Научная статья на тему 'Подготовка организаторов детских объединений как фактор развития детского движения - субъекта современного воспитательного пространства'

Подготовка организаторов детских объединений как фактор развития детского движения - субъекта современного воспитательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка организаторов детских объединений как фактор развития детского движения - субъекта современного воспитательного пространства»

определить степень эффективности педагогического мониторинга, а также дальнейшие перспективы.

Таким образом, осуществление полного цикла педагогического мониторинга призвано способствовать повышению результативности профилактического процесса, а его алгоритмизация позволяет организовать системное слежение за ходом направленного на предупреждение асоциального поведения учащихся процесса.

Библиографический список

1. Абдуллина, О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки /

О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С. 35-39.

2. Загвязинский, В. И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академиия», 2001.-208 с.

3. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь / иод ред.

А. С. Белкина. - Екатеринбург, 1995. - 22 с.

УДК 37.012

И. В. Руденко

ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ - СУБЪЕКТА СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В современном воспитательном пространстве заметная роль принадлежит детским общественным объединениям. Педагог, организующий деятельность объединения, должен освоить новую для него профессиональную позицию, которая требует специальных знаний и подготовки. Это является важным фактором, определяющим состояние и перспективы дальнейшего развития детского движения в России.

На протяжении всей истории развития детского движения в нашей стране деятельность организаторов и руководителей детских общественных объединений была предметом внимания со стороны государственных деятелей, педагогов, психологов, философов, социологов. Это связано с тем, что по своему характеру данная деятельность выполняет важнейшую созидательную функцию:

в процессе её реализации формируется и развивается конкретная личность, будущее страны;

появление этой деятельности стало «ответом» на кризис образования, школы, отодвинувшей процесс воспитания на периферию общественной жизни;

деятельность организаторов детского движения стала фактором, подтверждающим жизнестойкость идей гуманистического воспитания, в процессе которого взрослый «опредмечивает» идею творческого взаимодействия-сотрудничества, субъект-субъектных отношений при передаче социального опыта подрастающему поколению;

мотивы этой деятельности лежат в духовной сфере и связаны с формированием жизненных установок молодежи, которая должна двигаться по пути общественного прогресса.

На современном этапе развития России наблюдается рост количества детских и молодежных объединений. Заинтересованность в инициировании их создания проявляют 90,9% педагогов, поддерживая утверждения о воспитательном потенциале детского общественного движения [1, с. 137]. «Психо-лого-педагогическая поддержка саморазвития, самореализации растущего человека в субкультурных группах - важное направление в организации воспитания», - утверждает Д. И. Фельдштейн [2, с. 274].

Следует отметить, что и сами подростки формулируют значение детского объединения в их личностном развитии как позитивное. Ответы, полученные в ходе исследования, проведенного в г. Тольятти показали, что подростки оценивают потенциал детского объединения в развитии личных способностей (60%); в возможности стать полезными другим людям (49%); приобрести опыт взаимодействия с людьми (34,1%); научиться организовывать полезные дела (43,8%).

Авторы исследования делают вывод о том, что детские общественные объединения признаются всеми опрошенными как необходимый социальный институт воспитания, обладающий специфическими возможностями для реализации целей гражданского становления юных россиян.

Таким образом, развивающееся детское движение создает предпосылки, актуализирующие разработку проблемы кадровой подготовки его организаторов, соотнося их со следующими тенденциями:

1. демократизация и гуманизация общества должны привести к активизации деятельности детских общественных объединений, а значит обострить проблему подготовки кадрового потенциала. В связи с этим необходимы вариативные способы роста профессиональной мобильности организаторов детских общественных объединений;

2. учитывая, что проблемы развития детских общественных объединений в современных условиях стали предметом всех территориальных сфер деятельности (международной, общероссийской, межрегиональной, региональной, местной), одним из основных параметров такой системы должен стать многоуровневый подход, включающий:

- федеральный уровень;

- уровень федеральных округов;

- региональный уровень;

- муниципальный уровень.

