Научная статья на тему 'Система принципов оперативно-розыскной деятельности'

Система принципов оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
нормы-принципы / законность / уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина / конспирация / сочетание гласных и негласных методов и средств / оперативно-розыскная деятельность / norms-principles / legality / respect and observance of human and civil rights and freedoms / conspiracy / combination of public and secret methods and means / operational investigative activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надежда Борисовна Маликова, Анна Владимировна Мусалева

Введение. Теорией права выработаны общие принципы, которые являются отражением единых положений, идей и закономерностей правового регулирования в любой сфере общественных отношений. А уже конкретные отрасли права исходя из особенностей предмета регулирования разрабатывают и выделяют в своем содержании основные и специальные принципы, принадлежащие только ей. Принципы оперативно-розыскной деятельности – это руководящие положения, которые пронизывают всю ее и находят выражение в оперативно-розыскных отношениях. Авторами рассмотрена существующая система принципов оперативно-розыскной деятельности, которая включает в себя как общеправовые, так и собственные специальные (отраслевые) принципы. Цель исследования – выявление оптимальной системы принципов оперативно-розыскной деятельности, являющейся основой в регулировании правоотношений, возникающих при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, необходимых для выполнения поставленных задач и достижения цели исследования, в частности такие методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой, социологические методы и метод опроса. Выводы. На основе анализа действующей системы принципов оперативно-розыскной деятельности делается вывод о необходимости законодательного определения понятия принципов, направленного на единообразное толкование, а также накопленный научный опыт позволяет расширить данную систему принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Надежда Борисовна Маликова, Анна Владимировна Мусалева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of principles of operational investigative activity

Introduction. The theory of law has developed general principles that reflect common provisions, ideas and laws of legal regulation in any sphere of public relations. And already specific branches of law, based on the specifics of the subject of regulation, develop and allocate in their content the basic and special principles belonging only to it. The principles of operational investigative activity are guidelines that permeate all its activities, and find expression in operational investigative relations. The authors consider the existing system of principles of operational investigative activity, which includes both general legal and its own special (industry) principles. The purpose of the study is to identify the optimal system of principles of operational investigative activity, which is the basis for regulating legal relations arising during the implementation of operational investigative activities. The methodological basis of the study consists of a set of methods of scientific cognition necessary to fulfill the tasks and achieve the purpose of the study, in particular, such methods as formal legal, comparative legal, sociological methods and the survey method. Conclusions. Based on the analysis of the current system of principles of operational investigative activity, it is concluded that there is a need for a legislative definition of the concepts of principles aimed at uniform interpretation, and also, the accumulated scientific experience allows us to expand this system of principles.

Текст научной работы на тему «Система принципов оперативно-розыскной деятельности»

научный портал мвд России № 4 (60) 2022

scientific portal of the russia ministry of the interior

Оперативно-розыскная деятельность

Научная статья УДК 343

Система принципов оперативно-розыскной деятельности

Надежда Борисовна Маликова1, Анна Владимировна Мусалева2

12 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия 1 malikova26@mail.ru, https://orcid//0000-0001-7839-5143 2musaleva.a@yandex.ru, https://orcid//0000-0001-9062-6151

АННОТАЦИЯ. Введение. Теорией права выработаны общие принципы, которые являются отражением единых положений, идей и закономерностей правового регулирования в любой сфере общественных отношений. А уже конкретные отрасли права исходя из особенностей предмета регулирования разрабатывают и выделяют в своем содержании основные и специальные принципы, принадлежащие только ей. Принципы оперативно-розыскной деятельности - это руководящие положения, которые пронизывают всю ее и находят выражение в оперативно-розыскных отношениях. Авторами рассмотрена существующая система принципов оперативно-розыскной деятельности, которая включает в себя как общеправовые, так и собственные специальные (отраслевые) принципы.

Цель исследования - выявление оптимальной системы принципов оперативно-розыскной деятельности, являющейся основой в регулировании правоотношений, возникающих при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, необходимых для выполнения поставленных задач и достижения цели исследования, в частности такие методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой, социологические методы и метод опроса.

