Педагогика вчера и сегодня
СИСТЕМА ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ХРОНОДИСКРЕТНЫЙ ИНСТИТУТ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Е. ХУДИН,
протоиерей, руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии hudin ev@mail.ru
В статье предложен новый вариант анализа работы православных образовательных организаций, основанный на методологических принципах хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения. Исследуются три основных направления анализа системы православного образования в рамках рассматриваемого хроноразры-ва: сами образовательные учреждения; предметы православного компонента, включающие в себя Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение; учредители и источники финансирования образовательной организации.
This article is devoted to a new analysis of the work of Orthodox educational institutions based on methodological principles of chrono-discrete mono-geography comparative law. The author defines three main areas of analysis of the Orthodox education system within the framework of the considered time gap: the educational institutions themselves, the subjects of the Orthodox component, including the «God's law», the Church Slavonic language, Church singing, and the founder of the institution with the sources of its funding.
Ключевые слова: православные гимназии, православные детские сады, духовно-нравственное развитие, православный компонент, хроноразрыв
Key word: orthodox gymnasiums, оrthodox kindergartens, spiritual and moral development, оrthodox component, time gap
В наше время образование становится важнейшим средством строительства завтрашнего дня, ближайшего будущего каждого человека, семьи, общества, нации, государства. Кто хочет иметь достойную нормальную жизнь завтра, сегодня должен позаботиться об образовании», —эти слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла по праву могут считаться ориенти-
ром при создании сети православных образовательных организаций в Нижегородской митрополии.
Сегодня на территории Российской Федерации функционируют около 160 православных образовательных организаций. Большая часть их сконцентрирована в Московской городской епархии и в епархии Московской области. На втором месте по количеству гимназий Владимир-
екая и Нижегородская митрополии. При этом стоит отметить уникальность последней, связанную с наличием не разрозненных и автономных гимназий, а функционированием целой сети православных образовательных организаций.
Однако так было не всегда. Система образования в России в целом прошла довольно трудный и тернистый путь становления. Это обусловлено рядом объективных факторов исторического развития нашей страны. Поэтому, когда мы говорим о системе православного образования, допустимо будет использовать методологию хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения, где предметом изучения является довольно широкий диапазон институтов. При анализе развития православного образования в России четко прослеживается хро-нодискретность, характеризуя которую, А. А. Демичев отмечает, что в истории исследуемых институтов должен быть не просто перерыв, а определенный разрыв традиции. При этом сравнивается не один и тот же институт, который эволюционировал на протяжении длительного времени, а аналогичные институты, возникшие в схожих условиях в разные исторические периоды без прямой преемственности между ними [3]. По сути, система православного образования может стать отдельной темой для подобного изучения, тем более что причиной хронораз-рыва являлся прямой правовой запрет, положивший конец бытованию не только соответствующего института, но и концепции такового [4].
Можно выделить следующие направления анализа, которые были подвержены указанному выше хроноразрыву. Во-первых, это касается самих православных гимназий как института начального и полного среднего образования, прекративших свою деятельность в качестве образовательных учреждений после прихода советской власти в 1917 году и с началом реформ образования.
В постановлении Комиссариата по
народному просвещению «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению» от 11 декабря 1917 года говорится, что «Комиссариат по народному просвещению... пересмотрев вопрос, постановил: передать из духовного ведомства дела воспитания и образования ведению Комиссариата народного просвещения. Передаче подлежат все церковноприходские (начальные одноклассные, двухклассные) школы, учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии и все другие носящие различные названия низшие, средние и высшие школы и учреждения духовного ведомства.» [8]. Окончательно православное образование, каким оно было до революции, прекращает свое существование 20 января (2 февраля) 1918 года, после принятия Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах [2].
Во-вторых, значительный хроноразрыв произошел в преподаваемых предметах, входивших в учебный план, которые в настоящее время зафиксированы в стандарте православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, утвержденном приказом председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви 28 апреля 2015 года [10]. К предметам православного компонента относят основы православной веры, церковнославянский язык, церковное пение, греческий и латинский языки, логику. Содержание предмета «Основы православной веры» базируется на учебниках и учебных пособиях, ориентированных на преподавание Закона Божьего, то есть, по сути, эти два предмета с поправкой
Когда мы говорим о системе православного образования, допустимо будет использовать методологию хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения, где предметом изучения является довольно широкий диапазон институтов.
