Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка организаторов детского движения'

Профессиональная подготовка организаторов детского движения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко И. В.

The article concerns the principals of creating the system of preparation for teacher organizer of children's public union are opened; the model of specialist and conditions of its reorganization are represented, generalization of demand to organizing the process of working out the matter of preparation on regional level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional preparation of organizers of children's movement

The article concerns the principals of creating the system of preparation for teacher organizer of children's public union are opened; the model of specialist and conditions of its reorganization are represented, generalization of demand to organizing the process of working out the matter of preparation on regional level.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка организаторов детского движения»



ПНААГОГПКА П ПШОЛОГП9 А РОФ!СС П ОПАЛ Ы1О ГО О ЬРАЮ ЬАИП 9

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

И.В. Руденко, ТГУ, г. Тольятти

В нашей стране на различных этапах исторического развития накоплен уникальный опыт использования воспитательного потенциала детских общественных объединений в духовно-нравственном и гражданском становлении подрастающего поколения.

Формировать личность гражданина, искренне озабоченного судьбой России, человека гуманистической, духовно-нравственной ориентации -задача детского объединения, а значит, и руководителя, его организующего.

В этом смысле цели деятельности организатора детского движения совпадают с целями профессиональной деятельности современного педагога, с задачами государственной политики в сфере воспитания.

Решение задач позитивной социализации детей и подростков через участие в деятельности детского общественного объединения позволяет считать организатора детского общественного объединения педагогом (даже если он не имеет профессиональной подготовки), содействующим в организации воспитательной деятельности подрастающего поколения.

Особенность современной образовательной ситуации, естественный про-

цесс смены кадров лидеров и организаторов детского движения в России начала XXI века создали условия для новой системы подготовки педагога-организатора детского общественного объединения.

Специфика проблемы подготовки кадров организаторов детского движения в современных условиях заключается в том, что в отличие от предшествующих периодов содержание ее направлено не на деятельность в конкретной общественно-политической организации, а на «восхождение к субъектности» (М.С. Каган), овладение знаниями и умениями, ориентировочными основами деятельности в соответствии с принятыми или самостоятельно выбранными идеалами и установками.

Усиливающийся разрыв между запросами общественной практики на новые кадры и отсутствие системы, обеспечивающей данный социальный заказ, актуализируют разработку научно-педагогических основ создания модели такой подготовки.

Первая проблема, которую предстоит решить в теоретическом и практическом плане, заключается в расширении границ образовательного

21

Казанский педагогический журнал

5'2006

пространства и его структуры, обеспечивающей подготовку организаторов детского движения с различным уровнем профессиональной подготовки, в том числе и не имеющих педагогического образования. При этом возникает необходимость:

- изучения возможностей использования системы непрерывного педагогического образования, включая все разнообразие форм повышения квалификации и его видов: формальное (институциональное), неформальное (квазиинституциональное), информальное (неинституциональное);

- использования возможностей некоммерческого сектора;

- использования возможностей системы государственных учреждений сферы молодежной политики.

Из этой проблемы вытекает вторая: организаторами детского общественного объединения сегодня становятся специалисты, не имеющие базового педагогического образования. Возникает вопрос о специальной подготовке этой категории. В этой связи появляется необходимость поиска той исходной базы, где возможна работа с этими специалистами.

Третья проблема связана с отсутствием разработанных вариативных программ, ориентированных на решение задач подготовки организаторов детского движения с позиций дифференциации и индивидуализации.

Имея в виду, что при проектировании содержания подготовки исходной основой является модель (профес-сиограмма) специалистов, мы сталкиваемся с четвертой проблемой -

отсутствием такой научно обоснованной модели.

По мере изменения социально-экономических условий изменился социальный смысл деятельности организаторов детского движения, их функции, характер деятельности, цели, задачи, содержание, технологии, отношения членов детского объединения. Переосмысливается само понятие «организатор детского общественного объединения».

Таким образом, необходимо создание такой системы подготовки организаторов детского общественного объединения, в которой нашли бы отражение все тенденции времени и достижения науки, связанные с модернизацией и развитием профессионального образования.

Система подготовки педагога-организатора детского общественного объединения является подсистемой системы образования, поэтому принципы, на которых она строится,- это конкретизация общих принципов, определяющих построение и функционирование системы образования в целом.

Они закреплены Законом РФ «Об образовании» и включают:

- гуманистический характер образования;

- единство федерального, регионального, муниципального образовательного пространства;

- общедоступность образования, адаптивность системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования;

- свобода и плюрализм в образовании;

22

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием [4].

