Научная статья на тему 'Проблемы формирования позитивного отношения к жизни у детей младшего школьного возраста'

Проблемы формирования позитивного отношения к жизни у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1268
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веприцкая Л. В., Фокина А. А.

В работе рассмотрена проблема формировании позитивного отношения к жизни у младших школьников, проанализированы методы и приемы формирования личностной позитивной направленности с учетом специфики данного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования позитивного отношения к жизни у детей младшего школьного возраста»

УДК: 37.013.21

Веприцкая Л.В.

К.и.н., Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске

Фокина А.А.

Студентка, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе рассмотрена проблема формировании позитивного отношения к жизни у младших школьников, проанализированы методы и приемы формирования личностной позитивной направленности с учетом специфики данного возраста.

Ключевые слова: позитивное отношение к жизни, младший школьный возраст, ценности, нравственное воспитание, ФГОС.

Воспитание позитивного отношения личности к жизни является одной из важнейших задач современного общества. Говоря о позитивном отношении к жизни, мы имеем в виду культуру чувств, культуру поведения, общения, этикет. Современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством материальной и духовной культуры.

Формирование позитивного отношения к жизни основывается на воспитании нравственных качеств личности, а также понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти — свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, вера, воля, добродетель.

В начальной школе идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов.

От деятельности учителя начальной школы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благополучные» дети могут стать «трудными». Поэтому очень важно учитывать специфику этого возраста.

У детей этого возраста очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности. Если учитель формирует у детей способность и умение работать целенаправленно, у них интенсивно развивается произвольное внимание. Это тесно связано с формированием ответственности за усвоение знаний; младшие школьники вполне могут заставить себя внимательно выполнить любое задание.

В целом общее настроение младшего школьника жизнерадостное, бодрое, веселое. Это — возрастная норма эмоциональной жизни.

Все более глубокими и осознанными становятся высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Поведение — один из важнейших факторов, связывающих ребенка с окружающим миром, оказывающих влияние на позитивную направленность личности. Именно в поведении выражаются ценностные ориентации детей (нравственные, этические и др.), их взгляды, убеждения, интересы, склонности.

Актуальную педагогическую задачу представляет собой выявление тех форм поведения ребенка, в которых выражены отклонения от общепринятых норм и даже зачатки

этих отклонений. Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие тенденции развития личности за ними скрываются. Поступок ребенка всегда обнаруживает то, что происходит в его сознании и что зачастую остается скрытым от взрослых. Речь идет о внутренних психических процессах, которые являются основой формирующихся социальных, нравственных качеств.

Таким образом, с одной стороны, поведение — это признак зарождения и развития соответствующих индивидуальных качеств, а с другой — проводник воспитательного воздействия на ребенка. Важно помнить о необходимости распознавать за внешними особенностями поведения причины, их вызывающие. И только после этого принимать решения по поводу тех или иных поступков детей.

На знаково-символическом уровне ребенок впервые встречается с нравственной сферой. Он получает начальные представления о добре и зле, о возможном и запретном. Персонажи сказок, книг, мультфильмов рассказывают ему об этом. Теперь ребенок обладает «нравственной шкалой», которая позволяет ему оценивать поступки других, осознавать их как добрые или злые и формировать свое отношение к жизни. В этой знаково-символической форме он начинает усваивать и нравственные нормы: что надо делать, чтобы быть добрым, честным, справедливым и т.д. На уровне же реального действия ребенок еще не в состоянии выполнять эти нормы. Происходит это потому, что у ребенка еще не сложились мотивы, склоняющие его к подчинению норме.

Когда ребенок приходит в школу, наступает самый сложный и интересный этап его жизни. Начинает действовать внешний контроль со стороны взрослых и сверстников. Теперь ему приходится изменить свое реальное поведение, подчинить его нормам. Наступает момент, когда словесное и реальное поведение совпадают.

Одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике ребенка.

Таким образом, в начальной школе получает развитие потенциал личности, формируется его индивидуальность и позитивная направленность ребенка.

Говоря о младшем школьном возрасте, необходимо отметить, что именно для него характерна общая предрасположенность к формированию позитивной направленности и различных её форм. В качестве факторов формирования личностной позитивной направленности ребенка выступают как особенности воспитания в семье, особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками в учебном процессе, так и общая специфика развития на данном возрастном этапе.

Школа является основным звеном формирования позитивного отношения к жизни в системе нравственного воспитания. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет воспитание, в процессе которого дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием и формированием положительного отношения.

В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков.

Отдельно хотелось бы остановиться на рассмотрении вопроса о формировании позитивного отношения к жизни, которое может выступать фактором формирования идеалов учащихся начальной школы. Этот процесс может рассматриваться в рамках нравственного воспитания. По мнению В. Момова, нравственное воспитание — одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении [5].

