Научная статья на тему 'Внедрение образовательных стандартов в аграрной сфере: риски, проблемы и пути решения (из опыта деятельности Окружного методического объединения ПОО УрФО 35. 00. 00 "Сельское, лесное и рыбное хозяйство")'

Внедрение образовательных стандартов в аграрной сфере: риски, проблемы и пути решения (из опыта деятельности Окружного методического объединения ПОО УрФО 35. 00. 00 "Сельское, лесное и рыбное хозяйство") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AGRICULTURAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / BASIC VOCATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMME / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURAL COMPLEX / MATERIAL AND TECHNICAL BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасов Сергей Иванович, Некрасова Юлия Александровна

В данной статье проблема развития аграрного образования рассматривается на примере процессов его стандартизации. При этом особое внимание акцентируется на объективно существующих особенностях развития современного агропромышленного производства. На основе анализа сложнейшей ситуации с материально-технической базой в образовательных учреждениях агропрофиля авторами предложен вариант решения рассматриваемой комплексной проблемы посредством серьезного расширения традиционных функций аграрного образования. Работа имеет междисциплинарный характер и представляет интерес не только для работников системы профессионального образования, но и для руководителей органов управления образованием, специалистов агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF THE EDUCATIONAL STANDARDS IN THE AGRICULTURAL SPHERE: RISKS, PROBLEMS AND SOLUTIONS (FROM WORK EXPERIENCE)

The article studies the problem of the agricultural education development on the example of its standardization. At the same time the special attention is paid to the objective peculiarities of the modern agricultural production development. Having analysed the very complicated situation with the material and technical basis in the agricultural vocational institutions the authors proposed the solution of this problem by widening the traditional? functions of the agricultural education. This paper is interdisciplinary and will be of interest to the vocational education specialists, education authorities, agricultural specialists.

Текст научной работы на тему «Внедрение образовательных стандартов в аграрной сфере: риски, проблемы и пути решения (из опыта деятельности Окружного методического объединения ПОО УрФО 35. 00. 00 "Сельское, лесное и рыбное хозяйство")»

educational institution. The author studies the possibilities to use the automated system '1C:College' for electronic base formation, to automate the management of the teaching and methodical activity of the vocational educational institution.

Key words: teaching and methodical activity, normative and legal acts, teaching and methodical documentation, automated system '1C:College'.

References

1. Alekseeva N. G., S. V. Zotova Didakticheskoe obespechenie kachestva srednego professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh formirovaniya mnogourovnevogo obrazovatel'nogo prostranstva, Chelyabinsk, 2005, pp. 104-110. (In Russian)

2. Arzamaskina L. M. Nauchno-metodicheskaya podderzhka, izuchenie i obobshchenie peredovogo opyta raboty prepodavatelei. Sovremennye podkhody k upravleniyu metodicheskoi rabotoi v srednikh professional'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh (Proceedings of the All-Russian scientific conference), Omsk: FGOU SPO «Omskii kolledzh torgovli, ekonomiki i servisa», 2008, pp. 12-16. (In Russian)

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 15.02.08 Tekhnologiya mashinostroeniy, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70605600.

4. Polozhenie ob uchebno-metodicheskom otdele, available at: http://www.ecol.edu.ru.

5. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke uchebno-metodicheskoi dokumentatsii i literatury (izdaniya) po distsipline, mezhdistsiplinarnomu kursu i professional'nomu modulyu osnovnoi professional'noi obrazovatel'noi programmy, available at: http://www.ecol.edu.ru.

6. 1S:Kolledzh : Sistema kompleksnoi avtomatizatsii uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya, available at: http://www.online-ufa.ru/production/1c_products/1c-college.php.

