УДК 316.346.32-053.6:377/378(470.54)
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Таскин Фёдор Александрович,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
Таскин Фёдор Александрович, студент департамента международных отношений Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Актуальность темы связана с тем, что образование является важнейшим социальным институтом, выполняющим функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества. Наличие у населения среднего профессионального или высшего образования -важная составляющая для личностного роста и профессиональной самореализации, способствующая социально-экономическому развитию страны и региона, наращиванию научно-технического потенциала. Цель: оценка уровня востребованности получения среднего профессионального и высшего образования в Свердловской области. Методы: сравнительный анализ, синтез информации и обобщение данных. Результаты: рассмотрены основные показатели образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам среднего профессионального и высшего образования в России и регионах Уральского федерального округа за 2018-2022 гг., проанализированы тенденции их изменения. Выявлены общероссийские факторы и особенности Свердловской области, обуславливающие большую востребованность получения среднего профессионального образования по сравнению с высшим. Приведены мероприятия, программы, проекты в сфере профессионального образования, реализуемые в Свердловской области. Представлен рейтинг вузов региона; сформулированы преимущества обучения в образовательных организациях Екатеринбурга, реализующих программы высшего образования. Оценена востребованность выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Свердловской области на рынке труда. Сформулирован вывод о высоком уровне востребованности среднего профессионального образования в регионе и снижении интереса к получению высшего образования. Отмечено, что в Свердловской области проводится достаточно эффективная политика в сфере профессионального образования. Сформулированы рекомендации по мероприятиям, способствующим повышению уровня востребованности получения населением всех уровней профессионального образования в регионе.
Ключевые слова: Уральский федеральный округ, Свердловская область, образовательная организация, среднее специальное образование, высшее образование, востребованность образования.
Введение
Профессиональное образование позволяет обучающимся получить определенные знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Кроме этого, профессиональное образование является инструментом социально-культурного, инновационного и профессионального развития общества, служит опорой для социально-экономического развития страны [1].
Право на получение образования закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации. Государством гарантируются доступность для всех и бесплатность среднего профессионального образования (далее - СПО), а также бесплатное получение высшего образо-
46
БО! 10.18799/26584956/2023/3/1611
вания (далее - ВО) на конкурсной основе. СПО и ВО может быть получено в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях [2]. Общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов [3].
Регулирование общественных отношений в сфере образования осуществляется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативных правовых актов Правительства РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [4].
Развитие образования осуществляется в России в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование» сроком действия до 30.12.2024 г. Целями проекта являются обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, возможности самореализации и развития талантов [5]. Бюджет проекта составляет 1065,8 млрд руб., значительная часть которого направляется в субъекты Российской Федерации на реализацию федеральных проектов, обеспечивающих совершенствование содержания программ образования и воспитания, расширение инфраструктуры, профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров [6].
Отношения в сфере образования в регионах России осуществляются на основании федерального законодательства и региональных нормативных правовых актов. В Свердловской области указанные отношения регулируются Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» и Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2019 г. № 920-1111 «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2027 года» [7, 8]. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 25 августа 2022 г. № 577-ПП в регионе производится расчет потребности в специалистах, имеющих СПО и ВО, для организаций, расположенных на территории Свердловской области, на среднесрочную и долгосрочную перспективу [9].
Анализ основных показателей учреждений образования Свердловской области, реализующих образовательные программы СПО и ВО, позволит оценить тенденции развития образования в регионе, эффективность региональной политики в области профессионального образования.
Результаты проведенного исследования могут быть полезны для проведения про-фориентационной работы со школьниками, для разработки стратегии развития как отдельного вуза, так и целого сегмента системы среднего профессионального и высшего образования в Свердловской области и в других регионах России.
Результаты исследования
Обучение по программам СПО направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена и реализуется в колледжах, техникумах и вузах. Программы ВО можно освоить в академиях, университетах, институтах, других образовательных учреждениях и организациях. В России существует три уровня высшего образования: 1-й уровень - бакалавриат, 2-й уровень - специалитет, магистратура, 3-й уровень - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, ассистентура - стажировка). Целью ВО является подготовка высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности [4].
Основные показатели образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального и высшего образования, в Российской Федерации представлены в табл. 1.
Таблица 1. Основные показатели образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального и высшего образования,
в Российской Федерации Table 1. The main indicators of educational organizations implementing secondary vocational and higher education programs in the Russian Federation
Наименование показателя Период (на начало учебного года) Period (at the beginning of the academic year) Темп прироста 2022/23, % 2018/19
Indicator name Rate of increase
2018/19 2019/20 2020/21 2021/22 2022/23 2022/23, % 2018/19
Число самостоятельных профессиональных
образовательных организаций, реализующих
программы СПО, ед. Number of independent professional educational organizations implementing secondary vocational education (SVE) programs, units 3311 3300 3273 3239 3200 -3,4
Число филиалов самостоятельных профессио-
нальных образовательных организаций, реали-
зующих программы СПО, ед. Number of branches of independent professional educational organizations implementing SVE 609 630 608 604 628 3,1
programs, units
Число образовательных организаций ВО,
реализующих программы СПО, ед. Number of educational institutions of higher 348 342 338 345 361 3,7
education (HE) implementing SVE programs, units
Число филиалов образовательных организа-
ций ВО, реализующих программы СПО, ед. Number of branches of educational organizations 443 420 435 429 438 -1,1
of HE implementing SVE programs, units
Численность студентов, обучающихся по образовательным программам СПО, тыс. чел. Number of students enrolled in educational SVE 3006,4 3119,7 3336,3 3433,9 3559,9 18,4
programs, thousands of people
Число самостоятельных образовательных
организаций ВО, реализующих программы ВО, ед. 741 724 710 717 722 -2,6
Number of independent educational institutions of HE implementing HE programs, units
Число филиалов самостоятельных образова-
тельных организаций ВО, реализующих про-
граммы ВО, ед. Number of branches of independent educational 596 563 549 528 525 -11,9
institutions of HE implementing HE programs,
units
Численность студентов, обучающихся по образовательным программам ВО, тыс. чел. Number of students enrolled in educational pro- 4161,7 4068,3 4049,3 4044,2 4130,0 -0,8
grams of HE, thousands of people
Источник: составлено автором по [10,11]. Source: compiled by the author according to [10,11].
В целом число всех самостоятельных образовательных организаций и их филиалов в Российской Федерации, реализующих программы СПО, за последние пять лет незначительно уменьшилось (на 1,8 %). При этом количество самостоятельных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 3,4 %, а филиалов самостоятельных профессиональных образовательных организаций увеличилось на 3,1 % и образовательных организаций ВО, реализующих программы СПО, - на 3,7 %. Численность студентов в образовательных организациях, реализующих программы СПО, за исследуемый период увеличилась на 18,4 %.
Общее число самостоятельных образовательных организаций и их филиалов в Российской Федерации, реализующих программы ВО, за последние пять лет уменьшилось на 6,7 %, численность студентов - на 0,8 %.
Уменьшение количества образовательных организаций, реализующих программы СПО и ВО, с 2018 по 2022 г. связано с оптимизацией их деятельности, снижением расходов на содержание, закрытием образовательных организаций при невыполнении обязательных показателей эффективности деятельности. Сокращению числа учреждений отчасти способствовали внедрение аккредитации деятельности и оценка качества образования в соответствии с внесением изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ в декабре 2017 г. [4, 12]. В настоящее время независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится не реже 1 раза в 3 года. Оценка деятельности профессиональной образовательной организации осуществляется на основании 47 показателей, вуза - 93, которые объединены в группы: образовательная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура, обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для вуза дополнительно выделены еще две группы: научно- исследовательская деятельность и международная [13, 14].