Воплотить эти принципы в конкретную структуру системы подготовки педагога-организатора детского объединения можно в том случае, если будут реализованы организационно-педагогические принципы, включающие:

- взаимодействие государственных и общественных структур в организации подготовки кадров организаторов детского общественного объединения. Исторический отечественный и зарубежный опыт убеждает, что государство, являясь гарантом реализации и защиты прав детей, демонстрирует заинтересованность в развитии детского общественного движения как школы гражданского становления личности, создавая нормативно-правовую базу для деятельности детских общественных формирований, осуществляя серьезные системные мероприятия, направленные на подготовку кадров. Только с поддержкой государственных структур возможно определение приоритетных направлений в подготовке и переподготовке организаторов детских общественных объединений, разработка и внедрение новых форм и методов в современное образование;

- принцип открытости системы, означающий расширение сферы образовательных услуг по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогов-организаторов детского движения в различных типах образовательных учреждений и с использованием электронных средств информации;

- принцип преемственности, предполагающий модернизацию и укрепление имеющихся структур по подготовке организаторов детских общественных объединений наряду с созданием учреждений нового типа, реализующих потребности общества в новом типе квалифицированных кадров для детского общественного движения;

- принцип комплексности и гибкости образовательного процесса, базирующийся на большой вариативности и модульности обучения, позволяющий с учетом образовательного уровня сегментировать кадровый состав на необходимый уровень и формы образования в соответствии с практической деятельностью;

- научная, методическая и технологическая обеспеченность всех типов учреждений, входящих в систему подготовки, переподготовки организаторов детских общественных объединений. Как показал исторический опыт, выделение этого принципа является важным для организации и функционирования системы и требует вместе с тем создания в ее структуре специальных компонентов, ответственных за реализацию этого принципа на непрерывной основе;

- принцип гуманистической направленности, означающий приоритет государственных подходов к кадрам, воспитывающим молодое поколение в соответствии с идеалами добра, истины, справедливости, воспринимающим каждого ребенка как самоценную личность гражданского общества.

Организатор детского движения, как педагог-воспитатель, в своей деятельности ориентируется на общую

Казанский педагогический журнал

5200Ö

«идеологию» воспитательной деятельности, которой, по мнению К.Д. Ради-ной, в наше время является идеология гуманизма. Дискуссии последних лет по вопросам гуманизации системы образования, гуманистической направленности личности педагога (В.И. Андреев, В.П. Бездухов, Б.М. Бим-Бад, Ю.Н. Кулюкин, И.А. Колесникова, О.Г. Прикот, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.) отражают широкий спектр мнений на решение данной проблемы. Однако во всех высказываниях можно выделить объединяющее начало: «образовывать» человека - значит помочь ему обрести индивидуальность, стать субъектом культуры, человеческого прогресса, собственной жизни.

Общая идея гуманизации образования в процессе создания региональной модели подготовки организаторов детского движения может быть реализована с учетом того, что:

- планирование содержания должно исходить не только из задач овладения опытом предшествующих поколений, но и необходимости реализации главной идеи гуманизации, связанной с выявлением интересов и склонностей обучающихся и дальнейшим развитием их как воспитателя, наставника, участника детского формирования;

- образовательный процесс будет строиться с опорой на внутреннюю активность личности обучаемого;

- будут предложены вариативные способы профессиональной подготовки организаторов детского общественного объединения с учетом разного базового образовательного уровня;

- выбор методов, форм, средств профессиональной подготовки должен быть направлен на формирование идеи сотрудничества, взаимодействия, развития самодеятельности членов сообщества;

- необходимо повышение субъектной и сознательной роли обучающихся в процессе организованной подготовки.

Происходящие демократические процессы в обществе предъявляют новые требования к подготовке педагога-организатора детского общественного объединения как профессионала.

В профессиологии принято различать понятия «специалист» и «профессионал». Специалист - работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями, навыками. Профессионал - социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенциями, отличающийся индивидуальным стилем деятельности.

Современному обществу требуются именно профессионалы [3, 148]. Тем не менее в психологии труда разрабатываются модели специалиста как отражение объема, структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений профессионала. При построении модели специалиста обычно используют варианты: модель деятельности специалиста, модель личности специалиста [3, 20].

В литературе высказывается ряд соображений о моделях специалиста, вариантом которой может быть профессионально-квалификационная мо-

24

дель. А.К. Маркова предлагает включать в модель специалиста следующие компоненты [3, 22]:

- профессиограмму,

- профессионально-должностные требования (описание содержания деятельности),

- квалификационный профиль.

В отечественной профессиональной психологии и педагогике предпринимаются попытки определить профессионально обусловленные компоненты личности, составляющие профессионально-квалификационной модели. Так, Э.Ф. Зеер спроектировал четырехкомпонентную профессионально обусловленную модель личности специалиста сферы профессионального образования [2]. Используя данный подход, наиболее адекватно отвечающий нашей проблеме, представим профессионально обусловленные компоненты личности педагога-организатора детского общественного объединения таблицей 1.

