УДК 332.05+378
Модернизация системы профессионального образования - основа инновационного развития региона
Ефимова Е.Г.
Старший преподаватель кафедры региональной, муниципальной экономики и управления Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург)
В статье проанализированы условия и проблемы развития кадрового потенциала, выступающего основой для формирования инновационной экономики России. Рассмотрены и обобщены документы федеральной и региональной политики, направленные на модернизацию системы профессионального образования, выполнен анализ статистических показателей, характеризующих динамику модернизации системы профессионального образования на примере Уральского макрорегиона.
Ключевые слова: модернизация системы профессионального образования, подготовка инновационных кадров, инновационная экономика.
России для сохранения и укрепления мировых позиций нужно осуществить переход к новому технологическому укладу, что требует активного развития и внедрения инноваций. Развитию инновационной экономики способствует подготовка инновационных кадров, где основой выступает система профессионального образования. Кроме того, образование относят к группе важнейших факторов общественного развития: в изменяющихся экономических условиях оно является «основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны» [1, с. 5].
В соответствии с новым Законом «Об образовании в Российской Федерации» [2] в структуру системы профессионального образования входят уровни: среднего профессионального образования (подготовка квалифицированных рабочих, служащих; подготовка специалистов среднего звена), высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и послевузовской подготовки (научные и научно-педагогические кадры в аспирантуре, докторантуре, ординатуре). В нашем исследовании - это элементы региональной системы профессионального образования (РСПО).
Инновационное развитие экономики и вопросы развития (модернизации) РСПО обнаруживают пря-
мую связь. Данные направления лежат в сфере государственных интересов, включены в стратегии перспективного социально-экономического развития страны, законодательные и нормативные документы федерального и регионального уровней. Функционирование РСПО является фактором обеспечения экономической безопасности личности [3].
Приведём действующие нормативные и правовые документы, определяющие важность и значимость модернизации системы образования, формирования инновационной экономики страны и регионов:
- Государственная программа РФ «Развитие образования», утверждённая постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642;
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- майские Указы Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г.;
- комплекс мер по развитию системы СПО на 2015-2020 гг.;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2025 г.
В этих документах развитие национальной системы образования, в том числе профессионального, занимает одно из важных мест и выступает в качестве основы социально-экономических преобразований в обществе, ориентированных на создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования (подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров) в соответствии с мировыми стандартами, устойчивой глобальной конкурентоспособностью ведущих российских университетов (центров инновационного развития), развитием экспортного потенциала российского образования и других важных задач [4-6].
Проводимая государством реформа сферы образования влияет на пространственную структуру РСПО. В одной из статей [7, с. 237] автором был представлен анализ статистических данных общего числа элементов РСПО с 2004 по 2016 гг. на примере семи субъектов Урала, где выявлена тенденция снижения их числа к 2016 г.
Продолжающаяся реформа системы образования имеет цель качественных преобразований, так как «возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности» [1, с. 5]. Востребованность профессионального образования в современном обществе очевидна: на протяжении последних 70 лет роль университетов значительно трансформировалась при переходе от индустриального общества к информационному. Отмечено, что инновационные университеты рассматриваются как востребованные временем центры научного и инновационного развития [1, с. 11]. В этой связи актуальным является и вопрос формирования новых компетенций обучающихся [8].
Не вызывает сомнений, что качество подготовки специалистов и формирование инновационной экономики - процессы взаимосвязанные. Следовательно, модернизация РСПО находится в сфере государственных и региональных интересов и должна быть нацелена на решение вопросов её развития в ближайшей перспективе. Разработка документов региональной политики формирует возможности модернизации РСПО как основы для социально-экономического развития конкретных территорий. РСПО рассматривается в каче-
стве инфраструктуры по обеспечению экономики востребованными инновационными кадрами.
Государственная программа РФ «Развитие образования» до 2025 г. задаёт направления развития РСПО, в ней выделены такие наиболее важные стратегические ориентиры, как: 1) качество образования; 2) доступность образования; 3) онлайн-об-разование [4]. Таким образом, в государственных программах субъектов РФ (табл. 1) должен быть отражён территориальный аспект развития РСПО.
