DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-3-08
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ: СООТВЕТСТВИЕ ПРОФЕССИИ И РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Долженко Р.А.*1, Антонов Д.А. 1 2
Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45)
2Департамент по труду и занятости Свердловской области (620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. Фурманова, д. 107)
*E-mail: [email protected]
Аннотация. Вопросы трудоустройства выпускников ссузов, их занятости по профессии, полученной в образовательной организации, являются крайне актуальными для экономики региона, предприятий и самих молодых людей. В нашей стране создана целая система институтов, способствующих занятости населения и обеспечивающих трудоустройство безработных, из которых ключевой являются службы занятости. Данной системой охвачена лишь часть трудоспособного населения, ищущего работу, особенно из тех, кто недавно получил образование. Для оценки того, насколько актуальна работа служб занятости с молодыми людьми, которые получили среднее профессиональное образование и планируют работать по специальности, нами было проведено выборочное обследование центров занятости Свердловской области. В статье представлены результаты исследования, позволяющего оценить востребованность молодых специалистов после окончания учебы и роль служб занятости в трудоустройстве по специальности. Были изучены документы 1441 человек со средним профессиональным образованием, полученным после 2013 года, которые обратились за помощью в трудоустройстве в 43 центра занятости региона. Оценка показала, что менее половины из них (39,8%) трудоустроились по полученной или смежной профессии (специальности). Данные по центрам занятости позволили сделать вывод о том, что крупные города (Екатеринбург, Нижний Тагил) обладают более высокими возможностями выбора места работы по специальности, и показатель трудоустройства у них выше по сравнению со среднеобластным уровнем, в то время как в остальных городах, он значительно ниже, что говорит о необходимости активизации деятельности служб занятости по данному направлению в этих населенных пунктах. В заключении представлены рекомендации органам государственной власти, предприятиям и образовательным организациями региона.
Ключевые слова: занятость населения, работа по специальности, образовательные организации, службы занятости, востребованность молодых специалистов
© Долженко Р.А., Антонов Д.А. [текст], 2018.
Несогласованность профобразования и рынка труда является ключевым фактором низкой эффективности образовательной системы, в том числе в области среднего профессионального образования. Отметим, что она проявляет себя не только в том, что выпускники образовательных организаций не могут найти работу и растет уровень молодежной безработицы, но и в том, что многие из них трудоустраиваются не по специальности. Кроме того, проблема зачастую рассматривается «сама в себе», а также через призму взаимодействия отдельных участников образовательного процесса (преподаватели — студенты, учителя — школьники, вузы — работодатели), тогда как службам занятости населения уделяется недостаточное внимание, несмотря на то, что основная цель их деятельности связана с обеспечением трудоустройства и занятости населения. В их услугах, в первую очередь, нуждается молодежь со средним профессиональным образованием, поэтому проблема трудоустройства по специальности для них должна рассматриваться в контексте эффективности работы служб занятости.
Цель данного исследования — оценить степень совпадения профессии по диплому и первого места работы выпускников учебных заведений среднего профессионального образования (техникумов, колледжей, училищ) Свердловской области, которые обращались в центры занятости региона с целью поиска места работы, что позволяет определить приоритеты и результативность деятельности служб занятости по данному направлению.
Обзор литературы по проблеме
соответствия профессии по диплому и работы
Проблемы, связанные с низким уровнем соответствия профессии по диплому и работы, вызывают значительный интерес исследователей как в нашей стране [1-10], так и за рубежом [11-15], в силу их актуальности, сложности в решении, недостаточности официальной информации, разнообразия в интерпретации причин и т.д. Выводы ученых, как правило, однозначны. Обобщенно их можно выразить словами А.Н. Кочеткова о том, что работа не по специальности является привычным явлением для нашей страны, которое в силу «эффекта привыкания» стало нормой [6].