Первым компонентом модели профессионально обусловленной структуры личности является профессиональная направленность. Исследователи выделяют следующие составляющие профессиональной направленности: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы и другое); ценностные ориентации; профессиональная позиция (отношение к профессии, ценностные установки, готовность к профессиональному развитию); социально-профессиональный статус.

Второй компонент - профессиональная компетентность. Под ней подразумеваются знания, умения и навыки специалиста, необходимые для организации различных видов объеди-

нений. Она включает социальную компетенцию - способность взять на себя ответственность, вырабатывать решения, участвовать в их реализации; проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества; коммуникативную - подразумевающую владение технологиями устного и письменного общения; информационную -владение информационными технологиями; специальную - как владение собственной деятельностью на основе юридических, педагогических, психологических, экономических, политических, культурологических, социологических знаний; когнитивную - как готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, стремление к саморазвитию, постоянному обогащению своих знаний.

Третьим компонентом структуры личности педагога-организатора детского движения являются его профессионально важные личностные качества, среди которых назовем основные: целеустремленность, честность, ответственность, контактность, наблюдательность, оптимизм, креативность, настойчивость.

Четвертым компонентом структуры являются профессионально значимые психофизиологические свойства.

Представленные компоненты модели личности организатора детского движения могут быть сформированы в процессе включения в разностороннюю деятельность и в процессе подготовки к этой деятельности. Следовательно, необходимо разработать специальные виды деятельности, участие в которых будет способствовать формированию и развитию разносторонних личностных качеств, а также

Казанский педагогический журнал 5'2006

Таблица 1

Профессионально обусловленные компоненты личности педагога-организатора детского общественного объединения

# п/п Подструктура профессиональных качеств Социально-психологические и психофизиологические компоненты личности Профессионально обусловленные ключевые квалификации

1 2 3 4

1 Профессиональная направленность склонности интересы отношения установки мотивы - выраженная склонность к работе с детьми; к организаторской деятельности; - направленность на достижение успеха, профессионального роста; - профессиональная гуманистическая позиция; - социальная ответственность

2 Профессиональная компетентность Профессиональные знания, умения, навыки, квалификация - социальная компетентность; - специальная компетентность; - информационная компетентность; - когнитивная компетентность; - коммуникативная компетентность

3 Профессионально важные качества целеустремленность честность ответственность контактность наблюдательность оптимизм креативность настойчивость - профессиональная самостоятельность; - интеллект; - способность к планированию социально значимой деятельности; - профессиональная мобильность; - диагностические способности; - педагогическое самосознание

4 Профессионально значимые психофизиологические свойства Высокий уровень работоспособности ; широта распределения и быстрота переключения внимания; лабильность и чувствительность нервной системы; конструктивное и творческое мышление обобщенные профессиональные свойства личности: - физическая выносливость; - стрессоустойчивость; - культура проявления эмоциональных реакций; - педагогическая рефлексия; - педагогическое мышление

26

специальной компетентности, направленной на сотрудничество и взаимодействие с детским общественным объединением.

Исследователями выявлено, что для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик, которые называют ключевыми квалификациями.

Ключевые квалификации - общепрофессиональные знания, умения, навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определенной группе профессий [3, 148]. Ключевые квалификации организатора детских общественных объединений соотносятся с профессией учителя, педагога-воспитателя и представлены в таблице 1.

Выявленные и требуемые обществом качества находят свое воплощение в функциях, которые осуществляет педагог-организатор детского общественного объединения. Назовем их:

1. Диагностическая - реализуется через выявление индивидуальных склонностей, потребностей, интересов ребенка, определения возможности развития их через участие в деятельности детского объединения; отслеживание характера изменений, происходящих в личностном развитии подростков; мониторинг развития общественного объединения как детского коллектива; изучение специфики социальной сферы, в которой действует детское объединение.

2. Организаторская - проявляется в умениях организовать детское сообщество для выполнения социаль-

но значимых целей, замыслов на основе самодеятельности, инициативы, творчества; вести активный поиск привлечения ресурсов для развития организации; создать безопасную, бесконфликтную, доверительную атмосферу, здоровое окружение.

3. Проектировочная - направлена на определение миссии объединения, его основных ценностей, законов деятельности; проектирование процесса реализации стратегических, тактических, оперативных целей деятельности детского объединения через разработку программ, проектов, выбор оптимальных форм, методов взаимодействия с детским объединением; проектирование развития коллектива и каждого его члена, создание традиций и организационной культуры объединения.

4. Представительская (имиджевая) - заключается в создании собственного имиджа, «фирменного» стиля объединения; оформлении договорных отношений с другими организациями и физическими лицами; участие в законотворчестве; сотрудничество с секторальными органами управления (образование, социальная защита, молодежная политика); участие в мероприятиях различного статуса; работа с потенциальными членами объединения.

