Научная статья на тему 'Реалии и перспективы развития средней профессиональной школы в региональном образовательном пространстве'

Реалии и перспективы развития средней профессиональной школы в региональном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средняя профессиональная школа / студенты / доступность программ / дуальное образование / secondary vocational school / students / program availability / dual education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Н. Банникова, Э. Б. Коровина

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №15-03-000 69 Российская многоукладная экономика и многообразие профессионально-образовательных интересов населения формируют рыночный спрос на инженерное образование различного уровня и характера. Сегодня актуализируется проблема восстановления полноценной системы среднего образования, повышения её конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALITIES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SECONDARY PROFESSIONAL SCHOOL IN THE REGIONAL EDUCATIONAL SPACE

The Russian economy and the diversity of the vocational and educational interests of the population form a market demand for engineering education of various levels and character. Today, the problem of restoring a full-fledged system of secondary professional education, increasing its competitiveness, is being actualized.

Текст научной работы на тему «Реалии и перспективы развития средней профессиональной школы в региональном образовательном пространстве»

YAK 377.5 ББК 74.47

Л.Н. БАННИКОВА, Э.Б. КОРОВИНА

РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

L.N. BANNIKOVA, E.B. KOROVINA

REALITIES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SECONDARY PROFESSIONAL SCHOOL IN THE REGIONAL EDUCATIONAL SPACE

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №15-03-000 69

Российская многоукладная экономика и многообразие профессионально-образовательных интересов населения формируют рыночный спрос на инженерное образование различного уровня и характера. Сегодня актуализируется проблема восстановления полноценной системы среднего образования, повышения её конкурентоспособности.

The Russian economy and the diversity of the vocational and educational interests of the population form a market demand for engineering education of various levels and character. Today, the problem of restoring a full-fledged system of secondary professional education, increasing its competitiveness, is being actualized.

Ключевые слова: средняя профессиональная школа, студенты, доступность программ, дуальное образование.

Key words: secondary vocational school, students, program availability, dual education.

В системе среднего профессионального образования происходят серьезные структурные изменения, связанные с процессом регионализации системы среднего профессионального образования, её переводом из федерального подчинения региональным органам власти. В течение последних десяти лет в системе подготовки специалистов среднего уровня отмечается устойчивый отрицательный тренд, связанный с сокращением приема и численности обучающихся и выпускников учреждений среднего профессионального образования. Подобная ситуация вызвана неблагоприятной демографической ситуацией (длительный период спада рождаемости в стране в 2000-х годах), а также предпочтением выпускников школ в получении высшего, а не среднего профессионального образования [1]. Структура обучающихся в российских учреждениях профессионального образования в 2014 году выглядела так: каждый десятый студент (9%) обучался на программах подготовки квалифицированных рабочих, служащих, ещё четверть (26%) - на программах подготовки специалистов среднего звена, остальные (65%) - студенты вузов [8].

В статистике численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО), учитывается как общее число обучающихся, так и количество студентов в расчете на 10 000 человек населения. Последний показатель оценивается как индикатор доступности программ подготовки специалистов среднего звена. Так, если по Уральскому федеральному округу численность студентов СПО сопоставима с чис-

ленностью обучающихся в Северо-Западном, Южном федеральных округах, то индикатор доступности программ подготовки специалистов среднего звена сопоставим с уровнем Приволжского, Дальневосточного округов, превышает средний показатель по РФ (табл. 1).

Таблица 1

Численность студентов и доступность образовательных программ среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена по субъектам Российской Федерации, 2014-2016 гг.

Субъекты РФ Численность студентов СПО на 2016 год (в % от контингента по РФ) [7, с. 344-345] Численность студентов СПО-2 на 10 000 человек населения на 2014 год (кол-во чел.) [4]

Российская федерация 100 138

Центральный ФО 21,5 106

Северо-Западный ФО 9,0 116

Южный ФО 10,4 140

Северо-Кавказский ФО 5,4 96

Приволжский ФО 23 159

Уральский ФО 9,7 158

Сибирский ФО 15,1 144

Дальневосточный ФО 4,8 154

В таблице 1 использованы аббревиатуры СПО-1 и СПО-2, введенные экспертами Центра исследования среднего профессионального образования НИУ ВШЭ. СПО-1 - профессиональные образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования - исключительно программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих. СПО-2 - профессиональные образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена [9].

Оценка динамики изменения индикаторов доступности российских образовательных программ профессиональной подготовки разного уровня с 2000 по 2014 годы выявила резкое (более чем в два раза) снижение доступности программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (СПО-1), некоторое уменьшение (на 15%) доступности программ подготовки специалистов среднего звена (СПО-2) и рост (на 23%) доступности программ высшего профессионального образования (ВПО), бакалавриата, специалитета и магистратуры (табл. 2).