3. опережающий характер развития детских общественных объединений по отношению к теории и практике подготовки кадров требует разработки научно-методических основ подготовки специалистов на новых принципах, подходах;

4. взаимопроникновение зарубежного и отечественного опыта детского движения ведет к расширению социально-воспитательных технологий детского движения и к необходимости анализировать и осваивать эти технологии в научном и методическом аспекте;

5. в процессе организации подготовки кадров общественных объединений наметился иолисубъектный подход. С одной стороны, подготовка кадров рассматривается как важная составляющая государственной молодежной политики и эту миссию выполняют комитеты по работе с молодежью субъектов Федерации. С другой - работники негосударственного сектора, к которым относятся общественные объединения подтвердили способность осуществлять такую подготовку внутри своей организации.

В наши дни происходит становление новой парадигмы профессиональной деятельности педагога-организатора детского общественного объединения. Теоретическая база её формируется с учетом современной практики и конкретно-исторических условий.

Имеющаяся в Российской Федерации система подготовки кадров для общественных молодежных организаций несовершенна в силу своей фрагментарности и раздробленности. Тем не менее, опыт ряда регионов и общественных организаций - РССМ, ДИМСИ, «Новая цивилизация», система подготовки и повышения квалификации лидеров общественных организаций Департамента по молодежной политике МО РФ, Центра подготовки кадров Московской гуманитарно-социальной академии свидетельствует о том, что в стране складываются элементы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с молодежными и детскими общественными объединениями.

В настоящее время в Российской Федерации более 100 образовательных учреждений участвуют в обучении кадров для работы с молодежью. Объектом их деятельности являются, в том числе, руководители и активисты общественных объединений.

С 1991 г в связи с введением института социальных педагогов в России приоритетными направлениями: деятельности социальных педагогов стало рассматриваться оказание помощи детям в создании детско-юношеских сообществ. Проведены ряд исследований, отражающие основные подходы в подготовке социальных педагогов к данному виду деятельности (В. Г. Боча-

рова, Л. Г. Диханова, А. В. Мудрик, Е. Н. Сорочинская). Специальностями, которые предусматривают специализацию по организации работы с молодежью, молодежными и детскими общественными объединениями, являются «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление». В 2001 г. началось обучение по специальности «Работник сферы государственной молодежной политики». В ряде регионов реализуются программы повышения квалификации и переподготовки кадров, работающих в детских молодежных объединениях, на базе институтов повышения квалификации педагогических работников, педагогических вузов, методических служб муниципальных образований, учреждений дополнительного образования детей.

Так, с 1991 г. в Ставропольском крае ведется подготовка кадров, включающая обучение на курсах и проблемных семинарах краевого Щ1КРО (СКИП-КРО), организованная Министерством образования и комитетом по делам молодежи Ставропольского края; семинарах руководителей детского общественного объединения; обучение руководителей профильных объединений на базе лагеря. За период с 1998 по 2007 гг. были обучены более 400 руководителей детских организаций.

Во Дворце творчества юных г. Санкт-Петербурга в 1999 г. создан сектор по работе с детскими объединениями. Одной из его задач является оказание консультационной помощи вожатым.

В Ростовской области разработана система общей и начальной подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений, в которую входят педагогические классы общеобразовательной школы, колледж «Орленок». Педагогический колледж «Орленок» - единственное в РФ образовательное учреждение по подготовке кадров социальных педагогов детско-юношеских объединений. Он действует в составе Ростовского государственного университета в ВДЦ «Орленок» и служит базой реализации экспериментальных программ и передового педагогического опыта. В основе работы колледжа лежит тесная связь теоретической и практической подготовки, что позволяет вести обучении без отрыва от работы, погрузившись в детскую среду.

В Хабаровске авторами В. К. Григоровой, Н. И. Дудкиной с 2002 г. реализуется программа «Восхождение», которая представляет собой обобщенный вариант опыта работы городского Дворца детского и юношеского творчества и Центра внешкольной работы Железнодорожного округа г. Хабаровска. Обучение направлено на саморазвитие старшеклассника как будущего лидера и организатора детского сообщества и состоит из 4-х блоков:

- «Психотехника общения» - обучение стилям общения;

- интрагрупповой блок - обучение взаимодействию с группой;

- организационно-деятельностный блок - обучение организационной работе;

— интергрупповой блок — реализация представительских функций лидера, самопрезенгация, создание соответствующего имиджа, ОДИ.