Анализ государственных программ субъектов показал, что в каждой выделена кадровая проблема - нехватка инновационных кадров для отраслей экономики. В связи с чем в государственных программах субъектов особое внимание уделено подготовке востребованных экономикой региона кадров. Следует также отметить, что программы развития образования всех субъектов разработаны с учётом сложившейся в них социально-экономической ситуации, т.е. решение выявленных проблем является целенаправленным.
Назовём некоторые программы (проекты) субъектов, направленные на решение кадровых проблем, например, такие как: «Уральская инженерная школа» (подготовка инженерных кадров) в Свердловской области; в Пермском крае - «Профессиональное образование и наука» (цель - заинтересовать молодёжь жить и работать в родном крае); в Удмуртской Республике - «Вузы как центры пространства создания инноваций» (подготовка кадров для производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции) и другие.
Рассмотрим динамику показателей, характеризующих модернизацию РСПО в соответствии со стратегическими направлениями госпрограммы РФ (качество, доступность, онлайн-образование):
Таблица 1
Действующие государственные программы развития системы образования субъектов Урала
Субъект Название документа Период
Свердловская область «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» (http://minobraz.egov66.ru/article/ show/id/1060) 2016-2024 гг.
Республика Башкортостан «Развитие образования в Республике Башкортостан» (http://docs.cntd.ru/document/463501208) 2013-2025 гг.
Курганская область «Развитие образования и реализация государственной молодёжной политики» (http://docs.cntd.ru/document/432868344) 2016-2020 гг.
Оренбургская область «Развитие образования Оренбургской области» (http://docs.cntd.ru/document/460154667) 2014-2020 гг.
Пермский край «Образование и молодёжная политика» (http://docs.cntd.ru/document/4949 02414) 2014-2022 гг.
Удмуртская Республика «Развитие образования» (http://docs.cntd.ru/document/463802497) 2013-2021 гг.
Челябинская область «Развитие образования в Челябинской области» (http://docs.cntd.ru/document/ 446623023) 2018-2025 гг.
Очевидно, что с развитием технических средств, требованиями на государственном уровне (онлайн-образование) показатели применения электронной формы обучения и ДОТ (доступность) будут увеличиваться. Приведённая статистика свидетельствует о происходящем процессе цифровизации образовательного пространства регионов, способствующей повышению доступности образовательной среды для потребителей. Но вместе с тем остаются нерешёнными некоторые другие проблемы, влияющие на качество модернизации РСПО.
Документы федеральной и региональной политики направлены на решение выявленных проблем, но вместе с тем существуют другие проблемы, вызванные неравными стартовыми условиями для территорий в процессе проводимой реформы. Следует отметить проблему, выявленную Е.В. Балацким и Н.А. Екимовой в исследовании состояния образовательной среды регионов. Авторы пришли к выводу о недостаточности использования имеющегося научно-образовательного потенциала территорий (выявили процесс сжимания ядра эффективных регионов на фоне расширения научно-образовательной периферии) [10]. Это свидетельствует об остающейся актуальной проблеме дифференциации социально-экономического развития регионов [11; 12]. Для решения выделенных и других проблем требуется время и разработка дальнейших целенаправленных мероприятий, согласующихся на федеральном и региональном уровнях.
Выявляемые проблемы вызывают необходимость генерирования новых подходов к формированию и использованию накопленного человеческого капитала, в том числе кадрового потенциала. По мнению исследователей, каждый регион Таблица 3
Использование ДОТ для реализации образовательных программ организациями СПО и ВО субъектов Уральского региона [составлено автором по: 9]
применение специальных программных средств (табл. 2), реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) (табл. 3), с применением электронного обучения (далее - ЭО) (табл. 4).
Данные таблицы 2 показывают положительную динамику использования специальных программных (цифровизация, онлайн-образование) средств в деятельности профессиональных образовательных организаций субъектов (СПО и ВО) Урала.
По данным таблицы 3 также видим положительную динамику применения ДОТ в организациях профобразования большинства субъектов, кроме Курганской и Челябинской областей. В них большее число организаций профобразования находится в сельской местности, где условия не всегда соответствуют для использования ДОТ.
Электронное обучение является новейшей формой, в связи с чем в федеральной базе статистики данные представлены только за 2015 и 2016 гг. (табл. 4).
Несмотря на то, что объем статистических данных недостаточен, за два года в большинстве субъектов можно отметить положительную динамику.
