412
трансформация пространственной организации экономической
деятельности:
агломерационный
аспект
(НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)1
transformation of the spatial organization of economic activity: agglomeration aspect
(ON THE EXAMPLE OF THE URAL FEDERAL DISTRICT)
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00789А «Разработка методологического инструментария исследования экономики нового индустриального города в условиях трансформации пространственной организации экономической деятельности».
АНТИПИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук
ANTIPIN IVAN ALEKSANDROVICH
Associate Professor of the Department of Regional, Municipal Economy and Management of the Ural State University of Economics, Candidate of Economic Sciences
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования процессов агломерирования, трансформирующих пространственную организацию экономической деятельности. Проанализированы стратегии социально-экономического развития Екатеринбурга и Челябинска, Свердловской и Челябинской областей, а также Уральского федерального округа в части наличия в них агломерационных аспектов. Проведена оценка согласованности приоритетов (перспектив), связанных с вопросами агломерирования, утвержденных в стратегиях. Представлено обоснование необходимости развития Екатеринбургской агломерации как части опорного каркаса социально-экономического развития Свердловской области и Уральского федерального округа. Даны рекомендации по разработке основных схем, универсальных для процессов формирования любой агломерации. ABSTRACT
The article presents the results of studying agglomeration processes that transform the spatial organization of economic activity. The strategies of social and economic development of Yekaterinburg and Chelyabinsk, Sverdlovsk and Chelyabinsk regions, as well as the Ural Federal District, are analyzed with regard to the presence of agglomeration aspects in them. The consistency of priorities (prospects) related to the agglom-
414
eration issues approved in the strategies was assessed. The rationale for the development of the Yekaterinburg agglomeration as part of the supporting framework for the social and economic development of the Sverdlovsk Region and the Urals Federal District is presented. Recommendations are given on the development of basic schemes that are universal for the processes of formation of any agglomeration.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Агломерация, региональная экономика, стратегическое планирование,
стратегическое управление, федеральный округ.
KEYWORDS
Agglomeration, regional economy, strategic planning, strategic management, federal district
Современному этапу развития Российской Федерации характерны различные сложные процессы, в т.ч. трансформационные, обусловленные необходимостью качественного обновления основополагающих документов стратегического планирования разных управленческих уровней. С одной стороны, это обусловлено кардинальными изменениями нормативно-правовых аспектов, связанных с осуществлением стратегического планирования в Российской Федерации (утверждение Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», провозглашение принципов проектного управления и т.д.), с другой стороны, — трансформацией ряда внешнеполитических условий и макроэкономических факторов. Принципиально важным является четкое понимание органами власти всех управленческих уровней долгосрочных перспектив дальнейшего развития страны в целом, а также ее отдельных территорий [5].
Трансформационные процессы проявляются в различных аспектах, сферах, а также в комплексных экономических процессах, организации экономической деятельности. Одной из новых форм пространственной организации экономической деятельности являются агломерации [15].
Впервые в отечественный научный оборот понятие городской агломерации ввел П.И. Дубровин [4]. В настоящее время в Российской Федерации термин «агломерация» снова используется довольно активно. Это связано с различными причинами, являющимися предпосылками активизации процессов агломерирования [1]. Во-первых, закрепление агломераций в основных документах стратегического планирования Российской Федерации. В утвержденной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года заявлено, что крупные городские агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития страны. Во-вторых, внимание к проблеме агломераций усилилось не только со стороны органов власти, но и со стороны бизнеса. Все более явно наблюдается трансформация экономической деятельности — промышленные производства, офисные, складские здания, торговые комплексы размещаются в пригородной зоне, идет процесс освоения близлежащих городов-спутников и т.д.
Одним из факторов при выделении агломерации, безусловно, является численность населения города-ядра. В большинстве случаев в Российской Федерации принято говорить об агломерациях, формирующихся вокруг горо-дов-миллионников. Мегаполисы являются центрами роста экономики, генерируют положительные импульсы, обладают различными типами эффектов, в т.ч. агломерационным
416
[2]. Немаловажно оценить, насколько согласованными являются сегодня приоритеты стратегического развития и самих городов, и субъектов Российской Федерации, на территории которых они расположены.
