Научная статья на тему 'Система подготовки педагога к работе с детскими общественными объединениями: региональный аспект'

Система подготовки педагога к работе с детскими общественными объединениями: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ / ФОРМАЛЬНОЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВЫЕ ГРУППЫ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / CHILDREN''S PUBLIC ASSOCIATIONS / TEACHERS-ORGANIZERS OF THE CHILDREN''S MOVEMENT / FORMAL / INFORMAL / NON-FORMAL EDUCATION / NETWORKING GROUPS / RESOURCE CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Ирина Викторовна

В статье рассматривается муниципальная система подготовки педагогов к работе с детскими объединениями, созданная в г.о. Тольятти, субъектом которой являются педагогиорганизаторы детского движения. Раскрываются основные принципы разработки муниципальной модели подготовки этой категории кадров; формы и методы их обучения в процессе интеграции формального, неформального, информального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the municipal system of teachers’ training for work as teachers-organizers of the children's movement with children's associations, established in Tolyatti. It reveals the basic principles of developing the municipal model of training this category of personnel; forms and methods of training in the process of integration of formal, non-formal, informal education

Текст научной работы на тему «Система подготовки педагога к работе с детскими общественными объединениями: региональный аспект»

И. В. Руденко

(г. Тольятти)

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

SYSTEM OF TEACHER'S TRAINING FOR WORK WITH CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATIONS: REGIONAL ASPECT

В статье рассматривается муниципальная система подготовки педагогов к работе с детскими объединениями, созданная в г.о. Тольятти, субъектом которой являются педагоги-организаторы детского движения. Раскрываются основные принципы разработки муниципальной модели подготовки этой категории кадров; формы и методы их обучения в процессе интеграции формального, неформального, информального образования Ключевые слова: детские общественные объединения, педагоги-организаторы детского движения, формальное, информальное, неформальное образование, сетевые группы, ресурсный центр

The article deals with the municipal system of teachers' training for work as teachers-organizers of the children's movement with children's associations, established in Tolyatti. It reveals the basic principles of developing the municipal model of training this category of personnel; forms and methods of training in the process of integration of formal, non-formal, informal education

Keywords: children's public associations, teachers-organizers of the children's movement, formal, informal, non-formal education, networking groups, resource center

В начале XXI века образовательная архитектура конкретного региона, города стала одним из важнейших объектов экспериментирования. Структура её формируется в зависимости от многих факторов, в том числе и от представлений о том, какая деятельность будет приоритетной внутри конкретного региона, какие кадры востребованы для его развития. Потребность в людях, готовых к активному участию в созидательной деятельности, актуализирует проблему общественного воспитания как важной сферы социальной жизни. Субъектами системы общественного воспитания являются детские общественные объединения, которые получили поддержку и новый импульс к развитию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Детское общественное объединение становится позитивно направленным благодаря

специфической деятельности взрослых, организующих и направляющих стремления детей: общественников, волонтеров, руководителей объединений, вожатых, кураторов, наставников-инструкторов, активных членов и участников объединений. Взрослые стремятся содержательно заполнить досуговое время подростков, наполнить их жизнь смыслом и ценностями, воспитать, по выражению В. В. Зеньковского, «вкус к социальной деятельности» [1]. Это позволяет актуализировать проблему их профессиональной подготовки с учётом новых реалий и вызовов современности.

Специфика решения проблемы подготовки кадров в условиях XXI века заключается в том, что в отличие от предшествующих периодов содержание её ориентировано на грамотное профессиональное обеспечение многообразно структурированного детского движения с учетом местных условий, ресурсов; направлено не на деятельность в конкретной общественно-политической организации, а

на «восхождение к субъектности» [2], овладение знаниями и умениями, ориентировочными основами деятельности в соответствии с принятыми или самостоятельно выбранными идеалами и установками.

В этом смысле цели деятельности организатора детского движения совпадают с целями профессиональной деятельности современного педагога, с задачами государственной политики в сфере воспитания. Решение задач позитивной социализации детей и подростков через участие в деятельности детского общественного объединения позволяет считать организатора детского общественного объединения педагогом (даже если он не имеет профессиональной подготовки].

