Научная статья на тему 'Система подобия в рукописи инока Христофора'

Система подобия в рукописи инока Христофора Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
305
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Свитенкова-олехнович Е. И.

В статье анализируется принцип пения «на подобен», примененный, в частности, известным мастером н. XVII в. иноком Христофором в рукописи Кирилло-Белозерского монастыря 665/922 (РНБ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SIMILARITY IN THE MANUSCRIPT BY MONK CHRISTOPHOR

The article features analysis of the “na podoben” (similar to) chants, a technique which was used, among others, by a well-known monk of the early 17th century Christophor in his Kirillo-Belozersk manuscript 665/922 (Russian National library).

Текст научной работы на тему «Система подобия в рукописи инока Христофора»

Вестник ПСТГУ

V: Музыкальное искусство христианского мира 2009. Вып. 1 (4). С. 27-38

Система подобия в рукописи инока Христофора

Е. И. Свитенкова-Олехнович

В статье анализируется принцип пения «на подобен», примененный, в частности, известным мастером н. XVII в. иноком Христофором в рукописи Кирилло-Белозерского монастыря 665/922 (РНБ)

Творчество по подобию, то есть по образцу, пронизывает русскую церковную музыку и является одним из основополагающих ее принципов. Оно находит свое воплощение в самой системе организации мелодики распевов (например, в формировании системы попевок1), лежит в основе построения служб2, микроциклов стихир, реализуется в системе песнопений-образцов, которые могут включаться в специальные подборки «Подобны на 8 гласов» или «Подобники».

Проблема пения на подобен неоднократно привлекала к себе внимание ученых3. Мы выделяем лишь один ее аспект: система песнопений-образцов и принцип их действия в различных певческих книгах. Он рассматривается на примере одного памятника — рукописи инока Христофора 1604 г. (РНБ Кир.-Бел. 665/922).

1 См.: Кручинина А. Н. Попевка знаменного распева в русской музыкальной теории XVII века// Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). Сб. ст. СПб: Изд. СПбГК, 2002. С. 46-148.

2 См. об этом: Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI-XIX веков «Стихирарь месячный» / Н. С. Серегина. СПб.: Изд-во РИИИ, 1994. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве 16-18 веков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

3 Морохова Л. Ф. Подобники как форма музыкально—теоретического руководства в древнерусском певческом искусстве. // Источниковедение литературы Древней Руси. Сб. ст. Л.: Наука, 1980. С. 181—190; Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI—XVIII веков.: автореф. дис. ... канд. иск. М., 1998. 21 с.; Серегина Н. С. Песнопения русским святым; Серегина Н. С. Стихиры митрополиту Петру «творения» Ивана Грозного. //Древнерусская певческая культура и книжность. Сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМИК, 1990. С. 69—80; Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI—XVII вв.; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI—XVII вв./Н. В. Парфентьева. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1997. С. 38.; Владышевская Т. Ф. Система подобнов в древнерусском певческом искусстве (по материалам старообрядческой традиции)// Musica antiqua. Bydgoszcz, 1985. С. 739—749; Демьянчук Т. А. Подобны великого роспева в русской церковно-певческой традиции // Древнерусское песнопение. Пути во времени: по материалам конференции «Бражниковские чтения — 2002». СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 108-119; Черкасова С. А. Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии Святителю Николаю). автореф. дис. ... канд. искусствовед. М., 2007. 26 с.

Этот кодекс, как известно, относится к числу уникальных памятников письменной традиции древнерусской музыки. Он представляет собой сборник, включающий певческие книги Стихирарь, Октоих со Стихирами Евангельскими и примыкающей к нему подборкой Подобнов, Ирмологий, Обиход, Триодь Постную и Цветную, подборку Стихов покаянных, Чин на погребение, а также теоретическое руководство «Ключ знаменной». Рукопись целиком написана иноком Кирилло-Белозерского монастыря Христофором, который является также и автором «Ключа знаменного».

