Научная статья на тему 'Система политико-государственных механизмов регулирования экономики в современной России: проблемы функционирования и перспективы совершенствования'

Система политико-государственных механизмов регулирования экономики в современной России: проблемы функционирования и перспективы совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ПОЛИТИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / POLICY / STATE / POLITICAL AND GOVERNMENT MECHANISMS / POLITICAL AND ORGANIZATIONAL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колобова Гузель Анисовна

В статье раскрыта политическая обусловленность функционирования системы политико-государственных механизмов регулирования экономики в постсоветской России, рассмотрена конфигурация системы, обозначены основные проблемы функционирования ее отдельных механизмов и предложены способы их совершенствования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article political conditionality of functioning the system of political and governmental mechanisms of regulating the economics in post-Soviet Russia is revealed; its configuration is considered; main problems of functioning several mechanisms are designated and ways of its improvement are offered.

Текст научной работы на тему «Система политико-государственных механизмов регулирования экономики в современной России: проблемы функционирования и перспективы совершенствования»

Гузель КОЛОБОВА

СИСТЕМА ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье раскрыта политическая обусловленность функционирования системы политико-государственных механизмов регулирования экономики в постсоветской России, рассмотрена конфигурация системы, обозначены основные проблемы функционирования ее отдельных механизмов и предложены способы их совершенствования.

In the article political conditionality of functioning the system of political and governmental mechanisms of regulating the economics in post-Soviet Russia is revealed; its configuration is considered; main problems of functioning several mechanisms are designated and ways of its improvement are offered.

Ключевые слова:

политика, государство, политико-государственные механизмы, политико-организационные механизмы, политико-правовые механизмы, приватизация, финансовый рынок, государственные корпорации; policy, state, political and government mechanisms, political and organizational mechanisms, political and legal mechanisms, privatization, financial market, state corporations.

Политико - государственные механизмы регулирования обще -ственных отношений формируются в сфере пересечения политических и государственных механизмов, которая характеризует политически значимое государственное воздействие на общественные отношения. В нашем представлении политико -государственные механизмы — это система устойчивых государ -ственных инструментальных форм реализации политической вла -сти, обеспечивающих регулирование общественных отношений в рамках определенной политико - государственной стратегии с целью удовлетворения конкретных общественных потребностей и интересов.

Политико - государственные механизмы характеризуются следую -щей спецификой:

1) они формируются в политико - властной сфере;

2) создателем политико - государственных механизмов является государство как субъект политической власти;

3) политико - государственные механизмы являются реакцией государства на изменения в социально политической, экономиче ской и иных сферах общества, особым средством адаптации поли тической системы к изменившимся условиям развития;

4) основным целевым назначением политико - государственных механизмов является достижение поставленных государством политических целей в приоритетных сферах его деятельности;

5) ключевыми функциями политико - государственных механиз -мов являются удовлетворение государственных интересов, обе спечение социальной стабильности и устойчивости политической системы, обеспечение национальной безопасности, регулирование и обеспечение динамичного развития общества;

6) основным результатом применения политико - государственных механизмов являются трансформации в сфере государственного регулирования.

Система политико - государственных механизмов регулирования общественных отношений формируется под воздействием полити

КОЛОБОВА

Гузель Анисовка — к.ю.н., доцент; заведующий кафедрой

гражданского права и процесса БАГСУ при Президенте РБ, г. Уфа

^1е1_^1оЬоуа@

mail.ru

ческих факторов в рамках одного государ -ства в конкретной сфере, что позволяет анализировать национальные системы политико - государственных механизмов регулирования однородных по содержа -нию отношений. Модель национальной системы политико - государственных меха -низмов включает:

1) базовые механизмы, которые состав -ляют политическую основу государства, выполняют ключевую роль в реализации государственных интересов и в силу этого воздействуют на все сферы политического регулирования;

2) специальные политико- государственные механизмы, которые по своим политическим характеристикам произво дны от базовых механизмов, по функцио нальному предназначению — от полити -ческой стратегии государства и полити ческих целей в конкретной сфере обще -ственной жизни.

