Научная статья на тему 'Система подготовки учителей в Дрезденском техническом университете: обратная сторона Болонского процесса'

Система подготовки учителей в Дрезденском техническом университете: обратная сторона Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ / ДРЕЗДЕНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анании Денис Павлович

Рассматриваются причины прерывания студентами Дрезденского технического университета своего образования по учебной программе «Бакалавр образования». Делаются выводы по проблемам реализации принципов Болонского процесса в системе подготовки учителей в ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анании Денис Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система подготовки учителей в Дрезденском техническом университете: обратная сторона Болонского процесса»

ШІШІШІШШИМ № 2,

развивать способность к самореализации и самоорганизации личности.

Итак, в конце XX в. сложились новый образ науки и новый рационализм, далекий от просветительской концепции [1; 7; 8]. Образование в наше время должно сместить акцент с преимущественно научного знания на личность и мир культуры и выйти на антропологическую парадигму. Образование должно стать не про-изводствоцентричным, а культуроцент-ричным, служить нуждам человека и общества. Необходимо обуздание индивидуализма и эгоизма в пользу коллективности, соборности и экологической целесообразности. Такую задачу возможно решить лишь средствами аксиологической педагогики, направленной на формирование культуры мышления личности, способной самостоятельно решать проблемы, встающие перед человечеством, проявлять инициативу, свободно общаться.

2010 iiiiilllffl 1% список

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башляр, Г. Новый рационализм / Г. Баш-ляр. — М. : Мысль, 1987. — 375 с.

2. Белозерцев, Е. П. Русское образование: уроки истории, идеи и принципы / Е. П. Белозерцев // Alma mater. — 1994. — № 5/6. — С. 13—16.

3. Булгаков, С. Н. Философский смысл троичности / С. Н. Булгаков // Из истории гуманистической мысли : хрестоматия / под ред. А. Г. Прид-чина. — М., 1993. — С. 247.

4. Вербицкий, А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / А. Вербицкий, Ю. Попов, В. Подлеснов, Е. Андросюк // Высш. образование в России. — 1995. — №2. — С. 137—145.

5. Межуев, В. М. Культурология как наука/ В. М. Межуев // Вопр. философии. — 1997. — № 2. — С. 11.

6. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. — М. : Педагогика, 1995. — 624 с.

7. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. — М. : Прогресс, 1990. — 336 с.

8. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. — С. 314—356.

Поступила 20.07.09.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕИ В ДРЕЗДЕНСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ОБРАТНАЯ СТОРОНА БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Д. П. Ананин (Алтайская государственная педагогическая академия)

Рассматриваются причины прерывания студентами Дрезденского технического университета своего образования по учебной программе «Бакалавр образования». Делаются выводы по проблемам реализации принципов Болонского процесса в системе подготовки учителей в ФРГ.

Ключевые слова: педагогическое образование; технический университет; Болонский процесс.

Федеральное министерство образования и научных исследований ФРГ осознает, что введение новых образовательных программ «бакалавр», «магистр» в высшем образовании в рамках реализации принципов Болонского процесса преследует, в частности, цель снижения количества студентов, не завершающих свое образование [1]. Продолжительное школьное образование, социальные стипендии для студентов, принцип «академической свободы» — основные причины достаточно длительного срока обучения в высшей школе и, следователь-

Федеративная Республика Германия; Дрезденский

но, позднего выхода на рынок труда специалистов, в том числе учителей. Кроме того, бременем для государства является финансирование образования большого числа студентов, прерывающих свое обучение. В дальнейшем они нуждаются в переподготовке или выбирают неквалифицированный труд. Разрешение сложившихся проблем планируется осуществить усилением направленности обучения на практику (профессиональную деятельность), лучшим структурированием и сокращением срока обучения [1].

