Е.В. АБРАМЕНКО (Волгоград)
система позитивных отношений как позиция счастливого человека в младшем школьном возрасте
Анализируется проблема системы позитивных отношений, раскрывается роль системы позитивных отношений как позиции счастливого человека.
Ключевые слова: позиция счастливого человека, младший школьник, система позитивных отношений.
Потеря ребенком удовлетворенности жизнью в условиях материальной и духовной нестабильности общества приводит к тому, что он не способен испытывать счастье в повседневности, выбирать вариант успешного поведения, доверять действительности, ожидая от нее страдания. Сформированное таким образом негативное отношение к жизни, окружающим, самому себе обусловливает социальную дезадаптацию, которая приводит к поиску ребенком острых ощущений и переживаний. Оздоровление обстановки в обществе возможно не только с провозглашением новых идей, но и при созревании в общественном сознании новых ценностных ориентаций, позитивного отношения к жизни (А.г. здравомыслов, В.А. Лекторский, П.С. гуревич). При этом исследователи подчеркивают, что именно становление в общественном и индивидуальном сознании ценностной ориентации на счастливое проживание жизни как системы позитивных отношений человека к окружающему миру, людям, самому себе позволяет осуществлять переход к обществу, скрепляющемуся прежде всего не мотивами или потребностями, а духовными идеями, ценностями. Все это подтверждает необходимость определить характеристики позитивных жизненных отношений и их системы как педагогической категории.
В младшем школьном возрасте данные проблемы особенно актуальны, поскольку именно этот период является сензитивным для выработки позитивных жизненных отношений: ценностных ориентиров и системы взглядов на мир с позиции счастливого чело-
века. Проживание младшего школьного возраста как самоценного этапа в формировании системы позитивных жизненных отношений возможно в условиях обучения и воспитания, предусматривающих включение детей в позитивные эмоционально значимые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, развитие способности к рефлексии, обогащение опыта познания социальной действительности, принятие норм и ценностей общества.
Для жизненного успеха сегодня требуются социальная мобильность, автономность, положительное восприятие окружающего мира, способность находить выход из кризисных ситуаций, сохранять социальную устойчивость, свое я в постоянно меняющихся условиях, что возможно лишь при условии позитивного отношения человека к окружающему миру, другим людям, самому себе в процессе включения в общество. Сегодня в образовании существуют разработки по социализации детей в процессе обучения. Однако усилия массовой школы не дают ожидаемого результата из-за неразработанности соответствующих дидактических условий формирования у младшего школьника системы позитивных отношений. Как показывает наше исследование, у детей начальных классов образовательных учреждений Волгограда почти отсутствует устойчивая положительная эмоциональность по отношению к окружающему миру, что не позволяет им осознать себя и обрести жизненный смысл (11% школьников), слабо проявляется ориентация младшего школьника на нормы и ценности социума (67%), ярко выражено материальное и бытовое отношение к окружающему миру (22%).
Все более острой становится необходимость выявления способов эффективной педагогической деятельности учителя начальной школы по формированию у ребенка системы позитивных отношений, когда в результате реализации ситуации успеха, атмосферы доброжелательности и фиксации устойчивого эмоционально-психологического настроя ребенок обретает уверенность в собственных силах, вырабатывает положительное отношение к себе и окружающим, а следовательно, повышает внутренний стимул саморазвития, благодаря чему становится счастливым человеком. Педагоги современной школы стремятся выстраивать благоприятные взаимоотношения в классе, пытаются помочь ребенку в проявлении его разнообразных позитив-
© абраменко Е.В., 2011
ных отношений, определяемых Ш.А. Амона-швили, Е.Л. Дубко, Е.П. Павловой, С. Френе,
Н.Е. Щурковой как позиция счастливого человека. Однако достичь этого крайне сложно.
Младший школьный возраст является сен-зитивным периодом для формирования позиции счастливого человека, т.к. характеризуется, по мнению А.А. Реана, эмоциональной зрелостью-уменьшением импульсивных реакций, проявлением эмоций в соответствии с социальными нормами и требованиям [6]. Поступая в школу, ребенок меняет игровую деятельность на учебную, вследствие чего в его поведении могут появиться отклонения: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Они ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность ребенка, вызывают у него угнетенные состояния и т. д. [4]. Так, повышенная обидчивость ребенка возникает в результате того, что он, уверенный в несправедливости окружающих - учителя, одноклассников, неадекватно оценивает свои возможности. Это приводит к эмоциональному стрессу и несчастному проживанию в школе. «Эмоциональный стресс (от англ. stress - давление, напряжение) — психическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия» [6]. Иногда эмоциональный стресс у детей провоцируют сами педагоги, требуя от учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых детей являются непосильными.