В работе Е.В. Балацкого прямо указывается на то, что современная российская система высшего образования находится в состоянии коллапса из-за последовательного прохождения двух этапов реформирования, которые шли в разрез с макроэкономическими трендами, свидетельствовали об отрыве системы образования от нужд, возможностей и потребностей страны, виртуальном характере российского образования [1]. С его точки зрения проблема вызвана тем, что в процессе реформирования вузы оказались дезориентированы в части понимания того, кого нужно готовить для экономики, а абитуриенты не представляют будущего и не знают степени востребованности разных специальностей на рынке труда. В итоге отечественный рынок труда получил массовое и некачественное высшее образование, эрозию ценности дипломов.
И.В. Соболева в своей работе ука-
зывает на то, что образование является социальным благом и не должно в полной мере регулироваться рыночными механизмами. Именно они приводят к максимизации мотивации получения выгоды от образования, не связанные непосредственно с обучением (получение диплома, отсрочка от армии). Как результат: «не только высшее, но и среднее профессиональное образование упорно поставляет на рынок труда кадры, ни по структуре, ни по качественным характеристикам не отвечающие текущим потребностям работодателей, не говоря уже о перспективных» [9]. К работодателям система образования прислушивается лишь в той мере, в которой они готовы финансировать образовательный процесс. Ученый рекомендует для устранения этой проблемы:
а) разрабатывать прогнозы перспективной потребности в кадрах,
б) создать систему независимой оценки качества профессионального образования с подсистемой присвоения квалификаций,
в) пересмотреть подходы к оплате труда педагогов,
г) расширить возможности продолжения образования на разных этапах трудовой жизни (что особенно актуально сейчас в контексте предстоящего повышения границы пенсионного возраста).
В исследовании А.Ю. Мягкова, которое связано с оценкой соответствия ожиданий студентов технического вуза и потенциальных работодателей, выделяются некоторые важные аспекты проблемы: вузовская система ориентирована на широту и универсальность образования,
дает в основном теоретические знания, оторвана от актуальных потребностей производства, на выходе формирует у студентов компетенции, которые не в полной мере нужны реальному сектору экономики, как результат, искажает ожидания студентов, формирует неадекватные представления о трудовой сфере [7].
В работе Н.Н. Труфановой по результатам проведенного исследования приводятся доводы о несоответствии запросов работодателей, потребностей рынка и выборов абитуриентов своих будущих профессий. Однако автор ничего не говорит о возможных путях решения этих проблем [10].
Большая часть других исследований связана с проблемами общего и высшего образования в нашей стране, в том числе в сфере соответствия спроса рынка труда и предложения специалистов, которых готовит система образования. Публикаций, в которых анализируется данная проблема применительно к сфере среднего профессионального образования, крайне мало. Более того, для большей части из них характерны общие выводы, дублирующие точки зрения авторов, исследующих систему вузовского образования. Ни в одной работе не сделаны попытки оценить деятельность службы занятости, которая и призвана решать эти проблемы. Лишь в одной работе приводится модель сетевого взаимодействия образовательных организаций региона и служб занятости [8], однако она не аргументирована результатами исследований, данными об апробации, описанием реальных кейсов. Без соответствующего исследования возможностей служб занято-
сти, макро и микро-условий реализации подобной деятельности в регионе, внедрение данной модели может не дать желаемых результатов.
Таким образом, обзор научной литературы показывает, что проблемы среднего профессионального образования и роли служб занятости в трудоустройстве выпускников исследуются наименее активно.
Чтобы понять насколько деятельность, проводимая службами занятости Свердловской области по трудоустройству выпускников средних профессиональных учреждений по специальности, эффективна, было проведено исследование соответствия профессий, специальностей, указанных в дипломах, месту работы за двухлетний период.
Методика исследования
Основным информационным ресурсом о трудоустройстве выпускников, обратившихся в службу занятости населения региона, являлись данные программного комплекса «Катарсис», который представляет собой единую региональную информационную систему, обеспечивающую работу всех уровней службы занятости в регионе. В Свердловской области созданы и поддерживаются региональные банки данных личных дел получателей государственных услуг, организаций, вакансий, заявленных работодателями в службу занятости в установленном порядке, заключенных договоров и иное.