7. Petrun'kina N. P. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii v upravlenii nauchno-metodicheskoi rabotoi. Sovremennye podkhody k upravleniyu metodicheskoi rabotoi v srednikh professional'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh . (Proceedings of All-Russian scientific conference), Omsk: FGOU SPO «Omskii kolledzh torgovli, ekonomiki i servisa», 2008, pp. 221-223. (In Russian)

Манапова Ольга Николаевна, заместитель Manapova O. N., deputy director, South-Ural

директора по УМР ГБПОУ «Южно-Уральский state college, Chelyabinsk, e-mail: [email protected] государственный колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Некрасов, С. И. Внедрение образовательных стандартов в аграрной сфере: риски, проблемы и пути решения (из опыта деятельности Окружного методического объединения ПОО УрФО 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство») [Текст] / С. И. Некрасов, Ю. А. Некрасова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 67-74.

УДК 377.5 ББК 74.57

ВНЕДРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ: РИСКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ (из опыта деятельности Окружного методического объединения ПОО УрФО 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»)

С. И. Некрасов, Ю. А. Некрасова

В данной статье проблема развития аграрного образования рассматривается на примере процессов его стандартизации. При этом особое внимание акцентируется на объективно существующих особенностях развития современного агропромышленного производства. На основе

анализа сложнейшей ситуации с материально-технической базой в образовательных учреждениях агропрофиля авторами предложен вариант решения рассматриваемой комплексной проблемы посредством серьезного расширения традиционных функций аграрного образования. Работа имеет междисциплинарный характер и представляет интерес не только для работников системы профессионального образования, но и для руководителей органов управления образованием, специалистов агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: аграрное образование, образовательный стандарт, основная профессиональная образовательная программа, материально-техническая база, профессиональный стандарт, агропромышленный комплекс.

В XXI веке процессы стандартизации стали одним из ведущих направлений в реформировании профессионального образования во всем мире. Безусловно, стоит согласиться с тем, что данный процесс абсолютно объективен как в силу все возрастающих требований к уровню подготовки специалистов, так и ввиду нарастающей конкуренции в данной сфере. В то же время, имеющийся у авторов данной статьи опыт работы с образовательными стандартами в аграрном секторе профессионального образования (начиная с внедрения первого поколения государственных образовательных стандартов среднего и начального профессионального образования в 1994-1998 гг., позволяет выразить в данной связи определенную точку зрения как на организационную сторону, так и на общую эффективность данных процессов.

В декабре 2014 г. в ежегодном послании Федеральному собранию Президентом РФ В. В. Путиным был дан весьма однозначный системный сигнал по организации работы в области развития системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями...» [1].

Поставленная высшим должностным лицом государства задача стала безальтернативной в исполнительском смысле и амбициозной относительно уровня тех вопросов, на которые посредством ее решения предполагалось ответить в достаточно краткосрочной перспективе. Напомним, что на рубеже 2014-2015 годов наиболее остро сопрягались и требовали соответствующего отклика-реакции на складывающуюся в сфере подготовки кадров ситуацию две стратегически важные для развития отечественного профессионального образования линии: структурно-содержательная и демографическая.

Относительно несбалансированности структурно-содержательной модели развития профес-

сионального образования в стране высказывался академик РАО профессор Е. В. Ткаченко. Так, в апреле 2014 года в своем выступлении на заседании бюро отделения профессионального образования РАО он прямо заявил, что сформировавшийся рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных и незамедлительных переменах, однако предпринимающиеся попытки решения данной задачи, с его точки зрения, не обладают ни достаточным научным, ни необходимым методическим обеспечением [2].

В тот же период времени были фактически завершены начатые еще в 2005 г Центром мониторинга качества образования при Высшей школе экономики исследования о влиянии на развитие региональных систем профессионального образования демографического фактора. Кроме непосредственного анализа степени охвата услугами среднего профессионального образования 15-19-летней молодежи в субъектах РФ, данные исследования содержали и демографический прогноз относительно того, как будет изменяться данный поток вплоть до 2030 года. Интерпретируя результаты исследования, его организаторы показали на очевидную взаимосвязь факторов «значительное уменьшение численности российского населения в 2005-2015 годах» и «уменьшение числа абитуриентов, поступающих на программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена» с процессами «оптимизации сети профессиональных образовательных организаций» и «вынужденными решениями региональных органов управления образованием о снижении контрольных цифр приема» [3, с. 22].