Следует выделить в связи с этим ряд проблем, которые предстоит решать, занимаясь разработкой системы подготовки этой категории кадров. В образовательном пространстве региона, его структуре должны быть программы подготовки специалистов различных уровней и компетентности. При этом возникает необходимость:

- изучения возможностей использования системы непрерывного педагогического образования, включая все разнообразие форм и видов повышения квалификации: формальное (институциональное], неформальное; информальное;

- использования возможностей некоммерческого сектора, потенциала государственных учреждений сферы молодежной политики.

Вторая проблема определяется реальным состоянием кадров в детском движении. По данным мониторинговых исследований, организаторами детского общественного объединения сегодня становятся специалисты, не имеющие базового педагогического образования. Возникает вопрос о специальной подготовке этой категории. В этой связи необходим поиск той исходной базы, где возможна работа с этими специалистами как будущими воспитателями, владеющими современными социально-воспитательными технологиями.

Третья проблема связана с отсутствием разработанных вариативных программ, ориентированных на решение задач дифференцированной подготовки организаторов детского движения.

Научная и практическая разработка идеи подготовки организаторов детского движе-

ния в г.о. Тольятти была вызвана тенденцией роста интереса подростков к деятельности неформальных сообществ.

В проведенном среди школьников г.Тольятти исследовании, целью которого стало выявление отношения к общественным формированиям, объектом изучения были выбраны подростки 12-14 лет общей численностью 1600 человек, из них - 52% девочек и 48% мальчиков [3, с. 21]. Иерархия предпочтений стать членами объединений (39% опрошенных] выразилась следующим

образом:

Туристско-краеведческих 34%

Музыкальных 32%

Спортивных 25%

Экологических 22%

Патриотических 13%

Скаутских 9%

Пионерских 5%

Данные мониторинга Фонда социальных исследований Самарской области подтвердили, что доля молодых людей, желающих стать членами какой-либо организации, имеет тенденцию к увеличению за последние 4 года с 45% до 66% [4, с. 12].

Другой тенденцией, способствующей реализации заявленной идеи, послужила заинтересованность органов образования, значительной части педагогов в создании на базе образовательных учреждений общественных объединений детей. В этой связи возникла необходимость ответить на запросы:

- где и через какие формы возможна такая подготовка и повышение квалификации желающих;

- каково должно быть содержание этой подготовки;

- какими технологиями должны владеть взрослые, чтобы поддержать естественное стремление ребенка к объединению. Таким образом, создание системы подготовки организаторов детского общественного объединения предполагает отражение всех тенденций времени и достижений науки, связанных с модернизацией и развитием профессионального образования, стратегиями современного воспитания.

Самым оптимальным с точки зрения адаптивности системы представляется муниципальный уровень ее организации. Муниципальная система имеет возможность более оперативно и гибко реагировать на изменения социальной ситуации, создавать норма-

тивную базу для деятельности общественных объединений, перераспределять и выделять средства на подготовку их кадров; реорганизовывать муниципальные учреждения и службы для выполнения задач поддержки и сопровождения деятельности общественных объединений. Муниципальная система подготовки педагогов-организаторов детского движения в г.о. Тольятти в последнее десятилетие начала складываться как интеграция формального, неформального, информально-го видов образования.

Формальное образование в государственных учреждениях высшего и среднего образования развивалось по заказу муниципалитета. Высшим учебным заведениям, действующим в рамках муниципальной системы образования, предоставлены большие полномочия в соответствии с потребностями социума и рынком труда лицензировать и открывать новые специальности, разрабатывать и внедрять вариативные курсы как региональный компонент образовательной программы. В связи с этим в Волжском университете им В. Н. Татищева была открыта специальность «специалист по работе с молодёжью», а в Тольяттинском государственном университете на психолого-педагогическом направлении подготовки бакалавров введён курс «Педагогика детского движения».