Анализ обязательного минимума содержания начального общего образования отраженный в ФГОС позволил выделить содержащуюся в нем совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия, ориентация на которые в младшем школьном возрасте может способствовать формированию позитивного отношения к жизни.

Осмысление сущности, ценностей, их поиск и оценка происходит в духовно-практическом опыте личности ребенка, который раскрывается процессе обучения и изучения различных дисциплин. Ребенок, вступая во взаимодействие с миром ценностей, становится субъектом, осуществляющим деятельность по освоению, усвоению и присвоению этого мира [6].

С позиции гуманистической психологии, появлению духовных потребностей в процессе индивидуального развития личности предшествуют потребности самооценки, самоуважения, которые в свою очередь базируются на потребностях в любви и признании у других людей. Самоуважение в онтогенезе строится из отдельных конкретных самооценок и оценок индивида другими людьми.

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью формирования позитивного отношения к жизни является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, этот процесс является целенаправленным, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [3].

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни. Учитель всегда должен являться для учащихся примером нравственности и позитива. Специфической особенностью процесса формирования позитивного отношения к жизни следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком данного процесса является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [1].

Проблема формирования позитивного отношения к жизни младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами:

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа и т.п.

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе — это, прежде всего, формирование нравственной и позитивной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Традиционные методы формирования позитивного отношения к жизни в рамках нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил

общественной жизни [2]. Педагогический смысл работы по воспитанию позитивных ценностей младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов формирования позитивного отношения к жизни. Так, например, методы воздействия можно разделить на два класса:

- влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

- влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения [4].

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, в которой

выделяют такие группы методов:

а) методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

в) методы стимулирования поведения и деятельности.

Итак, формирование позитивного отношения к жизни ребенка начинается с детства. Домашняя обстановка, отношения в семье и школе оказывают большое влияние на развитие нравственных ценностей школьников.

Для жизненного успеха сегодня требуются социальная мобильность, автономность, положительное восприятие окружающего мира, способность находить выход из кризисных ситуаций, сохранять социальную устойчивость, свое я в постоянно меняющихся условиях, что возможно лишь при условии позитивного отношения человека к окружающему миру, другим людям, самому себе в процессе включения в общество. Сегодня в образовании существуют разработки по социализации детей в процессе обучения. Однако усилия массовой школы не дают ожидаемого результата из-за неразработанности соответствующих дидактических условий формирования у младшего школьника системы позитивных отношений.

Все более острой становится необходимость выявления способов эффективной педагогической деятельности учителя начальной школы по формированию у ребенка системы позитивного отношения к жизни, когда в результате реализации ситуации успеха, атмосферы доброжелательности и фиксации устойчивого эмоционально-психологического настроя ребенок обретает уверенность в собственных силах, вырабатывает положительное отношение к себе и окружающим, а следовательно, повышает внутренний стимул саморазвития, благодаря чему становится счастливым человеком. Педагоги современной школы стремятся выстраивать благоприятные взаимоотношения в классе, пытаются помочь ребенку в проявлении его разнообразных позитивных отношений, определяемых Ш.А. Амонашвили, Е.Л. Дубко, Е.П. Павловой, С. Френе, Н.Е. Щурковой. Однако достичь этого крайне сложно.

Современная парадигма отношений детей со сверстниками и к сверстникам основывается в первую очередь на деятельностном подходе. Считается, что отношения ребенка к сверстникам возникают, реализуются, развиваются, преобразуются в процессе совместной деятельности — в играх, при выполнении совместных заданий и трудовых поручений. Социокогнитивный подход способствует более глубокому постижению особенностей отношения ребенка к другому, а социометрический подход позволяет получить достаточно объективную картину реальных взаимоотношений в детской группе.

Итак, подводя итог, мы можем выделить, что систему позитивных жизненных отношений правомерно определить, как позицию ребенка, которая рассматривается нами как осознанная система позитивных смысловых, ценностных и нормативных отношений к

действительности, выражающая субъективно-эмоциональную устойчивость высокой удовлетворенностью жизнью. Младший школьник с позицией положительного отношения к жизни получает удовлетворение от окружающего мира, общения с людьми, потому что он чувствует уверенность в себе.

Литература

1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. — М.: Просвещение, 1979. — 254 с.

2. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 1975. — № 3. — 25-30 с.

3. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение, 2009. — 59 с.

4. Каирова И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М.: Просвещение, 1979. — 267 с.

5. Момов В. Человек, мораль, воспитание / В. Момов. — М.: Прогресс, 2003. — 166 с.

6. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников / С. Л. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 2001. — 427 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.