Анализ согласованности (скоординированности) стратегий осуществлен автором по пяти этапам — анализ среды (внутренней, внешней, примененные методы и т.д.), целеполагание (определение миссии и целей и прочих категорий стратегического характера), разработка и выбор стратегии (комплекс стратегических направлений, программ и т.д.), определение механизма реализации стратегии (стратегические проекты, инвестиционные проекты, межмуниципальные проекты и т.д.), стратегический контроль (перечень показателей, их плановые значения к определенным периодам, механизм корректировки и т.д.). Сразу следует отметить, что аспект агломерирования присутствует во всех пяти этапах и в Стратегическом плане развития Екатеринбурга, и в Стратегии развития города Челябинска.
Обратимся к анализу Стратегического плана развития Екатеринбурга [7]. В концептуальных основах закреплено стратегическое видение, одной из составляющих которого является то, что Екатеринбург позиционируется как центр Екатеринбургской агломерации — одной из крупнейших агломераций в России. Также отмечено, что Екатеринбургская агломерация формировалась на протяжении многих лет естественным путем, за счет исторически сложившихся социально-экономических, культурных, рекреационных, транспортных связей между городом-центром и городами-спутниками. Процессы дальнейшего развития агломерации естественны и объективны.
В разделе «Роль Екатеринбурга в национальной экономике» прописано, что Екатеринбургская агломерация является ядром экономической системы Свердловской области и значимым межрегиональным центром социально-экономического развития для всего Уральского экономического района. Усиление агломерационных процессов является отражением произошедших структурных сдвигов в экономике, перераспределением населения между динамично развивающимися городами.
В Стратегическом плане Екатеринбурга четко прописано, что особая роль в дальнейшем развитии Екатеринбурга и соседних городов отводится совершенствованию механизмов межмуниципального и межагломерационного сотрудничества, которое необходимо для обмена опытом городского развития, выработки эффективных способов решения проблем муниципальных образований, выстраивания согласованной политики развития городов в рамках агломерации для увеличения совокупного экономического потенциала всех муниципальных образований, расположенных в границах агломерации.
Вместе с тем одной из угроз в SWOT-анализе отмечено отсутствие согласованности, взаимопонимания субъектов агломерации в разработке и реализации стратегии развития агломерации и региона.
Для того чтобы понять, в какой степени справедлива эта фраза, обратимся к Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы [9]. В ней в рамках приоритета «Обеспечение сбалансированного развития территории Свердловской области» предусмотрены: • проект «Екатеринбург — глобальный город» — предусматривает мероприятия по продвижению Екате-
418
ринбурга в составе Екатеринбургской агломерации в качестве одного из мировых городов, вовлеченных в межрегиональные и международные экономические, культурные и прочие связи;
• проект «Управление агломерационными процессами» — разработка и реализация стратегий развития городских агломераций: на 1 этапе — Екатеринбургской, на 2 этапе — Горнозаводской и агломерации группы северных городов;
• проект «Стратегии городов», который предусматривает согласованные единые подходы к разработке и реализации стратегий муниципальных образований; организацию обучения и консультирования органов местного самоуправления; внедрение информационной системы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований и городских агломераций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Стратегический план развития Екатеринбурга и Стратегия Свердловской области согласованы в части определения приоритетов агломерационного развития, осуществляется работа по согласованию с ними приоритетов стратегического развития муниципальных образований, входящих в Екатеринбургскую агломерацию.
В Стратегии развития города Челябинска [10] прописано, что Челябинск создает городскую агломерацию, формирует единую среду обитания областного центра и населенных пунктов, входящих в состав агломерации. Он дает ресурсы для развития их экономики, создает условия, комфортные для работы, способствующие сохранению здоровья и росту численности и продолжительности жизни населения.
Аспект агломерирования присутствует в целях, задачах? индикаторах и сценариях Стратегии.
При инерционном сценарии предполагается, что агломерация будет развиваться стихийно, с пошаговым опозданием на несколько лет. При инновационном — агломерация будет развиваться опережающими темпами, обеспечивая населению повышение качества жизни не в отдаленной перспективе, а в ближайшие 5-10 лет.
Отмечено, что создание агломерации — крупный проект, решение инфраструктурных задач позволит муниципалитетам объединить свои ресурсы и привлечь средства федерального бюджета. При этом все муниципалитеты, которые входят в агломерацию, сохранят самостоятельность, будут иметь собственный генеральный план развития территорий.