Ситуация в сфере профессионального аграрного образования все последние годы складывается на порядок сложнее, чем в общем по системе. Все это происходит на фоне крайне неудовлетворительной обустроенности жизни российского села с явным несоответствием условий сельского труда представлениям современной молодежи о культуре и производительности развивающегося агропромышленного

производства. Постепенно это привело к тому, что несмотря на довольно ощутимые успехи российской сельскохозяйственной отрасли последних лет, в федеральный перечень ТОП-50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей СПО в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями была включена единственная аграрная специальность: 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» [4].

При этом предполагается, что качество подготовки специалистов по соответствующей данной специальности основной профессиональной образовательной программе (далее — ОПОП) должно определяться профессиональным стандартом 13.022 «Техник-механик в сельском хозяйстве» (утвержден в феврале 2017 г.) [5] и соответствующим ему федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» (утвержден в декабре 2016 г.) [6].

Собственно, очередную проблему для аграрного образования предопределили приведенные выше сроки утверждения стандартов, а также принятие для реализации образовательного стандарта без опоры на консолидированное мнение профессионального сообщества. Минимальный — на уровне чуть более двух месяцев — временной зазор между утверждением стандартов фактически означает, что работа по созданию ФГОС снова велась в отрыве от требований, сформулированных ведущими профессионалами от агропромышленного комплекса.

Сама проблематика данной нестыковки в аграрной сфере настолько поразительно устойчива во времени, что от всего этого постепенно начинают опускаться руки даже у людей опытных и закаленных. Так, например, преподаватель специальных дисциплин Каргинского аграрно-технологического техникума Ростовской области Л. В. Захарченко, имеющая высшую квалификационную категорию и более чем 40-летний стаж работы, в своем открытом письме в первом номере журнала «Профессиональное образование и рынок труда» за 2017 г. пишет буквально следующее: «Как работать в условиях, когда — как это требует Закон об образовании — стандарты разработаны непрофессионально, когда к ним нет необходимых пояснительных записок, примерных рабочих программ и рабочей документации, когда учебники разработаны не по модулям и не по междисциплинарным

курсам... А кругом — требования, требования и требования. Не слукавлю, если скажу, что мы, педагоги аграрного образования, чувствуем себя сегодня как стая загнанных в угол леса волков: без поддержки, уже без сил и особых эмоций, без обоснованной надежды на изменение ситуации собственными силами. Держит нас по жизни только то, что мы не умеем сдаваться, ну и, конечно же, желание хоть как-то обустроить судьбы наших сельских детей, которым рассчитывать сегодня практически не на кого, кроме как на нас» [7, с. 37].

Во-многом, понимая всю сложность и неоднозначность ситуации с разработкой образовательных стандартов в аграрной сфере, в январе 2017 года и было принято решение о создании в структуре действующего на территории Уральского федерального округа с 2012 года Межрегионального совета профессионального образования Окружного методического объединения профессиональных образовательных организаций УрФО по укрупненной группе специальностей 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» (далее — ОМО ПОО УрФО 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»).

К определенной специфике становления данного методобъединения целесообразно отнести три основных момента.

1. Изначальное стремление к оперативности достигалось посредством создания единого информационного ресурса объединения — отдельной странички на официальном сайте Каменск-Уральского агропромышленного техникума (http: //куат. рф/аЬои1_Ле_ишуега1у/ omo-poo-urfo-35-00-00). В этом пространстве была сосредоточена вся официальная документация, протоколы, решения, переписка и т. д. Для быстрого обмена тактической информацией, фотографиями, презентационными и другими материалами была создана группа в социальной сети Facebook (https://www.facebook.com/ groups/393922947646992).

Данная информационная конструкция позволила с самого начала развести потоки официальной информации и деловой переписки от просто интересных вещей или неформального общения (что также само по себе важно в любом профессиональном сообществе) и обеспечить такие характеристики деятельности создаваемого методобъединения, как оперативность и коллегиальность в работе, безусловная достоверность обрабатываемой информации, общая ответственность за конечный результат.