Актуализация проблемы педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений в регионе открывала возможности создания системы неформального образования. Базой инновационной модели системы неформального образования стало учреждение дополнительного образования, получившее название «Ресурсный Центр». Муниципальный ресурсный центр по поддержке детского движения, созданный при заинтересованном участии Департамента образования, под научным руководством автора статьи, стал осуществлять подготовку педагогов и организаторов детских объединений, используя ресурсы системы образования. Ресурсным такой центр называется потому, что в нем сосредоточены нормативно-правовые, информационные, кадровые, методические «ресурсы», позволяющие квалифицированно строить работу на муниципальном уровне в этих двух направлениях.

В городском образовательном пространстве ресурсный центр (головное образовательное учреждение] начал строить свою деятельность через систему базовых и опорных школ. Базовая школа определилась в ка-

ждом административном округе или районе. Она осуществляет методическую, консультативную, информационно-аналитическую деятельность. С учетом ее возможностей и на ее базе ресурсный центр проводит обучение актива ближайших детских объединений, семинары и консультации педагогических кадров; собирает информацию о ресурсах детских объединений с целью обмена опытом работы, проводит внедрение и апробацию программ по разным направлениям деятельности. В базовой школе, как правило, создается методический кабинет или уголок, библиотека по вопросам детского движения, ведется разноплановая работа по созданию материально-технических условий для деятельности общественных организаций.

Опорные школы организуют консультативную и координационную работу в рамках общественных объединений одного направления деятельности. Организаторы детских общественных объединений, созданных на базе учреждений общего и дополнительного образования, представляют детские объединения одного профиля в сетевых группах, методических объединениях, действующих в ресурсном центре.

На базе ресурсного центра г.о. Тольятти оформились сетевые группы «Экосодружест-во», «Волгарята», НКО (Некоммерческие организации], «Патриот», «Педотряд». Через сетевые группы осуществляется координация деятельности профильных объединений, обсуждаются методические вопросы, разрабатываются сетевые проекты, различные виды организационно-массовой работы.

Так, например, в ресурсном центре г.о. Тольятти в сетевую группу «Экосодружество» входят представители 12 экологических объединений. Ресурсный центр является определенной базой, координирующим звеном в их деятельности. Основными формами работы сетевой группы являются рабочие заседания, индивидуальные консультации, мастер-классы, семинары. Организаторы детских объединений обучаются таким образом в системе неформального образования в процессе деятельности под руководством методистов ресурсного центра. Для них организуются курсы и семинары в соответствии с профилем детского объединения.

Учитывая, что педагоги имеют достаточный уровень психолого-педагогической подготовки, в программу курсов включаются в

большей степени вопросы, связанные со спецификой деятельности детского общественного объединения. Содержание обучения организаторов детских объединений составляют вопросы стратегического планирования, фандрайзинга, финансового менеджмента, международного сотрудничества, социального партнерства, связей с общественностью, социального маркетинга, правовых основ деятельности.

Следует подчеркнуть особую роль ресурсного центра в сопровождении деятельности детских объединений. Важным является момент взаимодействия всех категорий актива на базе ресурсного центра. Это взаимодействие происходит в процессе лагерей актива, тренинговых занятий, обмена опытом работы, выставок достижений, развлекательно-познавательных программ. Каждое объединение по очереди или сетевая группа в целом разрабатывают сетевые проекты и вовлекают в эту деятельность всех желающих.

В ресурсном центре как учреждении дополнительного образования идет реализация образовательных программ. Детские общественные объединения имеют возможность включиться в обучение по программам тури-стско-краеведческого, художественно-эстетического профиля, повысить компетентность в правовых или игровых вопросах. Ресурсный центр ведет реестр детских общественных объединений г.о. Тольятти, а каждое объединение имеет свой социальный паспорт, где отслеживаются результативность и динамика развития детского объединения как коллектива единомышленников.

При разработке модели деятельности ресурсного центра как специфического учреждения в системе муниципального дополнительного образования важно было создать условия, которые бы обеспечивали его стабильное и перспективное развитие. Одним из определяющих условий является нормативно-правовая база деятельности, закрепленная в локальных актах. Важным условием развития является целостная научно-методическая база, предполагающая разработку методик, программ, технологий; издание методических пособий по всем насущным вопросам детского движения.