Ключевыми факторами, определяю -щими формирование системы политико -государственных механизмов регулирова -ния экономики в постсоветской России, являются особенности политической системы, политический режим как сово купность особенностей функциониро вания российской власти и производная от него политическая стратегия государ ства в экономической сфере. Изменение политического режима влечет за собой изменение системы и качества политико -государственных механизмов регулиро вания экономики. Поэтому критерием выделения этапов развития современной системы политико - государственных меха -низмов регулирования экономики выступает характер политического режима го -сударства, предопределяющий стратегию государства в экономической сфере и обусловливающий необходимость функ ционирования конкретных механизмов и их специфику. С учетом этого крите -рия можно определить 2 этапа развития системы политико - государственных меха -низмов регулирования российской эконо мики.

Первый этап развития вышеуказанной системы (1991—1999 гг.) рассматривается как период оформления нового институ ционального дизайна государственного управления в России, формирования системы государственных институтов регулирования экономики, становления правящей и теневых политических элит,

противостояния политических сил в рос сийском обществе, зарождения граждан ского общества, установления формаль ных и неформальных практик политиче ской жизни. На этом этапе олигархическо -авторитарный политический режим обусловил радикально либеральную стра тегию развития российской экономики, формирование новых базовых и специ альных политико государственных меха низмов регулирования переходной эко -номики, в большей степени определив -ших характер и политические результаты трансформации экономических отноше ний в нашем государстве: это политико -организационные и политико правовые механизмы, приватизация, участие госу дарства в создании финансового рынка.

На втором этапе (с 2000 г. по настоящее время) бюрократически - авторитарный политический режим сформировал консервативно либеральную стратегию развития российской экономики, потре бовал как адаптации функционирующих политико государственных механизмов регулирования экономики (и базовых, и специальных), так и формирования новых специальных инструментов, кото рые были реализованы в деятельности го сударства по созданию государственных корпораций.

Ключевыми механизмами, определяю щими эффективность государственного воздействия на экономику, являются политико организационные механизмы. Наиболее значимыми проблемами их функционирования являются вопросы формирования и реализации экономи ческой политики, структурирования и эффективности государственных инсти тутов регулирования экономики, наличия негативных неформальных практик в их функционировании и др., обусловленные особенностями российской политической системы: ведущей ролью президентских структур в формировании экономиче -ского курса; низким качеством функцио нирования федеральных исполнительных органов власти; неспособностью партий ных фракций парламента формировать собственные позиции и идеи экономиче ского развития; формальным характером независимости судов; фактическим отсут ствием декларируемой системы сдержек и противовесов в деятельности политиче -ских институтов.

Существующие структура и полномочия

органов государственной власти, оказыва -ющих ключевое воздействие на экономи ческую сферу, требуют развития в вопро -сах регламентации основной функции

— выработки государственной политики (закрепление порядка, принципов реа лизации функции и норм об ответствен ности), а также исключения функцио нальной несогласованности в действиях экономических ведомств, определения критериев оценки эффективности дея тельности политико - организационных механизмов регулирования экономики. Дальнейшее реформирование федераль -ной исполнительной власти должно раз виваться, на наш взгляд, путем реального сокращения избыточных, дублирующих и неэффективных функций, передачи необ ходимых функций структурам граждан ского общества (независимым регулирую щим и саморегулируемым организациям), включения в государственный механизм бизнес -подходов для оценки их результа -тивности и повышения ответственности за инициируемые и реализуемые в эко номике государственные механизмы. Для разрешения проблем функционирования государственной гражданской службы необходимы: создание полноценной системы управления ею, устранение про белов в ее административно правовом регулировании, формирование эффек тивной кадровой политики, проявление политической воли в вопросах искорене ния коррупционной практики.