5. Регулятивная - направлена на создание и педагогизацию условий, которые влияют на личностное развитие члена объединения.

Проектируемая модель подготовки педагога-организатора детского общественного объединения должна представлять собой динамично развивающуюся сложную систему, целенаправ-

Казанский педагогический журнал

5'2006

ленно движущуюся от суммативного состояния, когда учреждения, занимающиеся подготовкой организаторов детского движения, представляют собой связанные и недостаточно взаимодействующие звенья, к органически целостному состоянию, характеризующемуся интегративными связями основных структурных и функциональных компонентов.

В связи с решением поставленных задач необходимо выделить уровни построения системы подготовки организаторов детских общественных объединений.

1 уровень - система государственной подготовки в образовательных структурах (вузы, ссузы, ИПК, ИНПО и др.), цель которых -выполнение государственного образовательного заказа;

2 уровень - система общественной подготовки через деятельность общественных организаций;

3 уровень - система переподготовки педагогов в конкретном образовательном учреждении на основе авторских программ или включения в опытно-экспериментальную работу;

4 уровень - система подготовки и переподготовки через деятельность частно-общественных структур (например, систему общественных педагогических обществ, академий и др.)

5 уровень - система индивидуального личностно-профессиональ-ного роста специалиста через самообразование.

Одним из инвариантных элементов системы, «механизмом преемственности» (А. И. Субетто), является наличие в модели «вертикали методического сопровождения».

Отсутствие единого методического центра в последние годы дало «сбой» в организации процесса подготовки кадров, лишило возможности обеспечивать эту систему образовательными программами, специальной литературой, отслеживать профессиональный рост огромной армии взрослых, причастных к детской организации. Данную функцию могут выполнять учреждения, имеющие различную ведомственную принадлежность. Это - Дома общественных организаций сферы молодежной политики, Дома детского и юношеского творчества, Ресурсные центры (органы образования). Ресурсные центры создаются как новый тип учреждений, задачей которых является нормативно-правовое, психолого-педагогическое и методическое сопровождение деятельности детских общественных объединений, повышение квалификации педагогических работников. Такие учреждения в России стали появляться относительно недавно. Однако практика показывает, что при условии обеспеченности кадровым ресурсом они успешно справляются с поставленной задачей.

Таким образом, совокупность всех этих идей создает научно-практическую основу для формирования системы подготовки педагога-организатора детского общественного объединения на региональном уровне, активизирует стремление к достижению общественно важных результатов в сфере воспитания детей и подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Гусев В.А. Создание профессионально-педагогических комплексов / В.А. Гусев, Ю.А. Кустов, Е.Л. Осоргин. Моно-

26

графия.- Самара: СНЦ РАН, 2006.487 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э.Ф. Зеер.- Екатеринбург: УГППУ, 1999.- 280 с.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова.- М.,1996.-308 с.

4. О внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании». Федеральный закон.- М.,1996.- 64с.

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

И.А. Огуречникова, ст. преподаватель кафедры дизайна, филиал Ульяновского государственного университета, г.Димитровград

В сегодняшней ситуации современного положения образования и профессиональной деятельности актуальным фактором общей концепции гуманизации образования выступают понятия «творческая личность» и «творческое мышление». Одним из ведущих направлений деятельности образовательных учреждений должно стать качественное улучшение и обновление содержания творческого процесса. Однако в условиях нынешнего образования существует значительный крен методических указаний, которые трактуют построение творческой личности односторонне и схематично, считая творчество индивидуальным интуитивным процессом.

Современный уровень педагогики творчества, основываясь на последних данных о функциональной ассимет-рии полушарий человека, представляет двойственную аналитическую и синтетичную организацию творческого процесса мышления.

Сегодня трудно найти предмет более пристального внимания и все возрастающего к нему интереса в различных областях знания, нежели проблема творчества, мышления и искус-

ства. Само понятие «творчество» на протяжении длительного времени бывшее лишь синонимом «искусства», выходит нынче в разряд фундаментальных ключевых понятий науки, объединяющих на единой теоретической основе круг многих явлений. Творчество является своего рода осью, вокруг которой движется исследование природы и диалектики искусства. Искусство черпает свое содержание из всей полноты и сложности жизни. Многообразие и разновидность способов освоения объективности отличает искусство от других форм общественного сознания. Феномен мышления выступает только как один из присущих искусству способов связи творчества с действительностью, а творческий процесс художника рассматривается как взаимодействие мышления художника с эстетической действительностью, то есть со специфическим объектом художественно-эстетического освоения мира [4].

Предполагается, что творческий процесс обусловлен своеобразным двуязычием - постоянным напряженным диалогом правого и левого полушария. Творчество определяется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.