Научная статья на тему 'Организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих: опыт, проблемы и перспективы'

Организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих: опыт, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3329
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарева К. И., Трифонов Ю. Н.

Статье рассмотрено становление и развитие института дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации. Проведен анализ и выявлены противоречия его нормативного регулирования и организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарева К. И., Трифонов Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE PUBLIC CIVIL SERVANTS: EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS

N article formation and development of institute of additional professional education of the government civil servants of the Russian Federation is considered. The analysis is carried out and contradictions of its standard regulation and the organization are revealed

Текст научной работы на тему «Организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих: опыт, проблемы и перспективы»

Косарева К.И.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г.Тамбов Трифонов Ю.Н.

к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г.Тамбов

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Аннотация: В статье рассмотрено становление и развитие института дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации. Проведен анализ и выявлены противоречия его нормативного регулирования и организации.

Ключевые слова: государственная служба, профессиональная подготовка, дополнительное профессиональное образование, переподготовка, повышение квалификации.

Kosareva K.I.

RANEPA Tambov Trifonov Y.N.

candidate оf philosophical Sciences, associate Professor

RANEPA Tambov

ORGANIZATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE PUBLIC CIVIL SERVANTS: EXPERIENCE, PROBLEMS AND

PROSPECTS

Abstract: In article formation and development of institute of additional professional education of the government civil servants of the Russian Federation is considered. The analysis is carried out and contradictions of its standard regulation and the organization are revealed

Keywords: public service, professional training, additional professional education, retraining, advanced training.

Новейший курс в российской экономике, политике и управлении предъявляет повышенные требования к уровню мышления государственных гражданских служащих, которым нужно перманентно обновлять свои профессиональные навыки и оттачивать служебную компетентность. И здесь важное место занимает система дополнительного профессионального образования.

Согласно ч.1 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» [1] дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Сказанное в законе в полной мере относится и к дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих.

Отметим, что организационно и содержательно система дополнительного профессионального образования(далее - ДПО) гражданских служащих формировалась поэтапно, следуя общей логике становления института государственной гражданской службы РФ.

Необходимо было, прежде всего, концептуальное обоснование данной сферы профессиональной деятельности государственных гражданских служащих РФ. С этой целью в Концепции реформирования системы государственной службы РФ от 15 августа 2001 г. № Пр-1496 [2] в качестве важнейшего направления кадровой политики в системе государственной службы были определены подготовка государственных служащих и обеспечение получения ими дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка). Содержание, продолжительность подготовки государственных служащих, получения ими дополнительного профессионального образования, а также образовательные технологии должны были приведены в соответствие с современными требованиями.

Предполагалось введение конкурсного отбора учебных заведений и научных центров, осуществляющих подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, что позволило бы повысить качество образовательных услуг, а также эффективность использования финансовых ресурсов.

Для реализации концептуальных положений была принята Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)» [3], в которой констатировалось, что «не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Имеющиеся образовательные учреждения в целом не обеспечивают необходимый уровень профессиональной подготовки государственных служащих».

В связи с этим была поставлена задача по реализации программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих, а также обозначена необходимость создания системы непрерывного профессионального образования федеральных государственных служащих. Были предусмотрены конкретные мероприятия по такому направлению, как совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

Вопросы, касающиеся ДПО, получили своё законодательное закрепление с принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4]. В п.1 ч.2 ст. 60 данного закона одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы определена подготовка кадров для гражданской службы, а также дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих.

В качестве механизма реализации данного направления предусмотрены нормы ст. 61 «Подготовка кадров для гражданской службы», ст. 62

«Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего» и ст. 63 «Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих».

Общий порядок получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации определён Положением, утверждённым Указом Президента РФ от 28.12. 2006 г. №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» [5]. В нём, в частности, определено:

- профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих могут осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий;

- профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы».

Очередным этапом развития института ДПО стала реализация положений Федеральной программы «Реформирование и развитие государственной службы РФ на 2009-2013 год» [6]. В ней, в частности, отмечалось, что качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы. Поэтому в качестве одной из задач данной программы было поставлено развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих.

Для решения данной задачи было необходимо:

- совершенствовать научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования государственных служащих;

- определять приоритетные направления дополнительного профессионального образования государственных служащих, исходя из

перспективных целей и задач государственных органов, и учитывать их при формировании программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих;

- повысить качество образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления;

- усилить антикоррупционную составляющую в образовательных программах дополнительного профессионального образования государственных служащих;

- совершенствовать механизм государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, в которых государственные служащие осваивают образовательные программы дополнительного профессионального образования;

- повысить эффективность дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители»;

- обеспечить внедрение в систему дополнительного профессионального образования государственных служащих современных образовательных и информационных технологий;

- совершенствовать механизм формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих.

Определенную корректировку система ДПО претерпела с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», в ч.2 ст.76 которого предусмотрены лишь две формы дополнительного профессионального образования (по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки). В связи с этим в ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были внесены изменения, и было установлено, что дополнительное профессиональное образование

гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Тем самым, на законодательном уровне под сомнение была поставлена такая форма ДПО, как стажировка.

С другой стороны, в пункте 6 Положения, утверждённого Указом Президента РФ № 1474, определено, что дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Более того, Правительством РФ спланирована в первом квартале 2018 года разработка положения о проведении служебных стажировок гражданских служащих [7].

Как представляется, данное противоречие между нормативными правовыми актами по вопросу стажировки, как формы ДПО, должно быть разрешено в пользу полного её признания. Поэтому нами поддерживается высказанное в литературе предложение о том, чтобы в тест Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были возвращены положения, касающиеся стажировок гражданских служащих [8].

