Научная статья на тему 'О некоторых особенностях Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»'

О некоторых особенностях Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Республика Беларусь / законодательное регулирование / оперативно-розыскная деятельность / принцип конспирации / государственные секреты / конфиденциальное содействие / допуск к государственной тайне / сближение и гармонизация законодательства / Republic of Belarus / legislative regulation / operational investigative activity / the principle of conspiracy / state secrets / confidential assistance / admission to state secrets / convergence and harmonization of legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Александрович Маслов

Посвящена исследованию особенностей законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь в контексте сравнительно-правового анализа. Акцентируется внимание на попытке разработчиков указанного законодательного акта не только усилить принцип конспирации, но и проработать его в различных аспектах, что позволяет говорить о целой, логически завершенной системе законодательного обеспечения данного принципа. Еще одна существенная особенность Закона Республики Беларусь, тесно связанная с обеспечением принципа конспирации, заключается в том, что в нем закреплен вариант разрешения одной из ключевых проблем в сфере оперативно-розыскной деятельности, относящихся к организации работы сотрудников оперативных подразделений с конфиденциальными источниками информации. В частности, в рассматриваемом законодательном акте определено, что граждане, оказывающие или оказывавшие содействие на конфиденциальной основе оперативно-розыскным органам, имеют право на доступ к государственным секретам в объеме, который необходим им для исполнения своих обязанностей при оказании конфиденциального содействия. На основе проведенного сравнительно-правового анализа сформулированы предложения по совершенствованию российского законодательства, касающиеся вопросов допуска конфидентов к сведениям, составляющим государственную тайну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексей Александрович Маслов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some features of the Law of the Republic of Belarus «On operational investigative activities»

The article is devoted to the study of the peculiarities of the legislative regulation of operational investigative activities in the Republic of Belarus in the context of comparative legal analysis. The author focuses on the attempt of the developers of this legislative act not only to strengthen the principle of conspiracy, but also to work it out in various aspects, which allows us to talk about a whole, logically completed system of legislative support for this principle. Another significant feature of the Law of the Republic of Belarus, closely related to ensuring the principle of secrecy, is that it fixes the option of resolving one of the key problems in the field of operational investigative activities related to the organization of work of employees of operational units with confidential sources of information. In particular, the legislative act under consideration defines that citizens who provide or have provided assistance on a confidential basis to operational investigative bodies have the right to access state secrets to the extent necessary for them to perform their duties in providing confidential assistance. At the end of the article, the author, based on the comparative legal analysis, formulated proposals for improving Russian legislation concerning the admission of confidants to information constituting a state secret.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Право зарубежных стран

Научная статья УДК 343.98

О некоторых особенностях Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»

Алексей Александрович Маслов

ВНИИ МВД России, Москва, Россия

maslov2a@yandex.ru

АННОТАЦИЯ. Посвящена исследованию особенностей законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь в контексте сравнительно-правового анализа. Акцентируется внимание на попытке разработчиков указанного законодательного акта не только усилить принцип конспирации, но и проработать его в различных аспектах, что позволяет говорить о целой, логически завершенной системе законодательного обеспечения данного принципа. Еще одна существенная особенность Закона Республики Беларусь, тесно связанная с обеспечением принципа конспирации, заключается в том, что в нем закреплен вариант разрешения одной из ключевых проблем в сфере оперативно-розыскной деятельности, относящихся к организации работы сотрудников оперативных подразделений с конфиденциальными источниками информации. В частности, в рассматриваемом законодательном акте определено, что граждане, оказывающие или оказывавшие содействие на конфиденциальной основе оперативно-розыскным органам, имеют право на доступ к государственным секретам в объеме, который необходим им для исполнения своих обязанностей при оказании конфиденциального содействия.

На основе проведенного сравнительно-правового анализа сформулированы предложения по совершенствованию российского законодательства, касающиеся вопросов допуска конфидентов к сведениям, составляющим государственную тайну.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Республика Беларусь, законодательное регулирование, оперативно-розыскная деятельность, принцип конспирации, государственные секреты, конфиденциальное содействие, допуск к государственной тайне, сближение и гармонизация законодательства

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Маслов А. А. О некоторых особенностях Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» // Научный портал МВД России. 2023. № 1 (61). С. 98-106.