Государственная аккредитация образовательной деятельности производится в соответствии со статьей 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, целью которой является подтверждение соответствия качества образования в организации по заявленным образовательным программам, установленным аккредитационным показателям [4].
Значительный прирост численности студентов, обучающихся по программам СПО, по сравнению с численностью студентов, обучающихся по программам ВО, обусловлен несколькими факторами. Во-первых, в профессиональные образовательные организации можно поступить без стрессов и переживаний, связанных со сдачей ЕГЭ, только по среднему баллу аттестата. После получения СПО поступление в вуз осуществляется на основании вступительных испытаний вуза или по результатам ЕГЭ (при наличии). Во-вторых, у части молодых людей наблюдаются сложности в выборе профессии, поэтому по рекомендации родителей они поступают после 9-го класса в профессиональные образовательные организации в своем городе и получают профессию. Время обучения в колледже позволяет молодым людям понять правильность выбранной специальности и, при необходимости, скорректировать свое профессиональное обучение. В-третьих, обучение в вузе на коммерческой основе значительно дороже, чем в профессиональных образовательных организациях, а количество бюджетных мест в вузах, особенно на гуманитарных направлениях, невелико. Семьи с низким уровнем дохода зачастую не могут позволить себе оплачивать образование ребенка в вузе. Кроме этого, востребованность получения СПО обусловлена существенной экономией времени на обучение: срок получения СПО - от 2 лет 10 месяцев, ВО - от 4 лет. Еще одним фактором, влияющим на выбор СПО, является получение знаний и навыков специалистов
среднего звена и квалифицированных рабочих, которые востребованы на рынке труда в настоящее время, а также быстрое трудоустройство таких специалистов. Также немаловажные факторы - ранняя профессиональная самореализация и обретение финансовой независимости. Следует отметить, что СПО служит социальным лифтом для молодых людей из малообеспеченных семей. Положительными моментами при выборе получения СПО являются достаточно широкий перечень специальностей и территориальная доступность образовательных организаций. Многие выпускники школ получают СПО в своем городе, что снижает финансовую нагрузку на семью. Кроме этого, важно подчеркнуть, что программы СПО реализуются не только в профессиональных образовательных организациях, но и в вузах, где преподавание осуществляют сотрудники вузов, имеющие более высокую профессиональную компетенцию [15]. Также на выбор получения СПО влияет наличие достаточного количества общежитий у профессиональных организаций и практически стопроцентное обеспечение абитуриентов местами в общежитиях. Вузы же не всегда могут предложить всем своим студентам проживание в общежитиях, а это приводит к дополнительным тратам на съем жилья [16].
Следует отметить, что государство уделяет большое внимание развитию СПО. В рамках национального проекта «Образование» выделен федеральный проект «Молодые профессионалы» с бюджетом 156,2 млрд руб., задачами которого являются модернизация профессионального образования и повышение его конкурентоспособности, в том числе посредством внедрения адаптивных и практико-ориентированных образовательных программ, оснащения техникумов и колледжей современной материально-технической базой, развития центров опережающей профессиональной подготовки [5].
С 1 июня 2022 г. Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 387 осуществляется эксперимент по применению новой образовательной технологии формирования образовательных программ СПО в рамках федерального проекта «Профессионалитет», задачей которого является максимальное приближение системы подготовки кадров среднего звена к запросам конкретных отраслей и региональных рынков. Проект предусматривает практико-ориентированное обучение с привлечением работодателей, использование информационных технологий и высокотехнологичного оборудования в современных мастерских, сокращение сроков обучения - до двух лет для рабочих профессий и до трех лет для более технологичных, стажировки в отраслевых компаниях, создание образовательно-производственных центров, коворкингов, центров молодежных инициатив [17].
Благодаря проекту «Профессионалитет» с 1 сентября 2022 г. к обучению приступили 150 тыс. студентов, а к 2024 г. ожидается 600 тыс. обучающихся. Кроме этого, к 2024 г. планируется создать 210 образовательно-производственных центров (кластеров) и привлечь к подготовке кадров не менее 300 предприятий. На реализацию федерального проекта предусмотрено финансирование - 30 млрд руб. (10 млрд руб. ежегодно) [17]. В настоящее время в регионах России действуют кластеры, готовящие специалистов для металлургии и машиностроения, транспортной, химической, фармацевтической и других приоритетных отраслей [18].
Развитие образовательной деятельности в федеральных округах и региональных систем СПО и ВО происходит с разной интенсивностью. Среди федеральных округов Уральский федеральный округ занимает 6-ю позицию как по количеству образовательных организаций, реализующих программы СПО и ВО (бакалавриат, специалитет, магистратура), так и по числу студентов по состоянию на 2022/23 учебный год [11, 19].
Основные показатели образовательных организаций представлены в табл. 2.
Таблица 2. Основные показатели образовательных организаций, осуществляющих
деятельность по программам СПО в Уральском федеральном округе Table 2. The main indicators of educational organizations operating under SVE programs
in the Ural Federal District
Наименование показателя Indicator name Период (на начало учебного года) Period (at the beginning of the academic year) Темп прироста 2022/23, % 2018/19 Rate of increase 2022/23, % 2018/19
2018/19 2019/20 2020/21 2021/22 2022/23
Число самостоятельных профессиональных образовательных организаций, всего, ед., в том числе: Number of independent professional educational organizations, total, units, including: 252 248 242 237 238 -5,6
Курганская область Kurgan region 20 20 20 20 20 -
Свердловская область Sverdlovsk region 121 118 116 110 111 -8,3
Тюменская область Tyumen region 17 17 14 14 14 -17,6
Челябинская область Chelyabinsk region 61 61 61 62 62 1,6
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 25 24 23 23 23 -8,0
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 8 8 8 8 8 -
Число филиалов профессиональных самостоятельных образовательных организаций, всего, ед., в т. ч.: Number of branches of professional independent educational organizations, total, units, including: 82 82 80 78 83 1,2
Курганская область Kurgan region 11 11 12 11 11 -
Свердловская область Sverdlovsk region 34 35 33 33 37 8,8
Тюменская область Tyumen region 1 1 1 1 1 -
Челябинская область Chelyabinsk region 24 23 22 22 23 -4,2
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 9 9 9 8 8 -11,1
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 3 3 3 3 3 -
Число образовательных организаций ВО, реализующих программы СПО, всего, ед., в т. ч.: Number of HE institutions implementing SVE programs, total, units, including: 21 21 23 24 24 14,3
Курганская область Kurgan region - - 1 1 2 -
Свердловская область Sverdlovsk region 8 8 8 9 8 -
Тюменская область Tyumen region 2 2 2 2 2 -
Челябинская область Chelyabinsk region 10 10 10 10 10 -
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 1 1 2 2 2 2,9
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug - - - - - -
Число филиалов образовательных организаций ВО, реализующих программы СПО, всего, ед., в т. ч.: Number of branches of HE educational organizations implementing SVE programs, total, units, including: 35 34 34 34 34 -2,9
Курганская область Kurgan region 5 5 5 5 5 -
Свердловская область Sverdlovsk region 9 9 9 9 10 11,1
Тюменская область Tyumen region 3 3 3 3 3 -
Челябинская область Chelyabinsk region 9 9 9 8 8 -11,1
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 7 6 6 7 7 -
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 2 2 2 2 1 -50,0
Численность студентов, всего, тысяч человек, в том числе: Number of students, in total, thousands of people, including: 280,5 287,5 307,2 313,8 322,9 15,1
Курганская область Kurgan region 18,7 18,9 20,3 20,6 21,2 13,4
Свердловская область Sverdlovsk region 111,9 113,8 121,4 123,2 124,7 11,4
Тюменская область Tyumen region 31,9 32,4 34,5 35,6 36,9 15,7
Челябинская область Chelyabinsk region 79,8 83,2 90,3 92,2 95,9 20,2
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 28,5 29,2 30,4 31,7 33,7 18,2
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 9,7 10,0 10,3 10,5 10,5 8,2
Принято, всего, тыс. чел., в т. ч.: Admitted, in total, thousands of people, including: 90,7 94,0 101,9 97,3 102,9 13,5
Курганская область Kurgan region 5,9 6,2 6,7 6,3 6,6 11,9
Свердловская область Sverdlovsk region 36,1 36,8 39,5 37,6 38,6 6,9
Тюменская область Tyumen region 11,1 11,1 12,6 12,3 13,2 18,9
Челябинская область Chelyabinsk region 25,6 27,0 30,1 27,7 30,0 17,2
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 9,0 9,7 10,0 10,3 11,3 25,6
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 3,0 3,2 3,0 3,1 3,2 6,7
Выпущено, всего, тыс. чел., в т. ч.: Graduated, in total, thousands of people, including: 63,5 63,7 61,0 64,8 68,1 7,2
Курганская область Kurgan region 4,1 4,0 3,9 4,0 4,1 -
Свердловская область Sverdlovsk region 24,4 25,1 22,8 24,5 25,7 5,3
Тюменская область Tyumen region 7,9 7,9 8,4 8,9 9,2 16,5
Челябинская область Chelyabinsk region 18,3 17,4 16,9 18,4 19,6 7,1
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 6,7 7,0 6,8 6,8 7,1 6,0
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 2,1 2,3 2,2 2,2 2,4 14,3
Источник: составлено автором по [10].
