вопросы воспитания
Маштакова Л.Ю., Валитова Г.А.
духовно-нравственное воспитание младших Школьников на уроках литературного чтения
На протяжении всех времен люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В духовном содержании человека важнейшую роль играют духовно-нравственные ценности, выражающиеся в природе нравственного сознания и социальной практике людей, в их воззрениях и поступках.
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, в первую очередь с тем, что наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Немаловажным является и тот факт, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
В последнее время духовно-нравственному воспитанию уделяется все больше внимания. Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с другими людьми. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Перед общеобразовательной школой
ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Это позволяет своевременно заложить духовно-нравственный фундамент развитию личности.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное и духовное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. В начальных классах у младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства - товарищество, взаимовыручка, ответственность за класс, негодование при чьей-либо несправедливости. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые. Именно на этом этапе на школу ложится ответственность найти адекватные способы организации воспитательной работы, позволяющие интенсивно развивать духовно-нравственные чувства детей, совершать поступки в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют школьникам взрослые. Педагогический смысл работы по становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании духовно-нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Духовно-нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед учащимися начальной школы сущность таких моральных ценностей, как любовь к родине, героизм, стойкость, честь, независимость. В процессе жизнедеятельности ребенка обязательно формируется категориальная структура духовно-нравственного сознания. Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, духовного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. Мастерство и искусство воспитания заключается в том, чтобы мир духовно-нравственных богатств увлекал детей. Литература занимает особое место в формировании личности, духовного
мира человека, его нравственности, мышления, речи, творческих начал.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Приоритетным направлением современных учебных программ является духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка, утверждающее такие человеческие ценности, как согласие, сотрудничество и взаимопонимание. Особенное значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеют произведения литературы. Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически - нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.
Одно из специфических проявлений духовно-нравственного воздействия литературы, в отличие от других видов искусства, и состоит в большом богатстве идей и значений образов, в более глубоком проникновении в действительность и в более широкой связи с духовными и социальными проблемами времени. Вопросы и задания учителя направлены на этическую оценку действий и поступков героев, на выявление личностного отношения учащихся к данному герою, факту, событию. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Иными словами, они должны с помощью воображения войти и пережить жизнь как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом. Но чтобы это произошло, учитель, прежде всего, сам должен понимать и уметь анализировать художественный текст.
Однако не всякое чтение формирует нравственную, духовно развитую личность. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников входят преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произ-
ведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, и ребенок должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений от учителя. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное - необходимо, чтобы работа учителя на уроках была системно организована по двум приоритетным направлениям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание - это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого - организация полноценного восприятия ученика-читателя художественного текста, - это путь, средство решения этой цели [1]. Необходимо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными духовно-нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним - сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и руководимая учителем.
Для начального этапа духовно-нравственного воспитания и развития на уроках литературного чтения важно чтение взрослого вместе с детьми, когда ребенок имеет возможность сопереживать героям произведения вместе со взрослым, обсуждать читаемое, делиться своими чувствами, вызванными прочитанным.
Особая роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Семейное чтение о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле - одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений [2]. Это разговор родителей с детьми о духовности, нравственности, побудительным стимулом которого является совместное прочтение произведения литературы. В последние годы заметно ослабело воспитательное воздействие родителей на детей во всех типах семей. Прежде всего, это связано с тем, что совместному досугу, общению родителей и детей отводится незначительное количество времени. Современная семья перегружена социально-экономическими проблемами, вследствие чего воспитательное воздействие родителей на детей весьма незначительно.
Мировая практика показала, что социальные меры поддержки чтения, ликвидация функциональной неграмотности, систематическая работа по формированию у детей культуры чтения, освоение «новых территорий чтения» (т.е. привлечение к чтению тех, кто обычно не берет в руки книгу) не могут быть заботой
только энтузиастов, педагогов и библиотекарей. Хорошие результаты достигаются именно тогда, когда развитие у населения читательской культуры осознается и реализуется как часть национальной политики в области чтения, образования и культуры.
В формировании духовно-нравственного воспитания необходимо принимать во внимание этноконфессиональную особенность культуры учащихся. Религия относится к числу факторов, определяющих особенности менталитета народа. Важную роль в процессе духовно-нравственного воспитания играют произведения устного народного творчества. Приобщая детей к эпосу, мы воспитывает у них любовь к родине - россии, к ее бессмертному поэту - народу, любовь к прекрасному, развиваем речь, обогащаем словарный запас учащихся. Фольклор - величайшее богатство нации, неотъемлемая часть нашей культуры, совершенное творение многих веков. фольклор приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Искусство народа внушает уверенность в свои силы, учит человека ценить жизнь, бороться с ложью, неправдой, корыстью, развивает духовно и нравственно.
Ведущие методы и приемы духовно-нравственного воспитания нацелены на то, что при работе в классе нравственность должна вырастать из литературных фактов, должна быть обобщающим моментом в деятельности детей с текстами конкретных произведений. Одной из форм работы над духовно-нравственным воспитанием младших школьников является проигрывание литературных произведений на уроках литературного чтения с последующим обсуждением. При обсуждении важно обратить внимание учащихся на характер героев, выделить характеристики персонажей.
Обсуждать прочитанное - это наиболее прямой и верный путь к тому, чтобы узнать вкусы и предпочтения детей. У каждого человека, большого или маленького, каждая книга, хорошая или плохая, вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книгу, вы создаете атмосферу доброго общения, доверительной беседы.
В общении со сверстниками по поводу прочитанного (читательском общении) ребенок осваивает нравственные, духовные ценности. Так, у читателей младшего школьного возраста проявляется стремление утвердить возникающие чувства, суждения, ценностные ориентации путем сравнения своих читательских оценок и мнений с оценками других. Ребенка восхищает, когда он отмечает, что его мнение о книге, ее героях сходно с мнением сверстников, когда понравившиеся ему эпизоды, переживания, связанные с чувствами и поступками героев произведений, близки и другим.
Работа с иллюстрациями в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию. так же на уроках литературного чтения активно используются творческие приемы работы: рисование, лепка, драматизация др. Творчество - это способность, которая особенно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливо-
сти.
Итак, уроки литературного чтения играют очень важную роль в формировании духовно-нравственной личности. Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературы, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют задачам образования и воспитания человека, особенно если воспринимать этот школьный предмет как вид искусства, часть культуры.
Во-первых, потому, что он знакомит учащихся с духовно-нравственными ценностями культуры своего народа и человечества в целом.
Во-вторых, потому, что как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маштакова Л.Ю., Валитова Г. А. Системно-деятельностный подход в начальной школе. // Гуманизация образования. - 2015. - №4. - С.29-32.
2. Валитова Г.А., Маштакова Л.Ю. Гуманизация образования в процессе непрерывной подготовки в вузе. Сборник конференций НИЦ Социосфера (Прага) - 2013 - №16. - С.47.