Косарева К. И.
студент,
РАНХиГС, г. Тамбов, Россия Трифонов Ю. Н.,
к. ф. н., доцент РАНХиГС, г. Тамбов, Россия
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация: В статье рассмотрен процесс индивидуального планирования профессионального развития гражданских служащих, его стадии, признаки, а так же рассмотрена нормативно-правовая база, регламентирующая планы индивидуального развития.
Ключевые слова: государственная служба, профессиональное развитие, индивидуальный план профессионального развития, дополнительной профессиональное образование, саморазвитие.
Kosareva K. I.
Student,
RANEPA, Tambov, Russia Trifonov Y. N.
candidate оf philosophical sciences, associate Professor
RANEPA, Tambov, Russia
INDIVIDUAL PLANNING OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CIVIL SERVANTS AS A FACTOR OF INCREASING THEIR PROFESSIONALISM AND COMPETENCE
Abstract: the article examines the process of individual planning of professional development of civil servants, its stages, signs, and reviewed the regulatory framework governing the individual plans.
Keywords: public service, professional development, individual professional development plan, continuing professional education, self-development.
Эффективность государственной гражданской службы определяется во многом качеством ее кадрового состава. При этом, такой принцип гражданской службы, как профессионализм и компетентность реализуется посредством многих факторов, в том числе и за счет про-
фессионального развития персонала. На практике доказано, что неотъемлемый элемент управления профессиональным развитием персонала на государственной службе - это индивидуальный план профессионального развития (далее - индивидуальный план) госслужащего. Потребность планов индивидуального развития служащих формируется по причине слабого учебно-методического и организационно -управленческого обеспечения образования и профессионального развития и других проблем.
С объективной точки, индивидуальный план - это способ планирования и построения карьеры и личностного роста служащих. С субъективной точки зрения - это эффективный инструмент управления профессиональным развитием и основа перспективного прогнозирования потребностей государственного органа в кадрах необходимой квалификации. С практической точки зрения, планы индивидуального развития являются неотъемлемым элементом системы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО). Ведь в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ» организация ДПО осуществляется с учетом программ профессионального развития государственного органа, основанных на индивидуальных планах профессионального развития [2].
Отметим, что в нормативно-правовых источниках не дается определения индивидуального плана профессионального развития. Исходя из анализа нормативно-правовой базы и научных разработок, мы попытаемся дать ему определение: «Индивидуальный план профессионального развития - это запланированный на трехлетнюю перспективу комплекс мероприятий, направленный на поддержание профессионального уровня компетентности служащего для максимально эффективного выполнения должностных обязанностей».
Отметим, что первоначально индивидуальное планирование применялась в коммерческом секторе западных стран, где развивалось по следующим концепциям:
1. Управление по результатам (Performance Management);
2. Модель сбалансированной системы показателей (BSC);
3. Программа диагностики качества профессиональной деятельности и пр. [5].
Отечественная апробация индивидуального планирования стала применяться с начала периода реформирования государственной службы. Это нашло свое отражение в положениях Концепции реформирования системы государственной службы от 15.08.2001 г., Феде-
ральной программе «Реформирование и развитие государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.), Федеральной программе «Реформирование и развитие государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.), Указе Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной службы РФ» № 403 от 11.08.2016 и т. д.
Разработка индивидуального плана профессионального развития трудоемкий и продолжительный процесс. Обозначим этапы индивидуального планирования:
1. Индивидуально-подготовительный этап:
а) определение цели;
б) постановка задач;
в) сопоставление требований должностного регламента с результатами аттестации и квалификационного экзамена;
г) анализ ресурсных возможностей государственного органа;
д) выбор образовательного учреждения, формы ДПО и учебной программы;
е) установление календарных сроков индивидуального планирования.
2. Структурно-содержательный этап:
а) занесение анкетных данных (ФИО, наименование структурного подразделения, должность, классный чин, контактные данные);
б) составление плана:
- определение вида, формы и технологий ДПО (повышение квалификации, профессиональная подготовка, дистанционные технологии, саморазвитие);
- прогнозирование ожидаемого результата, меры по практическому использованию знаний, умений и навыков;
- определение продолжительности дополнительного профессионального образования;
- обозначение отметки о контроле и выполнении;
- включение в план иных мероприятий (научно-практические конференции, семинары, тренинги, а так же научные публикации);
в) согласование плана с руководством ведомства, внесение дополнений и корректировок.
3. Учредительно-организационный этап:
а) утверждение индивидуального плана руководителем ведомства;
б) учет плана для формирования программы профессионального развития государственного органа;
в) реализация индивидуального плана профессионального развития;
г) установление контроля за реализацией плана [8].
Оговоримся, что результаты индивидуального планирования отражаются в годовом отчете сотрудника о его деятельности. Нормативную правовую базу, регламентирующую порядок составления и утверждения индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих, составляют:
1. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной подготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».
4. Методические рекомендации по разработке и утверждению индивидуальных планов профессионального развития государственной гражданской службы, утвержденные руководителем государственного органа.
Вместе с тем, новейшие изменения в нормативной правовой базе ставят под сомнение логику законодателя. В соответствии с измененной редакцией ч.1 ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию [1]. При этом периодичность прохождения ДПО не регламентируется, что противоречит Указу Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 28 декабря 2006 г. № 1474, который обязывает служащих проходить ДПО раз в три года.