на время содержательно дублируют друг друга, поэтому, когда речь идет о хроно-разрыве, уместно устанавливать между ними прямую связь, поскольку при разных названиях они имеют одинаковое наполнение. Церковнославянский язык и церковное пение не изменили своих названий, но содержательно претерпели некоторые изменения и ориентируются на запросы современного общества.
Стоит обратить внимание, что хронологически уместно говорить как о гимназиях, так и о предметах их учебного плана, основываясь на принятых Александром I «Предварительных правилах народного просвещения» (Именном указе Сенату «Об устройстве училищ») от 24 января 1803 года, в которых были определены четыре рода училищ: приходские, уездные, губернские, или гимназии, и университеты [9]. В 1817 году в манифесте о создании Министерства духовных дел и народного просвещения указывается, что «желая, дабы Христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения, признали Мы полезным соединить дела по Министерству Народного Просвещения с делами всех вероисповеданий в состав одного управления под названием Министерства Духовных Дел и Народного Просвещения» [9, с. 134], что, по сути, указывает на необходимость преподавания Закона Бо-жия, который как обязательный предмет был введен в 1819 году во всех училищах и гимназиях [1] вплоть до 1918 года. Так же обстояли дела с церковнославянским языком и церковным пением. Для всех ступеней образования в XIX — начале XX века по данным предметам были разработаны подробные учебные и учебно-методические издания [7].
Эти предметы перестают преподаваться после принятия 20 января (2 февраля) 1918 года декрета Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от
Все рассмотренные направления претерпевали серьезные изменения на протяжении всего XIX века вплоть до смены государственного режима.
государства и школы от церкви», в пункте 9 которого говорится, что «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом» [2, с. 372].
Третьим направлением в анализе является определение статуса и учредителя образовательной организации, в которой изучались предметы православного компонента. Отдельно стоит исследовать источники финансирования.
Все рассмотренные выше направления претерпевали серьезные изменения на протяжении всего XIX века вплоть до смены государственного режима. Существовали гимназии и народные училища различного подчинения, имеющие разные источники финансирования, при этом предметы учебного плана зачастую пытались унифицировать. Например, по Положению о начальных народных училищах от 14 июля 1864 года унифицируются предметы учебного плана, где одним из основных как раз был Закон Божий. Учредители и источники финансирования также были различны.
После значительного хроноразрыва и распада Советского Союза начинается новый виток развития в системе частного образования и участии граждан в финансировании образования. Согласно Закону РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, школа стала называться образовательным учреждением, разрабатывающим и реализующим одну или несколько образовательных программ и обеспечивающим содержание и воспитание учащихся. Образовательные учреждения подразделялись на государственные (федеральные), муниципальные, негосударственные (частные) [6]. Именно в это время появляются православные гимназии и школы. При этом учредителем не обязательно могла выступать епархия. В Нижегородской области первой
частной православной школой стала Ди-веевская монастырская православная средняя общеобразовательная школа. Сегодня Нижегородская епархия является учредителем 16 епархиальных образовательных организаций: десяти действующих гимназий и школ (две планируется открыть в течение двух лет), четырех православных детских садов (два из которых будут открыты в ближайшее время). Родители не платят за обучение детей, что является уникальным случаем в Российской Федерации, так как большая часть православных гимназий финансируется за счет родительских средств.
Таким образом, когда речь идет о системе православного образования, стоит говорить о трех направлениях анализа в рамках самого хроноразрыва:
3 организаций начального общего, основного общего, среднего общего образования, которые имеют статус, схожий с ныне существующими православными гимназиями и школами;
3 блока входящих в учебный план предметов православного компонента, основными из которых являются Закон Божий, церковнославянский язык и церковное пение;
3 учредителей образовательной организации и источников ее финансирования.
В ходе дальнейшего изучения данных проблем особое внимание следует уделить микрохроноразрывам, которые мож-
но определить на основании законов и постановлений принимаемых на протяжении XIX века, касающихся рассматриваемых институтов образования, с учетом определенных блоков анализа.
Необходимо отметить, что изучение развития сети православных гимназий в русле концепции хроноразвы-ва сегодня является одним из приоритетных направлений. Несомненно, институт православного образования относится к явлениям большой временной длительности, что, как справедливо указывал К. А. Демичев, обуславливает их «удивительную устойчивость, которая способствует быстрому воспроизводству соответствующего института по завершению хроноразрыва» [5, с. 28].