Source: compiled by the author according to [10].
Из данных табл. 2 следует, что Свердловская область занимает лидирующие позиции среди регионов Уральского федерального округа по общем числу образовательных организаций и их филиалов, реализующих программы СПО, численности обучающихся, принятых студентов и выпускников.
Общее число самостоятельных образовательных организаций и их филиалов в Свердловской области за последние пять лет уменьшилось на 3,5 %. В общем объеме образовательных организаций и филиалов Уральского федерального округа доля образовательных организаций и филиалов Свердловской области на начало 2022/23 г. составляет 43,8 %. Численность студентов, получающих СПО, с 2018 по 2022 г. увеличилось на 11,4 %. Численность принятых студентов увеличилась на 6,9 %, выпускников -на 5,3 %. Прием абитуриентов на 2022/23 г. показал, что наибольшей популярностью пользовались специальности: информационные системы и программирование (7,3 тыс. чел.), сестринское дело (5,2 тыс. чел.), право и организация социального обеспечения (4,1 тыс. чел.) [20]. Тенденции по изменению числа образовательных организаций и численности студентов в Свердловской области совпадают с общероссийскими.
Увеличение численности студентов в образовательных организациях, реализующих программы СПО, показывает возросшую востребованность населения в получении данного образования. Причинами роста интереса являются как общероссийские факторы, обозначенные выше, так и региональные особенности. Свердловская область -один из ведущих промышленных регионов России, где развиты горнодобывающая, металлургическая и машиностроительная отрасли промышленности. Промышленные предприятия ведут активную работу по внедрению высокотехнологичных инновационных технологий, использованию робототехники в производственных циклах, поэтому потребность в квалифицированных кадрах постоянно растет [21]. Губернатор, Правительство и Министерство образования и молодежной политики Свердловской области проводят большую работу по популяризации СПО, созданию условий квалифицированной подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям (топ-50) на рынке труда, обеспечению соответствия качества профессионального образования требованиям региональных работодателей [22, 23].
C 2022 г. Свердловская область участвует в федеральной образовательной программе «Профессионалитет», в рамках которой осуществляются практическая подготовка специалистов под запрос конкретных предприятий и трудоустройство на эти предприятия выпускников. В настоящее время в регионе действуют три кластера в металлургической отрасли и один в машиностроительной, участниками которых являются 13 колледжей и десятки крупнейших предприятий. В марте 2023 г. запущен пятый,
строительный, кластер объединяющий девять образовательных организаций и пять работодателей. Первый набор студентов «Профессионалитета» составил около 2,5 тыс. В планах реализации программы на территории региона - подготовка педагогических кадров в рамках кластера «Педагогика». Ожидается, что на 2023/24 учебный год в рамках программы «Профессионалитет» уральские колледжи примут более 2 тыс. абитуриентов для подготовки к работе на ведущих уральских предприятиях [24].
Одним из механизмов решения проблемы дефицита квалифицированных специалистов в Свердловской области является реализация мероприятий проекта «Уральская инженерная школа», которые направлены на подготовку рабочих и инженерных кадров в соответствии с потребностями промышленного сектора экономики региона. В настоящее время в проведение мероприятий проекта вовлечены 66 % техникумов и колледжей Свердловской области [25].
Также следует отметить реализацию с 01.11.2018 по 30.12.2024 на территории Свердловской области регионального проекта «Молодые профессионалы», задача которого - обеспечение получения СПО, соответствующего потребностям экономики и рынка труда региона. Проект предусматривает ежегодное выполнение ряда целевых показателей. К концу 2024 г. доля выпускников образовательных организаций, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, должна достичь 62,7 %; численность граждан, охваченных деятельностью центров опережающей профессиональной подготовки, составит 27,57 тыс. чел.; доля обучающихся образовательных организаций, реализующих программы СПО, продемонстрировавших по итогам демонстрационного экзамена уровень, соответствующий национальным или международным стандартам, должна достичь 15,0 %. На реализацию проекта из регионального бюджета и внебюджетных источников выделено 581,01 млн руб. [26].
Оценка качества СПО и полученных профессиональных навыков осуществляется на ежегодных всероссийских чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), региональный этап которых проходит в Свердловской области. X Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) проходил на 23 площадках профессиональных образовательных организаций Свердловской области. Соревнования проводились по 98 компетенциям среди более тысячи участников. Чемпионат позволяет участникам продемонстрировать свои профессиональные навыки, а работодателям - увидеть «в деле» молодых специалистов и оценить реальный уровень их подготовки. Молодые люди заинтересованы в участии в чемпионате: победа или занятие призовых мест дает гарантию трудоустройства на лучших предприятиях региона. По итогам 50 участников получили сертификаты-приглашения на собеседование и трудоустройство в крупнейшие предприятия Свердловской области, такие как АО «Урал-трансмаш», АО «Уральский электромеханический завод», ООО «ИнвестПром», Группа компаний НЛМК и др. [27].
Важно подчеркнуть, что полученное СПО позволяет трудоустроиться большинству выпускников. В Свердловской области среди выпускников 2022 г. 63 % были трудоустроены, 1 % являются самозанятыми и менее 1 % стали индивидуальными предпринимателями. Остальные 35 % выпускников по состоянию на 01.02.2023 не были трудоустроены по следующим причинам: 17 % были призваны в армию, 8 % продолжили обучение в вузах, 5 % не определились с будущей деятельностью либо ожидают призыва в армию, находятся в поиске работы, у 3% существуют риск нетрудоустройства, с ними активно работают центры карьеры профессиональных образовательных организаций области, 2 % находятся в отпуске по уходу за ребенком [28].
В целом доля занятых в Свердловской области в 2022 г., имеющих СПО по программе подготовки специалистов среднего звена, составляет 26,5 % в общей численности занятого населения, по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) -24,0 %. При этом доля занятых, имеющих высшее образование, в 2022 г. - 28,9 % [29].
Следует отметить, что и система ВО активно развивается в Свердловской области. Регион является лидером среди субъектов Уральского федерального округа по основным показателям образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам ВО (табл. 3).
