Г. - У. ГРУНДЕР, профессор Педагогическая высшая школа Солотурн (Швейцария)
Болонский процесс в Швейцарии: «новые концепции» обучения -«новый тип» учения?
Переход на двухступенчатую модель высшего образования ( «бакалавриат - магистратура») представляет собой самую значительную по своим последствиям реформу высшего образования за последние двести лет. В статье представлен тезис автора о том, что «новые » образовательные концепции, вызванные Болонским процессом, обусловят «новый тип учения», подразумевающий, что каждый студент должен стандартизировать собственный процесс учения, оптимизировать его и организовывать с ориентацией на конечный результат. Подробно рассмотрены возможности и опасности перехода на новую модель высшего образования, показан опыт Швейцарии в реализации Болонских соглашений.
Ключевые слова: Болонский процесс, двухступенчатая система высшего образования, бакалавриат, магистратура, европейское образовательное пространство, кредиты, мобильность, реформа.
Швейцария является государством, одним из первых подписавшим в 1999 г. Болонскую декларацию и приступившим к осуществлению реформы высшего профессионального образования. С осени 2005 г. подготовка по большинству специальностей в швейцарских вузах проходит в системе «бакалавриат - магистратура». Введение многоступенчатой системы обучения является следствием политики сближения структур высшего образования в Европе, цель которой - создание единого европейского образовательного пространства, где студенты могут учиться, заниматься исследованиями и работать, невзирая на национальные границы. В масштабе Европы реформа в русле Болонского процесса должна быть реализована к 2010 г. Данный проект представляет собой самую значительную по своим последствиям реформу высшего образования за последние двести лет [1]. Речь идет о соединении структурной и содержательной сторон модернизации образовательного процесса, что должно привести к большей диверсификации рынка образовательных услуг и продуктов в сфере высшего образования. В результате
реформы сократится время обучения, улучшится профессиональная квалификация и повысятся шансы выпускников на рынке туда. Новая структура основана на четких принципах, обеспечивает международную сопоставимость образовательных программ и развивает мобильность студентов.
Если для Великобритании многоуровневая система «бакалавриат - магистратура» является традиционной, а Россия уже в 90-е годы прошлого столетия начала перестраивать советскую систему, введя новые структуры, то Германия и Швейцария должны были отказаться от своих выверенных временем моделей подготовки дипломированных специалистов и приступить к изменениям, которые носят революционный характер. Однако революции имеют как преимущества, так и недостатки.
Бакалавриат и магистратура в Швейцарии представляют собой самостоятельные пути профессиональной подготовки в сфере высшего образования. В рамках бакалавриата студенты получают необходимые для профессиональной квалификации базовые научные знания, развивают общие
и специальные профессиональные компетенции. Как первая ступень высшего профессионального образования бакалавриат должен стать распространенной формой получения высшего образования и для большинства студентов - первым мостиком в профессию. Допуск к специальностям магистратуры как второго цикла получения высшего образования происходит на основе уже имеющегося первого высшего образования и других дополнительных требований. Среди магистерских программ различают практикоориентированные программы и программы, нацеленные на дальнейшую научно-исследовательскую деятельность выпускников.
Немного истории. Английское обозначение Bachelor происходит от латинского Bakkalaureus (или Baccalau-reus). Наряду с этими словами в немец-коговорящем языковом пространстве кое-где употребляются также Bakkalor и Baccalar. Bakkalaureus происходит от средневекового слова Baccalaria, обозначавшего во времена позднего Средневековья маленький участок земли, взятый в аренду, а позже так называли молодого вассала. Французское bachelier, возможно, происходит от bas chevalier, что означает «рыцарь». Английская форма понятия - bachelor. С XIII в. «бакалавр» обозначает низший академический титул, впервые введенный в Парижском университете. Форма Bakkalaureus, происходящая из Baccalar и латинского Laureus (лавровый лист), является произведением более позднего времени, прочно вошедшим в употребление. Бакалавр средневекового университета получал этот титул после окончания курсов грамматики, диалектики и риторики. Выпускник становился помощником учителя после перехода на следующий этап обучения.