Выводы. На основе анализа действующей системы принципов оперативно-розыскной деятельности делается вывод о необходимости законодательного определения понятия принципов, направленного на единообразное толкование, а также накопленный научный опыт позволяет расширить данную систему принципов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нормы-принципы, законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, оперативно-розыскная деятельность

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Маликова Н. Б., Мусалева А. В. Система принципов оперативно-розыскной деятельности // Научный портал МВД России. 2022. № 4 (60). С. 120-127.

Special Search activities

Original article

The system of principles of operational investigative activity

Nadezhda B. Malikova1, Anna V. Musaleva2

12 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia 1 malikova26@mail.ru, https://orcid//0000-0001-7839-5143 2musaleva.a@yandex.ru, https://orcid//0000-0001-9062-6151

ABSTRACT. Introduction. The theory of law has developed general principles that reflect common provisions, ideas and laws of legal regulation in any sphere of public relations. And already specific branches of law, based on the specifics of the subject of regulation, develop and allocate in their content the basic and special principles belonging only to it. The principles of operational investigative activity are guidelines that permeate all its activities, and find expression in operational investigative relations. The authors consider the existing system of principles of operational investigative activity, which includes both general legal and its own special (industry) principles.

The purpose of the study is to identify the optimal system of principles of operational investigative activity, which is the basis for regulating legal relations arising during the implementation of operational investigative activities.

The methodological basis of the study consists of a set of methods of scientific cognition necessary to fulfill the tasks and achieve the purpose of the study, in particular, such methods as formal legal, comparative legal, sociological methods and the survey method.

© Маликова Н. Б., Мусалева А. В., 2022

Conclusions. Based on the analysis of the current system of principles of operational investigative activity, it is concluded that there is a need for a legislative definition of the concepts of principles aimed at uniform interpretation, and also, the accumulated scientific experience allows us to expand this system of principles.

KEYWORDS: norms-principles; legality; respect and observance of human and civil rights and freedoms; conspiracy; combination of public and secret methods and means; operational investigative activities

FOR CITATION: Malikova N. B., Musaleva A. V. The system of principles of operational investigative activity // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2022. № 4 (60). P. 120-127 (In Russ.).

Современное правовое регулирование есть не что иное, как система взаимосвязанных структурных элементов, каждый из которых наделен своей функциональной нагрузкой и выполняет конкретные задачи.

В своем содержании правовое регулирование имеет такие компоненты, которые являются основополагающими и специальными, - это нормы-принципы. Именно они определяют строение, функционирование и задают прогрессивное движение конкретной отрасли, выражают внутреннее единство ее норм.

Принципы права оказывают определяющее воздействие на правотворчество и правоприменение, поскольку они выступают непосредственным ориентиром для законодателя и правоприменителя, но в то же время они оказывают и самостоятельное воздействие на общественные отношения, подлежащие правовому регулированию [1, с. 6].

Наука и практика оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) органично взаимодействуют благодаря динамичному и конкретно отраженному правовому регулированию ОРД. Сегодня наука об ОРД находится на одном уровне с такими ведущими отраслями в области борьбы с преступностью, как уголовное право, уголовный процесс и др.

Зарубежные исследователи также обращаются к теоретическим проблемам и законодательной конструкции нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере борьбы с преступностью [2; 3; 4; 5; 6, с. 386].

Принципы ОРД закреплены в ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»1 (далее - ФЗ «Об ОРД»). Количество их весьма скромное, по сравнению с другими аналогичными отраслями права юридического цикла, всего четыре. Они включают в себя общеправовые и межотраслевые принципы. Небольшой объем норм-принципов ОРД можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, безусловно, данная отрасль правового регулирования борьбы с преступностью можно назвать относительно «молодой» и разви-

вающейся, несмотря на то что она имеет достаточно продолжительную историю существования. Но вот самостоятельность отраслевой принадлежности ОРД можно считать с момента ее выделения из других отраслей права, в частности из уголовного процесса.

Во-вторых, имеет место недостаточная и не-конкретизированная научная разработанность теоретических положений и терминологического аппарата ОРД. В частности принципы ОРД чаще рассматриваются при исследовании организационных и тактических вопросов проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) и в меньшей мере - в науке ОРД.