Поскольку успешность профессиональной подготовки во многом зависит от осмысленности содержания, первостепенное значение в решении исследовательских задач име-

ла разработка программ подготовки специалистов [5]. Городским методическим советом по проблемам детского движения подготовлена базовая программа, ориентированная на блочно-модульную систему подготовки специалистов широкого профиля. Эти модули представляют собой относительно завершенные смысловые учебные курсы, которые могут использоваться как структурные элементы единой программы или подбираться в зависимости от уровня и индивидуальных потребностей слушателей.

Теоретической базой разработки содержания модулей программы по подготовке и повышению квалификации педагогов-организаторов детского движения стали обобщенные результаты историко-педагогиче-ских исследований.

Программа учебного курса представлена «базовыми» модулями [3, с. 82-88].

Модуль 1. «История и перспективы развития отечественного и зарубежного детского движения» предполагает изучение причин появления детских и молодежных организаций в России и за рубежом в ХХ веке, попытку найти ответы на сегодняшние вопросы в историческом прошлом. Изучение эволюции детского движения в России обращает к опыту скаутизма, допионерских организаций различной направленности; пионерского движения, периоду возникновения новых детских, подростковых объединений в реформируемой России XXI века.

В содержании модуля представлены: типология детских объединений современной России в различных научных подходах к их классификации Л. В. Алиевой, М. В. Богуславского, О. В. Коршуновой; результаты социологических опросов о тенденциях развития детского движения (А. В. Волохов, М. Е. Кульпе-динова, С. В. Тетерский, И. И. Фришман); данные о деятельности международных организаций в России (скауты, Falken, AIESEC, AIESTL, UMCA, UHA и др.), а также Национального Совета молодежных и детских объединений России. Особое место отводится детским общественным объединениям, действующим на муниципальном уровне.

Модуль 2. «Правовое и информационное обеспечение деятельности детских и молодежных объединений» знакомит с законодательной и нормативной базой общественных объединений Федерального, регионального, муниципального уровней.

Модуль 3. «Психологические основы работы с детьми и подростками» посвящен изучению особенностей психического развития детей и подростков на разных возрастных этапах, социально-психологической характеристике больших и малых групп. В процессе обучения педагог-организатор имеет возможность познакомиться с сущностью предстоящей деятельности по сплочению и созданию детского коллектива, ее структурой, критериями эффективности.

Важными являются вопросы развития умений и навыков (моторных, сенсорных, умственных, регуляторных) у участников детских объединений и взрослых-организаторов. Доминирующей составляющей успешной профессиональной деятельности является коммуникативный компонент, актуализирующий способность к установлению продуктивного взаимодействия с подростками. Изучение закономерностей общения, средств общения, стилей; соотношение процессов руководства и лидерства - важнейшие составляющие теоретических знаний этого модуля.

Модуль 4. «Педагогика детского движения» - как совокупное научное знание, раскрывающее воспитательную сущность детских формирований различной направленности, а также ориентирующее педагога на поиск приоритетов и ценностей современного детского движения с учетом уроков и ошибок прошлого.

Модуль 5. «Социально-воспитательные технологии в сфере детского движения». Содержание этого модуля направлено на изучение вопросов социального проектирования, фандрайзинга, предпринимательской деятельности, технологий социального партнерства, добровольческой деятельности. Данные технологии отражают принципиально новые взгляды на детское и молодежное движение, новую систему его взаимоотношений с государственными учреждениями. Смысл педагогического мониторинга, который должен освоить педагог-организатор (Модуль 6], заключается в том, чтобы оценить, а в дальнейшем помочь детскому общественному объединению определить условия эффективного функционирования. Организаторы осваивают диагностику развития детского объединения как общественного формирования, методики личностного развития подростков в объединении [6]. Базовые модули являются основой формирования программ, ориенти-

рованных на разнообразные образовательные потребности слушателей.