К изучению этого памятника неоднократно обращались исследователи4. М. В. Бражниковым было впервые введено в научный обиход теоретическое руководство «Ключ знаменной»5. Г. А. Никишову принадлежит исследование об иноке Христофоре и его теоретическом труде6. Различные материалы Сборника Христофора использовались Н. С. Серегиной7, М. В. Богомоловой8, А. Н. Кру-чининой9, Н. В. Рамазановой, З. М. Гусейновой10 и другими.

Среди многих проблем рукописи выделим вопрос действия в ее песнопениях такого важного принципа как исполнение «на подобен». Говоря о песнопениях-образцах и песнопениях, исполнявшихся по образцу, необходимо уточнить терминологию. В исследовательской литературе существуют различные мнения о том, каким образом обозначать песнопения-образцы и песнопения по образцу. Прот. Д. В. Разумовский песнопения-модели определяет как подобны, песнопения, не имеющие образца и не являющиеся образцами для других песнопений — самогласны, а песнопения, созданные по образцу — несамогласные. Исследователь пишет: «Священные песнопения, мелодия которых послужила образцовою для других песнопений, назывались подобными (курсив мой — Е. С.) и надписывались над строками, или вообще над песнопениями, несамогласны-ми»11. Этой же точки зрения придерживаются прот. В. М. Металлов12, С. А. Чер-

4 Впервые атрибуцию рукописи Кир.-Бел. 665/922 осуществила Л. М. Костюхина (см.: Костюхина Л. М. Заметки палеографии русских полууставных рукописей XVII в. Кирилло-Бе-лозерского собрания // Археографический ежегодник за 1962 г. М., 1963. С. 215-220).

5 Бражников М. В. Древнерусская теория музыки (по рукописным материалам XV-XVIII вв.). Л.: Музыка, 1972. С. 119-127.

6 См.: Христофор. Ключ знаменной. 1604 г. // Памятники русского музыкального искусства / Ред. Ю. В. Келдыш. М: Музыка, 1983. Вып. 9.

7 Серегина Н. С. Песнопения русским святым.

8 Богомолова М. В. К проблеме расшифровки путевой нотации // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: Сб. науч. тр. / Ред. С. П. Кравченко, А. Н. Кручинина. Л.: ЛГК, 1987. С. 89-106.

9 Кручинина А. Н. Опыт анализа древнерусского музыкально-поэтического текста (тропарь «Егда славнии ученицы») // Науковий вюник. Киев: МПДП «Друкор», 1999. Вып. 6. С. 33-48.

10 Гусейнова З. М. «Путные тайны» азбуки Христофора // Источниковедческое изучение памятников письменности: Сб. науч. тр. Л.: ГПБ, 1990. С. 51-71.

11 Разумовский Д. В. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения.) М: Тип. Т. Рис, 1867-1869. С. 52-53. Также об этом см.: Никольский К. Т. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб.: Гос. тип., 1888. С. 197.; Никольский К. Т. Обозрение богослужебных книг русской православной церкви по отношению их к церковному уставу. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1858. С. 59-60.

12 Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России.СПб.: печ. А. И. Снегиревой, 1915. С. 24.

касова13. Ю. В. Артамонова14 вводит обозначение русских песнопений-моделей и песнопений, создаваемых по модели, как «аутомелон» и «просомелон», заимствуя эти термины из византийской гимнографии.

H. Д. Успенский15, И. А. Гарднер, Л. Ф. Морохова, Н. С. Серегина, напротив, обозначают песнопения-образцы как «самоподобны», «подобными» же исследователи называют песнопения, распетые по образцу. «Самоподобны имеют свою собственную, им свойственную мелодию, но являются и по мелодике, и по метрике (у греков) образцами для других песнопений того же гласа и той же текстовой и литургической групп. <...> Подобны построены и мелодически, и метрически по образцу того или иного самоподобна»16.

