Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДОХОДЫ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова М. В., Чечулин Ю. О.

Обеспечение финансово-экономической безопасности на уровне региона позволяет экономической системе выдерживать отрицательные финансовые воздействия и в достаточной мере обеспечивать поддержку национальной безопасности страны. Мировая экономика в большой степени влияет на макроэкономические показатели финансово-экономической безопасности г. Москвы. Эффективный механизм обеспечения финансово-экономической безопасности регионов является одной из главных задач регионального управления. Разновидностью индикаторов состояния финансово-экономической безопасности г. Москвы выступает уровень бедности и экономические возможности отдельного индивида. На основании статистических данных в исследовании дается оценка состоянию финансово-экономической безопасности города и проводится прогнозирование показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF ENSURING FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Ensuring financial and economic security at the regional level allows the economic system to withstand negative financial impacts and sufficiently support the national security of the country. The world economy greatly influences the macroeconomic indicators of the financial and economic security of Moscow. An effective mechanism for ensuring financial and economic security of regions is one of the main tasks of regional management. A variety of indicators of the state of financial and economic security Moscow is the level of poverty and the economic opportunities of an individual. Based on statistical data, the study assesses the state of financial and economic security of the city and predicts indicators.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

М.В. Егорова, старший преподаватель Ю.О. Чечулин, канд. экон. наук Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-2-1-207-211

Аннотация. Обеспечение финансово-экономической безопасности на уровне региона позволяет экономической системе выдерживать отрицательные финансовые воздействия и в достаточной мере обеспечивать поддержку национальной безопасности страны. Мировая экономика в большой степени влияет на макроэкономические показатели финансово-экономической безопасности г. Москвы. Эффективный механизм обеспечения финансово-экономической безопасности регионов является одной из главных задач регионального управления. Разновидностью индикаторов состояния финансово-экономической безопасности г. Москвы выступает уровень бедности и экономические возможности отдельного индивида. На основании статистических данных в исследовании дается оценка состоянию финансово-экономической безопасности города и проводится прогнозирование показателей.

Ключевые слова: экономическая безопасность, уровень бедности, экономическая эффективность, доходы, прожиточный минимум.

Экономический рост является основой экономического развития и отражается на уровне жизни населения, при этом эффективность высоких темпов роста положительно сказывается на благосостоянии населения только в том случае, если экономический рост обеспечивается в долгосрочном периоде. При этом необходимо определить, что экономический рост является количественным измерением, а экономическое развитие качественное измерение, в этой связи в первую очередь развитие экономики и повышения благосостояния населения будет достигаться за счет изменения качественных показателей, а не количественных.

Повышение экономического роста является определяющим фактором улучшения благосостояния населения города и ведет к увеличению доходов населения, рациональному распределению дохода между слоями населения, улучшению качества выпускаемой продукции.

Материалы и методы исследования. Отмена штрафов, пеней, неустоек в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договорам и государственным контрактам вследствие

введённых санкций позволит предприятиям не понести финансовые убытки, вследствие которых организация может оказаться банкротом, а ее работники могут потерять работу.

Введение запрета на закупку импортной продукции государственным заказчикам (исключение - отсутствие необходимой продукции отечественного производства) позволит предприятиям реализовывать отечественную продукцию, что благотворно будет сказываться на процессе им-портозамещения, реструктуризации экономики, обеспечении информационной безопасности и независимости экономики г. Москвы.

Снижение ставки льготного кредитования для предприятий и организаций реального сектора экономики с 9% до 8% позволит предприятиям и организациям оптимизировать свои расходы, увеличить количество и качество поставляемых товаров (работ, услуг), а также в дальнейшем данная мера приведет к положительному экономическому эффекту.

Субсидии являются одним из инструментов торговой политики государства, позволяющих поддерживать не только

отечественных производителей, делая их более конкурентоспособными, но и оказания материальной помощи нуждающемся гражданам. Субсидии позволяют поддержать безработных, многодетных семей, малообеспеченные слои населения. И исходя из вышеизложенного, выделение дополнительных субсидий позволит улучшить качество жизни незащищенных слоев населения и поддержать отечественных производителей [1-2].