В-третьих, некоторые принципы присутствуют в Законе, но не получили пока самостоятельности. Так, например, в ст. 11 ФЗ «Об ОРД» присутствует принцип гласности ОРД в той мере, которая соответствует требованиям конспирации: результаты ОРД могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Современная система принципов, по которым осуществляется ОРД, представлена не полностью. В 1966 г. А. Г. Лекарь сформулировал следующую систему принципов: 1) строгое соблюдение законности; 2) повседневная связь с общественными организациями, опора на трудящихся; 3) сочетание негласных и гласных мероприятий; 4) соблюдение конспирации и наступа-тельности при проведении ОРМ2. Существенный вклад в дальнейшее развитие принципов ОРД внес Г. К. Синилов, определив их как «основополагающие идеи, важнейшие правила по организации и ведению борьбы с преступностью преимущественно негласными средствами и методами» [7, с. 19].

Более широко рассматривает принципы ОРД И. А. Климов, включающий в них такие, как науч-

1 См.: Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33, ст. 3349.

2 См.: Лекарь А. Г. Оперативно-розыскная деятельность органов охраны общественного порядка : учебник. М. : ВШ МООП РСФСР, 1966. С. 22.

ность, плановость, законность, уважение прав и свобод личности, связи с трудящимися, демократический централизм, коллегиальность и единоначалие, объективность, прогнозирование, сочетание гласных и негласных ОРМ, специализация, взаимодействие и рефлексивность [8, с. 14]. Данные суждения нашли свою поддержку у Д. В. Ривмана, отметившего, что хотя законодатель включил в ст. 3 ФЗ «Об ОРД» только четыре принципа, это вовсе не означает, что следует отвергать другие принципы, разработанные наукой ОРД3. С учетом специфики работы с лицами, негласно содействующими субъектам ОРД, приведенная точка зрения является, на наш взгляд, справедливой и сейчас.

В большинстве случаев ученые, придерживающиеся такого подхода в рассмотрении принципов, делят их на две дополняющие друг друга группы - общие принципы и специальные4. Такой подход вполне оправдан. Общие принципы - это руководящие начала для всех субъектов ОРД. Специальные (отраслевые) принципы реализуются только в ОРД при соблюдении ряда требований - адекватность принципов, т. е. их соответствие нормам права; в основу формулирования принципов необходимо положить практику работы с конфидентами; принципы должны в полной мере стимулировать решение задач ОРД и быть относительно автономны.

В своей монографии «Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности» Е. А. Доля определяет принципы ОРД как наиболее общие идеи оперативно-розыскного характера, выражающие одну из существенных сторон данной деятельности, определяющие оперативно-розыскную форму во всех ее проявлениях и служащие решению ее задач [9, с. 19].

Таким образом, современная наука ОРД уже имеет предпосылки к расширению системы ее принципов ввиду наличия разных научных суждений по данному вопросу. Но он пока еще остается открытым и незавершенным, и поэтому далее нами будет рассмотрена та система принципов, которая закреплена в действующем ФЗ «Об ОРД», состоящая из двух общеправовых и двух специальных (отраслевых) принципов.

Принцип законности провозглашен Конститу-

3 См.: Ривман Д. В. Сущность, задачи, принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : лекция. СПб.: СПбУ МВД России, 1999. С. 26.

4 См.: Горяинов К. К., Овчинский В. С., Синилов Г. К. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник. М. :

ИНФРА-М, 2006. С. 65.

цией РФ5, он заключается в верховенстве Основного закона, безусловном и точном соблюдении Конституции РФ и исполнении всех ее предписаний всеми участниками оперативно-розыскных правоотношений, и в первую очередь должностными лицами, проводящими ОРМ. Данный принцип нашел отражение не только в ст. 3 ФЗ «Об ОРД», его наличие прослеживается как во многих статьях и положениях самого Закона, так и в других нормативных правовых актах, регулирующих ОРД. Так, требования законности отчетливо наблюдаются в ст. 5 ФЗ «Об ОРД», которая запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных законом. Статья 6 ФЗ «Об ОРД» допускает реальную вероятность изменения или дополнения приведенного перечня ОРМ, но только в законодательном порядке. А ст. 8 приводит условия проведения ОРМ, которые могут существенно ограничивать конституционные права.