В немецком языковом пространстве
академическая степень бакалавра исчезла примерно около 1820 г., т.к. ту же функцию стал выполнять аттестат зрелости. Однако и в 1930 г. некоторые университеты присваивали степень бакалавра как предшествующую степени доктора. Магистр (Master), от латинского magister (мастер), в европейских странах является второй академической степенью, которую студенты получают в вузах по окончании высшего образования. Предпосылкой для обучения в магистратуре является законченное образование в системе бакалавриата или в традиционной системе.
В швейцарских вузах действует европейская система кредитов (ECTS -European Credit Transfer System), в соответствии с которой студент за время обучения в бакалавриате в течение 6 семестров может получить 180 кредитов (credit points). Один семестр оценивается в 30 кредитов. Одному кредиту соответствуют 30 часов, затраченных студентом на обучение. Таким образом, на семестр приходится 900, а на учебный год 1800 часов нагрузки. Под нагрузкой понимается общее время, затраченное студентом на обучение, включая посещение лекций, семинаров, сдачу экзаменов, подготовку к ним.
Большинство бакалаврских программ ограничиваются одной предметной областью. Некоторые вузы предлагают особые программы, в рамках которых изучается несколько наук, например, в Базельском университете есть бакалавриат по общественным наукам. Поскольку в области гуманитарных и социальных наук часто невозможно четко очертить потенциальные профессиональные сферы деятельности, то, как правило, изучаются две-три науки. В области инженерных, естественных и экономических наук обычно с самого начала выбирается одна предметная область.
Магистерские программы дают до-
полнительные углубленные специальные знания. Обучение в магистратуре длится не менее полутора лет, в основном 4 семестра, и предполагает получение 120 кредитов. В Швейцарии на уровне магистратуры есть программы по специальностям, которые в Германии не переведены на многоуровневую модель обучения, например, медицина и право. В швейцарских университетах и других вузах предлагаются программы «постдипломного обучения», относящиеся к сфере повышения квалификации. Если такая программа по уровню формируемых компетенций соответствует магистратуре, то выпускникам может присваиваться степень магистра.
Образовательные программы в рамках новой модели имеют модульную структуру. Каждый модуль охватывает один или несколько курсов, объединенных одной образовательной целью, и завершается общим экзаменом. Образовательные программы проходят аккредитацию в специальных агентствах, которые проводят экспертизу этих программ. Т акая внешняя экспертиза позволяет определять сопоставимость программ и их соответствие мировым образовательным стандартам, а также судить об уровне и качестве преподавания и содержании образования [2].
Попытаемся оценить первые результаты реформы высшего образования. Согласно данным проведенного нами эмпирического исследования, в период с 2005 по 2008 гг. более 85% выпускников бакалавриата по специальности «Начальное обучение» (Primary Education) Швейцарского педагогического института сразу после получения диплома нашли работу, абсолютное большинство из них по специальности. Газета «Цайт» в статье «Хорошие оценки. Бакалавриат имеет успех» [3] представила результаты опроса вы-
пускников, проведенного с помощью информационной системы высшей школы. Судя по этим данным, студенты, обучающиеся в системе бакалавриата и магистратуры, имеют большую степень удовлетворенности обучением по сравнению с обучающимися в старой системе (диплом и магистр). Они положительно оценивают общение с преподавателями, а также связь теории с практикой во время обучения. Опрос показал, что реализация принципов Болонского процесса в высшем образовании, по мнению выпускников, способствует улучшению качества преподавания.
Экономика и бизнес уже познакомились с новой моделью высшего образования и определились с отношением к выпускникам бакалавриата и магистратуры. Работодатели позитивно отзываются о широком, солидном базовом образовании молодых людей, которое дает им возможность адаптироваться к работе на любом предприятии. В то же время они отмечают, что выпускникам не хватает практических навыков и опыта, когда речь идет о специфических рабочих процессах фирмы.
Как подчеркивает Мартин Мерле, руководитель отдела обучения персонала «Дойче банк», фирмы должны приспосабливаться к работе с молодыми выпускниками бакалавриата. Они должны корректировать свои программы по развитию персонала, т.к. выпускникам-бакалаврам необходимо систематически участвовать в программах по повышению квалификации для своего профессионального становления. К этому предприятия сегодня еще недостаточно подготовлены, в том числе из-за отсутствия диалога между ними и вузами. Отсюда следует, что представители предприятий должны более активно участвовать в формировании образовательных про-
грамм, а университеты в большей степени использовать имеющиеся у них академические свободы, ориентироваться на практику, развивать у студентов ключевые компетенции, учитывать в своей деятельности международный опыт.