В русских певческих рукописях песнопения-образцы определяются как «подобны», отличаясь от терминологии византийских книг17. Поэтому «подобнами» мы называем те песнопения, которые служили образцами для распевания других песнопений и входили в подборку «Подобны на 8 гласов».

Подобны в певческих рукописях могут быть представлены в виде особой подборки «Подобны на 8 гласов» или «Подобники», в виде отдельных песнопений в службе, имеющих ремарку «Подобен» (например, стихира глас 2 «Егда от древа», «Подобен»18), а также при помощи указания инципитов подобнов рядом с песнопениями, распеваемыми на эти подобны (например: стихира глас 4 «Иже благочестно», Подобен: «Званый с выше»19).

Выделим основные группы подобнов в сборнике инока Христофора:

I. Традиционная подборка подобнов «Подобницы» (Л. 655—657), включающая 16 песнопений (в том числе 3 песнопения, которые не выписаны в подборке, но упоминаются там20). На эти подобны в рукописи даются ссылки. Сам подобен из традиционной подборки мы далее употребляем с дополнением «традиционный»,

2. Расширенная подборка подобнов, возникающая в результате того, что некоторые песнопения предваряются ссылками на песнопения, не входящие в традиционную подборку подобнов, но выполняющих неоднократно в рукописи данную функцию образцов. Например, стихира «Терпещее нынешняя»21 (глас 2) имеет ссылку на подобен «Терпящее мучения» 2 гласа, в традиционную подборку не входящий. Такие подобны и образуют условную расширенную подборку подоб-

13 Черкасова С. А. Теория и практика пения на подобен. С. 17.

14 Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI— XVIII веков. С. 6.

15 Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Сов. композитор, 1971. С. 70.

16 Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. С. 99.

17 Подробнее об этом см.: Артамонова Ю. В. Проблемы изучения древнерусского пения по моделям: терминология и репертуар// Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика. М: РАМ им. Гнесиных, 1994. С. 146; Артамонова Ю. В. Традиция пения «на подобен»: прошлое и настоящее // Музыкальная академия. 1996. № 1. С.181—185.

18 РНБ. Кир.-Бел. 665/922. Л. 864 об.

19 Там же. Л. 577.

20 «Велия креста» глас 3, «Не к тому возбраняемы» глас 7, «Господи, аще и на судищи» глас 8.

21 РНБ. Кир.-Бел. 665/922. Л. 61.

нов, число образцов в которой достигает 30 песнопений. Данная подборка как самостоятельный раздел, в рукописях вообще и в рукописи инока Христофора в частности не встречается. Она составлена нами на основе подборок в разных списках, где могут присутствовать один-два таких подобна. Сам подобен из расширенной подборки, который мы далее употребляем с дополнением «расширенный», может сопровождаться ремаркой «Подобен». Например, песнопение на 21 декабря службы митрополиту Петру, Великая Вечерня, стих. на «Господи воззвах», глас 2 «Кыми похвальными венцы» имеет указание Подобен22.

3. Окказиональные подобны. В рукописи возникает группа песнопений, не входящих ни в традиционную, ни в расширенную подборку подобнов, но выполняющих в отдельных случаях в рукописи функцию образца. Такие подобны мы и будем называть окказиональными. Определенной подборки они не образуют. Примером таких подобнов могут служить стихиры «Господь вознесся» 6 гласа23, «Евангелисте Иоанне» 8 гласа24, «Удержание пищу мне слове» 2 гласа25 и пр. Окказиональные подобны, как и другие подобны, могут сопровождаться ремаркой «Подобен», а репертуар таких подобнов дополняет традиционную и расширенную подборки.

Принцип подобия реализуется как при соотношении «стихира на подобен», так и внутри самих подборок подобнов, то есть как соотношение «подобен на подобен». Остановимся на этом подробнее.