Лидерская программа помогает отрабатывать навыки руководства группой, организовывать практику общественной жизни.

В 1996 г. на базе Костромского государственного университета открылся Межвузовский центр по научно-методическому обеспечению социальной работы в сфере молодежного и детского движения, который вносит значительный вклад в подготовку организаторов детских общественных объединений региона. Центр, опираясь на то, что было достигнуто ранее, стремится к созданию новых традиций. Опорой в этом поиске выступают кафедры и факультеты университета, государственные структуры. В университете реализуется программа обучения лидерской позиции будущих специалистов по социальной работе с 1 курса. Именно поэтому среди выпускников вуза -лидеры различных общественных объединений, инициаторы общественнозначимых акций. „

В Удмуртском государственном университете (Э. А. Мальцева, Н. М. Костина), Тольяттинском государственном университете изучается курс «Педагогика детского движения» с будущими специалистами - социальными педагогами бакалаврами педагогики.

Учебный курс «Теория и практика детских и молодежных объединений» входит в число обязательных и читается в некоторых московских педагогических колледжах. Он охватывает историю создания детских и молодежных объединений, основные направления и принципы их создания: миссия, цели, задачи; методику планирования деятельности, работу с документацией, анализ и оценку деятельности, связь с общественностью, управление объединением.

В Московском государственном областном университете студенты обращаются к проблемам детских общественных организаций при изучении отдельных видов педагогики. В рамках спецкурса «Отрядный вожатый» студенты рассматривают данную тему в контексте практической работы в условиях летнего отдыха. Будущие учителя-предметники имеют возможность сформировать свою педагогическую позицию по отношению к детским и молодежным объединениям в курсе по выбору «Социальный педагог».

Учебно-методический центр «Московия», созданный по решению Правительства Москвы с 2000 г. организует обучение кадров по собственным авторским программам.

Центр переподготовки кадров Московской гуманитарно-социальной академии осуществляет с 2001 г. подготовку лидеров и руководителей детских и молодежных объединений. Учебные программы состоят из нескольких взаимосвязанных модулей: образовательный, игровой, практический, технологический. В качестве инструмента используются лекции, тренинги, мастер-классы, творческие лаборатории, конференции, обмен опытом, бри-

финги и другие. Самыми рейтинговыми занятиями являются деловые игры, в ходе которых определяются проблемы, пути их решения и преодоления. Востребованы занятия по обмену опытом.

Подготовка и повышение квалификации кадров для молодежных и детских объединений России является одной из основных задач Национального Совета молодежных и детских объединений России. Основу данной деятельности в последние годы составляли семинары и тренинги лидеров общественных организаций.

Национальный Совет на основе изучения образовательного уровня кадров, лидеров общественных объединений, предложил основные направления их обучения, которые включают:

- стратегическое планирование;

- фандрайзинг;

- финансовый менеджмент;

- имидж лидера;

- международное сотрудничество;

- социальное партнерство;

- связь с общественностью;

- социальный маркетинг;

- юридические основы деятельности.

Программа подготовки разработана под команду тренеров Национального Совета и адресована лидерам общественных объединений. В субъектах РФ в настоящее время проводится большое количество семинаров, тренингов, практикумов, лагерей. Учебные программы лагерей проходят достаточно успешно и, как правило, состоят из образовательного, игрового, практического, технологического модулей. В качестве инструмента подготовки используются классы, творческие лаборатории, конференции, обмен опытом, брифинги.

Сегодня у лидеров НКО есть возможность не просто посетить семинар по той или иной теме, но и пройти обучение в Школах для НКО, которые организуются региональными и областными ресурсными Центрами.

Однако нацеленность обучения на развитие лидерских качеств, вопросы организационного развития, управления НКО и др. оставляют в стороне другой аспект ~ воспитательный. На наш взгляд, раскрытие механизмов использования воспитательного потенциала НКО - важное направление содержания учебной программы.

Перед педагогической наукой встаёт проблема теоретического обоснования содержательных и технологических аспектов подготовки организаторов детского движения как профессионалов.