2. Более половины образовательных учреждений в ОМО ПОО УрФО 35.00.00 «Сель-

ское, лесное и рыбное хозяйство» (15 из 29) представляют Свердловскую область. Именно там их взаимодействие в достаточной степени и было организовано изначально, ввиду того, что их деятельность уже более 10 лет курируется Ресурсным центром развития профессионального образования Свердловской области агропромышленного и лесотехнического профиля.

3. У данного ресурсного центра на момент создания методобъединения уже была налажена прямая связь и имелся опыт сотрудничества с Федеральным учебно-методическим объединением СПО по укрупненной группе профессий и специальностей 35.00.00 (далее — ФУМО СПО 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»), созданным в 2016 г. на базе Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева.

Так или иначе, но одним из приоритетных направлений деятельности ОМО ПОО УрФО 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» с самого начала являлось содействие процессам внедрения ФГОС ТОП-50. В нашем случае это была организационная помощь в лицензировании ОПОП 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» в образовательных учреждениях агропрофиля УрФО путем всемерной поддержки данного процесса, его сопровождения, а также своевременного обмена накапливающимся опытом.

Приложенные всеми членами методобъе-динения усилия не оказались напрасными. По со стоянию на 1 января 2018 г. на территории УрФО лицензии на право реализации ОПОП 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» были получены семью образовательными учреждениями агропрофиля (четыре из которых приступили к реализации данной программы уже в 2017/18 уч. г, еще три планируют сформировать контрольные цифры приема на 2018/19 уч. г.), а пять образовательных учреждений надеются пройти процедуру лицензирования данной программы в обозримом будущем.

Таким образом, ситуация с продвижением 12 профессиональных образовательных учреждений одного из самых крупных федеральных округов РФ к формату подготовки по наиболее востребованной и перспективной в агропромышленном комплексе специальности СПО в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями относительно понятна. Правда, необходимо отметить, что опре-

деленная относительность данного понимания вызвана условиями организации процедур лицензирования образовательной деятельности по рассматриваемой ОПОП в такой период времени, когда на федеральном уровне еще отсутствовала соответствующая примерная образовательная программа. В данном смысле абсолютно нельзя исключать обстоятельство, что некая «облегченность» процедуры лицензирования образовательной деятельности в дальнейшем может достаточно негативным образом сказаться на успешности процессов государственной аккредитации данной образовательной программы.

Но еще более важно отметить то, что руководство остальных образовательных учреждений агропрофиля УрФО констатирует наличие у них серьезных сложностей с внедрением ФГОС специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». Основная причина: несоответствие имеющейся в их распоряжении материально-технической базы требованиям внедряемого стандарта на фоне отсутствия четкого понимания способов решения данной проблемы.

И вот тут-то снова проявляется наша основная проблема. Точнее —обостряется, поскольку ее первопричина носит перманентный характер и заключается в том, что аграрное образование уже не одно десятилетие фактически выпадает из общей парадигмы развития российского профессионального образования. Это продолжается и по сей день, несмотря на очередной призыв Президента РФ В. В. Путина во время совещания по вопросу развития системы СПО в Екатеринбурге 6 марта 2018 г. к тому, что необходимо принять все меры для обеспечения процесса обучения «самой передовой учебной и производственной базой» [8, с. 4].

Почему же это происходит?

Ответ в общем-то на поверхности: в силу того, что абсолютно все наши работодатели — сельхозпредприятия различных форм и видов собственности — являются дотационными по форме своей экономической деятельности, фактически они не имеют возможности перенаправлять государственные средства в систему образования для ее развития. Иными словами, в нашей сфере финансово подкрепленное социальное партнерство отсутствует. А нас не слышат и раз за разом ставят задачи по поиску таких вариантов по аналогии с металлургией, машиностроением, нефтедобывающей отраслью или сферой услуг.

Из сказанного выше следуют, как минимум, два вывода. Первый — констатирующий: аграрное образование специфично и к его развитию также необходимо подходить с особыми мерками (по крайней мере, в части поддержки и развития его материально-технической базы). Второй: важно осознавать и то, что оговариваемая ситуация, к сожалению, проецируется и на все те, когда нам необходимо показать софинанси-рование различного рода проектов и программ в аграрной сфере, а мы оказываемся отрезанными от данных процессов (даже имея свой внебюджетный ресурс) в силу того, что не можем показать финансовые вливания своих работодателей.

