ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
А.А. Пантелеев, канд. экон. наук, доцент А.Д. Диброва, студент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-2-137-140
Аннотация. Статья посвящена анализу основных показателей обеспечения финансово-экономической безопасности (ФЭБ) РФ, рассмотрены основные понятия финансово-экономической безопасности, описаны риски и угрозы, связанные с обеспечением ФЭБ, предложены меры по минимизации последствий угроз ФЭБ РФ.
Ключевые слова: финансово-экономическая безопасность государства, риски и угрозы финансово-экономической безопасности, национальная безопасность, экономика России, экономический рост.
Финансово-экономическая безопасность рассматривается как состояние, которое связано с устойчивостью к различным рискам и угрозам. Они могут привести к потере стабильности функционирования финансовой и экономической систем, снижению уровня надежности и безопасности страны. ФЭБ государства служит неотъемлемой и одной из важнейших проблем, решение которых будет напрямую влиять на обстановку в стране и на уровень жизни ее населения. Сейчас данный вопрос стоит как никогда остро, ведь появляется все больше и больше сфер и областей, отсутствие надлежащего контроля за которыми может сильно повлиять на возникновение рисков и угроз в сфере
ФЭБ, что может сильно повлиять на положение государства на мировой арене. Исходя из этого, необходимо проанализировать основные риски и угрозы финансово-экономической безопасности РФ.
Материалы и методы исследования. Риск финансово-экономической безопасности государства представляет собой финансовый или экономический ущерб, который может возникнуть в случае реализации различных угроз, носящий вероятностный характер [2].
Существует несколько видов рисков, которые влияют на обеспечение финансово-экономической безопасности государства. Они представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Виды рисков финансово-экономической безопасности
В настоящее время на возникновение ства влияют риски экономического харак-финансово-экономических угроз государ- тера, в частности ресурсно-технические и
финансовые риски. Это обосновывается отсутствием инвестиций, недостатком инноваций в стране, высоким уровнем инфляции, высокой степенью износа основных фондов.
К угрозам финансово-экономической безопасности государства относится сово-
купность условий и факторов, которые создают прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в финансово-экономической сфере. Любые риски и угрозы могут носить как внутренний, так и внешний характер происхождения [1].
Незащищенное ть финансовой системы
\Г
Несогласованность бюджетной системы страны
Коррупция и
Большая доля криминализация
теневой хозяйственно-
экономики финансовых
отношении
Слабая —> Зависимость от внешнеэкономи —> Незаконная —> Ухудшение и
конкурентоспо- -ческих миграция истощение
собность сырьевой базы
условий
Рис. 2. Виды угроз финансово-экономической безопасности государства
Наиболее актуальными из перечисленных угроз служат большая доля теневой экономики, коррупция и криминализация хозяйственно-финансовых отношений, высокая зависимость от внешнеэкономических условий.
Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки уровня ФЭБ государства могут применяться различные методы: метод оптимизации, теоретико-
игровой метод, многомерного статистического анализа, распознавания образов, теории нечетких систем, анализа и обработки сценариев. В данной статье для оценки уровня ФЭБ РФ используется метод многомерного статистического анализа, он представляется в виде аналитики статистических данных (табл. 1) и сравнения их с установленными пороговыми значениями (индикаторами).
Таблица 1. Основные показатели ФЭБ РФ за 2019-2021 гг. [3]
Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г.
ВВП, всего, млрд. руб., в т.ч.: 109608 107315 131015
Индексы физического объема валового внутреннего продукта на душу населения) (в % к предыдущему году) 102,2 97,5 104,7
Внешнеторговый оборот, млрд. долл. 672,0 572,6 789,4
Объем экспорта, млрд. долл. 424,626 338,6 493,3
Объем импорта, млрд. долл. 247,393 234 296,1
Инвестиции в основной капитал, доля в ВВП, % 20,6 21,8 22,4
Индекс производительности труда, % 102,4 99,6 40,5
Уровень износа ОПФ, % 37,8 39 40,5
Уровень инновационной активности, % 9,1 10,8 11,9
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 7,2 6,5 5,3
Доля высоко технологичных товаров в объеме экспорта, % 14,2 11,8 12,2
Уровень безработицы, % 4,6 5,8 4,8
Уровень монетизации экономики, % 47,13 54,62 50,57
Отношение величины государственного внешнего и внутреннего долга, в % к ВВП 12,3 19,1 20,4
Для того, чтобы оценить уровень ФЭБ государства необходимо сравнить ее текущие показатели с пороговыми индика-
тивными значениями. В таблице 2 приведены пороговые значения индикаторов ФЭБ РФ.