Относительно профессиональных перспектив Мерле замечает: в сфере естественных наук более 90% бакалавров стремятся сразу поступать в магистратуру. Среди инженеров это число несколько ниже, и еще ниже оно среди экономистов. В Германии до сих пор действовала не самая эффективная в мире система высшего образования, о чем свидетельствуют высокие показатели отсева в вузах. Новая система не заставляет всех обучающихся проходить весь путь профессионального обучения. Она также облегчает смену вуза и направления образования. Таким образом, бакалавриат вроде бы должен способствовать сокращению отсева и тем самым повышению эффективности высшего образования. Однако данный тезис не подтверждается, по крайней мере, относительно количества отчислений. Как показывают первые исследования, число лиц, прервавших обучение по новым специальностям, практически не изменилось и осталось таким же, как и по старым (студенты прерывают обучение на более раннем этапе) [4].
В Европе все чаще звучат критические оценки в адрес Болонского процесса. Петер Бири, до недавнего времени профессор философии Берлинского университета, не скрывает своего недовольства новой системой, из-за внедрения которой он оставил свое место преподавателя университета [5]. Такое решение он принял потому, что четко структурированная Болонская модель обучения диаметрально противоположна его концепции «обучения как ориентации в мире». По мнению про-
фессора, «все сводится только к деньгам и корпоративной культуре». Такой менталитет разрушителен для университетов и превращает преподавателей в «служащих модулей ». Созвучны этому и высказывания президента Франкфуртского университета в Интернет-публикации «Врач-бакалавр? Никогда! » [6]. С его точки зрения, новые программы являются недостаточно фундаментальными, а разделение программ на практико- и теоретико-ориентированные лишь на этапе магистратуры не приносит ожидаемых результатов.
Что говорят по этому поводу студенты? В опросах, проведенных в Швейцарии, свежеиспеченные бакалавры утверждают, что они вполне востребованы на рынке труда и практически без проблем находят работу. Так, например, в Швейцарии 12% всех бакалавров, получивших степень в 2006/2007 гг., являются выпускниками университета Санкт-Галена. Все они нашли работу и начали профессиональную деятельность. Но 80% бакалавров после получения первого образования поступают в магистратуру [4]. Такой высокий процент поступающих в магистратуру обусловлен желанием руководителей фирм направить принятых на работу бакалавров на двухлетнее обучение, чтобы затем вернуть их на свои предприятия в качестве магистров.
Выше мы уже сравнивали Болонский процесс с революцией в образовании. Какие последствия будет иметь эта революция? На наш взгляд, новые образовательные концепции должны привести к «новому типу учения », подразумевающему, что каждый студент должен стандартизировать собственный учебный процесс, оптимизировать его и организовывать с ориентацией на конечный результат. Это значит: кто хочет эффективно учиться (а это заложено в новых учебных планах, положениях об аттестации и предпо-
лагаемых сроках обучения), тот должен уметь эффективно планировать время, выбирать содержание и определять собственный индивидуальный маршрут. Здесь, однако, возникает ряд трудностей и противоречий, которые требуют отдельного рассмотрения.
С одной стороны, система многоступенчатой подготовки позволяет быстрее получить первое высшее образование, необходимое для профессиональной деятельности. С другой стороны, доступ к дальнейшему образованию, т.е. к получению степени магистра, становится более сложным. «Новые » программы имеют модульную структуру, т.е. должны быть гибкими и оптимальными с позиции обеспечения мобильности. Практически же они не допускают иных траекторий, т.к. требуют больших временных затрат для своего освоения. «Новые» структуры сокращают период обучения в вузе до 6-10 семестров. Однако сочетать обучение с работой становится проблематичным, поскольку «новые» структуры имеют в основе концепцию «обучения целого дня», предполагающую большое количество очных учебных занятий. Между тем потребность студентов в частичной занятости растет, т.к. они должны обеспечивать финансирование своего обучения и зарабатывать деньги на жизнь.