Интересные, на наш взгляд, суждения о принципе законности представлены в работе Д. А. Бабичева. Автор много рассуждает о сущности данного принципа, акцентируя внимание на том, что он излагается в литературе в «стиле общих формулировок, характерных для учебной литературы» [10, с. 14], а также «является следствием принятия многими исследователями наработанных мэтрами разных отраслей права концептуальных толкований законности и использования близких по сути терминологических и пояснительных положений как опорных в современных проектах юридической доктрины». Но позиция автора двояка. Делая выводы, Д. А. Бабичев законность называет «социально-правовым явлением, которое можно рассматривать как принцип, метод либо режим». Безусловно, законность это многоаспектный компонент. Понимание ее сущности зависит от того, с какой точки зрения ее рассматривать и для каких целей. Если с позиции закрепления в законе, то это будет режим, если с позиции реализации в деятельности субъекта, наделенного властными полномочиями, - то метод. И таких аспектов можно выделить очень много: с позиции поведения субъекта, с позиции реализации в общественных отношениях и т. п.

Мы полагаем, что суть данного принципа сводится от идеи, которая опосредуется сознанием, воплощается в понимании и убежденности субъектов правоотношений в верховенстве закона и реализуется в их поведении. Основным

5 См.: Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // СПС КонсультантПлюс.

моментом здесь будет являться трансформация идеи-лозунга до ее обязательного и естественного исполнения и соблюдения субъектами. То есть принципу законности необходим механизм ее реализации, в противном случае этот принцип будет бессмысленным.

В содержание принципа законности мы включаем строгое и неукоснительное соблюдение требований норм права всеми субъектами и участниками ОРД (оперативные подразделения, граждане, органы прокуратуры, суд и т. д., все, кто участвуют в оперативно-розыскных правоотношениях) независимо от степени их участия.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина также является конституционным принципом, который по праву считается не менее важным и ценным общеправовым принципом. Уникальность этого принципа ОРД определяется еще и тем, что, помимо ст. 3 ФЗ «Об ОРД», ст. 5 этого же Закона дает ему развернутое толкование.

Уважение и соблюдение прав и свобод понимается в двух аспектах:

во-первых, процедуры проведения ОРМ, которые могут существенно касаться конституционных прав граждан или на них воздействовать, четко определены Законом, в какой мере это допустимо;

во-вторых, в случае нарушения прав предусмотрена процедура их восстановления.

Таким образом, данный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина также выражается в ряде статей ФЗ «Об ОРД» и иных нормативных актах, регламентирующих ОРД.

В процедурах осуществления ОРД этот принцип распространяется на граждан, которые могут быть в числе близких родственников объектов ОРД. Эта категория граждан находится под особой защитой, поскольку чаще всего это обычные законопослушные граждане и в отношении них недопустимо никакое вмешательство в их конституционные права и свободы.

Запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия реализуют в ОРД нормы ст. 24 Конституции РФ. Сбор данных сведений без согласия лица, к которому они относятся, возможен лишь при их необходимости для решения оперативно-розыскных задач.

В числе конституционных прав и свобод гражданина и человека есть некоторые, носящие неотъемлемый характер, а поэтому они не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним относятся:

право на достоинство личности;

возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти;

судебную защиту.

Содержательно данный принцип состоит из двух различных категорий «уважение» и «соблюдение».

Уважение прав и свобод предполагает их приоритет по отношению к другим социальным ценностям. Законодатель отмечает их значимость, неотъемлемость и высшую ценность. Вся ОРД направлена на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому уважение в процессе ОРД имеет преимущественное значение.

Соблюдение прав и свобод граждан заключается в осуществлении комплекса правовых, организационных и иных мер, которые призваны создавать необходимые предпосылки для безусловного выполнения правовых предписаний, где не допускается необоснованное ограничение прав и свобод при проведении ОРМ.

