Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / УРОВЕНЬ ДОХОДОВ / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаков Ахмед Садрудинович

В статье предложена система показателей оценки уровня экономической безопасности. Данная система включает в себя четыре группы показателей: общеэкономические, социальные, экологические, продовольственные. Целесообразность рассмотрения представленных показателей обусловлена их взаимосвязанностью и взаимозависимостью. С усилением санкционного давления со стороны Запада в России встал вопрос обеспечения экономической безопасности внутри страны особенно остро. В рамках реализации политики импортозамещения начала создаваться производственная база, основной целью которой является налаживание производства всего необходимого (оборудования, машин, комплектующих, продуктов питания) с целью снижения зависимости от импорта товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаков Ахмед Садрудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF INDICATORS FOR ASSESSING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY

The article proposes a system of indicators for assessing the level of economic security. This system includes four groups of indicators: general economic, social, environmental, food. The expediency of considering the presented indicators is due to their interconnectedness and interdependence. With the strengthening of sanctions pressure from the West in our country, the issue of ensuring economic security within the country has become especially acute. As part of the implementation of the import substitution policy, a production base has begun to be created, the main purpose of which is to establish the production of everything necessary (equipment, machinery, components, food) in order to reduce our country’s dependence on imported goods.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Научная статья УДК 33

doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_159

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Исаков Ахмед Садрудинович

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

Аннотация. В статье предложена система показателей оценки уровня экономической безопасности. Данная система включает в себя четыре группы показателей: общеэкономические, социальные, экологические, продовольственные. Целесообразность рассмотрения представленных показателей обусловлена их взаимосвязанностью и взаимозависимостью. С усилением санкционного давления со стороны Запада в России встал вопрос обеспечения экономической безопасности внутри страны особенно остро. В рамках реализации политики импортозамещения начала создаваться производственная база, основной целью которой является налаживание производства всего необходимого (оборудования, машин, комплектующих, продуктов питания) с целью снижения зависимости от импорта товаров.

Ключевые слова: экономическая безопасность; продовольственная безопасность; импортозамещение; уровень доходов; уровень бедности; экологическая безопасность.

Для цитирования: Исаков А. С. Система показателей оценки уровня экономической безопасности // Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - № 1. -С. 159-164. с1о1: 10.47576/2949-1916 2023 1 159.

Original article

SYSTEM OF INDICATORS FOR ASSESSING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY

Isakov Ahmed S.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia

Abstract. The article proposes a system of indicators for assessing the level of economic security. This system includes four groups of indicators: general economic, social, environmental, food. The expediency of considering the presented indicators is due to their interconnectedness and interdependence. With the strengthening of sanctions pressure from the West in our country, the issue of ensuring economic security within the country has become especially acute. As part of the implementation of the import substitution policy, a production base has begun to be created, the main purpose of which is to establish the production of everything necessary (equipment, machinery, components, food) in order to reduce our country's dependence on imported goods.

Keywords: economic security; food security; import substitution; income level; the level of poverty; environmental Safety.

For citation: Isakov A. S. System of indicators for assessing the level of economic security. Regional and branch economy, 2023, no. 1, pp. 159-164. doi: 10.47576/29491916 2023 1 159.

В условиях ускоряющихся процессов глобализации и усиления санкционного давления на Россию со стороны стран Запада вопросы обеспечения экономической безопасности становятся во главу угла. В частности, Россия столкнулась с такими проблемами, как высокая зависимость от импорта продуктов питания, машин и оборудования; высокий уровень бедности; снижающийся уровень реальных доходов населения; высокий уровень износа основных фондов; низкий уровень деловой активности предприятий и т. д.

С одной стороны, введение санкций создает барьеры для развития отечественной экономики: недоступность зарубежного заемного капитала; ограничения в ввозе оборудования и комплектующих, производство которых в России не налажено или высокозатратно. С другой стороны, санкции вскрыли слабые места экономики и дали возможность реализоваться отечественным производителям в рамках политики импортозамещения.