Принцип подобия теоретически в рукописях может фиксироваться следующими способами:

1) посредством введение указания подобна (традиционного, расширенного или окказионального) рядом с каким-либо песнопением. Например, песнопение «Апостоли божественнии» 5 гласа из Триоди, в 1 неделю Поста в четверг утром имеет указание: ина стихира, подобен «Преподобне Отче»26 5 гласа;

2) посредством включения подобна в микроцикл стихир. В этом случае принцип подобия будет реализован через действие данного подобна, выписанного в качестве первой стихиры в микроцикле. Например, подобен «Егда от древа» 2 гласа выписан первым в микроцикле стихир на стиховне в вечер Великого пятка первой недели по Пасхе27;

3) посредством распевания на подобен первой стихиры какого-либо микроцикла, что предположительно может означать действие подобна как образца на все стихиры данного микроцикла.

Всего в рукописи Христофора содержится 84 песнопения на подобен. Учитывая объем рукописи (более тысячи листов), можно считать их лишь небольшой частью. Редкое применение указаний «на подобен» свидетельствует о малом значении принципа подобия в данной рукописи.

22 РНБ. Кир.-Бел. 665/922. Л. 156.

23 Там же. Л. 894.

24 Там же. Л. 67 об.

25 Там же. Л. 787 об.

26 Там же. Л. 789.

27 Там же. Л. 789 об.

Традиционная подборка подобнов «Подобники» в данной рукописи включает 13 песнопений (не считая трех подобнов, которые, как отмечалось, в ней представлены только инципитами). Состав этой подборки практически полностью соответствует основному корпусу подобнов кирилло-белозерских рукописей начала XVII века. Исключение составляют подобны «Велия креста» 3 гласа, «Не к тому возбраняемы» 7 гласа, «Господи аще» 8 гласа, на которые в подборке дана ссылка на их местонахождение в рукописи. Состав песнопений подборки «Подобники» Кир.-Бел. 665/922 приведен в Примере 1:

Пример 1.

Глас 1. Небесным чином

Глас 1 Прехвальнии мученицы

Глас 2. Доме Евфрантово

Глас 2 Егда от древа

Глас 3. Велия креста писан в Октоихе.

Глас 4. Яко добля

Глас 4 Дал еси знамение

Глас 4 Званый совыше

Глас 4 Хотех слезами

Глас 5. Радуйся живоносныи кресте

Глас 6. Все упование

Глас 6 Тридневно воскреслъ еси

Глас 7. Не к тому возбраняемы писан в Октоихе

Глас 8. О преславное чудо

Глас 8 Что вы нарече

Глас 8 Господи, аще писан в Октоихе на «хвалите» в неделю.

Подборка «Подобники», как было отмечено, в рукописи примыкает к Октоиху. Наши наблюдения над действием принципа подобия при распевании песнопений на образцы из «Подобников», то есть традиционную подборку, показали:

• В большинстве случаев музыкально-поэтическая структура песнопения близка структуре соответствующего подобна. Отличия в форме песнопения по отношению к его образцу при равном количестве строк могут быть связаны с проявлением творчества распевщика, а при разном количестве строк — и с изменением структуры песнопения, и с проявлением творчества распевщика. Возможно также, что различия в структуре песнопения и его образца свидетельствуют, что данное песнопение следует другому распеву подобна28. Например, песнопение Октоиха в среду утро на стиховне «Агнеца своего» 6 гласа29 (подобен «Все упование» 6 гласа) в последней строке имеет окончание, отличное от варианта «Подобников» Кир.-Бел. 665/922, но схожее с вариантом распева рукопи-

28 Как известно, в разных списках подборки «Подобны на 8 гласов» различаются по распеву.

29 РНБ. Кир.-Бел. 665/922. Л. 620.