Государственное регулирование экономических отношений осуществляется высшими, местными органами власти и специализированными учреждениями, их экономическая функция выражается в выработке и координации стратегических направлений развития экономики города в оптимальном режиме. Осуществление регулирования экономики осуществляется административными (нормативно-правовое регулирование) и экономическими методами (создание благоприятных условий хозяйствования). Экономическая деятельность государственных органов власти осуществляется посредством формирования бюджета и контроле за эффективным и целевым расходованием бюджетных средств, финансировании различных промышленных и научных исследований, выдаче субсидий. Экономическая деятельность органов государственной власти оказывает стимулирующее воздействие на экономику, поскольку они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса, поддержку предпринимательства, развитие инфраструктуры, ограничение безработицы. Именно поэтому возникает необходимость повышения эффективности и оптимизации работы органов власти и повышения профессионализации управленческого состава органов власти.

Результаты исследования и их обсуждение. Обоснуем экономическую эффективность сдерживания высокого инфляционного роста. Так, высокая инфляция препятствует экономическому росту и развитию, обесценивает результаты общественного труда и сбережений юридических и физических лиц, способствует накоплению внутреннего обращения иностранной валюты, ослабляет национальную валюту,

замедляет вывод национального капитала за рубеж. При этом необходимо учесть, что повышение уровня цен не всегда свидетельствует о росте инфляции, поскольку изменение цен может происходить по причине улучшения качества предоставляемых товаров, работ и услуг, структурными изменениями социальных потребностей и ухудшения ситуации на рынке сырьевых ресурсов.

Дисбаланс между спросом на деньги и объемом товаров является базовым фактором, оказывающим влияние на рост и замедление темпов инфляции, также дисбаланс ведет к нерегулярному государственному ценообразованию, дефициту государственного бюджета, превышению объема инвестиций способностям экономики.

Инфляция вызывает социально- экономические последствия в экономике, выражающиеся в перераспределении доходов между слоями населения, сферами производства и хозяйственными субъектами, обесценении средств бюджета, неравномерном росте цен, неравенстве норм прибыли в различных отраслях экономики, развитии теневой экономики, искажении структуры потребительского спроса, торможении инвестиционного процесса, снижении покупательной способности национальной валюты, обесценении амортизационных фондов [3-4].

Высокая инфляция оказывает деструктивное влияние на финансово-экономическую безопасность г. Москвы и не позволяет обеспечить высокую долгосрочную динамику экономических процессов, именно поэтому возникает необходимость жестоко регулирования инфляции и ее поддержании в пределах 4%, путем ограничения движения капитала, тар-гетирования инфляции, регулирования потоков капитала и ключевой ставки.

Органы государственной власти, как говорилось ранее, играют значительную роль при обеспечении финансово-экономической безопасности города и являются представителями государства в вопросах регулирования экономических процессов.

Проведение воспитательно-профилактических работ с должностными лицами

органов власти содержит в себе в первую очередь привитие не восприятия коррупции. Далее рассмотрим негативные проявления коррупции для общества и экономики в целом [5-6]:

- неэффективное, нецелевое, нецелесообразное использования бюджетных средств, в частности несправедливое распределение государственных заказов и кредитов в процессе реализации государственных целевых и муниципальных заказов;

- уменьшение налоговых поступлений, невыполнения бюджетных обязательств перед населением города за счет расширения теневой экономики;

- нарушение конкурентных механизмов, снижение эффективности рынка, ограничение конкуренции в условиях рынка;

- уменьшение эффективности работы неправительственных организациях;

- ухудшение положения потребителей и отечественных производителей, поскольку ограничивается антимонопольный механизм регулирования и осуществляется в чрезмерных количествах поставка импортных товаров;

- возникает рост цен за счет включения в стоимость товара «отката»;

- ухудшение инвестиционного климата.

Минимизация негативных последствий

проявления коррупции государственных органов власти возможно осуществить за счет формирования у должностных лиц

правильных моральных качеств и привития патриотизма.

Экономическая эффективность выбранных направлений обосновывается замедлением роста инфляции, темпом роста обрабатывающих производств, ростом ВРП, ростом инвестиций в основной капитал.

