Научная статья на тему 'ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ В РАБОТЕ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ В РАБОТЕ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
648
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОБЪЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петухов Игорь Юрьевич

Рассматриваются вопросы соблюдения принципа конспирации в работе государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проблемы, связанные с его реализацией на практике, и пути их решения на основе законодательного и ведомственного нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петухов Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF CONSPIRACY IN OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY

Issues of observance of conspiracy principle in operational search activity of empowered state organs in present-day conditions, problems, linked with it’s realizing, are viewed.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ В РАБОТЕ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ПЕТУХОВ,

заместитель начальника - начальник полиции УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве, соискатель ФГКУ «ВНИИ МВД России»

ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ В РАБОТЕ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рассматриваются вопросы соблюдения принципа конспирации в работе государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проблемы, связанные с его реализацией на практике, и пути их решения на основе законодательного и ведомственного нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: принцип конспирации, оперативно-розыскная деятельность, конфиденциальное содействие и сотрудничество, уполномоченные государственные органы, объекты безопасности.

I.Y. Petuhov, Russia MI Deputy Chief Police Department (Moscow South-Weston district); e-mail: vnii59@yadex.ru, tel.: 8 (499) 124-47-01.

Principle of conspiracy in operational search activity.

Issues of observance of conspiracy principle in operational search activity of empowered state organs in present-day conditions, problems, linked with it's realizing, are viewed.

Key words: conspiracy principle, operational search activity, confidential collaboration, empowered state organs, objects of security.

да H и О X

да <

и H CÇ и

Важнейшим условием, обеспечивающим высокую эффективность оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) в борьбе с преступностью, является ее негласный характер, который достигается применением комплекса правовых, организационных и тактических мер конспирации. Термин «конспирация» уходит корнями в латинский язык и означает сохранение, соблюдение тайны какой-либо деятельности. Конспирация присуща тем видам деятельности, где субъекты преследуют противоположные цели, где сталкиваются интересы сторон, а их отношения носят характер конфликта. Данные признаки отчетливо прослеживаются в сфере ОРД.

О возможном негласном характере ОРД было указано в Законе РФ «О милиции» (1991 г). После этого 13 марта 1992 г был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Таким образом, было сделано отступление от практики правового регулирования ОРД правоохранительных органов и спецслужб закрытыми (секретными) ведомственными нормативными правовыми актами. Указанный Закон регламентировал, в частности, и содействие граждан органам, осуществляющим ОРД. То есть получила официальное признание реальность мировой полицейской практики, свидетельствующая о том, что без агентурной работы, в особенности в отношении орга-

низованной преступности, деятельность полиции не станет эффективной, и были предприняты первые шаги по постановке агентурного метода на четкую, известную обществу нормативно-правовую основу1.

Принцип конспирации занимает особое место в системе принципов ОРД, он пронизывает все направления и виды негласной работы оперативных подразделений полиции. По сути, понятия «конспирация» и «негласная работа» в контексте ОРД являются не только неразделимыми, но и практически синонимичными. Чтобы наглядно убедиться в сказанном, рассмотрим общую систему принципов ОРД, определим их соотношение между собой, и в особенности с рассматриваемым понятием.

Принципы ОРД - это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, закрепленные в нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД.

Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в них находит свое выражение сущ-

X Ы

и S

0Q О а

О X со S

H

<

а и С О

ность данного вида государственной юридической деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Так, руководствуясь не чем иным, как принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД. Кроме того, базируясь на принципах, должны восполняться пробелы правового регулирования ОРД. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что правотворчество в области ОРД не всегда успевает за новыми общественными отношениями, нуждающимися в правовом регулировании. В таком случае как раз принципы ОРД и выполняют роль регулятора тех отношений, которые еще не подверглись юридическому нормированию.

Относительно системы принципов ОРД единства в теории не достигнуто. Выделяют, по меньшей мере, три критерия, положенных в основу формирования данной системы. Во-первых, широту распространения того или иного принципа. Во-вторых, непосредственное указание законодателя в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») на те или иные принципы. В-третьих, содержание и характер принципов.

В ст. 3 ФЗ «Об ОРД» непосредственно закреплены четыре принципа: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако, как известно из правовой науки, принципы существуют независимо от способа отражения их в нормативных правовых актах. Анализируя текст ФЗ «Об ОРД», можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3, остальные же принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ «Об ОРД», других федеральных законов и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в сфере регулирования ОРД.

Таким образом, систему принципов ОРД в зависимости от второго критерия образуют следующие принципы:

1) непосредственно перечисленные в ст. 3 ФЗ «Об ОРД» два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств);

2) наличие которых вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в ФЗ «Об

ОРД», частично - в других нормативных правовых актах.

Все принципы ОРД самостоятельны, среди них нет главных и второстепенных, а потому внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

ОРД относится к специфическому виду социальных отношений, так как ее основополагающими принципами являются конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств. Тайные (негласные) действия оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, необходимы как адекватное средство противоборства криминальным формированиям (особенно в борьбе с организованной преступностью и коррупцией). При этом качество оперативно-розыскной работы во многом зависит и от уровня практических навыков и умений субъектов ОРД, и от уровня развития теории ОРД, разрабатывающей методологические и организационно-тактические основы их функционирования.

Принцип конспирации ОРД проявляется в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об ОРД» к сведениям, составляющим государственную тайну, отнесен довольно обширный перечень информации, включающий в себя данные об организации и тактике проведения ОРМ. Организация и тактика ОРД регламентированы ведомственными нормативными актами ограниченного доступа, с которыми могут ознакомиться должностные лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. В этих нормативных актах принцип конспирации получил наиболее детальную конкретизацию.