си Кир.-Бел. 656/913 (нач. XVII в.). Приведем пример четвертой строки данного песнопения и соответствующего подобна:

Пример 2

Глас 6 Кир. - Бел. 665/922 Агнеца своего у V ;Л ^ п+ п- ма те ре скы во скли ца ше

Глас 6 Кир. - Бел. 665/922 Все упование И^ 1, - се бе свя та я со кры ла е сте

Глас 6 Кир.-Бел. 606/863 Всеупование И !, V V Л" се бе свя та я со кры ла е сте

• При сравнении песнопений с их подобнами отмечается совпадение количества строк. В частности, в подобнах «Егда от древа» 2 гласа, «Небесным чином» 1 гласа, «Велия креста» 3 гласа, «Всеупование» 6 гласа, «Не к тому возбраняемы» 7 гласа, количество строк которых совпадает с количеством строк в песнопениях на их подобен, расхождения в графике распева и структуре песнопения и его образца минимальные. В подобнах «Радуйся живоносный кресте» 5 гласа, «Яко добля» 4 гласа и некоторых других количество строк сильно отличается от количества строк песнопений, для которых они служат подобнами, а графика распева и структура музыкально-поэтического текста песнопения и его образца наиболее вариантна;

• Подобны подборки «Подобники» используются исключительно при рас-певании песнопений Октоиха, то есть ссылки на эти подобны встречаются только в одной книге рукописи инока Христофора — в Октоихе. Это может указывать на то, что сама традиционная подборка подобнов мыслилась древнерусскими мастерами как круг образцов для песнопений не всего комплекса певческих книг, а лишь одного Октоиха.

Следующая группа подобнов — расширенная подборка. Приведем ее состав:

Пример 3

Подобны расширенной подборки, выписанные в рукописи с ремаркой «Подобен»:

1-й глас О дивное чудо

2-й глас Кыми похвальными

2-й глас Егда от древа

4-й глас Хотех слезами

5-й глас Преподобне Отче

7-й глас Не к тому возбраняемы

8-й глас Господи, аще и на судищи

Подобны расширенной подборки, не имеющие ремарки«Подобен», но на которые есть ссылка как на образцы:

1 глас О дивное чудо

2 глас Просветителя нашего

2 глас Кыми похвальными

2 глас Терпящее мучения

3 глас Поставиша тридесять

5 глас Преподобие Отче

6 глас Ангельския предыдите силы

7 глас Днесь бдите

8 глас Мученицы Господни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 глас Мученицы твои

8 глас Иже во Едеме

Подобны «Егда от древа» 7 гласа30 и «Хотех слезами» 4 гласа31 из расширенной подборки по тексту совпадают с подобнами из традиционной подборки «Подоб-ницы». Таким образом, данные подобны в рукописи представлены в двух вариантах: один выписан в традиционной подборке, а другой — как рядовое песнопение с ремаркой «Подобен». Приведем пример сопоставления подобна «Хотех слезами» 4 гласа расширенной и традиционной подборок данной рукописи:

Пример 4

«Хотех слезами» расширенной подборки (Октоих, в неделю вечер, стихира на стиховне) «Хотех слезами» традиционной подборки

/Ш и ) х Хо те хо сле за ми о чи сти ти 1, ^ н" V \х мо и хо гре хо во П+ п- К V П У л Го спо ди ру ко пи са ни е У ШП/СЮх и про че е жи во та мо е го П+ ¡7 пи- П) У А по ка я ни е ме у го ди ти те бе п УУ но вра го ле сти те мя V П V * и г и бо ре те ду шю мо ю у 1,- -г и 1,. П" п ) Го спо ди пре же да же до ко не ца У ) и ¡7 -О д + не по гиб ну и спа си мя п У V П п У \ : Хо тех сле за ми о чи сти ти н" ^ \ Н" мо и хо гре хо во V V 1 V У х * Го спо ди ру ко пи си ни е и про че е жи во та мо е го V п п У гП Ц." 1>ёГ --по ка я ни е ме у го ди ти те бе п но враг лест мя и 1 ^ и." ---и бо рет ду шю мо ю --+ 1"' -- и и <п и У У х Го спо ди пре же да же до кон ца не по гиб ну и спа си мя

Особо следует отметить подобен «Прехвальные мученицы» 1 гласа. Он также имеет два варианта распева, первый из которых входит в традиционную подборку «Подобники», второй — выписан как рядовое песнопение без ремарки «Подобен». Основания полагать, что рядовое песнопение на текст «Прехвальнии мученицы» является подобном, дали результаты сравнения этого песнопения с песнопениями на подобен «Прехвальнии мученицы». Сравнение показало, что все стихиры на

30 РБН. Кир.-Бел. 665/922. Л. 864 об.