В ходе исследования использовались следующие данные, полученные на основании представленных гражданами документов (паспорт, документ об образовании, трудовая
книжка и т.п.): адрес, телефон; электронная почта; лица, находящиеся на иждивении заявителя, отношение к занятости (занятый/незанятый
гражданин); основание (причина) незанятости; дата наступления незанятости; последнее место работы; средний заработок; образование; имеющиеся профессии, опыт работы; общий стаж работы.
Для реализации цели исследования осуществлено сопоставление признаков (данных), содержащихся в электронной карточке клиента во вкладках «основные сведения» и «результаты работы», а именно:
• об образовании, профессии (специальности);
• о форме обучения гражданина;
• о профессии трудоустройства;
• об опыте работы;
• о последнем месте работы.
В случае, если место работы выпускника после окончания обучения было единственным, то учитывалась информация из строки «последнее место работы», если выпускник был трудоустроен несколько раз, то анализировались данные строки «опыт работы» на предмет первого места работы.
К ограничениям разработанной методики следует отнести сугубо регламентированное количество признаков, не позволяющее установить причины потери работы гражданами или причины изначального трудоустройства не по профессии (специальности) полученной в учреждении сферы профессионального образования. Данное ограничение методики в дальнейшем было нивелировано путем проведения выборочного социологического опроса обратившихся в центры занятости выпускников.
Для анализа и последующей оценки трудоустройства выпускников со средним профессиональным образованием по полученной профессии /специальности (СПО) были исследованы данные 1441 выпускников учебных заведений среднего профессионального образования (техникумов, колледжей, училищ), обучавшихся очно по основным образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих/служащих и специалистов среднего звена и обратившихся в центры занятости Свердловской области.
Выбор территориальных центров занятости был осуществлен исходя из субрегионального (территориального) принципа размещения трудовых ресурсов и особенностей рынков труда. Государственное казенное учреждение (далее ГКУ) «Екатеринбургский ЦЗ», обслуживает население г. Екатеринбурга — мегаполиса, являющегося центром притяжения рабочей силы из других субрегионов Свердловской области, имеющий относительно подвижный рынок труда по динамике вакансий и возможностям выбора работы для соискателей, а также развитый и конкурентный рынок образовательных услуг;
ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ», обслуживает население Нижнего Тагила и Пригородного района. Нижний Тагил является центром горнозаводского управленческого округа, с высокой концентрацией промышленного производства и развитой сетью организаций сферы профессионального образования (вузы, техникумы, колледжи, учебные центры предприятий, организации дополнительного профессионального образования).
ГКУ «Каменск-Уральский ЦЗ», обслуживает население г. Каменска-
Уральский и Каменского района. Город Каменск-Уральский — центр Южного субрегиона и Южного управленческого округа с высокой концентрацией промышленного производства, развитой сетью организаций сферы профессионального образования, относительно стабильным рынком труда.
ГКУ «Первоуральский ЦЗ» обслуживает население г. Первоуральск — центра Западного управленческого округа, рынок труда характеризуется маятниковой миграцией трудоспособного населения в мегаполис (г. Екатеринбург), а также спросом на рабочую силу промышленных предприятий, имеющих высокотехнологичные производства. На рынок образовательных услуг также влияет рынок образовательных услуг мегаполиса.
ГКУ «Краснотурьинский ЦЗ» обслуживает население г. Краснотурь-инск, являющегося центром Северного управленческого округа и несущего в себе особенности северного субрегина Свердловской области. Рынок труда этого муниципального образования переживает трансформацию в связи с модернизацией градообразующего предприятия по переработке бокситов и производству алюминия, рынок образовательных услуг требует изменений в связи необходимостью диверсификации экономики и обеспечения занятости населения.