Современные значимые проблемы функционирования политико правовых механизмов, препятствующие развитию рыночной экономики (несоответствие публично правовых механизмов рыноч ным условиям, отсутствие действенных механизмов поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, неэффективность антимонопольного регулирования экономических отношений, неразвитость в праве конкурентных принципов и др.), могут быть разрешены путем принятия правовой доктрины экономического раз вития России, обозначения в законода тельстве РФ стратегических интересов государства в экономической сфере, раз решения проблемы правовой реализации политико - программных государственных документов и последующего пересмотра экономического законодательства с точки зрения национальных интересов в эконо мике.

Анализ формирования и реализации приватизационного механизма показы вает, что негативные результаты обуслов -лены, прежде всего, субъективным фак тором — неспособностью политической власти принимать продуманные, эффек тивные государственные решения и ответ ственно их реализовывать. Современные тенденции приватизационного процесса, как и многочисленные примеры послед него времени, убеждают в том, что низ кое качество политико - организационных механизмов регулирования экономики по прежнему остается главным сдержи вающим фактором формирования эффек тивной экономики, и проведение даль нейшей приватизации при существующем политическом режиме не будет служить интересам гражданского общества.

Современная политическая стратегия развития финансового рынка нацелена на создание в Москве мирового финансового центра — МФЦ. Постановка столь гран -диозной политической задачи демонстри рует значительный отрыв политических деклараций от российских социально экономических реалий: в государстве не созданы условия для раскрытия потен циала финансового рынка. Ключевыми проблемами, без решения которых нельзя ожидать повышения государственной конкурентоспособности и инвестицион ной привлекательности, являются:

— незащищенность отношений собственности;

— отсутствие справедливого судопроиз -водства, недоверие гражданского обще -ства к действиям государства на финансо вом рынке;

— государственная ориентация на ино -странного инвестора;

— отсутствие национальной доктрины развития финансового рынка, правовая неурегулированность инвестиционных процессов и пр.

Указанные проблемы имеют полити -ческую обусловленность, т.к. являются производными от низкой эффективности политико организационных механизмов регулирования экономики.

Проблемы функционирования государственных корпораций в России обу словлены действиями самого государства: государственные корпорации использу ются как механизмы перераспределения собственности и не повышают эффек тивность государственного участия в

экономике; отсутствуют убедительные экономические, юридические и органи зационные обоснования их создания; отсутствуют системы взаимодействия государственных корпораций как новых субъектов государственного управления с существующими органами власти и бизнес сообществом; не определены критерии оценки эффективности функ ционирования корпорации; бесконтро лен процесс управления собственностью, переданной государственным корпора -циям, и др. Политический режим не смог создать условия для прозрачного и эконо мически эффективного функционирова -ния государственных корпораций, кото -рые действуют, в первую очередь, в инте ресах правящей элиты и не обеспечивают защиту государственных интересов. Это позволяет говорить о нецелесообразно сти дальнейшего использования данного механизма при существующем в России политическом режиме и внести предложе ние об их национализации.

Таким образом, существующая система политико государственных механизмов регулирования российской экономики не позволяет преодолеть технологическое отставание России от развитых мировых держав, не обеспечивает инновационное развитие экономики и конкурентоспособ -ность российской экономики, не создает условия для привлечения инвестицион -ного капитала в Россию.

Основной причиной неэффективности рассматриваемых механизмов в России являются политические условия. Необходимую динамику развития эконо мических рыночных отношений может обеспечить только демократическая модернизация: проведение конституцион ной реформы, направленной на реализа -цию принципа разделения властей; закре пление политического плюрализма как принципа функционирования политиче ской системы и формирование правитель -ства РФ на партийной основе; масштабная ревизия экономического законодатель -ства России с целью укрепления позиций предпринимателей; осуществление ком плексной судебно - правовой реформы для создания независимой судебной системы.

Несмотря на активизацию становления гражданского общества в последние годы, укрепление среднего класса (по мнению политологов, средний класс составляет от четверти до трети населения страны),

предпринятые властью попытки проведения реформ, направленных на раз -решение существующих политических и экономических противоречий, в настоя -щий момент нет достаточных основа -ний говорить об изменении характера бюрократически авторитарного полити ческого режима в России и кардиналь -ном изменении действующей системы политико государственных механизмов регулирования российской экономики.

