Научная статья на тему 'Хостел как центр детско-юношеского образовательного туризма: педагогизация среды'

Хостел как центр детско-юношеского образовательного туризма: педагогизация среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ / ХОСТЕЛ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ДОСУГА / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HOSTEL / PEDAGOGIZATION / EDUCATIONAL TOURISM / PEDAGOGICAL ENVIRONMENT / CHILDREN AND YOUTH TOURISM / YOUTH HOSTEL / CHILDREN LEISURE / INFORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина А.Г.

Представлен и проанализирован опыт работы новгородского детско-юношеского хостела, направленной на создание воспитывающего образовательного пространства для работы с семейными и детско-юношескими группами туристов. Обозначены направления и методы работы со школьниками и педагогами. Указаны перспективы и условия развития детского хостела как центра информального образования и образовательного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOSTEL AS A CENTER OF CHILDREN AND YOUTH EDUCATIONAL TOURISM: CREATION OF PEDAGOGICAL ENVIRONMENT

The article considers the methods and means of creating pedagogical environment in youth hostels as the means of optimization of children and youth tourism in Russia. The author analyzes experience of Novgorod first children and youth hostel, the strong and weak points of its work with school children and student groups. The conditions and perspectives of development of children hostel as a center of informal education and educational tourism are discussed.

Текст научной работы на тему «Хостел как центр детско-юношеского образовательного туризма: педагогизация среды»

УДК 379.832

ХОСТЕЛ КАК ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА:

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ

А.Г.Кукушкина

HOSTEL AS A CENTER OF CHILDREN AND YOUTH EDUCATIONAL TOURISM: CREATION OF

PEDAGOGICAL ENVIRONMENT

A.G.Kukushkina

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, anna_kukushkina@yahoo.com

Представлен и проанализирован опыт работы новгородского детско-юношеского хостела, направленной на создание воспитывающего образовательного пространства для работы с семейными и детско-юношескими группами туристов. Обозначены направления и методы работы со школьниками и педагогами. Указаны перспективы и условия развития детского хостела как центра информального образования и образовательного туризма.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, образовательный туризм, педагогизация среды, хостел, воспитывающая среда, организация детского досуга, информальное образование

The article considers the methods and means of creating pedagogical environment in youth hostels as the means of optimization of children and youth tourism in Russia. The author analyzes experience of Novgorod first children and youth hostel, the strong and weak points of its work with school children and student groups. The conditions and perspectives of development of children hostel as a center of informal education and educational tourism are discussed.

Keywords: hostel, pedagogization, educational tourism, pedagogical environment, children and youth tourism, youth hostel, children leisure, informal education

В современном обществе туризм становится важным направлением развития большинства регионов и населенных пунктов, а также одной из форм реализации непрерывного образования. Появляются интерактивные маршруты и экскурсии, все более популярными становятся путешествия, сопряженные с получением творческого опыта, изучением культуры и истории.

Однако, на наш взгляд, современный туризм ориентирован преимущественно на молодежь и взрослых, тогда как группы обучающихся не так часто являются целевой аудиторией при разработке туристических продуктов. На сегодняшний день можно выделить группу основных проблем, касающихся детско-юношеского туризма:

Нехватка методической и координационной поддержки организаторов туристических поездок. Зачастую педагоги и родители, выступающие организаторами групп, испытывают острую нехватку информационной и методической поддержки на этапе планирования и заказа культурно-экскурсионной программы. Не все могут позволить себе услуги туристических компаний, сопровождающих группы.

Отсутствие широкого ассортимента интерактивных, современных туристических продуктов. В представлении современных школьников история и культура родной страны нередко окружена ореолом архаичности и лишена привлекательности. Само слово «экскурсия» зачастую ассоциируется с чем-то скучным и монотонным. В работе отечественных музеев с аудиторией уже широко используются интерактивные экскурсии, мультимедийные панорамы и компьютерные технологии, однако изменение пред-

ставлений школьников о музеях — это длительный процесс.