Таким образом, исходя из особенностей рынков труда, инфраструктуры профессионального образования и рынков образовательных услуг, выделяются три группы «пилотных» территорий:
• мегаполис, с разнообразием возможностей получения профессионального образования и даль-
нейшего трудоустройства и «подвижностью» рынка труда;
• крупные города, с концентрацией промышленного производства и развитой инфраструктурой профессионального образования (г. Нижний Тагил, г. Каменск-Уральский, г. Первоуральск);
• средний город (г. Краснотурь-инск) с трансформирующимся рынком труда, имеет статус «ТОР» и относительно ограниченную инфраструктуру профессионального образования. Отметим, что в Свердловской области в настоящий момент действуют 168 организаций, реализующих программы СПО, в том числе 41 филиал. В них учиться 106 365 студентов СПО (это 3,73% от всего контингента по РФ), из них чуть больше половины обучаются инженерному делу, технологиям и технологическим наукам1. Согласно данным мониторинга деятельности образовательных организаций по трудоустройству выпускников СПО в 2013 г., доля трудоустройства в области составляла не более 50%, к концу 2015 г. — около 65%. В Уральском ФО этот показатель была еще выше — 83%2.
Сведения о соответствии (несоответствии) профессий (специальностей), указанных в дипломах 2013 г. о среднем профессиональном образовании 1411 гражданина очной формы обучения, обратившихся в 2013-2015 годах в 43 центра занятости за содействием в трудоустройстве, профессиям, специальностям, должностям служащих первого места работы представлены в табл. 1. Отметим, что
выборка была нормирована исходя из процентного соотношения населения в рассматриваемых городах Свердловской области.
Как видно из данных таблицы из 1411 выпускников СПО 850 трудоустроились после окончания образовательного учреждения не по специальности, это 60,2% от общего числа принявших участие в исследовании. По специальности или близкой к ней, трудоустроились 561 человек (39,8%). Ситуация обстоит несколько хуже у тех, кто выбрал образование, связанное с работой специалистов среднего звена, из них по специальности начали свой трудовой путь лишь 22,3%, по сравнению с 28,1% у тех, кто выбрал профессию рабочего и служащего.
Также важно оценить влияние места учебы и жительства молодого гражданина на перспективы его трудоустройства по специальности. Распределение выпускников СПО по профессии на первом месте работы и соответствие ее профессии (специальности) по диплому в городах Свердловской области представлено в табл. 2. Доля тех, кто официально работал в первый раз непосредственно по специальности в Екатеринбурге, составляла 24,4%. Еще 15,8% работали по профессии, которая соответствует профессиональному образованию. Остальные, а это почти 60%, трудоустроились не по специальности. И это данные по крупному областному центру, где проживают 1 млн. 456 тыс. человек3 и где значительно больше возможностей для трудоустройства.
1http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_spo/mat erial.php?type=2&id=10804
2http://fgosvo.ru/uploadfiles/others/Doklad_2016.
3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/bul_dr/mun obr2017.rar
Таблица 1
Соответствие профессий, специальностей, указанных в дипломах выпускников СПО, профессиям, специальностям, должностям служащих на первом месте работы
Table 1
Accordance of professions and specialties, indicated in diplomas with professions, specialties and positions of employees at the first place of work
Виды трудоустройства Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена Всего респондентов
Человек % Человек % Человек %
Трудоустроились по полученной в образовательной организации профессии (специальности) 247 28,1 119 22,3 366 25,9
Трудоустроились по профессии (специальности), относящейся к сфере профессиональной деятельности, соответствующей профессиональному образованию 91 10,4 104 19,5 195 13,8
Трудоустроились по профессии (специальности), не относящейся к сфере подготовки (по диплому) 540 61,5 310 58,2 850 60,2
Всего 878 100,0 533 100,0 1411 100,0
Источник: данные выборочного обследования.