Ряд ученых полагают, что отсутствие конкуренции со стороны иностранных компаний может привести к снижению качества выпускаемой продукции и росту цен на рынке. В то же время следует отметить, что на фоне волатильности курса валют отечественная продукция, произведенная из местных комплектующих, не будет зависеть от динамики цен на мировом рынке.

Подход к оценке уровня экономической безопасности должен быть комплексным, охватывающим основные сферы хозяйствования. Поскольку показатели взаимосвязаны, целесообразно объединить их в единую систему оценки, состоящую из четырех групп показателей, а именно:

- общеэкономические показатели;

- показатели социальной безопасности;

- показатели продовольственной безопасности;

- показатели экологической безопасности.

Первая группа (общеэкономические показатели) включает в себя индекс опережающего роста ВРП. Данный показатель рас-

считывается как отношение индекса роста ВРП и индекса роста промышленного производства. ВРП (добавленная стоимость) должен возрастать быстрее объемов промышленного производства, соответственно значение показателя должно быть больше 1 [4].

Следующие два показателя касаются объемов привлеченных средств от юридических и физических лиц и кредитов, предоставленных физическим и юридическим лицам. Индекс отношения кредитов ко вкладам физических лиц характеризует уровень финансовой независимости населения. Данный показатель должен быть меньше 1 и сокращаться, что будет говорить о повышении финансовой независимости населения. Кроме того, вклады населения являются дешевым ресурсом для кредитных организаций. Здесь стоит отметить, что в региональном разрезе уровень закредитованности выше в регионах, где отмечается самый высокий уровень среднедушевых доходов населения (Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область). В регионах с низким уровнем доходов степень закредитованности низкая (Республика Дагестан, Республика Ингушетия). Это объясняется тем, что для граждан с низким уровнем доходов банковское кредитование недоступно [8].

Второй показатель - индекс отношения кредитов, полученных юридическими лицами, к депозитам юридических лиц. Показатель должен быть больше 1 и расти, поскольку депозиты для организации - низкодоходный актив, а кредиты - средство уве -личения объемов деятельности и прибыли. Данный показатель оценивает уровень деловой активности предприятий [5].

Четвертый показатель - индекс степени износа основных фондов. Степень изношенности основных фондов должна сокращаться и быть меньше 1. Высокая степень износа основных фондов приводит к снижению качества выпускаемой продукции и росту затрат, в частности, на обслуживание и ремонт основных фондов.

Следующая группа показателей характеризует уровень социальной безопасности, уровень безработицы. Согласно методологии МОТ, уровень безработицы в стране не должен превышать 5-8 %. Высокий уровень безработицы экономически активного населения может привести к развитию негативных процессов в социальной сфере, дестабилизации рынков труда в кризисном и сопредельных регионах, обострению социально-политической нестабильности в целом.

Следующий показатель социальной сферы - доля населения с уровнем дохода ниже величины прожиточного минимума (общемировой практикой применяется пороговое значение 7-10 %). В то же время данная категория населения может позволить себе только покупку предметов первой необходимости. Приобретение крупных товаров, таких как

бытовая техника, автомобиль, недвижимость и тем более инвестиционные операции, данной категории населения недоступны [1].

Следующий показатель социальной группы - темп роста реальных денежных доходов населения. В настоящее время уровень реальных доходов населения снижается, что вызвано растущим уровнем инфляции. В результате уровень инфляции растет быстрее, чем уровень доходов населения, что отрицательно влияет на покупательную способность и уровень жизни граждан. На рисунке представлены данные об уровне инфляции. Несмотря на принятую и реализуемую политику таргетирования инфляции, по итогам

2022 г. уровень инфляции в России почти достиг отметки 12 %. По итогам февраля

2023 г. рост инфляции замедлился и составил 10,97 % [9].