Low offoreign countries

Original article

About some features of the Law of the Republic of Belarus «On operational investigative activities»

Alexey A. Maslov

NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia,

maslov2a@yandex.ru

ABSTRACT. The article is devoted to the study of the peculiarities of the legislative regulation of operational investigative activities in the Republic of Belarus in the context of comparative legal analysis. The author focuses on the attempt of the developers of this legislative act not only to strengthen the principle of conspiracy, but also to work it out in various aspects, which allows us to talk about a whole, logically completed system of legislative support for this principle. Another significant feature of the Law of the Republic of Belarus, closely related to ensuring the principle of secrecy, is that it fixes the option of resolving one of the key problems in the field of operational investigative activities related to the organization of work of employees of operational units with confidential sources of information. In particular, the legislative act under consideration defines that citizens who provide or have provided assistance on a confidential basis to operational investigative bodies have the right to access state secrets to the extent necessary for them to perform their duties in providing confidential assistance.

© Маслов А. А., 2023

At the end of the article, the author, based on the comparative legal analysis, formulated proposals for improving Russian legislation concerning the admission of confidants to information constituting a state secret.

KEYWORDS: Republic of Belarus, legislative regulation, operational investigative activity, the principle of conspiracy, state secrets, confidential assistance, admission to state secrets, convergence and harmonization of legislation

FOR CITATION: Maslov A. A. About some features of the Law of the Republic of Belarus «On operational investigative activities» // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2023. № 1 (61). P. 98-106 (In Russ.).

В рамках Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ, Организация) происходит активный процесс выработки предложений по сближению и гармонизации законов об оперативно-розыскной деятельности (далее -ОРД), формированию основ международного сотрудничества в данной сфере.

Так, в рамках Организации приняты Рекомендации по сближению и гармонизации законов государств - членов ОДКБ об оперативно-розыскной деятельности1 и Модельное соглашение о сотрудничестве государств - членов ОДКБ в сфере оперативно-розыскной деятельности2. Также находится в процессе разработки Модельное руководство компетентных органов государств - членов ОДКБ в сфере оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности.

В основе данного процесса лежит сравнительный анализ национального оперативно-розыскного законодательства государств - членов ОДКБ, который призван выявить в нем наиболее удачные правовые конструкции, полезные для распространения в рамках Организации.

В данном контексте представляет интерес достаточно новый по своей структуре, содержанию и ряду правовых решений Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-3 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон)3.

Одной из основных особенностей данного законодательного акта является попытка его разработчиков не только усилить принцип конспирации, но и проработать его в различных аспектах, что позволяет говорить о целой, логически завершенной системе законодательного обеспечения данного принципа.

1 См.: Рекомендации по сближению законодательства государств - членов ОДКБ по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам в рамках противодействия терроризму и трансграничной преступности : утв. постановлением от 13 окт. 2017 г. № 10-3.3. URL : https:// paodkb.org (дата обращения : 06.12.2022).

2 См.: Модельное соглашение о сотрудничестве государств - членов ОДКБ в сфере оперативно-розыскной деятельности : принято на XI пленарном заседании Парламентской Ассамблеи ОДКБ 30 окт. 2018 г., приложение к постановлению ПА ОДКБ от 30 окт. № 11-4.

3 См.: Об оперативно-розыскной деятельности : За-

кон Республики Беларусь от 15 июня 2015 г. № 1307-3. URL : kodeksy-by.com (дата обращения : 06.12.2022).

Так, в ст. 1 Закона («Оперативно-розыскная деятельность») определено, что ОРД - деятельность, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом государственными органами с соблюдением конспирации, проведением оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) гласно и негласно, направленная на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав и законных интересов организаций, собственности от преступных посягательств, обеспечение безопасности общества и государства.

Разработка Закона и разработка Рекомендаций практически совпали по времени, что позволяет говорить о некотором влиянии процесса сближения и гармонизации оперативно-розыскного законодательства в рамках ОДКБ на национальный законодательный процесс в Республике Беларусь.