В рамках существующего режима с уче -том опыта стран с переходной экономи -кой, российской практики и современных вызовов и рисков представляется перспек тивным включить в систему политико государственных механизмов регулиро -вания российской экономики следующие элементы.

• Существующая в России система политико государственных механизмов регулирования экономики сложилась сти хийно, в постсоветский период государ -ственные механизмы в экономике фор мировались в административном порядке по мере осознания политической элитой наиболее острых проблем развития обще ства, без учета позиций научного сообще -ства. И в настоящий момент отсутствие научной концепции развития российской экономики является наиболее уязвимым элементом государственной политики.

• Перспективным представляется развитие инновационного механизма модернизации российской экономики. Этот механизм получил свое закрепле -ние в политических программных заяв лениях, Стратегии инновационного раз вития России1. Ценность современной российской государственной стратегии инновационного развития заключается в том, что в ней предпринята попытка увя зать элементы российской инновацион ной системы (науку, технику, экономику, предпринимательство и государственное управление) путем обозначения основных проблем в формировании инновационной среды и ключевых государственных задач по их устранению, выявления механизмов

1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р, официально не опубликована, размещена 10.02.2012 на официальном сайте Министерства экономического развития РФ; http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/ sections/innovations/doc20120210_04 (дата обраще -ния 15.02.2012).

взаимодействия элементов, определения государственных способов поддержки инноваций и мер по созданию соответ ствующей инфраструктуры. Однако этот механизм нельзя признать действующим, т.к. нерешенность ряда вопросов, опреде ляющих результативность инновацион ного механизма модернизации экономики (неопределенность правовой составляю щей инновационного развития государ ства, вариативность и отсутствие обосно ваний выбора приоритетных направле ний лидерства России, низкое качество политико организационных механизмов регулирования экономики), не позво ляет реализовать заявленную стратегию. Будущее данного механизма будет зави -сеть от готовности и способности россий ской политической власти самосовершен -ствоваться ради политического выжива ния в современном мире1.

• Полагаем, что недостаточно эффективны и в силу этого нуждаются в развитии российские политико - государственные механизмы обеспечения экономической безопасности. Современная концепция экономической безопасности России во многом декларативна и имеет ряд суще ственных недостатков. В стратегических документах государства не нашли долж ной регламентации вопросы сотрудниче ства политических институтов государства и гражданского общества в рассматривае -мой сфере; недостаточно проработаны вопросы защиты национальных инте -ресов; не актуализированы внутренние угрозы экономической безопасности, связанные с незавершенностью про цессов масштабного перераспределения собственности, инициатором которых выступает государство, а также с увели

чением имущественной дифференциации доходов в российском обществе, и др. За рамками государственной стратегии оста -ются вопросы качества государственного управления в сфере безопасности, ответ -ственности власти за результативность политики, необходимость совершенство -вания политико правовых и политико организационных механизмов обеспече ния безопасности.

• На наш взгляд, существует острая необходимость в разработке государствен ного механизма адаптации российской экономики к требованиям Всемирной торговой организации. Россия, вступив в ВТО после 18 лет противоречивых пере -говоров, не имеет значительных конку рентоспособных возможностей, поэтому результаты ее участия в ВТО всецело будут зависеть от способности государственной власти адаптировать российскую эконо мику к правилам ВТО. В настоящее время, по мнению генерального директора ВТО Паскаля Лами, подавляющее большин -ство российских чиновников не пони мают условий присоединения России к ВТО и необходимости исполнения ею принятых при вступлении в организацию обязательств2.

Реализация политико государственных механизмов регулирования российской экономики оказывает влияние на поли тическую систему общества, на развитие отношений власти и гражданского обще ства. В силу судьбоносного значения со временной модернизации российской экономики используемые механизмы являются актуальным предметом полити ческой дискуссии.

1 См. об этом: Колобова Г.А. Стратегия инно - 2 Россия долго сомневалась : интервью с гене -

вационного развития российской экономики // ральным директором ВТО Паскалем Лами // Власть, 2012, № 5, с. 13-18. Ведомости, 2013, 15 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.