В служебной практике до внесения изменений в ст. 62 ФЗ № 79 структуру индивидуальных планов профессионального развития составляли программы. Сейчас же фактически, потерявший свою силу, и требующий корректировки Указ Президента РФ № 1474 от
28.12 2006 г. не обязывает гражданских служащих регулярно (один раз в три года) проходить курсы ДПО, но и не запрещает их, соответственно полностью исключить ДПО из индивидуальных планов мы не можем.
Отсюда вытекает следующее противоречие: если до последних изменений законодательства индивидуальные планы профессионального развития формировались самим государственным служащим при участии руководства государственного органа согласно должностному регламенту на трехлетний срок, то сейчас срок действия индивидуальных планов находится под вопросом. Ведь помимо ДПО, он вмещает в себя и новое направление, которое трактуется в законе, как «иные мероприятия по профессиональному развитию».
Стоит сказать, что сущность этих мероприятий не регламентирована ни законом, ни постановлением Правительства № 362. Однако распоряжение Правительства от 12 сентября 2016 года № 1919-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» говорит нам о создании некого единого информационно-коммуникационного пространства, посредством которого персонал будет самостоятельно заниматься профессиональным развитием. То есть лекционные и практические занятия будут фактически заменены электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями. Как мы полагаем, к «иным мероприятиям» так же относят овладение современными информационными технологиями, иностранными языками (для специальных ведомств), изучение изменений профессионального законодательства, а так же тематической научной литературы по направлению служебной деятельности, повышение общекультурного уровня государственного служащего [7]. Так же выступление на научно-практических конференциях, участие в форумах, вебинарах, мастер -классах, которые затрагивают их профессиональную деятельность. В свою очередь, мы считаем, что потерявшие почти свое значение стажировки, были бы уместны в качестве одного из пунктов индивидуального плана профессионального развития. Таким образом, весомые разногласия в законодательстве порождают ряд вопросов индивидуального планирования. Законодателю стоит обратить внимание на разногласия, которые возникли в обновлениях Федерального закона № 79 и его связи с подзаконными актами.
Как представляется, в каждом органе государственной власти целесообразно разработать и утвердить план мероприятий по совершен-
ствованию системы профессионального развития государственных гражданских служащих, направленный на решение следующих задач: создание условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих, повышение их мотивации к непрерывному профессиональному развитию, и внедрение новых форм профессионального развития государственных гражданских служащих.
Основным инструментом решения данных задач должен стать обновленный индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего, в котором следует расширить спектр направлений профессионального развития служащего с учетом перспектив внедрения системы непрерывного профессионального развития. Обоснованность, четкость и достижимость показателей индивидуального плана профессионального развития могут стать залогом успешного развития и совершенствования профессиональной компетентности гражданских служащих.
Список литературы
1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
2. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 // Собр. законодательства РФ. 2007. № 1. Ст. 203.
3. Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362. - Режим доступа: http://ivo.garant. ru/#/document/193245/ paragraph /1073743482:0 (Дата обращения: 14.11.2017).
4. Бушуева И. П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: Дисс. ... канд. соц. наук / И. П. Бушуева. - Нижний Новгород, 2015. - 185 с.
5. Косарева К. И., Трифонов Ю. Н. Организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих: опыт, проблемы и перспективы / К. И. Косарева, Ю. Н. Трифонов // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых / Отв. ред. А. В. Кузьмин. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, Вып.7. 2017. - С. 96-103.
6. Летвинцев Е. А. Методические проблемы планирования профессионального развития государственных гражданских служащих / Е. А. Летвинцев // Электронный научный журнал «Социология власти». 2010. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nmetodicheskie-problemi-planirovaniya-profes-
8юпа1ш^о-га7уШуа gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih (Дата обращения: 14.11.2017).
7. Богдан Н. Н., Бушуева И. П. Влияние отдельных факторов на профессиональное развитие государственных служащих. / Н. Н. Богдан, И. П. Бушуева // Вопросы управления. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2014/01/24/ (дата обращения 14.11.2017).
8. Нормативно-правовое регулирование профессионального развития государственных гражданских служащих. - Режим доступа: https://lektsia. сот/6х898£Ыт1: (дата обращения 14.11.2017).
9. Методические рекомендации по разработке и утверждению индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих Тамбовской области, представителем нанимателя которых является глава Администрации. - Режим доступа: http://org.tmbadm.ru/uprav1enie/struktura-uprav1eniya/otde1-gosudarstvennoj-s1uzhby/item/116.htm1: (дата обращения 14.11.2017).
Кузьмин А. В.
кандидат исторических наук, доцент Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия
ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ
Аннотация: Тема открытости, прозрачности власти затронута во множестве российских и зарубежных источников. В контексте нашего исследования в центре внимания находится так называемая «информационная открытость» или «транспарентность», подразумевающая не просто доступность информации о деятельности органов государственной власти, но и возможность контроля со стороны общества, а также участие самих граждан в управлении. Особую значимость на настоящий момент имеет реализация направления обеспечения эффективной информационной политики, в которой прямо заинтересованы представители российской политической элиты, властного аппарата, партий и различных общественных движений.
Ключевые слова: информационная открытость, государство, власть, услуги, законодательство, инфраструктура, общество, информационно-коммуникационные технологии, информационные системы, «электронная демократия».