Система кредитов делает возможным постоянный анализ достигнутых результатов. Вместе с тем она невольно провоцирует «охоту» за баллами, превращая учебу в процесс собирания кредитов и увеличивая тем самым опасность недостаточного индивидуального развития. С одной стороны, суммирование кредитов позволяет студентам и администрации в любой момент оценить затраченное на учебу время. С другой - студенты начинают ориентироваться не на предметное содержание, а на количество кредитов.
Многоуровневая система предполагает наличие четко структурированных учебных планов, что дает студентам уверенность в процессе обучения, но негативно влияет на гибкость и вариативность в содержании образования. Стало эксплицитным требование к студентам осваивать часть учебного содержания самостоятельно (как будто раньше этого не было!). При этом учебное заведение пытается организовать дидактическое сопровождение и этой части учебного процесса.
Для работодателя «новые» структуры экономически выгодны. Например, они позволяют платить бакалаврам меньшую зарплату, чем раньше получали дипломированные специалисты. Однако фирмы сталкиваются с новыми проблемами, поскольку получают молодых людей, которые проучились всего лишь шесть семестров и имеют намного меньше жизненного опыта.
Опираясь на вышесказанное, мы считаем тезис о том, что «новые» концепции обучения предполагают «новый тип учения», соответствующим реальной ситуации. Если обучающиеся не научатся стандартизировать собственный процесс учения, оптимизировать его и организовывать с ориентацией на конечный результат, то переход на двухступенчатую систему высшего образования окажется неэффективным.
В процессе перехода на бакалавриат и магистратуру вузы Швейцарии взяли на себя роль активного, часто забегающего вперед участника. Об этом убедительно свидетельствует количество перестроенных образовательных программ. Тем самым вузы создали себе проблему «деакадемиза-ции», которая особенно сильно проявляется в обучении взрослых. Кроме того, они позволили сильно ограничить себя в академической автономии
и теперь с удивлением обнаруживают, что новые структуры:
• менее гибки;
• сужают возможности участников процесса;
• требуют унифицированного, рационального и четко структурированного обучения;
• делают студентов и преподавателей «рабами учебного плана и кредитов»;
• приводят к «школярству», поддерживая несамостоятельных, беспомощных студентов, нуждающихся в постоянных директивах;
• дисквалифицируют преподавателей, заставляя их из года в год предлагать одно и то же содержание занятий.
Дальнейший успех «новых» структур в Швейцарии будет зависеть от того, какие ответы будут получены на следующие вопросы.
1. Как будет принимать новые структуры рынок труда? Это будет известно только после проведения надежных эмпирических исследований.
2. Как воспримут новые структуры выпускники школ? Это будет зависеть
от того, как они будут оценивать свои шансы на рынке труда. Первые опросы дали положительные результаты.
3. Как будет сочетаться многоуровневая система с академическими свободами преподавателя и студента, с правом вуза на автономию?
4. Какое влияние окажет модуля-ризация учебного процесса на гибкое дидактическое обеспечение образовательных программ?
Литература
1. 10 Thesen zur Bachelor- und Masterstruktur
in Deutschland // Beschluss der Kulturministerkonferenz vom 12.6.2003.
2. См.: Empfehlungen der Conférence des Recteurs des Universités Suisses für die koordinierte Erneuerung der Lehre an den universitären Hochschulen der Schweiz im Rahmen des Bologna-Prozesses (Fassung vom 3. Mai 2007).
3. Gute Noten. Der Bachelor kommt gut an // Die Zeit. 2007.22.11.
4. Neue Züricher Zeitung am Sonntag. 2007. 4.11.
5. studiVersum. 2007. № 11. S. 7.
6. http://www.spiegel.de/unispiegel/studium/
0,1518,483351,00.html
GRUNDERH.-U. BOLOGNA IN SWITZERLAND: “NEW CONCEPTS OF TRAINING” - “NEW TRAINING”?
Transition to the two-level higher education system (Bachelor-Master) is the most significant reform of higher education within the last 200 years. The paper presents author’s thesis that «new » educational concepts, coursed by Bologna Process, stipulate a «new type of training» which implies that each student should standardize his/hers own learning process, optimize it and be focused on the outcomes. Opportunities and threats of transition to the new higher education system are considered; experience of Switzerland in implementation of Bologna Declaration is demonstrated.
Keywords: Bologna Process, two-level higher education system, bachelor programmes, master programmes, European educational environment, credit system, mobility, reform.
g