В ст. 5 Закона («Принципы оперативно-розыскной деятельности») закреплены четыре принципа: законности; соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций; конспирации; проведения ОРМ гласно и негласно.

Сравнительный анализ данной статьи с положениями ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»4 (далее - ФЗ «Об ОРД») позволяет сделать вывод о явной схожести принципиальных основ ОРД, заложенных в двух законах. При этом в Законе Республики Беларусь раскрывается содержание вышеприведенных принципов.

Так, в ст. 8 Закона («Конспирация при осуществлении оперативно-розыскной деятельности») определяется, что ОРД осуществляется с сохранением в тайне сведений:

об организации, тактике, силах, средствах, методах, планах ОРД, применяемых при выполнении задач ОРД органами, ее осуществляющими (далее - оперативно-розыскные органы);

об оказании гражданами содействия оперативно-розыскным органам;

4 См.: Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

о гражданах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе оперативно-розыскным органам;

об организациях в связи с осуществлением ОРД;

о должностных лицах оперативно-розыскных органов, которые участвуют или участвовали в оперативном внедрении, штатных негласных сотрудниках, а также об иных должностных лицах в соответствии с актами законодательства;

о проводимых оперативно-розыскными органами ОРМ и иной осуществляемой ими деятельности при выполнении задач ОРД.

Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель в последнем положении справедливо не разделяет ОРМ на гласные и негласные.

Как и в иных национальных оперативно-розыскных законах государств - членов ОДКБ, в ст. 14 Закона («Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность») закреплена обязанность оперативно-розыскных органов соблюдать конспирацию при осуществлении ОРД.

Принцип конспирации находится в практической взаимосвязи с принципом проведения ОРМ гласно и негласно. Поэтому разработчиками Закона сделана попытка законодательно закрепить различие между проведением ОРМ гласно или негласно, взяв за основу уведомление лица, в отношении которого они проводятся. Также данный вопрос логически увязывается с обеспечением сохранности сведений, содержащих государственную тайну (секреты).

Так, в ст. 9 Закона («Проведение оперативно-розыскных мероприятий гласно и негласно») определено, что ОРМ, проводимое гласно, предусматривает уведомление должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, гражданина, в отношении которого оно проводится, и получение согласия этого гражданина на его проведение. ОРМ, проводимое негласно, проводится должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, без уведомления гражданина, в отношении которого оно проводится, и получения согласия этого гражданина на его проведение.

Вместе с тем представляется, что такой очень важный для правоприменителей правовой подход не охватывает полностью данную проблему, в связи с чем возникает ряд вопросов.

Во-первых, если ОРМ (например, «наблюдение») проводится в общественном месте, кому вручать уведомление? Не будет ли это нарушением принципа конспирации?

Во-вторых, а как быть с результатами гласных ОРМ, они также должны быть гласными или же нет?

Как известно, негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в первую очередь от объектов (лиц, групп, организаций), в отношении которых они проводятся. Именно негласность позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРД, обеспечивать безопасность участников ОРМ, а также не допускать преждевременной компрометации данных лиц.

Например, в соответствии с ФЗ «Об ОРД» только негласными могут быть такие ОРМ, как «оперативный эксперимент», «оперативное внедрение», «контролируемая поставка», «прослушивание телефонных переговоров», «снятие информации с технических каналов связи».

Сравнительный анализ практики проведения гласных и негласных ОРМ показывает, что их содержание фактически ничем не отличается, поскольку они имеют свои частные цели и задачи, применяемые способы и приемы, а также результаты, которые можно разделить на первичные (получаемые в начале ОРМ и анализируемые в ходе его проведения) и окончательные (совокупный результат, анализируемый по окончании ОРМ).

Негласные ОРМ в своем большинстве проводятся путем применения специальных методов ОРД, поэтому необходимость их зашифровки очевидна. Сложнее вопрос с гласными ОРМ, которые зачастую связаны с такой категорией, как оперативно-розыскное документирование противоправной деятельности проверяемых или разрабатываемых лиц, порядок осуществления которого регулируется закрытыми ведомственными нормативными актами. Зачастую они связаны с делами оперативного учета (далее - ДОУ), которые также носят закрытый характер. В этом случае цель гласного ОРМ в конечном счете будет совпадать с целями ведения ДОУ, а сведения о конкретных силах и средствах, задействованных при проведении ОРМ, как и об их результатах, будут составлять государственную тайну.