Рисунок - Уровень инфляции в России [9]

Третья группа показателей должна быть посвящена анализу уровня продовольственной безопасности. Показатели данной группы нами были использованы из методики анализа продовольственной безопасности, предложенной академиком РАЕН В. К. Сен-чаговым. «Методика анализа строится на обеспечении потребностей населения в основных продуктах питания, к которым были отнесены: мясо, молоко и молочные продукты, яйца, подсолнечное масло, сахар, зерновые, картофель, фрукты и ягоды, овощи» [7]. При этом В. К. Сенчаговым было использовано понятие продовольственной независи-

мости, в соответствии с которым удовлетворяется 80 % и более потребности населения в основных продуктах питания. Продовольственная безопасность достигается при удовлетворении 100 % потребностей населения в продуктах питания [6].

Четвертая группа показателей, характеризующая уровень экологической безопасности, включает в себя следующие показатели:

- индекс инвестиций в основной капитал;

- индекс физического объема природоохранных расходов;

- коэффициент затрат на охрану окружаю -щей среды по РФ;

- инвестиционный поток, направленный на охрану окружающей среды [3].

Темпы экономического роста и темпы снижения негативного воздействия на окружающую среду существенно зависят от объема инвестиций в разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий, от формирования технологической базы и финансовых инструментов ликвидации прошлого экологического ущерба, от развития индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления [2]. В связи с этим, на наш взгляд, анализ экологической безопасности как неотъемлемой части обеспечения экономической безопасности целесообразно начать с анализа инвестиций в основной капитал, направленного на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Ежегодно объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов должен расти. Исходя из этого суждения, пороговое значение данного показателя должно быть не менее 1.

Следующий показатель оценки уровня экологической безопасности - индекс физического объема природоохранных расходов. Данный индекс показывает сумму расходов предприятий (организаций, учреждений), индивидуальных предпринимателей, государства (бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), имеющих целевое природоохранное назначение (сбор, очистка, уменьшение, предотвращение или устранение загрязняющих веществ, загрязнения как такового или любых других видов и элементов деградации окружающей среды, которые, в свою очередь, являются следствием предпринимательской активности), осуществляемых за счет всех источников финансирования. Ежегодно объем природоохранных расходов должен расти, то есть уровень экологической безопасности будет высоким, если значение индекса будет больше 1.

В связи с тем что в доступных источниках Росстата, представлены данные только в целом по Российской Федерации, рассчитанные значения будем использовать для анализа уровня экологической безопасности, в

том числе в разрезе федеральных округов [2].

Коэффициент затрат на охрану окружающей среды по Российской Федерации рассчитывается как отношение затрат на охрану окружающей среды по стране к ВВП в рублях. Данный показатель характеризует долю расходов на сохранение экологии в общем объеме производимой продукции (работ, услуг) в рамках отдельно взятой экономики. Считается, чем выше это значение, тем больше внимания государство уделяет финансированию программ обеспечения экологической безопасности. Считаем целесообразным в качестве порогового значения принять 0,01. Если коэффициент больше или равен 0,01, то уровень экологической безопасности высокий, если меньше 0,01 - низкий. В связи с тем что коэффициент рассчитывается в целом по стране, то считаем целесообразным применять его значение при оценке уровня экологической безопасности, в том числе, в федеральных округах.

Еще один показатель уровня экологической безопасности - инвестиционный поток, направленный на охрану окружающей среды. Субсидирование экологических событий является на сегодняшний день центральной задачей компаний, так как имеющиеся механизмы привлечения источников финансирования инвестиций в природоохранный сектор далеки от совершенства, а имеющиеся способы регулирования инвестиционного процесса применяются не в полном объеме. Поиск добавочных источников финансирования природоохранной работы получает своеобразную важность для обеспечения устойчивости социально-экономического развития всей системы. Данный показатель рассчитывается как отношение инвестиций в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов к текущим (эксплуатационным) затратам на охрану окружающей среды.

Значение данного показателя более 1 свидетельствует о повышении эффективности экологического проекта, его инвестиционной привлекательности. Значение менее 1 свидетельствует о необходимости корректировки программы (проекта) и поиска путей повышении эффективности расходов на обеспечение экологической безопасности

в рамках соответствующего регионального или национального проекта.