Проведенный нами анализ понятия «профессиональная деятельность» показал, что основной характеристикой профессиональной деятельности является овладение системой специальных знаний, умений, навыков, необ-

ходимых для выполнения функций, связанных с выполняемой деятельностью.

Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональную деятельность как социально значимую, выполнение которой требует, кроме того, и профессионально обусловленных качеств личности.

Идеология современной профессиональной деятельности, по мнению

В. А. Сластёнина, направлена на раскрытие сущностных сил специалиста, его способности свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах [4, с. 43].

В этой связи важную роль играет профессионально-личностное развитие, сформирование сть профессиональной позиции субъекта деятельности. В качестве теоретических предпосылок разработки проблемы профессиональной подготовки педагога-организатора детского общественного объединения назовем ведущие идеи и выводы отечественных ученых, изучающих проблему формирования профессиональной позиции как интегральной характеристики профессиональной деятельности.

Понятие «профессиональная позиция» многогранно. В разных областях знаний оно рассматривается в единстве объектного и субъектного, идеального и реального, внешнего и внутреннего, педагогического и психологического. Чтобы объединить все эти подходы необходимо представить взаимосвязь и взаимопроникновение всех составляющих данного понятия. С этой целью мы обратились к общеупотребительному значению определения «позиция»:

позиция - точка зрения, принципиальное отношение к чему - либо, определяющее характер действий, поведения [3].

Сущность позиции человека наиболее полно раскрывается психологами (К. А. Абдульханова, В. М. Бехтерев, М. М. Бахтин, А. А. Бодалев,

А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.). Характеристики личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя стали предметом исследований ученых-педагогов В. П. Бедерхановой, Е. В. Бондарев-ской, Н. М. Борытко, И. Д. Демаковой, И. А. Колесниковой, С. Д. Полякова и др. Научный коллектив Центра теории воспитания ИТиП РАО иод руководством доктора педагогических наук Н. Л. Селивановой (Л. В.Алиева, Г. Ю. Беляев, Д. В. Григорьев, А. И. Григорьева, И. В. Кулешова, Н. А. Нефедова, П. В. Степанов, М. В. Шакурова, М. С. Якушкина) в своих исследованиях изучали предпосылки развития позиции педагога-воспитателя у студентов ВУЗа, условия и базу её ст ановления у педагогов в различных образовательных учреждений; роль пола и возраста педагога в процессе её развития; критерии оценки развитости данной позиции. Обобщив специфику понимания смысла понятия «позиция» в отношении педагога-воспитателя, представим наиболее употребительные его характеристики в следующей таблице:

Понимание смысла понятия «позиция» в отношении педагога-воспитателя

Автор Характеристика понятия «позиция»

Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков единство сознания и деятельности педагога, где сама деятельность оказывается одним из способов реализации базовой ценности

В. П. Бедерханова ценностно-смысловой аспект самореализации личности, реализованное самосознание, осуществляемая ценность, проявляющаяся не только в отношении к себе, но и к другим ценностям, смыслам, субъектам, объектам

В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов система интеллектуальных, волевых, эмоциональнооценочных отношений к миру педагогической действительности, которые являются источником его активности

А. И. Григорьева, Д. В. Григорьев способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка

И. Д. Демакова совокупность отношений педагога к наиболее важным в воспитании феноменам: к ребенку, к Детству, у смыслам и результатам воспитательной деятельности

Н. Е. Щуркова расположение педагога в пространстве физического и духовного взаимодействия с воспитанником по отношению к воспитаннику как центральному объекту воспитательного процесса

Данные теоретические подходы, объясняющие место и роль позиции в структуре личности позволяют сделать вывод, что это понятие отражает степень готовности к профессиональной деятельности и является точкой её опоры. Особый интерес представляют исследования Е. В. Бондаревской, в которых она раскрывает структуру позиции, выделяя в ней мировоззренческую и поведенческую сторону. Мировоззренческая сторона выражает осознание значимости своей профессиональной деятельности; поведенческая -способность личности принимать осознанные решения в разнообразных ситуациях профессиональной деятельности.