Интересны этапы формирования Челябинской агломерации.
Первый этап — трансформация рынка труда. Катализатор этого процесса — падение уровня занятости в промышленных традиционных секторах экономики и рост уровня занятости в услугах. Сектор услуг формируется и концентрируется в ядре агломерации. Возникает стихийная маятниковая трудовая миграция.
Второй этап — «динамичная агломерация». Центробежный процесс — «выбрасывание» в периферийные зоны города, около объездных магистралей, транспортных коридоров, новых для экономики функций потребления, развлечения и производственной функции. Решающую роль в процессах агломерирования играет появление современных форматов торговли, логистических центров и офисных парков.
Третий этап — «зрелая агломерация». Развитие прямых связей между подцентрами агломерации. Объединение
420
рынков труда обогащает общий рынок, увеличивает объем рынка труда. Общий рынок труда будет подпитываться мощной системой подготовки кадров. Челябинск получит новый импульс к развитию, станет кузницей кадров для прилегающих территорий.
В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области [8] в качестве одного из типов точек роста определены две агломерации — Челябинская и Магнитогорская. Для каждой из агломераций определены ее состав, отраслевая специфика, научно-образовательный потенциал и приоритеты развития. Также определены точки роста муниципальных образований Челябинской области, т.е. их специализации, согласованные с приоритетами регионального стратегического развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что концептуальные положения формирования и развития Челябинской агломерации в Стратегии развития города Челябинска и Стратегии социально-экономического развития Челябинской области согласованы. Необходима их координация с приоритетами стратегического развития муниципальных образований, расположенных на территории Челябинской агломерации, что и происходит в настоящее время.
Исследуя процессы регионального пространственного развития и пространственных трансформаций, немаловажно оценить, существует ли согласованность стратегий муниципальных образований, субъектов Российской Федерации со стратегией макрорегиона. В данном случае, учитывая отсутствие разработанной стратегии Уральского экономического района, обратимся к Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа [11].
В одном из стратегических направлений предусматривается развитие инновационных, информационных, образовательных и других услуг в крупных агломерациях Урала (Екатеринбургской, Челябинской, Тюменской), предполагающее создание высоких технологий в специализированных научно-инновационных центрах, технопарках, научно-исследовательских подразделениях оборонной промышленности, которые обеспечат структурную и технологическую модернизацию производственного комплекса региона и экспортную специализацию инновационных отраслей экономики, придадут инновационный импульс развитию базовых и смежных отраслей промышленности и экономики в целом.
Таким образом, справедлив вывод о том, что стратегические приоритеты крупнейших агломераций Уральского федерального округа (Екатеринбургской и Челябинской) скоординированы в стратегиях различного управленческого уровня.
Обратимся к обоснованию необходимости формирования и развития агломераций на примере Екатеринбургской агломерации (см. таблицу), состав которой представлен с учетом имеющихся подходов [7, 12], а также объективного социально-экономического развития муниципальных образований Свердловской области. Такой же позиции к делимитации Екатеринбургской агломерации придерживаются эксперты ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития Гипрогор [6].
Данные таблицы наглядно демонстрируют значимость Екатеринбурга внутри Екатеринбургской агломерации и Свердловской области. Екатеринбург является безусловным лидером по социально-экономическому развитию, ядром агломерации. Вместе с тем доля Екатеринбургской
ф
ГО Заречный 3 "О Я) 00 Ш ГО Верхнее Дуброво С ы се рте кий ГО Белоярский ГО ГО Дегтя рек ГО Среднеуральск Арамильский ГО Березовский ГО ГО Верхняя Пышма МО «город Екатеринбург» (Е) Муниципальное образование (МО)
1м ю о (Л О ю Ял 1м Ф- м-м- ю ^м Н' м- ОО ю фь м- ОО Ял 1477,7 Численность населения, тыс. чел. на конец года
м-о м- м-> Яо О М-М- ю (Л м-ф- Ф> о ^м Ял м- 1М О ю ю ю 443,7 Среднесписочная численность работников,тыс. чел.
о Ф- о Яо о о О Яо О Ял о ю о Ям О Ям м-ю м-Ям ю К) Рождаемость, тыс. чел.
о ф- о Яо о о (Л о Яо О о Ям о Ям о ю о Яо м-О 16,4 Смертность, тыс. чел.