Таблица 2
Данные о соответствии первой профессии и профессии по образованию выпускников СПО в крупнейших городах Свердловской области
Table 2
Data on the compliance of the first profession and profession by education in the largest cities of the Sverdlovsk region
Город Трудоустроились по полученной в образовательной организации профессии (специальности) Трудоустроились по профессии (специальности), относящейся к сфере профессиональной деятельности, соответствующей профессиональному образованию Трудоустроились по профессии (специальности), не относящейся к сфере подготовки (по диплому) Всего респондентов
человек % человек % Человек % Человек %
Екатеринбург 31 24,4 20 15,7 76 59,8 127 100,0
Нижний Тагил 35 23,8 20 13,6 92 62,6 147 100,0
Каменск-Уральский 28 32,2 12 13,8 47 54,0 87 100,0
Первоуральск 21 30,9 10 14,7 37 54,4 68 100,0
Краснотурьинск 10 10,1 62 62,6 27 27,3 99 100,0
Всего: 125 124 279 528
Источник: данные обследования.
Нижний Тагил — второй по размерам город региона, в котором по последним данным проживает почти 356 тыс. человек. В этом населенном пункте, который почти в 5 раз меньше Екатеринбурга, показатель по трудоустройству по специальности не на много ниже — 23,8%. Таким образом, ситуация с трудоустройством людей со средним профессиональным образованием в нем практически такая же, как областном центре. Это объясняется тем, что Нижний Тагил является промышленным центром Урала, по объемам отгруженных товаров собственного производства опережает даже Екатеринбург. Производство требует людей, имеющих необходимый уровень подготовки.
Население Каменск-Уральского составляет почти 170 тысяч человек. В нем расположены крупные промышленные предприятия, в том числе градообразующие, такие как ПАО «СинТЗ», РУСАЛ, ПАО «КУМЗ», ПО «Октябрь». В этом городе самый высокий уровень трудоустройства по специальности, он составляет 32,2%. В нем представлено большое число учебных заведений среднего профессионального образования, в том числе, созданных крупными предприятиями, что позволяет им готовить специалистов нужных для их производства.
В Первоуральске живет 124 тыс. человек. С 2014 г. он относится к моногородам с наиболее сложным социально-экономическим положением. По показателям трудоустройства выпускников СПО данный населенный пункт стоит в одном ряду с Каменск-Уральском, доли трудоустроенных по специальности в них практически не
отличаются друг от друга.
Наиболее сложная ситуация обстоит в городе Краснотурьинске, имеющим статус «ТОР», с трансформирующимся рынком труда, и крайне ограниченной инфраструктурой профессионального образования. На фоне остальных городов он выделяется крайне низкой долей работающих по специальности (10,1% от числа обследованных) и высокой — тех, кто работает в схожих сферах профессиональной деятельности (62,6% от числа обследованных).
Таким образом, можно констатировать следующие результаты исследования:
• разработана методика оценки соответствия профессии по диплому и первого места работы по записи в трудовой книжке, которая хотя и обладает большей трудоемкостью сбора данных, но позволяет оценить это соответствие более репрезентативно по сравнению с используемым Ми-нобрнауки РФ подходом сопоставления информации образовательных организаций и Пенсионного фонда России. Предлагаемый подход может быть апробирован на большей выборке, в разных регионах, с учетом экспертных оценок возможных поправок в качестве альтернативного способа оценки востребованности выпускников образовательных организаций на рынке труда;
• исследование показало, что менее половины специалистов со средним профессиональным образованием с дипломами 2013 г. очной формы обучения в Свердловской области, (39,8% от общей численности трудоустроенных
граждан) трудоустроились по полученной или смежной профессии (специальности) при содействии службы занятости;
• в крупных городах Свердловской области (г. Екатеринбург, г. Первоуральск, г. Каменск-Уральский, г. Нижний Тагил) выявлены незначительные различия в доле трудоустроенных по профессии (специальности) специалистов с уровнем среднего профессионального образования;
• в городах Екатеринбург, Нижний Тагил более высокая доля граждан (59,8% и 62,6%, соответственно) трудоустроившихся не по профессии (специальности), полученной в образовательной организации среднего профессионального образования, что может свидетельствовать о более высоких возможностях выбора места работы.