31 Там же. Л. 586.

подобен «Прехвальнии мученицы» используют в качестве образца рядовое песнопение «Прехвальнии мученицы», а не подобен с тем же текстом из традиционной подборки. Приведем пример сравнения 2 и 3 строк стихиры «Заколения твоего» 1 гласа32 (подобен «Прехвальнии мученицы») с подобном «Прехвальнии мученицы» 1 гласа из подборки «Подобники» списка Кир.-Бел. 665/922 и подобном расширенной подборки, зафиксированном в Октоихе в среду вечер на стиховне33:

Пример 5

2 строка «Заколения твоего», Октоих, глас 1, в пят. утро, Крестобогор. де ва я зе ря ще

2 строка подобен «Прехвальнии мученицы» из «Подобниц» sгVVVVV* вас ни зе мля по та и ла е сте

2 строка «Прехвальнии мученицы», Октоих, глас 1, в среду вечер, стихиры на стиховне, Мученичен -/■ ^ п- V1 V V1 \ : вас ни зе мля по та и ла

3 строка «Заколения твоего», Октоих, глас 1, в пят. утро, Крестобогор. 1Гп и п+гй? \TV\r\s и ры да ю щи во пи я ше ти

3 строка подобен «Прехвальнии мученицы» из «Подобниц» п и у - но не бо при ятъ вы

3 строка «Прехвальнии мученицы», Октоих, глас 1, в среду вечер, стихиры на стиховне, Мученичен но не бо при я то вы

Среди песнопений-образцов из расширенной подборки, имеющих указание «подобен», только два подобна используются как образцы. Это подобен 1 гласа «О дивное чудо»34 и подобен 5 гласа «Преподобне Отче»35. Сравнение самих подобнов с песнопениями на эти подобны показало, что принцип подобия при их использовании прослеживается на уровне поэтического текста, музыкально-поэтической структуры и графики напева. Так, приведем пример соотношения структуры подобна расширенной подборки «О дивное чудо» 1 гласа, выписанной на Великой вечерни праздника Успения Богородицы и стихиры «Ото вышних» (подобен «О дивное чудо») Благовещения Богородицы, распева 5 строки и совпадающего фрагмента поэтического текста:

Пример 6 Структура

«Ото вышних», глас 1, Стихирарь, Благовещение Богородицы, на Великой вечерни, на целовании, под: О дивное «О дивное чудо», глас 1, Стихирарь, Успение Богородицы, на Великой вечерни, подобен

ABCDC1D1A1B1B2EC3 ABFD С D1A1B1B2EC2

32 РБН. Кир.-Бел. 665/922. Л. 543.

33 Там же. Л. 542.

34 Там же. Л. 395 об.

35 Там же. Л. 203.

Поэтический текст

«Ото вышних», глас 1, Стихирарь, Благовещение Богородицы, на Великой вечерни, на целовании, под: О дивное Благодатеная, радуйся

«О дивное чудо», глас 1, Стихирарь, Успение Богородицы, на Великой вечерни, подобен Обрадованная, радуйся

Распев

5 строка «Ото вышних», глас 1, Стихирарь, Благовещение Богородицы, на Великой вечерни, на целовании, под: О дивное [/■ п п' У и И-- У И У л бла го сло ве нна я во не мо ши о то ду ха

5 строка «О дивное чудо», глас 1, Стихирарь, Успение Богородицы, на Великой вечерни, подобен УХ У Ц-У 1 Л г Бо го ро ди че но свя ты и до ме

Исключение составляет стихира 5-го гласа «Преподобне Отче» на «Господи воззвах» на 1 сентября Симеону Столпнику, поэтический текст, структура и распев которой сильно отличаются от подобна «Преподобне Отче».