Таблица 3. Основные показатели образовательных организаций, осуществляющих
деятельность по программам ВО, в Уральском федеральном округе Table 3. The main indicators of educational organizations operating under HE programs
in the Ural Federal District
Наименование показателя Indicator name Период (на начало учебного года) Period (at the beginning of the academic year) Темп прироста 2022/23, % 2018/19 Rate of increase 2022/23, % 2018/19
2018/ 19 2019/ 20 2020/21 2021/ 22 2022/ 23
Число самостоятельных образовательных организаций ВО, всего, ед., в том числе: Number of independent educational institutions of HE, total, units, including: 50 49 47 49 49 -2,0
Курганская область Kurgan region 3 3 3 3 3 -
Свердловская область Sverdlovsk region 23 23 22 24 23 -
Тюменская область Tyumen region 5 5 5 5 5 -
Челябинская область Chelyabinsk region 14 13 12 12 13 -7,1
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 5 5 5 5 5 -
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug - - - - - -
Число филиалов самостоятельных образовательных организаций ВО, всего, ед., в том числе: Number of branches of independent educational institutions of HE, total, units, including: 58 50 47 44 43 -25,9
Курганская область Kurgan region 4 4 3 3 3 -25,0
Свердловская область Sverdlovsk region 19 15 16 15 13 -31,6
Тюменская область Tyumen region 7 6 6 6 6 -14,3
Челябинская область Chelyabinsk region 17 17 16 16 16 -5,9
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 6 5 4 3 4 -33,3
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 5 3 2 1 1 -80,0
Численность студентов, всего, тыс. чел., в т. ч.: Number of students, in total, thousands of people, including: 309,3 299,2 290,9 282,6 282,0 -8,8
Курганская область Kurgan region 16,6 14,9 14,7 14,4 14,0 -15,7
Свердловская область Sverdlovsk region 119,9 119,4 119,4 117,3 119,5 -0,3
Тюменская область Tyumen region 55,9 52,8 50,4 48,4 47,0 -15,9
Челябинская область Chelyabinsk region 92,5 88,8 84,5 82,5 81,6 -11,8
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 23,6 22,7 21,5 19,8 19,7 -16,5
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 0,8 0,6 0,4 0,2 0,2 -75,0
Принято, всего, тыс. чел., в т. ч.: Admitted, in total, thousands of people, including: 83,2 80,7 74,7 77,0 81,1 -2,5
Курганская область Kurgan region 4,2 3,1 4,0 3,9 3,7 -11,9
Свердловская область Sverdlovsk region 33,8 33,9 31,6 32,8 35,7 5,6
Тюменская область Tyumen region 14,9 13,9 12,3 12,7 12,5 -16,1
Челябинская область Chelyabinsk region 24,2 24,0 21,8 22,6 23,6 -2,5
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 6,0 5,7 5,0 5,0 5,6 -6,7
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 0,1 0,1 - - - -
Выпущено, всего, тыс. чел., в т. ч.: Graduated, in total, thousands of people, including: 67,7 64,3 60,7 57,6 55,3 -18,3
Курганская область Kurgan region 3,5 3,4 2,9 2,9 2,8 -20,0
Свердловская область Sverdlovsk region 28,0 25,5 23,9 23,4 23,5 -16,1
Тюменская область Tyumen region 12,1 11,5 10,3 9,6 9,0 -25,6
Челябинская область Chelyabinsk region 19,0 19,0 18,8 17,0 16,0 -15,8
Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Okrug 5,0 4,8 4,7 4,6 4,0 -20,0
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 0,1 0,1 0,1 0,1 - -
Источник: составлено автором по [11]. Source: compiled by the author according to [11].
Общее число самостоятельных образовательных организаций ВО и их филиалов в Свердловской области за последние пять лет уменьшилось на 14,3 %. В общем объеме образовательных организаций и филиалов Уральского федерального округа доля образовательных организаций и филиалов Свердловской области на начало 2022/23 г. составляет 39,1 %. Численность студентов, получающих ВО в вузах региона, за период с 2018 по 2022 г. существенно не изменилась: произошло незначительное снижение на 0,3 %. Причинами являются сокращение заочных образовательных программ и филиа-
лов вузов, переориентация молодых людей из менее обеспеченных семей на получение СПО [30].
При этом только в Свердловской области за исследуемый период произошло увеличение приема студентов на 5,6 %, в остальных регионах численность уменьшилась. Численность выпускников образовательных организаций ВО за последние пять лет снизилась на 16,1 %.
Востребованность ВО в Свердловской области остается на достаточно высоком уровне. Это подтверждают показатели численности студентов. Наличие ВО служит сигналом работодателю о профессионализме специалиста, увеличивает возможности трудоустройства или получения высокооплачиваемой должности. Диплом о ВО подтверждает, что человек имеет высокий интеллект и достаточный уровень культуры, что позволяет рассчитывать на возможность карьерного роста [31].
Вузы Свердловской области, большинство из которых расположено в Екатеринбурге (21 вуз), предоставляют студентам обучение по всем ступеням и направлениям подготовки (инженерно-техническое, информационно-технологическое, финансово-экономическое, естественно-научное, гуманитарное). На 2023/24 учебный год в вузах Екатеринбурга поступающим предоставляется 19 291 бюджетное место и 23 094 контрактных мест [32].
При выборе вуза для поступления многих абитуриентов интересует его статус: от этого часто зависят уровень и качество образования, материально-техническая база вуза, возможность дальнейшего трудоустройства. В Екатеринбурге расположен один из 10 федеральных университетов - Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (далее - УрФУ). В УрФУ реализуются все ступени ВО, обучение проводится по 358 образовательным программам. В вузе действуют 164 научно-исследовательские лаборатории, оборудованные самыми современными приборами, 20 спортивных объектов, 33 спортивные команды и секции, 15 творческих коллективов, 16 общежитий. УрФУ по праву гордится количеством бюджетных мест, которых у него больше, чем у других вузов России. На 2023/24 учебный год в УрФУ выделено 9876 бюджетных мест (на 2022/23 - 9294 бюджетных места). По итогам приемной кампании на 2022/23 учебный год УрФУ стал лидером среди российских вузов по количеству принятых заявлений от абитуриентов. Университет представлен во многих мировых рейтингах и имеет право самостоятельно присуждать ученые степени. УрФУ занимает 5-е место в Рейтинге влияния вузов на развитие региона [33].
Для привлечения будущих абитуриентов в вузы в УрФУ открыт Центр профориентации и тренинговых программ, который проводит тестирования, консультации и тренинги для школьников с целью выявления склонности к определенной сфере деятельности и помощи в профессиональном выборе [34]. Для студентов в УрФУ работает Управление развития студенческого потенциала, целью которого является раскрытие и развитие студенческого потенциала, формирование универсальных компетенций у обучающихся (soft skills), карьерное консультирование для выпускников [35].
Образование, полученное в УрФУ, ценится среди работодателей. В среднем 84 % выпускников УрФУ находят работу через полгода после окончания вуза. После получения двухуровневого образования (бакалавриат плюс магистратура) доля трудоустроенных выпускников достигает 94 % [36].
Оценить востребованность выпускников вузов Свердловской области на рынке труда помогает Рейтинг лучших вузов России по версии hh.ru, который включает суммарную оценку по пяти ключевым параметрам: популярность вуза в регионе (доля числа выпускников вуза от общего числа выпускников вузов одного региона), востребо-
ванность выпускников у работодателей (среднее число приглашений на собеседования от работодателей, полученных одним выпускником вуза), ожидаемые зарплаты (уровень зарплаты, озвучиваемый выпускниками вуза, на старте карьеры и в течение 2-3 лет после), опыт работы, текущее трудоустройство выпускников. В рейтинге представлено 11 вузов Свердловской области. Три из них - Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральский государственный экономический университет, Уральский государственный горный университет - входят в топ-100 рейтинга. Самую высокую позицию - 13-ю - занимает УрФУ с итоговым баллом 104,7, лидируют в рейтинге вузы Москвы и Санкт-Петербурга [37].