Отсутствие мест размещения, ориентированных на детско-юношескую аудиторию. Большой выбор отелей не всегда позволяет руководителям групп найти место пребывания, подходящее для детей до 18 лет, с соответствующим уровнем комфорта и безопасности. Практически отсутствуют в населенных пунктах станции юных туристов. Зачастую в отелях и хостелах не предусмотрено наличие игровых и образовательных зон, которые позволили бы реализовать их педагогический и развивающий потенциал.

В качестве одного из решений указанных проблем возможно создание специализированных центров детско-юношеского туризма. В настоящее время роль подобного центра может выполнять детско-юношеский хостел.

Хостелы (англ. youth hostel) — это бюджетные гостиницы, устроенные по типу общежития, которые предоставляют ночлег и, в некоторых случаях, питание своим постояльцам. Чаще всего хостелы размещаются в переоборудованных зданиях студенческих общежитий, гостиниц, частных домов, что позволяет снизить первоначальные затраты на открытие. На сегодняшний день более чем в 80 странах мира насчитывается более 4500 хостелов и ежегодно в них останавливается более 30 млн. туристов. Существует профессиональная некоммерческая организация, объединяющая большинство хостелов по всему миру — Международная федерация хостелов, или International Youth Hostel Federation, официальной торговой маркой которой является Hostelling International (HI) [1].

Реализация развивающих и образовательных возможностей хостелов продиктована самой историей их возникновения. Первый хостел появился в 1907 году благодаря школьному учителю Ричарду Шир-манну (Германия), который со своими учениками постоянно устраивал загородные прогулки. Чтобы обеспечить бедным школьникам возможность путешествовать, Ширманн договаривался с другими школами, используя их как место для ночлега в дни каникул и выходные. Идея организации подобных поездок существенно видоизменилась, однако важность совместного детского отдыха и туризма сохраняет актуальность и ценность.

В сущности, сегодня детский хостел может позиционироваться как детско-юношеский образовательный центр с возможностью проживания. Именно такой подход позволяет акцентировать внимание не на гостиничных услугах хостела, но на его воспитательных и образовательных возможностях. Хостелы можно считать лучшим вариантом для организации детского туризма. Этому способствуют следующие особенности приема и проживания гостей:

1. Соответствие санитарно-гигиеническим нормам детского отдыха. Хостелы отличаются чистотой и зачастую даже более строгими правилами проживания, нежели пятизвездочные отели. Во многих хостелах нельзя курить и употреблять алкоголь, шуметь в позднее время, в некоторых нельзя приходить после полуночи [2].

2. Бюджетная стоимость размещения по несколько человек в комнате. Подобная особенность позволяет, с одной стороны, сделать детские путешествия более доступными, а с другой — способствует общению и взаимодействию участников поездки. Это облегчает работу сопровождающего группы, который может наблюдать всего за несколькими комнатами, где располагаются воспитанники, вместо большого числа двухместных номеров.

3. Условия быта, в которые попадают молодые путешественники, так или иначе способствуют трудовому воспитанию и развитию навыков самообслуживания. Зачастую гостям хостела приходится самим готовить, застилать постели, мыть за собой посуду.

Однако, что же должно отличать детско-юношеские хостелы от мест размещения взрослой и молодежной аудитории? Ответом на этот вопрос может являться целенаправленная работа по педагоги-зации среды детского хостела.

Процесс педагогизации среды В.С.Безрукова определяет как «простраивание структуры, отношений, оформление пространства, окружающих образовательное учреждение и места проживания семей как целесообразно воспитывающих. Эта среда ... должна быть близкой, безопасной, развивающий, эстетичной» [3]. С нашей точки зрения, педагогизация среды должна присутствовать не только в образовательных учреждениях, но также, по возможности, в каждом месте пребывания подрастающей личности, групп детей и подростков. На сегодняшний день многим известен термин «музейная педагогика», а в данном случае имеет место «педагогика хостела»: создание

атмосферы, пробуждающей у гостей интерес к окружающему миру, к незнакомым фактам.