© Ананин Д. П., 2010

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Для университетов и центров педагогического образования данные средства представляют определенный риск. Такие меры, как ограничение срока обучения, увеличение учебной нагрузки, изменение структуры обучения, которые предусмотрены в рамках реализации документа «Возможности введения степеней „бакалавр“/„магистр“ в систему подготовки учителей, структуризации, моду-ляризации учебных программ и вопросов сопоставимости учебных программ» [3] и ряда других положений, повышают требования к студентам педагогических специальностей и тем самым провоцируют их приостановить свое педагогическое образование. Один из специалистов по высшему образованию ФРГ Б. Кухлер выступает с резкой критикой проводимых в рамках Болонского процесса реформ, сопровождающихся перегруженностью новых учебных программ, нехваткой у студентов времени для самостоятельного изучения необходимой литературы и посещения обязательных курсов. Данный факт заставляет осуществлять полный контроль присутствия студентов на занятиях и контроль прочитанной литературы, что приводит к формальности обучения [2].

Центр педагогического образования, исследований школьного и профессионального образования при финансовой поддержке Министерства образования, науки и культуры Саксонии провел опрос бывших студентов Дрезденского технического университета, обучавшихся по специальности «Учитель общеобразовательных и профессиональных школ» по реализуемой с 2007 г. программе «Бакалавр образования» и прервавших свое образование в период с 2007 по 2009 г. Данный проект направлен на выявление причин, которые привели к прерыванию обучения, и выработке «мер по улучшению общего положения в подготовке учителей, по уровню наполняемости новых учебных программ курсами, по выявлению проблем с временным совпадением различных курсов для студентов определенной специальности и оптимизации индивидуального консультирования студентов» [2, с. 5]. Отечественному педаго-

гическому образованию может быть интересен и полезен этот опыт, поскольку он позволяет предупредить ошибки реализации принципов Болонского процесса на вузовском уровне в Российской Федерации.

Согласно исследованию организации «Информационные системы высшей школы ГмбХ» в период с 2000 по 2004 г. 25 % студентов, обучавшихся по программам бакалавра в университетах ФРГ, приостановили свое образование, что ниже аналогичного показателя в традиционных программах дипломированного специалиста и магистра — 29 %. Однако стоит отметить, что в программах, оканчивающихся государственными экзаменами (учителя, юристы, медики), соответствующая цифра составляет всего 7 % [5]. Достаточно низкий процент студентов-педагогов, прервавших свое образование в традиционной системе, свидетельствует о качестве подготовки учителей в государстве. Именно по этой причине в немецком научном педагогическом обществе много противников введения двухуровневой системы в педагогическом образовании.

Довольно высокая цифра — 25 % — обусловлена, в частности, трудностями введения новых программ бакалавра и магистра на начальном этапе. Причем данный показатель для разных специальностей и различных типов высших учебных заведений неодинаков. Для педагогических специальностей он значительно ниже. Так, число студентов, обучавшихся по специальности «Учитель общеобразовательных и профессиональных школ» в Дрезденском техническом университете по программе «Бакалавр образования» и приостановивших обучение, составляет 102 чел. (16 % от общего числа поступивших на данную специальность) [2, с. 7]. Следует отметить, что указанная цифра взята за два года реализации программы.

Среди доминирующих причин прерывания образования участники опроса отмечают неудовлетворенность условиями обучения (74 %) и неудовлетворенность содержанием курсов (72 %). Студенты критикуют программы бакалавра за от-

№ 2,

сутствие специализации обучения по видам школ на начальном этапе, несоответствие изучаемого материала профессиональной деятельности учителя, слишком ограниченный объем предметов по педагогике, дидактике и психологии, слишком углубленное изучение специальных предметов: будущие учителя изучают свои предметы преподавания вместе с будущими специалистами в данной области. Отчасти это связано с влиянием университетских традиций на педагогическое образование. С одной стороны, интеграция педагогических высших школ в университеты усилила специальную подготовку будущих учителей, но с другой — породила недовольство преподаванием методического и общепедагогического блоков и большой «теоретизиро-ванностью» данных блоков. В рамках проводимых реформ данное положение можно исправить практико-ориентиро-ванной направленностью обучения. Критика отсутствия специализации обучения по видам школ на начальном этапе вызвана концепцией поливалентности учебной программы бакалавра. Исследователи подготовки учителей Дрезденского технического университета приводят уже имеющиеся в их распоряжении данные, согласно которым желание студентов получить профессию учителя связано с твердым намерением осуществлять деятельность в определенном типе школы [4, с. 17]. В связи с этим принцип поливалентности, облегчающий признание образовательных достижений при смене или коррекции своего образовательного пути студентами в новой системе подготовки учителей, оправдан частично.

