УДК 35
Лаптева М.В.
Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: в работе рассмотрела региональная система профессионального образования в Свердловской области, произведен анализ структуры образовательных организаций, а также представлены мероприятия по совершенствованию профессионального образования в Свердловской области.
Ключевые слова: образование, экономика, динамика, региональная система.
Региональная система профессионального образования - совокупность образовательных учреждений, взаимосвязанных с другими субъектами, заинтересованными в подготовке необходимых специалистов, определяющая региональную образовательную политику, органов государственной и муниципальной власти, научных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций.
Целью ее функционирования в условиях постиндустриальной экономики является развитие человеческого капитала (общества) в соответствии с особенностями ресурсов территории и общества для достижения необходимого уровня общественного благосостояния и удовлетворения образовательных потребностей населения и запросов местного рынка труда.
Как отмечает Тонжеракова А.А., изначально понятие РСПО возникло «в связи с исследованиями профессионального образования как части системы образования и несколько позже его стали исследовать для обозначения подсистемы экономики региона, отвечающей за рост эффективности человеческого капитала конкретной территории». В настоящее время РСПО
«стала неотъемлемым элементом изучения территориальных социально-экономических систем», а современное социально-экономическое развитие региона требует соответствующего развития региональной системы профессионального образования.
Для качественного развития социально-экономических систем регионов в условиях глобализации, регионализации и индустриализации экономики важной основой являются региональные системы профессионального образования.
Исследователи широко используют системный подход в региональных исследованиях. Многие исследователи, такие как Анимица Е.Г., Смирнов В.В. определяют регион как сложную функционирующую и развивающуюся экономическую систему, состоящую из определенных связей и зависимостей между экономическими и сервисными субъектами.
В условиях индустриального региона, Свердловская область, существует много особенностей: широкое распространение добывающих производств, наличие большого количества моногородов, значительные объёмы выпуска продукции военно-промышленного комплекса, специфика квалификации рабочих в рамках региональной индустриализации и т.п. Поэтому сложившаяся система профессионального образования имеет высокую степень важности и значимости для стратегического развития региона в условиях регионализации, необходимость внедрения концепции «индустрия 4.0» как основы для развития конкурентоспособности индустриального региона. Таким образом, в пространстве территории профессиональные образовательные организации и индустриальный тип региона взаимоувязаны и взаимообусловлены.
Структура сети образовательных организаций профессионального образования в 2020 году в Свердловской области представлена профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования. Количество профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, - 125 единиц, это на 4 меньше, чем в 2019 году.
Сеть государственных профессиональных образовательных организаций представлена 115 организациями, в том числе: 105 организаций областного подчинения, из них: 93 организации, подведомственные Министерству образования, 9 организаций - Министерству культуры Свердловской области, 1 организация - Министерству физической культуры и спорта Свердловской области (далее - Министерство физической культуры и спорта), 1 организация - Министерству здравоохранения, 1 организация - Министерству социальной политики Свердловской области, 10 организаций федерального подчинения.
В Свердловской области наибольший интерес для абитуриентов представляют специальности, связанные с государственным и муниципальным управлением, менеджментом, информатикой, экономикой, юриспруденцией, международными отношениями, медициной и управлением персоналом.
Количество запросов на образовательных сайтах не имеет явной корреляции с фактическим количеством поступивших по данным направлениям, а скорее показывает интерес будущих студентов. Более «приземленные» рабочие специальности находятся ближе к концу рейтинга. Однако, эти данные также можно учитывать при формировании программ обучения, направленных на школьников и поступающих в ВУЗы.
В марте 2021 года среди 207 работодателей малого и среднего бизнеса Свердловской области Центром опережающей профессиональной подготовки был проведен опрос. Целью опроса было выяснить, в каких специальностях нуждаются предприятия. Исходя из полученных данных, видим, что основными сферами, кто нуждается в сотрудниках, являются: рестораны и общественное питание, рабочие специальности, продажи.
В апреле 2021 года между образовательными учреждениями Свердловской области осуществлялось распределение 708 плановых квот на обучение, целью которого являлось последующее трудоустройство слушателей.