Таблица 2. Пороговые значения индикаторов ФЭБ РФ [5, 6]
Показатели Пороговое значение
ВВП 50%
На душу населения, тыс. руб. 100%
Уровень инфляции 0-6%
Степень износа основных фондов (на конец года) 35%
Доля инновационной продукции 15%
Доля импорта во внутреннем потреблении продовольствия 30%
Среднегодовые темпы прироста ВВП, % 5-6%
Инвестиции в основной капитал, в % к ВВП 25-30%
Темпы экономического роста 1,5-4%
Уровень монетизации экономики 50-70%
Отношение величины государственного внешнего и внутреннего долга, в % к ВВП 60%
По результатам статистических данных, представленных в таблицах 1 и 2, было произведено сравнение основных показателей и пороговых индикаторов для оцен-
Анализируя представленные статистические данные, можно сделать вывод о состоянии ФЭБ РФ на современном этапе: уровень обеспечения ФЭБ РФ находится на низком уровне, так как большинство из представленных показателей не достигнуты порогового уровня или наоборот намного выше разрешенных значений.
Уровень ВВП равен 42,65%, по сравнению с 2017 годом, когда состояние экономики было в нормальном состоянии, это говорит о том, что уровень экономической активности населения в стране растет, но до установленного порога (50%) недостаточно еще 7,35%. Это говорит о том, что показатель ВВП, при оценке уровня ФЭБ находится в высоком уровне риска. Высокий уровень инфляции в стране, где норма 0-6%, на 2021 году в РФ уровень достиг критического максимума и равен практически 8,4%. Данный критерий характери-
ки уровня ФЭБ РФ. Для вычисления уровня ВВП и экономического роста, за базисный период был взят 2017 год, где данный показатель равен 91843,2 млрд. руб.
зует снижение покупательской способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, в связи с этим и не достигается необходимый уровень ВВП в стране.
Для обеспечения высокого уровня жизни населения и повышения экономического роста страны необходимо сформировать определенный механизм по обеспечению ФЭБ. Механизм обеспечения финансово-экономической безопасности РФ - это совокупность организационных, экономических, финансовых и правовых мероприятий, которые оказывают воздействие на устранение рисков возникновения угроз безопасности страны в финансовой и экономической сферах. Механизм обеспечения финансово-экономической безопасности страны как система мер, направленных
Таблица 3. Сравнение пороговых и имеющихся показателей ФЭБ РФ
Показатели 2019 2020 2021
ВВП 19,34 16,85 42,65
На душу населения, тыс. руб. 102,2 97,5 104,7
Уровень инфляции 3 4,9 8,39
Отношение инвестиций в основной капитал к ВВП 20,6 21,8 22,4
Степень износа основных фондов (на конец года) 37,8 39 40,5
Доля инновационной продукции 9,1 10,8 11,9
Доля импорта во внутреннем потреблении продовольствия 25 28 24
Темпы экономического роста - -2,49 25,8
Уровень монетизации экономики 47,13 54,62 50,57
Отношение величины государственного внешнего и внутреннего долга, в % к ВВП 12,3 19,1 20,4
на устранение угроз, должен содержать определенные элементы:
1) прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности;
2) выявление случаев, когда фактические параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности;
3) разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" ЭПС Система ГАРАНТ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71672608/ (дата обращения: 20.09.2022).
2. Бондаренко А.М. Совершенствование технологической составляющей экономической безопасности государства / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, Т.А. Саадулаева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10596.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 17.10.2022).
4. Пороговые значения индикативных показателей для диагностики экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/79567/1/vestnik_2019_6_009.pdf. (дата обращения 13.10.2022).
5. Криворотова В.В., Калининой А.В., Белик И.С. Пороговые значения индикативных показателей для диагностики экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе // Вестник УРФУ. Серия: экономика и управление. - 2019. - Т. 18, №6. -С. 892-910.
6. Канашиной А.И., Караниной Е.В. Основные аспекты разработки стратегии финансовой безопасности России // ГОСРЕГ: государственное регулирование общественных отношений. - 2019. - №1 (27). - С. 242-245.
FORMATION OF A MECHANISM FOR ENSURING FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.A. Panteleev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.D. Dibrova, Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the main indicators of ensuring financial and economic security of the Russian Federation, the basic concepts of financial and economic security are considered, the risks and threats associated with financial and economic security, measures to minimize the consequences of threats to the FSB of the Russian Federation are proposed.
Keywords: financial and economic security of the state, risks and threats to financial and economic security, national security, Russian economy, economic growth.
Выводы. Для снижения последствий от угроз ФЭБ государства требуется формировать такие экономические условия, которые будут способствовать поднятию всех финансово-экономических показателей до такого уровня, чтобы они находились либо на уровне пороговых значений, либо выше них, улучшая тем самым экономику страны.