Несмотря на длительную историю изучения данных институтов и системы православного образования и при частичном упоминании о прерывании их деятельности, эти проблемные области не выделялись в отдельный предмет комплексного изучения. Поэтому в рамках данного исследования подобного рода анализ может стать одним из ключевых при характеристике работы православных гимназий по стране в целом, и в Нижегородской области и Нижегородской епархии в частности.
Необходимо отметить, что изучение развития сети православных гимназий в русле концепции хро-норазвыва на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бычкова, В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России / В. М. Бычкова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». — 2009. — Вып. 1 (12). — С. 7—20.
2. Декреты Советской власти : сборник. Т. I. 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Институт истории Академии наук СССР. — М. : Государственное издательство политической литературы, 1957. — 625 с.
3. Демичев, А. А. Проблемы изучения правовой преемственности в хронодискретных моногеографических исследованиях / А. А. Демичев // Юридическая техника. — 2011. — № 5. — С. 160—165.
4. Демичев, К. А. Идея и концепция как объект изучения хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения / К. А. Демичев // Российский журнал правовых исследований. — 2017. — № 3. —
С. 80—84.
5. Демичев, К. А. Категории временной длительности и темпоральности в контексте теории хроноразрыва: ХМСП-подход / К. А. Демичев // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискрет-
ного моногеографического сравнительного правоведения : сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научной конференции / под ред. А. А. Демичева, К. А. Демичева. — Н. Новгород : НИУ РАНХиГС, 2019. — С. 26—34.
6. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 12.11.2012). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ 04e25fa5172f377055dee7f04eb131f92135a336/.
7. Образовательная деятельность Русской православной церкви: проблемы освоения наследия : библиографический справочник. В 2 кн. / Православная гимназия во имя преп. Сергия Радонежского ; сост. О. А. Павлова. — Новосибирск : Изд-во Православной гимназии, 1996.
8. Постановление Комиссариата по народному просвещению «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению». — URL: http://istmat.info/node/28121.
9. Российское законодательство об образовании XIX — начала XX века : сборник документов. В 3 т. / ред.-сост. Э. Д. Днепров. — М. : ИД Высшей школы экономики, 2017.
10. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. — URL: https:// pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-territorii-rossijskoj-federacii/.
Условия публикации материалов в журнале «Нижегородское образование»
Перед отправкой статьи в редакцию автор принимает на себя обязательство в том, что текст статьи является окончательным вариантом, содержит достоверные сведения, касающиеся результатов исследования, и не требует доработок.
Все статьи, поступающие в редакцию, проходят рецензирование и не возвращаются. Обязательным условием публикации является положительное решение рецензента.
Статьи для публикации в журнале «Нижегородское образование» должны быть представлены в электронном варианте по адресу редакции: niobr2008@niro.nnov.ru.
Перечень представляемых авторами материалов
3 Текст статьи (с названием публикуемого материала, фамилиями автора(ов) с указанием полных имени и отчества, а также основными сведениями о нем (них): ученая степень, звание, место работы, должность).
3 Краткая контактная информация об авторе(ах): рабочий (с обязательным указанием кода города) и мобильный телефоны для связи.
3 Аннотация к статье (не более 5 строк) на русском и английском языках.
3 Ключевые слова к статье (не более 10 единиц) на русском и английском языках.
3 Список литературы (не более 15 источников, расположенных по алфавиту).
2. Фото автора(ов) —портрет без лишних деталей (формат JPEG или TIF). Для раздела «История образования» кроме авторских фотоснимков принимаются фото, дополняющие содержание статьи.
3. Сопроводительные материалы от аспирантов, соискателей степени кандидата наук и доктора наук.
Перечень сопроводительных материалов
1. Аспиранты и соискатели степени кандидата наук представляют рецензию доктора наук, отражающую научную достоверность представленного материала и его соответствие жанровой специфике статьи.
2. Для соискателей степени доктора наук необходимым является представление (рекомендация) выпускающей кафедры.
3. Доктора наук имеют право представлять в редакцию статьи без сопроводительных документов.
4. Прочие авторы в случае необходимости (по решению редакционной коллегии журнала) представляют сопроводительные письма с отзывом доктора наук.
Более подробную информацию об условиях публикации материалов читайте на сайте журнала www.nizhobr.nironn.ru. Справки по телефону (831) 468-08-03, ответственный секретарь Малая С. Ю.
V_J