Недаром принцип конспирации закреплен в законодательстве всех государств - членов ОДКБ в качестве основополагающего законодательного принципа ОРД, который должен охватывать все аспекты данной деятельности, включая гласную форму проведения ОРМ. Правильное понимание данного вопроса поможет сотрудникам оперативных подразделений избежать преждевременных и ошибочных выводов.

Так, проведенные опросы сотрудников уголовного розыска показали, что на сегодняшний день у подавляющего большинства из них отсутствует четкое понимание того, что значительный объем сведений, связанных с гласными ОРМ, может составлять государственную тайну и не подлежит разглашению.

Например, проведение поквартирного опроса жильцов дома, во дворе которого произошло убийство. Результаты опроса нередко проверяются здесь же на месте в гласной форме без соответствующей легенды. Это приводит к тому, что преступник (либо его пособник), который может находиться вблизи места совершения преступления, бывает достаточно хорошо информирован о результатах проведенных ОРМ, в том числе о выявленных сотрудниками оперативных подразделений потенциальных свидетелях.

Расширение гласности в ОРД, которое в большей степени опирается не на ее гласное законодательное регулирование и возможность проведения ОРМ в гласной форме, а на недопонимание данного вопроса значительной частью сотрудников оперативных подразделений, вызывает оправданное беспокойство широкого круга специалистов. Оно вполне обоснованно, тем более в условиях продолжающегося обострения противостояния между преступностью, принявшей устойчивые организованные формы, и оперативными подразделениями ОВД. Кроме того, в условиях активного распространения современных информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ) не только повышаются возможности оперативных подразделений по выявлению лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, но и параллельно возрастает изобретательность и увеличиваются масштабы преступной деятельности последних.

А. И. Алексеев и Г. К. Синилов справедливо указывали на преимущественно негласный характер ОРД, так как одним из важнейших условий эффективности подавляющего большинства ОРМ является отсутствие осведомленности о них тех лиц, в отношении которых они осуществляются. Имеющие преступный опыт рецидивисты действуют, как правило, осторожно, специально принимают меры к тому, чтобы скрыть свои действия от окружающих, беспрепятственно реализовать свои замыслы и избежать разоблачения. Поэтому, чтобы выявить и пресечь тщательно маскируемую от окружающих преступную деятельность, установить и изобличить преступников, действующих тайно, необходимо обеспечить конспира-

тивность направленных на решение этих задач оперативно-розыскных мер [1, с. 34-35].

Осуществление ОРД (даже в гласной форме) должно оставлять в тайне от окружающих ее истинные цели, содержание и результаты. Сотрудники оперативных подразделений должны это четко себе представлять, поскольку за разглашение сведений, определенных в соответствующем перечне, они несут различные виды ответственности, вплоть до уголовной.

Данный подход необходимо учитывать и при разработке межгосударственных соглашений в сфере ОРД, и при исполнении сотрудниками оперативных подразделений соответствующих международных запросов. Развитие правовой основы оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности предполагает формирование новых подходов к сфере организации и тактики противодействия наиболее опасным видам преступности, которые при этом должны опираться на имеющийся опыт, позволяющий ОРД долгие годы быть надежным средством в обеспечении общественной и государственной безопасности.

Министр внутренних дел Республики Таджикистан Р. Х. Рахимзода справедливо отмечает, что в современных условиях рост организованной преступности, глубокая конспирация действий преступных группировок, их высокая техническая оснащенность, ненадежность самого распространенного источника доказательств -показаний свидетелей - побуждают правоохранительные органы и законодателя искать новые правовые возможности в борьбе с преступностью, совершенствовать имеющиеся средства и способы собирания доказательств [2, с. 8].