По данным Министерства науки и высшего образования самыми востребованными специальности в вузах России приемной кампании на 2022/23 г. были: информационные системы и технологии, информатика и вычислительная техника, экономика, менеджмент, юриспруденция, педагогическое образование, лечебное дело [38]. В Свердловской области наблюдаются сходные предпочтения. Наиболее востребованными у абитуриентов были следующие специальности: юриспруденция, информатика и вычислительная техника, педагогическое образование и здравоохранение.
Выбор вузов Екатеринбурга для получения ВО объясняется высоким уровнем заработной платы выпускников. Сервисом БирегГоЬ был составлен рейтинг российских вузов по уровню зарплат. В целях формирования рейтинга вузы были разделены на три категории по направлениям: 1Т-сфера, экономическая и правовая сферы; учитывался доход выпускников, закончивших обучение в 2017-2022 гг. Самые высокие позиции среди российских вузов заняли следующие вузы Екатеринбурга: по уровню зарплат выпускников, работающих в 1Т-отрасли, УрФУ - 13-е место; по уровню зарплат выпускников, работающих в сфере экономики и финансов: УрФУ - 12-е место и Уральский государственный экономический университет - 14-е место; по уровню зарплат выпускников, работающих в правовой сфере: Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева - 11-е место и Уральский юридический институт МВД РФ - 12-е место [39].
Интерес получения ВО именно в вузах Екатеринбурга связан еще и с самим городом. Екатеринбург имеет благоприятное географическое положение, он расположен в центральной части Евразии. Это административный центр Уральского федерального округа и Свердловской области, четвертый по численности населения и территории го-род-миллионник в России, третий в стране по объему экономики. Екатеринбург - важнейший транспортно-логистический узел и промышленный центр России, один из крупнейших центров торговли, финансов, туризма, телекоммуникаций и информационных технологий, город с развитой образовательной и социальной инфраструктурой. В Екатеринбурге ежегодно проходит Международная промышленная выставка «Инно-пром». В городе развита культурная жизнь: действует 15 профессиональных театров и более 30 театральных студий и коллективов, функционирует 65 музеев и художественных галерей, проходит Всемирный фестиваль клоунов, Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий», фестиваль уличного искусства и граффити «Стено-граффия» и другие мероприятия [40, 41].
На базе высших учебных заведений Екатеринбурга активно развиваются международные программы студенческого обмена, реализуются образовательные программы для иностранных студентов на русском и английском языках, что стимулирует международную образовательную миграцию [14, 42]. Например, в УрФУ обучается более 4400 иностранных студентов (более 10 % от общего числа студентов), 212 иностранных аспирантов, реализуется 16 программ магистратуры и 29 программ аспирантуры на английском языке. В вузе работает Отдел развития международного партнерства и ком-
муникаций, Центр адаптации иностранных обучающихся, Центр международной студенческой мобильности и рекрутинга [33].
Заключение
Выбор получения СПО или ВО зависит от многих факторов как субъективного, так и объективного характера. Образовательный и ресурсный потенциал Свердловской области оказывает влияние на востребованность получения образования именно в регионе. Большинство образовательных организаций, реализующих программы СПО и ВО, расположены в Екатеринбурге. Уральская столица является одним из крупнейших образовательных центров России. Поскольку Екатеринбург - крупный промышленный и научный центр страны, выпускники вузов имеют возможность быстро трудоустроиться после учебы. Кроме этого, в Екатеринбурге большой выбор образовательных организаций, реализующих образовательные программы по всем ступеням и направлениям подготовки; успешно сочетаются традиции академического и прикладного образования; выпускники обладают высокой квалификацией; дипломы образовательных организаций высоко ценятся в России; вузы занимают высокие позиции во многих российских и мировых рейтингах.
Проведенное исследование выявило, что Свердловская область занимает лидирующие позиции по основным показателям образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам СПО и ВО в Уральском федеральном округе. Уровень востребованности получения профессионального образования в регионе достаточно высок. Политика региональных властей и руководства образовательных организаций в сфере профессионального образования является эффективной.
Анализ востребованности получения профессионального образования в Свердловской области за 2018-2022 гг. показал изменение приоритетности видов образования. Если на начало учебного года 2018/19 численность обучающихся, получающих ВО, превышала численность обучающихся, получающих СПО на 8 тыс. человек, или на 7,1 %, то на начало учебного года 2022/23 тенденция изменилась. Численность обучающихся на начало учебного года 2022/23 по программам СПО превысила численность обучающихся по программам ВО на 5,2 тыс. чел., или на 4,5 %. Следует отметить, что реализация федеральных и региональных программ, проектов «Профессионалитет», «Уральская инженерная школа», «Молодые профессионалы», конкурсов мастерства и чемпионатов WorldSkills Russia, заинтересованность работодателей региона в квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена способствовали увеличению интереса молодых людей в получении СПО.
Востребованность получения ВО в Свердловской области остается стабильной: показатели численности студентов за последние пять лет практически не изменились, а прием обучающих увеличился.
Для повышения уровня востребованности получения населением СПО и ВО в Свердловской области рекомендуется проводить следующие мероприятия:
1) совершенствовать программы профессиональной ориентации школьников; привлекать к участию в программах не только старшеклассников, но и обучающихся (начиная с 6-7-го классов);
2) развивать олимпиадное движение и конкурсы, чемпионаты рабочих профессий и профессионального мастерства;
3) внедрять систему повышенного стипендиального обеспечения за особые достижения в учебе, спортивной, общественной, научно-исследовательской и творческой деятельности;
4) укреплять материально-техническую базу образовательных организаций;
5) обеспечить прикладной характер подготовки обучающихся, приближение содержания образовательных программ к потребностям работодателей и реалиям рынка; привлекать к образовательному процессу специалистов-практиков;
6) развивать программы обучения по индивидуальным образовательным траекториям;
7) расширять возможности академической мобильности для студентов;
8) совершенствовать цифровую образовательную среду, развивать дистанционные формы обучения;
9) формировать научно-производственные кластеры вокруг ведущих высших учебных заведений;
10) расширять подготовку и поддержку научно-педагогических кадров, развивать направления аспирантуры;
11) привлекать к образовательному процессу иностранных специалистов из ведущих университетов и научных центров;
12) развивать межвузовское сотрудничество в целях реализации образовательных программ, проведения конференций и конкурсов, научно-исследовательской деятельности.
Предложенные мероприятия позволят поднять качество и конкурентоспособность образования в Свердловской области, повысят заинтересованность молодых людей в профессиональной самореализации в регионе, будут способствовать социально-экономическому развитию области. Кроме этого, принятая Концепция технологического развития России до 2030 г. даст толчок к разработке практико-ориентированных образовательных программ СПО и ВО для подготовки кадров в области технологий, инженерных специальностей, физики и математики и в целом по всему спектру естественных наук в образовательных организациях Свердловской области [43]. Потенциал Свердловской области позволит реализовать задачи, поставленные в Концепции, и увеличить востребованность получения СПО и ВО в регионе в среднесрочной перспективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеленюк Ю.М., Салатин С.А. Развитие территориальной системы высшего и среднего профессионального образования Иркутской области // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Науки о Земле». - 2021. - Т. 37. - С. 42-55. DOI 10.26516/2073-3402.2021.37.42.