Первый вывод, заключается в том, что официальные данные по трудоустройству выпускников СПО, предоставляемые образовательными организациями в ходе мониторинга Ми-нобрнауки РФ по оценке эффективности деятельности образовательных организаций, существенно отличаются от данных проведенного исследования — 39,8% против 65% по Свердловской области и 83% в Уральском ФО. Отсутствие внимания к этому факту в долгосрочной перспективе приведет к вымыванию молодежи из средних и малых городов, что скажется в итоге на общем состоянии населенных пунктов.
Второй вывод — необходимо усилить профориентационную работу служб занятости среди жителей населенных пунктов, которая должна,
в том числе, показать бесперспективность получения образования только ради диплома. Нужно отходить от целевого назначения профориентации как системы обеспечения условий для профессионального выбора профессии с соответствующей психологической поддержкой, к выстраиванию конкретной карьерной траектории «профориентация — обучение — трудоустройство», в которой связка «обучение в образовательной организации» и «работа в организации» является очень важным звеном. Исследование показало, что доля молодых людей, которые обратились в службу занятости, незначительна на фоне общего количества обучающихся в учебных заведениях среднего профессионального образования региона. Однако, большая часть из них работала в первый раз не по специальности. В текущих условиях проблемой является не безработица среди молодежи, а то, что она работает не по специальности.
До сих пор не сформированы общие подходы к организации взаимодействия образовательных организаций с работодателями. Проблема трудоустройства во многом связана с тем, что заказчиком на образовательные услуги часто выступают желающие получить диплом ради диплома, в то время, как настоящим заказчиком должны стать работодатели, предоставляющие рабочие места для обучившихся.
Необходима реализация дуального обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте, на предприятии. В Свердловской области по данным Минобрнауки РФ доля
реализуемых образовательных программ с внедрением элементов дуального обучения менее 50%, в то время, как в ряде других регионов она составляет 77-79%. Именно службы занятости могут стать агре-гаторами реальной информации о потребностях организаций в специалистах по конкретным профессиям. Для этого должны быть организованы соответствующие мониторинги состояния рынка труда в муниципалитетах, которые позволят получить данные о ситуации, оперативно предложить рекомендации по устранению проблемных зон.
Исследование подтвердило предположение, что, несмотря на определенные действия Минобрнауки РФ в части стимулирования эффективного трудоустройства выпускников образовательных организаций, никаких существенных, содержательных из-
менений и решения проблемы обучения студентов ради диплома, а не формирования востребованных навыков, не произошло. Всё также, почти 2/3 выпускников образовательных организаций начинают работать не по специальности. Используемые при этом органами государственной власти подходы к оценке трудоустройства выпускников явно искажают общую реальную картину проблемы.
Решение проблем путем достижения определенных условных показателей фактически их не устраняет, поэтому применительно к исследуемой области — оценке соответствия профессии по диплому и места работы, необходима работа по организации реального взаимодействия образовательных организаций и работодателей под контролем органов занятости.
Литература
1. БалацкийЕ.В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2014. — № 4. — С. 111-140.
2. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С., Рыжикова З.А., Биляк Т.А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал Высшей школы экономики. — 2009. — Т. 13. — № 2. — С. 172-216.
3. Денисова И.А., Карцева М.А. Преимущества инженерного образования: оценка отдачи на образовательные специальности в России //Прикладная эконометрика. — 2007. — № 1. — С. 30-57
4. Ильчук С.Б. Востребованность выпускника на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2008. — Т. XI. — № 1. — С. 191-200
5. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. — 2018. — № 3. — С. 34-44
6. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия // Социологические исследования. — 2011. — № 5. — С. 82-90.
7. Мягков А.Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда //Социологические исследования. — 2016. — № 6. — С. 102109
8. Панкратова Т.Б., Пальянов М.П., Демченко А.Р., Лебедев В.И. Сетевое взаимодействие вузов и служб занятости // Высшее образование в России. — 2012. — № 7. — С. 139-148
9. Соболева И.В. Социальные и экономические аспекты реформирования образования // Вестник Института экономики РАН. — 2015. — № 4. — С. 103-117.
