ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
А.О. Бузницкая, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-8-49-52
Аннотация. В статье исследуется финансово -экономическая безопасность регионов Российской Федерации в период с 2017 по 2020 года. Показатели внутреннего регионального продукта, численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, уровня безработицы оказывают влияние не только на финансово-экономическую безопасность регионов, но и на национальную безопасность Российской Федерации. В связи с этим, низкий уровень показателей в дальнейшем может вызвать снижение уровня жизни, социальную напряженность. Именно поэтому тема финансовой-экономической безопасности регионов актуальна.
Ключевые слова: регион, финансовая безопасность, экономическая безопасность.
Национальная безопасность выступает гарантом независимости суверенного государства и обеспечивает защиту населения от внутренних и внешних угроз, в связи с чем оказывает влияние на стабильность и эффективность экономической, политической, социальной и духовной сферы деятельности общества. Эффективная экономика является постулатом не только финансово-экономической безопасности, но национальной безопасности, ее способность противостоять внутренним и внешним угрозам позволяет обеспечить конституционные свободы человека как ячейки общества и государства.
Цель работы - исследование макроэкономических показателей регионов Российской Федерации.
Материалы и методы исследования. Методологическую основу исследования составляет комплекс методов научного познания, а именно: метод графической интерпретации, синтез, анализ, системный подход, индукция и дедукция.
Степень разработанности данной темы представлена работами таких российских ученых как О.Н. Бочарова, С.А. Потоки-ной, О.И. Ланиной, которые в своих научных трудах освещали вопросы обеспечения финансово-экономической безопасности регионов.
Экономика регионов обладает своими характеристиками и особенностями, а
также нормативно-правовой базой, не противоречащей законодательству на федеральном уровне, и является не только обособленным хозяйственным комплексом, но и частью единой социально-экономической системы страны.
Финансово-экономическая безопасность субъекта РФ - состояние экономической сферы деятельности общества, обеспечивающий устойчивость и эффективность развития экономики субъекта, конкурентоспособность экономики.
Состояние финансовой безопасности государства определяется устойчивым развитием всех ее регионов. Таким образом, «финансовая безопасность региона -самостоятельность региона или его автономия в финансовой политике, которая в первую очередь проявляется в осуществлении контроля над ресурсами региона и определяется возможностями наиболее полно использовать конкурентные преимущества региона» [3].
Результаты исследования и их обсуждение. Финансовая безопасность региона характеризуется макроэкономическими показателями, в соответствии с этим, в статье рассмотрены показатели внутреннего регионального продукта, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и уровень безработицы в период с 2017 по 2020.
Таблица 1. Валовый региональный продукт на душу населения по федеральным округам
Наименование округа ВРП на душу населения ( в текущих основных ценах - руб.)
2017 2018 2019 2020
Центральный федеральный округ 711 031,6 792 780,9 835 858,8 854 978,4
Северо-западный федеральный округ 632 995,7 706 615,6 752 847,2 762 356,7
Южный федеральный округ 354 937,6 384 256,8 400 883,7 407 280,4
Северо-Кавказский федеральный округ 208 423,1 219 381,6 232 012,9 241 662,5
Приволжский федеральный округ 399 551,8 452 352,1 480 457, 9 468 462,3
Уральский федеральный округ 889 254,4 1 055 243,5 1 070 596,6 945 711,8
Сибирский федеральный округ 422 538,2 505 859 535 321 529 091
Дальневосточный федеральный округ 529 935,3 682 108,5 730 107,7 741 938,3
Рассмотрим показатель валового регионального продукта по федеральным округам Российской Федерации (табл. 1). Исходя из представленных данных, отметим, что благосостояние граждан РФ по показателям с 2017 года выросло в среднем на 20%.
Наиболее высокий показатель наблюдается в Уральском федеральном округе, по-
скольку регион разнообразен и уникален природными ресурсами, обладает развитой энергетической, транспортной инфраструктурой, высоким экспортом продукции.
Далее рассмотрим численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (табл. 2).