Укрепление конспирации в ОРД соответствует необходимости развивать в современных условиях законодательные положения о государственной тайне, которые могут существенно конкретизировать имеющиеся ограничения в гласной форме ОРД. Надо стремиться к тому, чтобы максимально четко сформулировать перечень сведений, составляющих государственную тайну. В связи с этим представляется целесообразным, чтобы при нормативном регулировании гласная форма осуществления ОРД всегда была увязана с законодательством о государственной тайне, что позволит сотрудникам оперативных подразделений и их руководителям правильно ориентироваться в вопросах гласности в ОРД и, что очень важно, не подвести взаимодействующее с ними оперативное подразделение в рамках межгосударственного сотрудничества.

По мнению автора, предложение о внесении в определение ОРД упоминания о необходимости соблюдения требований законодательства о государственной тайне при ее осуществлении (как в гласной, так и в негласной форме) является более конкретным, нежели указание на общее правило соблюдения принципа конспирации, которое нормативно урегулировано лишь в общих чертах.

Для межгосударственного сотрудничества в сфере ОРД особое значение имеет общее представление сотрудников компетентных органов о необходимости защищать сведения, составляющие государственную тайну.

В условиях повышения общественной опасности транснациональной организованной преступности, связанной с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, дистанционным совершением преступлений, основой разведывательно-поисковой функции ОРД является защита сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Это является обязательным условием эффективной деятельности всех оперативных служб государств - членов ОДКБ по борьбе с преступностью и укреплению национальной и коллективной безопасности.

Не вполне понятно, по какой причине в ст. 48 Закона («Защита сведений об оперативно-розыскной деятельности») не нашлось места для тактики ОРД, сведения о которой в обязательном порядке составляют государственную тайну. Во всех государствах - членах ОДКБ защита сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, является одним из ключевых вопросов законодательного регулирования ОРД. В соответствующих законодательных актах содержатся положения, в которых перечислены такие ограниченные для распространения сведения, как сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах, результатах ОРД; о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, сотрудничающих с ними и оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; об организации и тактике проведения ОРМ.

Так, согласно ст. 12 ФЗ «Об ОРД» перечисленные выше сведения составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД. Более того, предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или ока-

зывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Аналогичный подход закреплен в ст. 41 Закона Республики Армения от 19 ноября 2007 г. № 3 Р-223 «Об оперативно-розыскной деятельности»5.

Вместе с тем, несмотря на то что негласная форма на первый взгляд в большей степени отражает разведывательно-поисковый характер ОРД, мы не разделяем позицию авторов, которые делают выводы об ОРД как о полностью негласной деятельности. В частности, ими отмечается, что в научных работах нет фактов, обосновывающих возможность и необходимость принятия Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». По их мнению, в научных работах проблемы законодательных противоречий и пробелов, возникших с принятием ФЗ «Об ОРД», не исследовались. Выводы отдельных авторов о наличии оперативно-розыскного законодательства с учетом отсутствия в названном Законе положений, определяющих формирование нового закона и соответствующей особой отрасли права, представляются необоснованными и не соответствуют теории права6.

Такой подход противоречит современным реалиям. Так, несмотря на имеющиеся проблемы, ОРД (в том числе ее научно-теоретическая составляющая) за последние годы существенно продвинулась вперед. Стараниями ученых старшего поколения ОРД из учебной дисциплины превратилась фактически в самостоятельную науку. На основе ФЗ «Об ОРД» созданы предпосылки для формирования самостоятельной отрасли российского права - оперативно-розыскного права.

Анализ правового регулирования ОРД на постсоветском пространстве показывает, что одновременно с Россией в течение десятилетия на законодательное регулирование ОРД перешли все государства - участники СНГ, где также на базе бывших советских научных школ развивается оперативно-розыскная наука, а в национальных правовых системах формируется отрасль оперативно-розыскного права.

В ст. 4 ФЗ «Об ОРД» определена многоуровневая правовая основа данной деятельности, включающая в том числе конституционный и

5 См.: Об оперативно-розыскной деятельности : Закон Республики Армения от 19 нояб. 2007 г. № 3 Р-223. URL : https://base.spinfom.ru (дата обращения : 06.12.2022).