Сохранение в тайне действий правоохранительных органов обусловливается рядом обстоятельств:

во-первых, потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности, т.е. тайным способам совершения преступлений противопоставляются тайные способы их раскрытия;

во-вторых, возможностью избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся по противоречивой или непроверенной информации;

в-третьих, необходимостью сохранения тайны, которая является, как правило, непременным условием оказания гражданами помощи оперативным подразделениям в раскрытии преступлений.

Конспирация не только служит сохранению тайны негласной деятельности, но и является основой ее организации и обязательным условием осуществления. Таким образом, соблюдение правил конспирации обеспечивает сохранение государственной тайны, безопасность негласных сотрудников и лиц, конфиденциально содействующих правоохранительным органам, эффективность агентурно-оперативной работы. Востребованность средств конспирации является индикатором активности органов, осуществляющих ОРД, в борьбе с преступностью.

Принцип конспирации законодательно закреплен в ФЗ «Об ОРД», поэтому им должно не только руководствоваться, но и его соблюдать. Правила конспирации не записаны в существующих нормативных и ведомственных актах, они не имеют своего объяснения и толкования в специальной литературе, но для органов, которые обязаны осуществлять ОРД в действующих рамках законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных методов и средств, эти правила процедурно обязательны и объективно нужны2.

Надо обратить внимание, что принцип конспирации, помимо законодательства Российской Федерации, закреплен в Законе Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности», Законе Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности», в аналогичных законах других государств ближнего и дальнего зарубежья.

Суть конспирации заключается в сохранении и содержании нечто скрываемого от других на уровне непонимаемого, невидимого, недоступного, а сама конспирация есть явление социальное, характеризующее деятельные формы человека, стремящегося в условиях общественных антагонизмов удовлетворить свои потребности через умышленно создаваемые и сохраняемые им тайны. Потребность в бесконтрольности и стремление получения приоритета перед противоборствующей стороной при наличии адекватных гласных и негласных возможностей (легальных у субъектов ОРД, нелегальных у субъектов преступной деятельности), нежелание конспиратора раскрывать перед противником свою деятельность (замысел, состояние, действие) естественны и характерны для любого социального уровня, так как сущность конспирации многоуровневая и может расцениваться и как специфическая деятельность, и как принцип такой деятельности, и как метод или средство противоборства, и т.д.

При переходе с одного конспиративного уровня на другой изменяется лишь масштабность

рассмотрения конспирации, а не ее сущность, но инвариантной (неизменяющейся) остается структура конспирации, которую составляют ее содержание и закономерности. Сложность такой градации заключается лишь в том, чтобы определить мотив конспиративной функции-задачи.

Проводимые научно-практические исследования показывают, что не более половины оперативных сотрудников в опрашиваемых подразделениях смогли правильно ответить на вопрос: что такое конспирация? И это не случайно.

Во-первых, отмечается тенденция принижения роли конспирации руководящим составом оперативных подразделений, а следовательно, не используются давно положительно зарекомендовавшие себя формы обучения личного состава, такие как служебная подготовка и оперативные совещания с разбором выявленных недостатков в данной сфере ОРД.

Во-вторых, при ведомственном нормативном регулировании организации и тактики ОРД, осуществляемом в соответствии с ФЗ «Об ОРД», недостаточно раскрывается содержание данного понятия, что делает его трудно воспринимаемым для оперативных сотрудников.

В-третьих, общий для деятельности всех органов, осуществляющих ОРД, принцип конспирации имеет по своему содержанию специфическое наполнение не только для данных органов в зависимости от их компетенции, но и для отдельных оперативных подразделений в составе данных органов, которое относится в основном к организационно-тактическому аспекту.

В-четвертых, при опросе оперативных сотрудников установлено, что большая роль в понимании ими содержания конспирации принадлежит высшим специальным учебным заведениям, где сотрудники обучались в свое время (52%), однако в них даются общие положения, в основном содержащиеся в законодательных актах. Поэтому для сотрудников они носят несколько общий характер.

Определений понятия «конспирация» существует достаточно много как в открытой, так и закрытой литературе.

Так, Н.В. Павличенко, посвятивший данному вопросу целое исследование, определяет конспирацию как сохранение в тайне сведений, относящихся к государственной и служебной тайне, а также иной информации, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки, от лиц, способных использовать данную информацию против интересов правоохранительных органов3.

Данное авторское определение, несомненно,

да Н и О X

да <

и

н ^

и

X

ы

и

О а

О X ю X

Н

<

а и X О

в общем виде охватывает сущностные признаки конспирации, однако представляется трудным для использования в обучающем процессе сотрудников оперативных подразделений, которые имеют различную компетенцию в сфере ОРД.

В связи с вышеизложенным целесообразно дать определение конспирации уголовного розыска как наиболее крупной оперативной службы в системе ОВД, на долю которой приходится раскрытие около 70% преступлений, находящихся в компетенции ОВД.

Конспирация в оперативно-розыскной деятельности подразделений УР - это установленный в действующем Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и конкретизированный в ведомственных нормативных правовых актах обязательный для всех

сотрудников УР принцип осуществления ОРМ и участия в них конфиденциально содействующих и сотрудничающих с ними граждан и иных лиц, содержащий совокупность обязательных для исполнения ими в соответствии со своей компетенцией правил, обеспечивающих негласность в ОРД ОВД.

1 Шахматов А. В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности: Теоретико-правовое исследование российского опыта: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2005. С. 18-23.

2 Ахрамович А.П. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Академия управления МВД России, 1997. С. 4-6.

3 Павличенко Н.В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории // Препринт. - М., 2008. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.