м-ю Яо м-> ю м-м- м- (Л Ю М- (Л ОО м- м-ф- м- Ю Н' м- м- м-Оч о ш V] Рождаемость, промилле
м- м-> ОО м-о Ял М-> М- м- (Л оо м-ю Ям м- 1М м- м-ю Н' м- Ю Ям Смертность, промилле
705,3 1196,2 145,3 2189,0 963,7 382,5 654,2 543,6 2075,6 2184,3 36 014,7 Жилфонд, тыс. кв. м.
ю ю м- ОО ю ОО оо 1м (Л О ю ОО о ю 1м ю ОО Ям ю чО оо ю ОО о ю оо 24,4 Обеспеченность жильем, кв. м / чел.
43 239 31 985 25 602 26 068 26 358 23 055 35 540 33 729 29 371 43 918 41 478 Номинальная начисленная заработная плата, руб.
м-ю м-Яо о ^м Ям о ОО о ю ^м о ф- м-о ш 105,6 Инвестиции, млрд. руб.
44,4 оо (л 149,9 113,3 о ф- 1М ОО Н' ю ОО ю ОО О Яо чО 1196,9 Ввод жилья, тыс. кв. м
5144 5082 М- (Л 5452 1913 (Л чО 2574 2839 8881 7899 725 879 Розничный товарооборот, млн. руб.
ш ы
о X ш ■Е
£ те
те X
■о X
ш а
X О
X
О О а X
1-ь О1
1Л X
Н* э
1М о
ж
ш
-й- ш
ч
те
х<
п
О
X
ш
ь
О1
X
о
ш
О
X
О
X
£
те
п
ж
о
о
■о
ш
ш
03
X
ч
X
а
т х
ш
ч
те
■о
X
X
С1
><
■о
п
ж
о
х< -1
СП
ь
ССР
ф
доля ЕГА в СО, % доля Е в СО, % доля Е в ЕГА, % Свердловская область (СО) Екатеринбургская агломерация (ЕГА) Полевской ГО Первоуральск Муниципальное образование (МО)
СО м- о м- 4330,0 2106,8 о Ф- 148,5 Численность населения, тыс. чел. на конец года
Ш м- ш чО О ^ СТч М- 1137,5 583,3 м-ш ш V] Среднесписочная численность работников,тыс. чел.
Ш ю ю ш >1 ю ^ М- Оч ю ю ю ЦП м-о ю Рождаемость, тыс. чел.
м- ю стч оо Оч Оч Н' Ю СП Ъп м-ю ю Смертность, тыс. чел.
14,4 15,4 м- "чО Рождаемость, промилле
м-Н' м-ю Н' М-^ Смертность, промилле
чО чО м- Оч ОО 105652,1 52711,8 1863,4 3794,0 Жилфонд, тыс. кв. м.
102,5 чО чО "чО чО ^ 24,4 ю СП О ю СТч 1л ю ш Обеспеченность жильем, кв. м / чел.
114,6 120,5 105,1 34419 39 456 30 376 29 845 Номинальная начисленная заработная плата, руб.
Ш СО Ш О 241,7 140,8 ю ю ОО Инвестиции, млрд. руб.
ОО ю Оч Ю 2483,7 1920,0 ш о V] Ввод жилья, тыс. кв. м
76,4 о Н' чО М- оо 1035793 790963 ю ш 17303 Розничный товарооборот, млн. руб.
#
мох £тг I июэсы оеа \4VAdi
424
агломерации в экономике Свердловской области существенно превышает долю Екатеринбурга (исключение — заработная плата). Безусловно, Екатеринбургская агломерация является одной из основных в создании опорного каркаса социально-экономического развития и Свердловской области, и Уральского федерального округа, она не должна стать «экономической воронкой».