Таблица 2

Динамика изменения доступности образовательных программ профессионального образования за период 2000-2014 годы (кол-во на 10 000 чел.) [7, с. 297-407]

Субъекты РФ СПО-1 СПО-2 ВПО

2000/ 2001 2013/ 2014 2000/ 2001 2013/ 2014 2000/ 2001 2013/ 2014

Российская Федерация 115 54 161 138 324 398

Уральский федеральный округ - - 174 158 293 372

Свердловская область - - 201 181 339 386

Тюменская область - - 121 131 253 344

Челябинская область - - 188 157 303 400

Курганская область - - 176 152 189 312

Ханты-Мансийский автономный округ - - 72 116 98 238

Ямало-Ненецкий автономный округ - - 136 65 - 136

Сравнительный анализ индикаторов доступности образовательных программ профессионального образования субъектов Уральского федерального округа по имеющимся данным статистики возможен лишь по программам СПО-2 и ВПО. В сравнении с общероссийскими показателями индикатор доступности программ СПО-2 на Урале снизился лишь на 10% (при 15% по РФ).

По Свердловской области доступность программ подготовки специалистов среднего звена уменьшилась на 11%, по Челябинской области - почти на 20%. Немного вырос (на 8%) этот показатель в Тюменской области (рост в основном за счет Ханты-Мансийского автономного округа). В то же время индикаторы доступности программ высшего профессионального образования по Уральскому федеральному округу выше среднероссийских: рост на 27% (при 23% по РФ). Наибольший рост доступности таких программ по Тюменской области - 36%, по Челябинской области - 32% и 14% - по Свердловской области.

Обеспеченность предприятий промышленного комплекса Свердловской области достаточным количеством высококвалифицированных технических специалистов является залогом и непременным условием стабильного развития реального сектора экономики в регионе. Опыт большинства передовых экономик свидетельствует, что в первую очередь благодаря труду специалистов среднего звена достигаются основные успехи в промышленности и технологии [2, с. 55]. Относительно низкая стоимость и короткий срок обучения делают среднее специальное образование привлекательным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.

По состоянию на 1 октября 2016 г. В Свердловской области действует 129 профессиональных образовательных организаций (118 государственных и 11 негосударственных) с общей численностью обучающихся 98777 человек. В структуре контингента студентов средней профессиональной школы, как среди квалифицированных рабочих, служащих, так и специалистов среднего звена преобладают технические специалисты (табл. 3).

Таблица 3

Структура контингента студентов СПО субъектов Уральского федерального округа по типам и видам образовательных программ, 2016 г. (в % [4])

УФО Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

Доля от контингента РФ 9,7 0,66 3,74 1,15 0,98 2,85 0,31

Доля студентов, обучающихся по программам СПО-1 18,7 19,5 17,5 17,4 22,7 18,4 28,2

Доля студентов, обучающихся по программам СПО-2 81,3 80,5 82,5 82,6 77,3 81,6 71,8

Доля студентов, обучаюшихся по программам «Инженерное дело, технологии и технические науки» от всего контингента 58 51 55 53 67 60 66

Доля обучающихся по программам «Инженерное дело, технологии и технические науки», среди студентов СПО-1 81 70 80 74 90 82 97

Доля, обучающихся по программам «Инженерное дело, технологии и технические науки», среди студентов СПО-2 51 46 48 48 58 54 52

Доля обучающихся по программам СПО-2 превышает в 3-4 раза число студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. В структуре контингента по каждой из этих программ обучения более половины студенты технического профиля подготовки, а программы СПО-1 реализуют подготовку квалифицированных рабочих и служащих только по техническим специальностям, за небольшим исключением. Это связано со спецификой Урала как старопромышленного района, отличающегося исторически сложившейся устойчивой производственной структурой.

Не менее острой для системы СПО остается проблема качества подготовки специалистов, их востребованности на региональном рынке труда. Несмотря на то, что спрос на выпускников СПО существенно превосходит предложение, почти половина всех зарегистрированных безработных Свердловской области имеют такое образование. В составе безработных граждан доля имеющих высшее профессиональное образование составила 19,3%, среднее профессиональное образование - 43,1%, среднее общее образование - 18,1%, основное общее образование - 17,4%, не имеющих основного общего образования - 2,1% [3]. Невостребованность на рынке труда может быть связана как с несоответствием квалификации и компетенций этих людей запросам рынка, так и самим нежеланием выпускников СПО трудоустраиваться официально.

В рамках мониторинга экономики образования в интересах Миноб-рнауки России исследователями Высшей школой экономики при участии Левада-Центра и Фонда «Общественное мнение» регулярно с 2002 года проводятся исследования преподавателей и студентов профессиональных образовательных организаций, а в 2016 г. впервые был проведен общероссийский опрос работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей. Анализ данных опросов разных групп респондентов (студентов, преподавателей, работодателей) позволил исследователям сделать вывод о том, что обучение массовым профессиям и специальностям СПО не направлено на выработку способностей у выпускников решать реальные задачи на работе, используя полученный багаж теоретических знаний, технологию и навыки работы с оборудованием. Иными словами, есть проблема с приобретением компетенций, позволяющих применить полученные знания и навыки к решению реальных производственных задач. Снизить остроту обозначенной проблемы могло бы распространение дуальной модели обучения, которая позволяет набрать опыт работы по профессии [1, 10, 11].