Рассмотрим возможности и направления педа-гогизации среды хостела на примере создания образовательно-туристического комплекса «Ганзейский двор» в Великом Новгороде. Детский хостел начал работу на базе Центра экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха при МАОУ «Гимназии № 3» в 2014 году в рамках реализации Муниципальной программы «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода» на 2014—2016 годы. Хостел тесно сотрудничает с Комитетом образования Великого Новгорода, принимая детско-юношеские группы и, тем самым, способствуя организации таких мероприятий, как: Российская детская фольклорная Ассамблея; Всероссийская олимпиада по декоративно-прикладному творчеству; чемпионат России по флор-болу; детский хоккейный лагерь (г. Сергиев Посад); межрегиональный проект «Великий Новгород юным художникам России» и др.

Целенаправленная деятельность по педагоги-зации среды хостела осуществляется в следующих направлениях:

1. Организация режима работы и размещения гостей. В данном случае желательными являются строгие рамки в отношении употребления алкоголя и курения, соблюдение тишины после 23.00, по возможности, размещение гостей разного пола в отдельных комнатах. Для обеспечения дополнительной безопасности гостей организаторы групп предоставляют гарантийные письма, подтверждающие соблюдение правил пребывания. Воспитывает сам внешний вид помещений хостела. Чистота, которую отмечают дети и взрослые, способствует поддержанию высоких требований к своему поведению и поведению сверстников.

2. Подготовка персонала хостела к работе с детьми и подростками. Желательно допускать к работе в детском хостеле администраторов, имеющих педагогическое образование или целенаправленно готовить работников к взаимодействию с детьми посредством бесед, инструктажа, консультирования в проблемных ситуациях.

3. Реализация образовательных и воспитательных возможностей пространства хостела. Так, например, на территории детского хостела «Ганзейский двор» погружение в мир истории, географии и культуры начинается с первых минут. В холле хосте-ла представлена экспозиция плакеток с изображениями гербов и флагов мест, из которых в хостел приезжают гости. Каждая новая группа с интересом разглядывает выставку, пытается найти родной город, узнает флаг той или иной страны.

На основном этаже представлены мультимедийная зона (с проектором и ноутбуком — для просмотра учебных фильмов и проведения конференций), а также зона отдыха, где представлены настольные игры, художественная и научно-популярная литература, присутствует площадка бук-кроссинга (международного движения по обмену книгами).

Даже дизайн интерьера имеет образовательную

направленность: в хостеле все комнаты носят название одного из городов Ганзейского союза: Рига, Любек, Псков и др. Дверь каждой комнаты — это фото одной из достопримечательностей, а рядом находится информационный стенд о жизни города на русском и английском языках.

В хостеле оборудованы стенды, в которых выставляются работы педагогов и учащихся творческого центра «Визит», что позволяет гостям знакомиться с изделиями народного декоративно-прикладного искусства и приобретать уникальные сувениры. Кроме того, планируется обустройство прилегающей территории — создание спортивных площадок, разметка территории для игр на свежем воздухе.

4. Реализация образовательных возможностей интернет-ресурсов хостела. Веб-сайт и публичная страница хостела в социальной сети также могут быть инструментами воспитательной работы и развития познавательных интересов подрастающего поколения. Например, на сайте хостела «Ганзейский двор» присутствуют такие разделы, как энциклопедия (в ней определены различные туристские термины), игротека (описание правил различных игр для времяпрепровождения в хостеле), библиотека хостела (подборка коротких поучительных рассказов, притч), даны информационные справки о городах Ганзейского союза и истории Ганзы. Подготовлены статьи по туристской тематике.

5. Осуществление просветительской деятельности и методической поддержки организаторов детского туризма. На начальном этапе специалисты хостела могут консультировать педагогов или родителей в частном порядке. Далее возможна подготовка информационных брошюр, буклетов с рекомендациями по организации детско-юношеского экскурсионного туризма в общем, и по подготовке самостоятельной поездки в конкретный населенный пункт, в частности. В настоящее время специалистами «Ганзейского двора» разрабатывается «Конструктор путешествий» — каталог образовательных и досуговых возможностей города, позволяющий самостоятельно составить программу пребывания детской группы в Великом Новгороде.