Таким образом, система оценки уровня экономической безопасности должна включать в себя, на наш взгляд, показатели не только экономические, но и затрагивающие социальную сферу, экологию и продовольственное обеспечение, поскольку данные группы показателей взаимосвязаны и ухудшение показателей в одной из групп оказывает негативное воздействие на показатели других групп.

Предложенная система оценки уровня экономической безопасности позволяет применить комплексный подход. Кроме того, она поддается простой интерпретации (может дополняться как отдельными показателями, так и группами показателей при необходимости). Данная система применима как к оценке уровня экономической безопасности в целом по стране, так и к оценке в масштабах отдельного региона или федерального округа.

Список источников

1. Продовольственная безопасность: меры финансовой поддержки устойчивого развития сельского хозяйства регионов России / А. И. Бородин, И. Ю. Выгодчикова, Е. И. Дзюба, Г И. Панаедова // Финансы: теория и практика. 2021. № 2. Т. 25. С. 35-52.

2. Гумеров Р. Р. Продовольственная безопасность: новые подходы к анализу содержания и оценке // Проблемы прогнозирования. 2020. № 5. С. 133-141.

3. Елисеев В. С. Проблемы правового обеспечения продовольственной безопасности России в свете санкционной политики недружественных государств // Вестник университета имени

0. Е. Кутафина (МГЮА). № 2022. № 5. С. 71-77.

4. Залибекова Д. З., Бучаева С. А. Государственное регулирование экономики России в условиях санкций в 2022-ом году // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2021. № 4. С. 4-8.

5. Иванов А. В. Методика оценки экономической безопасности региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 48 (279). С. 47-56.

6. Канаматова Д. А. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации // Вестник евразийской науки. 2021. Т. 13. № 6.

7. Основные проблемы обеспечения продовольственной безопасности и пути их решения / С. Н. Косников, К. Т. Хецуриани, К. М. Камалова, В. В. Похвала // Вестник Академии знаний. № 47(6). 2021. С. 204-210.

8. Рейтинг российских регионов по уровню закредитованности населения. URL: https://ria. ru/20230313/kredity-1857309038.html (дата обращения: 01.02.2023).

9. Уровень инфляции // Инфляция в России. URL: https://xn—ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn (дата обращения: 01.02.2023).

References

1. Food security: measures of financial support for the sustainable development of agriculture in the regions of Russia / A. I. Borodin, I. Yu. Vygodchikova, E. I. Dzyuba, G. I. Panaedova. Finance: theory and practice. 2021. No. 2. Vol. 25. Pp. 35-52.

2. Gumerov R. R. Food security: new approaches to content analysis and evaluation. Problems of forecasting. 2020. No. 5. Pp. 133-141.

3. Eliseev V. S. Problems of legal provision of Russia's food security in the light of the sanctions policy of unfriendly states. Vestnik of the Kutafin University (MSUA). 2022. No. 5. Pp. 71-77.

4. Zalibekova D. Z., Buchaeva S. A. State regulation of the Russian economy under sanctions in the 2022-th year. UEPS: management, economics, politics, sociology. 2021. No. 4. Pp. 4-8.

5. Ivanov A.V. Methodology for assessing the economic security of the region. Regional economics: theory and practice. 2012. No. 48 (279). Pp. 47-56.

6. Kanamatova D. A. Ensuring food security of the Russian Federation. Bulletin of Eurasian Science. 2021. Vol. 13. No. 6.

7. The main problems of ensuring food security and ways to solve them / S. N. Kosnikov, K. T. Khetsuriani, K. M. Kamalova, V. V. Praise. Bulletin of the Academy of Knowledge. No. 47(6). 2021. Pp. 204-210.

8. Rating of Russian regions by the level of creditworthiness of the population. URL: https://ria.ru/20230313/ kredity-1857309038.html (accessed: 01.02.2023).

9. Inflation rate. Inflation in Russia. URL: https://xn—ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn (accessed 01.02.2023).

Сведения об авторе

ИСАКОВ АХМЕД САДРУДИНОВИЧ - аспирант кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

Information about the author

ISAKOV AKHMED S. - postgraduate student of the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.