Следует также отметить, что две трети опрошенных студентов, которые категорически отказались от профессии учителя, до поступления в вуз не имели педагогического опыта [4, с. 12]. Во избежание этого на ранней ступени обучения учителей предусмотрены опрос студентов по выбору профессии для само-рефлексии, а также практика в первом семестре, способствующая знакомству и формированию начального опыта работы по профессии [4, с. 21].

2010 1%

Несдача экзаменов (10 %) и финансирование обучения (10 %) играли незначительную роль при решении приостановить образование. Отсутствие в Дрезденском техническом университете введенной в большинстве университетов ФРГ платы за обучение по-прежнему предоставляет открытый доступ к высшему педагогическому образованию при условии наличия необходимого среднего балла аттестата зрелости абитуриента.

Достаточно высокий процент студентов (36 %) приостановили свое образование по личным причинам, связанным с переездом, рождением ребенка и т. д. Это не имеет прямого отношения к реформам системы подготовки учителей, о чем необходимо помнить, называя общую цифру студентов, прервавших образование.

Среди опрошенных лишь одна студентка перевелась из Дрезденского технического университета в университет Свободной республики Бавария, сославшись на возможные трудности, связанные с признанием степени «бакалавр»/ «магистр образования» Дрезденского технического университета Министерством образования, науки и культуры Баварии.

Недостатки организации обучения, нескоординированные действия Центра педагогического образования, исследований школьного и профессионального образования с факультетами университета, неинформированность профессорско-преподавательского состава о новых учебных программах, несогласованность расписания и т. д. также были отмечены респондентами, но не стали причинами прерывания образования.

Таким образом, введение новых уровней образования добавило организационных трудностей в систему подготовки учителей ФРГ и выявило назревшие проблемы традиционной образовательной системы. Исследование Дрезденского технического университета показывает, что сегодня новая модель подготовки учителей в ФРГ находится на стадии становления, что приводит к повышению числа студентов педагогических специ-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

альностей, прерывающих свое образование. Для достижения эффективного структурирования, оптимизации образования в условиях сокращения срока обучения и в то же время составления посильных учебных программ коллегам из ФРГ может пригодиться опыт отечественной системы подготовки учителей. Однако в данном случае педагогическое общество должно осознавать отход от традиций германских университетов в педагогическом образовании.

СПИСОк ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. BMBF-Pressemitteilung 120/2008: Bologna wirkt: Studienabbruch an Hochschulen nimmt ab [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.bmbf.de/press/2331.php, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. нем.

2. Kuchler, B. Pausenlos rundherum. Uber Teufelskreise beim Reformieren der Hochschule

[Электронный ресурс] / B. Kuchler // Frankfurter Allgemeine Zeitung vom 16.09.2009. — Режим доступа: www.faz.net/s/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. нем.

3. Moglichkeiten der Einfuhrung von Bachelor-/ Masterstrukturen in der Lehrerausbildung sowie Strukturierung/Modularisierung der Studienangebote und Fragen der Durchlassigkeit zwischen den Studiengangen [Электронный ресурс]. Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 01.03.2002. — Режим доступа: http://www.dgps.de/studium/rahmen/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. нем.

4. Reform der Lehrerbildung an der TU Dresden. Pilotstudie zum Studienabbruch in den lehramtsbezogenen BA-Studiengangen [Текст] / hrsg. W. Melzer, M. Jehne, Prof. Dr. Pospiech u. a. — Dresden, 2009. — 31 S.

5. Heublein, U. Die Entwicklung der Schwund-und Studienabbruchquoten an den deutschen Hochschulen. Statistische Berechnungen auf der Basis des Absolventenjahrgangs 2006 [Электронный ресурс] / U. Heublein, R. Schmelzer, D. Sommer, J. Wank. — Mai, 2008. — 78 S. — Режим доступа: www.his.de/pdf/21/his-projektbericht-studienabbruch_2.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. нем.

Поступила 14.10.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.