Краткий обзор наиболее важных положений, касающихся становления и развития института ДПО, вполне закономерно порождает вопрос о том, в полном ли объёме выполнены поставленные задачи и спланированные мероприятия в данном направлении.

С одной стороны, следует признать, что система ДПО, безусловно, работает. Так, всего в федеральных государственных органах получили дополнительное профессиональное образование: в 2012 г. -136816, в 2013 г. -131946, в 2014 г. - 125812, в 2015 г. - 116345 служащих(что составляет 20,3 -23,5 % от всей численности). В государственных органах субъектов Российской Федерации получили дополнительное профессиональное образование: в 2012 г. - 50255, в 2013 г. -56185 , в 2014 г. - 60064, в 2015 г. -51678служащих (что составляет 23,6 - 26,7 % от всей численности) [9].

Но при этом, как видно наблюдается общая тенденция снижения количества служащих, получивших дополнительное профессиональное

образование.

С другой стороны, качество и содержание многих программ дополнительного профессионального образования служащих вызывает обоснованную критику. Весьма противоречива оценка современной системы ДПО и со стороны самих служащих. Например, согласно исследованиям Северо-западного института управления эффективность ДПО гражданских служащих характеризуется следующим образом:

- это необходимо для высоких результатов в профессиональной деятельности (37%);

- это необходимо для того, чтобы найти новые полезные знакомства и обменяться опытом (24%);

- этого требует руководитель(27%);

- это возможность отвлечься от исполнения должностных обязанностей (10%);

- не знаю, что такое ДПО, так как никогда не практиковал лично (2%)

[10].

По мнению И.П. Бушуевой, современное состояние деятельности по управлению профессиональным развитием государственных гражданских служащих характеризуется несовершенством законодательного регулирования, реализацией устаревших подходов к профессиональной подготовке и дополнительному профессиональному образованию специалистов сферы государственного управления [11, с. 12].

В.А. Прокофьев констатирует, что сокращение бюджетного финансирования и низкие экономические нормативы отрицательно влияют на количественные и качественные показатели удовлетворения реальной потребности государственных органов в дополнительном профессиональном образовании их персонала [12, с.63].

Таким образом, можно констатировать, что до сих пор систему ДПО не удалось сделать современной и эффективной.

Поэтому данная проблема не случайно остаётся на повестке дня и, в

частности, нашла отражение в Указе Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы» [13]. В нём определено, что одним из основных направлений развития государственной гражданской службы РФ является совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих РФ, повышение их профессионализма и компетентности. При этом акцент делается на создании условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих.

В разработанном Правительством РФ плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы [7] предусматривается создание и апробация системы единого информационного ресурса, включающего обновляемый банк базовых дополнительных профессиональных программ для гражданских служащих и банк методических, аналитических и информационных материалов по наиболее актуальным вопросам реализации государственной политики для самообразования гражданских служащих.

Как предполагается, это полностью создаст условия для индивидуально-дистанционного непрерывного обучения служащих по программам ДПО.

Поэтому вполне можно предположить, что в будущем система ДПО перейдет на дистанционную форму обучения, что, безусловно, экономически обоснованно. По этой же причине стимулируется внедрение таких менее затратных способов профессиональной подготовки, как семинары, форумы, круглые столы, конференции, мастер-классы и т.п.

Но при этом вызывают опасения предполагаемые изменения принципов организации дополнительного профессионального образования, касающиеся отказа от обязательного проведения обучения гражданских служащих в форме повышения квалификации не реже одного раза в 3 года.

Таким образом, система дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих находится в состоянии перманентных изменений, которые, тем не менее, не всегда дают желаемый результат.

Список литературы

1. Об образовании: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «» // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7598.

2. Концепция реформирования системы государственной службы РФ от 15 августа 2001 г. № Пр-1496 (утв. Президентом РФ от 15 августа 2001 г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 14.12.2016). Текст Концепции официально опубликован не был.

3. О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)»: Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 // Собр. законодательства РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.

4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

5. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 // Собр. законодательства РФ. 2007. №1. Ст. 203.

6. Об утверждении Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 -2013 годы)»: Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. №261 // Собр. законодательства РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.

7. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, утвержденных Указом Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403: Распоряжение Правительства РФ от 12.09.2016 № 1919-р //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// government.ru (дата обращения 14.12.2016).

8. Переверзева, А.А., Трифонов, Ю.Н. Профессиональное развитие государственных гражданских служащих: теоретико-методологические и правовые аспекты [Текст] / А.А.Переверзева, Ю.Н. Трифонов // Электронный научный журнал «Современное общество и власть». 2016. № 3 (9). URL: http: //gmana- gement. ru

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.gks.ru (дата обращения 14.12.2016).

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http: //sziu.ranepa.ru/nauka-i-konsalting/nauchnaya-biblioteka (дата обращения 14.12.2016).

11. Бушуева, И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: Дисс.

.. .канд. соц. наук / И.П. Бушуева - Нижний Новгород, 2015. - 185 с.

12. Прокофьев, В.А. Совершенствование организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих управления [Текст] / В.А. Прокофьев // Государственная служба. 2013. №5.С.62-65.

13. Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы: Указ Президента РФ от 11 августа 2016 г. №403 // Российская газета. 2016, 17 августа.

14. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, утвержденных Указом Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403: Распоряжение Правительства РФ от 12.09.2016 № 1919-р //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// government.ru (дата обращения 14.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.