Прогнозирование показателей финансово-экономической безопасности г. Москвы всецело зависит от состояния экономики России, последствий экономических санкций, введенных против России в 2022 г., общего состояния финансового рынка, проводимой валютной политики, состояния мировой экономики, энергетического кризиса, устойчивости рубля, инфляции и т.д.

Показателем, влияющим на состояние финансово-экономической безопасности, является уровень бедности и экономические возможности отдельного индивида. Основными факторами, влияющими на уровень бедности является низкий уровень заработной платы, неполные и многодетные семьи, низкий уровень социальных гарантий, низкий уровень образования, низкая профессиональная подготовка, географическое положение.

Основным показателем уровня бедности является показатель «Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума», в связи с этим рассмотрим прогноз на период с 2023 по 2030 (рис.).

-доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

Рис. Прогноз доли населения с доходами ниже прожиточного минимума г. Москвы [7]

В период с 2021 по 2022 год наблюдается рост показателя с 5,6 до 6,3, однако при позитивном сценарии развития экономической ситуации, сдерживании высоких темпов инфляции, поддержке малоимущего населения, в период с 2023 по 2030 год будет наблюдаться положительная динамика и к 2030 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в г. Москве составит 5,4%.

Необходимо отметить, что мировая экономика в большой степени влияет на макроэкономические показатели финансово-экономической безопасности г. Москвы. В 2022 году рост мирового ВВП перешел к замедлению и по прогнозу МВФ замедлится на 3,2% на фоне высокой инфляции. Высокая инфляция в мировой экономике объясняется волатильностью и нестабильностью мировых цен на энергоресурсы и сырье, а также длительным циклом стимулирующей денежно-кредитной политики.

Реализация мер экономической полити-

турную перестройку экономики к новым реалиям будет являться основным фактором для формирования направлений экономической политики в среднесрочной перспективе.

Вывод. Экономическая эффективность направлений обеспечения минимизации вызовов и угроз финансово-экономической безопасности г. Москвы обосновывается негативным влиянием различных факторов на экономику, и в случае применения мероприятий, предложенных в работе, произойдет минимизация негативных последствий на экономику города Москвы. Исходя из вышеизложенного прогноза на период с 2023 по 2030 динамика является положительной. Однако главным условием достижения данных показателей является проведение эффективной социально-экономической политики в условиях мирового кризиса, санкци-онного давления, ограничения экспортно-импортных операций и логистических ограничений.

ки, направленных на адаптацию, струк-

Библиографический список

1. Бондаренко А.М. Совершенствование технологической составляющей экономической безопасности государства / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, Т.А. Саадулаева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. DOI: 10.24411/2413-046Х-2021-10596.

2. Бондаренко А.М. Методика совершенствования технико-технологической составляющей экономической безопасности / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, А.Н. Головко, В.П. Скворцов // International agricultural journal. - 2021. - №5. - С. 372-391. D0I:10.24412/2588-0209-2021-10380.

3. Качанова Л.С. Сущность вызовов и угроз финансовой безопасности государства / Л.С. Качанова, С.Р. Иневаткина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №52 (87). - С. 44-48.

4. Качанова Л.С. Анализ и оценка влияния внутренних факторов на финансово-экономическую безопасность государства / Л.С. Качанова, А.А. Болдова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - №10-4 (73). - С. 115-118.

5. Бондаренко А.М. Экономическая безопасность государства на основе цифровой трансформации предприятий аграрного сектора / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, О.Н. Афанасьева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. DOI: 10.24411/2413-046Х-2021-10597.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://.gks.ru (дата обращения 01.02.2023).

DIRECTIONS OF ENSURING FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE

REGION

M.V. Egorova, Senior Lecturer Yu.O. Chechulin, Candidate of Economic Sciences Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. Ensuring financial and economic security at the regional level allows the economic system to withstand negative financial impacts and sufficiently support the national security of the country. The world economy greatly influences the macroeconomic indicators of the financial and economic security of Moscow. An effective mechanism for ensuring financial and economic security of regions is one of the main tasks of regional management. A variety of indicators of the state of financial and economic security Moscow is the level of poverty and the economic opportunities of an individual. Based on statistical data, the study assesses the state of financial and economic security of the city and predicts indicators.

Keywords: economic security, poverty level, economic efficiency, income, subsistence minimum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.