Термин «дуальное образование (обучение)» пока не определен на федеральном и региональном уровне, и на сегодняшний момент в Российской Федерации отсутствует опыт разработки документов, закрепляющих требования к дуальной модели образования (обучения). На сайте Агентства стратегических инициатив (АСИ) дуальное образование определяется как вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть - на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе [5].

Дуальная модель обучения в России находится только на начальной стадии реализации. Согласно результатам опроса, пока работодатели слабо информированы о дуальной модели. Знают или слышали что-либо о ней 36% опрошенных руководителей компаний. Руководители предприятий машиностроения, металлообработки и энергетики оказались более осведомлены (43%) об этом механизме подготовки кадров, наименее знакомы с ним транспортные и строительные компании - менее трети опрошенных [1, с. 27]. В ходе опроса российские работодатели изучаемых секторов экономики чаще проявляют интерес к развитию связей с профессиональными образователь-

ными организациями, чем с вузами. Для распространения дуальной модели обучения нужно вести более широкую информационную кампанию как среди профессиональных образовательных организаций, так и среди бизнеса.

Вошедшая в число пилотных территорий по реализации новых стандартов кадрового обеспечения промышленного роста Свердловская область активно реализует региональную комплексную программу «Уральская инженерная школа». Целью Программы является «обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учётом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства» [6].

Институциональным механизмом достижения целевых установок программы является государственно-частное партнерство субъектов межсекторного взаимодействия. На сегодняшний день завершается пилотный этап реализации программы. «Уральская инженерная школа». Проведено значительное количество мероприятий по созданию в регионе непрерывной системы подготовки новой генерации инженерных кадров. Вместе с тем, несмотря на заявленный в Программе развития Уральской инженерной школы постоянный контроль над ходом реализации программы, никаких мониторинговых работ по оценке промежуточных результатов пилотного этапа реализации программы пока не проводилось. Отсутствует публичная оценка промежуточных результатов реализации данной программы, призванная обеспечить баланс интересов всех стейкхолдеров программы. Между тем анализ требований основных заказчиков инженерных квалификаций, крупных производственных предприятий региона, изучение особенностей их инновационного поведения позволяет не только уточнить объём и содержание запроса на подготовку технических специалистов, но и выявить социальные эффекты действующих новых моделей подготовки (дуальное и проектное обучение, дистанционная модель, системная инженерия), обозначить способы согласования интересов всех субъектов образовательного взаимодействия, как представителей образования, так и практической инженерии.

Литература

1. Бондаренко, Н.В Анализ взаимодействия системы среднего профессионального образования и работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей [Текст] : информационный бюллетень / Н.В. Бондаренко // Мониторинг экономики образования. - 2017. - № 6 (105). -48 с.

2. Гаспаришвили, А.Т. Ссузы глазами выпускников: работа vs продолжение образования [Текст] / А.Т. Гаспаришвили // Вестник Института социологии. -2016. - № 4 (19). - С. 53-74.

3. Занятость и безработица в Свердловской области [Электронный ресурс] : экспресс-информация. - 2017. - № 8. - Режим доступа: https://szn-ural.ru/ стз_ (дата обращения: 28.09.2017).

4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2016/ (дата обращения 28.09.2017).

5. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asi.ru/staffing/dualeducation/ (дата обращения: 28.09.2017).

6. О комплексной программе «Уральская инженерная школа» [Электронный ресурс] // Указ губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года. № 453-УГ. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 422448790 (дата обращения: 20.09.2017).

7. Образование в Российской Федерации: 2014 [Текст] : стат. сб. / Г.В. Андру-щак [и др.]. - М. : НИУ ВШЭ, 2014. - 464 с.

8. Образование в цифрах: 2016 [Текст] : краткий стат. сб. / Л.М. Гохберг [и др.]. - М. : НИУ ВШЭ, 2016. - 80 с.

9. Рощина, Я.М. Образовательные и трудовые практики преподавателей и студентов профессиональных образовательных организаций в 2014 году. [Текст] : информационный бюллетень / Я.М. Рощина, Ф.Ф. Дударев // Мониторинг экономики образования. - 2016. - № 7 (96). - 68 с.

10. Травкин, П.В. Преподаватели и студенты профессиональных образовательных организаций: массовые профессии и специальности [Текст] : информационный бюллетень / П.В. Травкин, Ф.Ф. Дудырев, О.А. Романова // Мониторинг экономики образования. - 2017. - № 11 (110). - М. : НИУ ВШЭ. - 60 с.

11. Шугаль, Н.Б. Массовые профессии и специальности в среднем профессиональном образовании [Электронный ресурс] : Информационно-аналитические мат-лы по результатам соц. обследований / Н.Б. Шугаль // Мониторинг экономики образования. - 2017. - Вып. № 5 (31). - Режим доступа: https://regatlas.ru/monitoring/regulativeMSO/ memo_analysis31/ (дата обращения 26.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.