Так, например, действующее законодательство не дает четкого перечня того, что понимается под словосочетанием «частная жизнь». Но уяснение конституционных положений сводится к тому, что в это понятие включаются личные, семейные и иные отношения человека, которые не связаны со служебной деятельностью. Сюда же логично относится, например, тайна корреспонденции. Это право гарантировано и охраняется Конституцией РФ в ч. 2 ст. 23. Соблюдение этого конституционного права граждан при проведении ОРМ обеспечивается судебным решением, на основании которого возможно проведение такой процедуры.

Таким образом, рассмотренные нами общеправовые конституционные принципы ОРД, хоть и были сформулированы общей теорией права и приемлемы для любой отрасли права, являются неотъемлемым атрибутом высшей ценности права и гарантией обеспечения прав и свобод при осуществлении ОРД, что, в свою очередь, указывает на правовой режим в государстве.

Характерной и весьма специфичной особенностью информации, представляющей оперативно-розыскной интерес, является способ и возможность ее получения. И поскольку ОРД уполномоченных государственных органов законодательно определена в гласных и негласных формах, законодатель относит, хотя довольно скупо, к собственным отраслевым принципам такие, как «конспирация», «сочетание гласных и негласных методов и средств».

Принцип конспирации, несмотря на то что закон не раскрывает его содержание и комплексность, решение оперативных задач представляется невозможным без консперативного обеспечения.

Полемика по поводу того, что является тайным в обеспечении принципа конспирации, представляется очевидной. Так, например, Н. В. Пав-личенко к конспирации относит сохранение в тайне сведений, относящихся к государственной или служебной тайне, а также иной информации, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки и использования против интересов правоохранительных органов [11, с. 67].

Другая позиция авторов и ученых основывается на понимании конспирации как сохранения в тайне ее сил, средств и методов, организационных и тактических аспектов осуществления ОРД6.

М. П. Смирнов конспирацию трактует как сохранение в тайне от преступников действий правоохранительных органов по их разоблачению, охране от не санкционируемого доступа к информации о тех или иных аспектах ОРД7.

А. А. Шелудько полагает, что принцип конспирации заключается в проведении ОРМ в полной тайне от проверяемых и разрабатываемых, а также других лиц, не имеющих прямого служебного отношения к их организации и проведению [12, с. 80].

Соблюдение конспирации в ОРД обеспечивает возможность предотвращения и раскрытия наиболее опасных преступлений, совершаемых тайно, замаскированными способами, в особенности подготавливаемых и совершаемых участниками организованных групп и преступных сообществ, а также незаконными вооруженными формированиями [13, с. 47].

Таким образом, разнообразие определения и понимания сущности принципа конспирации -достаточно большое как в открытой, так и в специальной литературе. Очевидным и неблагоприятным моментом остается то, что отсутствует его единое понимание и толкование. Отсутствие законодательного закрепления принципа конспирации отрицательно влияет и на науку ОРД. Видимо, законодатель полагает, что принцип конспирации является общепризнанным и понятным и нет необходимости в его раскрытии и описании. Безусловно, это экономично и удобно для законотворчества и конструкции нормативного акта,

6 См.: Горяинов К. К., Овчинский В. С. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2018. С. 30.

7 См.: Смирнов М. П. Комментарии оперативно-розыск-

ного законодательства РФ и зарубежных стран : учеб. пособие. М. : Экзамен, 2002. С. 56.

но очень обедняет науку и практику ОРД, что, в свою очередь, дает основание для многообразия его научного осмысления и практического толкования оперативными сотрудниками. Так, по результатам проведенного нами опроса сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов преобладающее большинство (почти 79 %) под конспирацией понимают скрытый характер деятельности от других лиц, 19 % опрошенных признают в качестве тайны добываемую информацию. И вместе с тем 83 % участвовавших в опросе отметили, что доступ к получаемой информации может стать условием ее распространения, а следовательно, существует угроза вероятного причинения ущерба государству и личности, правоохраняемым интересам в целом.