В целом в рукописи Кир.-Бел. 665/922 расширенная подборка закономерно больше, чем традиционная подборка «Подобники». Область применения по-добнов расширенной подборки значительно шире, чем область применения подборки «Подобники», поскольку они используются в качестве образцов для песнопений Октоиха, Стихираря и Триоди (число стихир, исполяющихся «на подобен» образцов из «Подобников» — 19, число стихир, исполняющихся «на подобен» образцов из расширенной подборки — 36). Исключение составляет только книга Октоих, в которой, как уже было сказано, в качестве образцов для распевания выступают преимущественно подобны из «Подобников» (из 18 используемых подобнов 6 составляют подобны расширенной подборки, 2 окказиональных подобна и 10 подобнов из «Подобников»).

Третья группа подобнов — окказиональные подобны. Среди них также есть песнопения, имеющие ремарку «Подобен», и песнопения, на которые только лишь дана ссылка рядом с другими песнопениями как на образцы. Перечень окказиональных подобнов приводится нами в примере 3.

Пример 7

Глас 2 Глас 6 Глас 6 Глас 8

Глас 1 Глас 2 Глас 2

Окказиональные подобны, выписанные в рукописи с ремаркой «Подобен»:

Удержания пищу мне, Слове, подаждь Не разумеющее языци Мирский мятеж Господи, егда Тя солнце Окказионнальные подобны, не имеющих ремарки «Подобен», но на которые есть ссылка как на образцы: Облак Тя света Иже паче ума Явился

Глас 2 О великого

Глас 3 Вельми

Глас 3 Креста

Глас 3 Велие чюдо

Глас 3 Придите вся

Глас 5 Господи при Моисеи

Глас 6 Господь вознесся

Глас 6 Не разумеюще

Глас 6 Вертеп уготова

Глас 6 Одесную

Глас 6 Словестную

Глас 8 Евангелисте Иоанне

Глас 8 Богородицу Матерь

Большинство окказиональных подобнов используются в качестве образцов для распевания песнопений Триоди (из 21 подобна в Триоди 12 относятся к окказиональным подобнам).

Сравнение окказиональных подобнов с песнопениями, имеющими указания на эти подобны, показало:

1) принцип подобия прослеживается на уровне поэтического текста, структуры, графики мелодической строки;

2) степень соответствия образцу по тексту, структуре и напеву в каждом случае различна. Например, стихира «Святителю Леонтие» 8 гласа36 практически идентична по распеву и структуре своему подобну «Евангелисте Иоанне»37. Приведем пример последних строк подобна и стихиры:

Пример 8

«Святителю Леонтие», Стихирарь, 23 апр., Леонтию Ростовскому, на Великой вечерни, стихира на стиховне, Под: Евангелисте Иоанне, глас 8 Свя ти те л юле он ти е

«Евангелисте Иоанне», Стихирарь, 26 сентября, Иоанну Богослову, на Великой вечерни, на «Хвалите» славник, глас 8 Е ва нге ли сте и ва нне

Напротив, стихира «Апостоли славнии» 6 гласа38 соответствует своему подобну «Одесную»39 только в поэтическом тексте, структура же и графика распева песнопения отличаются.

Отметим, что из четырех окказиональных подобнов, выписанных в рукописи с ремаркой «Подобен», только один («Не разумеющее языци» 6 гласа) находит применение в песнопениях рукописи. Из 17 песнопений, на которые есть ссылки как на окказиональные подобны, в рукописи нам удалось найти 9 пес-

36 РБН. Кир.-Бел. 665/922. Л. 292 об. — 293.