Стоит отметить, что более половины квот приходится на сферу услуг, в которой большинство компетенций составляют: «Парикмахерское искусство», «Эстетическая косметология», «Визаж и стилистика» и другие, т. е. те
специальности, по которым слушатели, по окончании обучения, планируют зарегистрироваться, как самозанятые, несмотря на то, что по данные направления вовсе не относятся к перечню наиболее приоритетных.
По состоянию на 1 сентября 2021 года общее количество выпускников Свердловской области составляет 23581 человек, из них 13438 (57%) трудоустроены, 353 (1%) стали индивидуальными предпринимателями, 118 (1%) - самозанятые. Выпускники 2021 года закончили обучение по 201 специальности/профессии, трудоустроены в той или иной степени по 196 из 201 специальностям. В таблице представлено наибольшее количество трудоустроенных по специальностям в Свердловской области в 2021 году.
Таким образом, исходя из полученных данных, можно говорить о том, что система профессионального образования находится на достойном уровне, но все же есть определенные проблемы, так как некоторые специальности не выбираются будущими студентами, а потребность на рынке в них имеется.
Состояние трудового потенциала, который является частью человеческого капитала, не отвечает в должной мере вызовам на современном этапе экономического развития нашей страны. Качество профессионального образования ухудшается, а система профессиональных квалификаций зачастую не отвечает потребностям производства. А из-за низкого качества рабочей силы снижается конкурентоспособность производимых товаров и услуг. Это создало серьезную проблему в системе профессионального образования по подготовке необходимых специалистов.
Мероприятия по совершенствованию профессионального образования в Свердловской области:
1) Повышение качества профессионального образования.
2) Развитие единого информационно-образовательного пространства на основе современных информационных технологий. Интенсивное развитие и информатизация этих технологий является важным фактором повышения качества профессионального образования в регионе.
3) Социальная защита работников и учащихся начального, среднего и высшего профессионального образования. должна включать комплекс мер, обеспечивающих социальные гарантии и льготы, направленные на поддержание уровня жизни и потребления, отвечающего современным требованиям. В настоящее время основными социальными проблемами работников образования и науки в большинстве субъектов Российской Федерации являются неудовлетворительно низкая заработная плата, невозможность решения жилищных проблем, недостаточное обеспечение медицинскими услугами, недоступность лечения в санаторно-курортных учреждениях, разрушение социальной инфраструктуры учреждений профессионального образования и др.
4) Развитие системы профессионального образования в условиях формирования инновационной экономики в России требует кардинального изменения образовательной политики: перехода к опережающему образованию. По мнению многих ученых, необходимо начинать готовить специалистов, которые нужны завтра, даже если сейчас в стране и в регионе нет для них рабочих мест
5) Опыт развитых стран показал, что проблема развития современных человеческих ресурсов может быть решена путем сотрудничества между образовательными учреждениями и промышленностью. Это включает в себя создание учебных центров, особенно в развивающихся технологических областях, организацию и проведение целевых исследовательских программ, создание систем непрерывного обучения и переподготовки на рабочем месте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анимица, Е.Г. Региональное управление / Е.Г. Анимица. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. - 340 с.;
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 15.05.2013 г. № 792) // «Собрание законодательства РФ», 28.04.2014, N 17, ст. 2058;
3. Поздеева, О.Г. Региональная экономика [Текст]: краткий курс лекций / О.Г. Поздеева, О.Ю. Иванова, М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2017. - 131 с. http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/17/p488733.pdf;
4. Силин, Я.П., Анимица, Е.Г., Новикова, Н.В. Тенденции развития экономического пространства Уральского региона // Управленец. - 2017. - № 2 (66). - С. 2-11;
5. Тонжеракова, А.А. Формирование программы развития региональной системы профессионального образования как инструмента реализации социально-экономической стратегии: Дисс... канд. экон. наук. Барнаул, 2014. -160 с
Lapteva M.V.
Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)
PROFESSIONAL MANAGEMENT SYSTEM EDUCATION IN THE SVERDLOVSK REGION
Abstract: the paper considers the regional system of vocational education in the Sverdlovsk region, analyzes the structure of educational organizations, and presents measures to improve vocational education in the Sverdlovsk region.
Keywords: education, economy, dynamics, regional system.