2. Конституция Российской Федерации // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения 30.06.2023).
3. Амхадова А.М. Конституционное право граждан РФ на образование // Юридический факт. - 2021. -№ 125. - С. 54-57.
4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 30.06.2023).
5. Паспорт национального проекта «Образование» // Правительство России. URL: http://static.govemment.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения 30.06.2023).
6. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения 30.06.2023).
7. Об образовании в Свердловской области: закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ. URL: https://base.garant.ru/46830088/ (дата обращения 30.06.2023).
8. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2027 года»: постановление Правительства Свердловской области от 19 декабря 2019 года № 920-ПП. URL: https://docs.cntd.ru/document/561648866 (дата обращения 30.06.2023).
9. Об утверждении методики разработки прогноза потребности в подготовке специалистов по программам среднего профессионального образования и высшего образования для организаций, распо-
ложенных на территории Свердловской области: постановление Правительства Свердловской области от 25 августа 2022 года № 577-ПП. URL: https://docs.cntd.ru/document/406194883 (дата обращения 30.06.2023).
10. Среднее профессиональное образование // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu (дата обращения 30.06.2023).
11. Высшее образование. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения 30.06.2023).
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: федер. закон от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/71825214/ (дата обращения 30.06.2023).
13. Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию: приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324. URL: https://base.garant.ru/70581476/ (дата обращения 30.06.2023).
14. Лебедева Т.В. Влияние международной образовательной миграции на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации // Векторы благополучия: экономика и социум. -2022. - № 4 (47). - С. 23-39. DOI 10.18799/26584956/2022/4/1345/.
15. Колесникова О.А., Маслова Е.В., Околелых И.В. Коммерциализация высшего и среднего профессионального образования в России с позиции подготовки рабочей силы // Социально-трудовые исследования. - 2023. - № 1 (50). - С. 71-82. DOI 10.34022/2658-3712-2023-50-1-71-82.
16. Баязитова К.С., Яковлев Т.Х. Проблемы в системе образования в России: позиция студентов // Международный студенческий научный вестник. - 2019. - № 1. - С. 64-71.
17. О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»: постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 года № 387. URL: https://base.garant.ru/403719658/ (дата обращения 30.06.2023).
18. Перезагрузка системы среднего профессионального образования в России // ИНСИЭЗ. URL: https://issek.hse.ru/news/783551284.html (дата обращения 05.07.2023).
19. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2022/23 учебного года // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 9414b58a1c802a210ee741197d96d943/ (дата обращения 30.06.2023).
20. Информация о состоянии системы образования в субъектах Российской Федерации // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/db1143a205aa0b45bac1b75550fbedae/ (дата обращения 30.06.2023).
21. Безгодов И.П. Формирование профессиональных планов и содействие трудовой занятости выпускников // Молодежь и наука. - 2018. - № 6. - С. 10.
22. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/429024960 (дата обращения 30.06.2023).
23. Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: постановление Правительства Свердловской области от 30 августа 2016 г. № 595-ПП. URL: https://docs.cntd.ru/document/429064915 (дата обращения 30.06.2023).
24. Новые образовательно-производственные кластеры в рамках «Профессионалитета» появятся в Свердловской области // Официальный сайт Правительства Свердловской области. URL: https://midural.ru/news/list/document216303/ (дата обращения 05.07.2023).
25. О проекте «Уральская инженерная школа»: указ Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года № 453-УГ. URL: https://docs.cntd.ru/document/422448790 (дата обращения 30.06.2023).
26. Региональный проект «Молодые профессионалы» (Свердловская область) национального проекта «Образование» // Министерство образования и молодежной политики Свердловской области. URL: https://minobraz.egov66.ru/site/section?id=269 (дата обращения 05.07.2023).
27. Работодатели приглашают молодых профессионалов! // Министерство образования и молодежной политики Свердловской области. URL: https://minobraz.egov66.ru/site/item?id=5645 (дата обращения 05.07.2023).
28. Содействие трудоустройству выпускников по программам среднего профессионального образования // Центр опережающей профессиональной подготовки Свердловской области URL: https://copp66.ru/ analitics/sodejstvie_trudoustrojstvu_vypusknikov_po_programmam_srednego_professionalnogo_obrazovan iya_v_sverdl (дата обращения 05.07.2023).
29. Свердловская область в цифрах, 2023 год // Свердловскстат. URL: https://66.rosstat.gov.ru/folder/36989 (дата обращения 10.07.2023).
30. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России // Социологический журнал. - 2022. - Т. 28. - № 3. - С. 8-37. DOI: 10.19181/socjour.2022.28.3.9149.
31. Бондаренко И. А. Анализ взаимосвязи доходов и отдачи от профессионального образования выпускников российских вузов // Вестник ИМСИТ. - 2020. - № 1 (81). - С. 3-10.
32. Вузы Екатеринбурга 2023 // VUZOPEDIA. URL: https://vuzopedia.ru/region/city/83 (дата обращения 05.07.2023).
33. Об Уральском федеральном в цифрах // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. URL: https://urfu.ru/ru/about/today/figures/ (дата обращения 05.07.2023).
34. Центр профориентации и тренинговых программ // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. URL: https://urfu.ru/ru/school/proforientacionnoe-testirovanie/ (дата обращения 05.07.2023).
35. Управление развития студенческого потенциала // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. URL: https://urfu.ru/ru/about/units/pp1/upravlenie-razvitija-studencheskogo-potenciala/ (дата обращения 05.07.2023).
36. До 94 % выпускников вуза трудоустроены в первые полгода после его окончания // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. URL: https://urfu.ru/ru/news/32842/ (дата обращения 05.07.2023).
37. Лучшие вузы России по версии hh.ru 2022-2023 // Группа компаний HeadHunter. URL: https://ekaterinburg.hh.ru/article/31475?hhtmFrom=article&hhtmFromLabel=article_31517 (дата обращения 05.07.2023).
38. В Министерстве науки и высшего образования подвели предварительные итоги приемной кампании // Поступи онлайн. URL: https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/nazvany-samye-populyarnye-spetsialnosti-i-vuzy-v-2022-godu/ (дата обращения 10.07.2023).
39. Рейтинг вузов России 2023 // SuperJob. URL: https://students.superjob.ru/reiting-vuzov/it/ (дата обращения 10.07.2023).
40. О городе // Информационный портал Екатеринбурга. URL: https://www.ekburg.ru/AbOutCity/ (дата обращения 05.07.2023).
41. Причины посетить Екатеринбург // Информационно-туристическая служба Екатеринбурга. URL: http://tourism.ekburg.ru/ekaterinburg/reasons/ (дата обращения 05.07.2023).
42. Внешние факторы // Официальный портал Екатеринбург.рф. URL: https://екатеринбург.рф/ офици-ально/стратегия/раздел2/внешние (дата обращения 10.07.2023).
43. Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 года № 1315-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 406831204/ (дата обращения 10.07.2023).
Поступила: 15.07.2023.
Принята после рецензирования: 05.09.2023.
UDC 316.346.32-053.6:377/378(470.54)
DEMAND FOR SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER EDUCATION IN THE SVERDLOVSK REGION
Fedor A. Taskin,
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, 19, Mira street, Yekaterinburg, 620002, Russia
Fedor A. Taskin, student, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin.