Всем интересующимся данной проблемой уже давно понятно, что с этим необходимо что-то делать, а процесс внедрения ФГОС ТОП-50 в данном контексте только катализировал данную необходимость. Поэтому на фоне все ухудшающейся ситуации с материально-технической базой образовательных учреждений аграрного профиля нами был разработан, согласован в среде единомышленников и направлен в Межведомственную рабочую группу при Министерстве сельского хозяйства РФ по разработке долгосрочной стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года пакет предложений по вопросу модернизации отечественного аграрного образования, вплоть до придания образовательным учреждениям аграрного профиля статуса «сельхозтоваропроизводитель».

В дальнейшем мы были приглашены в Москву на Всероссийский молодежный форум «Формула аграрного образования», чтобы озвучить и обосновать свои предложения. Большинство инициатив из текста нашего доклада на пленарном заседании форума вошли в его итоговую резолюцию и в дальнейшем были публично освещены на заседании Общероссийского народного фронта «За Россию» — «Качественное образование во имя страны».

В начале 2017 г. в Государственную думу был внесен законопроект «О внесении дополнения в статью 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"» в части признания научных и образовательных организаций сельскохозяйственными товаропроизводителями». В процессе работы над ним он неоднократно правился и видоизменялся и был принят только 28 декабря 2017 года, когда Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 424-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О развитии сель-

ского хозяйства"», в соответствии с которым профессиональные образовательные организации, осуществляющие в процессе своей научно-технической и (или) образовательной деятельности производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, в полном смысле этого слова сельхозтоваропроизводителями так и не стали, но им была обеспечена сама возможность предоставления такой государственной поддержки [9].

Таким образом, федеральный законодатель предоставил право для решения данного вопроса регионам. И в настоящее время, например, в Свердловской области на уровне Законодательного собрания, Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия, Уральского института регионального законодательства, правительства Свердловской области прорабатываются необходимые изменения в областном законе от 04.02.2006 № 7-ОЗ «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов в Свердловской области» в части включения туда тех образовательных учреждений, которые данной деятельностью занимаются в качестве получателей такой государственной поддержки.

Однако абстрагируемся от решения многослойной задачи по выводу аграрного образования на новый качественный уровень и вернемся к конкретному аспекту внедрения ФГОС в аграрном сегменте профессионального образования. Наши исследования и наработки в сфере реализации аграрного образования, накопленные за последние 10 лет, говорят о том, что состоятельность цепочки: «повышение качества аграрного образования» методом «внедрения обновляющихся образовательных стандартов» посредством «развития всех видов ресурсов образовательного учреждения» возможна двумя основными путями:

1) волевыми решениями на уровне региональной власти об определенной приоритетности аграрного образования (как правило, это бывает, когда регион или заведомо аграрный, как например Краснодарский край, Белгородская и Тамбовская области, или относительно богатый, как Тюменская область и Татарстан);

2) посредством развития приносящей доход деятельности образовательных учреж-

дений агропрофиля, которые стремятся зарабатывать сами, причем производя сельхозпродукцию непосредственно в ходе организованного ими учебно-производственного процесса.

И если первый путь для избранных, то второй (с выходом в свет Федерального закона 424-ФЗ) доступен практически всем. В силу чего уже сегодня мы транслируем имеющийся в Свердловской области опыт деятельности в рамках ОМО ПОО УрФО 35.00.00 «Сельское лесное и рыбное хозяйство», начиная с достаточно сложной проблемы формирования законодательной базы на уровне региона (поскольку очень даже вероятно, что если об этом не позаботятся представители аграрного образования, то процесс будет неимоверно растянут по времени) и заканчивая выходом аграрного образования за пределы своих традиционных полномочий в условиях, когда Министерство сельского хозяйства РФ фактически отвечает уже не только за темпы развития сельскохозяйственной отрасли, но и за общее социально-экономическое развитие села.