6 См.: Нагиленко Б. Я., Астишина Т. В., Косарев Т. В. Понятие оперативно-розыскной деятельности: содержание и правовое регулирование : курс лекций. Ч. 1. Домодедово : ВИПК МВД России, 2010. С. 38.

международный уровни. Также ядром ее являются сам ФЗ «Об ОРД» и более 30 иных федеральных законов, в которых содержатся отдельные правовые нормы, регулирующие оперативно-розыскные отношения. В этих федеральных законах используются термины «оперативно-розыскная деятельность», «оперативно-розыскные мероприятия» либо называются отдельные ОРМ. Все указанные законы создают единую систему оперативно-розыскных правоотношений и находятся в неразрывной связи по вопросам ОРД при ведущей и определяющей роли ФЗ «Об ОРД»7.

Ни в теории ОРД, ни в ее правоприменительной практике нельзя принижать гласную составляющую данной деятельности, которая, несомненно, укрепила ее законность, обеспечила права и свободы граждан и никоим образом не снизила ее разведывательно-поисковые возможности.

С одной стороны, можно приветствовать внесение в определение ОРД, содержащееся в Законе Республики Беларусь, упоминания такого важнейшего принципа, как конспирация. С другой - с позиции конструкции самого законодательного акта считаем, что упоминание в определении ОРД всего одного или двух из четырех ее принципов не вполне корректно и противоречит ст. 5 того же Закона.

В связи с этим считаем целесообразным добиться законодательного усиления принципа конспирации за счет указания на осуществление данной деятельности в соответствии с законодательством о государственной тайне (секретах), которое имеет совершенно конкретное правовое содержание.

Учитывая изложенное, для целей межгосударственного сотрудничества в рамках ОДКБ можно предложить следующее определение ОРД.

Оперативно-розыскная деятельность - научно обоснованная система установленных национальными законами об ОРД государств - членов ОДКБ гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий и действий уполномоченных компетентных органов, осуществляемых в соответствии с национальными законодательствами о государственной тайне в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Увязка деятельности оперативных подразделений в негласной и гласной формах с законода-

7 См.: Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского. 4-е изд., перераб. М. : Норма ; ИНФРА-М, 2017. С. 61.

тельством о государственной тайне никоим образом не влечет за собой вывод о несостоятельности такого законодательного принципа ОРД, как сочетание гласных и негласных методов и средств, к которым пришли авторы - сторонники полной негласности ОРД.

Еще одна существенная особенность Закона Республики Беларусь, тесно связанная с обеспечением принципа конспирации, заключается в том, что в нем закреплен вариант разрешения одной из ключевых проблем в сфере ОРД, относящейся к организации работы сотрудников оперативных подразделений с конфиденциальными источниками информации.

Так, повсеместно признается тот факт, что отдельные категории конфидентов не только используют сведения, некоторые из которых можно отнести к сведениям, составляющим государственную тайну в сфере ОРД, но и зачастую являются источниками данных сведений, находясь, например, в состоянии оперативного внедрения в уголовно-преступной среде.

Если данное явление долгие годы существует, то представляется целесообразным его законодательно упорядочить, определив права и обязанности конфидентов в данной сфере. С этих позиций можно констатировать, что в Законе Республики Беларусь сделан прорывный шаг в направлении упорядочивания отношений между конфидентами и сотрудниками оперативных подразделений.

Так, в ст. 10 Закона определено, что граждане, оказывающие или оказывавшие содействие на конфиденциальной основе оперативно-розыскным органам, имеют право на доступ к государственным секретам в объеме, который необходим им для исполнения своих обязанностей.

При этом можно положительно отметить, что данные положения о допуске конфидентов к государственным секретам не остались просто декларативными, а в полной мере корреспондируют с соответствующими нормами законодательства Республики Беларусь о государственных секретах. Так, в ст. 39 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственных секретах» определено, что допуск к государственным секретам предоставляется гражданам, оказывающим на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность.

