Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таланова Н. А.

Статья посвящена рассмотрению критериев, предъявляемых к образовательному процессу в рамках принятого 21.12.2015 года Закона Свердловской области о Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таланова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Таланова Н. А. магистрант 2 курса кафедра региональной и муниципальной экономики Уральский государственный экономический университет

Анимица Е.Г., д.г.н. научный руководитель, профессор РФ, г. Екатеринбург КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. Статья посвящена рассмотрению критериев, предъявляемых к образовательному процессу в рамках принятого 21.12.2015 года Закона Свердловской области о Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы.

Ключевые слова: образование, конкурентоспособность, рынок образовательных услуг, стратегия

Актуальностью выбранной темы является принятый 21.12.2015 года Закон Свердловской области о Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, где в главе 2 выделены направления социально-экономической политики Свердловской области, в рамках которых реализуется приоритет в этом направлении по созданию конкурентных условий для накопления и сохранения человеческого потенциала. Одним из путей постановки и выполнения задач социально-экономической политики поставлено «Создание конкурентоспособного образования».

Если конкурентоспособность профессиональных и высших учебных заведений представляется естественным и диктуется спросом на те или иные специальности, либо компетенций на рынке труда, то конкурентоспособность общего, среднего и дошкольного образования, несмотря на возможный перехода образовательных учреждений в форму автономных образовательных учреждений затруднителен и требует четких определений, методических разработок и разнообразных путей решений.

Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов»

Рынок образовательных услуг образуется в результате экономических взаимоотношений и связей между физическими и юридическими лицами в процессе производства и получения образования.

Конкурентоспособными могут быть признаны учебные заведения, действующие как успешные и эффективные конкуренты - в этом залог их общественной пользы и интереса к ним со стороны других заинтересованных сторон рынка образовательных услуг

Анализ факторов показал, что в 62 муниципальных образованиях,

расположенных на территории Свердловской области, в 2015г., по сравнению с 2014 г., численность обучающихся увеличилась и прирост обучающихся в 2015/2016 учебном году, по сравнению с 2014/2015 учебным годом, составил более 5 %. Максимальный абсолютный показатель увеличения численности обучающихся в муниципальном образовании «город Екатеринбург» составил 4196 человек.

Население Свердловской области составляет 35,25 % от общей численности населения Уральского федерального округа.

Официальные источники выдали картину финансирование из бюджета на науку и образование 29,49 %, расходы составили 47, 95 млрд. руб., что является самой большой статьей расходов, следом за ней идут расходы на здравоохранение 39,77 млрд. руб., - это 24,46%, на третьем месте социальна политика - 38,18 млрд. руб., что составляет 23,48%.

Среднемесячная заработная плата в 2015 г. по Уральскому федеральному округу составила 38561 руб., при этом педагогического состава в ДОУ-31 100 руб.-это оставило 94.5% в соотношение с среднемесячной заработной платой педагогических работников и мастеров производственного обучения соответствующему субъекту Российской Федерации, Общее 37810 руб., 98.1% ,Учителя 38385 руб. -это 99.5%, ДопОД 32601руб.- 84.9%, НПО и СПО -31 150руб. 80.8%, ВПО- 47 064руб.-122.1%

Правительство Свердловской области, утвердив Закон Свердловской области о Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы предлагает для достижения цели в части «Создания конкурентоспособного образования» в Свердловской области до 2030 года следующие пути

1) Увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих первую и высшую квалификационные категории, от общего количества педагогических работников общеобразовательных организаций с 65 % в 2014 г. до 85 % в 2030 г.; 2) увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций (за исключением педагогических работников, преподающих иностранные языки), владеющих иностранным языком по европейской шкале знания иностранных языков на пороговом уровне, от общего числа педагогических работников общеобразовательных организаций (за исключением педагогических работников, преподающих иностранные языки) с 2 % в 2014 году до 15 % в 2030 г.; 3) увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций, преподающих иностранные языки, владеющих иностранным языком по европейской шкале знания иностранных языков на уровне, превышающем пороговый, от общего числа педагогических работников общеобразовательных организаций, преподающих иностранные языки, с 12% в 2014 году до 50 % в 2030 г.; 4) увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет от общего количества педагогических

работников общеобразовательных организаций с 22 % в 2014 году до 27 % в 2030 году; 5) увеличение доли выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе технической направленности, трудоустроенных по полученным профессиям и специальностям в течение года после окончания обучения, от 9 общего количества выпускников таких образовательных организаций, трудоустроенных в течение года после окончания обучения, с 53 % в 2014 году до 80 % в 2030 году; 6) увеличение численности учащихся общеобразовательных организаций, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности, с 17500 чел. в 2014 году до 36500 чел. в 2020 году; 7) обеспечение в образовательных организациях доли обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, на уровне 98 %; 8) увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы необходимые условия для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования таких лиц, от общего количества образовательных организаций с 14% в 2014 году до 75 % в 2030 году. Мы считаем, выбранные пути требуют доработки.

Внедряя и конструируя системы подсчета какого либо показателя, по нашему мнению должно удаляться основное внимание вопросам, которые считаются важными, а логика системы показателей укрепляет стратегическую перспективу. Для этого требуется, чтобы:

- выбранные показатели отражали стратегические направления деятельности, которые должны оценивать (согласованные и логичные системы показателей);

- система измерений отдавала предпочтение адекватным методам оценки результатов;

- формат работы был понятен населению и представителям всех сфер деятельности региона; ( системы показателей сопровождались анализом и планом, из которого было бы понятно, какие действия будут предприниматься по полученным данным и в каком состоянии находятся действия, которые обсуждались ранее;

- существовали стимулы, которые пробуждают интерес к системе показателей;

- существовала обратная связь и желание накапливать опыт, совершенствовать логику управления конкурентоспособностью и систему показателей.

Необходимо создавать и развивать системы довузовской подготовки на основе интеграции школы и профессиональных, высших учебных заведений, что сможет существенно изменить качество подготовки выпускников школ направить их к осознанному выбору профессии и как следствие на данном линейном уровне подготовить конкурентоспособных учеников с выстроенной траекторией успешного жизненного пути.

Использованные источники:

1. Закон Свердловской области о Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы от 21.12.2015г

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

3. Анимица Е. Г., Иваницкий В. П., Пешина Э. В. В поисках новой парадигмы регионального развития. — Екатеринбург, 2005.

4. Сайт Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://-www.minobraz.ru

5. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru.

УДК 001.201

Тарасова Н. Е., к.э.н.

доцент

кафедра теории и технологий в менеджменте

Павлович И.С. магистрант 2 курса факультет управления Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ Аннотация: данная статья посвящена вопросам стратегического планирования, рассматриваются основные понятия данного вопроса, 4 модели стратегического планирования, призрения известных ученых по изучению стратегического планирования.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, модели стратегического планирования.

Abstract: the article is devoted to strategic planning explains the basic concepts of this question, 4 models of strategic planning, charities famous scientists to study the strategic planning.

Key words: strategic planning, strategy, models of strategic planning.

В современной экономике утверждается, то что предприятие должно само прогнозировать, определять параметры своей внешней среды; ассортимент продукции, цены на товары и услуги, рынки сбыта и поставщиков, ну и конечно, стратегию достижения своих долгосрочных целей. Умелая организация стратегического планирования в организации в современном обществе - это жизненная необходимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.