При разработке принципов осуществления региональной политики и управления агломерационными процессами необходимо учитывать, что агломерация — это своеобразный полюс роста, предназначение которого заключается в том числе в генерации положительных импульсов и активизации поступательного развития прилегающих (периферийных и полупериферийных) территорий, а не только в концентрации различных типов ресурсов [3]. Необходимо начинать с общих стратегических подходов, единых закономерностей, принципов, методик, общих схем развития агломерации. Заместителем губернатора Свердловской области А.Г. Высокинским в 2016 году (на форуме «Принципы формирования Екатеринбургской агломерации») была озвучена необходимость разработки 6 основных схем, универсальных для процессов формирования любой агломерации [1]:
1. Схема дифференциации территории агломерации по потенциальной специализации, включая аспекты брен-дирования территории, с учетом федеральных схем территориального планирования (транспортные коридоры, аэропорт и т.д.), сбалансированности социально-экономического развития территории агломерации и территории субъекта Российской Федерации в целом;
2. Схема развития транспортной инфраструктуры, улич-но-дорожной сети и общественного транспорта;
3. Схемы развития энергетической и коммунальной инфраструктур;
4. Схема экологического каркаса, объектов обращения с отходами;
5. Схема обеспеченности объектами социальной инфраструктуры;
6. Схема размещения территорий, предложенных для реализации крупных инвестиционных проектов и развития бизнес-инфраструктуры (территории опережающего развития, технопарки и т.д.).
Очевидно, что процессы агломерирования будут активно развиваться в дальнейшем. Необходимо четко осознавать, что представляют собой городские агломерации, с какой целью они создаются, как ими управлять и как извлечь из процессов их формирования и функционирования максимальную выгоду для развития экономики и общества. Усиление агломерационных процессов приведет к изменениям пространственной организации территорий, расширению рынка жилья, необходимости дальнейшего развития инфраструктуры города-центра и городов-спутников. Все это неизбежно приводит к трансформации пространственной организации экономической деятельности.
Эти процессы должны быть управляемыми, осознанными, что обеспечивается при помощи разработки и реализации системы согласованных, скоординированных друг с другом документов стратегического планирования.
Библиографический список
1. Антипин И.А. Ижгузина Н.Р. Городские агломерации: от градостроительной концепции к вопросам управления. // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-1 (86-1). С. 444-449.
426
2. Антипин И.А. Мегаполис: формирование и развитие в старопромышленном регионе // Управленец. 2010. № 5-6. С. 24-32.
3. Антипин И.А. Стратегические перспективы развития крупнейшего города в условиях глобализации. // Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики сборник научных статей XIV Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2016. С. 382-385.
4. Дубровин П.И. Агломерация городов (генезис, экономика, морфология) // Вопросы географии. 1959. Сб. 45. С.23-36.
5. Лаврикова Ю.Г., Антипин И.А., Прядеин А.А., Суворова А.В. Прогноз развития крупнейшего города: конструирование инновационного будущего // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6 (48). С. 214-235.
6. Научно-исследовательская работа «Принципы формирования Екатеринбургской агломерации» [Электронный ресурс]. Официальный сайт министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. — Режим доступа: — Ы*р://т^йоу. midural.ru/article/show/id/1185
7. О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О стратегическом плане Екатеринбурга»: Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 № 67/30 (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 № 12/81) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — Правовая система «Гарант»
8. О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года: постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2017 № 1949 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://udg74.ru/sites/ default/files/field_downloads/111/zakonodatelnoesobramechelyaЫns koyoblasti.pdf
9. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: Закон Свердловской области от 21.12.2015 № 151-ОЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://strategy2030.midural.ru/sites/default/files/files/zakon_no_151-oz.pdf
10. Об утверждении Стратегии развития города Челябинска до 2020 года: Решение Челябинской городской Думы от 26.11.2009 № 8/1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://chelduma.ru/ reshenie-chelyabinskoy-gorodskoy-dumy-chetvertogo-sozyva-ot-26112009-g-no-81-o-strategii-razvitiya
11. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1757-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.city-strategy.ru/UserFiles/Files/Strategy%20UF0_2020. pdf
12. Протокол проведения встречи Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева с руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по вопросу реализации проекта «Большой Екатеринбург» от 12.11.2015 г. № 46-ЕК.
13. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Свердловской области за 2012-2016 годы: Статистический сборник. Часть 1. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. — Екатеринбург, 2017 — 229 с.
14. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Свердловской области за 2012-2016 годы: Статистический сборник. Часть 2. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. — Екатеринбург, 2017 — 146 с.
428
15. Фрактальные структуры в социально-экономическом пространстве Уральского макрорегиона: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. 2014 — 180 с.
Bibliographical list
1. Antipin I.A. Izhguzina N.R. Gorodskie aglomeracii: ot gradostroitel'noj koncepcii k voprosam upravleniya. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 9-1 (86-1). S. 444-449.
