Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ВО ФРАНЦИИ'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ВО ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ФРАНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлов Василий Дмитриевич, Чернега Евгения Владимировна

Актуализация профессиональной подготовки кадров для системы Минобороны России обусловлена комплексированием знаний, умений, навыков и компетенций, которые формируются у обучающихся и на опыте подготовки офицеров зарубежных стран, включая Вооруженные силы Франции (ВС Франции). В содержании статьи, во-первых, ретроспектива в системе подготовки французских офицеров, во-вторых, особенности решения Президента РФ от 24 февраля 2022 г. на проведение Специальной военной операции (СВО) с целью освобождения Донбасса от геноцида людей при вседозволенности нацистов и наймитов, включая государства блока НАТО. Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию граждан РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойлов Василий Дмитриевич, Чернега Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF OFFICER TRAINING IN FRANCE

The actualization of professional training for the system of the Ministry of Defense of Russia is due to the integration of knowledge, skills, skills and competencies that are formed among students and on the experience of training officers of foreign countries, including the Armed Forces of France (French Armed Forces). The content of the article, firstly, is a retrospective in the system of training French officers, and secondly, the specifics of the decision of the President of the Russian Federation on February 24, 2022 to conduct a Special military Operation (SVO) to liberate Donbass from the genocide of people with the permissiveness of the Nazis and hires, including the states of the NATO bloc. The article is devoted to the military-patriotic education of citizens of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ВО ФРАНЦИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 159.92

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -334-337 NIION: 2003-0059-1/23-599 MOSURED: 77/27-003-2023-01-798

Система подготовки офицерских кадров во Франции

Василий Дмитриевич Самойлов1, Евгения Владимировна Чернега2

1 Сибирское отделение Академии военных наук, Омск, Россия, vas.samoylow2016@yandex.ru

2 Научный журнал «Психология и педагогика служебной деятельности», Москва, Россия, Chernega1@gmail.com

Аннотация. Актуализация профессиональной подготовки кадров для системы Минобороны России обусловлена ком-плексированием знаний, умений, навыков и компетенций, которые формируются у обучающихся и на опыте подготовки офицеров зарубежных стран, включая Вооруженные силы Франции (ВС Франции). В содержании статьи, во-первых, ретроспектива в системе подготовки французских офицеров, во-вторых, особенности решения Президента РФ от 24 февраля 2022 г. на проведение Специальной военной операции (СВО) с целью освобождения Донбасса от геноцида людей при вседозволенности нацистов и наймитов, включая государства блока НАТО. Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию граждан РФ.

Ключевые слова: подготовка офицеров, зарубежный опыт, Франция

Для цитирования: Самойлов В. Д., Чернега Е. В. Система подготовки офицерских кадров во Франции // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 334-337. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-334-337.

Original article

The system of officer training in France

Vasily D. Samoilov1, Evgeniya V. Chernega2

1 Siberian Branch of the Academy of Military Sciences, Omsk, Russia, vas.samoylow2016@yandex.ru

2 Scientific Journal «Psychology and Pedagogics in Official Activity», Moscow, Russia, Chernega1@gmail.com

Abstract. The actualization of professional training for the system of the Ministry of Defense of Russia is due to the integration of knowledge, skills, skills and competencies that are formed among students and on the experience of training officers of foreign countries, including the Armed Forces of France (French Armed Forces). The content of the article, firstly, is a retrospective in the system of training French officers, and secondly, the specifics of the decision of the President of the Russian Federation on February 24, 2022 to conduct a Special military Operation (SVO) to liberate Donbass from the genocide of people with the permissiveness of the Nazis and hires, including the states of the NATO bloc. The article is devoted to the military-patriotic education of citizens of the Russian Federation.

Keywords: officer training, foreign experience, France

For citation: Samoilov V. D., Chernega E. V. The system of officer training in France. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):334-337. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-334-337.