В рамках ОДКБ данный подход отражен также в Модельном законе «О государственной тайне», который определяет правовые основы отнесения

сведений к государственной тайне, регулирует отношения, возникающие в связи с засекречиванием и рассекречиванием сведений, а также их защитой в интересах обеспечения безопасности государства.

В частности, в ст. 21 («Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне») содержится ряд существенных положений для регулирования правоотношений в данной сфере, в соответствии с которыми:

допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке;

при оформлении допуска гражданин приобретает административно-правовой статус лица, которому может быть предоставлено право ознакомления и работы со сведениями, составляющими государственную тайну;

среди прочих категорий лиц допуск к государственной тайне предоставляется гражданам, оказывающим на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, а также гражданам государства, являющимся штатными негласными сотрудниками указанных органов, на основании решений, принимаемых соответствующими органами8.

Однако прежде чем рекомендовать подход, закрепленный в Законе Республики Беларусь, для распространения в рамках ОДКБ, в том числе в законодательстве Российской Федерации, целесообразно более предметно рассмотреть вышеназванные законодательные новеллы во взаимосвязи с иными нормами, содержащимися в данном Законе.

Поддерживая новаторский подход белорусских коллег, не можем не отметить ряд вопросов, которые возникают при изучении Закона.

Во-первых, зачем устанавливать право допуска к государственным секретам для лиц, которые прекратили отношения конфиденциального содействия?

Во-вторых, к каким государственным секретам получают право доступа данные лица, - ко всем или только в сфере ОРД?

В-третьих, с какого возраста данные лица получают доступ к государственным секретам?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что рассматриваемые положения Закона требуют некоторой корректировки при заимствовании их для использования в национальном

8 См.: Принят Парламентской Ассамблеей ОДКБ 13 октября 2017 г., постановление № 10-3.1.

законодательстве иных государств - членов ОДКБ, в том числе в законодательстве Российской Федерации.

Так, по мнению автора, применительно к сфере ОРД целесообразно вести речь в основном о лицах, сотрудничающих по контракту с оперативно-розыскными органами. Обязательным условием, требующим законодательного закрепления, должно быть принятие именно данным органом соответствующего решения о допуске конфидента к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом в данном контексте речь может идти только о предварительно проверенном совершеннолетнем дееспособном лице.

В законодательстве Республики Беларусь продолжает действовать парадигма, при которой конфиденциальное сотрудничество по контракту лиц является частью конфиденциального содействия, а не равнозначной ему самостоятельной категорией. Этим и обусловлена некоторая законодательная путаница.

Так, в соответствии с законодательством Республики Беларусь при допуске конфидента к сведениям, составляющим государственные секреты, отсутствует разделение конфидентов на лиц, конфиденциально содействующих (допускаемый возраст - с 14 лет) и сотрудничающих по контракту (допускаемый возраст - с 18 лет). О какой именно категории идет речь в Законе?

В ст. 51 Закона определено, что оперативно-розыскные органы могут заключать контракты с совершеннолетними гражданами, привлеченными к сотрудничеству на конфиденциальной основе. Видимо, именно данная категория конфидентов может быть допущена к сведениям, составляющим государственные секреты.

По мнению автора, в данном контексте можно говорить только о сведениях, составляющих государственные секреты именно в сфере ОРД (исключая военную, разведывательную или контрразведывательную деятельность). По этой причине в Рекомендации ОДКБ было внесено положение следующего содержания:

«Лица, конфиденциально сотрудничающие по контракту с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, могут по решению данного органа допускаться к сведениям, составляющим государственную тайну в сфере оперативно-розыскной деятельности, в объеме, необходимом для исполнения их обязанностей. Порядок допуска данных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность».

Однако сегодня уже и данное положение требует определенного уточнения. Так, в условиях развития информационного общества, широкомасштабного применения новых ИТТ возрастает роль специалистов в сфере ОРД, которые по роду своей деятельности могли бы допускаться к сведениям, составляющим государственную тайну.