Единым и объединяющим различные суждения о понимании сущности конспирации является определение тайны или скрытности как чего-либо известного, но скрываемого от других. И здесь ее значение будет зависеть от того, с какой целью и на выполнение каких задач она ориентирована, например:

скрыть тактические приемы и методы осуществления ОРД;

сохранить в тайне сведения, относящиеся к государственной или иной служебной деятельности;

обеспечить условие осуществления конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям;

гарантировать получение необходимой и оперативно значимой информации;

создать условия и возможность для получения оперативной информации;

не допустить необоснованной и преждевременной компрометации объектов оперативной заинтересованности.

В остальных случаях ОРД вполне легальна и открыта, о чем прямо указывает ФЗ «Об ОРД», отмечая субъектов, наделенных соответствующим правом, что само по себе уже не является тайной.

Раскрывается данный принцип и в нормах других нормативных правовых актов, например в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»8, согласно которому государственную тайну в области ОРД составляют сведения:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспече-

8 См.: О государственной тайне : Закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 : ред. от 4 авг. 2022 г. // СПС КонсультантПлюс.

нию безопасности защищаемых лиц, данные о финансировании этой деятельности;

лицах, оказывающих конфиденциальное содействие оперативно-розыскным органам, а также о лицах, внедренных в организованные преступные группы;

штатных негласных сотрудниках оперативно-розыскных органов.

В научных статьях, посвященных конспирации в ОРД, нередко ведутся научные дискуссии о законодательном определении перечня правил конспирации, тем самым подтверждая необходимость и сущностную важность данного принципа.

Так, Б. П. Михайлов и Е. Н. Хазов в своей работе дают следующее определение правилам конспирации - это свод, представляющий систему (порядок) применения юридических, организационных мер, оперативно-тактических действий, методов и средств, обеспечивающих конспирацию (скрытность) проведения ОРМ и исключающих утечку оперативной информации и расшифровку форм и методов негласной работы, с целью решения задач ОРД по обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности [14, с. 161].

Другим коллективом ученых также разработано определение правил конспирации - это выработанные оперативно-розыскной практикой правила, соблюдение которых оперативным подразделением органов, уполномоченных на осуществление ОРД, может обеспечить сохранение в тайне от посторонних лиц содержание проводимых ими ОРМ и иных оперативных действий [13, с. 47].

Оба определения схожи в том, что это определенные меры, направленные на обеспечение скрытности ОРМ. Поэтому действие и соблюдение принципа конспирации имеет особое значение для ОРД, поскольку он направлен на сохранение в тайне информации, представляющей оперативный интерес, - информации о конкретных ОРМ, их организации и тактике.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств - еще один специальный (отраслевой) принцип ОРД. Характерной особенностью данного принципа является включение в его содержание двух самостоятельных понятий - «средства» и «методы». Традиционно к средствам относятся объекты, предметы материального мира, при помощи которых обеспечивается осуществление ОРД. А под методом понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения задач ОРД при проведении ОРМ.

Данный принцип предоставляет и закрепляет право оперативных подразделений проводить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОРМ как гласно, так и негласно. Возможность сочетать гласные и негласные методы и средства позволяет при этом использовать их различные комбинации: от начатого ОРМ гласно до его перехода в негласное, и наоборот, либо допускается одновременное использование в любой последовательности. Причем результаты одного ОРМ могут в дальнейшем стать основанием для проведения последующих ОРМ гласно, или негласно, или в комплексе.

Негласные меры являются наиболее эффективными для получения информации о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, а также о лицах, которые склонны к совершению противоправных деяний. Они интенсивно используются на протяжении всего конфиденциального сотрудничества осужденных с оперативными подразделениями. Гласные меры в большей степени применяются при получении заявлений, сообщений о преступлениях, жалоб, при проведении профилактики [15, с. 262]. Они также могут применяться для проверки достоверности сведений, полученных в результате применения негласных методов и средств.

По своей сути и назначению принцип сочетания гласных и негласных методов и средств является продолжением и развитием принципа конспирации, который предоставляет возможность отделить общедоступную информацию от секретной, той, которая не подлежит огласке или охраняется.