6. Организация досуговой и культурно-образовательной деятельности детско-юношеских групп. В этом направлении деятельность может осуществляться как на базе хостела, так и на уровне города. В частности, в хостеле разработаны квесты по территории хостела (с использованием информационных стендов и фото городов), продуманы творческие мастерские, подготовлены подборки художественных и образовательных фильмов. Специалисты хостела, являясь инициаторами сотрудничества с различными организациями и учреждениями города (Новгородским музеем-заповедником, Областным домом народного творчества, творческим центром «Визит» и др.), помогают педагогам и родителям в организации культурной программы для учащихся: бронируют экскурсии и мастер-классы, составляют маршруты путешествий, разрабатывают интерактивные программы пребывания с элементами творчества и ролевой игры («Палитра Великого Новгорода» и

«Выпускной в Великом Новгороде» — для учащихся начальных школ).

По итогам обобщения опыта работы новгородского детско-юношеского хостела можно сделать вывод, что актуализация педагогических возможностей хостела позволяет превратить место пребывания туристов в пространство, способствующее развитию познавательных интересов гостей, получению новых знаний, опыта творческой деятельности, а также опыта общения с представителями других городов и стран.

Детско-юношеские хостелы способны также становиться площадками информального образования и образовательного туризма. При наличии кадровых ресурсов хостел может быть инициатором организации международных и межрегиональных конкурсов и конференций, летних языковых школ и форумов учащихся, обеспечивая пространство пребывания и координируя работу социальных и образовательных организаций города. Также возможно сотрудничество хостела со школами и вузами города с целью организации неформального общения учащихся из различных городов, проведения экскурсий молодыми жителями города.

Можно выделить следующие условия становления на базе детского хостела центра образовательного туризма и информального образования:

— создание образовательного пространства на территории хостела посредством интерьерных решений, организации размещения, режимных моментов;

— готовность работников хостела к целенаправленному общению с детско-юношеской аудиторией хостела, педагогами и родителями;

— организация сотрудничества с городскими организациями культуры и образования с целью создания вариативных образовательно-культурных досу-говых программ для туристов;

— разработка образовательно-туристских маршрутов, творческих конкурсов, форумов и других мероприятий, способствующих сотрудничеству и коммуникации на уровне региона, страны или мира.

Создание детско-юношеских хостелов, специализирующихся на приеме групп учащихся и семей с детьми, является актуальным для городов, развивающих индустрию туризма и гостеприимства, нацеленных на организацию межрегионального и международного образовательного сотрудничества. Детские хостелы могут играть важную роль в обеспечении единого образовательного пространства России, выступая в качестве площадок для организации образовательных, творческих и спортивных мероприятий на уровне региона или страны.

1. Караваева М.А., Харькова Т.Б. Хостел как специфический вид бюджетных гостиниц // География и туризм: Сб. науч. тр. Пермь, 2010. С. 196-200.

2. Перемитина Д.В. Хостел как одно из современных средств размещения // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сб. науч. тр. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2012. С. 84-86.

3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопе-

дический словарь педагога) [Электр. ресурс]. Екатерин -бург, 2000. URL: http://didacts.ru/dictionary/ 1010/word/pedagogizacija-sredy (дата обращения 01.12.2015).

References

1. Karavaeva M.A.., Kharkova Т.B. Hostel as a specific type of budget hotels. Geography and tourism: Coll. of papers. Perm, 2010, pp. 196-200.

2. Peremitina D.V. Hostel as a modern type of accommodation. Current problems of human sciences: Coll. of papers. Tomsk, 2012, pp. 84-86.

3. Bezrukova V.S. Foundations of spiritual culture (encyclopedic dictionary of a teacher). Ekaterinburg, 2000. Available at: http://didacts.ru/dictionary/ 1010/word/pedagogizacija-sredy (accessed 01.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.