10. Труфанова Н.Н. Рынок труда и сфера образования: проблема взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология, Политология. — 2015. — Т. 15. — Вып. 1. — С. 46-50
11. Heijke H., Meng С., Ramaekers G. An Investigation Into the Role of Human Capital Competences and Their Pay-Off // International Journal of Man-power, 2002, vol. 24, no 7, pp. 750-773
12. McGuinness S. Overeducation in the Labour Market // Journal of Economic Surveys. 2006. Vol. 20, No. 3, pp. 387-418
13. Montmarquette C., Cannings K., Mahseredjian S. How Do Young People Choose College Majors? // Economics of Education Review, 2002, No. 21, P. 543-556
14. Nordin M., Persson I., Rooth D-O. Education-Occupation Mismatch: Is There an Income Penalty? // Economics of education review. 2010. No. 29 (6), 1047-1059
15. Robst J. Education and job match: The relatedness of college major and work // Economics of Education Review. 2007. No. 26. P. 397-407.
Благодарности и финансирование: выражаем благодарность Агафонову Василию Глебовичу, заместителю начальника отдела профессионального обучения и профессиональной ориентации Департамента по труду и занятости Свердловской области за организацию сбора данных для данного исследования.
Для цитирования:
Долженко Р.А., Антонов Д.А. Трудоустройство выпускников: соответствие профессии и работы (на примере Свердловской области) // Народонаселение. — 2018. — Т. 21. — № 3. — С. 109-121. DOI: 10.26653/1561 -7785-2018-21 -3-08.
Сведения об авторах:
Долженко Руслан Алексеевич, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Антонов Дмитрий Алексеевич, директор Департамента по труду и занятости Свердловской области, старший преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, Россия. Контактная информация: e-mail: [email protected]
DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21 -3-08
EMPLOYMENT OF GRADUATES: CONFORMITY OF PROFESSION AND WORK (THE CASE OF SVERDLOVSK REGION)
Ruslan A. Dolzhenko*1, Dmitry A. Antonov2
JUral State University of Economics (62/45 8 March st., Yekaterinburg, Russian Federation, 620144)
2State Employment Department of the Sverdlovsk Region (107Furmanova st., Yekaterinburg, Russian Federation, 620144)
*E-mail: [email protected]
Abstract. The issues of job placement of secondary vocational schools graduates, their employment according to the professions obtained at educational organizations, are extremely relevant to the economy of the region, the authorities, enterprises and young people themselves. To verify the reliability of official data, reports of educational organizations on the rate of employment of graduates and efficiency of employment service, we conducted a sample survey of the conformity (inconsistency) of the professions (specialties) indicated in graduates' diplomas to those offered by the employment centers of the Sverdlovsk region. The sample covered 43 employment centers of the region, in which documents of 1441 persons who applied for help in employment were examined. The obtained results show that less than half of those, who graduated from vocational schools in the Sverdlovsk region after 2013, got jobs according to their profession (specialty) (39,8%). In conclusion, recommendations to government bodies, enterprises and educational organizations of the region, as well as to students planning to work by their specialty are given.
Keywords: employment, work by specialty, educational organizations, employment services, demand for young professionals
References
1. Balatsky E.V. Sindrom aritmii reform v sisteme vysshego obrazovaniya [Syndrome of reform arrhythmia in the higher education system] Zhurnal Novoy ekonomicheskoy as-sotsiatsii. [Journal of the New Economic Association]. 2014. No. 4. n. 111-140. (In Russ.)
2. Gimpelson V.E., Kapelyushnikov R. I., Karabchuk T. S., Ryzhikova Z. A., Bilyak T. A. Vybor professii: chemu uchilis' i gde prigodilis'? [Choice of profession: what have they learned and where have they come in handy?]. Ekonomicheskiy zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. [Higher School of Economics Economic Journal] 2009. Vol. 13. No. 2. P. 172-216. (In Russ.)