Воплотить идеи в конкретную структуру муниципальной системы подготовки педагога-организатора детского объединения можно в том случае, если будут реализованы организационно-педагогические принципы [7], включающие:

взаимодействие государственных и общественных структур при создании системы подготовки кадров организаторов детского общественного объединения. Исторический отечественный и зарубежный опыт убеждает, что государство, являясь гарантом реализации и защиты прав детей, демонстрирует заинтересованность в развитии детского общественного движения как школы гражданского становления личности, создавая нормативно-правовую базу для деятельности детских общественных формирований, осуществляя серьезные системные мероприятия, направленные на подготовку кадров руководителей. Только с поддержкой государственных структур возможны определение приоритетных направлений в подготовке и переподготовке организаторов детских общественных объединений, разработка и внедрение новых форм и методов в современное воспитание;

принцип открытости системы, означающий расширение сферы образовательных услуг по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогов-организаторов детского движения в различных типах образовательных учреждений с использованием электронных средств информации;

принцип преемственности, предполагающий модернизацию и укрепление имеющихся структур по подготовке организаторов детских общественных объединений как педагогов-воспитателей наряду с созданием учреждений нового типа, реализующих потребности общества в новом типе квалифицированных кадров для детского общественного движения;

принцип комплексности и гибкости образовательного процесса, базирующийся на большой вариативности и модульности обучения, позволяющий с учетом образовательного уровня сегментировать кадровый состав на необходимый уровень и формы образования в соответствии с практической деятельностью;

принцип научной, методической и технологической обеспеченности всех типов учре-

ждений, входящих в систему подготовки, переподготовки организаторов детских общественных объединений. Как показал исторический опыт, выделение этого принципа является важным для организации и функционирования системы и требует вме -сте с тем создания в ее структуре специальных учреждений, ответственных за реализацию этого принципа на непрерывной основе;

принцип гуманистической направленности, означающий приоритет субъектного подхода к кадрам, воспитывающим молодое поколение в соответствии с идеалами добра, истины, справедливости; воспринимающим каждого ребенка как самоценную личность гражданского общества.

Таким образом, к числу инновационных идей, проявившихся в опыте создания муниципальной системы подготовки педагогов-организаторов детского движения, относятся:

- разработка требований к профессиональной компетентности современного организатора детского движения;

- ориентация на создание дифференцированных программ обучения в зависимости от базового уровня взрослых-организаторов;

- стимулирование самообразования и самосовершенствования, опора на внутреннюю активность обучаемого;

- социальное партнерство ведомств образования и молодёжной политики в решении кадровых проблем;

- изменение статуса типовых образовательных учреждений, перевод их в разряд «ресурсных» по поддержке детского движения;

- обновление научно-методического обеспечения содержания подготовки, связанного с внедрением в практику детского движения новых социально-воспитательных технологий.

Современная ситуация в развитии детского движения подводит к следующему выводу: подготовка кадров организаторов детского общественного объединения - не самоцель. Это жизненная потребность, продиктованная конкретными целями развития региона, запросами детского сообщества. По своей объективной природе, воспитательному, социальному, культурологическому потенциалу, сущностной характеристике, позиции взрослого и ребенка детские объединения остаются пространством особой социально-педагогической деятельности взрослого, к которой его необходимо готовить и в которой важно его профессионально сопровождать.

Литература

1. Зеньковский В. В. Социальное воспитание, его задачи и пути // Н. Н. Сиземская, Л. И. Новикова. Идеи воспитания в русской философии XIX -начала ХХ в. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 61-63.

2. Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 416 с.

3. Муравьева Л. А. Подготовка педагогов к работе с детскими объединениями в системе повышения квалификации: дис. ... канд пед. наук: 13.00.01. - М., 2012. - 208 с.

4. Фурсов О. Б. Дома молодежных организаций // Современные подходы к организации деятельности Центров поддержки молодежных и детских общественных объединений. - Самара, 2004. - 143 с.

5. Алиева Л. В. [и др.]. Подготовка педагога-организатора детского движения: сборник авторских программ. - Тольятти, 2007. - 45 с.

6. Алиева Л. В. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях. -М.: Департамент образования г.Москвы, Московский центр качества образования, 2010. - 60 с.

7. Руденко И. В. Становление и развитие системы подготовки педагога-организатора детского объединения: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2008. - С. 202-204.

->-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.