Рассматривая данный вопрос применительно к российскому законодательству, можно отметить ряд характерных особенностей данной категории конфидентов:

специалисты - это единственная категория конфидентов, прямо упомянутая в ФЗ «Об ОРД»;

в ведомственных нормативных актах (с учетом специфики выполняемых ими функций) специалисты - это совершеннолетние лица;

специалисты в целях решения задач ОРД зачастую привлекаются к изучению материалов, полученных в результате проведения гласных и негласных ОРМ и иных законных действий;

конфиденциальное содействие специалистов позволяет им участвовать в ряде ОРМ, в том числе негласных;

со специалистом заключается контракт (договор) на проведение конкретных работ (оказание услуг);

если специалист будет указан среди категорий конфидентов, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, это будет основанием для проведения в отношении него ОРМ (не ограничивающих конституционные права) в целях сбора данных, необходимых для принятия соответствующего решения.

Предлагая включить в категорию конфидентов, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, негласно содействующих специалистов, необходимо определить для них некоторые дополнительные условия, в соответствии с которыми они должны:

добровольно в письменной форме выразить свое волеизъявление по вопросу получения доступа к сведениям, составляющим государственную тайну;

быть исключительно гражданами соответствующего государства;

пройти предварительную проверку, в рамках которой органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также о допуске к участию в ОРД или материалам, полученным в результате ее осуществления.

В качестве резюме можно сформулировать следующие предложения в российское законодательство.

Во-первых, следует дополнить ст. 12 ФЗ «Об ОРД» («Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность») частью 5 следующего содержания:

«Лица, конфиденциально сотрудничающие по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также лица, оказывающие им помощь в качестве специалистов на договорной основе при проведении оперативно-розыскных мероприятий, могут по решению данных органов на срок действия заключенного с ними контракта (договора) допускаться к сведениям, составляющим государственную тайну в сфере оперативно-розыскной деятельности, в объеме, необходимом для выполнения ими своих функций».

Во-вторых, данная норма должна корреспондироваться с положениями законодательства о государственной тайне, в связи с чем предлагается дополнить ст. 21.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» частью 2 следующего содержания:

«Гоаждане Российской Федерации, конфиденциально сотрудничающие по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также оказывающие им помощь в качестве специалистов на договорной основе при проведении оперативно-розыскных мероприятий, могут допускаться по решению данных органов в установленном ими порядке на срок действия контракта (договора) к сведениям, составляющим государственную тайну в сфере оперативно-розыскной деятельности, в объеме, необходимом для выполнения ими своих функций».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

REFERENCE

1. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности : сб. науч. трудов / под общ. ред. К. К. Го-ряинова, В. С. Овчинского. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 530 с.

2. Рахимзода Р. Х. Оперативно-розыскные мероприятия: правовые основы : монография. - Душанбе : ЭР-граф, 2016. - 320 с.

1. Aktual'nye problemy teorii operativno-rozysknoj deyatel'nosti : sb. nauch. trudov / pod obshh. red. K. K. Goryainova, V. S. Ovchinskogo (Actual problems of the theory of operational-search activity: a collection of Scientific papers / ed. ed. K. K. Goryainov, V. S. Ovchinsky), Moscow: INFRA-M, 2017, 530 p.

2. Rakhimzoda R. Kh. Operativno-rozysknye meropriyatiya: pravovye osnovy : monografiya (Operative-search measures: legal bases: monograph), Dushanbe: ER-graph, 2016, 320 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

А. А. Маслов - доктор юридических наук, главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем в сфере специальных методов оперативно-розыскной деятельно-сти органов внутренних дел и психотехнологий научно-исследовательского центра по исследованию проблем оперативно-розыскного противодействия общеуголовным преступлениям, экстремизму и терроризму федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Alexey A. Maslov - Doctor of Juridical Sciences, Chief Researcher of the Department for the Study of Problems in the Field of Special Methods of Operative-Investigative Activities of the Internal Affairs Bodies and Psychotechnologies of the Research Center for the Study of Problems of Operative-Investigative Counteraction to Common Criminal Crimes, Extremism and Terrorism of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of In-terior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federa-tion).

Рукопись поступила в редакцию 16.12.2022; одобрена после рецензирования 19.12.2022; принята к публикации 30.01.2023.

The article was submitted 16.12.2022; approved after reviewing 19.12.2022; accepted for publication 30.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.