Введение. В основу преобразования современной системы подготовки военнослужащих Франции

положено знаменитое высказывание 1932 г. Шарля де Голля — «Армия должна быть не такой, к какой мы привыкли, а такой, какая нам нужна» [2]. Еще в 1777 г. по инициативе военного министра и реформатора графа Клода Луи де Сен-Жермена во Франции были созданы 20 военных королевских школ, благодаря которым он надеялся реформировать пришедшую в упадок армию [3]. «Тогда у нас мало занимались военным искусством, и воинский дух так упал, что король отправил французских офицеров в Пруссию с тем, чтобы они узнали там, как образуют и обучают войска» [5, с. 1]. Для поступления в школу требовалось доказать наличие у будущего кадета четырех поколений благородных предков и внести

© Самойлов В. Д., Чернега Е. В., 2023

плату за обучение. Кроме того, воспитанник должен был уметь писать и читать. В течение шести лет в школах изучались: математика, история, география, иностранные языки, а также черчение, фехтование и танцы. Сам Наполеон «получил специальное военное образование сначала в Бриенском военном училище, затем в Парижской военной школе. ...Курс военной школы он прошел в один год, тогда как другие тратили на это 2-3 года» [8, с. 7].

Материалы и методы. Возникновение системы подготовки офицеров Франции 15 июня 1878 г., когда под руководством Леваля создана Высшая военная школа [4, с. 450]. Особенности ее подсистем обучения и воспитания основаны, в первую очередь, на практиковавшейся методике преподавания [7, с. 99]. С 1882 по 1891 г. тактика изучалась по Майяру с ис-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

пользованием исторического и позитивного методов. Исторический основывался на факте, результат которого известен, но предполагает изучение причин его явления, развития, значения и практических выводов. Позитивный метод — на изучении априори имеющихся сил и средств, сферы их применения и формулировании выводов для практики. Исторический метод продолжен в деятельности Боналя (1888-1896), Ланглуа, Ланрезака и Фоша (курсы военной истории, стратегии и общей тактики). Они дополнили этот метод методом обстоятельств — ситуаций, определяющих принципы руководства войсками. Педагоги-воспитатели продолжали использовать позитивный метод преподавания, в частности, в цикле лекций по родам войск (Петэн для пехоты, Фэйоль и Рюффей для артиллерии, Шефис для кавалерии, Пьеррон де Мондезир для инженерных войск и др.).

По мнению Ш. де Голля, в первой трети XX в. французская «военная среда как будто тяготеет к тому, чтобы придать отборной части командного состава форму, наиболее желательную для действий в условиях, аналогичных тем, которые ей только что пришлось пережить» [7, с. 99]. Большое значение придавалось взаимодействию подсистем обучения и воспитания. Система подготовки начальствующего состава «вместо того, чтобы находить вдохновение ... в уже приобретенном, преподанном в виде целостной концепции кафедрами, состоящими под надлежащим наблюдением, должна будет поставить себе законом развитие личностей» [2, с. 308].

Обсуждение. Системе подготовки военнослужащих Франции в период между двумя мировыми войнами были присущи следующие особенности: формирование индивидуальной интеллектуальной дисциплины офицеров, направленность их познания на поиск сущности и тренировку воображения, всестороннее повышение своего общего культурного уровня. Офицерами изучались: тактика, военная история, философия командования, социология, иностранные языки, но не изучалась военная география.

«Подготовка войны — это подготовка командиров» [6, с. 60-61] (Ш. де Голль, 1921 г.). Вскоре развитие системы воспитания офицеров проходило под феноменом его гения. От подсистем обучения и воспитания требовалось постоянное совершенство знаний; логичное, индуктивно-дедуктивное, гипотетическое рассуждение; сравнения на постоянном сомнении. Это формировало тенденцию на всестороннее развитие

способностей офицеров в принятии целесообразных решений, в охватывании объекта в целом, в тренировке памяти, в закалке характера, в умении постоянно владеть собой и брать на себя ответственность за происходящее и др.

Николя Саркози, как глава страны — председателя Евросоюза, был в роли посредника-миротворца между Москвой и Тбилиси с начала конфликта в Южной Осетии для достижения цели операции (Д. Медведев принял решение о ее завершении) по принуждению Грузии к миру (8-12 августа 2008 г.). Секстет принципов урегулирования операции: 1) не прибегать к использованию силы; 2) окончательно прекратить все военные действия; 3) свободный доступ к гуманитарной помощи; 4) ВС Грузии возвращаются в места постоянной дислокации; 5) ВС РФ выводят на линию, предшествующую началу боевых действий; 6) международное обсуждение вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности [9].

Результаты. По итогам анализа современной политико-военной обстановки французским военным командованием было принято решение по интеграции подготовки офицеров [1]. В 1993 г. на базе объединившихся колледжей трех видов ВС и высших штабных курсов жандармерии, в центре Парижа на территории Ecole Militaire (Военной школы), в непосредственной близости от Минобороны и Генштаба, был создан College interarmée de défense (Общевойсковой колледж обороны — ОВКО).