К тому же этот принцип позволяет разграничить виды деятельности различных правоохранительных органов, которые осуществляют борьбу с преступностью гласно или негласно.

Таким образом, возможность сочетать гласные и негласные ОРМ, а также их грамотно провести позволяет решать задачи ОРД в полном объеме.

Подводя итог нашему исследованию, еще раз хотим отметить, что существующий перечень принципов ОРД не является исчерпывающим. Наука ОРД и ее практика не стоят на месте, а динамично развиваются в соответствии с современными условиями развития общества и трансформации преступности.

Действующая система принципов ОРД является основой, выражающей наиболее существенные черты ОРД. Научная мысль накопила достаточный опыт для законодательного добавления и закрепления иных принципов. Стоит также отметить необходимость законодательного определения понятий принципов ОРД в целях их единого понимания и толкования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Баранов А. В. Нормы-принципы в механизме правового регулирования // Вестник Томского государственного университета. Право. 2016. № 4 (22). С. 5-14. DOI 10.17223/22253513/22/1.

2. Гутник О. В. Розслщування злочиыв в умо-вах протидп, яка чиниться з використанням со^альноУ напруженост : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Харьков, 2010. - 21 с.

3. Bashirova S. G., Ibragimov A. G. Psychological Peculiarities Pertaining to Conducting a Search of Adult Criminals and Juvenile Delinquents // Journal of Educational and Social Research. 2019. Vol. 9. No. 4. P. 222-226. DOI 10.2478/jesr-2019-0075.

4. Bitton Y., Dayan H. Perfect Murder: an Exploratory Study of Stage Murder Scenes and Concealed Femicide // The British Journal of Criminology. 2019. Vol. 59. Issue 5. P. 1054-1075.

5. Matchanov A. A. Features of the international cooperation in search of the persons who HAVE committed corruption crimes // Национальная Ассоциация Ученых. 2020. No. 56-2 (56). P. 61-63. DOI 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.56.244.

6. Criminal Record Matching Based on the Vector Space Model / Ja. H. Wang, B. T. Lin, Ch. Ch. Shieh, P. S. Deng // Lecture Notes in Computer Science (см. в книгах). 2003. Vol. 2665.

7. Синилов Г. К. Основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции. - М. : ВНИИ МВД СССР, 1975.

8. Климов И. А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности. - М. : ВЮЗШ МВД России, 1993.

9. Доля Е. А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности : монография. - М. : Проспект, 2014. - 373 с.

10. Бабичев Д. А. Принцип законности в оперативно-розыскной деятельности: проблемы толкования // Юридическая техника. 2020. № 14. С. 92-97.

11. Павличенко Н. В. «Конспирация» и «предание гласности» в оперативно-розыскной деятельности: содержание и соотношение // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 1 (11). С. 62-68.

12. Шелудько А. А. К вопросу конспирации в оперативно-розыскной работе // Вестник. - Калининград, 2011. № 4 (26). С. 80-82.

13. Габзалилов В. Ф., Кузнецов В. Н., Омелин В. Н. О понятии и классификации правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 2 (14). С. 45-51.

14. Михайлов Б. П., Хазов Е. Н. Актуальные вопросы обеспечения конспирации в оперативно-розыскной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 156-161.

15. Забродин А. В., Черемин Н. В. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств и его роль при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы юбилейной XX Всероссийской науч.-практ. конференции (г. Новокузнецк, 28-29 октября 2020 г.) / отв. ред. А. Г. Чириков. - Новокузнецк : Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. С. 260-263.

REFERENCES

1. Baranov A. V. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Pravo (Bulletin of Tomsk State University.

Right), 2016, No. 4 (22), pp. 5-14, DOI 10.17223/22253513/ 22/1.

2. Gutnik O. V. Rozsliduvannya zlochiniv v umovakh protidii, yaka chinit'sya z vikoristannyam sotsial'no'i napruzhenosti: av-toref. dis. ... kand. yurid. nauk (Investigation of mischief in the minds of the protidied, as to be repaired from victories of social tension: Extended abstract of candidate's thesis), Kharkov, 2010, 21 p.