2. Antipin I.A. Megapolis: formirovanie i razvitie v staropromyshlennom regione // Upravlenec. 2010. № 5-6. S. 24-32.
3. Antipin I.A. Strategicheskie perspektivy razvitiya krupnejshego goroda v usloviyah globalizacii. // Razvitie territorial'nyh social'no-eko-nomicheskih sistem: voprosy teorii i praktiki sbornik nauchnyh statej XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh.2016. S. 382-385.
4. Dubrovin P.I. Aglomeraciya gorodov (genezis, ekonomika, morfologi-ya) // Voprosy geografii. 1959. Sb. 45. S.23-36.
5. Lavrikova Yu.G., Antipin I.A., Pryadein A.A., Suvorova A.V. Prognoz razvitiya krupnejshego goroda: konstruirovanie innovacionnogo bu-dushchego // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2016. № 6 (48). S. 214-235.
6. Nauchno-issledovatel'skaya rabota «Principy formirovaniya Ekaterin-burgskoj aglomeracii» [Elektronnyj resurs]. Oficial'nyj sajt ministerstva stroitel'stva i razvitiya infrastruktury Sverdlovskoj oblasti. — Rezhim dostupa: — http://minstroy.midural.ru/article/show/id/1185
7. O vnesenii izmenenij v Reshenie Ekaterinburgskoj gorodskoj Dumy ot 10 iyunya 2003 goda № 40/6 «O strategicheskom plane Ekaterinburga»: Reshenie Ekaterinburgskoj gorodskoj Dumy ot 26.10.2010 № 67/30 (v red. Resheniya Ekaterinburgskoj gorodskoj Dumy ot 25.05.2018 № 12/81) [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: — Pravovaya sistema «Garant»
8. O prinyatii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Chely-abinskoj oblasti do 2020 goda: postanovlenie Zakonodatel'nogo So-braniya Chelyabinskoj oblasti ot 26.03.2017 № 1949 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: — http://udg74.ru/sites/default/files/field_ downloads/111/zakonodatelnoesobraniechelyabinskoyoblasti.pdf
9. O Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoj oblasti na 2016 — 2030 gody: Zakon Sverdlovskoj oblasti ot 21.12.2015 № 151-OZ [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: — http://strate-gy2030.midural.ru/sites/default/files/files/zakon_no_151-oz.pdf
10. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya goroda Chelyabinska do 2020 goda: Reshenie Chelyabinskoj gorodskoj Dumy ot 26.11.2009 № 8/1 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: — http://chelduma. ru/reshenie-chelyabinskoy-gorodskoy-dumy-chetvertogo-sozy-va-ot-26112009-g-no-81-o-strategii-razvitiya
11. Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Ural'skogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda: Rasporyazhe-nie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 06.10.2011 № 1757-r [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: — http://www.city-strategy.ru/ UserFiles/Files/Strategy%20UFO_2020.pdf
12. Protokol provedeniya vstrechi Gubernatora Sverdlovskoj oblasti E.V. Kujvasheva s rukovoditelyami organov mestnogo samoupravleni-ya municipal'nyh obrazovanij, raspolozhennyh na territorii Sverdlovskoj oblasti, po voprosu realizacii proekta «Bol'shoj Ekaterinburg» ot 12.11.2015 g. №46-EK.
13. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie gorodskih okrugov i municipal'nyh rajonov Sverdlovskoj oblasti za 2012-2016 gody: Statistich-eskij sbornik. Chast' 1. Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Sverdlovskoj oblasti i Kurganskoj oblasti. — Ekaterinburg, 2017 — 229 s.
14. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie gorodskih okrugov i municipal'nyh rajonov Sverdlovskoj oblasti za 2012-2016 gody: Statistich-
430
eskij sbornik. Chast' 2. Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Sverdlovskoj oblasti i Kurganskoj oblasti. — Ekaterinburg, 2017 — 146 s.
15. Fraktal'nye struktury v social'no-ekonomicheskom prostranstve Ural'skogo makroregiona: monografiya. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. ekon. un-ta. 2014 — 180 s.
Уральский государственный экономический университет
620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной
Воли, 62/45.
Тел.: (908) 63-79-688
E-mail: [email protected]
Ural State University of Economics
620144, RF, Ekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (908) 63-79-688 E-mail: [email protected]