Значение позитивных отношений между учителем и ребенком очень велико, т.к. младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от педагога. Если такие отношения отсутствуют, то возникает так называемый «эмоциональный голод» - потребность в положительных эмоциях [4], впечатлениях и переживаниях; а в узком смысле - «потребность в положительных эмоциях, вызываемых значимым человеком или референтной группой» [6].
Вместе с тем, не чувствуя эмоциональной близости со своим учителем, ребенок стремится компенсировать нереализованную потребность в положительных эмоциях. Как только возникает возможность обратиться к соседу по парте или еще кому-нибудь, он тут же начинает общение по любому поводу.
Приобретая новые знания, рассматривая иллюстрации в книгах и ориентируясь при этом на эмоциональное отношение учителя к содержанию урока, ребенок не только усваивает информацию, но и учится позитивному отношению к окружающему миру. Систе-
ма личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием его как личности. В связи с этим неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.
Согласно словарным определениям, отношение - это взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем-нибудь или чем-нибудь, а также связь между кем-нибудь, возникающая при общении, контактах. «Отнестись» означает составить свое представление о ком-нибудь или чем-нибудь, оценить, проявить свое чувство к кому-или чему-нибудь, симпатию или антипатию, а также иметь касательство к кому- или чему-нибудь. Развитие человека приводит к изменению его отношений с окружением, к исчезновению одних и возникновению других отношений. Однако трансформация отношений, в которых существует данный человек, может привести к его изменению. В психологии отношение представляет собой прежде всего интериоризованный опыт взаимоотношений человека с другими людьми в условиях социального окружения. Положительный или отрицательный опыт в этой сфере стимулирует становление соответствующей системы внутренних отношений человека.
Интеграция доминирующих субъективнооценочных, сознательно избирательных внутренних отношений человека к действительности понимается как позиция (В.Н. Мяси-щев). В этом значении систему позитивных жизненных отношений в гуманитарной методологии правомерно определить как позицию счастливого человека (Аристотель, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова, Е.П. Павлова, В. Франкл и др.), которая рассматривается нами как осознанная система позитивных смысловых, ценностных и нормативных отношений к действительности, выражающая субъективно-эмоциональную устойчивость высокой удовлетворенностью жизнью. Хотя категории «система позитивных отношений» и «позиция счастливого человека» используются как синонимы, в первой акцентируется внимание на конструктивном, гуманитарном стиле жизни ребенка, во второй — на радостном, эмоционально-счастливом аспекте проживания ребенком жизненных событий. Категория «система позитивных отношений» может служить ценностно-целевым ориентиром педагога, а «позиция счастливого человека» -индивидуально-личностной оценкой новооб-
разования младшего школьника. Общего позитивного отношения к школе и учению недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает общение со сверстниками, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если он не получает удовлетворения от учебы. В младшем школьном возрасте происходит оценивание мира, формируется эмоциональнооценочное отношение к нему, начинается осмысление жизненной позиции.
Изучение особенностей формирования системы позитивных отношений в младшем школьном возрасте привело к пониманию того, как младший школьник проявляет эмоциональную регуляцию собственного поведения, ценностное представление о себе и окружающем мире, познает себя как счастливого человека в адекватном и устойчивом отношении к действительности. В связи с этим были облегчены проблемы социальной адаптации младших школьников, выработки ценностных ориентиров и целостной системы взглядов на мир с позиции счастливого человека как системы позитивных отношений.
Младший школьник с позицией счастливого человека получает удовлетворение от окружающего мира, общения с людьми, потому что он чувствует уверенность в себе, а следовательно, счастлив.
Литература
1. Борытко H.M. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград і Перемена, 2001.
2. Борытко H.M., Mацкайлова ОЖ. Становление субъектной позиции учащихся в гуманитарном пространстве урока. Волгоград і Изд-во ВГИПК РО, 2002.
3. Борытко H.M. Этическое воспитание. Волгоград і Изд-во ВГИПК РО, 2006.
4. Mухина В.С. Психология детства и отрочества; учебник. M. і Ин-т практ. психологии, 1998.
5. Павлова E.^, Щуркова H.E . Как воспитать счастливого! феликсология воспитания. M. і Пед. о-во России, 2002.
6. Реан A.A. Психология детстваі учебник. СПб. і Прайм-EВРО-ЗHAК, 2003.
7. Щуркова H.E., Павлова E.R Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого). M. і Пед. поиск, 2004.
System of positive relations as the position of a happy person at primary school age
There is analyzed the issue of positive relations system, revealed the role of positive relations system as the position of a happy person.
Key words: position of a happy person, primary school pupil, system of positive relations.