3. Bashirova S. G., Ibragimov A. G. Journal of Educational and Social Research, 2019, Vol. 9, No. 4, pp. 222-226, DOI 10.2478/jesr-2019-0075.

4. Bitton Y, Dayan H. The British Journal of Criminology, 2019, Vol. 59, Issue 5, pp. 1054-1075.

5. Matchanov A. A. Natsional'naya Assotsiatsiya Uche-nykh (National Association of Scientists), 2020, No. 56-2 (56), pp. 61-63, DOI 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.56.244.

6. Wang Ja. H., Lin B. T., Shieh Ch. Ch., Deng P. S. Lecture Notes in Computer Science (sm. v knigakh), 2003, Vol. 2665.

7. Sinilov G. K. Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti sovetskoj militsii (Fundamentals of the operational-search activity of the Soviet police), Moscow: VNII MVD USSR, 1975.

8. Klimov I. A. Predmet teorii operativno-rozysknoj deyatel'nosti (The subject of the theory of operational-search activity), Moscow: VYuZSH of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1993.

9. Dolya E. A. Formirovanie dokazatel'stv na osnove rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti : monografiya (Formation of evidence based on the results of operational-search activities: monograph), Moscow: Prospekt, 2014, 373 p.

10. Babichev D. A. Yuridicheskaya tekhnika (Legal technology), 2020, No. 14, pp. 92-97.

11. Pavlichenko N. V. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika (Legal science and law enforcement practice), 2010, No. 1 (11), pp. 62-68.

12. Shelud'ko A. A. Vestnik (Herald), Kaliningrad, 2011, No. 4 (26), pp. 80-82.

13. Gabzalilov V. F., Kuznetsov V. N., Omelin V. N. Kriminal-istika: vchera, segodnya, zavtra (Criminalistics: yesterday, today, tomorrow), 2020, No. 2 (14), pp. 45-51.

14. Mikhajlov B. P., Khazov E. N. Vestnik ehkonomich-eskoj bezopasnosti (Bulletin of economic security), 2016, No. 2, pp. 156-161.

15. Zabrodin A. V., Cheremin N. V. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema segodnya: vzaimodejstvie nauki i praktiki : materialy yubilejnoj XX Vserossijskoj nauch.-prakt. konferentsii (g. Novokuznetsk, 28-29 oktyabrya 2020 g.) / otv. red. A. G. Chirikov (The penitentiary system today: the Interaction of Science and Practice: materials of the jubilee XX All-Russian Scientific and Practical conference (Novokuznetsk, October 28-29, 2020)), ed. ed. A. G. Chirikov, Novokuznetsk: Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, 2020, pp. 260-263.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Н. Б. Маликова - начальник отдела разработки методологий исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, и изучения пенитенциарной преступности центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России (Российская Федерация, 125130, г. Москва, ул. Нарвская, д. 15а, стр. 1);

А. В. Мусалева - старший научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе ФКУ НИИ ФСИН России (Российская Федерация, 125130, г. Москва, ул. Нарвская, д. 15а, стр. 1).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

N. B. Malikova - Head of the Department for the Development of Methodologies for the Execution of sentences related to deprivation of Liberty and the Study of Penitentiary Criminality of the Center for the Study of Security Problems in Institutions of the Penitentiary System of the Federal Penitentiary Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Narvskaya str., 15a, p. 1, 125130, Moscow, Russian Federation);

A. V. Musaleva - Senior Researcher of the Department for Improving the Regulatory and Legal Regulation of the Activities of the Penal Enforcement System of the Center for the Study of Problems of Management and Organization of Execution of Sentences in the Penal Enforcement System of the Federal Penitentiary Institution of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Narvskaya str., 15a, p. 1, 125130, Moscow, Russian Federation).

ВКЛАД АВТОРОВ

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

CONTRIBUTION OF THE AUTHORS

The authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Рукопись поступила в редакцию 07.10.2022; одобрена после рецензирования 21.10.2022; принята к публикации 14.11.2022.

The article was submitted 07.10.2022; approved after reviewing 21.10.2022; accepted for publication 14.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.