Таблица 2
Показатели применения специальных программных средств организациями СПО и ВО в субъектах Уральского региона [составлено автором по: 8]
Субъекты Наличие специальных программных средств (кроме программных средств общего назначения), всего
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Республика Башкортостан 933 871 1291 1407
Удмуртская Республика 442 442 561 628
Пермский край 800 780 619 966
Оренбургская область 637 616 740 791
Курганская область 247 235 313 335
Свердловская область 1445 1429 1790 1714
Челябинская область 932 836 1116 1070
Субъекты Реализация образовательных программ, в том числе:
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
основных дополнительных основных дополнительных основных дополнительных основных дополнительных
Республика Башкортостан 44 34 39 33 54 35 65 37
Удмуртская Республика 22 18 18 18 27 17 29 16
Пермский край 25 24 30 27 21 11 52 11
Оренбургская область 15 18 11 18 27 13 52 17
Курганская область 16 10 11 8 8 3 11 5
Свердловская область 71 47 73 46 92 34 75 34
Челябинская область 52 31 82 34 54 18 40 11
Таблица 4
Показатели реализации образовательных программ с применением ЭО организациями ВО и СПО в субъектах Уральского региона [составлено автором по: 9]
Субъекты Образовательные организации ВО Образовательные организации СПО
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
Республика Башкортостан 25 24 112 134
Удмуртская Республика 15 22 46 60
Пермский край 27 25 42 74
Оренбургская область 9 9 76 95
Курганская область 14 14 14 10
Свердловская область 60 49 145 152
Челябинская область 51 38 112 82
страны в состоянии самостоятельно определять направления собственной стратегии развития, где «приоритет должен быть отдан подготовке кадров, образованию, исследованиям и разработкам в области ГГ-технологий...», единая цифровая среда даёт возможность равного доступа к получению современного качественного образования [12, с. 22, 23].
На основе изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Анализ статистических данных и нормативных документов свидетельствует о происходящем процессе модернизации системы профессионального образования регионов;
2. РСПО в современных условиях выступает основой для подготовки востребованных инновационной экономикой кадров, модернизация которой может способствовать совершению технологического прорыва страны;
3. Модернизация РСПО и инновационное развитие экономики непосредственно связаны для достижения цели - подготовки востребованных экономикой инновационных кадров;
4. Своевременное выявление проблем развития территорий и их последовательное целенаправленное решение на федеральном и региональном уровнях будет способствовать инновационному развитию регионов и страны.
Литература:
1. Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Фёдоров И.В. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических кадров. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 308 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018 г.) // СПС «Консультант-Плюс».
3. Дворядкина Е.Б., Силин Я.П., Новикова Н.В. Экономическая безопасность: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. - 194 с.
4. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». - URL: http://base. garant.ru/71848426/5df3cf44452 aab7de28d69de 5bee2373/#ixzz5Z7b2JE6f
5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. - URL: https://минобрнауки.рф/ board/319/file/2293/ 13.06.17
6. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы. - URL: http://static.government. ru/media/files/cWukC nDBv5U.pdf
7. Ефимова Е.Г. Анализ пространственной структуры региональной системы профессионального образования // Наука и бизнес: пути развития. -2018. - № 12 (93). - С. 236-239.
8. Масалимова А.Р., Вакс В.Б., Квон Г.М. Влияние инновационных технологий на формирование профессиональных компетенций студентов // Концепт. - 2018. - № 9. - С. 116-127.
9. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: https://минобрнауки. рф/ министерство/статистика/
10. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Российская модель сопряжения академической результативности и образовательного потенциала регионов // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2017. - № 5 (73). - С. 109-127.
11. Анимица Е.Г. Региональное управление. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. - 84 с.
12. Силин Я.П., Анимица Е.Г. Контуры формирования цифровой экономики в России // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2018. - Т. 19. - № 3. - С. 18-25.
Modernization of a System of Professional Education -a Basis of Innovative Development of the Region
E.G. Efimova Ural State Economic University
In article conditions and problems of development of the personnel potential acting as a basis for formation of innovative economy of Russia are analysed. The documents offederal and regional policy directed to modernization of a system of professional education are considered and generalized, the analysis of the statistics characterizing dynamics of modernization of a system ofprofessional education on the example of the Ural macroregion is made.
Key words: modernization of a system ofprofessional education, preparation of innovative shots, innovative economy.