Таблица 2. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточ-
ного минимума
Численность населения с денежными доходами ниже величи-
Наименование округа ны прожиточного минимума (в процентах от общей численности субъекта) по годам
2017 2018 2019 2020
1 2 3 4 5
Центральный федеральный округ 10,7 10,5 11 10,7
Северо-западный федеральный округ 12,1 11,5 11,4 11,2
Южный федеральный округ 15,2 14,6 14,6 14,3
Северо-Кавказский федеральный округ 20,2 20,1 20,1 20,1
Приволжский федеральный округ 14,6 14,1 14 13,5
Уральский федеральный округ 10,8 10,4 10,3 9,9
Сибирский федеральный округ 19,2 18,5 18,6 18,1
Дальневосточный федеральный округ 15,9 15,2 15,1 14,6
Исходя из показателей в период с 20172020 показатели имели тенденцию к уменьшению, что свидетельствует об улучшении условий жизни. В СевероКавказском регионе показатель составляет
20,1 %, в связи с высоким уровнем безработицы, превышающим в 2 раза уровень безработицы по другим округам (рисунок), а также тем, что заработная плата является основным источником дохода населения.
Рисунок. Уровень безработицы по субъектам РФ в процентах от общей численности
населения субъекта
Финансово-экономическая безопасность регионов играет важную роль в отношении национальной безопасности страны, поскольку она является составляющим элементом финансово-экономической безопасности страны. Исходя из вышеизложенного, макроэкономические показатели, отраженные в статье по округам РФ, зависят от геополитической ситуации, мировой экономики, а также различны по своей динамике, что говорит о неравномерном развитии регионов.
Уровень безработицы в 2020 вырос по всем регионам, причиной является пандемия в 2020 году, что привело к закрытию предприятий, оттоку инвестиций (рисунок).
Уровень безработицы взаимосвязан с финансово-экономической безопасностью, так как высокий уровень безработицы снижает объём валового национального дохода, что как следствие вызывает убытки предприятий, сокращение численности населения, повышение социальной напряженности, ухудшение уровня жизни населения.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Кардашова И. Б. Основы теории национальной безопасности: учебник для вузов. -М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 303 с.
3. Качанова Л.С. Система управления финансовой безопасностью государства / Л.С. Качанова, А.И. Ветвинская // Столыпинский вестник. - 2021. - №4. D01:10.244122713-1424-2021-10035.
4. Кузминова О.А. Система управления рисками как основа совершенствования таможенного контроля / О.А. Кузминова, Л.С. Качанова, О.Н. Афанасьева, Т.А. Саадулаева // Столыпинский вестник. - 2021. - №4. D0I:10.244122713-1424-2021-10036.
5. Качанова Л.С. Повышение финансовой и экономической безопасности государства средствами инструментария снижения инфляционных рисков / Л.С. Качанова, А.И. Ветвинская // Столыпинский вестник. - 2021. - №4. D0I:10.244122713-1424-2021-10037.
6. Качанова Л.С. Прослеживаемость зерна в вопросе достижения продовольственной независимости и обеспечения экономической безопасности государства / Л.С. Качанова, Ю.Е. Шабашева // Современная экономика: обеспечение продовольственной безопасности: сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции. 30 марта 2022 года. Издательство: Самарский государственный аграрный университет. - Ки-нель, 2022. - С. 7-12.
7. Качанова Л.С. Цифровизация как инструмент сокращения валютных рисков в системе финансово-экономической безопасности государства / Л.С. Качанова, Н.А. Кузнецова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в школе - 2022. - №34. - С. 262-270.
8. Качанова Л.С. Информатизация прослеживаемости продукции аграрного сектора в обеспечении продовольственной безопасности страны / Л.С. Качанова, Ю.Е. Шабашева// Экономико-математические методы анализа деятельности предприятий АПК: сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции. 15 апреля 2022 года. Издательство: ООО «ЦеСАин», Саратов, 2022. - С. 141-148.
9. Качанова Л.С. Сущность вызовов и угроз финансовой безопасности государства / Л.С. Качанова, С.Р. Иневаткина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №52 (87). - С. 44-48.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru (дата обращения 05.06.2022).
FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF REGIONS AS COMPONENT OF THE NATIONAL SECURITY OF THE COUNTRY
A.O. Buznitskaya, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The article examines the financial and economic security of the regions of the Russian Federation in the period from 2017 to 2020. Indicators of the internal regional product, the number of people with incomes below the subsistence level, and the unemployment rate have an impact not only on the financial and economic security of the regions, but also on the national security of the Russian Federation. In this regard, the low level of indicators in the future can cause a decrease in the standard of living, social tension. That is why the topic of financial and economic security of the regions is relevant.
Keywords: region, financial security, economic security.