Научная статья на тему 'Система профессионального развития государственных гражданских служащих и пути её совершенствования'

Система профессионального развития государственных гражданских служащих и пути её совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4895
626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудков А. А., Трифонов Ю. Н.

На основе проведённого анализа выявлены проблемы действующей системы профессионального развития государственных гражданских служащих. Обосновано, что внесение в неё назревших изменений будет способствовать повышению результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудков А. А., Трифонов Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A STATE CIVIL SERVANTS AND WAYS OF IT’S IMPROVEMENT

It was revealed the problems of the current system of professional development of a state civil servants on the basis of the analysis. It was proved that the introduction of this system of urgent changes will improve the professional performance of a state civil servants.

Текст научной работы на тему «Система профессионального развития государственных гражданских служащих и пути её совершенствования»

Гудков А. А.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г. Тамбов Трифонов Ю. Н.

к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И ПУТИ ЕЁ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация: На основе проведённого анализа выявлены проблемы действующей системы профессионального развития государственных гражданских служащих. Обосновано, что внесение в неё назревших изменений будет способствовать повышению результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: государственные гражданские служащие, профессионализм, профессиональное развитие государственных гражданских служащих.

Gudkov A. A.

RANEPA Tambov Trifonov Yu. N.

Candidate оf philosophical sciences, associate professor RANEPA Tambov

THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A STATE CIVIL SERVANTS AND WAYS OF IT'S IMPROVEMENT

Abstract: It was revealed the problems of the current system of professional development of a state civil servants on the basis of the analysis. It was proved that

the introduction of this system of urgent changes will improve the professional performance of a state civil servants.

Keywords: state civil servants, professionalism, professional development of a state civil servants.

Современные вызовы мировой экономической и политической конкуренции определяют общую парадигму интенсификации человеческого фактора, включающей изменения в стратегии формирования и развития кадрового состава на государственной гражданской службе. В данных условиях приоритетным вектором государственной кадровой политики становится профессиональное развитие персонала государственной гражданской службы.

Как правило, профессиональное развитие понимается как процесс нахождения или выражения (проявления) себя в профессии, имеющий в целом восходящий характер. Так, Ю.М. Локонова, трактуя предельно широко, под профессиональным развитием понимает динамичный, вариативный, системно-организованный, индивидуально-творческий процесс становления специалиста как профессионала [5, с. 15].

С.И. Василов рассматривает профессиональное развитие государственных служащих в единстве с компетентностным развитием и понимает его как направление деятельности по управлению кадрами, ориентированное на обеспечение непрерывного развития профессиональных компетенций, способствующих эффективному исполнению должностных обязанностей служащих в единстве целей и задач государственной политики и личностных установок должностного лица [2, с.10]. Содержание понятия «профессиональное развитие государственных служащих» многогранно и в нем можно выделить следующие составляющие:

1) профессионально-квалификационное развитие, связанное, как правило, с обучением и самообразованием государственных служащих, приобретением ими новых знаний и профессионального опыта;

2) профессионально-должностное развитие, связанное со служебно-должностным продвижением, возможностью использования служащего как в конкретном государственном органе, так и (с учетом служебной ротации) в интересах всей системы государственного управления;

3) личностно-профессиональное развитие, понимаемое как динамический интегративный процесс, связанный с изменениями личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих новый уровень потребностей, готовности и возможности саморазвития и самореализации специалиста в процессе служебной деятельности [1, с. 33].

В литературе отмечается, что современный этап строительства государственной гражданской службы на повестку дня ставит вопрос о необходимости обеспечения непрерывного профессионального развития государственных гражданских служащих [8, с. 404]. Именно постоянное профессиональное развитие государственных служащих является важнейшим фактором эффективного государственного управления.

Вместе с тем, сложившаяся система профессионального развития гражданских служащих не в полной мере соответствует требованиям времени. Прежде всего, это касается института дополнительного профессионального образования гражданских служащих, который не отражает реальных потребностей современного государственного управления. Кроме того, действующее законодательство о государственной гражданской службе РФ не позволяет обеспечить перманентность процесса профессионального развития государственных гражданских служащих.

Более того, как подчёркивает А.Ю. Ильин, стало очевидным, что многие государственные и муниципальные служащие оказались в некоторой степени слабо, а порой и просто плохо подготовленными для выполнения своих служебных полномочий. Их профессиональные знания, умения и навыки сформировались в иной период развития страны и при других, как объективных, так и субъективных обстоятельствах [3, с. 5]. Изменить ситуацию призваны меры, предусмотренные Указом Президента РФ от 11

августа 2016 г. №403 [6]. В качестве одного из направлений развития государственной гражданской службы РФ на 2016 - 2018 годы предусмотрено совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих, повышение их профессионализма и компетентности.

В целях реализации данного направления должно быть обеспечено:

1) создание условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо создать единый специализированный информационный ресурс, а также механизм мотивации государственных гражданских служащих к непрерывному профессиональному развитию.

2) Совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить новые формы профессионального развития государственных гражданских служащих, обеспечивающие повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, а также дополнительные механизмы финансирования профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих исходя из потребности федеральных государственных органов.

Для реализации положений Указа Президента РФ №403 Правительство РФ разработало соответствующую дорожную карту [7]. Такое направление, как совершенствование системы профессионального развития гражданских служащих, повышение их профессионализма и компетентности, включает следующие мероприятия:

1) внедрение новых подходов к профессиональному развитию гражданских служащих и его организации;

2) осуществление федеральными органами исполнительной власти исходя из их потребности (самостоятельно или с привлечением образовательных, научных и иных организаций) мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих (обучающие

мероприятия и мероприятия по обмену опытом, в том числе служебные стажировки);

3) обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и образовательных организаций высшего образования по внедрению новых подходов к профессиональному развитию гражданских служащих;

4) создание на базе единой информационной системы единого специализированного информационного ресурса для профессионального развития гражданских служащих;

5) создание условий для повышения компьютерной грамотности, необходимой для исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими [7].

Прогнозируется достижение следующих результатов:

1) изменение принципов организации дополнительного профессионального образования: отказ от обязательного проведения обучения гражданских служащих в форме повышения квалификации не реже одного раза в 3 года; совершенствование перечня оснований для направления гражданских служащих на обучение (в том числе впервые принятых на гражданскую службу и впервые назначенных на руководящие должности); усиление влияния профессионального развития гражданского служащего на его должностной рост; совершенствование механизмов финансирования мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих посредством формирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, установления государственных заданий соответствующим организациям, а также посредством использования бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам на руководство и управление в сфере установленных функций, в том числе на предоставление гражданским служащим образовательных сертификатов;

2) внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, обеспечивающих их мотивацию к непрерывному

профессиональному развитию и повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности;

3) разработка положения о проведении служебных стажировок гражданских служащих;

4) расширение практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации мероприятий профессионального развития гражданских служащих;

5) обеспечение своевременной актуализации дополнительных профессиональных программ;

6) разработка концепции формирования информационного ресурса единой информационной системы в части размещения информации о дополнительных профессиональных программах гражданских служащих;

7) предоставление гражданским служащим возможности самостоятельного профессионального развития с использованием единой информационной системы;

8) разработка и внедрение системы оценки качества дополнительных профессиональных программ гражданских служащих, размещаемых в информационном ресурсе единой информационной системы;

9) расширение возможностей для использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при повышении гражданскими служащими компьютерной грамотности (в том числе посредством самообразования);

10) организация проведения тестирования компьютерной грамотности гражданских служащих в соответствии с утвержденными рекомендациями о составе квалификационных требований к их компьютерной грамотности [7].

Как представляется, предпринимаемые меры будут способствовать созданию условий для непрерывного обучения служащих. Поэтому дистанционная форма будет преобладающей, что, безусловно, экономически обоснованно. По этой же причине стимулируется внедрение таких менее затратных способов профессиональной подготовки, как семинары, форумы,

круглые столы, конференции, мастер-классы и т.п. Но при этом вызывает определённые сомнения обоснованность предполагаемого отказа от обязательного проведения обучения гражданских служащих в форме повышения квалификации не реже одного раза в 3 года [4, с.103].

Таким образом, на государственной гражданской службе создана и совершенствуется система профессионального развития государственных гражданских служащих.

Список литературы

1. Бушуева, И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: Дисс. .. .канд. соц. наук / И.П.Бушуева. - Нижний Новгород, 2015. - 202 с.

2. Василов, С.И. Формирование и развитие профессиональных компетенций работников в системе государственной гражданской службы: Дисс. ... канд. экон. наук / С.И.Василов. - М., 2016. - 186 с.

3. Ильин, А.Ю. Эффективная профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих как фактор совершенствования системы взаимодействия общества и власти / А.Ю. Ильин // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2015. № 1 (09). С. 5-8.

4. Косарева, К.И. Организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих: опыт, проблемы и перспективы / К.И. Косарева, Ю.Н. Трифонов // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых / Тамб. регион. отделение РоСМУ ; отв. ред. А.В. Кузьмин.- Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, Вып.7. 2017. С.96-103.

5. Локонова, Ю.М. Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения РФ / Ю.М. Локонова. - М., 2005. - 254 с.

6. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы: Указ Президента РФ от 11 августа 2016 г. №403 // Российская газета. 2016, 17 августа.

7. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, утвержденных Указом Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403: Распоряжение Правительства РФ от 12.09.2016 № 1919-р // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// government.ru (дата обращения 10.02.2017).

8. Переверзева, А.А. Профессиональное развитие государственных гражданских служащих: теоретико-методологические и правовые аспекты / А.А. Переверзева, Ю.Н. Трифонов // Электронный научный журнал «Современное общество и власть». 2016. № 3 (9). С.404-409. URL: http:// gmana-gement.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.