ОВКО — это основа системы обучения и воспитания офицеров. Реализуя тренд на развитие межвузовской интеграции системы, ОВКО за год готовит офицеров для СВ, ВМС, ВВС и жандармерии. Основная воспитательная задача — управляющее воздействие на обучение слушателей принципам организации и ведения совместных боевых действий, доведение прочных знаний для обеспечения безопасности в мире и Европе с помощью сил и средств ООН и НАТО. Офицеры-выпускники ОВКО приобретают право на замещение офицерских должностей в воинских званиях полковник — генерал.

Основной тенденцией в развитии обучения и воспитания выступает ее курсовая направленность, когда учебная программа разделена на курсы «оперативная подготовка» и «общие вопросы обороны». Обучение осуществляется поточным методом и в составе учебных групп. Анализ курса «Общие вопросы обороны»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

показал, что его преподают внештатные преподаватели — специалисты по геополитике, оперативному искусству, управлению финансами, средствами связи и праву, как ведущие сотрудники университетов и представители высших органов государства.

Особенность курса «Оперативная подготовка» в его соответствии основным положениям оперативного планирования, принятым в НАТО. Постепенно во все учебные занятия внедряют новые технологии обучения. Они связаны с многовариантным автоматизированным моделированием боевой обстановки на ТВД, созданием новой формы учебных занятий — компьютерно-тренажерных. По окончании курса оперативной подготовки слушатели участвуют в реальной операции или в крупномасштабных учениях в Объединенном штабе ВС Франции. Тенденция на международный аспект подготовки офицеров реализуется в неделе «Ев-роучений», когда слушатели отрабатывают учебные вопросы в составе немецкого, британского, испанского и итальянского военных колледжей. Кроме того, программой предусмотрена полуторамесячная подготовка офицеров по каждому виду ВС в отдельности.

Вслед за Н. Саркози на военном поприще определился своим статусом президент Франции Э. Макрон (явно ни Наполеон, ни Шарль де Голль). В качестве гранда французского полководца он представил 11 ноября 2022 г. в Тулоне обновленную Белую книгу об обороне. По его убеждению, и военных экспертов-составителей доктрины, модель армии-2030 должна предоставить Парижу «возможности противостоять возобновлению межгосударственных конфликтов высокой интенсивности» [1; 10]. Министр обороны Лекор-ню: ВС Франции не создавались для крупных операций по причинам: а) с роспуска Организации Варшавского договора правительства предыдущих президентов не формировали армию для такого участия (неактуальны); б) резкое уменьшение финансирования ВС [11]. Член Бюро франко-российского диалога Пьер Жан-тийе: «победа ВС России в специальной военной операции по защите Донбасса неизбежна» [12].

Заключение. Итак, основными трендами развития системы подготовки офицеров Франции являются: воспитание на своих исторических традициях; оперативное реагирование на изменения форм и способов ведения боевых действий; совершенствование форм и методики обучения и воспитания на базе новых технологий; формирование навыков индивидуального обучения; межвузовская интеграция; курсовой харак-

тер обучения и воспитания; участие в воспитании офицеров гражданских специалистов. Признание факта законности и справедливости решения Президента РФ на СВО.

Список источников

1. Белая книга по обороне. М., 1994.

2. Быков А. К., Домнин И. В., Климов С. Н. и др. За профессиональную армию // Российский военный сборник. 1998. № 14.

3. Егоров А. А. Маршалы Наполеона. Ростов н/Д. : Феникс, 1998.

4. Международная конференция «Основные направления военного строительства в европейских странах», 28 февраля - 2 марта 2001 г.: тезисы докладов. М., 2001.

5. Сен-Сир Г. Записки маршала Сен-Сира о войне во времена директории, консульства и французской империи. Ч. I. СПб., 1838.

6. Ш. де Голль. Статьи и письма. Париж, 1975.

7. Duru-Bellat M., Kieeffer A. Evaluer la démocratisation de l'enseignement: la situation française à l' épreuve des comparaisons internationales // Revue française de pedagogie. 1999. № 127.

8. Zurlinden. Napoléon et ses maréchaux: 2 vol. Paris: 1910. V.1.

9. URL://https://rg.ru/2008/08/13/peregovory.html.

10. URL://http s://rg .ru/2022/11/11/parizh-vstupaet-v-gonku.

11. URL://https://ria.ru/20221110/frantsiya.

12. URL://https://rg.ru/2022/06/07/vo-francii-zaiavili.

References

1. White paper on defense. M., 1994.

2. Bykov A. K., Domnin I. V., Klimov S. N. et al. For the professional army // Russian military collection. 1998. No. 14.