The relevance of the topic under study is caused by the fact that education is the most important social institution that performs the functions of preparing and including the individual in various spheres of society. The presence of secondary vocational or higher education among the population is an important component for personal growth and professional self-realization, it contributes to the socio-economic development of the country and the region and builds up scientific and technical potential. The purpose of the article is to assess the level of demand for secondary vocational and higher education in the Sverdlovsk region. Methods: comparative analysis, synthesis of information and generalization of data. Results. The main indicators of educational organizations operating under secondary vocational and higher education programs in Russia and the regions of the Ural Federal District for 2018-2022 are considered, the trends of their changes are analyzed. The all-Russian factors and features of the Sverdlovsk region are revealed, which determine the high demand for secondary vocational education, compared with higher education. The events, programs, projects in the field of vocational education implemented in the Sverdlovsk region are given. The ranking of universities in the region is presented; the advantages of studying in educational institutions of Yekaterinburg that implement higher education programs are formulated. The demand for graduates of professional educational organizations and educational organizations of higher education of the Sverdlovsk region in the labor market is assessed. The conclusion about the high level of demand for secondary vocational education in the region and the decrease in interest in higher education is made. It is noted that a fairly effective policy in the field of vocational education is being pursued in the Sverdlovsk region. Recommendations are formulated on measures that contribute to increasing the level of demand for the population to receive all levels of vocational education in the region.
Key words: Ural Federal District, Sverdlovsk region, educational organization, specialized secondary education, higher education, demand for education.
REFERENCES
1. Zelenyuk Yu.M., Salatin S.A. Development of the territorial system of higher and secondary vocational education of the Irkutsk Region. The Bulletin of Irkutsk State University. Series «Earth sciences», 2021, vol. 37, pp. 42-55. In Rus. DOI: 10.26516/2073-3402.2021.37.42.
2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on December 12, 1993, with changes approved during the national vote on July 1, 2020]. Garant.ru. Available at: https://base.garant.ru/10103000/ (accessed 30 June 2023).
3. Amkhadova A.M. Konstitutsionnoe pravo grazhdan RF na obrazovanie [The constitutional right of citizens of the Russian Federation to education]. Yuridicheskiy fakt, 2021, no. 125, pp. 54-57.
4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [On education in the Russian Federation]. Federalny zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FL]. Garant.ru. Available at: https://base.garant.ru/70291362/ (accessed 30 June 2023).
5. Pasport natsionalnogo proekta «Obrazovanie» [Passport of the national project «Education»]. Pravitelstvo Rossii. Available at: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (accessed 30 June 2023).
6. Natsionalny proekt «Obrazovanie» [National project «Education»]. Ministerstvo prosveshcheniya Ros-siyskoy Federatsii. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (accessed 30 June 2023).
7. Ob obrazovanii v Sverdlovskoy oblasti [On education in the Sverdlovsk region]. Zakon Sverdlovskoy oblasti ot 15 iyulya 2013 goda № 78-OZ [Law of the Sverdlovsk region dated July 15, 2013 No. 78-OZ]. Available at: https://base.garant.ru/46830088/ (accessed 30 June 2023).
8. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Sverdlovskoy oblasti «Razvitie sistemy obrazovaniya i reali-zatsiya molodezhnoypolitiki v Sverdlovskoy oblasti do 2027goda» [On approval of the state program of the Sverdlovsk region «Development of the education system and implementation of youth policy in the Sverdlovsk region until 2027»]. Postanovlenie Pravitelstva Sverdlovskoy oblasti ot 19 dekabrya 2019 goda № 920-PP [Decree of the Government of the Sverdlovsk region of December 19, 2019 No. 920-PP]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/561648866 (accessed 30 June 2023).
9. Ob utverzhdenii metodiki razrabotki prognoza potrebnosti vpodgotovke spetsialistov po programmam sred-nego professionalnogo obrazovaniya i vysshego obrazovaniya dlya organizatsiy, raspolozhennykh na terri-torii Sverdlovskoy oblasti [On approval of the methodology for developing a forecast of the need for training specialists in programs of secondary vocational education and higher education for organizations located on the territory of the Sverdlovsk region]. Postanovlenie Pravitelstva Sverdlovskoy oblasti ot 25 avgusta 2022 goda № 577-PP [Decree of the Government of the Sverdlovsk region of August 25, 2022 No. 577-PP]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/406194883 (accessed 30 June 2023).
10. Srednee professionalnoe obrazovanie [Secondary vocational education]. Ministerstvo prosveshcheniya Ros-siyskoy Federatsii. Available at: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu (accessed 30 June 2023).
11. Vysshee obrazovanie. Forma № VPO-1 «Svedeniya ob organizatsii, osushchestvlyayushchey obrazovate-lnuyu deyatelnost po obrazovatelnym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury» [Higher education. Form No. VPO-1 «Information on the organization carrying out educational activities in educational programs of higher education - bachelor's programs, specialist's programs, master's programs»]. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Ros-siyskoy Federatsii. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (accessed 30 June 2023).
12. O vnesenii izmeneniy v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam sovershenstvo-vaniya provedeniya nezavisimoy otsenki kachestva usloviy okazaniya uslug organizatsiyami v sfere kultury, okhrany zdorovya, obrazovaniya, sotsialnogo obsluzhivaniya i federalnymi uchrezhdeniyami mediko-sotsialnoy ekspertizy [On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on improving the conduct of an independent assessment of the quality of the conditions for the provision of services by organizations in the field of culture, health protection, education, social services and federal institutions of medical and social expertise]. Federalny zakon ot 5 dekabrya 2017 goda № 392-FZ [Federal Law of December 5, 2017 No. 392-FZ]. Available at: https://base.garant.ru/71825214/ (accessed 30 June 2023).
13. Ob utverzhdenii pokazateley deyatelnosti obrazovatelnoy organizatsii, podlezhashchey samoobsledovaniyu [On the approval of performance indicators of an educational organization subject to self-examination]. Pri-kaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 10 dekabrya 2013 goda № 1324 [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 10, 2013 No. 1324]. Available at: https://base.garant.ru/70581476/ (accessed 30 June 2023).
14. Lebedeva T.V. Impact of international educational migration for the development of the modern system of higher education in the Russian Federation. Journal of Wellbeing Technologies, 2022, no. 4 (47), pp. 23-39. In Rus. DOI: 10.18799/26584956/2022/4/1345/.
15. Kolesnikova O.A., Maslova E.V., Okolelykh I.V. Commercialization of professional education in Russia from the perspective of workforce training. Social and labor research, 2023, no. 1 (50), pp. 71-82. In Rus. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-50-1-71-82.
16. Bayazitova K.S., Yakovlev T.Kh. Problemy v sisteme obrazovaniya v Rossii: pozitsiya studentov [Problems in the education system in Russia: the position of students]. Mezhdunarodny studencheskiy nauchny vestnik, 2019, no. 1, pp. 64-71.
17. O provedenii eksperimenta po razrabotke, aprobatsii i vnedreniyu novoy obrazovatelnoy tekhnologii kon-struirovaniya obrazovatelnykh programm srednego professionalnogo obrazovaniya v ramkakh federalnogo proyekta «Professionalitet» [On conducting an experiment on the development, testing and implementation of a new educational technology for designing educational programs of secondary vocational education within the framework of the federal project «Professionality»]. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 16 marta 2022 goda № 387 [Decree of the Government of the Russian Federation of March 16, 2022 No. 387]. Available at: https://base.garant.ru/403719658/ (accessed 30 June 2023).
18. Perezagruzka sistemy srednego professionalnogo obrazovaniya v Rossii [Reloading the system of secondary vocational education in Russia]. INSIEZ. Available at: https://issek.hse.ru/news/783551284.html (accessed 5 July 2023).
19. Svodny otchet po forme federalnogo statisticheskogo nablyudeniya № SPO-1 «Svedeniya ob obrazovate-lnoy organizatsii, osushchestvlyayushchey obrazovatelnuyu deyatelnost po obrazovatelnym programmam srednego professionalnogo obrazovaniya» na nachalo 2022/23 uchebnogo goda [Consolidated report on the form of federal statistical observation No. SPO-1 «Information on the educational organization carrying out educational activities in educational programs of secondary vocational education» at the beginning of the 2022/23 academic year]. Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/9414b58a1c802a210ee741197d96d943/ (accessed 30 June 2023).