В данной связи представляется важным отметить, что на состоявшихся в декабре 2017 г. (как раз перед принятием 424-ФЗ) парламентских слушаниях на тему «Правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий» с участием депутатов Государственной думы, членов Совета федерации Федерального собрания РФ, представителей федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных сторон в очередной раз было отмечено, что несмотря на наличие локальных успехов в сельскохозяйственной отрасли нашего государства:

- производительность труда в сельском хозяйстве продолжает оставаться примерно в 8-10 раз ниже по сравнению с наиболее развитыми странами;

- между городом и деревней по-прежнему нарастает социально-экономический разрыв;

- в стране сокращается численность сельского населения [10].

Поэтому вопрос внедрения ФГОС специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» для нас отнюдь не является самоцелью; наряду с образовательной составляющей на уровне ОМО ПОО УрФО 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» все чаще рассматриваются такие вопросы, как особенности сельской проф-ориентологии; взаимодействие общеобразова-

тельной и профессиональной школы на селе; задачи патриотического воспитания будущих сельчан; проблемы экологии; особенности формирования сельского гражданского общества и многое другое.

Полагаем, что потенциала деятельности нашего методобъединения вполне достаточно для выстраивания системной работы по развитию не только аграрного образования, но агропромышленного производства и села в целом. Именно на фоне этого мы и предлагаем соответствующий путь внедрения образовательных стандартов в аграрной сфере, а именно: вставить образование в технологическую цепочку производства. Подготовительную работу мы провели и считаем, что результат должен быть. В противном случае возникает весьма серьезный вопрос относительно того, чему вообще и как мы учим?

Наделение аграрного образования несвойственными еще вчера для него функциями и полномочиями, если не де-юре, то де-факто уже свершилось. Кто и как к этому относится — вопрос относительный. Но сегодняшнее аграрное образование — это уже не только организация и качество учебного процесса, но и приведенные выше примеры из законотворческой сферы, и общественная деятельность, и моделирование студентами сельхозтехнологий будущего, и вопросы продовольственной безопасности, и демография села и многое другое.

Буквально в конце 2017 г. в стенах Российского государственного профессионально-педагогического университета в рамках завершения целевой подготовки руководителей аграрных образовательных организаций Свердловской области по магистерской программе «Экономика и управление организациями системы СПО» была успешно защищена выпускная квалификационная работа «Модернизация аграрного образования как условие устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельских территорий». С нашей точки зрения, в данной работе, получившей при защите достаточно высокую оценку, сведено воедино все то, чем живет отечественное аграрное образование в эпоху внедрения образовательных стандартов четвертого поколения.

Подводя итог, отметим, что прогресс современного профессионального образования и устойчивое развитие российского села действительно являются взаимообуславлива-ющими процессами. Поэтому поиск нового содержания аграрного образования, новаций в организационных и технических формах

его реализации остаются одними из важней- лективов образовательных учреждений агро-ших задач деятельности педагогических кол - профиля.

Библиографический список

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173.

2. Ткаченко, Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е. В. Ткаченко. — Режим доступа: http://apo-profobr.ru/page-14.html.

3. Дудырев, Ф. Ф. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 гг. : Влияние демографических факторов [Текст] / Ф. Ф. Дудырев ; В. А. Козлов, Ю. В. Кузеванова, А. И. Шабалин ; НИУ «ВШЭ» ; Институт образования. — М. : НИУ ВШЭ, 2017. — 28 с.

4. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.11.2015 № 831]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420313766.

5. Профессиональный стандарт «Техник-механик в сельском хозяйстве» [Электронный ресурс] : [утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.02.2017 № 178н]. — Режим доступа: http://classinform.ru/profstandarty/13.022-tekhnik-mehanik-v-selskom-hoziaistve.html.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 № 1564]. — Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/ documents/21950.

7. Захарченко, Л. В. Российское аграрное образование : Региональная точка зрения (открытое письмо) [Текст] / Л. В. Захарченко // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 1. — С. 33-37.

8. Путин, В. В. Отечественной экономике нужны сотни тысяч мастеров своего дела : стенограмма совещания по развитию среднего профессионального образования от 06.03.2018 [Текст] / В. В. Путин // Профессиональное образование. Столица. — 2018. — № 4.

9. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 20 декабря 2017 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2017 г.]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556175627.

10. Правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий обсудили на парламентских слушаниях в Государственной Думе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gov-news.ru/правовые-и-социальные-аспекты-устойчивого-развития-сельских-территорий.

For citation: Nekrasov, S. I. Introduction of the educational standards in the agricultural sphere: risks, problems and solutions (from work experience) [Text] / S. I. Nekrasov, Yu. A. Nekrasova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 67-74.

INTRODUCTION OF THE EDUCATIONAL STANDARDS IN THE AGRICULTURAL SPHERE: RISKS, PROBLEMS AND SOLUTIONS

(FROM WORK EXPERIENCE)

S. I. Nekrasov, Yu. A. Nekrasova

The article studies the problem of the agricultural education development on the example of its standardization. At the same time the special attention is paid to the objective peculiarities of the modern agricultural production development. Having analysed the very complicated situation with the material and technical basis in the agricultural vocational institutions the authors proposed the solution of this problem by widening the traditional? functions of the agricultural education. This paper is interdisciplinary and will be of interest to the vocational education specialists, education authorities, agricultural specialists.

Key words: agricultural education, educational standard, basic vocational educational programme, material and technical basis, professional standard, agricultural complex.

References

1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 04.12.201, available at: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/47173.

2. Tkachenko E. V. Problemy podgotovki rabochikh kadrov v Rossiiskoi Federatsii, available at: http://apo-profobr.ru/page-14.html.

3. Dudyrev F. F., Kozlov V. A., Kuzevanova Yu. V., Shabalin A. I. Sistema srednego professional'nogo obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii v 2005-2030 gg.: vliyanie demograficheskikh faktorov, Moscow: NIU VShE, 2017, 28 p.

4. Ob utverzhdenii spiska 50 naibolee vostrebovannykh na rynke truda, novykh i perspektivnykh professii, trebuyushchikh srednego professional'nogo obrazovaniya, available at: http://docs.cntd.ru/ document/420313766.

5. Professional'nyi standart «Tekhnik-mekhanik v sel'skom khozyaistve», available at: http:// classinform.ru/profstandarty/13.022-tekhnik-mehanik-v-selskom-hoziaistve.html.

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 35.02.16 Ekspluatatsiya i remont sel'skokho-zyaistvennoi tekhniki i oborudovaniya, available at: https://minjust.consultant.ru/documents/ 21950.

7. Zakharchenko L. V. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2017, no. 1, pp. 33-37. (In Russian)

8. Putin V. V. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa, 2018, no. 4. (In Russian)

9. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O vnesenii izmenenii v stat'i 5 i 6 Federal'nogo zakona «O razvitii sel'skogo khozyaistva» [Elektronnyi resurs] : feder. zakon : [prinyat Gos. Dumoi 20 deka-brya 2017 g. : odobr. Sovetom Federatsii 26 dekabrya 2017 g.], available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/556175627.

10. Pravovye i sotsial'nye aspekty ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii obsudili na parlament-skikh slushaniyakh v Gosudarstvennoi Dume, available at: https://gov-news.ru/pravovye-i-sotsial'nye-aspekty-ustoichivogo-razvitiya-sel'skikh-territorii.

Некрасов Сергей Иванович, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии профессионального образования, руководитель ОМО ПОО УрФО 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», директор ГАПОУ СО «Каменск-Уральский агропромышленный техникум», Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, e-mail: [email protected]

Некрасова Юлия Александровна, руководитель Ресурсного центра развития профессионального образования Свердловской области агропромышленного и лесотехнического профиля, Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, e-mail: [email protected]

Nekrasov S. I., director, candidate of pedagogical sciences, Kamensk-Uralskiy agro-industrial technical secondary school, Sverdlovsk region, e-mail: [email protected]

Nekrasova Yu. A., head of the Resource centre, Sverdlovsk region, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Прихода, Т. Е. Результаты мониторинга соответствия компетентности педагогических работников профессиональных образовательных организаций области требованиям профессионального стандарта [Текст] / Т. Е. Прихода // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 74-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 377 ББК 74.57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.