данные указывают на необходимость улучшения вовлеченности и профориентационных компетенций различных агентов в процессе профессионализации, обучающихся с инвалидностью, чтобы обеспечить им более успешное и устойчивое профессиональное самоопределение.

Заключение. Из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью является сложным и многоступенчатым процессом, который зависит от доступности и качества информационно-консультативного сопровождения и участия различных институциональных и внеинституциональных агентов. Недостаточная устойчивость, степень влияния и системность ключевых каналов профориентации могут препятствовать эффективному профессиональному самоопределению обучающихся с инвалидностью.

Наиболее значимые риски , связанные с дис-функциональностью системы профориентации, заключаются в том, что, с одной стороны, профессионально подготовленные агенты (сотрудники ГСЗН, МСЭ, школьные психологи и т.д.) профориентации по различным причинам не имеют устойчивого влияния, а наиболее устойчивые агенты (родители, друзья, школьные учителя), зачастую, не обладают достаточными профориентационными компетенциями.

Таким образом, для повышения эффективности профессионального самоопределения, обучающихся с инвалидностью необходимо улучшение доступности и качества информационно-консультативного сопровождения, совершенствование профессионального подбора и усиление взаимодействия между различными агентами профориентации. Важно создать условия для повышения системности и согласованности процесса профессионального самоопределения, чтобы обучающиеся с инвалидностью могли успешно выбирать и осваивать профессию, соответствующую их способностям и интересам.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Общая численность инвалидов по группам инвалидности. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL : https://rosstat.gov.rU/storage/mediabank/pi_1.1.docx (дата обращения 01.04.2024).

2. Кузнецова М.В. Выявление состояния сформированности профессионально-личностной готовности профессорско-преподавательского состава к реализации инклюзивного образования в высшем учебном заведении / М.В. Кузнецова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11. № 1. С. 146-157.

3. Особенности мотивации к трудоустройству молодежи с инвалидностью / С.В. Андреева, Г.И. Ефремова, О.А. Мусатова [и др.] // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 3(59). С. 116-126.

4. Кашинцева В.А. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе высшего образования / В.А. Кашинцева; Составитель Н.И. Мамонтова; Научный редактор О.Н. Веричева // Стратегии социального партнерства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью : Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Кострома, 05 июня 2019 года. Кострома : Костромской государственный университет, 2020. С. 63-66.

5. Аболина Н.С. Проблемы профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / Н.С. Аболина, О.Б. Акимова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2020. № 4(73). С. 33-36.

6. Титова, Е. В. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ / Е. В. Титова // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2023. № 15. С. 180182.

7. Кефели В.Б. Инвалиды: профессиональные возможности как детерминанта социальной независимости / В.Б. Кефели, Т.И. Горина // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. -2022. № 1(90). С. 85-99.

8. Кефели В.Б. Инвалиды на пути к рынку труда: ожидания и проблемы / В.Б. Кефели; Отв. ред. А.С. Железняков // Межцивилизационные взаимодействия и перспективы развития человеческого потенциала России и Монголии: К 100-летию дипломатических отношений: Сборник статей. М. : Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2021. С. 136-141.

9. Новикова И.Г. Профессиональная реабилитация и обеспечение занятости инвалидов: зарубежный опыт / И.Г. Новикова, Н.А. Баранник, И.И. Пузин; Под общей ред. М.А. Дымочка // Состояние и перспективы развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов - 2021: III Межрегиональная конференция: сборник материалов и докладов, Москва, 25 ноября 2021 года. М. : Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 2022. С. 128-141.

10. Новикова Н.А. Проблемы и перспективы профессиональной реабилитации инвалидов / Н.А. Новикова; Под редакцией О.В. Солодянкиной // Формирование современной инклюзивной культуры и вызовы трансформации общества: равные возможности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодых людей с инвалидностью: Сборник материалов международной научно-практической конференции, Ижевск, 23 августа 2022 года. Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2022. С. 257-267.

References:

1. General number of disabled people by disability groups. Official website of the Federal State Statistics Service (electronic resource). https://rosstat.gov.rU/storage/mediabank/pi_1.1.docx (date of the application April 01, 2024).

2. Kuznetsova M.V. Identification of the state of readiness of the professional and personal development of the professorial teaching staff for the implementation of inclusive education in a higher education institution / M.V. Kuznetsova // Herald of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021. Vol. 11. № 1. P. 146-157.

3. Features of motivation for employment of youth with disabilities / S.V. Andreeva, G.I. Efremova, O.A. Musato-va [et al.] // Psychological and pedagogical search. 2021. № 3(59). P. 116-126.

4. Kashintseva V.A. Professional orientation of disabled people and people with disabilities in the higher education system / V.A. Kashintseva // Strategies of social partnership in the fields of education, employment, and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

employment of youth with limited health opportunities and disabilities: Materials of the interregional scientific and practical conference with international participation, Kostroma, June 05, 2019 / Compiler N.I. Mamontova. Scientific editor O.N. Vericheva. Kostroma : Kostroma State University, 2020. P. 63-66.

5. Abolina N.S. Problems of professional orientation of students with limited health opportunities and disabled people / N.S. Abolina, O.B. Akimova // Municipal education: innovations and experiments. 2020. № 4(73). P. 33-36.

6. Titova E.V. Professional orientation of disabled people and people with disabilities / E.V. Titova // Social development of modern Russian society: achievements, problems, perspectives. 2023. № 15. P. 180-182.

7. Kefeli V.B. Disabled people: professional opportunities as a determinant of social independence / V.B. Kefeli, T.I. Gorina // SEARCH: Politics. Sociology. Art. Sociology. Culture. 2022. № 1(90). P. 85-99.

8. Kefeli V.B. Disabled people on the way to the labor market: expectations and problems / V.B. Kefeli // Inter-civilizational interactions and prospects for the development of human potential of Russia and Mongolia: To the 100th anniversary of diplomatic relations : Collection of articles / Editor-in-chief A.S. Zheleznyakov. M. : Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, 2021. P. 136-141.

9. Novikova I.G. Professional rehabilitation and employment of disabled people: foreign experience / I.G. Novikova, N.A. Barannik, I.I. Puzin; Edited by M.A. Dymochka // Status and development prospects of the system of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people - 2021: III Interregional Conference: collection of materials and reports, Moscow, November 25, 2021. M. : Federal Bureau of Medical and Social Expertise of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, 2022. P. 128-141.

10. Novikova N.A. Problems and prospects of professional rehabilitation of disabled people / N.A. Novikova; Edited by O.V. Solodyankina // Formation of a modern inclusive culture and challenges of society transformation: equal opportunities in all areas of life for children and young people with disabilities: Collection of materials of the international scientific and practical conference, Izhevsk, August 23, 2022. Izhevsk : Udmurt State University, 2022. P. 257-267.

Информация об авторах

Райдугин Дмитрий Сергеевич

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации raydmis@mail.ru

Dmitry S. Raidugin

Candidate of Philosophical Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of the Department

of Sociology, Financial University

under the Government of the Russian Federation

raydmis@mail.ru

Кубякин Евгений Олегович

доктор социологических наук, доцент,

Почетный работник сферы образования Российской Федерации, профессор кафедры теории и методологии государственного управления, Академия управления МВД России, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова tspopz@yandex.ru

Evgeny O. Kubyakin

Doctor of Sociology, Associate Professor, Honorary Worker of Education of the Russian Federation,

Professor of the Department of Theory and Methodology

of Public Administration,

Academy of Management of the Ministry

of Internal Affairs of Russia,

Professor of the Department

of Public and Municipal Administration,

Plekhanov Russian University of Economics

tspopz@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.