Н. М. Борытко дал обстоятельный анализ понятия «позиция» в контексте идей гуманистической педагогики. В дополнении к идеям Е. В. Бондаревской он выделил в качестве важного и необходимого в структуре позиции

морально-этический аспект как единство общественно значимых и личных мотивов педагогической деятельности, увлеченность педагогической профессией, отношение к педагогическому труду как главному смыслу жизни [5, с. 87].

Теоретическое изучение сущностной характеристики понятия «позиция» дает нам возможность определить важные ориентиры и приоритеты процесса обучения педагога - организатора детского движения по формированию профессиональной позиции:

• целостный подход в формировании профессиональной позиции: развитие мировоззренческой (внутренней) и поведенческой (внешней) сторон через их взаимодействие и взаимопроникновение;

• оценка ценностно — смысловых.отношений к результатам деятельности детского объединения; именно ценностный компонент определяет пригодность к избранной профессии;

• система ценностей определяет осознанное выполнение педагогом своих функций, поэтому необходимо выявление системы ценностей детского объединения в процессе профессиональной подготовки;

• изучение методов, технологий, способов деятельностей.

Таким образом, профессиональная позиция педагога - организатора детского движения представляет собой устойчивую гуманистическую систему ценностных отношений к деятельности детского объединения как фактора личностного развития ребенка, влияющую на выбор способов взаимодействия с ним.

Эти теоретические подходы являются ориентирами исследования содержания подготовки, одним из блоков которой является формирование профессиональной позиции организатора детского общественного объединения.

Созданная в 1993 г. Ассоциация исследователей детского движения объединила взрослых, круг научных интересов которых располагался в области разработки актуальных вопросов детского движения. Научно-практические конференции «Социальная роль и позиция взрослых в детском движении» (Кострома, 1993 г.), «Организаторы детских объединений: проблемы выдвижения, подготовки, деятельности и взаимодействия» (Н. Новгород, 1997 г.), «Подготовка организаторов детских объединений: история и современность» (Москва, 2003 г.); «Лидерство в детском движении» (Минск, 2003 г.); проводимые но инициативе Ассоциации, дали толчок к разработке новых аспектов проблем подготовки кадров, способствовали генерации идей и современных подходов к решению данной проблемы.

Исследования А. В. Волохова, Р. А. Литвак, Л. Г. Дихановой, Е. Н. Соро-чинской, Э. А. Мальцевой, Е. Е. Чепурных, С. В. Бойцовой и других убедительно доказали, что важнейшим фактором развития современного детского движения является умелая и квалифицированная работа организатора детского объединения.

Рассматривая деятельность организаторов детского движения как разновидность педагогической деятельности, теоретическую основу разработки содержания могут составить научные труды, в которых нашли отражение современные подходы к модернизации высшего педагогического образования. Развитие педагогического образования может реально способствовать развитию процесса подготовки кадров для детского движения, если в содержании этой подготовки будут учитываться современные достижения психо-лого-педагогической науки о содержательных и технологических аспектах совершенствования воспитания. С другой стороны, знания о детском движении будуг способствовать расширению компетентности профессионала-воспитателя, выступят в качестве основы формирования творческой личности, расширят поле профессиональной деятельности учителя в современном воспитательном пространстве, субъектом которого по праву становятся общественные объединения детей и молодежи.

Библиографический список

1. Кульпединова, М. Е., Романина, Ю. В. Отношение к социально-значимой деятельности общественных объединений как показатель прогнозирования развития детского движения в России / М. Е. Кульпединова, Ю. В. Романов // Состояние и перспективы детского и молодежного движения в Российской Федерации / под ред. С. В. Тетерского. - М.: Логос, 2005. — 248 с.

2. Фельдштейи, Д. И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека / Д. И.Фельдштейн // Мир психологии. - 2003. -

С.267-276

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сластенин, В. А. основные тенденции модернизации высшего образования /

В. А.Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 1. - С. 43-49

4. Толковый словарь русского языка /под ред. Д. Ушакова. - М., 2006. - С. 483

5. Борытко, Н. М. Профессиональная позиция в структуре педагогической деятельности / Н, М. Борытко // Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: Сборник научных трудов // под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - СПб., 2005. - С. 81-88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.