20. Informatsiya o sostoyanii sistemy obrazovaniya v subyektakh Rossiyskoy Federatsii [Information on the state of the education system in the constituent entities of the Russian Federation]. Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/db1143a205aa0b45bac 1b75550fbedae/ (accessed 30 June 2023).
21. Bezgodov I.P. Formirovanie professionalnykh planov i sodeystvie trudovoy zanyatosti vypusknikov [Formation of professional plans and promotion of employment of graduates]. Molodezh i nauka, 2018, no. 6, pp. 10.
22. Strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na 2016-2030 gody [On the Strategy for the Socio-Economic Development of the Sverdlovsk Region for 2016-2030]. Zakon Sverdlovskoy oblasti ot 21 dekabrya 2015 goda № 151-OZ [Law of the Sverdlovsk Region of December 21, 2015 No. 151-OZ]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/429024960 (accessed 30 June 2023).
23. Ob utverzhdenii Plana meropriyatiy po realizatsii Strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na 2016-2030 gody [On approval of the Action Plan for the implementation of the Strategy for the socio-economic development of the Sverdlovsk region for 2016-2030]. Postanovlenie Pravitelstva Sverdlovskoy oblasti ot 30 avgusta 2016 g. № 595-PP [Decree of the Government of the Sverdlovsk region of August 30, 2016 No. 595-PP]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/429064915 (accessed 30 June 2023).
24. Novye obrazovatelno-proizvodstvennye klastery v ramkakh «Professionaliteta» poyavyatsya v Sverd-lovskoy oblasti [New educational and production clusters within the framework of «Professionality» will appear in the Sverdlovsk region]. Ofitsialny sayt Pravitelstva Sverdlovskoy oblasti. Available at: https://midural.ru/news/list/document216303/ (accessed 5 July 2023).
25. O proekte «Uralskaya inzhenernaya shkola» [About the project «Ural Engineering School»]. Ukaz Guber-natora Sverdlovskoy oblasti ot 6 oktyabrya 2014 goda № 453-UG [Decree of the Governor of the Sverdlovsk Region dated October 6, 2014 No. 453-UG]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/422448790 (accessed 30 June 2023).
26. Regionalny proekt «Molodye professionaly» (Sverdlovskaya oblast) natsionalnogo proekta «Obrazovanie» [Regional project «Young Professionals» (Sverdlovsk region) of the national project «Education»]. Ministerstvo obrazovaniya i molodezhnoy politiki Sverdlovskoy oblasti. Available at: https://minobraz.egov66.ru/site/section?id=269 (accessed 5 July 2023).
27. Rabotodateli priglashayut molodykh professionalov! [Employers invite young professionals!]. Ministerstvo obrazovaniya i molodezhnoy politiki Sverdlovskoy oblasti. Available at: https://minobraz.egov66.ru/site/item?id=5645 (accessed 5 July 2023).
28. Sodeystvie trudoustroystvu vypusknikov po programmam srednego professionalnogo obrazovaniya [Promoting the employment of graduates under secondary vocational education programs]. Tsentr operezhay-ushchey professionalnoy podgotovki Sverdlovskoy oblasti. Available at: https://copp66.ru/analitics/sodejstvie_trudoustrojstvu_vypusknikov_po_programmam_srednego_professiona lnogo_obrazovaniya_v_sverdl (accessed 5 July 2023).
29. Sverdlovskaya oblast v tsifrakh, 2023 god [Sverdlovsk region in numbers, 2023]. Sverdlovskstat. Available at: https://66.rosstat.gov.ru/folder/36989 (accessed 5 July 2023).
30. Malinovskiy S.S., Shibanova E.Yu. The reasons and drivers behind Higher Education ceasing to expand in Russia. Sociological Journal, 2022, vol. 28, no. 3, pp. 8-37. In Rus. DOI: 10.19181/socjour.2022.28.3.9149.
31. Bondarenko I.A. Analiz vzaimosvyazi dokhodov i otdachi ot professionalnogo obrazovaniya vypusknikov rossiyskikh vuzov [Analysis of the relationship between income and return on professional education of graduates of Russian universities]. VestnikIMSIT, 2020, no. 1 (81), pp. 3-10.
32. Vuzy Ekaterinburga 2023 [Universities of Yekaterinburg 2023]. VUZOPEDIA. Available at: https://vuzopedia.ru/region/city/83 (accessed 5 July 2023).
33. Ob Uralskom federalnom v tsifrakh [About the Ural Federal University in numbers]. Uralskiy federalny universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. Eltsina. Available at: https://urfu.ru/ru/about/today/figures/ (accessed 5 July 2023).
34. Tsentr proforientatsii i treningovykh programm [Center for career guidance and training programs]. Uralskiy federalnyy universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. Yeltsina. Available at: https://urfu.ru/ru/school/proforientacionnoe-testirovanie/ (accessed 5 July 2023).
35. Upravlenie razvitiya studencheskogo potentsiala [Management of student potential development]. Uralskiy federalny universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. Eltsina. Available at: https://urfu.ru/ru/about/units/pp1/upravlenie-razvitija-studencheskogo-potenciala/ (accessed 5 July 2023).
36. Do 94 % vypusknikov vuza trudoustroeny v pervye polgoda posle ego okonchaniya [Up to 94 % of university graduates are employed in the first six months after graduation]. Uralskiy federalny universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. Eltsina. Available at: https://urfu.ru/ru/news/32842/ (accessed 5 July 2023).
37. Luchshie vuzy Rossii po versii hh.ru 2022-2023 [Best universities in Russia according to hh.ru 2022-2023]. Gruppa kompaniy HeadHunter. Available at: https://ekaterinburg.hh.ru/article/31475?hhtmFrom= arti-cle&hhtmFromLabel=article_31517 (accessed 5 July 2023).
38. V Ministerstve nauki i vysshego obrazovaniya podveli predvaritelnye itogi priemnoy kampanii [The Ministry of Science and Higher Education summed up the preliminary results of the admission campaign]. Postupi onlayn. Available at: https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/nazvany-samye-populyarnye-spetsialnosti-i-vuzy-v-2022-godu/ (accessed 10 July 2023).
39. Reyting vuzov Rossii 2023 [Rating of universities in Russia 2023]. SuperJob. Available at: https://students.superjob.ru/reiting-vuzov/it/ (accessed 10 July 2023).
40. O gorode [About the city]. Informatsionny portal Ekaterinburga. Available at: https://www.ekburg.ru/AbOutCity/ (accessed 5 July 2023).
41. Prichiny posetit Ekaterinburg [Reasons to visit Yekaterinburg]. Informatsionno-turisticheskaya sluzhba Ekaterinburga. Available at: http://tourism.ekburg.ru/ekaterinburg/reasons/ (accessed 5 July 2023).
42. Vneshnie faktory [External factors]. Ofitsialny portal Ekaterinburg.rf. Available at: https://екатернн6ург.р$/о$нцнаflbно/страreгнн/раздеfl2/внеmнне (accessed 10 July 2023).
43. Ob utverzhdenii Kontseptsii tekhnologicheskogo razvitiya na period do 2030 g. [On approval of the Concept of technological development for the period up to 2030]. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 20 maya 2023 goda № 1315-r [Decree of the Government of the Russian Federation dated May 20, 2023 No. 1315-r]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406831204/ (accessed 10 July 2023).
Received: 15 July 2023.
Reviewed: 5 September 2023.