3. Denisova I.A., Kartseva M.A Preimushchestva inzhenernogo obrazovaniya: otsenka otdachi na obrazovatel'nyye spetsial'nosti v Rossii [Advantages of engineering education: assessment of the impact on educational specialties in Russia]. Prikladnaya ekonometrika [Applied Econometrics]. 2007. No. 1. P. 30-57. (In Russ.)
4. Il'chuk S.B. Vostrebovannost' vypusknika na rynke truda kak indikator effektivnoy deyatel'nosti sovremennogo vuza [Demand for a graduate on the labor market as an indicator of the effective activity of a modern university]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy an-tropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. 2008. Vol. XI. No. 1. P. 191-200. (In Russ.)
5. Konstantinovsky D.L., Popova E.S. Rossiyskoye sredneye professional'noye obrazovaniye: vostrebovannost' i spetsifika vybora [Russian secondary vocational education: demand and specifics of choice] Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies]. 2018. No. 3. P. 34-44. (In Russ.)
6. Kochetov A.N. Professional'noye obrazovaniye i rynok truda: problemy vzaimodeystviya [Vocational education and labor market: problems of interaction]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [SociologicalStudies]. 2011. No. 5. P. 82-90. (In Russ.)
7. Myagkov A. Yu. Studenty tekhnicheskogo vuza: professional'nyye kompetentsii i ozhidani-ya na rynke truda [Students of a technical university: professional competencies and expectations on the labor market]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies]. 2016. No. 6. P. 102-109. (In Russ.)
8. Pankratova T.B., Pal'yanov M.P., Demchenko A.R., Lebedev V.I. Setevoye vzaimodeystviye vuzov i sluzhb zanyatosti [Network interaction of universities and employment services]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. 2012. No. 7. P. 139-148. (In Russ.)
9. Soboleva I.V. Sotsial'nyye i ekonomicheskiye aspekty reformirovaniya obrazovaniya [Social and economic aspects of education reform]. Vestnik Instituta ekonomiki RAN [Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences]. 2015. No. 4. P. 103-117. (In Russ.)
10. Trufanova N.N. Rynok truda i sfera obrazovaniya: problema vzaimodeystviya [Labor market and the sphere of education: the problem of interaction]. Izvestiya Saratovskogo uni-versiteta. Novaya seriya. Seriya Sotsiologiya, Politologiya [Saratov University News. New Series. Sociology. Politology]. 2015. Vol. 15. Issue. 1. P. 46-50. (In Russ.)
11. Heijke H., Meng S., Ramaekers G. An investigation into the role of human capital competences and their pay-oOff. International Journal of Man-Power. 2002. Vol. 24. No. 7. P. 750773
12. McGuinness S. Overeducation in the Labour Market. Journal of Economic Surveys. 2006. Vol. 20. No. 3. P. 387-418
13. Montmarquette C., Cannings K., Mahseredjian S. How do young people choose college majors? Economics of Education Review. 2002. №21. P. 543-556
14. Nordin M., Persson I., Rooth D-O. Education-occupation mismatch: Is there an income penalty? Economics of Education Review. 2010. No 29 (6). P. 1047-1059
15. Robst J. Education and job match: The relatedness of college major and work. Economics of Education Review. 2007. No. 26. P. 397-407.
Acknowledgments and funding: We express our gratitude to Vasily Agafonov, Deputy Head of the Vocational Training and Vocational Guidance Department of the Sverdlovsk Region Labor and Employment Department for organizing data collection for this study.
For citation:
Dolzhenko R.A., Antonov D.A. Employment of graduates: conformity of profession and work (the case of Sverdlovsk region). Narodonaselenie [Population]. 2018. Vol. 21. No. 3. Р. 109-121. DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-3-08 (in Russ.)
Information about the author(s):
Dolzhenko Ruslan Alekseyevich, Dr. Sc. (Econ.), Head of the Chair of Labor Economics and Personnel Management, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation. Contact information: e-mail: [email protected]
Antonov Dmitry Alekseyevich, Head of State Employment Service Department of the Sverdlovsk Region; senior lecturer on labor economics and personnel management, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation. Contact information: e-mail: [email protected]