37 Там же. Л. 67 об.

38 РБН. Кир.-Бел. 665/922. Л. 802.

39 Там же. Л. 46.

нопений40. Это говорит о том, что автор рукописи не стремился зафиксировать окказиональные подобны как образцы при помощи указания «Подобен». Последнее может быть связано с нестабильностью круга окказиональных подобнов и, следовательно, невозможностью окончательного формирования их в более или менее стабильную подборку. Окказиональные же подобны, имеющие указание «Подобен» и никак не применяемые в рукописи, указывают на теоретическое значение ремарок их как подобнов. Однако, данное предположение требует тщательной проверки на материале других рукописей.

Подобны из расширенной подборки, окказиональные подобны и песнопения, поэтические тексты которых совпадают с текстами подобнов из «Подоб-ников», также входят в микроциклы и могут выполнять функцию не только по-добнов, но и рядовых песнопений. Анализ действия подобия в микроциклах, где первой стихирой выступает песнопение-подобен, показало, что строгого соблюдения принципа следования стихир микроцикла первой стихире как подобну нет. Возможно сохранение только элементов структуры и распева или полного совпадения структуры, как, например, в микроцикле 1 гласа с первой стихирой «О дивное чудо». То есть, подобен в микроцикле не выполняет функции подобна и действует в этих условиях как рядовая стихира.

Таким образом, на примере рукописи Кир.-Бел. 665/922 нами выделены три подборки подобнов: традиционная подборка подобнов на 8 гласов, расширенная подборка и группа окказиональных подобнов. Применение определенных подоб-нов зависит от певческой книги. Вместе с тем сравнение подобнов традиционной подборки, подобнов расширенной подборки и окказиональных подобнов, не имеющих ремарки «Подобен», с песнопениями на подобен показало, что в большинстве случаев такие подобны при распевании песнопений не применяются. Песнопения же чаще всего имеют ссылку на такие образцы, которые в рукописи инока Христофора не зафиксированы. Более того, сравнение графики распевов подобнов и стихир на эти подобны, показало, что часто в качестве образца для конкретного песнопения используется другой вариант или редакция распева подобна, которая в данной рукописи не зафиксирована. Все это дает основание предположить чисто теоретический характер в рукописи инока Христофора и самих указаний, обозначающих то или иное песнопение как подобен, и традиционной подборки подобнов.

Принцип подобия в микроциклах стихир проявляется в том, что подобны становятся образцами только непосредственно для первой стихиры, рядом с которой и стоит указание «Подобен». Остальные песнопения микроцикла подчиняются закономерностям, действующим внутри данного микроцикла и обусловленным музыкально-поэтическим строением микроцикла как целого.

40 Следует отметить, что подобна с инципитом «Вертеп уготовил» в рукописи Кир.-Бел. 665/922 нет, но есть песнопение того же гласа «Вертепе украсися». Определить «Вертеп уготовил» и «Вертепе украсися» 6 гласа как один и тот же подобен позволили результаты сравнения распевов данного предполагаемого подобна с песнопением «Любовию распятаго», имеющего ссылку на подобен «Вертеп уготовил». Они показали, что песнопения «Вертепе украсися» и «Любовию распятаго» имеют очень близкий распев. Возможно предположение, что песнопение «Вертепе украсися» может быть подобном для стихиры «Любовию распятаго» и представляет собой вариант подобна «Вертеп уготовил».

Конечно, данные выводы являются лишь предварительными и требуют дальнейшей проверки на других певческих рукописях. Но и в таком виде они показывают действие принципа подобия совершенно с неожиданной стороны.

The system of similarity in the manuscript by monk Christophor

By E. Svitenkova-Olekhnovich

The article features analysis of the "na podoben" (similar to) chants, a technique which was used, among others, by a well-known monk of the early 17th century Christophor in his Kirillo-Belozersk manuscript 665/922 (Russian National library).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.