3. Egorov A. A. Marshals of Napoleon. Rostov n/D. : Phoenix, 1998.

4. International conference «The main directions of military construction in European countries», February 28 - March 2, 2001: abstracts. M., 2001.

5. Saint-Cyr G. Notes of Marshal Saint-Cyr about the war during the times of the directory, the consulate and the French empire. Part I. St. Petersburg, 1838.

6. C. de Gaulle. Articles and letters. Paris, 1975.

7. Duru-Bellat M., Kieeffer A. Evaluer la démocratisation de l'enseignement: la situation française à l' épreuve des com-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

paraisons mternationaks // Revue française de pedagogie. 1999. No. 127.

8. Zurlinden. Napoleon et ses maréchaux: 2 vol. Paris: 1910. V.1.

9. URL://https://rg.ru/2008/08/13/peregovory.html.

10. URL://https://rg .ru/2022/11/11/parizh-vstupaet-v-gonku.

11. URL://https://ria.ru/20221110/frantsiya.

12. URL://https://rg.ru/2022/06/07/vo-francii-zaiavili.

Библиографический список

1. Самойлов В. Д. Антология военно-патриотического служения Отечеству: моногр. М., 2022.

2. Самойлов В. Д. О современных требованиях к системе высшего образования // Вестник высшей школы. 2002. № 11. С. 18-21.

3. Самойлов В. Д. Педагогика и психология высшей школы: учебник. М. ; Вологда, 2021.

4. Самойлов В. Д. Отчет о постановке учебного дела в Высшей Военной школе в Париже профессора Николаевской академии Генерального штаба полковника Беляева (1908 г., 33 л.) // Совершенствование системы высшего образования офицеров Вооруженных сил Российской Федерации: дисс. ... д-ра пед. наук. М. : ВУ, 2002.

5. Самойлов В. Д. Систему высшего образования российских офицеров на уровень современных требований // Открытое образование. 2002. № 6. С. 65-73.

6. Самойлов В. Д. О концепции высшего образования офицеров // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 77-79.

7. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации: учеб. пособие / под общ. ред. И. А. Алехина. М. : ВУ, 2003.

8. Gaulle Ch. de. La France et son armйe. P., 1938.

Bibliographic list

1. Samoilov V. D. Anthology of military-patriotic service to the Fatherland: monograph. M., 2022.

2. Samoilov V. D. On modern requirements for the system of higher education // Bulletin of higher education. 2002. No. 11. Р. 18-21.

3. Samoilov V. D. Pedagogy and psychology of higher education: textbook. M.; Vologda, 2021.

4. Samoilov V. D. Report on the organization of educational affairs at the Higher Military School in Paris, Professor of the Nikolaev Academy of the General Staff, Colonel Belyaev (1908, 33 years old) // Improvement of the system of higher education for officers of the Armed Forces of the Russian Federation: diss. ... Dr. ped. Sciences. M. : VU, 2002.

5. Samoilov V. D. The system of higher education of Russian officers to the level of modern requirements // Open education. 2002. No. 6. Р. 65-73.

6. Samoilov V. D. On the concept of higher education for officers // Higher education in Russia. 2002. No. 6. Р. 77-79.

7. Theory and practice of education of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation: textbook. allowance / under total. ed. I. A. Alekhina. M. : VU, 2003.

8. Gaulle Ch. de. La France et son armee. P., 1938.

Информация об авторах

В. Д. Самойлов — корреспондент Вестника Сибирского отделения Академии военных наук, доктор педагогических наук, кандидат военных наук, профессор, ветеран военной службы, полковник запаса, пенсионер МВД России, полковник внутренней службы в отставке;

Е. В. Чернега — научный сотрудник научно-практического журнала «Психология и педагогика служебной деятельности».

Information about the authors

V. D. Samoilov — Correspondent of the Bulletin of the Siberian Branch of the Academy of Military Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Military Sciences, Professor, Veteran of Military Service, Retired Colonel of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Retired Colonel of Internal Service;

E. V. Chernega — Researcher of the Scientific and Practical Journal «Psychology and Pedagogy of Official Activity».

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.12.2022; одобрена после рецензирования 18.01.2023; принята к публикации 03.02.2023.

The article was submitted 29.12.2022; approved after reviewing 18.01.2023; accepted for publication 03.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.